Сумма усилий, предпринимаемая Центром, позволяет ему удерживать свою нишу автосервиса в столице, несмотря на конкуренцию несанкционированного мелкого автосервиса, как правило, не уплачивающего налоги, не обеспечивающего надлежащего качества и гарантий на ремонтные работы и сервисное техническое обслуживание автомобилей.
Литература:
1. Радченко И.И., Хлявич А.И. Маркетинг и автосервис. Москва, ВЗПИ, 1991
2. Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: организация и управление, М., 1986
3. Эванс Дж. Р., Берман Б.В. Маркетинг. М., 1990
4. Петроченков С.Н., Яковенко Е.Г. Организация комплексного автосервиса. М., 1985
Гасанов М.А., Алимурадова И. А.
Регулирование региональных транспортно-экономических связей в условиях рынка
Неустойчивость экономики, снижение цен на нефть, продолжают сказываться на транспортно-экономические связях, на снижении внешнеторгового оборота: в 1999 году он составил 92,9 млн. долларов США, в том числе: экспорт - 63,9, импорт - 29,0. В 1998 году, соответственно, - 201,7; -127,1 и -174,6.
Число участников внешне-транспортно-экономической деятельности в 1999 г. снизилось почти на 12,5% и составило 300. Количество торговых партнеров Республики Дагестан увеличилось на одну страну и составило 39; основные - Азербайджан, Украина, Грузия, Турция, Иран, ОАЭ.
Структуру экспорта в транспортно-экономическом отношении составляют: нефть и нефтепродукты, машинно-строительная продукция, продовольственные товары и сырье для их производства; структуру импорта - товары народного потребления.
Крупными участниками транспортно-экономических связей региона за 1999 год были: АО «Дагнефть», МТО «Дагестанагроснаб», АО «Кумли», ЗАО «Транспетролиум».
Дагестан располагает потенциальными возможностями для развития производительных сил, повышения уровня и темпов роста рыночного производства и продуктов его переработки, усиления роли в общероссийском материальном разделении труда. Это обусловлено определенными природно-климатическими факторами. Однако реализация этих возможностей сопряжена с преодолением таких трудностей, как недостаточный уровень развития перерабатывающих отраслей, транспортной сети, особенно автодорог с твердым покрытием в горных условиях. Под воздействием таких особенностей формируются и развиваются межрегиональные транспортно-экономические связи республики в условиях рынка.
Межрегиональный обмен продукции выступает для нас как объективная необходимость, поскольку от его реальной организации в значительной степени зависит производство и потребление продукции народного хозяйства. Анализ показывает, что межрегиональный обмен продукции, его состояние, тенденции изменения приобретают основополагающее значение в условиях экономической самостоятельности Дагестана. Он подтверждает также их важность не только в установлении роли ввоза и вывоза в воспроизводственном процессе, но и в оптимизации грузопотока и определении транспортных затрат на перемещение продукции, то есть всего комплекса проблем, выдвигаемых рынком.
В результате обобщения материалов выявляются размеры и структура грузообмена. Так, в составе вывозимой продукции наиболее существенное место в грузообмене по отношению к общему объему производимой продукции занимают: овощи - 23,3%, плоды - 31,5%, консервы фруктовые - 73,1%, коньяк - 91,9%, вино - 61,8%, шампанское - 65,7%, рыба - 45,7%, консервы рыбные - 94,7% и другие продовольственные грузы и продукты питания.
В 1997 году объем производства потребительских товаров составил 722,6 млрд. руб., в том числе 65,3% - продовольственных, 18% - алкогольных, 11,9% - непродовольственных и 4,8% - товаров легкой промышленности. Доля продовольственных товаров в структуре транспортно-экономических связей экспорта составляет 40,5%, а импорта - 15,0%.
Основные потребители наших сельхозпродуктов и продукции их переработки - Москва, Ленинград, а также регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Но Дагестан существенно зависим и от ежегодного ввоза продовольственной продукции. Как показывает анализ состава межрегиональных
транспортно-экономических грузопотоков, в республику ввозятся цитрусовые, плоды, овощи, сухофрукты, бахчевые, консервы (фруктовые, овощные, рыбные), безалкогольные напитки, минеральная вода.
Основными партнерами республики в транспортно-экономических связях являются Азербайджан, Украина, Турция, Объединённые Арабские Эмираты и другие страны ближнего и дальнего зарубежья. Объем экспортных транспортных поставок составил 60 млн. долларов (в 1,8 раза больше, чем в 1996 г.), объем импортных - 350 млн. долларов (в 3,5 раза больше, чем в 1996 г.). За счет ввоза удовлетворяется потребность соответственно в цитрусовых - почти на 100%, в картофеле - на 20%, молоке и молочных продуктах - на 30%, яйцах - на 40%.
В региональном спектре транспортно-экономического обмена нашей республики под воздействием производства и потребления, формируются определенные пропорции вывоза и ввоза. В этом аспекте установление количественной зависимости между объемами межрегионального обмена, с одной стороны, и факторами, определяющими этот объем, с другой, позволяют воздействовать на формирование пропорций в регионе. Поэтому зависимость вывоза и ввоза продукции Дагестана исследуют исходя от следующих факторов: производства и потребления продукции, удельного веса республики в производстве РФ.
В рамках дальнейшего развития сложившейся ситуации межотраслевого обмена целесообразно основываться на нормализации потребительского рынка в готовой продукции, производимой из местного сырья, и увеличения вывоза для эквивалентного обмена. Исследование проблемы позволило бы оценить степень зависимости экономики РД от регионального рынка, от того, что мы ввозим, и что вывозим, эффективен ли для нас сложившийся обмен. Сравнительный анализ позволил сформулировать однозначный вывод о необходимости значительных изменений в структуре экономики республики для существенного, реального усиления ее экономической самостоятельности в условиях рыночных отношений. Последнюю возможно достигнуть лишь благодаря научно обоснованному формированию приоритетов в развитии народнохозяйственного комплекса, поскольку мы сейчас говорим о продукции переработки и ее перевозках.
Обеспечение потребностей рыночной экономики Дагестана в межрегиональных перевозках в наиболее полной мере может быть достигнуто по таким основным направлениям, как рост парка подвижного состава транспорта и повышение эффективности использования машин. Учитывая то, что возможности первого направления на современном этапе сильно ограничены, основным остается второе.
Развитие межрегиональных связей вместе с тем ставит ряд проблем повышения эффективности использования подвижного состава транспорта. Несвоевременное и некачественное транспортное обеспечение экономики приводит к значительным потерям продукции, снижению эффективности производства. Поэтому повышение транспортного обеспечения экономики должно основываться на решении комплексных научно-практических задач экономического, технического и организационного характера, охватывающих как сферу использования подвижного состава, так и сферу дорожного обеспечения.
Практика подтверждает, что коренных изменений в транспортном обеспечении рыночного производства пока не видно. Одна из причин этого -беспорядочно осуществляющиеся межрегиональные перевозки транспортом различных предприятий, организаций и предпринимателей, на долю которых приходится более 70% грузоперевозок. Подсчитано, что за 1997 год из всех расходов, связанных с эксплуатацией грузового автомобильного транспорта, около половины (45%) приходилось на непроизводительные затраты. Отсюда вытекает целесообразность организации новой ассоциации грузового автотранспорта.
Для своевременного удовлетворения потребностей отраслей народнохозяйственного комплекса в перевозках с минимальными издержками необходимо обеспечить опережающее развитие специализированного транспорта с одновременным переводом его на интенсивный путь развития.
Какие же задачи должны стоять перед предприятиями транспорта региона, вытекающие из программы стабилизации и развития экономики на перспективу?
Прежде всего - это резкое сокращение непроизводительных пробегов транспортных средств за счет разработки и внедрения рациональных маршрутов и загрузки машин в обратном направлении, что существенно снизит себестоимость перевозок. Вместе с тем дальнейшее повышение всех качественных показателей использования подвижного состава связано с более прогрессивными формами организации транспортного процесса.
Требование соблюдения эквивалентности в межрегиональном обмене транспортом стало весьма острым в условиях рыночных отношений. Однако единого метода определения эквивалентности обмена продукции различными макроэкономиками пока нет. На наш взгляд, наиболее полно это требование отразит такая система цен на товары, которая в комплексе должна учитывать: все воспроизводственные издержки; затраты, связанные с экологией и охраной окружающей среды при производстве продукции народного хозяйства; отчуждение земель для объектов производственного назначения и инфраструктуры, нужных для организации выпуска продукции; необходимость решения социальных проблем, связанных с привлечением дополнительной рабочей силы для увеличения выпуска продукции промышленности.
В 1997 г. из республики вывезено продовольственных товаров на сумму 466,7 млрд. руб., в том числе на 125,9 млрд. руб. - продуктов растениеводства, на 31,4 млрд. руб. - продуктов питания промышленной выработки из продуктов растениеводства, на 286,5 млрд. руб. - алкогольных напитков, на 22,9 млрд. руб. - рыбы и рыбопродуктов и других грузов. Темпы роста продукции, сложившиеся за последние годы, недостаточны для осуществления социальной программы. Необходимы существенный рост объемов выпускаемой продукции, улучшение ее структуры и качества.
В серьезном совершенствовании, на наш взгляд, нуждается система формирования республиканского фонда продовольствия. Наращивание на местах объемов первичной промышленной переработки вывозимой транспортом плодоовощной продукции за счет совершенствования и внедрения новых технологий, предохраняющих от повреждения и порчи при транспортировке и хранении, позволит получателям за пределами Дагестана увеличить объем потребления, а региональным производителям - поднять объемы вывоза этой продукции в 2-2,5 раза.
Сегодня, на наш взгляд, целесообразно определить перспективы межрегиональных перевозок на основе разработки региональной транспортно-экономической программы поддержки и развития вывоза продукции регионального производства, в том числе на экспорт. Необходимость в этом уже очевидна.
Как было отмечено, недостаточно эффективное использование грузового подвижного состава в межрегиональных перевозках объясняется отсутствием органа управления, способного осуществлять единую техническую политику, формировать транспортную сеть, развивать материально-техническую базу для оптимизации межрегиональных грузопотоков. Вот почему предлагается на базе неэкономичных автопредприятий создать новую государственно-кооперативную организационную структуру грузового транспорта. Целесообразно повысить оснащение отраслей экономики рефрижераторным транспортом, контейнерами для транспортировки и хранения продукции.
Во всех странах производители продукции не только субсидируются государством, но и защищены специальными транспортно-экономическими таможенными правилами и программами. В России и нашем же регионе подобная поддержка отсутствует, что ощутимо бьет по рыночной конкурентоспособности отечественного производителя продукции.
Усиление провозной и пропускной способности дорожных коммуникаций в республике будет способствовать сохранности качества поступающих продовольственных грузов .
Анализ позволил оценить, в какой степени экономика нашей республики зависит от транспортной инфраструктуры регионального рынка. Стало ясно, что в условиях экономической самостоятельности невозможно совершенствовать организацию функционирования транспорта в системе регионального обмена продукцией без радикальной перестройки механизма тарифной оплаты услуг. В связи с этим следует разработать новую тарифную систему, которая реально отражала бы необходимые трудовые, материально-технические и другие затраты.
В связи с переводом экономических субъектов республики на принципы полной хозяйственной самостоятельности и рыночные взаимоотношения, нам необходимо определить также свои позиции по ценообразованию на вывозимую продукцию, чтобы идти к реальному обмену и не создавать дополнительных очагов межрегиональной напряженности. Но главное, конечно, состоит в том, чтобы повышать эффективность производства, качество продукции и уровень хозяйствования рыночной экономики, без чего невозможны ни самофинансирование, ни нормальные рыночные и межрегиональные транспортно-экономические связи.
Яхьяева М.К.
Роль и значение государственного регулирования