Научная статья на тему 'РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ'

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECOLOGICAL RESPONSIBILITY / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ENVIRONMENT / ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / CRIME IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION / УСТОЙЧИВЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНТАЛИТЕТ / SUSTAINABLE ENVIRONMENTAL MENTALITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зинятов Алексей Николаевич, Прокопцева Надежда Владимировна

В статье проанализированы роль и значение экологического воспитания личности, определена взаимосвязь экологического воспитания с совершением преступлений в сфере экологии, обращено внимание на слабое или полное отсутствие экологического воспитания в отдаленных деревнях и поселках. Для получения устойчивой положительной динамики в ходе реализации экологического воспитания аргументирована необходимость использования современных технологий образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF THE PERSON

The article analyzes the role and importance of environmental education of the individual. Attention is drawn to the relationship of environmental education with the Commission of crimes in the sphere of ecology. Drew attention to weak or a complete lack of environmental education in remote villages and towns. For the formation of clear lines of learning, continuity and mass, suggested to use in the course of ecological education of society, the system of educational activities implemented in different types of education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ»

Можно предположить, что ближайшие 20-30 лет станут периодом значительной реорганизации рынка образовательных услуг. Чтобы эти изменения носили позитивный и продуктивный характер, укрепляли нравственные ценности, необходимо дальнейшее развитие антиципативной педагогики, как отрасли науки, предвосхищающей, определяющей, конструирующей, моделирующей результаты изменений в образовании, необходимые обществу в будущем. Суммируя вышесказанное, приходим к выводу о том, что ориентация современного российского общества на стабилизацию, устойчивое прогрессивное развитие требует выработки долгосрочных проектов, направленных на объединение усилий общества по обеспечению его культурного, научного воспроизводства. Поэтому использование основных составляющих антиципации позволят наиболее качественно подойти к процессу управления, будут способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности руководителей и формированию у них общей способности к быстрому опознанию антиципативных признаков значимых событий и своевременному принятию упреждающих мер [7, с. 32].

Литература и источники

1. Анисимова Т.С., Маслак А.А., Лукьяненко М.А. Стратегия антиципативной педагогики и образовательной практики. Монография. М.: ИД Академии Естествознание, 2016. С.205.

2. Кузьмина Н.В. Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности и национальной системы образования в свете единого критерия ее качества // Акмеология. 2005. № 1. С.12-17.

3. Анисимова Т.С. Изменение латентных переменных в образовании. Монография. М., 2004.

4. Анисимова Т.С., Гладких В.В. Влияние экономического закона конкуренции на инновационное развитие образования и прогнозирование конкурентных рисков // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани: Филиал КубГУ в г. Славянск-на-Кубани, 2016. С.72-77.

5. Анисимова Т.С. Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании // Право и практика. 2016. № 2. С. 222-226.

6. Анисимова Т.С., Асеева, Е.Н., Вареникова, Л.В. Восстановление доверия как ресурс преодоления негативных явлений в образовании// Известия Южного федерального университета. Педагог. науки. 2015. №3. С. 23-30.

7. Жамалова А.Р. Антиципация в управлении образовательными организациями Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2016 года). Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. С.32.

8. Вареникова Л.В. Анисимова Т.С. Влияние образовательных стандартов на управлении качеством образования // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016. № 3. С.21-25.

9. Анисимова Т.С. Асеева Е.Н. Ошибки модернизации системы образования в контексте объективных законов// Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. Мат-лы VIII Всероссийской научно-практ. конференции. Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2015. С 9-12.

АНИСИМОВА ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА - доктор исторических наук, профессор филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

ЖАМАЛОВА АНАСТАСИЯ РУСЛАНОВНА - магистрант филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

ANISIMOVA, TATIANA S. - Doctor of History, Professor, Kuban State University, branch in the city of Slavyansk-on-Kuban (anisimova_ts@mail.ru).

ZHAMALOVA, ANASTASIA R. - graduate student, Kuban State University, branch in the city of Slavyansk-on-Kuban (zhamalova.anastasiya@mail.ru).

УДК 37.033

ЗИНЯТОВ А.Н., ПРОКОПЦЕВА Н.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая ответственность, среда обитания, преступность в сфере охраны окружающей среды, устойчивый экологический менталитет.

В статье проанализированы роль и значение экологического воспитания личности, определена взаимосвязь экологического воспитания с совершением преступлений в сфере экологии, обращено внимание на слабое или полное отсутствие экологического воспитания в отдаленных деревнях и поселках. Для получения устойчивой положительной динамики в ходе реализации экологического воспитания аргументирована необходимость использования современных технологий образования.

ZINYATOV, A.N., PROKOPTSEVA, N.V.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF ENVIRONMENTAL EDUCATION OF THE PERSON

Keywords: ecological education, ecological responsibility, environment, crime in the sphere of environmental protection, sustainable environmental mentality.

The article analyzes the role and importance of environmental education of the individual. Attention is drawn to the relationship of environmental education with the Commission of crimes in the sphere of ecology. Drew attention to weak or a complete lack of environmental education in remote villages and towns. For the formation of clear lines of learning, continuity and mass, suggested to use in the course of ecological education of society, the system of educational activities implemented in different types of education.

«Наша страна располагает колоссальными запасами пресной воды, лесных ресурсов, огромным биоразнообразием и выступает как экологический донор мира, обеспечивая ему почти 10% биосферной устойчивости. Еще в начале ХХ века Владимир Иванович Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придется взять на себя ответственность за развитие и человека, и природы. И такое время, безусловно, наступило. Человечество уже накопило огромное количество экологических долгов, и продолжает испытывать природу на прочность», - сказал Владимир Путин [1].

Нашу статью мы начали с высказывания Президента РФ В.В. Путина для того, чтобы обратить внимание читателя на то, что проблемы в экологии достигли такого уровня, когда для их решения необходима активизация сил и средств на всех уровнях власти и общества.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным (далее - Указ) 2017 год объявлен годом экологии. Целью документа является привлечение общественного внимания к экологическому состоянию России, к ее безопасности в сфере экологии и сохранению биологического разнообразия. Указ подразумевает, что государству и обществу в 2017 году предстоит совместно решить важные задачи в сфере экологического развития России:

1. Улучшение общих экологических показателей России;

2. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации;

3. Привлечение граждан к сохранению природных богатств страны;

4. Развитие экологической ответственности всех слоев общества [1].

По нашему мнению, все перечисленные выше задачи возможно решить только посредством экологического воспитания как отдельно взятой личности, так и всего общества в целом. Основным условием такого воспитания должна быть непрерывность.

Впервые об экологическом образовании у нас в стране всерьез заговорили в 50-х годах ХХ века. Данный факт можно связать с началом активного освоения человечеством природных ресурсов и новым этапом масштабного развития промышленности. При этом, вследствие малограмотности и отсутствия экологического воспитания общества, экологии наносился ощутимый вред. В настоящее время растущие проблемы в сфере экологии создают еще более серьезные угрозы для среды обитания человека и всего биологического разнообразия Земли.

Осознавая данную проблему, необходимо понимать, что в области экологического воспитания общества с момента его начала до настоящего времени человечеством создано очень много в дошкольном, общем, среднем профессиональном и высшем образовании. Еще в 2011 году, в ходе проведения круглого стола «Роль экологического образования и науки в решении глобальных проблем», заведующий кафедрой зоологии и экологии Московского педагогического государственного университета в своем выступлении отмечал: «... на фоне высокой значимости этого процесса, обсуждение перспектив экологического образования должно идти открыто, с учетом накопленного багажа, особенно когда это касается подготовки концепции экологического образования» [2]. Придерживаясь данной точки зрения, мы считаем, что для экологического воспитания общества и решения указанных выше задач необходимо:

1) информировать общество о проблемах экологии, используя все возможности средств массового информирования, такие как телевидение, интернет, печатные СИМ и т.д.;

2) ввести в программу дошкольного образования, во все уровни общего, среднего профессионального и высшего образования экологию, как обязательный предмет; в программу обучения включить проведение межшкольных и межвузовских конкурсов на тему экологии с привлечением артистов, представителей медиа-бизнеса и спорта.

Отметим, что положительный опыт в данной сфере уже активно нарабатывается. Так, к примеру, с 15 марта по 10 мая 2017 года, в российских школах прошел Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!», организаторами которого являлась партия «Единая Россия» в рамках реализации своего проекта «Экология России»;

3) популяризировать экологическое воспитание в семье с целью формирования у ребенка положительного примера отношения родителей к природе (эффективной формой работы может являться проведение семейных экологических конкурсов на всевозможных уровнях);

4) защитить экологию на законодательном уровне, а именно изменить и ужесточить уже действующее законодательство, а также разработать и принять новые законы, иные нормативные акты, как федерального, так и местного значения в сфере охраны окружающей среды (не будем скрывать тот факт, что в настоящее время в законодательстве России достаточно пробелов в защите экологии, чем успешно пользуются недобросовестные граждане, совершая как административные правонарушения, так и преступления в сфере охраны окружающей среды).

Вместе с тем, очевидно, что сегодня в России на законотворческом уровне ведется достаточно серьезная работа. К примеру, в 2013 году в Уголовном Кодексе Российской Федерации появилась статья 258.1 «Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации». Такого рода факты говорят об усилении внимания со стороны государства к проблеме сохранения природных ресурсов.

Анализ статистических данных о некоторых экологических преступлениях с 2009 по 2016 год и административных правонарушениях с 2012 по 2016 год, совершенных на территории России, можно сделать вывод, что принимаемые государством меры в сфере охраны окружающей среды уже приносят свои положительные результаты. Если сопоставить число преступлений, предусмотренных ст. 253, 256, 258, 258.1 УК РФ, совершенных в 2009 году, то можно увидеть, что к 2016 году идет значительное снижение как числа преступлений (на 56%), так и лиц, совершивших эти преступления (на 57%) (график 1, график 2).

По нашему мнению, совершение экологических преступлений напрямую связано с пробелами, а иногда и полным отсутствием экологического воспитания личности и общества. Если провести анализ лиц, совершивших указанные преступления, то примерно 91% - это лица, проживающие в поселках и деревнях нашей страны.

Проведенный анализ уровня сознания и ответственности различных социальных групп в обществе свидетельствует о низкой экологической культуре как лиц, проживающих в сельской местности, так и городских жителей.

При этом негативное влияние лиц с низким уровнем экологического правосознания на экологическую обстановку в нашем государстве, несмотря на масштабную просветительскую работу, проводимую в указанном направлении, остается на довольно высоком уровне. И если в сельской местности преобладают преступления в сфере охраны окружающей среды, то в городах имеют место административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования (например, эксплуатация механических транспортных средств с превышением норм содержания загрязняющих веществ в выбросах, либо нормативов уровня шума, нарушения правил использования лесов, нарушение правил водопользования и т.д.).

ч

и н ев м ев И О

<и а н и о

т

В Ч о И

Общероссийские сведения об экологических преступлениях, предусмотренных ст. 253, 256, 258, 258.1 УК РФ и лицах их совершивших

20000

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

2009 г 2010 г 2011 г 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г

преступления

18991

15203

10505

10057

9067

9162

9358

8598

лица

14824

12762

8885

8012

7777

7759

8162

7033

График 1. [3]

количественный показатель 8 9 9 0 0 1 (Л О (-Л О (-Л О о о о о о о о о о о о о Общероссийские сведения об административных правонарушениях в сфере экологии

2012 г 2013 г 2014 г 2015 г 2016 г

Ряд 1 10520 10414 10102 9870 9229

Ряд 2 10059 10372 9987 9865 9218

График 2. [3]

Необходимо обратить внимание на то, что большинство мероприятий, направленных на экологическое воспитание личности и общества, затрагивают в основном население крупных городов и практически не затрагивают маленькие отдаленные поселки и деревни. По нашему мнению, это, несомненно, сказывается на неуважительном, некорректном отношении людей, проживающих в таких населенных пунктах, к окружающей среде, следствием чего и является совершение экологических преступлений.

Для решения данной проблемы мы предлагаем активизировать участие населения отдаленных поселков и деревень в различных мероприятиях, проводимых в рамках «года

экологии в России» и имеющих своей целью, главным образом, экологическое воспитание населения.

Воспитание должно быть разносторонним и затрагивать все слои нашего общества. Для этого в педагогической науке существует достаточно форм и методов обучения и воспитания [4]. Для реализации задачи экологического воспитания личности мы предлагаем использовать систему образовательных мероприятий, реализуемых на различных уровнях образования. По нашему мнению, при условии эффективного функционирования системы образовательных мероприятий, возможно обеспечить непрерывность экологического обучения и воспитания в масштабах всего государства.

Формы и методы, применяемые в педагогическом процессе, будут приносить положительный результат только в том случае, если сам преподаватель будет отвечать потребностям общества и осознавать свою роль в экологическом воспитании своих учеников, то есть рационально определять цели обучения и воспитания и подбирать для их реализации адекватные технологии.

На наш взгляд, для того, чтобы личность и общество могли противостоять постоянно нарастающим угрозам экологического характера, необходимо формировать их мировоззрение так, чтобы они чувствовали потребность в этом процессе. Только осознание личностью факта неразрывной связи с природой, ответственности человечества за происходящее в экосистемах может способствовать формированию экологической культуры общества.

В качестве итога нашей работы можно сделать вывод, что в настоящий момент проведена и планируется к проведению значительная работа по выполнению определенных в государстве задач экологического воспитания, направленных на реализацию заявленных на официальном уровне целей по формированию устойчивого экологического менталитета общества. Для достижения положительной динамики в этом направлении необходимо затронуть все слои общества и вертикали власти. Это прямо предполагает системную работу, в первую очередь, на образовательном и законодательном уровнях.

Литература и источники

1. Источник: http://www.altairegion22.ru/territory/remember/2017-god-ekologii-v-rossiyskoy-federatsii/.

2. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. 2011. № 9(118). С.36-41.

3. Данные официального сайта ГИАЦ МВД РФ.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. В 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 2003

ЗИНЯТОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант Тихоокеанского государственного университета. ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

ZINYATOV, ALEXEY N. - Ph.D. student, Pacific National University. Russia, Khabarovsk (zinyatov-aleksei82@mail.ru).

PROKOPTSEVA, NADEZHDA V. - Ph.D. in Pedagogy, Assistant Professor, Department of social, humanitarian and economic disciplines, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (azp_prokoptsev@mail.ru

УДК 744:372.8

ГУСАРОВА Е.А., ГУСАКОВА И.М. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНОСТЕЙ «СЕЧЕНИЯ» И «РАЗРЕЗЫ» В РОССИИ

Ключевые слова: изображение на плоскости, условность, чертеж, виды, сечения, разрезы, стандартизация.

В статье рассматривается история появления и развития графических условностей, в частности особенности выполнения сечений и разрезов в чертежах, выполненных в России. Подчеркивается значение данного вида графической условности при обучении студентов инженерных направлений. Обоснован вывод о том, что экскурсы в историю не только помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, но и способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий кругозор студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.