Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы внедрения инноваций в сфере ЖКХ в Волгоградском регионе'

Проблемы и перспективы внедрения инноваций в сфере ЖКХ в Волгоградском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ И ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ / ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А.В., Скобелева И.С., Соболев С.С.

В новых экономических условиях вопрос развития инновационной деятельности в Волгоградской области приобрёл особую остроту и актуальность, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Состояние отрасли на сегодняшний день является плачевным. Даже незначительный сбой в работе данной сферы сразу становится социальной проблемой в жизни области, города, района или отдельного многоквартирного дома. Поэтому необходимо внедрение современных инновационных и энергосберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы внедрения инноваций в сфере ЖКХ в Волгоградском регионе»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ ЖКХ В ВОЛГОГРАДСКОМ РЕГИОНЕ

© Романова А.В.*, Скобелева И.С.*, Соболев С.С.*

Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Волгоград

В новых экономических условиях вопрос развития инновационной деятельности в Волгоградской области приобрёл особую остроту и актуальность, особенно в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Состояние отрасли на сегодняшний день является плачевным. Даже незначительный сбой в работе данной сферы сразу становится социальной проблемой в жизни области, города, района или отдельного многоквартирного дома. Поэтому необходимо внедрение современных инновационных и энергосберегающих технологий.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инновационные и энергосберегающие технологии, проблемы внедрения инноваций, перспективы внедрения инноваций, информационное обеспечение системы управления ЖКХ.

Жилищно-коммунальная сфера - наиболее сложная и важная часть городского хозяйства, деятельность которой направлена на предоставление жителям региона услуг по техническому и санитарному обслуживанию зданий, обеспечению необходимыми ресурсами для создания комфортных условий проживания и работы. Любая авария, связанная с подачей горячей или холодной воды ставит под угрозу жизнь и здоровье многих людей. Однако власти всех уровней упорно не желают признавать, что сфера ЖКХ - это основа для развития инфраструктуры каждого города России, основа экономического и социального развития, основа политической стабильности.

Правительством многие годы предпринимались шаги для преобразования жилищно-коммунальной сферы, но желаемых результатов достичь не удалось. Отрасль имеет массу нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны. Наихудшее положение в системах тепло- и водоснабжения, где износ составляет более 60 %, а значительная часть (до 25 %) фондов отслужила свой срок, вследствие чего высока аварийность, возросшая за последние десять лет в пять раз и составляющая 70 случаев в год на 100 км в сетях водопровода и 200 - в тепловых сетях. Велики потери воды из-за утечек на трубопроводах и тепла вследствие отсутствия или неудовлетворительного состояния теплоизоляции. Отрасль не может быть успешной без примене-

* Научный руководитель: Мазница Е.М., доцент, кандидат экономических наук.

108

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

ния новых методов эксплуатации и более совершенных технологий, использования современных машин, механизмов, приборов и средств управления. Большинство людей не может понять, почему растут тарифы, а качество услуг ухудшается с каждым годом. Долги за ЖКУ достигли уже почти 100 млрд. рублей [1, с. 26]. Среди 5 % неплательщиков только 1,5 % малоимущих граждан. Остальные - 3,5 % это вполне состоятельные люди.

К основным причинам постоянно возникающей задолженности можно отнести следующие:

1) несоответствие размера тарифа на услуги жилищно-коммунального хозяйства затратам предприятий на их производство. Это в первую очередь связано с тем, что тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства утверждаются с учетом предельного индекса роста тарифов и не сокращают разрыв между суммой затрат на производство коммунальных услуг и доходами организаций от их реализации;

2) при утверждении тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства затраты формируются исходя из нормативных величин, без учета реального износа объектов коммунальной инфраструктуры;

3) оплата населением услуг ЖКХ производится равномерно помесячно в течение всего года и не учитывает реальный расход энергоресурсов в отопительном сезоне;

4) недостаточная бюджетная обеспеченность полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обусловленная введением в действие Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Чтобы решить данную проблему на уровне региона, необходимо совершенствовать тарифную политику в сфере тепло- и водоснабжения и водоотведения в Волгоградской области, обеспечить комплекс мер по социальной защите населения в части оплаты жилья и коммунальных услуг, совершенствовать деятельность органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере снабжения энергетическими и иными ресурсами, а также упорядочить деятельность по разработке инвестиционных программ, способствующих внедрению инновационных и энергосберегающих технологий.

На данный момент существует ряд противоречий, мешающий успешному внедрению инновационных и энергосберегающих технологий:

- развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ;

- высокая фондоемкость и низкая производительность труда в сфере ЖКК;

- застой структурного развития сферы ЖКХ и опережающая динамика развития предпринимательской среды хозяйства в целом;

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

109

- рост тарифов на жилищно-коммунальное управление и ухудшение финансового состояния предприятий;

- пассивность населения в создании новых организационно-правовых форм объединений собственников жилья и необходимость активного участия собственников жилья в управлении жилищным фондом;

- развитие инновационных технологий в промышленности и отсутствие их переноса в сферу ЖКХ;

- высокая степень износа основных фондов и требования нормативного качества жилищно-коммунального управления;

- требования практики и отсутствие научно обоснованной базы управления ЖКХ.

Необходимость решения вышеуказанных противоречий делает актуальной проблему приведения сферы ЖКХ до формы, которая будет адекватна к постоянно изменяющимся условиям современной предпринимательской среды и будет учитывать интересы собственников жилья, обслуживающих организаций и государства.

В правовом поле мы имеем сегодня не стройную систему законов, а массу непроработанных постановлений и нормативных актов, часто противоречащих один другому и, как правило, не содержащих механизмов их реализации. Примеры: ФЗ № 190 от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении» не работает, т.к. за годы его существования была принята лишь мизерная доля из десятков необходимых подзаконных актов для его реализации. К сожалению, в РФ пока отсутствует грамотная и последовательная концепция развития отрасли ЖКХ, направленная на качество, эффективность и формирование цивилизованных рыночных отношений. Для успешного осуществления реформирования ЖКХ необходимо создание единой нормативно-правовой базы. Также необходимо применение новых форм и методов управления жилищным фондом для этого необходимо создать механизмы стимулирования создания товариществ собственников жилья и других организаций.

Существует необходимость в привлечении инвесторов в отрасль ЖКХ. Бизнесмены осознают, что ЖКХ - это крайне доходная сфера предпринимательской деятельности, инвестиции быстро и гарантированно окупаются. Задача заключается в том, чтобы создать инфраструктурные условия для работы инвесторов. Необходима комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры. Только на основании этого документа можно делать инвестиционные программы. Задача областных властей заключается в том, чтобы подтолкнуть муниципалитеты к тому, чтобы они подготовили все необходимые документы.

Привлекаться бизнес будет на основе концессионных соглашений. Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные сред-

110

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

ства, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Минстроем и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели такой анализ. В ближайшие два года должна состояться передача таких предприятий в концессию. Что касается остальных, нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам [7, с. 45].

Необходимо также создать информационное обеспечение системы управления ЖКХ, которая могла бы эффективно функционировать и способствовать процессу реформирования ЖКХ и переходу его в качественно новое состояние. Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В реформировании системы ЖКХ есть место и для современных технологий. В частности, Федеральная целевая программа «Чистая вода» на 2011-2017 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года № 1092, направлена на обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами. Одним из ключевых мероприятий программы является модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также строительство на всей территории Российской Федерации новых объектов водоснабжения, водоотведения и канализации. В ходе реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 613, разработана инновационная технология переработки осадков сточных вод предприятий ЖКХ с использованием статического обезвоживания. В рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 568, велись научные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы, сфокусированные на повышении технологической эффективности систем жилищнокоммунальной инфраструктуры.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

111

В настоящее время разрабатываются инновационные технологии и технические решения, позволяющие снизить энергозатраты и повысить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в зданиях и сооружениях. По результатам разработок на пилотных объектах реализуется ряд мероприятий, обеспечивающих существенное снижение коммунальных платежей. В целом государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через такие институты развития, как фонд «Сколково», ОАО «Роснано», Внешэкономбанк, Российская венчурная компания и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научнотехнической сфере, составила не менее 53 млрд. рублей [6, с. 50].

В этой связи объективно возрастает потребность в проведении структурных преобразований в управлении ЖКХ, опирающихся на научно-обоснованный массив информации. Это необходимо для принятия эффективных управленческих решений и, что особенно значимо, для обеспечения принципа оптимальности контроля над деятельностью субъектов ЖКХ, который в соответствии с новым Жилищным кодексом (ЖК РФ) становится ключевым элементом управления и требует полной информации, получаемой из различных источников.

Продуманная инновационная политика предполагает как внедрение инноваций на предприятиях отрасли, так и создание механизмов их приспособления и развития в существующей структуре производства. Инновации -это внедренное новшество, позволяющее обеспечить эффективное развитие производства и поддержание экономического потенциала. Внедрение очередной инновации в сфере теплоснабжения, которая призвана резко снизить теплопотери и энергозатраты. По результатам успешной двухлетней эксплуатации на ЦТП Московской Объединенной энергетической компании (МОЭК), отечественный электронный преобразователь солей жесткости воды «Термит», который относится к последнему поколению устройств безреагентной обработки воды, признан эффективным и экологичным методом очистки и защиты теплобоорудования от накипи, значительно повышающим КПД его работы и рекомендован к широкому применению. Подобные устройства давно и широко используются за рубежом, являясь альтернативой химическим и другим дорогостоящим способам защиты теплооборудования. В России их производит и поставляет Группа компаний «АльфаТех». Работая в рамках Федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика», она занимается внедрением энергосберегающих технологий, в том числе, комплексного метода борьбы с главным врагом теплоэнергетики - накипью. Только 1 мм накипи в водонагревательном оборудовании снижает КПД на 10-20 %, приводит к перерасходу энергоносителей, сужению просвета труб и каналов, коррозии металла, увеличению затрат на обслуживание и ремонт теплообменного оборудования, которое для этого приходится останавливать. Осадок на теплообменных поверхностях вызывает целую цепь

112

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

финансовых потерь при производстве, транспорте и потреблении тепла. Разработка «АльфаТех» уже принесла существенную выгоду многим предприятиям: более 2000 приборов используются на предприятиях различных отраслей в России и за рубежом, в числе которых: теплосети городов Балашиха, Красногорск, Псков, Тамбов; ЖКХ Татарстана, Нижегородской, Владимирской областей, Краснодарского края; предприятия «Энерготехмон-таж», «Гознак», «НижФарм» и др. Новация отмечена серебряной медалью Министерства промышленности и науки РФ, Золотой медалью ВВЦ. Получила поддержку Российской Инженерной Академии, Российского союза энергоэффективности при Российской Академии Наук.

Учитывая экономический и практический эффект, который дает новый метод, защита от накипи оборудования должна встать в один ряд с первоочередными мероприятиями по энергосбережению, такими, как установка теплосчетчиков, высокоэффективных котлов, насосов и другой техники. Тем более что свыше 95 процентов эксплуатирующегося сегодня оборудования, подверженного накипеобразованию, не имеет защиты или она недостаточно эффективна. В результате средний котел /теплообменник перерасходует от 300 тысяч до 1 миллиона рублей в год. Легко представить, в какие в целом потери эта ситуация выливается, если учесть, что только в Нижегородской области, к примеру, действует около 30 тысяч котлов / теплообменников [6, с. 144].

Существует следующая классификация инноваций в сфере ЖКХ:

- инновации по месту создания, определяют степень их универсальности для различных отраслей сферы ЖКХ, можно перечислить следующие: водопровод (прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты); канализация (отведение сточных вод); теплоснабжение (обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ); капитальный ремонт зданий; текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (зданий)и др.;

- по функциональному типу инновации: научно-исследовательские (изменяют процесс в сфере НИОКР); технические или продуктовые (появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя); технологические (возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя); информационно-коммуникационные (ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя); маркетинговые (ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций); логистические (ведут к изменениям в сфере организации движения по-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

113

токов, снабжении и сбыте); организационно-управленческие (ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их); социально-экономические, правовые и другие (изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятий ЖКХ);

- по стадиям жизненного цикла инновации: исследования; разработки; промышленное производство; маркетинг; логистика; диффузия; рутинизация; сервисная поддержка.

Актуальность данной статьи заключается в том, что непрерывный рост цен на энергоресурсы, их возрастающий дефицит, делает необходимым переход жилищно-коммунального хозяйства на инновационные и энергосберегающие технологии.

На сегодняшний день сфера ЖКХ в Волгоградской области является одной из проблем энергоёмкости экономики области. Наиболее проблемная сфера ЖКХ - тепло- и водоснабжение. Оно является не только самым энергоемким, но и самым расточительным сегментом экономики Волгоградской области, и находится сегодня в критическом состоянии на всех этапах от производства до потребления. Самыми проблемными муниципальными районами области по платежам за потребленные энергоресурсы на протяжении последних лет являются следующие: Городищенский, Жирновский, Котовский, Иловлинский, Калачевский, и др., городские округа: Волгоград, Ми-хайловка, Урюпинск и Фролово. Анализ стоимости тарифов по муниципальным образованиям на коммунальные услуги показал, что затраты на теплоснабжение составляют в них до 50 % от суммы всех затрат [6, с. 131].

Безусловно, любая перспективная разработка должна быть внедрена. И основная проблема в связи с этим - отсутствие средств. Решение данной проблемы в том, чтобы средства, которые собираются с населения, с предприятий на услуги ЖКХ, должны значительно чаще использоваться на развитие этой системы и повышение качества услуг. Но в связи с ежегодным ростом тарифов, основная часть населения не сможет оплачивать коммунальные услуги своевременно. Извечная проблема неплатежей перед коммунальщиками в кризис создает угрозу недофинансирования ремонтных работ и нормального функционирования жилищного хозяйства. В тучные годы коммунальщиков спасали кредиты, сейчас они видят выход лишь в повышении собираемости платежей за ЖКУ При этом население, в отличие от ряда управляющих компаний, оказывается куда более порядочным плательщиком.

Общая задолженность в сфере ЖКХ в России по итогам первого полугодия 2015 года приближается к триллиону рублей (968 млрд. рублей) [8, с. 1]. Из них долги населения составляют лишь 250 млрд. рублей, а остальные 718 млрд. - это долги юр. лиц друг другу [2, с. 39]. В основном долги копят управляющие компании (УК) перед ресурсоснабжающими компаниями

114

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

(РСО). Триллион долга - это одна четвертая годового оборота всей отрасли. Это серьезная проблема, учитывая, что сознательно введено жесткое ограничение роста коммунальных тарифов для населения. Это в совокупности создает не просто риск невозможности провести модернизацию инфраструктуры, но и ставит под сомнение надежность текущего функционирования отрасли. С одной стороны, пик неплатежей со стороны УК перед ресурсоснабжающими организациями был год-два назад. Сейчас ситуация стала чуть лучше благодаря введению обязательного лицензирования УК в сфере ЖКХ. Однако, с другой стороны, системно проблема неплатежей в ЖКХ не решена, и в кризис она встает более остро. К примеру, накопленная задолженность потребителей за услуги водоснабжения и водоотведения перед Росводоканалом составляет уже 3,9 млрд. рублей. Учитывая, что на начало года задолженность составляла 3,2 млрд. рублей, прирост за девять месяцев - 700 млн. рублей. За весь 2014 год прирост задолженности перед Росводоканалом составил лишь 500 млн. рублей - то есть темпы роста долгов увеличились [5, с. 57].

Чем меньше ресурсоснабжающие компании получают денег за оказанные услуги, тем меньше они могут вложить в ремонт и модернизацию коммунальных систем. Раньше проблему нехватки средств из-за задолженности решали за счет кредитования. Однако в последние два года брать заемные средства стало не просто дорого, но и опасно для самих коммунальщиков. Какое-то время можно себе позволить жить в кредит, но когда ты постоянно собираешь меньше, чем надо потратить, то долговая нагрузка нарастает снежным комом. Это значит, что рост неплатежей вынуждает ресурсоснабжающие компании урезать расходы на инфраструктуру. В свою очередь недоинвестирование создает серьезные риски для работы коммунального хозяйства. Компании формируют (а регулятор утверждает) ежегодный бюджет на ремонтную и инвестиционную программы. Чем меньше собрали денег за услуги, тем меньше вложили в реконструкцию и модернизацию сетей, тем меньше отремонтировали и тем хуже подготовились к очередному осеннезимнему периоду со всеми вытекающими последствиями.

К примеру, бюджет ремонтной программы на сетях водоснабжения и водоотведения у компании на 2015 год составляет 2,5 млрд. рублей. Прирост задолженности перед Росводоканалом составил 700 млн. рублей, это треть от годового бюджета на ремонт. Конечно, не уменьшали ремонтную программу на треть, но пришлось порезать другие статьи расходов - на модернизацию и реконструкцию некоторых объектов. Но ремонтная программа все равно пострадала где-то на 15 %. На практике население - куда более добросовестный плательщик, нежели управляющие компании. К примеру, половина задолженности перед Росводоканалом - это долги УК, вторая половина - долги теплоснабжающих компаний и конечных потребителей. Такая же ситуация и в целом по России по долгам [2, с. 31].

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

115

Самая банальная и неприятная причина неплатежей - когда управляющие компании тратят деньги ресурсоснабжающих организаций, в частности Росводоканала, не на оплату поставленных ресурсов, а на что-то другое. В лучшем случае средства, уплаченные населением за воду, идут на покраску стен в подъезде, благоустройство дворика или ремонт крыш. В худшем случае - УК мошенническим способом просто выводит эти средства на другие счета под видом траты на текущую деятельность. В прошлом году начался активный перевод населения на прямые расчеты с конца 2014 года, особенно в тех городах, где быстро росла дебиторская задолженность управляющих компаний. Население нормально воспринимает переход на прямые расчеты, если ему объяснить, что средства добросовестных плательщиков не доходят до водоканала, оседая в руках УК. Когда налаживается вся схема работы с населением напрямую, наблюдается улучшение ситуации с платежами. В ряде случаев причиной роста задолженности УК перед РСО становятся местные органы власти, когда они устанавливают нормативы индивидуального потребления, не соответствующие реальному фактическому потреблению. В этом году именно такая история произошла в Барнауле. Органы местного самоуправления снизили почти в два раза норматив на индивидуальное потребление воды в многоквартирных домах. Было шесть кубов на человека, стало три с небольшим куба. РСО продолжала подавать тот же объем воды, что и в прошлом году, что фиксирует счетчик на входе в дом. Но людям, живущих в квартирах, где нет индивидуальных счетчиков на воду, выставляется счет на сумму в два раза меньшую. Разница выливается в рост показателей общедомового потребления. У людей, естественно, начинают возникать вопросы. Но главное, что нормативы по общедомовому потреблению меньше, чем реальная получаемая цифра. Эта разница зависает в воздухе: УК не может выставить населению счет за общедомовые нужды больше норматива, а сама УК не в состоянии оплачивать «перерасход» из-за сниженных нормативов. Как результат - рост задолженности УК перед водоканалом.

Для повышения культуры платежей в ЖКХ власти решили ужесточить ответственность за оплату услуг, с одной стороны, населения перед УК и ТСЖ, а с другой - между основными игроками рынка: УК и РСО (водоканалы, теплоснабжающие организации и энергетики). Так, после двух месяцев просрочки управляющие компании должны будут платить штрафы за неоплату счетов ресурсоснабжающих компаний по ставке 1/30о ставки рефинансирования, с третьего месяца - 1/170, а с четвертого - уже 1/130 ставки рефинансирования, то есть чуть больше 20 % годовых. Это ставка чуть выше, чем в банке. Тем самым закрывается возможность кредитоваться за счет своего контрагента и отбивается охоту не платить [3, с. 67]. Другой инструмент, который сейчас находится в разработке, - это переход на прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и собственниками жилья. Юридическая конструкция будет такова: от имени собственни-

116

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

ка и в его интересах этот договор с РСО будет заключать УК. Но деньги за коммунальные услуги, согласно договору, пойдут напрямую в РСО, минуя УК. Это будет четко прописано в законе. Также «ресурсник» получит право вести с конечным потребителем работу по взысканию задолженности.

Есть четыре основных вида ресурсов: электричество, тепло, вода и газ. Но у компаний, поставляющих газ и электричество, проблем с управляющими компаниями значительно меньше именно благодаря прямым расчетам. Газ, согласно ЖК РФ, поставляется потребителям исключительно напрямую, а не через УК. Компании, продающие электричество, традиционно были на прямых расчетах с населением, и они навязали УК старую, давно работающую схему прямых расчетов и после принятия нового ЖК РФ. А тепловики и водоканалы традиционно сидели внутри единой квитанции, поэтому выход из единой квитанции для них является нестандартным решением. На сегодняшний день происходит переход на прямые расчеты с населением, когда ситуация доходит до критического уровня по задолженности управляющих компаний. Пени за просрочку платежей за ЖКУ планируется увеличить также и для населения, но только с 91-го дня просрочки. Если за три месяца человек не погасил свои долги за коммунальные услуги, то начинает действовать повышенная ставка штрафа: 1/30о от ставки рефинансирования ЦБ. Это чуть больше 20 % годовых, как если бы взяли потребительский кредит в банке [4, с. 235].Это справедливо, особенно с учетом того, что типичные неплательщики - люди с постоянным средним доходом, а также владельцы второго инвестиционного жилья.

Увеличение пени стимулирует людей, у которых есть деньги, платить за ЖКУ либо копить долги и возвращать их с процентами своему ТСЖ или УК. Пока же коммунальщики используют традиционные способы борьбы с неплатежами: взыскание долгов через суд и отключение должника от услуги, если на его сознательность не повлияло даже судебное решение.

Таким образом, уровень обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами - один из самых важных показателей качества жизни населения Волгоградской области.

На сегодняшний день существует следующая ситуация в сфере ЖКХ:

- несоответствие существующих инфраструктурных мощностей возрастающим потребностям;

- высокий уровень монополизации сферы предоставления жилищнокоммунальных услуг и слабое развитие конкуренции в этом секторе;

- непрозрачность формирования цен и тарифов за услуги, оказываемые предприятиями ЖКХ;

- растущая оплата за коммунальные платежи.

В кризис внедрение инноваций в сфере ЖКХ не будет рациональным, пока не будет перестроена существующая система взаимодействия УК, потребителя услуг и их поставщика.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

117

Список литературы:

1. Абдуллина А.Р. Жилищно-коммунальное хозяйство в России / А.Р. Абдуллина, И.А. Владимиров // Проблемы современной экономики: матер. междунар. заочн. науч. конф., г. Челябинск, декабрь 2011 г. - Челябинск: Два комсомольца, 2011.

2. Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: учеб. пособие для ВУЗов. - М.: КноРус, 2010.

3. Завадовский В.В. Инновационное развитие муниципального образования // Муниципалитет: экономика и управление. - СПб.: Реноме, 2012. -№ 2.

4. Тимчук О.Г. Основные направления развития ЖКХ в РФ // Актуальные вопросы экономики и управления: матер. междунар. заоч. науч. конф., г. Москва, апрель 2011 г. - М.: РИОР, 2011.

5. Черная И.П. Муниципальное хозяйство: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.

6. Ягодина Л.П. К вопросу о целях управления ЖКХ // Административное право и процесс. - М.: КноРус, 2012. - № 1.

7. Мазница Е.М. Жилищно-коммунальное хозяйство, как инвестиционно привлекательный объект для бизнеса / под общ. ред. Г.М. Загидуллиной, А.И. Романовой // Стратегия развития инвестиционно-строительного и жилищно-коммунального комплексов в условиях саморегулирования: сб. тр. III междунар. науч.-практ. конф. -Т. 1. - Казань: КГАСУ 2015. - С. 68-69.

8. Самофалова О.В. Статья Кризис обостряет проблему неплатежей в ЖКХ [Электронный ресурс]. - 2015. - 6 с. - Режим доступа: http://vz.ru/eco-nomy/2015/11/17/774960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.