8. Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным: учебно-практическое пособие / В.В. Путин, В.Б. Шестаков, А.Г. Левицкий. - М.: ОЛМА-Пресс, 2002. - 159 с.
О ДВУХГОДИЧНОЙ ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРОГРАММЕ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР. ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А. ГЕРВЕРА
© Михайлов Н.Г.*
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова,
г. Архангельск
В статье представлена традиционная программа по школьному курсу «Черчение» для графической подготовки учащихся в течение двух лет с общей нагрузкой 68 часов на два года обучения, разработанная А.Д. Бот-винниковым, И.С. Вышнепольским, В.А. Гервером, М.М. Селиверстовым под редакцией В.А. Гервера. Количество используемых часов на первом году обучения составляет 34 ч., 1 ч. в неделю и 34 ч. на втором году обучения, 1 ч. в неделю. Учителя черчения общеобразовательных учреждений ее используют в процессе обучения школьников черчению в течение двух лет за счет часов регионального и школьного компонентов учебного плана.
В начальной части и сносках статьи автор приводит свои суждения и методические рекомендации к использованию программы, говорит о внесении им незначительных корректировок (сквозной нумерации тем, обязательных графических и практических работ) в программу для удобства ее использования на занятиях со студентами.
Ключевые слова: программа, черчение, обучение в течение двух лет, общеобразовательные учреждения, уроки, графическая подготовка, методические рекомендации.
В настоящее время учащихся в школах обучают черчению в течение одного года (34 ч. в год, по 1 ч. в неделю). На основе изучения и анализа сборника нормативных документов [1] и различной учебно-методической литературы [3-5; 9; 12] мы в своих двух публикациях [2; 6] представили извлеченные две традиционные программы разных авторов из анализируемой литературы в качестве методической помощи для учителей, и дали краткие методические рекомендации к этим программам.
* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.
В то же время в ряде школ по-прежнему школьников обучаю черчению по двухгодичной программе обучения, разработанной группой авторов под редакцией В.А. Гервера [7; 8].
Представляемая программа по черчению в данной статье является наиболее часто используемой учителями черчения общеобразовательных учреждений в практике обучения учащихся 8 и 9 классов черчению с общей нагрузкой 34 часа в год по 1 часу в неделю в каждом классе за счёт часов регионального и школьного компонентов учебного плана. Учителя её не всегда могут приобрести в торговой сети, т.к. практически не бывает в продаже. В Архангельске они часто обращаются за различной методической поддержкой к автору данной статьи. При этом некоторые из них задают вопрос: «Где можно найти программу для двухгодичного обучения школьников черчению, разработанную А.Д. Ботвинниковым и др. под ред. В.А. Гервера?» Находить необходимые материалы в интернете не каждый учитель может в силу различных объективных и субъективных причин. К тому же в течение ряда последних лет программы по различным учебным дисциплинам в виде тоненьких брошюр издательскими центрами издаются очень редко и федеральным экспертным советом (ФЭС) Минобранауки РФ почему-то не рассматриваются и не утверждаются. В основном гриф «Допущено...» или «Рекомендовано...» ФЭС Минобрауки РФ присваивает только учебникам. В связи с этим и с целью оказания методической помощи студентам вузов, изучающим учебную дисциплину «Методика графической подготовки школьников», и учителям черчения (особенно начинающим), работающим в общеобразовательных учреждениях, ниже по тексту приведём этот важный и необходимый документ.
Он в статье дан в форме извлечения признанной наиболее часто используемой программы в процессе двухгодичной графической подготовки учащихся учителями школ из сборника программ общеобразовательных учреждений по черчению 2000 года издания, составителями которого являются В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова [8, с. 51-60]. Обнаружить данную программу более поздних лет издания нам не удалось. До 2000 года она была опубликована в 1993 году [7]. Причём в 2000 году была издана без изменения её содержания. Учебник черчения А.Д. Ботвинникова и др. [9] составлен в соответствии с этой программой [7-8]. Учебники 1992-2014 гг. издания сохраняют содержание текста, нумерацию параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ. Об этом более подробно мы писали ранее в своих тематических планах [15; 16; 17; 18], разработанных в соответствии с программой и учебником А.Д. Ботвинникова и его соавторов [7-9]. На основе этих тематических планов мы начали разрабатывать планы-конспекты уроков черчения [20-26]. В своей работе коллеги могут использовать ранее изданные нами методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе [19].
С целью ознакомления учителей черчения общеобразовательных учреждений с существующими на сегодняшний день учебно-методическими пособиями и с целью оказания им методической помощи в деле эффективного формирования графических знаний, умений и навыков учащихся, нами выявлены 5 вариантов учебно-методических комплектов по черчению разных авторов, кратко охарактеризованы пособия, входящие в эти комплекты [27; 28]. Учителя их также могут изучить и пользоваться в работе.
При этом следует сказать, что весь учебный процесс по данной программе [7-8] желательно строить, в первую очередь, на базе пособий учебно-методического комплекта, разработанного А.Д. Ботвинниковым и его соавторами [7-14], одним компонентом которого, является программа.
В то же время, в процессе обучения школьников черчению по представленной в данной статье программе учителям также могут оказать большую помощь не только упомянутые нами пособия, но и все другие изданные учебно-методические материалы разных авторов.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
(базовый уровень)
ЧЕРЧЕНИЕ Два года обучения
Авторы: д-р пед. наук А.Д. Ботвинников, заслуженный учитель школы РФ, лауреат Государственной премии РФ И.С. Вышнепольский, д-р пед. наук, проф. В.А. Гервер, М.М. Селиверстов.
Ответственный редактор В.А. Гервер.
Пояснительная записка
Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование и развитие графической культуры учащихся, их мышления и творческих качеств. Реализация этой концепции требует учета следующих положений.
1. Основой курса черчения является обучение школьников методам графических изображений. В обучении должны быть отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которых процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием должны использоваться при изучении всех разделов курса.
2. Графическая деятельность школьников неотделима от развития их мышления. На уроках черчения учащиеся решают разноплановые графические задачи, что целенаправленно развивает у них техническое, логическое,
абстрактное и образное мышление. Средствами черчения у школьников успешно формируются аналитические и созидательные (особенно комбинаторные) компоненты творческого мышления. Черчение способствует развитию пространственных представлений учащихся.
3. Обучение черчению базируется на принципах политехнизма и связи с жизнью. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание по возможности моделировало элементы деятельности специалистов, а объекты графических работ имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению. Целью адаптации являются упрощение, выявление геометрических особенностей и более четкая организация формы, что облегчает ее анализ и графическое отображение. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей черчения с трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.
4. При обучении черчению необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, личные интересы и др.) при постоянном совершенствовании уровня их развития.
5. На упражнения, самостоятельную и творческую работу отводится основная часть учебного времени.
6. Дополнительное расширение и углубление графических знаний и умений учащихся должно происходить на факультативных занятиях.
Структура программы. Программа содержит описание основных требований к знаниям и умениям учащихся, перечень обязательных графических и практических работ для каждого класса, перечень инструментов, принадлежностей и материалов для черчения, кинофильмов и диафильмов, а также указания о реализации межпредметных связей. В программе раскрыты рекомендуемые принципы оценки учебной работы учащихся и примерное содержание экскурсий. В конце программы приведен список рекомендуемой литературы для учителей, в которой раскрыты вопросы общей методики преподавания черчения и методики изложения отдельных разделов курса. В программе дано примерное распределение времени на изучение тем, которое учитель имеет право изменить в зависимости от методики преподавания и особенностей класса.
Цели и задачи курса. Программа ставит целью научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи: - сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметриче-ской и прямоугольной изометрической) и приемах выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами;
- привить учащимся культуру графического труда.
Рекомендации к методике преподавания. Ключевой проблемой дальнейшего совершенствования графического образования в школе является повышение эффективности урока, которая достигается продуманной организационно-методической работой. В ходе такой работы учитель должен пользоваться следующими подходами к обучению:
1. Уделять равное внимание обучению чтению и выполнению чертежей.
2. Сводить к минимуму или полностью исключить непродуктивные элементы графической деятельности, по возможности избавлять школьников от перечерчивания задач, готовых чертежей и пр.
3. Обучать выполнению графических построений в отрыве от обучения методу проекций.
4. Уделять внимание качеству выполнения первых графических работ при их проверке и оценке, стремиться поддержать соответствующие требования на последующих этапах обучения.
5. В качестве объекта при обучении ортогональному проецированию целесообразно выбирать предмет, имеющий прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра, грани этого предмета.
6. Обучение ортогональному проецированию лучше производить последовательно на одну, две и три плоскости проекций с целью равномерного нарастания трудностей.
7. При выполнении чертежей по моделям, а также при эскизировании с натуры целесообразно организовать наблюдение неподвижного объекта с фиксированной точки зрения, заставляя ученика оперировать пространственными представлениями об объекте.
8. Осуществлять формирование понятий о чертежах в системе прямоугольных проекций и в аксонометрических проекциях с минимальным разрывом во времени.
9. Проводить обучение аксонометрическим проекциям (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и сравнивать их, обращая внимание учащихся на выбор аксонометрической проекции в зависимости от формы объекта и на рациональную последовательность его изображения.
10. Использовать подход при обучении выполнению разрезов и сечений, позволяющий рассматривать единство и особенности этих изображений.
Природа образования разрезов и сечений едина - мысленное рассечение предмета. Только в том случае, если ученик поймет сходство и различия между ними, сравнит их возможности, он сможет осознанно пользоваться такими изображениями.
11. Брать в основу упражнений, графических и практических работ разноплановые графические задачи:
- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- оперирование развертками;
- связь чертежа с разметкой;
- реконструкция изображений;
- построение изображений в аксонометрии с вырезом;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- занимательные задачи;
- графические диктанты;
- преобразование формы и пространственного положения объектов;
- задачи с творческим содержанием.
Творческие задачи подразделяются на два вида: пропедевтические творческие задачи, не имеющие проектного содержания, и задачи с элементами конструирования. При решении пропедевтических творческих задач учащимися предусматривается применение знаний по пройденному разделу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для поурочных заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у школьников имеется наибольшая предварительная подготовка. Объекты для задач с элементами конструирования желательно выбирать вместе с учителем труда.
12. Работа с учеником (ознакомление с новым материалом, повторение, закрепление знаний, поиск справочных материалов, чтение чертежей, решение задач и пр.) должна быть неотъемлемой частью учебного процесса.
13. При обучении черчению рекомендуется широко пользоваться учебными и наглядными пособиями: плакатами, таблицами, моделями, деталями и т.д. Следует использовать кинофильмы, кинофрагменты, диафильмы, динамические транспаранты и другие экранные средства обучения.
14. Следует придавать большое значение развитию самостоятельности учащихся в приобретении графических знаний, в применении знаний и умений во внеклассной работе и в быту. Необходимо уделять особое внимание работе кружков (по техническому и другим видам черчения), организации выставок работ учащихся, проведению тематических вечеров, конкурсов, олимпиад, экскурсий и т.д.
Таблица 1
Тематический план
Количество учебных часов
№№1 Темы по годам обучения
п/п Первый год обучения Второй год обучения
1 Правила оформления чертежей 6 -
2 Способы проецирования 8 -
3 Чтение и выполнение чертежей деталей 15 -
4 Обобщение знаний 1 -
1 (5) Обобщение сведений о способах проецирования - 1
2 (6) Сечения и разрезы - 12
3 (7) Сборочные чертежи - 11
4 (8) Чтение строительных чертежей - 2
5 (9) Контрольная работа - 1
6(10) Обзор разновидностей графических изображений - 1
Итого 34* 34*
Примечание: * Резервное время на первом году обучения - 4 ч., на втором году обучения - 6 ч.
Программа
Первый год обучения
(34 ч., по 1 ч. в неделю; из них 4 ч. - резервное время)
1. Правила оформления чертежей (6 ч.).
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная, тонкая штрих-пунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
1 Для удобства изучения и анализа программы на практических занятиях студентами, изучающими учебную дисциплину «Методика графической подготовки школьников», автором данной статьи основные темы (разделы) программы пронумерованы как отдельно по годам обучения, так и сквозной нумерацией.
2. Способы проецирования (8 ч.).
Проецирование. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида - аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
3. Чтение и выполнение чертежей деталей (15 ч.).
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела - призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знака квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деления отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений.
Чтение чертежей детали.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
4. Обобщение знаний (1 ч.).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на первом году обучения черчению.
Учащиеся должны знать:
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- изученные правила выполнения чертежей и приемы построения основных сопряжений.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей;
- применять графические знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием.
Таблица 2
Обязательный минимум графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях)
№№ п/п Работы Примечание
1 Линии чертежа -
2 Чертёж «плоской» детали -
3 Моделирование по чертежу Из проволоки, бумаги, картона, пластических и других материалов
4 Чертежи и аксонометрические проекции предметов С построением проекций точек, отрезков, граней и пр.
5 Построение третьей проекции по двум данным -
6 Чертёж детали С использованием геометрических построений (в том числе сопряжений)
7 Устное чтение чертежей -
8 Чертёж предмета в трёх видах С преобразованием формы предмета
9 Эскиз и технический рисунок детали -
10 Эскизы деталей с включением элементов конструирования С преобразованием формы предмета
11 Чертёж предмета (контрольная работа) По аксонометрической проекции или с натуры
Второй год обучения
(34 ч., по 1 ч. в неделю; из них 6 ч. - резервное время)
1 (5). Обобщение сведений о способах проецирования (1 ч.).
2 (6). Сечения и разрезы (12 ч.).
Сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях.
Разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов.
Применение разрезов в аксонометрических проекциях.
Определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах. Выбор главного изображения.
Чтение и выполнение чертежей, содержащих условности.
Решение графических задач, в том числе творческих.
3 (7). Сборочные чертежи (11 ч.).
Чертежи типовых соединений деталей (4 ч.). Общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей: болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений.
Работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей.
Выполнение чертежей резьбовых соединений.
Сборочные чертежи изделий (7 ч.). Обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения.
Изображения на сборочных чертежах.
Некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах.
Чтение сборочных чертежей. Деталирование.
Выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
4 (8). Чтение строительных чертежей (2 ч.).
Понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных.
Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы.
Размеры на строительных чертежах.
Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования.
Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
5 (9). Контрольная работа (1 ч.).
6 (10). Обзор разновидностей графических изображений (1 ч.).
Области применения технических рисунков и чертежей, схем (кинематических и электрических), диаграмм, графиков и т.п.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся на втором году обучения черчению.
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- условности изображения и обозначения резьбы.
Учащиеся должны иметь представления:
- об изображениях соединений деталей;
- об особенностях выполнения строительных чертежей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы и сечения;
- правильно выбирать главное изображение и число изображений;
- выполнять чертежи резьбовых соединений деталей;
- читать и деталировать чертежи объектов, состоящих из 5-7 деталей;
- выполнять простейшие сборочные чертежи объектов, состоящих из 2-3 деталей;
- читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования).
Таблица 3
Обязательный минимум графических и практических работ
(Чертежи выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - в тетрадях)
№№ п/п Работы Примечание
1 (12)1 Эскизы деталей с выполнением сечений С натуры или по аксонометрической проекции
2 (13) Эскиз детали с выполнением необходимого разреза -
3 (14) Чертёж детали с применением разреза По одному или двум видам детали
4 (15) Устное чтение чертежей -
5 (16) Эскиз с натуры Применение необходимых разрезов, сечений и других условностей и упрощений
6 (17) Чертёж резьбового соединения -
7 (18) Чтение сборочных чертежей С выполнением технических рисунков 1-2 деталей
8 (19) Деталирование Выполняются чертежи 1-2 деталей
9 (20) Решение творческих задач с элементами конструирования -
10 (21) Чтение строительных чертежей С использованием справочных материалов
11 (22) Выполнение чертежа детали Контрольная работа по сборочному чертежу
Оценка работы учащихся
За устные ответы и графические (практические) работы учащимся выставляются оценки по пятибалльной системе. За графические работы рекомендуется выставление двух оценок, дифференцированно отражающих правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. Такой критерий удобен учителю и понятен учащимся, поэтому школьник быстро привыкает самостоятельно оценивать свою работу и работу товарищей.
1 В скобках указаны номера, соответствующие нумерации графических и практических работ в программе 1993 г. [7] и учебниках 1992-2014 гг. издания [9].
Список литературы:
1. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э.Д. Днепров,
A.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа. - 2008. - 198 [10] с. - С. 20-21, 26-27, 39-53, 75, 95-97, 101, 112, 135-137, 141-142.
2. Михайлов Н.Г. Программа по черчению и графике, рекомендованная МО РФ в соответствии с действующими государственными образовательными стандартами от 2004 года // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 14. - С. 65-71.
3. Программа «Черчение (9-й класс)» // Школа и производство. - 1999. -№ 3. - С. 63-67.
4. Гервер В.А. О преподавании черчения в 9-м классе // Школа и производство. - 1999. - № 4. - С. 84-85.
5. Черчение, 9 класс (авторы: В.А. Гервер, В.В. Степакова, Ю.Ф. Катха-нова, Е.А. Василенко, Л.Н. Анисимова; отв. ред. В.И. Якунин) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 13-22.
6. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: программа под редакцией В.И. Якунина для годичной графической подготовки учащихся 9 класса // Наука и современность. - 2014. - № 34.
7. Черчение: Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации (Авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский,
B.А. Гервер, М.М. Селиверстов; Отв. ред. В.А. Гервер). - М.: Просвещение, 1993. - 16 с.
8. Черчение, 7-8 классы (авторы: А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнеполь-ский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер) // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / Составители: В.В. Степакова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. -76 с. - С. 51-60.
9. Ботвинников А.Д. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 221, [3] с.: ил.1
10. Вышнепольский В.И. Рабочая тетрадь: К учебнику «Черчение. 9 класс» А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольско-го: 9 класс / В.И. Вышнепольский. - М.: АСТ: Астрель, 2014. - 79, [1] с.: ил.2
1 В новом учебнике черчения А.Д. Ботвинникова и др. 2014 года издания в отличие от прежних учебников 2007-2013 годов издания появился титр «9-й класс». В остальном изменений нет.
2 В новой рабочей тетради к учебнику черчения А.Д. Ботвинникова и др. автора В.И. Вышне-польского 2014 года издания в отличие от рабочих тетрадей 2007 и последующих годов изданий вместо титра «7-8 классы» появился титр «9-й класс» В остальном изменений нет.
11. Ботвинников А.Д. Методическое пособие по черчению: К учебнику
A.Д. Ботвинникова и др. «Черчение». 7-8 классы» / А.Д. Ботвинников,
B.Н. Виноградов, И.С.Вышнепольский и др. - М.: ООО «Издательство Аст-рель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 159, [1] с.: ил.
12. Виноградов В.Н. Тематическое и поурочное планирование по черчению: К учебнику А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнеполь-ского «Черчение»: для 7-8 кл.: метод пособие / В.Н. Виноградов. - М.: ЭКЗАМЕН, 2006. - 159, [1] с. - (Учебно-методический комплект). - С. 124-129; 152-157.
13. Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 6 класса: пособие для учителя. - М.: Изд-во Просвещение, 1988. -208 с.: ил.
14. Карточки-задания по черчению для 8 класса: Пособие для учителя / Е.А. Василенко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.А. Терещенко; под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.: ил.
15. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с1.
16. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. -
C. 35-43.
17. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.
18. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др. // Обучение и воспитание: методика и практика. - 2014. -№ 17. - С. 134-142.
19. Михайлов Н.Г. Методические рекомендации к планированию учебных занятий по черчению в школе // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. - 2014. - № 3. - С. 140-146.
1 В предлагаемых нами примерных тематических планированиях [15-17] и методических рекомендациях к ним [18] даются ссылки на номера параграфов, рисунков, таблиц, графических и практических работ, одинаковые для учебников 1992-2014 гг. издания и на номера страниц, одинаковые для учебников 1992-2006 гг. выпуска. Редкие случаи несовпадения номеров страниц в учебниках черчения 2000 и предыдущих гг. издания в каждом тематическом планировании оговорены в сносках. Изменившиеся номера страниц в учебниках 20072014 гг. издания, вызванных незначительной корректировкой их содержания, в тематических планированиях даны в полужирных скобках полужирным шрифтом.
20. Михайлов Н.Г. Планирование вводного урока черчения на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 13. -С. 33-43.
21. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о ГОСТ ЕСКД. Форматы, рамка и основная надпись чертежа. Линии чертежа» // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2014. -№ 30. - С. 48-56.
22. Михайлов Н.Г. Черчение в школе: план-конспект урока «Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах» // Новый взгляд. Международный научный вестник. - 2014. - № 5. - С. 70-80.
23. Михайлов Н.Г. Организация графической работы № 1 «Линии чертежа» на первом году обучения школьников черчению // Наука и современность. - 2014. - № 33 - С. 80-86.
24. Михайлов Н.Г. Планирование урока черчения на тему «Основные сведения о нанесении размеров. Применение и обозначение масштаба» на первом году графической подготовки школьников // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2014. - № 14. -С. 69-79.
25. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.
26. Михайлов Н.Г., Емелов К.П. Черчение в школе: План-конспект урока «Понятие о разрезе, сходство и разница между разрезом и сечением, простые разрезы» // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 14. - С. 29-43.
27. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» двух авторских групп: А.Д. Ботвинникова и В.В. Степаковой и их соавторов // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 13. - С. 59-66.
28. Михайлов Н.Г. Пособия УМК по школьному курсу «Черчение» трёх авторских групп: И.А. Ройтмана, А.А. Павловой, Н.Г.Преображенской и их соавторов // Проблемы и перспективы образования в России. - 2014. - № 31. -С. 74-82.
29. Методика обучения черчению: учеб. пособие для студентов и учащихся худож.-граф. спец. учеб. заведений / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А. Альхименок и др.; Под редакцией Е.А. Василенко. - М.: Просвещение, 1990. - 176 с.: ил.
30. Курина В.А., Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся черчению (графике). Курс лекций и практические занятия. - Брянск: БГПУ им. академика И.Г. Петровского, 1997. - 190 с.