Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ФУНКЦИИ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ОФИЦЕР / СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич

В представленной статье уделено внимание роли огневой подготовки в системе формирования личности офицера российской армии. Практическая значимость исследования заключается в воспитательной составляющей дисциплины, которая признана формировать профессионально важные качества военного специалиста. Подробно раскрыты функции дисциплины, акцентировано внимание на воспитательной функции. Раскрывается потенциал возможности применения современных информационных технологий в обеспечении процесса подготовки стрелка. Обосновывается зависимость формирования профессионально значимых качеств личности военного специалиста от оснащенности образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жемчужников Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND SIGNIFICANCE OF FIRE TRAINING IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE OFFICERS

In the presented article, attention is paid to the role of fire training in the system of forming the personality of an officer of the Russian army. The practical significance of the research lies in the educational component of the discipline, which is recognized to form the professionally important qualities of a military specialist. The functions of discipline are disclosed in detail, attention is focused on the educational function. The potential of the possibility of using modern information technologies in ensuring the process of training a shooter is revealed. The article substantiates the dependence of the formation of professionally significant personality traits of a military specialist on the equipment of the educational environment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ»

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения техники двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 61-63.

7. Новиков, В.А. Реализация метода сопряженного воздействия на учебно-тренировочном процессе по рукопашному бою среди курсантов и студентов высших учебных заведений на этапе совершенствования спортивного мастерства / В.А. Новиков, С.С. Ссорин, А.Т. Пайгильдин // Современные тенденции развития образования: компетенции, технологии, кадры. сборник материалов научно-методической конференции. - Чебоксары, 2019. - С. 233-237.

8. Развитие силовых способностей старших школьников средствами атлетической гимнастики на уроках физической культуры / А.П. Матвеев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Н.Г. Пучкова, В.И. Ша-рагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - No. 12 (154). - С. 167-172.

9. Самооценка личности как фактор, определяющий мотивационную сферу спортсмена / В.И. Шарагин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов, Н.Г. Пучкова, А.Н. Авдеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 389-393.

REFERENCES

1. Bakharev, Yu.A., Kuzmin, V.G., Pankratov, S.B. and Morozov, A.M. (2019), "Development of high-speed and power abilities in athletes of hand-to-hand fighting at the educational and training stage of preparation", Physical culture and health, Vol. 69, No. 1, pp. 96-98.

2. Gorshkov, A.G., Volobuev, A.L. and Eremin, M.V. (2021), Elective courses of physical culture and sport, Publishing house "KNORUS".

3. Karpov, V.Yu. and Golov, V.A. (2008), "Children and youth sport in development of physical culture of the studying youth", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 9-11.

4. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", The Sochi State University Bulletin, Vol. 8, No. 2, pp. 161-169.

5. Boldov A.S., Gusev A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina F.R. and Nogina E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

7. Novikov, V.A., Sorin, S.S. and Paygildin, A.T. (2019), "Implementation of the method of conjugate influence on the educational and training process in hand-to-hand combat among cadets and students of higher educational institutions at the stage of improving sportsmanship", Modern tendencies of education development: competencies, technologies, staff, Materials of science and methodical conference, Cheboksary, pp.233-237.

8. Matveev, A.P., Karpov, V.Yu., Sibgatulina, F.R., Puchkova, N.G. and Sharagin, V.I. (2017), "The development of power abilities of senior schoolchildren by means of athletic gymnastics in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 154, No. 12, pp. 167-172.

9. Sharagin, V.I., Karpov, V.Yu., Makhov, A.S., Puchkova, N.G. and Avdeeva, A.N. (2018), "Personality self-assessment as defining factor of athlete's motivation sphere", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 389-393.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.10.2021

УДК 378.1

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ

Александр Васильевич Жемчужников, доцент, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Пермь

Аннотация

В представленной статье уделено внимание роли огневой подготовки в системе формирования личности офицера российской армии. Практическая значимость исследования заключается в воспитательной составляющей дисциплины, которая признана формировать профессионально важ-

ные качества военного специалиста. Подробно раскрыты функции дисциплины, акцентировано внимание на воспитательной функции. Раскрывается потенциал возможности применения современных информационных технологий в обеспечении процесса подготовки стрелка. Обосновывается зависимость формирования профессионально значимых качеств личности военного специалиста от оснащенности образовательной среды.

Ключевые слова: огневая подготовка, функции огневой подготовки, военно-профессиональная подготовка, офицер, силовые структуры.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p128-131

ROLE AND SIGNIFICANCE OF FIRE TRAINING IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF FUTURE OFFICERS

Alexander Vasilyevich Zhemchuzhnikov, the senior lecturer, Perm Military Institute of the Forces of the National Guard of the Russian Federation, Perm

Abstract

In the presented article, attention is paid to the role of fire training in the system of forming the personality of an officer of the Russian army. The practical significance of the research lies in the educational component of the discipline, which is recognized to form the professionally important qualities of a military specialist. The functions of discipline are disclosed in detail, attention is focused on the educational function. The potential of the possibility of using modern information technologies in ensuring the process of training a shooter is revealed. The article substantiates the dependence of the formation of professionally significant personality traits of a military specialist on the equipment of the educational environment.

Keywords: fire training, fire training functions, military professional training, officer, security

forces.

ВВЕДЕНИЕ

Система высшего военного образования существенно отличается от «гражданской» рядом специфических особенностей, которые направлены на формирование профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств будущих офицеров. Ключевыми отличиями является существенное увеличение учебного времени, отводимого на формирование и поддержание уровня физической готовности обучающихся, а также ряда специальных дисциплин, системообразующей из которых является огневая подготовка. Содержание дисциплины включает в себя изучение основ внутренней и внешней баллистики, правил стрельбы, боевых характеристик стрелкового оружия и средств ближнего боя и, непосредственно, обучение стрельбе. Однако, на наш взгляд, педагогический процесс, направленный на обучение будущих офицеров приемам стрельбы, является значимым не только для выполнения задач по поражению целей, но и для профессиональной деятельности офицеров, поскольку данный процесс формирует такие качества как выдержка, хладнокровие, статическая выносливость, стойкость, стрессоустойчивость и др.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Формирование педагогических трендов в военном образовании реализуется, с одной стороны, деятельностью ведомств, курирующих национальную систему образования [1], с другой руководящими ведомствами (Министерство Обороны, Росгвардия, МВД, Федеральная служба исполнения наказаний и др.), которые ориентируют систему образования на выполнение функциональных задач, возложенных на органы исполнительной власти. Огневая подготовка в данном случае рассматривается исключительно для формирования навыков стрельбы. В свою очередь, В.Н. Лымарев в своем исследовании [2] выделяет значимую роль воспитательной функции огневой подготовки и доказывает повышение уровня ряда профессионально значимых качеств будущих офицеров в процессе

освоения курса. Автор выносит на один уровень значимость воспитательной функции огневой подготовки с учебной. В свою очередь, воспитательную функцию целесообразно декомпозировать на мотивирующую, ценностную развивающую.

Ценностная функция огневой подготовки позволяет реализовать смыслообразу-ющую составляющую дисциплины, и направлена на формирование ценностных ориента-ций военно-профессиональной подготовки будущих офицеров. Она реализуется глубоким осознанием обучающимися основ военной профессии и реализации себя в системе военно-профессиональной деятельности.

Функциональной особенностью мотивирующей составляющей исследуемой категории является осознание мотива военно-профессиональной деятельности, который в свою очередь необходимо рассматривать как профессиональный ориентир карьеры будущего военного специалиста. Причем реализация мотивирующей функции предполагается не только в процессе освоения курса огневой подготовки, а также при выполнении программы командирской подготовки в процессе выполнения профессионально-должностных обязанностей.

Развивающая функция предполагает личностное развитие будущих офицеров и напрямую связана с формированием профессионально значимых качеств.

Процесс формирования профессионально значимых качеств будущего военного специалиста зависит от условий образовательной среды. Последние достижения в области искусственного интеллекта и компьютерного зрения позволяют произвести ее качественное дополнение. Ключевые идеи расширения образовательной среды с применением технологий дополненной реальности представлены в исследованиях [3, 4] и позволяют пересмотреть возможности воспитательной функции в целом.

Таким образом, роль и значение дисциплины «огневая подготовка» в системе подготовки офицеров российских силовых структур выходит далеко за границы освоения курса и открывает существенные возможности для формирования у обучающихся таких профессионально значимых качеств как стойкость, выдержка, стрессоустойчивость, хладнокровие и др., что позволит в дальнейшем не только сформировать высококлассных специалистов для войск, но и гарантированно выполнить задачи, стоящие перед силовыми ведомствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов, К.В., Понятие «военно-профессиональная подготовка, ее сущность и содержание». / К.В. Аксенов. // Ярославский педагогический вестник - 2010. -Т. 2, № 4. -С. 169-174.

2. Лымарев, В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов : дис. ... канд. пед. наук / Лымарев Виталий Николаевич. - Челябинск, 2015. - 219 с.

3. Полковников, А.В., К вопросу о повышении эффективности огневой выучки будущих офицеров войск национальной гвардии / А.В. Полковников. // Развитие военного образования в контексте обеспечения военной безопасности Казахстана - Петропавловск, 2021. - С. 28-30.

4. Полковников, А.В., Средства дополненной реальности в обучении как фактор формирования психологической устойчивости будущих офицеров войск национальной гвардии. / А.В. Полковников. // Национальная безопасность и моложеная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире. материалы Международной научно-практической конференции -Челябинск, 2021. - С. 455-459.

REFERENCES

1. Aksenov, K.V. (2010), "Concept of "military-professional training", its essence and content", Yaroslavl Pedagogical Gazette, Vol. 2, No. 4, pp. 169-174.

2. Lymarev, V.N. (2015), Formation of the motive of military-professional activity among military cadets, dissertation, Chelyabinsk.

3. Polkovnikov A.V. (2021), "On the issue of increasing the effectiveness of fire training of future officers of the National Guard troops", Development of military education in the context of ensuring

the military security of Kazakhstan World, scientific and practical conference, March 18, 2021, Petropav-lovsk, pp. 28-30.

4. Polkovnikov A.V. (2021), "Augmented reality tools in training as a factor in the formation of psychological stability of future officers of the National Guard", National Security and Youth Politics: Cyber Socialization and Transformation of Values in the VUCA World, scientific and practical conference, April 14-15, 2021, Chelyabinsk, pp. 455-459.

Контактная информация: zemchyg63@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2021

УДК 796.012.1

КРОССФИТ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЧИР СПОРТОМ

Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Людмила Васильевна Ананьева, доцент, Наталья Викторовна Гурова, доцент, Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара

Аннотация

Данная статья посвящена вопросу подготовки сборной команды по чир спорту Самарского государственного экономического университета. Быстрое развитие фитнес-тренинга приводит к большому разнообразию программ физической подготовки, что дает возможность быстро достичь нужного результата в подготовке спортсменов. В статье представлена точка зрения авторов на использование методики применения тренировок по кроссфиту, с целью быстрого развития силовой выносливости в подготовке команды по чир спорту. Авторы экспериментальным путем выявили влияние системы тренировок кроссфитом на развитие силовой выносливости у студенток, занимающихся чир спортом. Сделали выводы, что кроссфит - эффективное средство для развития силовой выносливости, в подготовке чирлидерш т.к. показатели экспериментальной группы занимающихся всего за три месяца значительно повысили свою силовую выносливость, и даже визуально отличались во время прохождения своей композиции по сравнению с контрольной группой.

Ключевые слова: физические качества, общая физическая подготовка, кроссфит, силовая выносливость, чир спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p131-134

CROSSFIT IS ONE OF THE TRAINING MEANS FOR FEMALE STUDENTS INVOLVED IN CHEER SPORTS

Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics, Samara; Lyudmila Vasilyevna Ananyeva, the senior lecturer, Natalia Viktorovna Gurova, the senior lecturer, Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer; Samara University

Abstract

This article is devoted to the issue of preparing the national cheer team of the Samara State University of Economics. The rapid development of fitness training leads to a wide variety of physical training programs, which makes it possible to quickly achieve the desired result in the preparation of athletes. The article presents the authors' point of view on the use of crossfit training methods for the purpose of rapid development of strength endurance in the preparation of a cheer sports team. The authors experimentally revealed the influence of the crossfit training system on the development of strength endurance in female students engaged in cheer sports. It was concluded that crossfit is an effective tool for the development of strength endurance, in the preparation of cheerleaders, because the indicators of the experimental group engaged in just three months significantly increased their strength endurance, and even visually differed

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.