Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трубин О.А.

В работе проведена оценка степени конкурентоспособности продукции на примере муниципальных предприятий ЖКХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

Трубин О.А. старший преподаватель СОФ НИУ «БелГУ» Россия, г. Старый Оскол РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ПРОДУКЦИИ НА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖКХ В

СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В работе проведена оценка степени конкурентоспособности продукции на примере муниципальных предприятий ЖКХ.

Ключевые слова: конкурентоспособность, показатели конкурентоспособности, методика оценки конкурентоспособности.

Современный этап развития сферы услуг, в том числе муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства характеризуются кризисными процессами и ставит перед населением и руководителем предприятия сложные задачи повышения своей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность организаций жилищно-коммунального хозяйства отражает экономическую борьбу, соперничество между производителями жилищно-коммунальных услуг за удовлетворение своих интересов [3].

Обеспечение устойчивого функционирования, дальнейшего развития муниципальных предприятий отрасли требует, в современных условиях, принятия эффективных организационных решений, умение адаптироваться к меняющейся хозяйственной ситуации. Рыночные принципы в ЖКХ напрямую не действуют, т.к.свободные цены не создают здесь конкурентную среду, как в других сферах деятельности. Цена на коммунальные услуги не испытывает влияния закона спроса и предложения ,поскольку рынок услуг изначально является равновесным :потребители в любой момент могут получить их необходимое число у«своего» естественного монополиста. Поскольку у предприятия ЖКХ ограничена рентабельность услуг и отсутствуют связи с факторами, выражающими потребительские интересы, то цены на услуги зависят от издержек, т.е. становятся затратными. У предприятий ЖКХ нет стимулов повышать эффективность своей работы, поскольку снижение затрат ведет к уменьшению цены на единицу услуги и абсолютной величины прибыли, в то время как рост затрат компенсируется ростом цены.

Заинтересованность коммунальных предприятий в повышении издержек тормозит приток инвестиций в отрасль, так как нормирование себестоимости услуг ведет к несоответствию их цены и реальных финансовых расходов на воспроизводство. Слабо влияет на складывающиеся рыночные отношения в коммунальном хозяйстве смена формы собственности после его демонополизации приватизации объектов и систем

коммунального обслуживания в силу объективных технологических, экологических, экономических и других причин. Следует отметить, что поскольку естественные монополии в сфере коммунального обслуживания предпочтительнее независимых(малых) предприятий в силу технической организации экономической эффективности их функционирования ,то чрезмерная демонополизация сферы услуг ЖКХ может развалить отрасль, сделать ее неуправляемой, снизить благосостояние основной массы россиян из-за высоких тарифов на услуги [2].

Таким образом, при переходе к рынку система ЖКХ попала в хозяйственно-финансовый тупик, выйти из которого отрасль сможет только с помощью экономического механизма. Такой механизм поможет, с одной стороны, стимулировать производителей (перепродавцов) ресурсов к снижению издержек путем развития производства и к ресурсосбережению за счет использования инноваций, а с другой стороны, применять экономические санкции к производителю (перепродавцу) и потребителю за нерациональное расходование ресурсов. Административно-рыночный механизм может базироваться на техническом и финансовом аудите предприятий ЖКХ города (населенного пункта), а также на лицензировании их деятельности и дифференцированном тарифе на услуги.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) занимает особое место в экономике, являясь градообслуживающей сферой городского хозяйства. В составе ЖКХ можно выделяют несколько подотраслей (рис. 1.3).

Рис.1.3. Структура жилищно-коммунального комплекса региона[1].

Следует отметить, что ряд подсистем жилищно-коммунального комплекса имеют приоритетное значение для региона с точки зрения его нормального функционирования и развития, важное значение среди которых играет теплоснабжение. Особенностью развития регионального комплекса является зависимость всех его подсистем от предприятий теплоснабжения. Это обусловлено, в первую очередь, характером природно-климатических условий РФ, а также характером оказываемых такими предприятиями услуг. Они выполняют функцию жизнеобеспечения, носят неотложный характер и не являются взаимозаменяемыми, создают условия для проживания и жизнедеятельности населения, следовательно, нормального функционирования региона в целом.

Теплоснабжение выступает базовой отраслью развития не только жилищно-коммунального хозяйства, но и региона в целом как социально-экономической системы. Услуги, оказываемые теплоснабжающими предприятиями, носят индивидуальный характер, являются комплементарными по отношению к другим жилищно-коммунальным услугам, предназначены для удовлетворения утилитарных потребностей человека, являются насущными и не взаимозаменяемыми. Потребность в таких услугах имеет всеобщий и обязательный характер, потребление их носит индивидуальный характер, что позволяет индивидуализировать оплату. Потребление услуг теплоснабжения носит неотложный характер, проявляет черты регулярности, периодичности и неравномерности во времени. Теплоснабжение выполняет функции жизнеобеспечения, поэтому данная подсистема играет особую роль в региональной инфраструктуре[5].

Более 40 процентов энергоресурсов страны направлены на удовлетворение нужд этой подотрасли жилищно-коммунального хозяйства. Системы централизованного теплоснабжения в настоящее время обеспечивают теплоснабжение около 72 процентов всех потребителей тепла в России, включая как крупные и мелкие города, так и сельские населенные пункты.

Фактически региональные рынки тепла в стране можно разделить на четыре категории: сверхкрупные - 15 городов с потреблением тепловой энергии более 10 млн. Гкал в год; крупные - 44 города; средние - сотни городов с потреблением от 0,5 до 2 млн. Гкал в год и малые - более 40 тысяч поселений. Последние, с точки зрения экспертов, характеризуются наличием небольших и в основном низкоэффективных систем теплоснабжения, которые создают непропорционально большую экономическую нагрузку по обеспечению их надежности, требуют вливания значительных бюджетных средств как в их поддержание, так и подготовку систем к зиме.

Сегодняшние условия недостаточного финансирования жилищно-коммунального хозяйства, отсутствия средств на реконструкцию и развитие городской инженерной инфраструктуры приводят к росту убытков и объемов устарелых производственных фондов, инженерные сети приходят в негодность. Около50% объектов коммунального теплоснабжения и

инженерных сетей крупных городов требуют замены, не менее 15% находятся в аварийном состоянии.

Основные проблемы современной Российской теплоэнергетики -высокая энергоемкость основного оборудования, серьёзное технологическое отставание от ведущих мировых стран, износ генерирующих и транспортирующих мощностей, недостаток инвестиций. Остро назрела необходимость

модернизации энергетической отрасли, технического перевооружения на основе новейших технологий.

В тоже время высокий уровень износа основных фондов определяет недостаточную инвестиционную привлекательность данного вида деятельности. Отсутствие необходимого объема инвестиций в обновление основных фондов приводит к снижению качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, росту их себестоимости, в том числе вследствие экономической необоснованности тарифов предприятий отрасли.

Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса в большинстве муниципальных образований России стало проблемой общегосударственного значения. Причинами кризиса являются многолетнее недофинансирование, тарифная политика, предопределяющая дотационность отрасли, высокие затраты на оказание услуг, отсутствие у обслуживающих предприятий экономических стимулов снижения затрат, а у получателей ЖКУ - возможности влиять на их количество и качество, неэффективная система централизованного управления, неразвитость конкурентной среды, высокая степень износа основных фондов, большие потери теплоэнергии, воды и других ресурсов[4].

В течение последних 20 лет отрасль ЖКХ находится на стадии реформирования, целью которого является повышение экономической эффективности ее функционирования на основе формирования конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ.

Главной целью реформ в ЖКХ является элементов рыночных отношений с формированием системы социальной защиты, а также отделение естественных монополий (транспортных сетей) от собственно производства услуг, которое следует организовать на конкурентной основе. Реформа ориентировалась преимущественно на сокращение бюджетных расходов по поддержанию и развитию отрасли. Требования социальной сбалансированности, институциональной трансформации этой сферы в официальной версии реформ учитывались в недостаточной степени.

Финансовое оздоровление предприятий ЖКК включает в себя инвентаризацию, реструктуризацию и ликвидацию накопившейся многолетней задолженности. Без решения этой первоочередной задачи никакие другие мероприятия не дадут положительного эффекта.

Передача распоряжения бюджетными средствами на датирование отрасли от предприятий к жителям осуществляется в комплексе с мерами социальной защиты малоимущих граждан. Вместо дотирования предприятий

ЖКК вводятся адресные жилищные субсидии, зачисляемые на персонифицированные счета граждан. При этом готовится отмена федерального стандарта, касающегося доли платежей граждан в стоимости жилищно-коммунальных услуг; и будет установлен единый показатель для получения жилищных субсидий - доля расходов на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи [1].

Изменение тарифной политики включает в себя введение государственного регулирования тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергию и природный газ) и ежегодное установление федеральным законом предельной стоимости ЖКУ на один кв. м жилой площади дифференцированно по субъектам РФ.

Содержание жилищного фонда и систем инженерного обеспечения поселений потенциально привлекательно для инвесторов. Предусматривается в основном переход с бюджетной на заемную основу инвестирования отраслей ЖКХ (концессионные механизмы) с частичным бюджетным софинансированием.

Реализация указанных мероприятий существенно повлияет на деятельность органов местного самоуправления в сфере ЖКХ, избавит их от непосредственного выполнения хозяйственных функций по управлению и обслуживанию жилищного фонда, позволит существенно сократить расходы местных бюджетов на дотирование предприятий ЖКХ.

В каждом муниципальном образовании должна быть разработана собственная, экономически и социально обоснованная программа реформирования жилищно-коммунальной сферы, учитывающая местную специфику. В результате ее реализации будет осуществлен переход на систему договорных отношений между органами местного самоуправления, собственниками и нанимателями жилищного фонда, управляющими организациями и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, и создана конкурентная среда в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации. На этой основе должно быть обеспечено существенное повышение качества предоставления ЖКУ и сдерживание роста, а в ряде случаев - снижение тарифов на отдельные виды ЖКУ.

Однако реформа жилищно-коммунального хозяйства не приводит к желаемым и ожидаемым результатам. Население лишено элементарных «рыночных прав»: не может контролировать объем и качество предоставляемых услуг. Неудачи реформирования ЖКХ состоят в том, что на рынке жилищно-коммунальных услуг не сформирован и не подготовлен потребитель. Именно здесь кроется причина того, что отрасль не удалось превратить в рыночный сектор экономики, в ней доминируют административные методы управления.

Для граждан результаты реформы проявляются исключительно в росте тарифов на нерегулируемые потребителем услуги ЖКХ при отсутствии улучшения их качества. Стоимость услуг ЖКХ в последние годы растет быстрее всех остальных цен. Речь идет как об услугах индивидуального

характера (водо-, тепло-, газоснабжение), так и коллективного характера (жилищные услуги: уборка внутриподъездных и придомовых площадей, сбор бытовых отходов, вывоз бытовых отходов, освещение мест общего пользования и т.п.).

В системе ЖКХ наблюдается недостаточность финансовых и инвестиционных ресурсов. Из-за отсутствия прозрачной и четко отлаженной системы финансирования отрасли уровень инвестирования низкий, а использование поступающих ресурсов неэффективно. Финансирование ЖКХ, как правило, осуществляется на уровне 50% от потребности [4].

Практика непосредственной оплаты ЖКУ их потребителями должна обусловливаться наличием возможностей своевременной оценки их качества и прейскурантом его уровней (измерительные приборы, дифференциация тарифов и др.). Не изменяющееся объективно, или не определяемое по уровню, качество жилищно-коммунальной услуги не зависит и от характера её оплаты, в частности, от того, является ли эта оплата бюджетно-дотационной, опосредованной, или прямой, производимой непосредственно пользователем данного жилья.

Одним из важнейших звеньев реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации является повышение эффективности систем централизованного теплоснабжения, экономической основой которого должно стать снижение издержек производства и транспортировки тепловой энергии. Экономической основой осуществления этого процесса является энергоресурсосбережение.

Сегодня работа по энергосбережению в организациях ЖКХ ведется крайне слабо или вообще не ведется. Вместе с тем, энергосбережение - это ключевое направление экономического оздоровления предприятий ЖКХ, выхода из кризисного состояния все отрасли. Конечные цели энергосберегающей политики в ЖКХ - сокращение затрат на содержание и эксплуатацию жилья, и, соответственно, обеспечение экономических интересов населения при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Использованные источники:

1. Алексеева, Е.Ю. Муниципальное управление [Текст] / Е.Ю. Алексеева, А.В. Кулагин, Е.В. Ковшикова. - М.: Муниципальная власть, 2001. - 234 с.

2. Бабун, Р.В. Вопросы муниципальной экономики [Текст] : учеб. пособие / Р.В. Бабун, З.З. Муллагалеева. - М.: Московский общественный научный фонд, - 2001. - 248 с.

3. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2001.-288с.

4. Баумгартен, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции [Текст] / Л.В. Баумгартен // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. - №4

5. Белобров, В. Оценка конкурентоспособности централизованного теплоснабжения в современных российских условиях [Текст] / В. Белобров,

К. Светлов, А. Макаров // ЭнергоРынок. - 2005. - №7

Усманхаджаев А. А.

студент 4 курса Арифджанова Ж. Ф. студент 3 курса педиатрический факультет Каратаева Л.А., к.м.н. научный руководитель, ассистент кафедра судебной медицины Ташкентский Педиатрический Медицинский Институт

Узбекистан, г. Ташкент ЭТИ ПАТОГЕНЕЗ РАКА ЖЕЛУДКА

Язвенная болезнь (яб) желудка является одной из самых распространенных патологий среди заболеваний пищеварительной системы [1]. По различным эпидемиологическим данным воз, яб встречается примерно у 10-15 % населения земного шара [2]. Helicobacter pylori в настоящее время является основным инфекционным агентом, приводящим к развитию яб. Также многие ученные подтверждают данные что ,под влиянием нр и активирования лейкоцитов происходит повреждение сосудистого эндотелия, нарушение микроциркуляции и трофики сож, что ведет к развитию воспалительных, дистрофических и некробиотических изменений [2], определяя высокую частоту рецидивов язв после их заживления [1].

К предраковым состояниям относят рецидивирующие и длительно незаживающие формы язвенной болезни с ахлоргидрией [1], каллезные язвы, торпидное течение процесса рубцевания язвенного дефекта, полиповидные изменения сож [3], сопутствующие атрофические и диспластические изменения [1]. Согласно рекомендациям международного координационного комитета воз по гистологической классификации предраковых заболеваний желудка введено понятие дисплазия, в которое входят клеточная атипия, нарушение дифференцировки и структуры сож.

При неблагоприятном течении яб, ассоциированной с нр и активном воспалительном процессе в сож под влиянием факторов окружающей среды, вредных привычек, генетической предрасположенности усиливаются процессы пролиферации, что ведет к развитию и прогрессированию предраковых изменений в эпителии органа [4]. По данным ряда исследований, повреждения клеток сож, вызывающих метапластические, диспластические изменения в эпителии желудка, связаны с аутоиммунной агрессией индуцированной нр [3]. В зонах кишечной метаплазии и железистом эпителии сож с признаками дисплазии выявляют кишечные антигены. Таким образом, ученые полагают, что трофические расстройства и диспластические изменения эпителия желудка сопровождаются антигенной перестройкой по кишечному типу [3], поэтому у больных яб,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.