УДК 332.1
08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством
Кривова Кира Владимировна
ГБОУ ВПО Московской области Финансово-технологическая академия
Россия, Королев Старший преподаватель E-Mail: [email protected]
Проблемы внедрения инноваций в сферу жилищнокоммунального комплекса
Аннотация: Непрерывный рост цен на энергоресурсы, определяемый их растущим дефицитом, делает неизбежным переход жилищно-коммунального хозяйства на инновационные и ресурсо-энергосберегающие технологии. Неудовлетворительное состояние жилищного фонда, высокий уровень износа инженерных сетей и оборудования, неэффективная структура управления определяют необходимость модернизации отрасли на основе инновационных технологий. Анализ деятельности российских предприятий выявил потенциал энергосбережения, составляющий четверть от годового потребления энергетических ресурсов в стране. Однако используемые устаревшие технологии и отсутствие мотивации к экономии ресурсов не позволяют реализовать этот потенциал. Недостаточная разработанность системы экономических взаимоотношений между субъектами современного ЖКХ не позволяет эффективно использовать и внедрять инновационные технологи и принципы энергосбережения.
Ключевые слова: Жилищно-коммунальные услуги; инновации; внедрение;
технологии.
Идентификационный номер статьи в журнале 05ЕРТА613
Kira Krivova
Public budgetary educational institution of higher education of the Moscow region
Financial and technological academy Russia, Korolev Senior Lecturer E-Mail: [email protected]
Problems of implementation of innovations in the sphere of housing and communal services
Abstract: The continuous increase in energy prices, on account of their growing scarcity, makes inevitable transition housing and utilities for innovative and resource- saving technologies . Poor condition of the housing stock, a high level of wear of utilities and equipment, inefficient management structure determine the need for modernization of the sector based on innovative technologies. Analysis of Russian companies has revealed the potential of energy saving, a quarter of the annual consumption of energy resources in the country. However, use outdated technology and a lack of motivation to conserve resources do not allow to realize this potential. Insufficient development of economic relations between the subjects of the modern housing can not effectively use and implement innovative technology and energy saving principles.
Keywords: Housing and communal services; innovation; implementation; technology.
Identification number of article 05EFTA613
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) России - это многоотраслевой народнохозяйственный комплекс, включающий более 25 подотраслей и свыше 70 видов экономической деятельности.
По данным Росстроя в жилищно-коммунальном комплексе функционирует более 52 000 предприятий, на которых работает 4,2 млн. человек.
Доля жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в основных фондах народного хозяйства составляет 26%, этот показатель лишь немного уступает транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%).
Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 60%, около 25% основных фондов полностью отслужили свой срок. Износ инженерного оборудования достиг 73%, инженерных сетей - 65%. Надежность систем теплоснабжения в 2,5 раза ниже, чем в европейских странах. Ежегодно капитальному ремонту подвергается менее 1% сетей вместо минимально допустимых 3%. Количество технологических нарушений и аварий в работе коммунальных объектов выросло за последние 10 лет в пять раз. В год в среднем происходит 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Плановый ремонт инженерных сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийновосстановительным работам, затраты на проведение которых в 3 раза выше, чем затраты на плановый и капитальный ремонт подобных объектов.
Финансовое состояние организаций жилищно-коммунального комплекса продолжает ухудшаться, более 60% организаций убыточны, при этом убытки составляют более 52 млрд. руб. Суммарная кредиторская задолженность достигла 325 млрд. руб., дебиторская - 277 млрд. руб., ЖКК представляет собой один из слабо развитых и слабо инвестируемых направлений предпринимательства.
Именно поэтому реформа ЖКХ превратилась в один из приоритетных вопросов государственной социально-экономической политики, которая должна сочетать принятие и реализацию экономически оправданных административных, кадровых, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений, и обязана сделать население участниками процессов реформирования жилищнокоммунального хозяйства, как одной из жизненно важных сфер национальной экономики [1].
Накопился целый ряд противоречий, требующих неотложного решения: развитие рыночных отношений в сфере ЖКХ и устаревшая нормативно-правовая база ЖКХ, высокая фондоемкость и низкая производительность труда в сфере ЖКК, стагнация структурного развития сферы ЖКХ и опережающая динамика развития предпринимательской среды хозяйства страны в целом, рост тарифов на ЖКУ и ухудшение финансового состояния предприятий, пассивность населения в создании новых организационно-правовых форм объединений собственников жилья и необходимость активного участия собственников жилья в управлении жилищным фондом, развитие инновационных технологий в промышленности и отсутствие их трансфера в сферу ЖКХ, высокая степень износа основных фондов и требования нормативного качества ЖКУ, требования практики и отсутствие научно обоснованной базы управления ЖКХ [4].
Таким образом, необходимость решения указанных противоречий делает актуальной проблему приведения сферы ЖКХ до формы, адекватной динамике развития современной предпринимательской среды и учитывающей интересы собственников жилья, ресурсоснабжающих, обслуживающих организаций и государства.
Соответствующее нормативно-правовое обеспечение является основой реализации этих принципов [4;5]. Это законы «О финансовом оздоровлении предприятий ЖКХ», ФЗ №115 от 21.07.2005г. «О концессионных соглашениях в жилищно-коммунальной сфере», О введении в Жилищный кодекс нормы «универсальная жилищно-коммунальная услуга» по обязательному предоставлению минимального набора жилищно-коммунальных услуг в населенных пунктах Российской Федерации, МЗ № 185 от 21.07.2007г. «О Фонде содействия реформ ЖКХ» [6]. Кроме того, по мнению автора, должны быть разработаны и приняты ряд других законодательных и нормативно-правовых актов, к которым относятся:
• закон об управляющих организациях, который будет регламентировать права и обязанности предпринимательского сообщества, работающего в сфере ЖКХ и собственников жилья;
• закон о дополнении естественных монополий и включения деятельности городских предприятий водо- и теплоснабжения, водоотведения и утилизации отходов, как естественно-монопольной;
• закон, который установит порядок сохранения и использования естественных водных ресурсов и качество потребляемой воды;
• закон об обязательном страховании жилья;
• закон, регулирующий тарифообразование в организациях жилищнокоммунального хозяйства;
• законопроект об изменении налогооблагаемой базы управляющих организаций и товариществ собственников жилья коммунальных платежей и накоплений на капитальный ремонт, и финансовых средств в рамках инвестиционных программам.
Дальнейшее реформирование ЖКХ становиться невозможным без применения новых форм и методов управления жилищным фондом российских городов для этого необходимо создать механизмы стимулирования создания товариществ собственников жилья (ТСЖ) и других, объединяющих их организаций:
• законодательно обязать власти проводить капитальный ремонт жилых помещений при передаче их в собственность ТСЖ;
• разработать и принять простые механизмы кредитования собственников помещений многоквартирных домов для оплаты капитального ремонта имущества, находящегося в долевой собственности;
• законодательно обязать поставщиков централизованных услуг определять тарифы только после консультаций с ТСЖ;
• отменить процедуру регистрации ТСЖ как некоммерческой организации, в связи с тем, что это усложняет порядок регистрации, но при этом не дает льгот в сфере налогообложения;
• обязать власти оказывать финансовую помощь жилищно-коммунальным предприятиям (в случае ее необходимости) лишь после консультаций с ТСЖ.
Для успешного реформирования ЖКХ необходимо создание единой нормативноправовой базы, основанной на взаимосвязанных и продуманных законодательных инициатив и нормативно-правовых актах.
Информационное обеспечение является одним из приоритетных направления реформирования ЖКХ. В результате анализа состояния информационного обеспечения системы управления ЖКХ двух крупнейших мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга, выявлено ряд существенных проблем:
• постоянная необходимость жителей, обращаться к каждому из участников сферы жилищно-коммунального хозяйства в отдельности, влечет неоправданные психофизические и временные затраты;
• отсутствие единообразного подхода к управлению с учетом взаимодействия всех управляемых процессов, происходящих с управляемым субъектом;
• отсутствие связи между учетом ресурсопотребления и проведением расчетов за оказанные услуги, значительно снижает экономическую эффективность системы автоматизации управления услугами ЖКХ;
• сохранение территориального и ведомственного принципа управления предприятиями в сфере ЖКХ приводит к несогласованности при принятии управленческих решений;
• преобладание подходов к решению задач на основе, что приводит к несогласованным решениям;
• отсутствие актуальных и объективных данных о текущем состоянии жилищнокоммунального хозяйства, необходимых исполнительным органам власти, для принятия своевременных и эффективных управленческих решений;
• отсутствие единой и доступной информационной базы данных о субъектах и объектах сферы жилищно-коммунального хозяйства;
• неоправданное и многократное дублирование данных в различных информационных системах.
Для реализации основных направлений реформирования ЖКХ необходимо решение задач, определяющих содержание и успешное функционирование информационного обеспечения системы управления ЖКХ и неразрывно связанной с ней системы автоматизации городского хозяйства.
Продуманная инновационная политика предполагает как внедрение инноваций на предприятиях отрасли, так и создание механизмов их адаптации и развития в существующей структуре производства. Инновации - это основной механизм, который обеспечивает эффективное развитие производства и поддержание экономического потенциала [11].
В связи с чем, целесообразно, как считает автор, создание отраслевых региональных инновационных Центров по реформированию ЖКХ, основными направлениями деятельности которых могут быть следующие:
• тестирование и испытания инновационных разработок в условиях, подобных условиям эксплуатации этих систем в ЖКХ и внедрение данных разработок в практическую деятельность;
• организация и проведение исследований по оценке состояния и перспектив
развития системы управления качеством в области жилищно-коммунального
хозяйства крупных городов;
• сертификация качества услуг предприятий ЖКХ;
• мониторинг качества услуг предприятий ЖКХ;
• обучение кадров и повышение квалификации сотрудников предприятий ЖКХ;
• разработка и внедрение нормативных актов, регулирующих деятельность структур и предприятий ЖКХ.
Создание таких Центров на их основе образовательных, научных и административных ресурсов позволит создать систему управления качеством услуг сферы ЖКХ и тем самым положить начало для реализации реформирования ЖКХ.
Ярким примером инноваций в сфере ЖКХ на отечественном рынке является внедрение гибких полимерных теплоизолированных труб для внутриквартальных инженерных сетей горячего водоснабжения (ГВС) и отопления. Ранее такие трубы экспортировались из-за рубежа.
Среди российских производителей гибких полимерных теплоизолированных труб первым стал московский завод "АНД Газтрубпласт" и компания "Полимертепло". Они начали освоение новой продукции в 2002 году по заданию Управления топливно-энергетического хозяйства Правительства Москвы (в настоящее время Департамент).
В крупных российских городах с многоэтажными «спальными» районами, где давление в тепловых сетях составляет 10 атмосфер, европейская труба такого давления не выдерживает. По лицензии крупной швейцарской компании завод "Газтрубпласт" в 2002 году начал производство гибких полимерных теплоизолированных труб для отопления и горячего водоснабжения.
Инновационным в гибких полимерных теплоизолированных трубах было все, начиная от внешнего вида - на объекты она поступает не прямыми отрезками, а свернутая в кольца (бухту) до 350 метров - и, заканчивая технологией монтажа, позволяющей за несколько часов проложить сотни метров теплотрасс. Несомненным достоинством данных полимерных труб является полное отсутствие коррозии, а также возможность укладки в грунт без бетонного лотка, и самое главное - длительный период эксплуатации, измеряемый десятками лет, в течение которых труба не требует никакого обслуживания.
Следующим шагом стала разработка и запуск в производство фитингов (соединительные детали) и гидравлического прессового инструмента для монтажа полимерных труб.
Начало собственного, первого в России, производства основного и дорогостоящего элемента конструкции новых труб - внутренних труб из «сшитого полиэтилена», способных работать при высокой температуре позволило отказаться от импорта комплектующих деталей и сделало трубу полностью российской.
Затем были разработаны и запущены в серийное производство трубы диаметром 140 и 160 мм, которые отсутствуют в номенклатуре европейских производителей, и наиболее востребованные ресурсоснабжающими предприятиями в крупных российских городах. Для транспортировки данных изделий разработаны и запущены в производство специальные транспортные средства, которые позволяют доставлять трубы на барабанах к месту укладки.
Российскими инженерами разработана, не имеющая аналогов в европейских странах, полимерная труба с кевларовым армированием и уменьшенной толщиной стенки, значительно превосходящая по эксплуатационным качествам трубы европейских производителей и полностью соответствующая характеристикам и параметрам российских тепловых сетей. Проведенные расчеты показывают, что, несмотря на относительную дороговизну полимерных труб, стоимость эксплуатации построенных из них сетей существенно ниже, чем при использовании обычных стальных труб.
В целом можно констатировать, что в сфере жилищно-коммунального хозяйства в первую очередь необходимы следующие изменения:
• кардинальное обновление устаревшего оборудования на современное и более эффективное;
• грамотный подбор персонала и переквалификация и обучение уже имеющихся кадров;
• повышение интереса у инвесторов к сфере жилищно-коммунального хозяйства и поддержка государства для внедрения инновационных систем управления.
Реализация этих мер позволит применять нанотехнологические разработки российских инженеров, заменить изношенное и отслужившее свой срок оборудование и сетевые коммуникации на долгосрочные качественные разработки, что приведет к значительной экономии финансовых средств налогоплательщиков, повысить качество жизни населения, особенно проживающих в изношенном жилом фонде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселовский М.Я., Кривова К.В. Особенности применения инноваций в жилищно-коммунальном комплексе России Вїсник Хмельницького нацїонального унїверситету, 2013, №4, том 3. -С. 143-146.
2. Графов А.А. Направления совершенствования жилищно-коммунального хозяйства на основе инноваций. // Экономика и управление: российский научный журнал. - СПб.: 2010.- № 2(52) - С.17-19
3. Макареня Т.А. Организационный и институциональный базис формирования механизма регулирования современной сферы жилищно-коммунальных услуг, Вестник НГУ. Серия соц.-экон. науки, 2011г. - С. 78.
4. Пилявский В.П. Реформирование жилищно-коммунального комплекса мегаполиса: управление качеством услуг: Монография. - СПб.: Астерион, 2008.
5. Пилявский В.П. Вопросы государственного регулирования рынка услуг
жилищно-коммунального хозяйства // Регион: Политика. Экономика.
Социология, 2008, №№1-2.
6. Стрельченко В.В. Повышение качества жилищно-коммунальных услуг на
основе инновационного развития жилищно-коммунального хозяйства //Вестник Национальной академии туризма, 2011. № 4 (20). С. 87-90.
7. Стрельченко В.В. Проблемы современного развития жилищно-коммунального хозяйства //Сборник научных трудов Балтийской академии туризма и предпринимательства. СПб.: Астерион, 2008. С. 104-111.
8. www.gkh.ru
9. www.mskmo.ru
10. www.consultant.ru
11. Веселовский М.Я., Никонорова А.В. Инновационная деятельность и стратегии
ее развития в современных условиях. Материалы IX международной
конференции. Инновационное развитие России: условия, противоречия,
приоритеты, часть II. -М.: НОУ ВПО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. С.45-50.
Рецензент: Федотов А.В., д.э.н., профессор кафедры управления Финансово-
технологической академии.
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
Veselovskij M.Ja., Krivova K.V. Osobennosti primenenija innovacij v zhilishhno-kommunal'nom komplekse Rossii Visnik Hmel'nic'kogo nacional'nogo universitetu, 2013, №4, tom 3. -S. 143-146.
Grafov A.A. Napravlenija sovershenstvovanija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva na osnove innovacij. // Jekonomika i upravlenie: rossijskij nauchnyj zhurnal. - SPb.: 2010.- № 2(52) - S.17-19
Makarenja T.A. Organizacionnyj i institucional'nyj bazis formirovanija mehanizma regulirovanija sovremennoj sfery zhilishhno-kommunal'nyh uslug, Vestnik NGU. Serija soc.-jekon. nauki, 2011g. - S. 78.
Piljavskij V.P. Reformirovanie zhilishhno-kommunal'nogo kompleksa megapolisa: upravlenie kachestvom uslug: Monografija. - SPb.: Asterion, 2008.
Piljavskij V.P. Voprosy gosudarstvennogo regulirovanija rynka uslug zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva // Region: Politika. Jekonomika. Sociologija, 2008, №№1-
2.
Strel'chenko V.V. Povyshenie kachestva zhilishhno-kommunal'nyh uslug na osnove innovacionnogo razvitija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva //Vestnik Nacional'noj akademii turizma, 2011. № 4 (20). S. 87-90.
Strel'chenko V.V. Problemy sovremennogo razvitija zhilishhno-kommunal'nogo hozjajstva //Sbornik nauchnyh trudov Baltijskoj akademii turizma i predprinimatel'stva. SPb.: Asterion, 2008. S. 104-111.
www.gkh.ru
www.mskmo.ru
www.consultant.ru
Veselovskij M.Ja., Nikonorova A.V. Innovacionnaja dejatel'nost' i strategii ee razvitija v sovremennyh uslovijah. Materialy IH mezhdunarodnoj konferencii. Innovacionnoe razvitie Rossii: uslovija, protivorechija, prioritety, chast' II. -M.: NOU VPO «MU im.
S.Ju. Vitte», 2013. S.45-50.