УДК 378+332.1
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
© 2011 Р.А.Джумаева
Казанский государственный технологический университет
Статья поступила в редакцию 28.09.2010
В данной статье рассмотрены роль и значение системы образования как ключевого фактора социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: система образования, регион, социально-экономическое развитие, человеческий капитал, трудовые ресурсы, Республика Татарстан.
Современный этап развития нашего общества, характеризующийся интеграцией в мировое культурное, образовательной и экономическое пространство требует принципиально нового подхода к подготовке кадров. Сегодня на лицо высокая востребованность специалистов, способных к успешной профессиональной деятельности в рамках не только национальной экономики, но и всего мирового пространства. Среди многочисленных факторов, оказывающих влияние на положительную динамику социально-экономического развития региона, повышения его конкурентоспособности, необходимо особо выделить систему профессионального образования.
Анализ причин большого разброса показателей социально-экономического развития успешных регионов Российской Федерации, Республики Татарстан в том числе, и их ведущих отраслей экономики показал, что это обусловлено следующими факторами: 1) недостаточная согласованность взаимодействия системы образования региона и его ведущих отраслей экономики; 2) отсутствие достаточного финансирования научных программ, разрабатываемых в системе высших учебных заведений региона; 3) слабая инновативность экономики региона; 4) низкий уровень качества трудового потенциала (некого посадить за трактор); 5) определённое несоответствие профессиональной структуры подготавливаемых специалистов существующим в экономике региона вакантным рабочим местам.
Действительно, регионализация российской экономики ослабляет связи регионов с федеральным центром, а подчиненность системы образования этому центру на сегодняшний день сохраняется. В этой связи и возникает комплекс проблем, определяемых противоречивостью кри-
Джумаева Римма Алимжановна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и предпринимательской деятельности. E-mail: [email protected]
териев развития региональной экономики и региональной системы образования.
Кризисное состояние российской экономики определило порочный круг, - «круг отсталости» по Б.Кналлу1 суть которого, состоит в следующем: отсталость экономики является причиной недостаточных ассигнований в систему образования, что в свою очередь является причиной отсталости народного образования и системы профессиональной подготовки. Это ведет к недостатку квалифицированной рабочей силы и низкой производительности труда, которая определяет отсталость экономики региона. Круг замкнулся.
Одна из причин сложившейся ситуации: низкий уровень качества трудовых ресурсов. Попытки внедрения инновационных по содержанию технологий, как правило, не имели успеха из-за отсутствия необходимой квалификации работников и специалистов. Как правило, обучение проводится на старой методологической и низкой технической базе, получаемые студентами базовые знания не достаточны для формирования профессиональных навыков и реализации их в практической деятельности. Таким образом, успех развития экономики региона многими «нитями» связан с состоянием региональной системы образования и согласованностью ее политики с интересами регионального развития2.
Развитие и совершенствование образовательной системы - это один из ключевых факторов повышения качества трудового потенциала и, как следствие, увеличения инвестиционной привлекательности субъекта федерации. Для Республики Татарстан возможности использования
1 Классики менеджмента/Под ред. М.Уорнера. -СПб.: 2001. - С.465.
2 Кадровое обеспечение инновационных процессов в экономике и образовании России. Социальное партнерство в системе непрерывного образования: Материалы IX Всерос. конф. Центр инновационных технологий. - Казань: 2008.
образовательной системы как мощного инструмента для развития экономики региона усиливается тем, что она имеет достаточно благоприятные климатические условия, выгодное территориально-географическое положение, достаточное количество промышленных запасов ряда уникальных полезных ископаемых, что, в конечном счете, предопределяет направления развития производительных сил республики, ее место в межрегиональном разделении труда.
Решение социальных задач в Республике Татарстан (финансирование образования, науки, здравоохранения, социального обеспечения и пр.), оздоровление экономики региона и всех его отраслей, обеспечение конкурентоспособного роста производства непосредственно связано, на наш взгляд, с реализацией проблем инвестирования. Хотелось бы заметить, что в условиях рыночной экономики кардинально меняются средства и методы управления инвестиционным процессом, сокращается объем централизованно распределяемых инвестиций, расширяется сфера косвенного их регулирования, возрастает роль нетрадиционных финансово-кредитных рычагов.
Однако в образовательной сфере надо честно признаться регионального рынка услуг практически нет. Деятельность этой сферы в настоящее время определяется не экономическим спросом на образовательные услуги (наличие реальных вакансий в отраслях народного хозяйства региона), а социальным спросом, субъективно определяемым населением на основе личных представлений, интересов и потребностей. Значительной составляющей социального спроса в регионе является статусный спрос. В республике, как и во многих других регионах России, престижно иметь диплом о высшем образовании, ученую степень. Вследствие этого является слабой обратная связь «вуз - экономическое развитие», которая должна обеспечивать качество и адекватность образовательной системы интересам региона.
Частные образовательные учреждения, функционирующие в республике, по объему подготовки специалистов не конкурентоспособны с государственными образовательными учреждениями. Спектр подготовки специалистов в них отражает лишь статусный спрос населения.
Вузы региона, у которых отсутствует мощная лабораторная и информационная база, имеют ограниченные возможности для привлечения профессорско-преподавательского состава, практически нет бюджетного финансирования для успешного развития учебно-материальной базы, и поэтому вынуждены формировать структуру специальностей, обеспечивающих финансовую выгоду собственному вузу, иногда в ущерб интересам региона.
Следует заметить, что структура подготовки специалистов в России заметно отличалась от стран с развитой экономикой в сторону доминирования технических специальностей, как того требовала отраслевая структура экономики. И по-прежнему, несмотря на изменения в подготовке специалистов, сохраняется устаревшая отраслевая структура занятости, характерная для экономики индустриального типа: преобладание доли работников в материальном производстве, прежде всего, в промышленности и сельском хозяйстве, где производительность труда остаётся пока на низком уровне. Кроме того, несоответствие структуры подготовки кадров требованиям экономики проявляется в том, что уровень заработной платы, получаемой специалистами, не коррелирует с уровнем образования, а значительная часть специалистов занята на рабочих местах, не требующих специального профессионального образования.
Между тем, интенсивность подготовки специалистов постоянно возрастала, что подтверждается сравнительными данными переписей населения Российской Федерации3. Таким образом, уровень образования населения и, прежде всего, профессионального, как в условиях командно-административной системы, так и в период социально-экономической трансформации общества, скорее свидетельствует об увеличении той его части, которая не реализуется в процессе производства благ и остаётся невостребованным запасом для возможного использования в будущем.
Одной из основных проблем управления системой образования в условиях модернизации экономики является обеспечение сбалансированности спроса и предложения на образовательные услуги, предоставляемые системой начального, среднего и высшего профессионального образования. Под образовательной услугой понимается, как правило, результат учебной, управленческой и финансово-хозяйственной деятельности учебного заведения, направленной на удовлетворение экономического спроса на подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы и социального спроса индивидов на получение профессионального образования.
Сам характер образовательной услуги (её экономическая и социальная значимость для всех экономических субъектов; неопределённость в процессе её получения, проявляющаяся в невозможности достоверной оценки в текущем периоде, какие знания и в каком объёме понадобятся в будущем трудовом периоде жизни, а какие - нет; трудности в оценке качества образовательной услуги со стороны её потребителя)
3 Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. ИИЦ «Статистика России». - М.: 2004.
обусловливает специфику поведения экономических субъектов на рынке образовательных услуг. Данный сегмент рынка услуг представляет собой институциональную систему взаимодействия спроса со стороны экономических субъектов на образовательные услуги учебных заведений
Государство (регион), которое по-прежнему оплачивает большую часть затрат на образование, заинтересовано в росте человеческого капитала общества в целом и субъекта федерации в частности, так как он априори способствует его социально-экономическому развитию. Фирма, максимизирующая прибыль, предъявляет спрос на рабочую силу с такими профессионально-квалификационными характеристиками, которые бы соответствовали этому критерию. Домохозяйства (индивиды) в качестве основного стимула получения профессионального образования ориентированы на максимизацию будущего денежного дохода, компенсирующего прямые и косвенные затраты на образование, и извлечение других выгод. Первое отражено в величине заработной платы, а второе, например, - в приобретении социального статуса, позволяющего адаптироваться индивиду в определённой социальной группе.
Наличие у каждого экономического субъекта своего стимула (интереса, мотива) при формировании образовательной системы в границах страны или региона создают основу для возникновения между ними противоречий по поводу производства и использования образовательной услуги. Эти противоречия проявляются, во-первых, в несоответствии профессиональной структуры и свойств человеческого капитала выпускников требованиям, предъявляемым фирмами к качеству рабочей силы, во-вторых, в несоответствии требований выпускников к качеству существующих вакантных рабочих мест, в-третьих, в несоответствии интересов фирм и региона при подготовке квалифицированной рабочей силы. Причём, эти противоречия порождены не только нынешними трансформационными процессами в экономике, а были «заложены» ещё административно-командной системой.
профессионального образования и предложения этих услуг со стороны последних на основе рыночных сигналов (цен, заработной платы, конкурентности) во взаимодействии с механизмом спроса и предложения на рынке труда специалистов.
Поведение профессиональных учебных заведений в период трансформации экономики характеризовался «подстройкой» к потребностям спроса на образовательные услуги, прежде всего, со стороны населения.
В начале 90-х годов ХХ века в результате реформирования системы высшего образования Российской Федерации, с целью расширения возможностей вузов, их интеграции в мировое образовательное пространство и систему рыночных отношений, ведущие вузы России получили статус университетов. Данный процесс повысил статус учебных заведений, позволил увеличить разнообразие форм деятельности данных образовательных учреждений, диверсификацию профессиональных образовательных программ и, как следствие, усилил конкуренцию на рынке образовательных услуг. Это следует считать положительным результатом реформирования системы высшего образования страны. Одним из направлений диверсификации деятельности вузов становится создание исследовательских университетов и университетских округов, позволяющее интегрировать усилия вузов для решения научных и практических региональных проблем.
Анализ инновационной деятельности показывает высокую результативность (по выходу научной продукции) подразделений региональной системы образования. Единой же региональной программы деятельности до сих пор не сформировано и практических результатов нет. Создание регионального университетского комплекса, объединяющего и согласовывающего интересы всех сторон (и в первую очередь региональной экономики), и управление им требует разработки специальной методологии и инструментария.
Среди рекомендуемых мер по управлению региональным развитием через совершенствование образовательной системы региона следует особо
Таб.1. Уровень образования населения в возрасте 15 лет и старше (на 1000 человек имеют образование)
Уровень образования 1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 2002 г.
Высшее профессиональное 27 50 77 113 160
Неполное высшее профессиональное 12 15 17 17 31
Среднее профессиональное 58 83 127 192 272
Среднее (полное) 63 123 204 274 258
Основное общее 234 284 272 210 181
Начальное общее 306 241 185 129 77
указать на необходимость структурирования связей с организациями, участвующими в реализации инвестиционных проектов в сфере реконструкции и поддержки системы образования (строительно-монтажные и проектные организации, предприятия-изготовители технологического оборудования, поставщики материальных и природных ресурсов). Они могут освобождаться от налога на прибыль, получаемую от работ по конкретному проекту, от налога на добавленную стоимость (полностью или частично) при покупке или реализации строительных материалов и конструкций, от оплаты за электроэнергию, транспорт, природные ресурсы и т.д. Одним из обязательных условий благополучного инвестирования средств в экономику или в ее отдельные отрасли (в том числе региональную систему образования) является уверенность потенциального инвестора в возврате вложенных им средств, которую предлагается гарантировать активами региона.
Анализ экономического состояния и экологической обстановки в Республике Татарстан свидетельствует о наличии благоприятных факторов для экономического развития республики. Прорывная технология требует привлечения инвестиций не только в промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в развитие трудовых ресурсов региона, обеспечивающих требуемое изменение его экономики. Трудовые ресурсы, на наш взгляд, необходимо рассматривать как причинный фактор, обеспечивающий (в некоторой степени) собственно привлечение инвестиций, а также успешное решение производственных задач.
Анализ возможных альтернативных стратегий развития республики показывает, что только активная организационная и экономическая деятельность по поддержке региональной образовательной системы будет способствовать привлечению инвестиций, в том числе и иностранных. Согласованная политика региональной экономики и системы образования может обеспечить изменение существующего положения, как на внутреннем рынке, так и на внешнем, что в свою очередь существенно повысит качество и условия жизни населения. Таким образом, совершенствование региональной образовательной системы, адекватной реализуемой в республике региональной политики в целом, позволит изменить структуру человеческого капитала республики, который более эффективно будет влиять на динамику социально-экономического развития региона.
Важность образования как необходимого условия социально-экономического прогресса подтверждается тем, что при расчёте индекса человеческого развития включены два показателя,
характеризующие уровень образования страны (помимо ожидаемой продолжительности жизни и реального душевого валового внутреннего продукта). Эти показатели комплексно характеризуют три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний и материальный достаток.
Инвестиции в человеческий капитал являются важным инструментом социальной политики, поэтому учёт «денежной» отдачи инвестиций в образование занижает его действительную ценность. Так, дополнительные выгоды, связанные с меньшим числом дней, оплачиваемых по болезни, с большей продолжительностью оплачиваемых отпусков, с меньшей физической нагрузкой, с увеличением разнообразия труда, его творческим характером, с возможностью принимать собственные решения и т.д., в целом повышают норму отдачи высшего образования в 1,5 - 1,8 раза.
Образование представляет собой не только экономическую ценность для конкретного индивида - высокие доходы в будущем, - но и социальную: престиж, социальный статус. В этой связи образование должно рассматриваться как полезность, которую извлекают все экономические субъекты, всё население. Однако извлекают пользу от образования и третьи лица, не участвующие в оплате образовательных услуг. Последнее предполагает наличие положительного внешнего эффекта. Так как количественно величину положительного внешнего эффекта оценить невозможно, то государство финансирует образование из бюджета, т.е. за счёт налогов этих «третьих» лиц, извлекающих полезность от того, что в обществе становится всё больше образованных людей.
В процессе экономического роста становится всё более заметно, что технический прогресс и его эффективность непосредственно определяются уровнем образования населения и, в первую очередь, - численностью и уровнем знаний специалистов. Вместе с тем, от общего уровня образования в большей мере зависит приспособляемость и потребность населения в новых, более развитых формах организаций, институтах, в современных товарах и услугах, т.е. в том, что характеризует развивающуюся экономику.
Объективная оценка объёма затрат, направленных на развитие системы образования, встречает много трудностей. Дело в том, что между данными затратами и экономическим ростом не всегда наблюдается однозначная положительная зависимость. Здесь следует учитывать также время, необходимое на приобретение соответствующих знаний. Время, затраченное на обучение, возрастает параллельно экономическому росту, а подготовленные специалисты достигают своей наиболее высокой производительности по
истечении времени, необходимого для получения опыта и производственных навыков.
Общим условием выбора конкретной политики инвестиций в образование является оценка эффекта, полученного от влияния таких инвестиций на темпы экономического развития. На практике это означает, что, с одной стороны, требуется оценить, окупаются ли затраты экономических субъектов на развитие системы образования теми результатами экономического роста, которые получены в итоге развития данной системы. С другой стороны, требует рассмотрения вопрос, являются ли данные вложения в развитие системы образования более эффективными с точки зрения темпов экономического развития, чем соответствующие вложения в другие сферы (например, в физический капитал).
Значение, которое придаётся проблеме оценки затрат и результатов развития системы образования, имеет прямое отношение к совместному анализу двух основных факторов экономического роста: уровню развития физического и человеческого капитала. Очевидно, что экономический рост возможен лишь при наличии обоих указанных факторов. Уровень же эффективности труда (и, как следствие, экономический рост страны в целом и отдельных ее регионов), прежде всего, зависит от конкретных соотношений данных факторов, а также от каждого фактора в отдельности. Минимальный рост эффективности труда за счёт улучшения технической оснащённости требует адекватного уровня знаний занятых. Максимальное же использование существующих производственных мощностей самым непосредственным образом зависит от индивиду-
альных профессиональных качеств каждого работника, его уровня квалификации.
При прочих равных условиях максимальный уровень эффективности труда достигается в том случае, когда уровни технической оснащённости производства и индивидуальных способностей к труду являются наиболее высокими и соответствуют друг другу. Данный максимальный уровень эффективности труда будет одновременно показывать и максимально возможные темпы экономического роста. Отсутствие же согласованности между указанными двумя факторами и отставание темпов экономического развития от максимально возможных свидетельствует о том, что общество не полностью использует свои ресурсы. Нарушение сбалансированности в использовании ресурсов производства одновременно указывает на ту область, дополнительные затраты в развитие которой могут дать наибольший эффект. Так, например, если наблюдается низкий уровень технической оснащённости производства, совершенствование и развитие его обеспечат максимальную экономию затрат труда. Если же несоответствия между ресурсами производства не наблюдается, наиболее высокие темпы развития допускаются при пропорциональном развитии обоих указанных ресурсов.
Таким образом, система образования является, на наш взгляд, фактором успешного и долгосрочного социально-экономического развития любого субъекта федерации. Мы не имеем права недооценивать данное обстоятельство, так как со временем это может напрямую отразиться как на экономической сфере деятельности региона, так и на социальной.
EDUCATIONAL SYSTEM IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF A REGION
© 2011 R.A.Dzhumaeva Kazan State Technology University
The article deals with the role of an educational system as a key factor of social and economic development of a region.
Keywords: education system, region, social and economic development, human capital, manpower, Tatarstan Republic.
Rimma Alimzhanovna Dzhumaeva, Candidate of Economics, Associate Professor of Management and Entrepreneurship Department. E-mail: [email protected]