Научная статья на тему 'Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др'

Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБНОВЛЁННЫЙ УЧЕБНИК / ЧЕРЧЕНИЕ / ПРОГРАММА / ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И СТРАНИЦ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ УРОКОВ / ПЕРВЫЙ ГОД / ВТОРОЙ ГОД / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлов Н.Г.

Начиная с 2007 года по настоящее время из года в год учебник «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. издаётся с учётом некоторых изменений его содержания и страниц [2]. Надо заметить, при этом в обновлённом варианте учебника номера параграфов, рисунков, заданий и графических работ не изменились. Они сохранены под прежними же номерами так, как в учебниках 1992-2006 годов выпуска. Применительно к обновлённому учебнику, изданному авторами в соответствии с действующей программой по черчению [1], мы опубликовали тематические планы уроков черчения для первого и второго годов графической подготовки школьников [4, 5]. Подробную общую пояснительную записку к изданным двум тематическим планам для двухгодичной графической подготовки школьников коллеги могут найти в нашей прежней публикации [4]. Теперь в данной статье представим методические рекомендации к этим опубликованным тематическим планам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации к тематическим планам уроков черчения, составленным к обновлённому учебнику черчения А. Д. Ботвинникова и др»

134

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Отношения интереса, веры, любви, уважения, прав и ответственности приобретают личностный смысл для ученика и становятся ценными не сами по себе в абстрактной оторванности, но в контексте реальной совместной деятельности с учителем и другими учениками, превращаясь в реальные ценности - основу воспитания.

Список литературы:

1. Каминская М.В. Педагогический диалог в деятельности современного учителя. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.

2. Сенько Ю.В. Педагогика понимания. - М.: Дрофа, 2007. - 187 с.

3. Чеснокова Е.Н. Метод построения развивающих диалогических отношений «учитель-ученик»: автореф. дис. - СПб., 2005.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАТИЧЕСКИМ ПЛАНАМ УРОКОВ ЧЕРЧЕНИЯ, СОСТАВЛЕННЫМ К ОБНОВЛЁННОМУ УЧЕБНИКУ ЧЕРЧЕНИЯ А.Д. БОТВИННИКОВА И ДР.

© Михайлов Н.Г.*

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск

Начиная с 2007 года по настоящее время из года в год учебник «Черчение» для общеобразовательных учреждений А.Д. Ботвинникова и др. издаётся с учётом некоторых изменений его содержания и страниц [2]. Надо заметить, при этом в обновлённом варианте учебника номера параграфов, рисунков, заданий и графических работ не изменились. Они сохранены под прежними же номерами так, как в учебниках 1992-2006 годов выпуска. Применительно к обновлённому учебнику, изданному авторами в соответствии с действующей программой по черчению [1], мы опубликовали тематические планы уроков черчения для первого и второго годов графической подготовки школьников [4, 5]. Подробную общую пояснительную записку к изданным двум тематическим планам для двухгодичной графической подготовки школьников коллеги могут найти в нашей прежней публикации [4].

Теперь в данной статье представим методические рекомендации к этим опубликованным тематическим планам.

Ключевые слова: обновлённый учебник, черчение, программа, изменения содержания и страниц, тематические планы уроков, первый год, второй год, обучение.

* Доцент кафедры Технологии и безопасности жизнедеятельности Института комплексной безопасности, кандидат педагогических наук, доцент.

Теория и методика обучения и воспитания

135

В опубликованных ранее тематических планах [4, 5] и в предложенных к ним методических рекомендациях теперь ниже по тексту данной статьи нами страницы учебника «Черчение» А.Д. Ботвинникова и др. 1992-2006 гг. выпуска указаны обычным шрифтом вне скобок, а страницы обновлённого учебника 2007 года и последующих годов издания - полужирным шрифтом в полужирных скобках. С учетом этих изменений в 2009 году также было переиздано методическое пособие для учителей в своем регионе для использования в школах Архангельской области [3].

1. Знаки и обозначения, используемые в школьном курсе «Черчение» с учетом изменений в стандартах ЕСКД на 1 января 1998 г.1:

А О - дополнительный вид повернут относительно основного. Знак ставят над изображением повернутого дополнительного вида.

А - обозначение местного и дополнительного вида на чертеже. Знак (букву А) ставят над изображением местного и дополнительного вида.

А (2 : 1) - обозначение выносного элемента на чертеже. Ставят над изображением выносного элемента.

А - А - обозначение разрезов и вынесенных сечений по типу А - А. Ставят над сечением и разрезом.

Q* - обозначение разверток. Знак ставят над изображением развертки.

2. О работе с тематическим планированием

В современных условиях, когда в стране наблюдаются широкомасштабные социально-экономические, производственные и другие преобразования, в школах наблюдается приток учителей, не имеющих специального педагогического образования, и у них, как правило, отсутствуют знания по методикам преподавания. Представленное тематическое планирование уроков черчения поможет учителю грамотно распределять учебное время на изучение курса «Черчение». В связи с этим, предусмотренное программой резервное время для изучения более сложных тем или на выполнение учащимися трудоемких чертежей, автор рекомендует использовать на освоение конкретных тем. Но у любого учителя всегда сохраняется творческая свобода. Он может самостоятельно пересмотреть предложенную расстановку часов, изменить последовательность расположения изучаемых тем, сохранить, ввести или вывести отдельные темы, отбирать необходимый материал для упражнений, графических и практических работ в соответствии с потребностями и возможностями региона, школы, учеников, пожеланиями родителей, выбором будущей профессии и т.д. При этом учителю необхо-

1 Даны для учета при работе в образовательном процессе с учебником «Черчение. 7-8 классы» А.Д. Ботвинникова и др. 1992-1997 гг. издания. Более подробные сведения об изменениях в стандартах ЕСКД учителя могут найти в ранее опубликованном журнале «Школа и производство» [7].

136

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

димо сохранять обязательный минимум содержания образования по черчению, определенный Министерством образования Российской Федерации.

3. Об определении содержания практических и графических работ учащихся на уроке

Большинство уроков, включенных в тематическое планирование, состоит из теоретической и практической частей. На первый взгляд учителю может показаться, что содержание практической части многих из них предполагает выполнение школьниками целого чертежа на листе формата А4. На самом деле это не совсем так.

При планировании учебного процесса учителю необходимо помнить о том, что программой А.Д. Ботвинникова и др. [1] предусматривается выполнение учащимися по 11 обязательных графических и практических работ на каждом году обучения, причем при выполнении некоторых из них использовать чертежные листы формата А4 не нужно. По условиям многих упражнений учебника школьники выполняют чертежи в рабочих тетрадях или на кальке. Следует заметить, в процессе выполнения заданий на кальке учащиеся, как правило, не чертят их условия, а также рамку и основную надпись. В связи с этим учителю необходимо внимательнее сравнивать тексты содержания графических и практических работ, представленные в примерном тематическом планировании, с текстами заданий, данными после теоретических материалов в учебнике [2]. Руководствуясь изложенными положениями во 2-ой и в этой рубрике, учитель сам вправе принимать оптимальные решения по отбору материалов разных уровней сложности для организации практической части каждого урока. При этом он устанавливает, какие графические изображения, сколько, на чем, как и за какое время будут выполнять его ученики на занятиях по черчению в качестве закрепления изученных тем.

4. К вопросу обучения школьников проецированию и расположению видов на чертеже

На уроках №№ 7, 8, 9 первого года обучения согласно данному тематическому планированию учителям предлагается последовательно, с постепенным усложнением изучаемого материала из урока в урок, ознакомить школьников с методами проецирования, обучать проецированию предмета вначале на одну, затем на две, далее на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Иными словами, обучать процессам построения фронтальной проекции; фронтальной и горизонтальной; фронтальной, горизонтальной и профильной проекций. Эти темы в учебнике представлены в § 3, с. 31-34 (32-35); § 4, с. 34-39 (35-40) [2]. Целесообразно учителю на этих же уроках методом опережающего обучения параллельно сформировать у школьников понятия о: а) главном виде (виде спереди); б) видах спереди и сверху; в) спереди, сверху и слева. Дать объяснение тому, что одни и те же графические изображения

Теория и методика обучения и воспитания

137

могут быть представлены под разными названиями: фронтальная проекция -это главный вид (или вид спереди); горизонтальная проекция - вид сверху; профильная проекция - вид слева. О видах в учебнике речь ведется позже -не в 4-м, а в следующем § 5.1 [2, с. 39-40, 41 (40-41, 42)].

Тогда на уроке № 10, посвящённом теме пятого параграфа учебника «Расположение видов на чертеже. Местные виды» [2, с. 39-43 (40-44)], учитель может: 1) обобщить и закрепить знания школьников о расположении видов; 2) научить их определять необходимое и достаточное количество видов на чертежах; 3) сформировать у них понятие о местных видах, расположенных в проекционной связи. На этом уроке также полезно будет вспомнить с учащимися о том, что вид спереди или главный вид - это фронтальная проекция; виды сверху и слева - горизонтальная и профильная проекции соответственно. При необходимости использовать изученный на предыдущих уроках материал учебника о прямоугольном проецировании предмета на три плоскости проекций [2, § 4, с. 34-39 (35-40)].

5. О структурировании содержания и методике проведения уроков 12-14,16-18 на первом году обучения

Теоретические и практические составляющие блока названных уроков, посвященные выполнению осей аксонометрических проекций, изображений геометрических фигур и тел, анализу геометрической формы предмета и графического состава изображений и т.д., в тематическом планировании расположены в иной логической последовательности в отличие от того, как представлены в учебнике [2]. Это сделано с целью повышения эффективности формирования графических знаний, умений и навыков школьников по темам упомянутых учебных занятий 12-14, 16-18.

На этих уроках необходимо акцентировать внимание учащихся на том, что предмет может иметь как простую форму отдельно взятого геометрического тела, например, куба, параллелепипеда, пирамиды, треугольной или шестиугольной призмы, конуса, цилиндра, шара и т.д., так и сложную. Основу сложной формы предмета составляет сочетание нескольких геометрических тел. Поэтому учитель должен стремиться научить школьников читать и чертить ортогональные и аксонометрические проекции геометрических тел, строить их развертки. Это поможет учащимся лучше представить в пространстве более сложные формы предметов, увереннее выполнять их графические изображения. Для этого, безусловно, учителю необходимо подбирать более эффективные методы и приемы обучения, чему способствует также и выбор такой расстановки теоретического и практического материала названных уроков в тематическом планировании.

5.1. Для уроков 12 и 13 тематическое планирование предусматривает два варианта содержания практической работы школьников. Первый из них дан вначале текста вне скобок, а 2-й - в скобках. Суть последнего заключа-

138

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ется в том, что вместо построения аксонометрических осей, аксонометрических проекций плоских фигур (квадрата, треугольника, шестиугольника) и объемных предметов несложной формы с нанесением размеров школьникам можно предложить выполнить ортогональные и аксонометрические проекции куба, правильных треугольной и шестиугольной призм с нанесением размеров. Тогда в ходе объяснения изучаемого материала этих уроков учитель подводит учащихся к тому, что прямоугольные и аксонометрические проекции плоских фигур окажутся на одноименных проекциях геометрических тел. Затем на проекциях геометрических тел он на доске цветными мелками, а школьники в своих рабочих тетрадях цветными авторучками выделяют проекции упомянутых плоских геометрических фигур.

При выполнении горизонтальной проекции шестиугольной призмы ребят необходимо научить делить окружность заданного диаметра на шесть равных частей так, как показано на рис. 127 в учебнике [2, § 15.2, с. 101 (102)] с использованием метода опережающего обучения.

Со способами построения аксонометрических проекций предметов несложной формы учащихся нужно ознакомить в ходе устной беседы с использованием таблицы № 2 учебника [2, § 7.3, с. 50 (51)]. Школьников на уроках необходимо учить активному использованию учебника - нахождению в нем нужных текстов, рисунков и таблиц по теме уроков.

Практика показывает, что такой способ проведения уроков 12-13 является достаточно эффективным. Учащиеся одновременно усваивают не только способы построения аксонометрических осей, аксонометрических проекций плоских фигур (квадрата, треугольника и шестиугольника), объемных предметов несложной формы с нанесением размеров, но и прямоугольных и аксонометрических проекций трех геометрических тел (куба, треугольной и шестиугольной призм), в основании каждого из которых лежит та или иная названная геометрическая фигура.

Если организовать практическую часть этих уроков по указанному ее содержанию в тематическом планировании вне скобок, то учителю необходимо объяснить ребятам - для чего они будут изучать темы уроков. При мотивации их учебной деятельности он им должен сказать, что умение строить аксонометрические проекции плоских фигур, представленных в таблице № 1 учебника [2, § 7.2, с. 49 (50)], необходимо будет для выполнения аксонометрических проекций геометрических тел, показанных на рис. 76, 78 в учебнике [2, §§ 11.1-11.2, с. 61-64 (62-65)]. Затем с помощью таблиц №№ 1-2 учебника [2, с. 49-50 (50-51)] школьники чертят аксонометрические проекции плоских фигур и предмета несложной формы с нанесением размеров. Можно предложить выполнить, как говорилось в начале данной рубрики, ортогональные и аксонометрические проекции геометрических тел, имеющих простую форму, а затем - аксонометрические проекции предметов сложной (комбинированной) формы. Учитель вправе выбрать любой вариант

Теория и методика обучения и воспитания

139

содержания практической части уроков 12-13 из двух предоставленных в тематическом планировании вариантов: в скобках и вне скобок.

5.2. Содержание практической работы урока № 14, приведенное в тематическом планировании, предусматривает не только выполнение учащимися изометрических проекций окружностей - овалов, лежащих в трех координатных плоскостях проекций, но и прямоугольной фронтальной диметрической проекции объемного предмета - цилиндра, расположенного в пространстве основаниями параллельно фронтальной плоскости проекций, что поможет им в дальнейшем легче понимать построения аксонометрических проекций отверстий или выступов цилиндрической формы деталей.

Школьная практика показывает, что ребята зачастую не справляются с графическими заданиями, по условиям которых необходимо выполнить изометрические проекции учебных моделей и деталей изделий с отверстиями цилиндрической и конической формы, просверленными в разных местах детали. В связи с этим на уроке учащихся необходимо учить чертить овалы по отдельности с использованием вспомогательных ромбов, лежащих на фронтальной, горизонтальной и профильной плоскостях проекций. Работу с предварительным построением куба и последующим вписыванием овалов в его грани предложить им выполнить дома в качестве домашнего задания [6].

5.3. Урок № 16 первого года обучения объединяет разрозненные темы учебника «Анализ геометрической формы предмета», «Способ построения изображений на основе анализа формы предмета» и «Анализ графического состава изображений» с той целью, чтобы они эффективно дополняли друг друга, поддерживая соответствующий статус вышеназванного блока уроков, объединенных одной тематикой для графической подготовки школьников.

5.4. Урок № 17 предназначен для закрепления и обобщения знаний школьников о проекциях всех геометрических тел через просмотр их прямоугольных и аксонометрических проекций, представленных в учебнике, выполнение упражнения по нахождению третьего вида группы геометрических тел [2, § 11, с. 61-68 (62-69)] и построение развертки одного выбранного геометрического тела несложной формы [2, § 16, с. 107-110 (108-111)].

5.5. Урок № 18 предполагает завершение обучения темам блока уроков 12-14, 16-18 путем логического перехода от изучения проекций геометрических тел, развертывания их поверхностей к формированию умений школьников по нанесению размеров на чертежах с учетом геометрической формы объектов.

6. Обоснование выбранного этапа обучения школьников теме «Графические обозначения материалов на сечениях»

Сведения о графических обозначениях материалов на сечениях в учебнике [2] расположены дальше разделов «Сечения» и «Разрезы», хотя учащиеся ими должны уметь пользоваться, выделять фигуру сечения на изо-

140

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

бражении детали штриховкой уже на первых этапах их изучения. Например, при выполнении на 4-м уроке графической работы № 1 (№ 12) - составлении эскизов деталей с построением сечений. В связи с этим тематическое планирование второго года обучения предлагает учителям сформировать у школьников понятие «Графические обозначения материалов на сечениях» на 3-м уроке сразу же после изучения ими темы 2-го урока «Общие сведения о сечениях...».

7. О включении номеров позиций и спецификации в чертежи типовых соединений деталей, выполняемые школьниками на уроках 18-20 второго года обучения

Урок № 18 второго года обучения в тематическом планировании включает в себя не только основную тему «Упрощенное изображение резьбовых соединений. Чертеж болтового соединения», но и тему опережающего обучения «Спецификация сборочного чертежа, номера позиций». Такой методический прием оправдывается тем, что учащиеся с самого начала изучения обозначенных тем усваивают эти понятия и начинают оформлять сборочные чертежи с использованием спецификации, учатся указывать в ней и на изображениях деталей сборочной единицы номера позиций. Затем таким же образом на уроке № 19 школьники, выполняя графическую работу № 6 (№ 17) на чертежном листе формата А4, чертят чертеж шпилечного соединения, на уроке № 20 в рабочей тетради - чертеж (или эскиз) шпоночного соединения, а на 21-м уроке учитель обобщает и систематизирует знания учащихся о сборочных чертежах.

8. К вопросу обучения школьников геометрическим построениям

25-й урок первого года обучения предлагаемого тематического планирования предусматривает изучение школьниками темы «Геометрические построения: деление отрезка, угла и окружности на равные части» в соответствии с программой А.Д. Ботвинникова и др., составленной под редакцией В.А. Гервера [1]. В то же время в учебнике «Черчение» А.Д. Ботвиннико-ва и др. [2] материал по делению отрезка и угла на равные части отсутствует, т.к. авторы считают, что такие построения школьникам уже известны из уроков геометрии и других предметов [2, § 15, с. 97-98 (98-99)]. При необходимости в процессе разработки плана-конспекта (методики проведения) данного урока учителя этот материал могут найти в учебниках черчения других авторов, имеющихся в библиотеках.

9. Об учебно-методическом обеспечении школ по черчению

Перечень средств обучения черчению включает в себя демонстрационные модели, раздаточные материалы, учебные таблицы, пособия для моделирования деталей и узлов машин, карточки-задания, методические рекомендации по использованию программных средств, рабочие тетради, диафильмы, диапози-

Теория и методика обучения и воспитания

141

тивы (слайды), кодопленки (фолии). В него также входят программные средства (диск «Строительные чертежи: идеи и проекты», диск «Дизайн-деятельность») и др. Возможно, школы их ещё могут купить и в наши дни. Упомянутый перечень представлен в сборнике перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам, изданном в 2003 г. [8]. До этого он в том же виде был опубликован в журнале «Школа и производство» № 6, 2001 г. (с. 80).

К сожалению, изучив и проанализировав новый сборник перечней, можем сказать, что он составлен применительно к ФГОС нового поколения, и в нём никакого перечня средств обучения школьников черчению мы не нашли [9]. В разделе перечня средств по технологии мы так же наименований наглядных пособий и оборудований для уроков черчения не обнаружили. Коллеги с новым сборником могут ознакомиться по интернету. Пока не понятно, в какой форме в будущем в рамках ФГОС нового поколения будем осуществлять чертёжно-графическую подготовку школьников. Предмет «Черчение» в нём, со слов завучей школ, не упомянут.

Координатором работы по формированию перечней является Российское научно-производственное объединение (РНПО) «Росучприбор». Вопросы, предложения и замечания направлять по юридическому адресу: 111024, Москва, 3-я Кабельная ул., д. 1, стр. 1; e-mail: office@rosuchpribor.ru; тел.: (495) 223-05-54; факс: (495) 921-18-92.

Отдел продаж школьного оборудования: e-mail: td@rosuchpribor.ru; тел.: (495) 223-05-54; факс: (495) 921-18-92.

Многие учебно-наглядные пособия можно изготовить силами учителей и учащихся в мастерских на уроках технологии или в условиях различных школьных кружков «Умелые руки», «Юный художник», «Юный оформитель», «Юный чертежник» и др.

Автор искренне желает каждому учителю правильно сориентироваться в образовательном пространстве предмета и успехов в педагогической деятельности.

Список литературы:

1. Черчение 7-8 классы / А.Д. Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов; отв. ред. В.А. Гервер // Программы общеобразовательных учреждений по черчению: Сборник программ / сост. В.В. Степанова и Л.Е. Самовольнова. - М.: Просвещение, 2000. - 76 с. - С. 51-60.

2. Ботвинников А.Д. и др. Черчение: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Д. Ботвинников, В.Н. Виноградов, И.С. Вышнепольский. - 4-е изд., дораб. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 221 с.: ил.

3. Михайлов Н.Г. Тематическое планирование уроков черчения: метод. пособие для учителей / Н.Г. Михайлов; Поморский гос.ун-т им. М.В. Ломо-

142

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

носова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 32 с.

4. Михайлов Н.Г. Уроки первого года обучения школьников черчению: Тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2014. - № 13. - С. 35-43.

5. Михайлов Н.Г. Уроки второго года обучения школьников черчению: тематический план к программе и учебнику А.Д. Ботвинникова и др. // Достижения вузовской науки. - 2014. - № 12. - С. 35-41.

6. Михайлов Н.Г. Обучение школьников теме «Аксонометрические проекции окружностей и предметов с цилиндрическими элементами» на уроке черчения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 40. - С. 80-103.

7. Об изменениях в стандартах ЕСКД (на 1 января 1998) // Школа и производство. - 2000. - № 5. - С. 78-80.

8. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: сб. перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам / науч. ред. д. п. н., проф. А.В. Смирнов. - М.: Школа Будущего, 2003. - 164 с. - С. 124-126.

9. Перечни учебной техники и наглядных средств обучения для общеобразовательной школы: сб. перечней по образовательным областям и предметным дисциплинам. - 2-е изд., доп. - М.: РАО: МАРПУТ: Педагогика, 2011. - 418 с.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

© Петрова Н.Н.*

Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением математики, г. Магнитогорск

В статье рассматриваются особенности организации проектной деятельности младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приводятся примеры.

Ключевые слова: начальная школа, проектная деятельность младших школьников.

Одной из задач современной школы, при введении стандартов второго поколения, является создание необходимых и полноценных условий для

Учитель начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.