Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНОСТЕЙ "СЕЧЕНИЯ" И "РАЗРЕЗЫ" В РОССИИ'

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНОСТЕЙ "СЕЧЕНИЯ" И "РАЗРЕЗЫ" В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ПЛОСКОСТИ / PLANE IMAGE / УСЛОВНОСТЬ / ЧЕРТЕЖ / DRAWING / ВИДЫ / СЕЧЕНИЯ / SECTION / РАЗРЕЗЫ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / STANDARDIZATION / CONVENTION / CROSS-SECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусарова Елена Александровна, Гусакова Ирина Михайловна

В статье рассматривается история появления и развития графических условностей, в частности особенности выполнения сечений и разрезов в чертежах, выполненных в России. Подчеркивается значение данного вида графической условности при обучении студентов инженерных направлений. Обоснован вывод о том, что экскурсы в историю не только помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, но и способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий кругозор студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF GRAPHIC CONVENTIONS "SECTION " AND "CROSS-SECTIONS" IN RUSSIA

In the article viewed the history of the emergence and development of graphic conventions, in particular the features of performance of sections and cross-sections in the drawings, is makes in Russia. It is highlights the value of this kind of graphic conventions in teaching students of engineering. It is substantiated the conclusion that the excursions into history not only help to improve the graphic preparation of students, but also contribute to the development of spatial representations and expand the general horizons of students

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНОСТЕЙ "СЕЧЕНИЯ" И "РАЗРЕЗЫ" В РОССИИ»

экологии в России» и имеющих своей целью, главным образом, экологическое воспитание населения.

Воспитание должно быть разносторонним и затрагивать все слои нашего общества. Для этого в педагогической науке существует достаточно форм и методов обучения и воспитания [4]. Для реализации задачи экологического воспитания личности мы предлагаем использовать систему образовательных мероприятий, реализуемых на различных уровнях образования. По нашему мнению, при условии эффективного функционирования системы образовательных мероприятий, возможно обеспечить непрерывность экологического обучения и воспитания в масштабах всего государства.

Формы и методы, применяемые в педагогическом процессе, будут приносить положительный результат только в том случае, если сам преподаватель будет отвечать потребностям общества и осознавать свою роль в экологическом воспитании своих учеников, то есть рационально определять цели обучения и воспитания и подбирать для их реализации адекватные технологии.

На наш взгляд, для того, чтобы личность и общество могли противостоять постоянно нарастающим угрозам экологического характера, необходимо формировать их мировоззрение так, чтобы они чувствовали потребность в этом процессе. Только осознание личностью факта неразрывной связи с природой, ответственности человечества за происходящее в экосистемах может способствовать формированию экологической культуры общества.

В качестве итога нашей работы можно сделать вывод, что в настоящий момент проведена и планируется к проведению значительная работа по выполнению определенных в государстве задач экологического воспитания, направленных на реализацию заявленных на официальном уровне целей по формированию устойчивого экологического менталитета общества. Для достижения положительной динамики в этом направлении необходимо затронуть все слои общества и вертикали власти. Это прямо предполагает системную работу, в первую очередь, на образовательном и законодательном уровнях.

Литература и источники

1. Источник: http://www.altairegion22.ru/territory/remember/2017-god-ekologii-v-rossiyskoy-federatsii/.

2. Экология и жизнь. Научно-популярный и образовательный журнал. 2011. № 9(118). С.36-41.

3. Данные официального сайта ГИАЦ МВД РФ.

4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: учеб. пособие / Под ред. В.А. Сластенина. В 2-х ч. М.: ВЛАДОС, 2003

ЗИНЯТОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - аспирант Тихоокеанского государственного университета. ПРОКОПЦЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных и экономических дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

ZINYATOV, ALEXEY N. - Ph.D. student, Pacific National University. Russia, Khabarovsk (zinyatov-aleksei82@mail.ru).

PROKOPTSEVA, NADEZHDA V. - Ph.D. in Pedagogy, Assistant Professor, Department of social, humanitarian and economic disciplines, Far Eastern Law Institute of Internal Affairs of the Russian Federation (azp_prokoptsev@mail.ru

УДК 744:372.8

ГУСАРОВА Е.А., ГУСАКОВА И.М. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВНОСТЕЙ «СЕЧЕНИЯ» И «РАЗРЕЗЫ» В РОССИИ

Ключевые слова: изображение на плоскости, условность, чертеж, виды, сечения, разрезы, стандартизация.

В статье рассматривается история появления и развития графических условностей, в частности особенности выполнения сечений и разрезов в чертежах, выполненных в России. Подчеркивается значение данного вида графической условности при обучении студентов инженерных направлений. Обоснован вывод о том, что экскурсы в историю не только помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, но и способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий кругозор студентов.

GUSAROVA, E.A., GUSAKOVA, I.M.

TO QUESTION ABOUT THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF GRAPHIC CONVENTIONS «SECTION » AND «CROSS-SECTIONS» IN RUSSIA

Keywords: plane image, the convention, drawing, section, cross-sections, standardization.

In the article viewed the history of the emergence and development of graphic conventions, in particular the features of performance of sections and cross-sections in the drawings, is makes in Russia. It is highlights the value of this kind of graphic conventions in teaching students of engineering. It is substantiated the conclusion that the excursions into history not only help to improve the graphic preparation of students, but also contribute to the development of spatial representations and expand the general horizons of students

Основной целью подготовки будущих инженеров - является обучение языку графических условностей. Уровень понимания и осознания изображения на плоскости чертежа во многом определяет качество подготовки будущих специалистов.

Одной из изучаемых основополагающих тем курса является тема, посвященная построению сечений и разрезов. Данная тема имеет большое значение и актуальность. Исторически сложилось так, что изображение лишь внешнего контура объекта является недостаточным, а для пояснения внутренней конструкции требуются дополнительные изображения. И это касается как строительных чертежей, так и машиностроительных. Специфика обучения данной теме требует тщательного анализа и обобщения накопленного научного опыта. Проведем ретроспективный анализ.

С древних времен человек начал фиксировать увиденное на плоскости или поверхности (наскальные рисунки, пещерная живопись). Первоначально это были реалистические рисунки, но со временем, чем больше информации вкладывалось в изображение, тем больше оно становилось схематизированным, условным и геометризированным.

Мы можем предположить, что первые чертежи на Руси стали применяться в области зодчества. Первые проектные чертежи, технические эскизы, рисунки мастера-строители делали сами, а иногда, возможно, по их заказу - иконописцы-знаменщики или зеленщики на бересте с использованием костяной палочки, угля, чернил или иглы. В большинстве случаев нанесенный рисунок стирался, а новый наносился поверх старого.

До начала XVII века чертежам не придавалось большого значения, и они плохо сохранялись. Тем не менее, можно предположить, что они были. Примером этого может послужить Успенский собор, построенный в Москве в XV веке по образцу собора во Владимире.

По дошедшим до нашего времени чертежам XVII века мы видим, что для того, чтобы изобразить внутреннее устройство постройки, древнерусские чертежники использовали ряд особых графических приемов. Ими приводилась планировка сооружения или изображалось его внутреннее устройство [1]. В ряде случаев чертежники XVII века отказывались от изображения внешнего вида постройки и ограничивались только их планом. В других же случаях, наоборот, изображался только чертеж внешнего вида. Те и другие чертежи были недостаточно полными и требовали описания. Дошедшие до нас чертежи, однако, доказывают, что, в основном, изображали планы и фасады зданий.

В начале XVIII века появились первые чертежи, выполненные в масштабе.

Большие изменения к требованиям при выполнении чертежей происходят во времена Петра I. С 1697 года Петр I изучал в Голландии, а затем в Англии практику и теорию судостроения и, связанную с этим, чертежную технику. Петр I, не удовлетворившись своей поездкой за границу, сам садится за составление чертежей, результатом чего является чертеж судна на «трех плоскостях». Чертеж Петра I лежал в основе всех строившихся кораблей России (до перехода на строительство пароходов 1856 г.).

В 1703 году, после долгого изучения кораблестроительного дела и связанного с ним чертежного хозяйства, Петр I разработал и выполнил чертеж судна в «трех плоскостях» как он сам их назвал: «на боку», что соответствует современной терминологии вид спереди:

«полушироте» вид сверху: «корпус» вид сбоку слева. Русские чертежи посылались даже за границу, если строительство корабля заказывалось на иностранных верфях [2].

В практике выполнения чертежей с конца тридцатых годов XVIII в. начинают применяться так называемые «профили», т.е. вертикальные разрезы по современной терминологии; разделения на вертикально-продольный (фронтальный) и вертикально-поперечный (профильный) разрезы в то время еще не делались, и все разрезы обозначались одним наименованием - «профиль». В 1749 году Сенат узаконивает «профили» на строительных чертежах, как обязательный способ изображения для графической документации казенных строительств.

Рассмотрим несколько чертежей, имеющих первостепенное назначение.

Одним из таких чертежей является чертеж заводской химический лаборатории барнаульского завода. На чертеже в строгой проекционной связи даны две проекции здания: план и фасад. Построение плана на данном чертеже имеет отличие от выполнения планов гражданских жилых сооружений. На фасаде применен вполне современный способ вскрытия внутреннего устройства лаборатории, одного из главных предметов его оборудования, по-видимому, лабораторной печи. По современной терминологии этот способ носит название «местный разрез».

Русский стекольный завод в Барнауле на чертеже изображен в 3-х ортогональных проекциях. На главном и боковом фасадах автор чертежа применил несколько местных разрезов. Они выполнены сплошной ломаной линией, показывающей, что здание имеет каменные или кирпичные стены и черепичную кровлю. При помощи местных разрезов расположенных в середине обоих фасадов показано строение стеклоплавильной печи занимающей всю середину помещения.

Говоря о машиностроительном черчении XVIII века, следует, в первую очередь, отметить чертеж паровой машины замечательного русского изобретателя И.И. Ползунова [3]. Рассматривая чертежи изобретенной Ползуновым паровой машины, можно сказать, что уровень техники их исполнения значительно опередил свое время. В своих чертежах Ползунов одним из первых стал применять деталировку - то есть изображать отдельные детали машины, на основании чертежа общего вида.

К машиностроительным чертежам XVIII века относится также чертеж станка для изготовления гвоздей. Этот чертеж характерен тем, что на нем русскими буквами ЕФ, АВ и СД показаны секущие плоскости (линии разрезов) и дано много поясняющих сечений. Судя по рассмотренному чертежу, можно сказать, что в конце XVIII века в машиностроительном черчении уже имелось довольно обширное представление о простых разрезах.

Разрезы в конце 60-х годов стали обозначаться новым термином «прорези».

Геодезические чертежи, то есть чертежи сооружений, предполагающих то или иное изменение земной поверхности и ее недр, прошли те же стадии в своем развитии, что и архитектурные, машиностроительные чертежи. Чертежи горных работ представляли собою планы, дополненные рисунками.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что к концу XVIII века в чертежах уже широко распространились приемы вскрытия и более полного показа изображаемого предмета путем применения разрезов и местных разрезов.

До начала XIX века внутреннее устройство сооружения предмета или детали изображали при помощи прорезей.

С начала XIX века, особенно в области машиностроительных чертежей, прорези стали называть разрезами. Предметы на таких чертежах изображались условно разрезанными. Вначале разрезы проходили по осям симметрии предмета. Однако, когда это было удобнее, секущие плоскости стали проводить не через оси симметрии, а параллельно им.

В XVIII и XIX веках секущие плоскости всегда проходили через весь предмет. Изображения разрезов и внешних видов предметов не объединялись и фактически являлись отдельными.

Практически до конца XIX века разрезы по ломаным линиям, вырезы четвертых частей и сечения плоскостями, не параллельными плоскостями проекций, не проводились.

В русских дореволюционных чертежах практически не существовало отдельных понятий разрезов и сечений, как это принято в настоящее время. Из литературы известно, что понятие разрез и сечение несколько раньше, чем в России, появилось во французских чертежах.

С 80-х годов XIX века раскраска стала заменяться штриховкой. Правила штриховки были предложены Петербургским Технологическим институтом, и они, с небольшими изменениями, просуществовали до 30-х годов ХХ века. В условиях применение обоих способов, для различных материалов предметов (раскраска или штриховка) различные ведомства для идентичности понимания чертежа вводили определенные нормы в обозначениях.

В России до Октябрьской революции вопросы черчения не были объединены общим руководством. Единых методов исполнения чертежей не существовало. Каждый завод изготовлял чертежи по своему усмотрению. Правила черчения определялись интуицией и вкусами самих исполнителей. Такая ситуация влияла на качество исполнения чертежей.

Поэтому в 1925 году ВСНХ уже вплотную подошел к разработке стандартов чертежей. И в конце 1925 года была создана специальная комиссия для нормализации чертежей. Первыми непосредственными разработчиками стандартов чертежей были профессор В.О. Гордон, С. М. Куликов и другие.

История развития чертежей советского периода практически тесно связана с историей утверждения и изменения общесоюзных стандартов на чертежи.

Еще в период интервенции и гражданской войны бюро норм отдела металла ВСНХ разработало таблицы чертежных шрифтов, линий и контуров, а также обозначения материалов. Эти рекомендуемые таблицы не являлись еще стандартом. В них не предлагалось чего-либо нового, а как бы подводился некоторый итог предшествующему развитию русских чертежей.

В 1950 году Всесоюзный комитет стандартов при Совете Министров СССР утвердил вводимые в действие с 1 июля 1951 года Государственные стандарты ГОСТы 5290-50 до 5302-50 («Системы чертежного хозяйства»). Этими ГОСТами вводилась новая номенклатура чертежей, устанавливалась комплектность технической документации, стандартизировались оформление чертежей и их учет в технических архивах.

Появление новых все более сложных машин и механизмов, в связи с бурным развитием техники, заставило практику вводить в чертежи целый ряд дополнительных видов, разрезов и сечений. Однако вычерчивание отдельно каждого дополнительного разреза требовало много времени и труда, что не вызывалось необходимостью, так как форме детали и ее внутреннем устройстве могли дать такое же ясное представление о дополнительные, т.е. вынесенные сечения, что значительно упрощало чертеж. Поэтому, в отличие от дореволюционных чертежей, в чертежах советского периода постепенно начали внедряться, наряду с разрезами, различные сечения предметов.

После установления раздельных понятий разрезов и сечений для унификации, возникла необходимость регламентировать всевозможные виды разрезов и сечений. Введение дополнительных видов вынесенных сечений и различных разрезов сделались необходимыми вследствие появления деталей и изделий, для изображения которых невозможно было обойтись только обычными проекциями и разрезами. Сложившиеся и установленные стандарты (в 1934 г) расположение видов, а также типы разрезов и сечений не претерпели в дальнейшем принципиальных изменений и переутверждались последующими стандартами. ГОСТ 3453-59 был заменен ГОСТом 3453-52, а потом ГОСТом 2.305-68. В этих ГОСТах определены первоначальные понятия «разрез» и «сечение».

Согласно ГОСТу 2.305-68: «Разрез - изображение предмета, мысленно рассеченного одной или несколькими плоскостями, при этом мысленное рассечение предмета относится только к данному разрезу и не влечет за собой изменения других изображений того же

предмета. На разрезе показывается то, что получается в секущей плоскости и что расположено за ней. Допускается изображать не все, что расположено за секущей плоскостью, если это не требуется для понимания конструкции предмета» [4, с. 2].

Согласно тому же ГОСТу, сечением принято считать - «изображение фигуры, получающейся при мысленном рассечении предмета одной или несколькими плоскостями. На сечении показывается только то, что получается непосредственно в секущей плоскости».

Среди терминов и определения ГОСТа 2.305 - 2008 вводятся следующее понятия: разрез предмета (разрез): Ортогональная проекция предмета, мысленно рассеченного полностью или частично одной или несколькими плоскостями для выявления его невидимых поверхностей; сечение предмета (сечение): Ортогональная проекция фигуры, получающейся в одной или нескольких секущих плоскостях или поверхностях при мысленном рассечении проецируемого предмета [5, с. 2]. Также в примечании указывается, что «при необходимости в качестве секущей допускается применять цилиндрическую поверхность, развертываемую на плоскость чертежа».

Сравнивая два последних ГОСТа, мы можем отметить, что принципиального отличия в понятиях «разрез» и «сечение» нет. И, подводя итоги истории развития графических условностей - сечений и разрезов, можно сказать, что, пройдя большой и самостоятельный путь усовершенствования, она достигла высокого уровня в современных методах графических изображений.

В связи с происходящими в настоящее время преобразованиями в высших учебных заведениях и школах [6], возникает необходимость углублять наши теоретические исследования, искать новые, более результативные пути подготовки специалистов. Во время занятий студенты должны получать не только навыки, но и теоретические познания. При этом необходимо продумать содержание занятий, учитывая особенности изучаемого материала. В целях более серьезной постановки работы студентов очень полезны экскурсы в историю, которые не только помогают совершенствовать графическую подготовку учащихся, но и способствуют развитию пространственных представлений и расширяют общий кругозор студентов.

Литература и источники

1. Гордон В.О. Стандарты машиностроительных чертежей. М.-Л.: Каталогиздат НКТП, 1937

2. История русской архитектуры (краткий курс)/ гл. ред. С.В. Бессонов по строительству и архитектуре. М., 1951.

3. Могильный И.М. Техническое черчение. Киев - М.: Машгиз, 1949.

4. ГОСТ 2.305-68 http://docs.cntd.ru/document/1200006584 С. 2

5. ГОСТ 2.305-2008 http://docs.cntd.ru/document/1200069435 С.2.

6. Карев Б.А., Чопова Н.В. Возможности становления профессионально значимых умений при изучении инженерной графики в техническом вузе // Современная научная мысль. 2013. №1. С.178-184.

ГУСАРОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА - старший преподаватель кафедры начертательной геометрии и графики Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. ГУСАКОВА ИРИНА МИХАЙЛОВНА - ассистент кафедры начертательной геометрии и графики Национального исследовательского Московского государственного строительного университета. GUSAROVA, ELENA A. - Senior Lecturer, Department of the Descriptive Geometry and Graphics, National Research Moscow State University of Civil Engineering (gusarova_ea@mail.ru).

GUSAKOVA, IRINA M. - Assistant, Department of Descriptive Geometry and Graphics, National Research Moscow State University of Civil Engineering (gusakova_i@mail.ru).

УДК 372.881.1

ХУСЯИНОВА Ю.Н.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОМИРОВАНИЯ ЭМОТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: эмотивная компетенция, технология, этапы обучения.

В статье представлена технология формирования эмотивной компетенции учителя иностранного языка. При этом автор разграничивает понятия «технология обучения» и «методика обучения», рассматривая технологию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.