Научная статья на тему 'Об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных правоохранительными органами иностранных государств, для приобщения в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве'

Об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных правоохранительными органами иностранных государств, для приобщения в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО / LAW OF CRIMINAL PROCEDURE / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / USE OF RESULTS OF OPERATIONAL-INVESTIGATIVE ACTIVITY / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF FOREIGN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тутынин И.Б., Любан В.Г.

Авторы попытались ответить на вопрос о возможности полноценного использования результатов оперативно-разыскной деятельности, полученных правоохранительными органами иностранных государств, для приобщения в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the use of the results of operational-investigative activity, obtained by law enforcement agencies of foreign countries, to be attached as evidence in the Russian criminal proceedings

The authors have tried to answer the question about the possibility of full use of the results of operational-investigative activity received by law enforcement agencies of foreign countries, to be attached as evidence in the Russian criminal proceedings.

Текст научной работы на тему «Об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности, полученных правоохранительными органами иностранных государств, для приобщения в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве»

УДК 343.14 ББК 67.311

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ, ДЛЯ ПРИОБЩЕНИЯ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

ИГОРЬ БОРИСОВИЧ ТУТЫНИН,

доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент E-mail: tutig@rambler.ru ВЛАДИСЛАВ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЮБАН, старший преподаватель кафедры ОРД Московского университета

МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук E-mail: lvg17@mail.ru Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-разыскная деятельность

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Авторы попытались ответить на вопрос о возможности полноценного использования результатов оперативно-разыскной деятельности, полученных правоохранительными органами иностранных государств, для приобщения в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право; использование результатов оперативно-разыскной деятельности; правоохранительные органы иностранных государств.

Annotation. The authors have tried to answer the question about the possibility of full use of the results of operational-investigative activity received by law enforcement agencies of foreign countries, to be attached as evidence in the Russian criminal proceedings.

Keywords: law of criminal procedure; use of results of operational-investigative activity; law enforcement agencies of foreign countries.

На страницах юридической печати активно рассматриваются проблемные вопросы использования результатов оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), полученных отечественными правоохранительными органами для дальнейшего использования в доказывании по уголовным делам в Российской Федерации. Вместе с тем Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») считает «запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации» одним из оснований для проведения оперативно-разыскных мероприятий на территории нашей страны (п. 6 ч. 1 ст. 7). Призна-

вая право другого государства направлять подобные запросы и свою обязанность их исполнять, законодатель осознает, что полученные результаты ОРД могут быть использованы в зарубежном судопроизводстве. Отсюда закономерно встает вопрос возможности и правомерности использования результатов ОРД, полученных зарубежными правоохранительными органами в своей стране, в качестве доказательств в российском уголовном судопроизводстве. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ) и ФЗ «Об ОРД» не дают на него ответа. В этой связи возникает потребность в научном осмыслении и обсуждении данной проблематики.

Правоприменительная практика не однозначна и характеризуется скорее нежеланием получать и ис-

пользовать вышеуказанные результаты ОРД в российском уголовном судопроизводстве. Полученная по каналам Интерпола информация об установленных за рубежом лицах, предположительно совершивших уголовно наказуемые деяния на территории России, практически не используется. Лишь в 5% случаев такая информация полностью реализуется посредством задержания и экстрадиции обвиняемых1. Ситуацию усугубляет то, что осуществление оперативно-разыскных мероприятий (далее по тексту — ОРМ) по запросам иностранных государств не входит в предмет российского уголовно-процессуального законода-тельства2, что заведомо определяет безынициативный настрой правоприменителей. Правовой вакуум поднятого вопроса прослеживается и в анализе положений ведомственных нормативно-правовых актов закрытого характера. Отмечается отсутствие четко регламентированного, последовательного порядка взаимодействия оперативных сотрудников с зарубежными коллегами в случаях сокрытия за границей разрабатываемых по делам оперативного учета, когда эти лица не были вовлечены в уголовный процесс в качестве подозреваемых (обвиняемых), или если уголовное дело по разным причинам не возбуждалось.

По нашему мнению, сложившееся положение не соответствует требованиям отдельных международных правовых актов. Поэтому для ответа на поставленный вопрос предлагаем, на основе положений ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, обратиться к общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ETS № 030) (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)3, в самом общем виде определяет правовые возможности международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства. Например, ст. 1 Конвенции предусматривает, что договаривающиеся Стороны обязуются оказывать друг другу, в соответствии с положениями настоящей Конвенции, самую широкую правовую помощь на взаимной основе в судопроизводстве в отношении преступлений. Из редакции ч. 1 ст. 3 Конвенции следует, что запрашиваемая Сторона выполняет в порядке, установленном ее законодательством, любые поручения, касающиеся уголовных дел и направленные ей юридическими органами запрашивающей Стороны.

В настоящее время Российской Федерацией ратифицирован ряд многосторонних международно-правовых соглашений по борьбе с отдельными видами преступлений транснационального характера, которые в той или иной степени рассматривают вопросы право-

вой регламентации использования результатов ОРД при расследовании преступлений.

В Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ETS № 141) (Страсбург, 8 ноября 1990 года)4 говорится о необходимости каждой Стороны рассмотреть вопрос о принятии законодательных и других необходимых мер, позволяющих ей использовать специальные приемы расследования, облегчающие идентификацию и розыск доходов, а также сбор соответствующих доказательств. Эти приемы могут включать постановления о контроле, наблюдение, перехват телекоммуникационных сообщений, доступ к компьютерным системам и постановления о подготовке конкретных документов (ч. 2 ст. 4). Определено, что в максимально возможной степени необходимо оказывать по запросу помощь в определении и обнаружении орудий, доходов и другого имущества, подлежащего конфискации. Эта помощь включает любые меры по предоставлению и обеспечению информацией, касающейся существования, местонахождения или движения, характера, юридического статуса и стоимости упомянутого выше имущества (ст. 8). Отмечено, что без ущерба для собственного расследования или судопроизводства Сторона может без предварительного запроса передать другой Стороне информацию об орудиях и доходах, когда она считает, что раскрытие такой информации может помочь Стороне-получателю в возбуждении или проведении расследования или судопроизводства или может привести к направлению этой Стороной соответствующего запроса (ст. 10). При этом направляемые документы освобождаются от всех формальностей по легализации (ст. 26). Предусмотрены ограничения использования полученной информации или доказательств (ст. 32), а так же вопросы, связанные с сохранением конфиденциальности сведений (ст. 33).

Взаимная правовая помощь, предоставляемая в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)5, предоставляет возможность компетентным органам государства-участника без предварительной просьбы передавать информацию, касающуюся уголовно-правовых вопросов, компетентному органу в другом государстве-участнике в тех случаях, когда они считают, что такая информация может оказать помощь этому органу в осуществлении или успешном завершении расследования и уголовного преследования, или может привести к просьбе, составленной этим государством-участником в соответствии с Конвенцией (ч. 4 ст. 18).

В Конвенции также предусматривается возможность применения таких специальных методов рассле-

дования как контролируемая поставка, электронное и иные формы наблюдения, перехват грузов и оставление их нетронутыми или их изъятие или замена, полностью или частично (ст. 20). Каждое государство-участник принимает надлежащие меры для того, чтобы склонять лиц, которые участвуют или участвовали в организованных преступных группах, к предоставлению информации, полезной для компетентных органов, в целях расследования и доказывания в связи с рядом вопросов, предоставлению фактической, конкретной помощи компетентным органам, которая может способствовать лишению организованных преступных групп их ресурсов или доходов от преступлений (ч. 1 ст. 26).

Аналогичные вышеупомянутым положения о видах, основаниях и условиях как доказательств, так и иной информации, необходимых для раскрытия и расследования преступлений, содержатся в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (Нью-Йорк, 9 декабря 1999 г.)6 и в Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года)7.

Среди региональных международно-правовых соглашений по борьбе с преступлениями международного характера выделим Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанную Советом Глав государств СНГ в Минске 21 января 1993 г.8, эффективное применение которой позволили положить в основу обвинения доказательства, полученные на основании запроса органов безопасности России, подразделения органа безопасности другого государства, с использованием результатов ОРМ9.

В Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 года)10, сотрудничество и оказание друг другу содействия, помимо обмена информацией, разработки и принятия согласованных мер для предупреждения, выявления и пресечения преступных деяний и взаимоуведомления о результатах их осуществления, отдельно включает обязанность выполнения запросов о проведении ОРМ (п. 1 ст. 6).

В ч. 1 ст. 5 Договора о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.)11, в ст. 4 Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (Минск, 30 ноября 2000 г.)12, в ст. 3 Соглашения о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.)13, в ст. 5 Соглашения о со-

трудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (Минск, 1 июня 2001 г.)14, подобно Шанхайской конвенции, предусмотрена возможность обмена информацией между иностранными правоохранительными органами и выполнения запросов о проведении ОРМ.

Россией заключен ряд двусторонних соглашений о сотрудничестве со странами «ближнего зарубежья», в которых рассматриваются вопросы борьбы с преступностью. Например, в ст. 4 Соглашения от 12 февраля 1999 г. между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия «О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем»15 предусматривается возможность информационного обмена в связи с выявлением и расследованием противоправных деяний в сфере незаконных финансовых операций.

В двухсторонних соглашениях, заключенных Российской Федерацией со странами «дальнего зарубежья», также имеются положения об оказании взаимной помощи в борьбе с преступностью, в т.ч. с помощью ОРМ. Например, соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественного порядка Греческой Республики в области борьбы с преступностью (Афины, 6 декабря 2001 г.)16 в ч. 1 ст. 3 определяет ряд форм сотрудничества компетентных органов государств в борьбе с преступлениями, в том числе основанных на результатах ОРД.

Согласно одному из документов, который является рекомендацией для правоохранительных органов в сфере пресечения производства и реализации поддельных купюр Евро по подготовке заявок на выделение денежных средств Европолом для финансирования ОРМ, на международном уровне предусмотрено использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве. Причем, в данном документе говорится именно об использовании таких результатов в качестве доказательств по уголовному делу. Так ст. 1.1 устанавливает, что показательные деньги (фиктивная покупка) являются настоящими наличными деньгами, которые показаны в процессе уголовного расследования как доказательство ликвидности и платежеспособности для подозреваемых, владеющих поддельными или незаконными товарами, связанных с производством подделок, или других лиц, обладающих информацией о наличии, доставке или о лицах, выступающих в роли посредников, для того чтобы произвести фиктивную

покупку, целью которой является поимка подозреваемых лиц17.

В соглашениях, заключенных отечественными правоохранительными органами с компетентными органами других стран — членов СНГ по вопросам организации взаимодействия в борьбе с преступностью широко используется термин «ОРМ», что объясняется его сходством в законодательном определении. Примером тому служит Соглашение между МВД Российской Федерации и МВД Республики Казахстан о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов, заключенное в г. Москве 6 июля 1998 г.18

Как можно заметить, в проанализированных выше международных правовых актах, регламентирующих оказание правовой помощи в сфере борьбы с преступностью, упоминаются отдельные вопросы использования результатов ОРД, полученных правоохранительными органами иностранных государств, а по целому ряду преступлений даже предлагается перечень ОРМ, результаты которых будут использованы в доказывании.

Проведенный анализ нормативных актов позволяет сделать вывод, что информация, полученная оперативно-розыскным путем правоохранительными органами зарубежных государств и предоставленная российским органам предварительного расследования и суду, не только может, но и должна активно использоваться в раскрытии, расследовании и рассмотрении уголовных дел в соответствии с нормами международного права и требованиями законодательства РФ. Такую информацию мы считаем неоценимой при её использовании в уголовном судопроизводстве. Подтверждением этому могут служить ситуации, когда преступление начинает совершаться на территории одного, а завершается на территории другого государства, при этом оперативно возбудить уголовное дело и провести уголовно-процессуальную деятельность не удалось, но имеются материалы ОРД, документирующие факт преступной деятельности.

Однако в международных актах содержатся лишь самые общие положения о взаимодействии правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, в том числе определены лишь основные направления и формы использования различного рода оперативно-разыскной информации, полученной правоохранительными органами иностранных государств. Поэтому дальнейшая реализация этих положений должна еще найти отражение в правовых нормах уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и иного законодательства Российской Федерации.

Полагаем, в настоящее время необходимо разработать практические рекомендации по использованию информации, полученной оперативно-розыскным

путем правоохранительными органами зарубежных государств и предоставленной российским органам предварительного расследования, для приобщения в качестве доказательств по уголовным делам. Тем более, что нельзя не замечать всемирной передовой тенденции в борьбе с преступностью на расширение оперативно-разыскных возможностей с применением современных специальных технических средств, с последующим использованием полученных результатов в качестве доказательств.

1 Пихов А.Х.-А. Международное сотрудничество при расследовании уголовных дел: Учебно-методическое пособие / Под ред. к.ю.н., доц. А.И. Натуры. — Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. С. 35.

2 Догадов В.А. Международные поручения о производстве процессуальных действий в досудебном производстве по УПК РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Кемерово, 2004. С. 12.

3 Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2349.

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 3. Ст. 203.

5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.

7 Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М., 1994, С. 133.

8 Бюллетень международных договоров, февраль 1995 г., № 2.

9 Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 298-300.

10 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. Ст. 3947.

11 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 22. Ст. 2291.

12 Бюллетень международных договоров, июль 2002 г., № 7.

13 Бюллетень международных договоров, март 2000 г., № 3.

14 Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 13. Ст. 1460.

15 Бюллетень международных договоров, ноябрь 1999 г., № 11.

16 Бюллетень международных договоров, декабрь 2004 г., № 12.

17 Финансирование оперативно-разыскных мероприятий по пресечению производства и реализации поддельных купюр Евро: документ Европола № 3100-147 (155060v12): принят в г. Гаага 2 февраля 2006 года.

18 Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

Литература

1. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам, заключена в г. Страсбурге 20 апреля 1959 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 23. Ст. 2349.

2. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003.

№ 3. Ст. 203.

3. Конвенция против транснациональной организованной преступности, принята в г. Нью-Йорке 15 ноября 2000 года Резолюцией 55/25 на 62-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3882.

4. Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма, заключена в г. Нью-Йорке 9 декабря 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1059.

5. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, заключена в г. Шанхае 15 июня 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 41. Ст. 3947.

6. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, заключено в г. Минске 1 июня 2001 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 13. Ст. 1460.

7. Договор о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, заключен в г. Минске 4 июня 1999 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 22. Ст. 2291.

8. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключена в г. Вене 20 декабря 1988 года // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации, выпуск XLVII. М., 1994, С. 133.

9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключена в г. Минске 22 января 1993 года // Бюллетень международных договоров, февраль 1995 г., № 2.

10. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, заключено в г. Минске 30 ноября 2000 года // Бюллетень международных договоров, июль 2002 г., № 7.

11. Соглашение о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью, заключено в г. Москве 25 ноября 1998 года // Бюллетень международных договоров, март 2000 г., № 3.

12. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Белоруссия от 12.02.1999 «О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией

(отмыванием) доходов, полученных незаконным путем» // Бюллетень международных договоров, ноябрь 1999 г., № 11.

13. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Греческой Республики о сотрудничестве Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства общественного порядка Греческой Республики в области борьбы с преступностью, заключено в г. Афины 6 декабря 2001 года // Бюллетень международных договоров, декабрь 2004 г., № 12.

14. Финансирование оперативно-разыскных мероприятий по пресечению производства и реализации поддельных купюр Евро: документ Европола № 3100147 (155060v12): принят в г. Гаага 2 февраля 2006 года.

15. Соглашение между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов, заключено в г. Москве 6 июля 1998 года // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

16. Михайлов В.И. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности: правовое регулирование, уголовная ответственность, оперативно-розыскные мероприятия и международное сотрудничество. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 298-300.

17. Догадов В.А. Международные поручения о производстве процессуальных действий в досудебном производстве по УПК РФ: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. — Кемерово, 2004. С. 12.

18. Пихов А.Х.-А. Международное сотрудничество при расследовании уголовных дел: Учебно-методическое пособие / Под ред. к.ю.н., доц. А.И. Натуры. — Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005. С. 35.

Reference

1. Evropejskaya Konvenciya o vzaimnoj pravovoj pomoshchi po ugolovnym delam, zaklyuchena v g. Strasburge 20 aprelya 1959 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2000. № 23. St. 2349.

2. Konvenciya ob otmyvanii, vyyavlenii, iz»yatii i konfiskacii dohodov ot prestupnoj deyatel'nosti, zaklyuchena v g. Strasburge 8 noyabrya 1990 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. № 3. St. 203.

3. Konvenciya protiv transnacional'noj organizovannoj prestupnosti, prinyata v g. N'yu-Jorke 15 noyabrya 2000 goda Rezolyuciej 55/25 na 62-om plenarnom zasedanii 55-oj sessii General'noj Assamblei OON // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2004. № 40. St.

3882.

4. Mezhdunarodnaya konvenciya o bor'be s finansirovaniem terrorizma, zaklyuchena v g. N'yu-Jorke 9 dekabrya 1999 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. № 12. St. 1059.

5. SHanhajskaya konvenciya o bor'be s terrorizmom, separatizmom i ehkstremizmom, zaklyuchena v g. SHanhae 15 iyunya 2001 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2003. № 41. St. 3947.

6. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s prestupleniyami v sfere komp'yuternoj informacii, zaklyucheno v g. Minske 1 iyunya 2001 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2009. № 13. St. 1460.

7. Dogovor o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s terrorizmom, zaklyuchen v g. Minske 4 iyunya 1999 goda // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2006. № 22. St. 2291.

8. Konvenciya Organizacii Ob»edinennyh Nacij o bor'be protiv nezakonnogo oborota narkoticheskih sredstv i psihotropnyh veshchestv, zaklyuchena v g. Vene 20 dekabrya 1988 goda // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR i Rossijskoj Federacii, vypusk XLVII. M., 1994, S. 133.

9. Konvenciya o pravovoj pomoshchi i pravovyh otnosheniyah po grazhdanskim, semejnym i ugolovnym delam, zaklyuchena v g. Minske 22 yanvarya 1993 goda // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, fevral' 1995 g., № 2.

10. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s nezakonnym oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i prekursorov, zaklyucheno v g. Minske 30 noyabrya 2000 goda // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, iyul' 2002 g., № 7.

11. Soglashenie o sotrudnichestve gosudarstv — uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv v bor'be s prestupnost'yu, zaklyucheno v g. Moskve 25 noyabrya 1998 goda // Byulleten' mezhdunarodnyh

dogovorov, mart 2000 g., № 3.

12. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom RF i Pravitel'stvom Respubliki Belorussiya ot 12.02.1999 «O sotrudnichestve i vzaimnoj pomoshchi v oblasti bor'by s nezakonnymi finansovymi operaciyami, a takzhe finansovymi operaciyami, svyazannymi s legalizaciej (otmyvaniem) dohodov, poluchennyh nezakonnym putem» // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, noyabr' 1999 g., № 11.

13. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii i Pravitel'stvom Grecheskoj Respubliki o sotrudnichestve Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Ministerstva obshchestvennogo poryadka Grecheskoj Respubliki v oblasti bor'by s prestupnost'yu, zaklyucheno v g. Afiny 6 dekabrya 2001 goda // Byulleten' mezhdunarodnyh dogovorov, dekabr' 2004 g., № 12.

14. Finansirovanie operativno-rozysknyh meropriyatij po presecheniyu proizvodstva i realizacii poddel'nyh kupyur Evro: dokument Evropola № 3100-147 (155060v12): prinyat v g. Gaaga 2 fevralya 2006 goda.

15. Soglashenie mezhdu Ministerstvom vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Ministerstvom vnutrennih del Respubliki Kazahstan o sotrudnichestve organov vnutrennih del prigranichnyh regionov, zaklyucheno v g. Moskve 6 iyulya 1998 goda // Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tantPlyus».

16. Mihajlov V.I. Protivodejstvie legalizacii dohodov ot prestupnoj deyatel'nosti: pravovoe regulirovanie, ugolovnaya otvetstvennost', operativno-rozysknye meropriyatiya i mezhdunarodnoe sotrudnichestvo. — SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2002. S. 298-300.

17. Dogadov VA. Mezhdunarodnye porucheniya o proizvodstve processual'nyh dejstvij v dosudebnom proizvodstve po UPK RF: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk. — Kemerovo, 2004. S. 12.

18. Pihov A.H.-A. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo pri rassledovanii ugolovnyh del: Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod red. k.yu.n., doc. A.I. Natury. — Krasnodar: Krasnodarskaya akademiya MVD Rossii, 2005. S. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.