Требование соблюдения эквивалентности в межрегиональном обмене транспортом стало весьма острым в условиях рыночных отношений. Однако единого метода определения эквивалентности обмена продукции различными макроэкономиками пока нет. На наш взгляд, наиболее полно это требование отразит такая система цен на товары, которая в комплексе должна учитывать: все воспроизводственные издержки; затраты, связанные с экологией и охраной окружающей среды при производстве продукции народного хозяйства; отчуждение земель для объектов производственного назначения и инфраструктуры, нужных для организации выпуска продукции; необходимость решения социальных проблем, связанных с привлечением дополнительной рабочей силы для увеличения выпуска продукции промышленности.
В 1997 г. из республики вывезено продовольственных товаров на сумму 466,7 млрд. руб., в том числе на 125,9 млрд. руб. - продуктов растениеводства, на 31,4 млрд. руб. - продуктов питания промышленной выработки из продуктов растениеводства, на 286,5 млрд. руб. - алкогольных напитков, на 22,9 млрд. руб. - рыбы и рыбопродуктов и других грузов. Темпы роста продукции, сложившиеся за последние годы, недостаточны для осуществления социальной программы. Необходимы существенный рост объемов выпускаемой продукции, улучшение ее структуры и качества.
В серьезном совершенствовании, на наш взгляд, нуждается система формирования республиканского фонда продовольствия. Наращивание на местах объемов первичной промышленной переработки вывозимой транспортом плодоовощной продукции за счет совершенствования и внедрения новых технологий, предохраняющих от повреждения и порчи при транспортировке и хранении, позволит получателям за пределами Дагестана увеличить объем потребления, а региональным производителям - поднять объемы вывоза этой продукции в 2-2,5 раза.
Сегодня, на наш взгляд, целесообразно определить перспективы межрегиональных перевозок на основе разработки региональной транспортно-экономической программы поддержки и развития вывоза продукции регионального производства, в том числе на экспорт. Необходимость в этом уже очевидна.
Как было отмечено, недостаточно эффективное использование грузового подвижного состава в межрегиональных перевозках объясняется отсутствием органа управления, способного осуществлять единую техническую политику, формировать транспортную сеть, развивать материально-техническую базу для оптимизации межрегиональных грузопотоков. Вот почему предлагается на базе неэкономичных автопредприятий создать новую государственно-кооперативную организационную структуру грузового транспорта. Целесообразно повысить оснащение отраслей экономики рефрижераторным транспортом, контейнерами для транспортировки и хранения продукции.
Во всех странах производители продукции не только субсидируются государством, но и защищены специальными транспортно-экономическими таможенными правилами и программами. В России и нашем же регионе подобная поддержка отсутствует, что ощутимо бьет по рыночной конкурентоспособности отечественного производителя продукции.
Усиление провозной и пропускной способности дорожных коммуникаций в республике будет способствовать сохранности качества поступающих продовольственных грузов .
Анализ позволил оценить, в какой степени экономика нашей республики зависит от транспортной инфраструктуры регионального рынка. Стало ясно, что в условиях экономической самостоятельности невозможно совершенствовать организацию функционирования транспорта в системе регионального обмена продукцией без радикальной перестройки механизма тарифной оплаты услуг. В связи с этим следует разработать новую тарифную систему, которая реально отражала бы необходимые трудовые, материально-технические и другие затраты.
В связи с переводом экономических субъектов республики на принципы полной хозяйственной самостоятельности и рыночные взаимоотношения, нам необходимо определить также свои позиции по ценообразованию на вывозимую продукцию, чтобы идти к реальному обмену и не создавать дополнительных очагов межрегиональной напряженности. Но главное, конечно, состоит в том, чтобы повышать эффективность производства, качество продукции и уровень хозяйствования рыночной экономики, без чего невозможны ни самофинансирование, ни нормальные рыночные и межрегиональные транспортно-экономические связи.
Яхьяева М.К.
Роль и значение государственного регулирования
строительства в условиях развития рыночных отношений
Переход от централизованной к рыночной экономике потребовал коренных изменений в управлении общественным производством на всех уровнях, что породило множество проблем в этой области человеческой деятельности. Среди них особое место отводится государственному регулированию экономических процессов, без которого, как показывает мировой опыт, невозможно нормальное функционирование современной рыночной экономики.
Проводимая в ходе экономических реформ государственная экономическая политика исходила из принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, что по сути исключало госрегулирование как практику и сдерживало развитие ее теории. Вместе с тем при рыночных отношениях всегда была и остается центральной проблема "... как можно скоординировать экономическую деятельность миллионов хозяйствующих субъектов таким образом, чтобы экономический процесс, осуществляющийся в условиях организационной, временной и пространственной разобщенности, основывающейся на разделении труда и являющийся высокоспециализированным, по возможности не только протекал без помех, но и характеризовался бы максимально возможной эффективностью"1.
Подобное понимание сути и назначения государственного регулирования с полным правом можно отнести и к строительству, играющему важную роль в экономическом и социальном развитии страны и регионов. Формирующийся рыночный механизм в состоянии сам расставить приоритеты развития отрасли, но необходимо осуществление его коррекции в рамках поддержки и укрепления ее экономики. На этой основе данная политика органично включается в общий контекст государственного регулирования строительства. Такой подход к развитию строительного производства особенно актуален в период кризиса, структурной перестройки и реформирования, что подтверждается опытом других стран.
С системной точки зрения государственное регулирование строительства следует рассматривать как систему мер правительственных органов законодательного, исполнительного и контролируемого характера, направленных на стабилизацию и адаптацию действующей экономической системы к изменяющимся условиям развития рынка и общества (региона).
Такое его понимание позволяет раскрыть содержание государственного регулирования отрасли с позиции системного подхода к управлению, включающее следующего положения:
- формирование целей и задач развития строительного комплекса,
- определение объектов регулирования ,
- организация управляемой системы,
- выделение субъектов регулирования и формирование их структуры,
- разграничение функций и выбор необходимых методов регулирования,
- оценка результатов регулирования.
Выступая системой корректировки экономических процессов, государственное регулирование охватывает строительный комплекс в целом, входящие в него организации, государственные и муниципальные предприятия, а также предпринимательские структуры различных форм хозяйствования. Тем самым становится возможным обеспечение поддержки всех звеньев строительного производства со стороны государства (региона) в создании условий для саморазвития и конкурентоспособности каждого участника складывающихся экономических отношений в конкретный период времени.
В сложившихся условиях развивающейся рыночной экономики, когда в строительстве действуют предприятия различных видов хозяйствования, важно отметить преобладание смешанной формы собственности. Ее доля в подрядных работах по Республике Дагестан в 1999 г. составила 40%, а совместно с государственной собственностью достигла 85% (см. табл.1). По своему содержанию она наиболее полно отвечает возможностям участия региональных правительственных структур в управлении строительным производством при рыночных отношениях без ущемления интересов представителей любой формы собственности на рынке строительной продукции. Тем самым можно говорить о наличии серьезной материальной базы для формирования и успешного функционирования в строительстве региона системы государственного регулирования.
1 Х.Ламперт. Социальная рыночная экономика: германский путь.- М., "Дело ЛТД", 1994, с.224.
Таблица 1.
Структура подрядных работ предприятий строительства РД
Ф о р м ы с о б с т в е н н о с т и Удельный вес подрядных работ
1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
В с е г о 100 100 100 100 100
в том числе:
государственная 27,1 27,5 31,6 37,6 45,2
муниципальная 1,2 0,1 0,1 0,1 2,0
частная 3,6 15,7 12,7 16,2 12,8
смешанная 67,9 62,5 55,6 46,1 40,0
При определении степени вмешательства региона (государства) в экономические процессы строительного комплекса следует исходить из сложившегося в нем многообразия форм собственности и видов хозяйствования (государственные, муниципальные, частные, малые предприятия, акционерные общества, ассоциации и др.). Возникший смешанный тип экономики отрасли предопределяет выполнение региональными органами власти координирующей функции и принятие некоторых прямых решений регулируемого характера. В совокупности их действие должно направляться на создание условий поиска внутренних и внешних резервов и факторов экономического роста отрасли и ее структурных звеньев с учетом особенностей строительного производства и специфики развития региона.
Сложившаяся структура строительного комплекса республики обуславливает выбор в качестве опоры воздействия госрегулирования на проходящие в нем экономические процессы таких микроэкономических субъектов как крупные строительные корпорации, акционерные общества и финансово-промышленные группы. Конечно, при этом следует учитывать и деятельность малых предприятий с позиции влияния на ослабление последствий кризисной ситуации (дополнительные рабочие места, увеличение занятости и доходов населения, частичное решение жилищной проблемы и т.п.). В этом видится возможность создания условий для ведения нормальной рыночной экономики в отрасли при активной регулирующей роли государства и региона.
Теоретическое и аналитическое обоснование участия правительственных органов региона в управлении строительством выдвигает необходимость поиска направлений регионального вмешательства в производственно-хозяйственную и рыночную деятельность входящих в него структур и подразделений. В общем виде они включают:
- региональный протекционизм "собственного строителя",
- планирование госзаказов с позиции "теоремы" сбалансированного бюджета (кратное увеличение продукции равносильно кратному увеличению доходов и налоговых поступлений),
- использование налоговой системы, в т.ч. корректировка налоговых ставок в пределах компетенции субъекта Российской Федерации,
- финансовое и кредитное воздействие на товаропроизводителя,
- преобразование материально-технической базы предприятий строительства,
- страхование риска на рынке строительной продукции,
- информационное обеспечение и оказание консультаций разного рода.
В совокупности они способствуют созданию в регионе и отрасли хозяйственного порядка - правил хозяйствования, а также рыночного поведения его субъектов и самого региона в экономике. Одновременно становится возможным ускорение создания корпоративного сектора, способного выступить страте-
гическим партнером государства и региона в укреплении их регулирующего воздействия на строительное производство. В дальнейшем крупные строительные корпорации будут способны взять на себя функции планирования и организации обмена деятельностью предприятий строительства и других отраслей, используя как рыночные, так и планово-распределительные методы (в рамках внутрикорпоративного оборота). Правительственные органы региона при этом должны способствовать становлению структур такого рода, т.к. они базируются на интеграции групп предприятий по технологической вертикали или по экономической горизонтали при наличии тенденции вхождения в транснациональные формы общероссийского масштаба.
Выполнение рассмотренных положений во многом зависит от формирования соответствующего организационно-экономического механизма управления строительством на региональном и отраслевом уровнях. В данном аспекте важная роль отводится формам государственного регулирования строительством, способным обеспечить расширение действия в отрасль законов и принципов рыночной экономики, повышение эффективности производства на основе НТП и поворот в сторону потребителя. Использование в этих целях действующих в других странах (регионах) форм такого рода, по нашему мнению несостоятельно, т.к. любое перенесение организационного опыта воспринимается как императив, а развивающаяся реальность ставит его под сомнение.
Алиев О.М., Видина Е.В.
Влияние производственной структуры и уровня управления на состав материальных затрат продукции строительных организаций
Интенсификация производства предполагает рациональное использование всех видов ресурсов, которыми располагает народное хозяйство. В этой связи большое значение имеет совершенствование показателей, отражающих уровень затрат ресурсов, а также методы их определения и планирования.
Себестоимость является важнейшим обобщающим показателем объема затрат определенной производственно-хозяйственной системы (ПХС) (СМУ, ПМК, трест) в строительстве, связанных с использованием как материальных, так и трудовых ресурсов.
Углубление специализации строительного производства, увеличение числа кооперированных связей приводит к росту доли материальных затрат в составе себестоимости.
Экономическая природа себестоимости связана с наличием товарно-денежных отношений. Сущность себестоимости состоит в том, что она показывает в денежной форме затраты производителя на изготовление его продукции как в целом, так и по отдельным элементам, отражающим факторы процесса производства. Материальные затраты являются составным элементом себестоимости, показывающие в денежной форме затраты на материальные факторы производства, и связанны с категорией прошлого труда.
Как представляется, величину затрат живого и овеществленного (прошлого) труда необходимо выделять по отношению к конкретному производителю.
Применительно к строительному производству ПХС мы называем хозрасчетные звенья, деятельность которых при планировании, оценке и стимулировании сориентирована на производство строительной продукции - СМУ (ПМК), тресты (объединения). При этом в ПХС наряду с подразделениями, непосредственно выполняющими строительно-монтажные работы (СМР), входит ряд подсобных и вспомогательных производств, создающих условия для их выполнения.
Перед каждой ПХС ставится цель - обеспечить производство конечной продукции планового периода в срок и с наименьшими затратами живого и овеществленного труда.
В настоящее время нет однозначного мнения о содержании понятия конечный результат. Мы принимаем точку зрения экономистов, считающих конечным результатом деятельности (конечной продукцией) любой ПХС лишь ту продукцию, которую она поставляет для других систем, иначе - за пределы своей системы.
При этом ПХС может рассматриваться в любых рамках, обладающих свойством управляемости. В ПХС каждое из подсобных и обслуживающих производств также может выступать в качестве системы, составными элементами которой будут их внутренние производственные подразделения.
Каждому производителю, то есть коллективу работников, который объединен в рамках определенной ПХС, для производства конечной продукции необходимо обеспечение двух факторов производства - средств и предметов труда.
Затраты, связанные с потреблением в процессе производства средств и предметов труда, экономически однородны как затраты на материальные факторы живого труда.