Научная статья на тему 'О двухгодичной графической подготовке школьников по программе А. Д. Ботвинникова и др. Под редакцией В. А. Гервера'

О двухгодичной графической подготовке школьников по программе А. Д. Ботвинникова и др. Под редакцией В. А. Гервера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ЧЕРЧЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ В ТЕЧЕНИЕ ДВУХ ЛЕТ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УРОКИ / ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

В статье представлена традиционная программа по школьному курсу «Черчение» для графической подготовки учащихся в течение двух лет с общей нагрузкой 68 часов на два года обучения, разработанная А.Д. Ботвинниковым, И.С. Вышнепольским, В.А. Гервером, М.М. Селивёрстовым под редакцией В.А. Гервера. Количество используемых часов на первом году обучения составляет 34 ч., 1 ч. в неделю и 34 ч. на втором году обучения, 1 ч. в неделю. Учителя черчения общеобразовательных учреждений её используют в процессе обучения школьников черчению в течение двух лет за счёт часов регионального и школьного компонентов учебного плана. В начальной части и сносках статьи автор приводит свои суждения и методические рекомендации к использованию программы, говорит о внесении им незначительных корректировок (сквозной нумерации тем, обязательных графических и практических работ) в программу для удобства её использования на занятиях со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О двухгодичной графической подготовке школьников по программе А. Д. Ботвинникова и др. Под редакцией В. А. Гервера»

8. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: учебно-практическое пособие / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 159 с.

О ДВУХГОДИЧНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР. ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А. ГЕРВЕРА

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

В статье представлена традиционная программа по школьному курсу «Черчение» для графической подготовки учащихся в течение двух лет с общей нагрузкой 68 часов на два года обучения, разработанная А.Д. Бот-винниковым, И.С. Вышнепольским, В.А. Гервером, М.М. Селиверстовым под редакцией В.А. Гервера. Количество используемых часов на первом году обучения составляет 34 ч., 1 ч. в неделю и 34 ч. на втором году обучения, 1 ч. в неделю. Учителя черчения общеобразовательных учреждений ее используют в процессе обучения школьников черчению в течение двух лет за счет часов регионального и школьного компонентов учебного плана.

В начальной части и сносках статьи автор приводит свои суждения и методические рекомендации к использованию программы, говорит о внесении им незначительных корректировок (сквозной нумерации тем, обязательных графических и практических работ) в программу для удобства ее использования на занятиях со студентами.

Ключевые слова: программа, черчение, обучение в течение двух лет, общеобразовательные учреждения, уроки, графическая подготовка, методические рекомендации.

В настоящее время учащихся в школах обучают черчению в течение одного года (34 ч. в год, по 1 ч. в неделю). На основе изучения и анализа сборника нормативных документов [1] и различной учебно-методической литературы [3-5; 9; 12] мы в своих двух публикациях [2; 6] представили извлеченные две традиционные программы разных авторов из анализируемой литературы в качестве методической помощи для учителей, и дали краткие методические рекомендации к этим программам.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

В то же время в ряде школ по-прежнему школьников обучаю черчению по двухгодичной программе обучения, разработанной группой авторов под редакцией В.А. Гервера [7; 8].

Представляемая программа по черчению в данной статье является наиболее часто используемой учителями черчения общеобразовательных учреждений в практике обучения учащихся 8 и 9 классов черчению с общей нагрузкой 34 часа в год по 1 часу в неделю в каждом классе за счёт часов регионального и школьного компонентов учебного плана. Учителя её не всегда могут приобрести в торговой сети, т.к. практически не бывает в продаже. В Архангельске они часто обращаются за различной методической поддержкой к автору данной статьи. При этом некоторые из них задают вопрос: «Где можно найти программу для двухгодичного обучения школьников черчению, разработанную А.Д. Ботвинниковым и др. под ред. В.А. Гервера?» Находить необходимые материалы в интернете не каждый учитель может в силу различных объективных и субъективных причин. К тому же в течение ряда последних лет программы по различным учебным дисциплинам в виде тоненьких брошюр издательскими центрами издаются очень редко и федеральным экспертным советом (ФЭС) Минобранауки РФ почему-то не рассматриваются и не утверждаются. В основном гриф «Допущено...» или «Рекомендовано...» ФЭС Минобрауки РФ присваивает только учебникам. В связи с этим и с целью оказания методической помощи студентам вузов, изучающим учебную дисциплину «Методика графической подготовки школьников», и учителям черчения (особенно начинающим), работающим в общеобразовательных учреждениях, ниже по тексту приведём этот важный и необходимый документ.

Он в статье дан в форме извлечения признанной наиболее часто используемой программы в процессе двухгодичной графической подготовки учащихся учителями школ из сборника программ общеобразовательных учреждений по черчению 2000 года издания, составителями которого являются В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова [8, с. 51-60]. Обнаружить данную программу более поздних лет издания нам не удалось. До 2000 года она была опубликована в 1993 году [7]. Причём в 2000 году была издана без изменения её содержания. Учебник черчения А.Д. Ботвинникова и др. [9] составлен в соответствии с этой программой [7-8]. Учебники 1992-2014 гг. издания сохраняют содержание текста, нумерацию параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ. Об этом более подробно мы писали ранее в своих тематических планах [15; 16; 17; 18], разработанных в соответствии с программой и учебником А.Д. Ботвинникова и его соавторов [7-9]. На основе этих тематических планов мы начали разрабатывать планы-конспекты уроков черчения [20-26]. В своей работе коллеги могут использовать ранее изданные нами методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе [19].

С целью ознакомления учителей черчения общеобразовательных учреждений с существующими на сегодняшний день учебно-методическими пособиями и с целью оказания им методической помощи в деле эффективного формирования графических знаний, умений и навыков учащихся, нами выявлены 5 вариантов учебно-методических комплектов по черчению разных авторов, кратко охарактеризованы пособия, входящие в эти комплекты [27; 28]. Учителя их также могут изучить и пользоваться в работе.

При этом следует сказать, что весь учебный процесс по данной программе [7-8] желательно строить, в первую очередь, на базе пособий учебно-методического комплекта, разработанного А.Д. Ботвинниковым и его соавторами [7-14], одним компонентом которого, является программа.

В то же время, в процессе обучения школьников черчению по представленной в данной статье программе учителям также могут оказать большую помощь не только упомянутые нами пособия, но и все другие изданные учебно-методические материалы разных авторов.

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

(базовый уровень)

ЧЕРЧЕНИЕ Два года обучения

Авторы: д-р пед. наук А.Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.

Ответственный редактор В.А. Гервер.

Пояснительная записка

Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.

1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.

2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое,

абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.

3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.

5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.

6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений учащихся должно происходить на факультативных занятиях.

Структура программы. Программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических и практических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения, кинофильмов и диафильмов, а также указания о реализации межпредметных связей. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы учащихся и примерное содержание экскурсий. В конце программы приведен список рекомендуемой литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и методики изложения отдельных разделов курса. В программе дано примерное распределение времени на изучение тем, которое учитель имеет право изменить в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.

Цели и задачи курса. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.

В процессе обучения черчению ставятся задачи: - сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметриче-ской и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;

- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;

- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;

- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;

- научить пользоваться учебными и справочными материалами;

- привить учащимся культуру графического труда.

Рекомендации к методике преподавания. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:

1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.

2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.

3. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.

4. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.

5. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.

6. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.

7. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.

8. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.

9. Проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.

10. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений.

Природа образования разрезов и сечений едина - мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.

11. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:

- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;

- построение третьей проекции по двум заданным;

- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;

- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;

- оперирование развертками;

- связь чертежа с разметкой;

- реконструкция изображений;

- построение изображений в аксонометрии с вырезом;

- выполнение различных разрезов и сечений;

- занимательные задачи;

- графические диктанты;

- преобразование формы и пространственного положения объектов;

- задачи с творческим содержанием.

Творческие задачи подразделяются на два вида: пропедевтические творческие задачи, не имеющие проектного содержания, и задачи с элементами конструирования. При решении пропедевтических творческих задач учащимися предусматривается применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для поурочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.

12. Работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.

13. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.

14. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.

Таблица 1

Тематический план

Количество учебных часов

№№1 Темы по годам обучения

п/п Первый год обучения Второй год обучения

1 Правила оформления чертежей 6 -

2 Способы проецирования 8 -

3 Чтение и выполнение чертежей деталей 15 -

4 Обобщение знаний 1 -

1 (5) Обобщение сведений о способах проецирования - 1

2 (6) Сечения и разрезы - 12

3 (7) Сборочные чертежи - 11

4 (8) Чтение строительных чертежей - 2

5 (9) Контрольная работа - 1

6(10) Обзор разновидностей графических изображений - 1

Итого 34* 34*

Примечание: * Резервное время на первом году обучения - 4 ч., на втором году обучения - 6 ч.

Программа

Первый год обучения

(34 ч., по 1 ч. в неделю; из них 4 ч. - резервное время)

1. Правила оформления чертежей (6 ч.).

Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.

Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.

Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрих-пунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).

Применение и обозначение масштаба.

Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.

1 Для удобства изучения и анализа программы на практических занятиях студентами, изучающими учебную дисциплину «Методика графической подготовки школьников», автором данной статьи основные темы (разделы) программы пронумерованы как отдельно по годам обучения, так и сквозной нумерацией.

2. Способы проецирования (8 ч.).

Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.

Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).

Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.

Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.

3. Чтение и выполнение чертежей деталей (15 ч.).

Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.

Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.

Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.

Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.

Чтение чертежей детали.

Выполнение эскиза детали (с натуры).

Решение графических задач, в том числе творческих.

4. Обобщение знаний (1 ч.).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся на первом году обучения черчению.

Учащиеся должны знать:

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;

- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.

Учащиеся должны уметь:

- рационально использовать чертежные инструменты;

- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;

- анализировать графический состав изображений;

- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;

- выбирать необходимое число видов на чертежах;

- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;

- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.

Таблица 2

Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях)

№№ п/п Работы Примечание

1 Линии чертежа -

2 Чертёж «плоской» детали -

3 Моделирование по чертежу Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов

4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов С построением проекций точек, отрезков, граней и пр.

5 Построение третьей проекции по двум данным -

6 Чертёж детали С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений)

7 Устное чтение чертежей -

8 Чертёж предмета в трёх видах С преобразованием формы предмета

9 Эскиз и технический рисунок детали -

10 Эскизы деталей с включением элементов конструирования С преобразованием формы предмета

11 Чертёж предмета (контрольная работа) По аксонометрической проекции или с натуры

Второй год обучения

(34 ч., по 1 ч. в неделю; из них 6 ч. - резервное время)

1 (5). Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.).

2 (6). Сечения и разрезы (12 ч.).

Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.

Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.

Применение разрезов в аксонометрических проекциях.

Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.

Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.

Решение графических задач, в том числе творческих.

3 (7). Сборочные чертежи (11 ч.).

Чертежи типовых соединений деталей (4 ч.). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.

Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.

Выполнение чертежей резьбовых соединений.

Сборочные чертежи изделий (7 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.

Изображения на сборочных чертежах.

Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.

Чтение сборочных чертежей. Деталирование.

Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.

4 (8). Чтение строительных чертежей (2 ч.).

Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.

Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.

Размеры на строительных чертежах.

Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.

Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.

5 (9). Контрольная работа (1 ч.).

6 (10). Обзор разновидностей графических изображений (1 ч.).

Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков и т.п.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся на втором году обучения черчению.

Учащиеся должны знать:

- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;

- условности изображения и обозначения резьбы.

Учащиеся должны иметь представления:

- об изображениях соединений деталей;

- об особенностях выполнения строительных чертежей.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять необходимые разрезы и сечения;

- правильно выбирать главное изображение и число изображений;

- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;

- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;

- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;

- читать несложные строительные чертежи;

- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;

- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).

Таблица 3

Обязательный минимум графических и практических работ

(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях)

№№ п/п Работы Примечание

1 (12)1 Эскизы деталей с выполнением сечений С натуры или по аксонометрической проекции

2 (13) Эскиз детали с выполнением необходимого разреза -

3 (14) Чертёж детали с применением разреза По одному или двум видам детали

4 (15) Устное чтение чертежей -

5 (16) Эскиз с натуры Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений

6 (17) Чертёж резьбового соединения -

7 (18) Чтение сборочных чертежей С выполнением технических рисунков 1-2 деталей

8 (19) Деталирование Выполняются чертежи 1-2 деталей

9 (20) Решение творческих задач с элементами конструирования -

10 (21) Чтение строительных чертежей С использованием справочных материалов

11 (22) Выполнение чертежа детали Контрольная работа по сборочному чертежу

Оценка работы учащихся

За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся, поэтому школьник быстро привыкает самостоятельно оценивать свою работу и работу товарищей.

1 В скобках указаны номера, соответствующие нумерации графических и практических работ в программе 1993 г. [7] и учебниках 1992-2014 гг. издания [9].

Список литературы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров,

A.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. - 2008. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.

2. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 14. - С. 65-71.

3. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.

4. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. - 1999. - № 4. - С. 84-85.

5. Черчение, 9 класс (авторы: В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катха-нова, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимова; отв. ред. В.И. Якунин) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 13-22.

6. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: программа под редакцией В.И. Якунина для годичной графической подготовки учащихся 9 класса // Наука и современность. - 2014. - № 34.

7. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации (Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский,

B.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер). - М.: Просвещение, 1993. - 16 с.

8. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 51-60.

9. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1

10. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольско-го: 9 класс / В.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2

1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2013 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.

2 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышне-польского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.

11. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику

A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,

B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Аст-рель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.

12. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-ского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект). - С. 124-129; 152-157.

13. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: пособие для учителя. - М.: Изд-во Просвещение, 1988. -208 с.: ил.

14. Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.А. Терещенко; под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.: ил.

15. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с1.

16. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -

C. 35-43.

17. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

18. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. -№ 17. - С. 134-142.

19. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.

1 В предлагаемых нами примерных тематических планированиях [15-17] и методических рекомендациях к ним [18] даются ссылки на номера параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ, одинаковые для учебников 1992-2014 гг. издания и на номера страниц, одинаковые для учебников 1992-2006 гг. выпуска. Редкие случаи несовпадения номеров страниц в учебниках черчения 2000 и предыдущих гг. издания в каждом тематическом планировании оговорены в сносках. Изменившиеся номера страниц в учебниках 20072014 гг. издания, вызванных незначительной корректировкой их содержания, в тематических планированиях даны в полужирных скобках полужирным шрифтом.

20. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. -С. 33-43.

21. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.

22. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.

23. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 1 «Линии чертежа» на первом году обучения школьников черчению // Наука и современность. - 2014. - № 33 - С. 80-86.

24. Михайлов Н.Г. Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 14. -С. 69-79.

25. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.

26. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.

27. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13. - С. 59-66.

28. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И.А. Ройтмана, А.А. Павловой, Н.Г.Преображенской и их соавторов // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 31. -С. 74-82.

29. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.

30. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.