го о ^
i о I Дмитриев Юрий Александрович - доктор педагогических наук; профессор
0 ^ g кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психо-s I гЗ логии, Московский педагогический государственный университет
1 S^ E-mail: 4230000@rambler.ru
Q. CU
^ ^ Yu. Dmitriev
Training of students
for the use of foreign and Russian experience of pre-school education
The article outlines some of the features and trends of modern Russian and foreign pre-school education. The author describes its topical problems and directions of realization as well as the importance of studying best foreign pedagogical experience in this area to improve the local system of training specialists at university. The author suggests the content and ways of preparation of students at university for the implementation of pre-school education (from the experience of the Faculty of Pre-school Pedagogics and Psychology of MSPU).
Key words: preparation of preschool children for school, local and foreign preschool education, training of teachers for pre-school education, trends of pre-school education.
Dmitriev Yuri A. - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Departments of Preschool Pedagogy of the Faculty of Pre-school Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University
Ю.М. Кудрявцев, У.А. Казакова, В.А. Совин
Роль и значение
конфликтологической готовности курсантов в военно-профессиональной деятельности
Авторами исследованы основные виды профессиональной готовности будущих офицеров к военно-профессиональной деятельности. Изучена специфика конфликтогенной среды в воинских коллективах и способы проявления конфликтологической готовности будущих офицеров в работе с военнослужащими посредством межличностного взаимодействия. При этом общение
и совместная деятельность рассматриваются как формы профессионального взаимодействия. В свою очередь, рациональность, субординационность и адекватность выстраивания взаимоотношений выступают залогом сформированное™ способности и готовности будущих офицеров к работе как с добросовестными военнослужащими, так и склонными к отклоняющемуся поведению. Ключевые слова: конфликтологическая готовность, профессиональная деятельность, профессиональное взаимодействие, курсанты военных вузов.
В настоящее время степень изучения различных видов профессиональной готовности будущих военных специалистов к профессиональной деятельности позволяет говорить о ее полифункциональном характере (рис. 1). Наиболее актуальными являются вопросы взаимодействия видов профессиональной готовности с конфликтологической готовность будущего офицера, их взаимной детерминации. Взаимосвязь различных видов профессиональной готовности курсантов военных вузов обусловлена положительными функциями конфликтов.
о
о °°
¡± о
го
ч: ю
ш о
Рис. 1. Структура готовности курсантов к военно-профессиональной деятельности
Мотивационная готовность является целостной, сравнительно устойчивой системой психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных ситуациях, формируют характерные состояния психики и подталкивают военнослужащего к деятельности, регулируют его поведение. По отношению к ней конфликтологическая готовность изменяет смысловую оценки мотива, которая получает не только узкоэгоистическое значение, но и нравственную, социально значимую ориентацию, вследствие чего военный специалист руководствуется в своем поведении не личными желаниями и намерениями, а чувством долга и ответственности перед другими людьми [4].
дн
оьв тло
Ф го т 5 л го ^ О
го о к
о I Интеллектуальная готовность является степенью развития мышления и речи военнослужащего, обеспечивает его способность к овладению профессиональными компетенциями на основе разъединенного к у о восприятия, творческого отображения и преобразования действительно-
о-е- сти. В данном случае конфликтологическая готовность детерминирует
ео
_ ^ инициирование положительных конфликтов, дающих возможность реализовать планирование деятельности, принятие оптимальных решений в интересах осуществления профессионально значимых целей [1].
Коммуникативная (социально-психологическая) готовность отображает степень сформированности качеств личности военнослужащего, которые дают ему возможность общаться с другими людьми. Она обеспечивает процессы обмена информацией, контакта субъектов совместной профессиональной деятельности. По отношению к ней конфликтологическая готовность информирует об источниках социальной напряженности, открывает возможности получения информации о состоянии организации, содействует более глубокому познанию участниками конфликта друг друга и объекта конфликта, отводит их от разрушительного противоборства и связывает членов воинского коллектива.
Физическая готовность представляет собой конкретное физическое состояние военнослужащего, которое обеспечивает успешное выполнение какого-либо вида деятельности на основе должной телесной развитости, установленного функционального состояния организма и необходимого уровня двигательной подготовленности. В этом случае конфликтологическая готовность актуализирует такие формы взаимодействия, как соревновательность и конкуренция, тем самым содействуя созданию физической готовности [3].
Психологическая готовность отображает специфическое состояние решительности личности военнослужащего, обеспечивающее неизменность и динамику уровней общей (боевой) готовности к функциональной деятельности. Совокупность структурных элементов состояния психологической готовности и их взаимосвязь обусловлены спецификой объективных условий деятельности при выполнении служебных задач и связаны с установленной степенью помехоустойчивости к внешним и внутренним влияниям. Знание об объективных конфликтогенах среды, выработанная устойчивость личности по отношению к ним, смягчение психической напряженности определяется конфликтологической готовностью.
Научно-теоретическая готовность характеризуется нужным объемом знаний военнослужащего, совмещаемых с осмыслением личного опыта и опыта мастеров военного дела. Она связана с постижением,
осознанием, методикой и логикой реализации профессиональной дея- Е тельности. По отношению к этому виду готовности конфликтологиче- § ® ская готовность формирует интеллектуально-эмоциональную напря- 5 ° женность, которая сопутствует столкновению различных стратегий | 1 поиска решения проблем. | <§
Готовность к реализации воспитательных функций характеризует о § стабильное интегративное личностное состояние, которое представля- чю ет собой результат широкой профессиональной подготовки будущего с военного специалиста к управлению процессом своей социализации и социального становления его подчиненных. В этом случае конфликтологическая готовность способствует изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава в целях обнаружения управляемых и неуправляемых, конфликтных и неконфликтных личностей, установлению направлений работы с ними.
Акмеологическая готовность объединяет другие виды составляющих готовности к профессиональной деятельности и выражается согласно потребностям в творческой самореализации и стратегией жизни офицера. Конфликтологическая готовность способствует творческой инициативе и профессиональному саморазвитию в инновационных процессах, тем самым ставя во главе угла функции акмеологи-ческой готовности.
Профессиональная деятельность может быть показана в виде взаимодействия, в котором в диалектической целостности находятся и совместные действия, и общение, и взаимоотношение. При этом общение и совместная деятельность могут быть разобраны в качестве формы профессионального взаимодействия, а отношения друг к другу его участников (взаимоотношения) как одна из главных его сторон. Как считает Н.В. Гришина, понятие «взаимодействие» характеризует наличие всевозможных взаимодействующих сторон [2]. При этом не имеет значения, идет ли речь о взаимодействии людей, взаимодействии человека со своими психологическими и функциональными состояниями или о взаимодействии индивида с объектами материально-вещественной среды. В любом случае действия этих сторон должны быть взаимонаправлены и взаимодетерменированы, скоординированы и взаимоскоординированы, т.е. стороны должны прогнозировать вероятность зарождения конфликта взаимодействия и регулировать его процесс по причине обострения противоречий. Ссылаясь на выявленные взаимосвязи конфликтологической готовности относительно других видов готовности к профессиональной деятельности, мы определяем, что ее функции показываются и в совместных действиях, и в общении, и во взаимоотношениях.
го о к
о =| Таким образом, готовность курсантов к разрешению конфликтных ситуаций имеет центральную позицию в иерархии структуры профессиональной готовности, поскольку она объединяет все ее составляю-^ [5 'сэ щие, актуализируясь и обнаруживаясь согласно потребностям в безо-о-е- пасности, признании, престиже, самоактуализации в профессиональных _ ^ конфликтных ситуациях и конфликтах. С точки зрения характеристики и осуществления способа профессиональной деятельности в конфлик-тогенной профессиональной среде, конфликтологическая готовность является разновидностью профессиональной готовности, объединяющих в себе функции всех видов ее составляющих.
О ^ ш
к ^ о
Ш го m
5 л го
^ О
Библиографический список
1. Анциферов В.В., Бондарев С.С., Устинов И.Ю. Конфликты в служебном коллективе: профилактика и разрешение: Учебное пособие. В 2-х ч. Воронеж, 2006.
2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
3. Коузер Л.А. Основы конфликтологии: Учебное пособие / Пер. с англ. СПб., 1998.
4. Певень Л.В., Лушников В.П., Назаренко В.А. Мотивационная готовность молодых офицеров к военной службе: Учебно-методическое пособие. М., 2004.
Кудрявцев Юрий Михайлович - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры методологии инженерной деятельности Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и дополнительного профессионального образования, Казанский национальный исследовательский технологический университет E-mail: kudryavtcevum@mail.ru
Казакова Ульяна Александровна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры методологии инженерной деятельности Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и дополнительного профессионального образования, Казанский национальный исследовательский технологический университет
E-mail: kazakova-ulyana@mail.ru
Совин Виталий Александрович - аспирант кафедры методологии инженерной деятельности Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов и дополнительного профессионального образования, Казанский национальный исследовательский технологический университет E-mail: sovinvitaliy@gmail.com
o
co
Yu. Kudryavtsev, U. Kazakova, V. Sovin
The role and importance g
of conflic management readiness of cadets in military-professional activity s 1
I m
C^ O
The authors investigate the main types of professional readiness of future officers o pg to military-professional activity. The specificity of the conflict environment in military ^ vq teams and the ways of manifestation of the conflict readiness of future officers ci 0 in the work with the military through interpersonal interaction is studied. At the same time, communication and joint activities are considered as forms of professional interaction. In turn, rationality, subordination and adequacy of building relationships are the key to the formation of the ability and readiness of future officers to work with conscientious military personnel and prone to deviating behavior.
Key words: conflict management readiness, professional activity, professional interaction, cadets of Higher Military Schools.
Kudryvtsev Yuriy M. - Dr. Pedagogy Hab.; professor at the Department of Methodology of Engineering Activity of the Center of Preparation and Professional Development of Teachers of Higher Education Institutions and Additional Professional Education, Kazan National Research Technological University
Kazakova Ulyana A. - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Methodology of Engineering Activity of the Center of Preparation and Professional Development of Teachers of Higher Education Institutions and Additional Professional Education, Kazan National Research Technological University
Sovin Vitaliy A. - postgraduate student at the Department of Methodology of Engineering Activity of the Center of Preparation and Professional Development of Teachers of Higher Education Institutions and Additional Professional Education, Kazan National Research Technological University