Научная статья на тему 'Роль и значение международных актов в обеспечении миграционной безопасности России'

Роль и значение международных актов в обеспечении миграционной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОСТОРОННИЕ И ДВУСТОРОННИЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ / МИГРАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ / МИГРАНТЫ / ГЕНЕРАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ ООН / СНГ / ОДКБ / ШОС / ЕВРАЗЭС / MULTILATERAL AND BILATERAL INTERNATIONAL ACTS / MIGRATION SECURITY OF RUSSIA / MIGRANTS / UN GENERAL ASSEMBLY / CIS / CSTO / SCO / EURASEC

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Степанов А.В.

Дана характеристика основных международных актов: деклараций, пактов, конвенций, соглашений, хартий, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и региональными международными организациями (СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС), ратифицированных и используемых Россией в реализации правового статуса иностранцев и достижении общественной безопасности в миграционной сфере. На основе проведенного анализа сделан вывод об имплементации норм международных актов в законодательство России и их непосредственном использовании в правоприменительной деятельности органов государственной власти РФ. В заключение говорится о большом значении и высокой роли международных актов в обеспечении миграционной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Степанов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF INTERNATIONAL ACTS IN ENSURING RUSSIAN MIGRATION SECURITY

The article characterizes the main international acts: declarations, covenants, conventions, agreements, charters adopted by the UN General Assembly and regional international organizations (CIS, CSTO, SCO, EURASEC), ratified and used by Russia in implementing the legal status of foreigners and achieving public security in the field of migration. Based on the analysis, it is concluded that the norms of international acts are implemented in the legislation of Russia and they are used directly in the enforcement of public authorities of the Russian Federation. In conclusion, it is stated that international acts are of great importance and play a significant role in ensuring migration security of Russia.

Текст научной работы на тему «Роль и значение международных актов в обеспечении миграционной безопасности России»

176

Пра во

Вестник Нижегородского университете! им. Н.И. Лоба чевского, 2019, № 6, с. 176-183

УДК 342.9

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ АКТОВ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МИГРАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

© 2019 г. А.В. Степанов

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, Пермь Пермский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пермь

a.stepanov1975@mail.ru

Поступила в редакцию 01.10.2019

Дана характеристика основных международных актов: деклараций, пактов, конвенций, соглашений, хартий, принятых Генеральной Ассамблеей ООН и региональными международными организациями (СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС), ратифицированных и используемых Россией в реализации правового статуса иностранцев и достижении общественной безопасности в миграционной сфере. На основе проведенного анализа сделан вывод об имплементации норм международных актов в законодательство России и их непосредственном использовании в правоприменительной деятельности органов государственной власти РФ. В заключение говорится о большом значении и высокой роли международных актов в обеспечении миграционной безопасности России.

Ключевые слова: многосторонние и двусторонние международные акты, миграционная безопасность России, мигранты, Генеральная Ассамблея ООН, СНГ, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС.

Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью ее правовой системы (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» [1]).

В настоящее время на международном уровне действует ряд документов, касающихся политико-правового регулирования различных аспектов миграции, определения статуса мигрантов и обеспечения миграционной безопасности. Они носят как обязательный (пакты, конвенции и протоколы к ним), так и рекомендательный (хартии, декларации, резолюции, пакты) характер. При этом некоторые из них имеют ограниченную географическую применимость, поскольку были приняты региональными международными организациями и их действие распространяется только на страны, входящие в эти организации. Документы, принимаемые различными межправительственными организациями, выступают своего рода юридическими ориентирами для разработки миграционной политики и миграционного законодательства внутри отдельных государств и их объединений [2].

К глобальному источнику международного права в сфере регулирования статуса иностранных граждан, косвенно относящемуся к миграционной безопасности, ратифицированному Россией, относится Всеобщая декларация прав человека (далее - Декларация 1948 года) [3].

Часть 1 статьи 13 Декларации 1948 года гласит, что «каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства». Часть 1 статьи 14 содержит тезис о том, что «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем». С точки зрения обеспечения миграционной безопасности предоставление таких прав возможно только лицам, въезжающим и находящимся в России на законных основаниях.

В рамках реализации миграционного контроля субъекты, его проводящие, руководствуются положениями статей 7 и 9 Декларации 1948 года, говорящими, что «все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона» и «никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию». Это означает, что государственной защите подлежат права и законные интересы всех лиц, находящихся на территории страны, независимо от того, являются ли эти лица правонарушителями или добропорядочными гражданами.

Несмотря на явный либеральный и правозащитный характер исследуемого документа, часть 2 статьи 29 Декларации 1948 года предусматривает возможность установления государством ограничений прав и свобод человека. Но только на основании закона и «исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, обществен-

ного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Ценность Декларации 1948 года в обеспечении административно-правового статуса иностранцев и миграционной безопасности России трудно переоценить, так как основные ее положения используются российским законодателем в правотворческой деятельности при регулировании вопросов, связанных с миграционной политикой государства. Также содержание Декларации 1948 года систематически находит свое отражение в правоприменительной правоохранительной деятельности судебных и иных государственных органов России [4].

В отличие от Декларации 1948 года, носящей рекомендательный характер, Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - Пакт от 16 декабря 1966 г.) [5] является первым международным договором в сфере обеспечения соблюдения политических прав человека обязательным к исполнению для ратифицировавших его государств.

Применительно к вопросам миграционной безопасности статья 12 Пакта от 16 декабря 1966 г. гласит, что «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства». Часть 3 этой же статьи допускает установление законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других.

В соответствии со ст. 13 Пакта от 16 декабря 1966 г. иностранцы, законно находящиеся в каком-либо из государств, ратифицировавших Пакт, могут быть высланы из страны только на основании законного решения. Кроме того, решение о высылке может быть обжаловано иностранцем в установленном законом порядке, если императивные соображения государственной безопасности не требуют иного.

Общеобязательный характер норм Пакта от 16 декабря 1966 г. влечет за собой активное прямое их применение в судебной деятельности в Российской Федерации [6].

Российская Федерация, вступив 28 февраля 1996 года в Совет Европы, подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии. 30 марта 1998 года ею была ратифицирована Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция 1950 года) [7]. Кроме важнейших положений, устанавливающих неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязанности государства, в Конвенции 1950 года и протоколах к ней

содержатся нормы, касающиеся вопросов обеспечения миграционной безопасности.

Так, статья 5 Конвенции 1950 года провозглашает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. В соответствии с ней «никто не может быть лишен свободы иначе как в определенных случаях и в порядке, установленном законом». В пункте Г) части 1 статьи 5 указывается возможность законного «задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче».

При этом согласно частям 1 и 2 статьи 2 Протокола № 4 от 16 сентября 1963 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый протокол к ней [8], «каждый, кто на законных основаниях находится на территории какого-либо государства, имеет в пределах этой территории право на свободу передвижения и свободу выбора местожительства, а также свободу покидать любую страну, включая свою собственную». Часть 3 статьи 2 гласит, что «пользование этими правами не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности или общественного спокойствия, для поддержания общественного порядка, предотвращения преступлений, охраны здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц». Статья 4 Конвенции 1950 года, исходя из принципа персонификации ответственности, запрещает коллективную высылку иностранцев.

Указанные нормы соответствуют и дополняют положения Декларации 1948 года и в той или иной мере воспроизводятся в законодательстве Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и в правоохранительной деятельности органов судебной власти [9].

Процедурные вопросы обеспечения миграционной безопасности государства содержатся в Протоколе № 7 от 22 ноября 1984 года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод [10].

Статья 1 указанного протокола предусматривает процессуальные гарантии в случае высылки иностранца в виде возможности представлять мигрантом аргументы против высылки, требовать пересмотра своего дела, лично участвовать в рассмотрении дела. Тем не менее часть 2 данной статьи допускает высылку иностранца и без предоставления вышеуказанных прав в том случае, если такая высылка необхо-

дима в интересах общественного порядка или обусловлена соображениями национальной безопасности.

Важными международными документами, используемыми Российской Федерацией в механизме правового регулирования миграционной безопасности, являются резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которыми принимаются декларации, конвенции, планы и пр.

Полноценным документом, содержащим нормы о миграционной безопасности и используемым в Российской Федерации, является Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (далее - Декларация 1985 года) [11].

Характерной особенностью этого международного документа является акцент на праве любого государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, в том числе устанавливать различия между его гражданами и иностранцами (ч. 1 ст. 2). Часть 1 статьи 5 Декларации 1985 года устанавливает приоритет внутреннего законодательства в предоставлении иностранцам конкретных прав перед нормами международного права, которые, тем не менее, должны учитываться при принятии законов и правил. Но есть обязанность государства по опубликованию национального законодательства в сфере миграции (ст. 3).

Важной, с точки зрения обеспечения миграционной безопасности, является часть 1 статьи 2 Декларации 1985 года, содержащей по смыслу тезис о том, что ни одно из положений Декларации не должно толковаться как возможность мигрантам незаконно проникать в государство и присутствовать в нем.

В статье 4 Декларации 1985 года от иностранцев требуется, чтобы они не только соблюдали местные законы, но и уважали традиции и обычаи принимающего государства.

Как и вышеназванные документы, Декларация 1985 года допускает установление законом государства ограничений в отношении иностранцев, «которые необходимы в демократическом обществе для защиты государственной безопасности, общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения или прав и свобод других...» (ч. 2 ст. 5). Прежде всего, такие ограничения должны устанавливаться в отношении иностранцев-нарушителей, но в соответствии со статьей 7 Декларации 1985 года существует возможность высылки с территории государства иностранцев, находящихся в государстве и на законном основании. При условии соблюдения их права

на защиту и запрета высылки «на основании расовой принадлежности, цвета кожи, религии, культуры, родового, национального или этнического происхождения».

Исходя из смысла Декларации, можно сделать вывод, что нормы указанного документа адресованы государствам с целью их имплементации в национальное законодательство, регулирующее миграционную политику, и для использования в правоприменительной практике [12].

Также на международном уровне в связи с рассматриваемыми проблемами нельзя не отметить Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [13], целью которой является установление содействия сотрудничеству государств в деле эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Конвенция стала основой для принятия целого ряда детализирующих ее документов в области борьбы с транснациональной организованной преступностью, в том числе в области миграции.

К таковым относятся протокол, декларация и план по ее реализации, принятые несколькими резолюциями: № 55/25 от 15 ноября 2000 г. [14], № 55/59 от 4 декабря 2000 г. [15] и № 56/261 от 31 января 2002 г. [16].

Согласно пункту 14 Резолюции № 55/59 от 4 декабря 2000 г. государства обязуются «разрабатывать более эффективные способы взаимного сотрудничества в целях искоренения . незаконного ввоза мигрантов».

Основным универсальным документом, затрагивающим аспекты борьбы с незаконным ввозом мигрантов и другие связанные с этим вопросы, является Резолюция № 55/25 от 15 ноября 2000 г., утвердившая «Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.», согласно которому государства-участники заявляют о том, что «для принятия эффективных мер по предупреждению незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и борьбе с ним необходим всеобъемлющий международный подход, включая сотрудничество, обмен информацией и другие надлежащие меры, . на национальном, региональном и международном уровнях».

Важным содержательным моментом Резолюции № 55/59 от 4 декабря 2000 г., утвердившей «Венскую декларацию о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века», является формулирование основных понятий, используемых в данном документе. Так, в частности, статья 3 определяет, что под незаконным ввозом мигрантов понимается «обеспечение с целью получения, прямо или косвенно, какой-

либо финансовой или иной материальной выгоды, незаконного въезда в какое-либо государство-участник любого лица, которое не является его гражданином или не проживает постоянно на его территории». Та же статья говорит, что «незаконный въезд означает пересечение границ без соблюдения необходимых требований для законного въезда в принимающее государство».

Статья 6 указанного документа рекомендует к принятию государствами-участниками таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемых деяния, когда они совершаются умышленно и с целью получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду.

В развитие положений Резолюции № 55/25 от 15 ноября 2000 г. раздел IV Резолюции № 56/261 от 31 января 2002 г., утвердившей «Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века», устанавливает стандарты-рекомендации в сфере противодействия незаконной миграции путем борьбы с незаконным ввозом мигрантов.

Меры, направленные на предупреждение незаконного ввоза мигрантов и борьбу с ним, а также на развитие в этом отношении сотрудничества между государствами, рекомендовано осуществлять как на национальном, так и на международном уровнях.

Как уже ранее говорилось, на международном уровне действует ряд документов, принятых региональными международными организациями, действие которых распространяется только на страны, входящие в эти организации. Соответственно эти документы имеют ограниченную географическую применимость.

Одной из региональных международных организаций, в работе которой активно принимает участие Российская Федерация, является Содружество Независимых Государств (далее - СНГ).

К сферам деятельности СНГ относятся в том числе вопросы социальной и миграционной политики.

В рамках реализации поставленных задач СНГ принимает различные правовые акты. Так, Совет глав государств СНГ своим решением от 16 сентября 2004 г. одобрил Концепцию сотрудничества государств-участников СНГ в противодействии незаконной миграции (далее -Концепция от 2004 г.) [17], которая содержит систему принципов и направлений взаимодействия органов государственной власти государств-участников СНГ в обеспечении их безопасности от угроз нелегальной миграции.

С целью обеспечения миграционной безопасности государствами-участниками должно осу-

ществляться противодействие незаконной миграции с помощью комплекса мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств-участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств-участников СНГ и пресечения незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государства-участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства.

Ценность для Российской Федерации Концепции от 2004 г. в обеспечении миграционной безопасности заключается в четком формулиро-в ании цели и задач, основных направлений и форм сотрудничества государств-участников СНГ в регулировании миграционных процессов и принятии необходимых согласованных мер противодействия незаконной миграции.

Специальным документом, направленным на организацию взаимодействия в борьбе с незаконной миграцией на постсоветском пространстве, является Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (далее - Соглашение СНГ от 1998 года) [18].

Государства - участники Соглашения СНГ от 1998 года отмечают, что незаконная миграция представляет угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности, способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях государств. Участники соглашения считают сотрудничество в борьбе с незаконной миграцией одним из важных направлений регулирования миграционных процессов на территориях государств и ставят целью осуществление совместных мер к предотвращению незаконной миграции.

Российская Федерация в 1992 году стала участницей региональной международной Организации Договора о коллективной безопасности (далее - ОДКБ), провозглашаемыми целями деятельности которой являются «укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов» [19]. Статья 8 Устава ОДКБ гласит: «Государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, ... организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан)».

Еще одной международной организацией, участником которой является Российская Федерация, выступает Шанхайская организация сотрудничества (далее - ШОС), основанная 14 июня

2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана.

Основополагающим документом ШОС является Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 6 июня 2002 г. (далее - Хартия от

2002 г.) [20], статья 1 которой среди основных целей и задач называет «борьбу . с незаконной миграцией».

Одним из основных направлений сотрудничества в рамках ШОС Хартия от 2002 г. провозглашает «выработку и реализацию мероприятий по совместному противодействию ... незаконной миграции» (статья 3).

Еще одной региональной международной организацией, государством-членом которой является Российская Федерация, выступает Евразийский экономический союз.

Указанная общественная организация приняла ряд международных документов, направленных на обеспечение охраны внешних границ и миграционной безопасности ее государств-членов.

Так, статья 2 Договора о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества [21] говорит, что «стороны осуществляют сотрудничество . в борьбе с незаконной миграцией».

Во исполнение указанного договора были подписаны несколько детализирующих протоколов, имеющих важное значение для правового регулирования миграционной безопасности.

Протоколом об основах деятельности пограничных ведомств по содействию гармонизации законодательной и иной нормативной базы государств-членов Евразийского экономического сообщества [22] закреплены основные цели гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов по пограничным вопросам.

В статье 1 Протокола о сотрудничестве пограничных ведомств государств-членов Евразийского экономического сообщества в оперативно-разыскной деятельности в интересах охраны внешних границ государств-членов ЕврАзЭС от 21 февраля 2003 года [23] формулируется основная цель сотрудничества в области оперативно-разыскной деятельности.

Неотъемлемой частью обеспечения миграционной безопасности выступает борьба с нелегальной трудовой миграцией, так как основной причиной въезда и нахождения мигрантов на территории государств является потребность в осуществлении трудовой деятельности.

В рамках международного сотрудничества Российская Федерация участвует в реализации

международных документов, касающихся недопущения нелегальных мигрантов на свою территорию.

В 2011 году Россия ратифицировала заключенное в 2010 г. в Санкт-Петербурге Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств [24] между Правительствами Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан (позднее присоединились Кыргызская Республика и Республика Армения). В настоящее время оно является важнейшей правовой основой для сотрудничества участвующих в нем государств по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств [25].

Наряду с многосторонними соглашениями Российская Федерация участвует в значительном количестве двусторонних соглашений в области противодействия незаконной миграции [26-29]. Рассмотрение отличительных особенностей указанного вида соглашений является темой отдельного научного исследования.

В заключение необходимо отметить, что в современном мире существует большое количество национальных (внутригосударственных) правовых систем, созданных суверенными государствами и распространяющих свое воздействие на отношения в рамках территорий конкретных государств. В то же время все внутригосударственные правовые системы вовлечены во взаимодействие, то есть каждая из них может наделять нормы иностранного права юридическим значением, и, в свою очередь, правовые нормы каждой национальной правовой системы получают юридическую оценку с позиций других правовых систем [30].

В Российской Федерации применяется дуалистический подход к вопросу о соотношении национальной правовой системы с международной правовой системой, предусматривающий относительную открытость национальной правовой системы. В рамках этого подхода нормы вышеуказанных международных актов как имплементируются законодателем во внутреннее российское законодательство, так и непосредственно применяются в практике правоприменительных органов государственной власти.

Роль и значение международных актов в обеспечении миграционной безопасности России трудно переоценить, так как в условиях глобализации миграционных процессов происходит формирование нового глобального правового пространства, которое основывается не только на суверенном равенстве государств, использующих, в частности, международные стандарты в миграционной сфере, но и на выбо-

ре отдельными государствами и их партнерами приоритетов в публично-правовых институтах с учетом национальной или союзной безопасности и социально-экономических интересов от миграционных эффектов.

Список литературы

1. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 12 марта 2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29. Ст. 2757; 2014. № 11. Ст. 1094.

2. Ходусов А.А. Международно-правовые стандарты регулирования миграционных процессов // Безопасность бизнеса. 2016. № 4. С. 26-30.

3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III)) // Российская газета. 1995. 5 апреля. № 67.

4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 23. Ст. 3473.

5. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16 декабря 1966 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.

6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2017. № 5 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27 декабря 2017 г.) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2018. № 12.

7. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04 ноября 1950 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.

8. Протокол № 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в конвенцию и первый протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. Ст. 2143.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 2018 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности пунктов 1 и 3 статьи 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Социалистической Республики Вьетнам Нгуен Чонг Хая» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 23. Ст. 3388.

10. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 20. Ст. 2143.

11. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой

они проживают (Принята 13 декабря 1985 г.) // Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. С. 255-259.

12. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2014 г. № АКПИ14-326 «Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 13 Перечня территорий Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 № 470, и пункта 2 Перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 754» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2015. № 2.

13. Конвенция против транснациональной организованной преступности (Принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г.) // Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.

14. Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Принят в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3883.

15. Резолюция № 55/59 Генеральной Ассамблеи ООН «Венская декларация о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века» (Принята в г. Нью-Йорке 04 декабря 2000 г.). Документ опубликован не был.

16. Резолюция № 56/261 Генеральной Ассамблеи ООН «Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века» (Принята в г. Нью-Йорке 31 января 2002 г.). Документ опубликован не был.

17. Решение Совета глав государств СНГ «О Концепции сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции» (Принято в г. Астане 16 сентября 2004 г.) // Единый реестр правовых актов и других документов Содружества Независимых Государств. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ ru/mdex.html#reestr/view/text?doc=1628 (дата обращения: 15.09.2019).

18. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией (Заключено в г. Москве 06 марта 1998 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1998. № 1. С. 81-86.

19. Устав Организации Договора о коллективной безопасности (Принят в г. Кишиневе 07 октября

2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 3. Ст. 163.

20. Хартия Шанхайской организации сотрудничества от 6 июня 2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2007. № 1. С. 8-17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Москве, 21 февраля

2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 6. С. 3-5.

22. Протокол об основах деятельности пограничных ведомств по содействию гармонизации законодательной и иной нормативной базы государств-членов Евразийского экономического сообщества (Подписан в г. Москве, 21 февраля 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 6. С. 5-6.

23. Протокол о сотрудничестве пограничных ведомств государств-членов Евразийского экономического сообщества в оперативно-розыскной деятельности в интересах охраны внешних границ государств-членов ЕврАзЭС (Подписан в г. Москве, 21 февраля 2003 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 6. С. 8-9.

24. Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств от 19 ноября 2010 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 5. Ст. 541.

25. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: Монография. 2019. С. 254-258.

26. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной

миграцией (заключено в г. Москве 2 июня 2015 г.) // Бюллетень международных договоров. 2016. № 1. С. 90-94.

27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (заключено в г. Москве 17 февраля 2010 г.). Документ опубликован не был.

28. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Заключено в г. Москве 22 марта 2013 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 19.11.2018).

29. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией (Заключено в г. Москве 27 октября 2008 г.) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 8. С. 69-73.

30. Азнагулова Г.М. Взаимодействие международного и внутригосударственного права и Конституция Российской Федерации // Lex Russica. 2015. № 8. С. 84.

THE ROLE AND SIGNIFICANCE OF INTERNATIONAL ACTS IN ENSURING RUSSIAN MIGRATION SECURITY

A. V. Stepanov

The article characterizes the main international acts: declarations, covenants, conventions, agreements, charters adopted by the UN General Assembly and regional international organizations (CIS, CSTO, SCO, EURASEC), ratified and used by Russia in implementing the legal status of foreigners and achieving public security in the field of migration. Based on the analysis, it is concluded that the norms of international acts are implemented in the legislation of Russia and they are used directly in the enforcement of public authorities of the Russian Federation. In conclusion, it is stated that international acts are of great importance and play a significant role in ensuring migration security of Russia.

Keywords: multilateral and bilateral international acts, migration security of Russia, migrants, UN General Assembly, CIS, CSTO, SCO, EURASEC.

References

1. O mezhdunarodnyh dogovorah Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 15 iyulya 1995 g. № 101-FZ (red. ot 12 marta 2014 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1995. № 29. St. 2757; 2014. № 11. St. 1094.

2. Hodusov A.A. Mezhdunarodno-pravovye standarty regulirovaniya migracionnyh processov // Be-zopasnost' biznesa. 2016. № 4. S. 26-30.

3. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka ot 10 dekabrya 1948 goda (Prinyata na tret'ej sessii Gen-eral'noj Assamblei OON rezolyuciej 217 A (III)) // Ros-sijskaya gazeta. 1995. 5 aprelya. № 67.

4. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 23 maya 2017 g. № 14-P «Po delu o proverke konstitucionnosti polozhenij statej 31.7 i 31.9 Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh prav-onarusheniyah v svyazi s zhaloboj lica bez grazhdanstva N.G. Mskhiladze» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2017. № 23. St. 3473.

5. Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politich-eskih pravah (Prinyat 16 dekabrya 1966 g.) // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 1994. № 12.

6. Obzor sudebnoj praktiki Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2017. № 5 (utv. Prezidiumom Verhovnogo Suda RF 27 dekabrya 2017 g.) // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2018. № 12.

7. Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnov-nyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04 noyabrya 1950 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2001. № 2. St. 163.

8. Protokol № 4 k Konvencii o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v kon-venciyu i pervyj protokol k nej (Podpisan v g. Strasburge 16 sentyabrya 1963 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1998. № 20. St. 2143.

9. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 29 maya 2018 g. № 21-P «Po delu o proverke konstitucionnosti punktov 1 i 3 stat'i 8 Federal'nogo zakona «O pravovom polozhenii inostrannyh grazhdan v Rossijskoj Federacii» v svyazi s zhaloboj grazhdanina Socialistich-eskoj Respubliki V'etnam Nguen Chong Haya» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2018. № 23. St. 3388.

10. Protokol № 7 k Konvencii o zashchite prav che-loveka i osnovnyh svobod (Podpisan v g. Strasburge 22 noyabrya 1984 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Ros-sijskoj Federacii. 1998. № 20. St. 2143.

11. Deklaraciya o pravah cheloveka v otnoshenii lic, ne yavlyayushchihsya grazhdanami strany, v kotoroj oni prozhivayut (Prinyata 13 dekabrya 1985 g.) // Dejst-vuyushchee mezhdunarodnoe pravo. T. 1. M., 1996. S. 255-259.

12. Reshenie Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 20 maya 2014 g. № AKPI14-326 «Ob otkaze v udovletvorenii zayavleniya ob osparivanii punkta 13 Perechnya territory Rossijskoj Federacii s reglamentiro-vannym poseshcheniem dlya inostrannyh grazhdan, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 04.07.1992 № 470, i punkta 2 Perechnya territory, organizacij i ob"ektov, dlya v"ezda na kotorye inostrannym grazhdanam trebuetsya special'noe razreshenie, utv. Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 11.10.2002 № 754» // Byulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii. 2015. № 2.

13. Konvenciya protiv transnacional'noj organize-vannoj prestupnosti (Prinyata v g. N'yu-Jorke 15 noyab-rya 2000 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2005. № 2. S. 3-33.

14. Protokol protiv nezakonnogo vvoza migrantov po sushe, moryu i vozduhu, dopolnyayushchij Konvenciyu Organizacii Ob"edinennyh Nacij protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti (Prinyat v g. N'yu-Jorke 15 noyabrya 2000 g.) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2004. № 40. St. 3883.

15. Rezolyuciya № 55/59 General'noj Assamblei OON «Venskaya deklaraciya o prestupnosti i pravosudii: otvety na vyzovy XXI veka» (Prinyata v g. N'yu-Jorke 04 dekabrya 2000 g.). Dokument opublikovan ne byl.

16. Rezolyuciya № 56/261 General'noj Assamblei OON «Plany dejstvij po osushchestvleniyu Venskoj deklaracii o prestupnosti i pravosudii: otvety na vyzovy XXI veka» (Prinyata v g. N'yu-Jorke 31 yanvarya 2002 g.). Dokument opublikovan ne byl.

17. Reshenie Soveta glav gosudarstv SNG «O Kon-cepcii sotrudnichestva gosudarstv-uchastnikov Sodru-zhestva Nezavisimyh Gosudarstv v protivodej stvii neza-konnoj migracii» (Prinyato v g. Astane 16 sentyabrya 2004 g.) // Edinyj reestr pravovyh aktov i drugih doku-mentov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text ?doc=1628 (data obrashcheniya: 15.09.2019).

18. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s nezakonnoj migraciej (Zaklyucheno v g. Moskve 06 marta 1998 g.) // Sodruzhestvo. Informacionnyj vest-nik Soveta glav gosudarstv i Soveta glav pravitel'stv SNG. 1998. № 1. S. 81-86.

19. Ustav Organizacii Dogovora o kollektivnoj be-zopasnosti (Prinyat v g. Kishineve 07 oktyabrya 2002 g.) //

Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2004. № 3. St. 163.

20. Hartiya Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva ot 6 iyunya 2002 g. // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2007. № 1. S. 8-17.

21. Dogovor o sotrudnichestve v ohrane vneshnih gra-nic gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soobshchestva (Podpisan v g. Moskve, 21 fevralya 2003 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2009. № 6. S. 3-5.

22. Protokol ob osnovah deyatel'nosti pogranichnyh vedomstv po sodejstviyu garmonizacii zakonodatel'noj i inoj normativnoj bazy gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soobshchestva (Podpisan v g. Mos-kve, 21 fevralya 2003 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2009. № 6. S. 5-6.

23. Protokol o sotrudnichestve pogranichnyh vedomstv gosudarstv-chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soobshchestva v operativno-rozysknoj deyatel'nosti v interesah ohrany vneshnih granic gosudarstv-chlenov EvrAzES (Podpisan v g. Moskve, 21 fevralya 2003 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2009. № 6. S. 8-9.

24. Soglashenie o sotrudnichestve po protivo-dejstviyu nelegal'noj trudovoj migracii iz tret'ih gosudarstv ot 19 noyabrya 2010 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2012. № 5. St. 541.

25. Andrichenko L.V., Plyugina I.V. Migracionnoe za-konodatel'stvo Rossijskoj Federacii: tendencii razvitiya i praktika primeneniya: Monografiya. 2019. S. 254-258.

26. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Fed-eracii i Pravitel'stvom Slovackoj Respubliki o sotrudnich-estve v bor'be s nezakonnoj migraciej (zaklyucheno v g. Moskve 2 iyunya 2015 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2016. № 1. S. 90-94.

27. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Respubliki Abhaziya o sotrud-nichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej (zaklyucheno v g. Moskve 17 fevralya 2010 g.). Dokument opub-likovan ne byl.

28. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Kitajskoj Narodnoj Respubliki o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj migraciej (Zaklyucheno v g. Moskve 22 marta 2013 g.) // Ofi-cial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http:// www.pravo.gov.ru. (data obrashcheniya: 19.11.2018).

29. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Socialisticheskoj Respubliki V'etnam o sotrudnichestve v bor'be s nezakonnoj mi-graciej (Zaklyucheno v g. Moskve 27 oktyabrya 2008 g.) // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2009. № 8. S. 69-73.

30. Aznagulova G.M. Vzaimodejstvie mezhduna-rodnogo i vnutrigosudarstvennogo prava i Konstituciya Rossijskoj Federacii // Lex Russica. 2015. № 8. S. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.