Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ'

ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
"ОБРАЗОВАНИЕ" / "АНТИЦИПАЦИЯ" / "ИННОВАЦИОННАЯ ПРОГРАММА" / "АНТИЦИПАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА" / "МЕТОД-ФОРСАЙТА" / FORESIGHT METHOD / EDUCATION / ANTICIPATION / INNOVATIVE PROGRAM / ANTICIPATORY PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Татьяна Семеновна, Жамалова Анастасия Руслановна

В статье рассмотрена проблема установления закономерностей в инновационном образовании, сопряженных с рисками и неопределенностью, обоснована необходимость выделения новой отрасли педагогики: антиципативной педагогики. На примере программы образовательной организации авторы описывают педагогический опыт реализации форсайт-проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Татьяна Семеновна, Жамалова Анастасия Руслановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

In the article viewed the problem of establishing of regularities in innovation education, connected with risks and uncertainty, substantiated the need of distinguish of new branch of pedagogy: anticipatory pedagogy. On the example of the program of educational organization, the authors describes a pedagogical experience of realization of foresight project.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»

3. Гуковская М.В. Формирование компетенции социального взаимодействия будущего социального педагога в условиях вуза. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2008. 221 с.

4. Хорват Д.А. Образовательная среда вуза как фактор формирования общекультурных компетенций студентов. Дисс. ... канд. пед. наук. М., 2015. 176 с.

ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - проректор Чеченского государственного педагогического университета.

GATAEV, ANZOR S-A. - vice-rector Chechen State Pedagogical University (anzor74@mail.ru).

УДК 37.01:51-77

АНИСИМОВА Т.С., ЖАМАЛОВА А.Р. ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Ключевые слова: «образование», «антиципация», «инновационная программа», «антиципативная педагогика», «метод-форсайта».

В статье рассмотрена проблема установления закономерностей в инновационном образовании, сопряженных с рисками и неопределенностью, обоснована необходимость выделения новой отрасли педагогики: антиципативной педагогики. На примере программы образовательной организации авторы описывают педагогический опыт реализации форсайт-проекта.

ANISIMOVA, T.S., ZHAMALOVA, A.R.

EDUCATION IN CONDITIONS OF UNCERTAINTY

Keywords: education, anticipation, innovative program, anticipatory pedagogy, foresight method.

In the article viewed the problem of establishing of regularities in innovation education, connected with risks and uncertainty, substantiated the need of distinguish of new branch of pedagogy: anticipatory pedagogy. On the example of the program of educational organization, the authors describes a pedagogical experience of realization of foresight project.

Развитие производительных сил в XXI веке требует адекватных и стремительных изменений в образовании. В первую очередь, сегодня необходимо осмысление новых целей образования и создание образовательных программ, которые решали бы задачи не только обучения, но и создавали условия для радостного детства, выбора детьми жизненной цели, формировали способности к ее достижению. Решение этих задач - проблема сложная. Любая инновация в образовании ведет к риску и неопределенности, которые усиливаются недостаточным прогнозным потенциалом развития общественных отношений в целом. В образовании Российской Федерации последнего десятилетия наблюдается рост коррупции и других негативных явлений. Принимаемые меры карательного характера не приводят к желаемым результатам. Модернизационные изменения, связанные с переходом к англоамериканской дидактической модели, основанной на конкуренции, рейтингах и тестах, введение различного рода стандартов не решают проблемы.

Исследования основных направлений деятельности педагогов показывают, что, в основном, они озадачены поиском новых технологий, видов оценивания и измерения, методов мотивации. Однако у учеников иные ценности, связанные с личными увлечениями и развлечениями, поиском смыслов, освоением интерактивного коммуникационного пространства. И все, что интересно ученику, чаще всего находится вне системы образования. Учителя не могут противостоять стремительно меняющимся ценностям, новые технологии неизбежны. Но система образования обязана управлять инновациями, чтобы предвидеть риски и сдерживать негативные явления. Для решения этой проблемы педагогическая наука и образовательная практика должны отказаться от патернов прошлой эпохи и не объяснять уже случившиеся факты, а предвидеть их.

В 2016 году появились исследования, авторы которых предлагают выделить новую отрасль педагогики «антиципативную педагогику», чтобы не отставать от технологического прогресса, а предвидеть риски инноваций и минимизировать их [1]. Антиципативная

педагогика - это предвидение изменений систем образования, изменений в едином образовательном процессе под влиянием будущего на настоящее в условиях стремительных изменений и неопределенности [1, с.36].

Одной из задач антиципативной педагогики является обеспечение связи между внедрением инноваций и изучением рисков, предвидением изменений в едином учебном процессе после реализации инноваций.

Кроме того, рассматривая особенности измерения антиципации и других конструктов в социальных системах, описывая антиципативную детерминанту смыслотехнологий диалогового типа, мы приходим к важному методологическому выводу о том, что антиципативная педагогика систематизирует доказательства прогнозных действий, ориентированных на выявление новых закономерностей, методов, обеспечивающих инновационное развитие педагогической системы в условиях неопределенности [3]. Чтобы решить эту задачу, необходимо отказаться от исторической инертности и уверенности в том, что все изменения в образовании проводятся с благими целями, которые непременно достигаются. Но исследования в образовании постоянно сталкиваются с противоречиями между целью и результатом, а иногда и подменой самой цели.

Антиципативная педагогика должна синтезировать закономерности социальных систем и существующие исследования различных наук по развитию системы. Мы исходим из того, что педагогическая система, как социальная, развивается в соответствии с закономерностями, присущими любой социальной системе. Н.В. Кузьмина считает, что если новая интегративная наука опирается на принципы фундаментальных наук, выделяет закономерности и зависимости, обеспечивающие прогноз последствий - это новая фундаментальная наука [2]. На основе системного анализа негативных фактов и явлений в образовании следует говорить о закономерностях, игнорирование которых приводит к результату, который не соответствует цели или вступает в противоречие с планируемым.

Нами выявлено наличие зависимости между конечным результатом оценивания в образовании и организационно-управленческой формой его достижения. В связи с переходом к рыночным формам регулирования, по логике закона «конкуренции» образовательные организации должны быть самостоятельными. Однако вертикаль власти оказывает сильное давление через отслеживание результата, рост нормативных и распорядительных документов, использование рейтинга, как инструмента для создания приоритета исполнения рекомендаций. В результате этого освоение инноваций подменяется отчетами, мониторингами и имитацией изменений [4].

В настоящее время нами выявлено и доказано ряд закономерностей, которые изложены и опубликованы. Поэтому, в статье мы только перечислим основные закономерности.

1. Если один из результатов становится доминирующим и от него зависит благополучие всех субъектов образовательного процесса, то он неизбежно подлежит искажению [5].

2. Существует зависимость между управлением через рейтинги и тесты и снижением качества результата [8].

3. Чем выше недоверие к учителю, тем ниже его ответственность [6].

4. Существует зависимость между игнорированием в образовании законов рынка и неизбежностью роста негативных явлений [4].

Выявленные закономерности создают базу для обсуждения целей наших инновационных изменений и определения конкретной роли каждого уровня системы.

На уровне образовательных организаций - это более высокая степень интеграции в общество.

На уровне преподавателя-переход от администрирования к поиску плана обучения для каждого обучающегося.

На уровне обучающегося-более активная позиция.

На уровне результатов обучения - акцент на продуктивные умения [1, с.7].

Знание и учет закономерностей, антиципативных решений в управлении образовательной организацией помогают минимизировать негативные явления в образовании.

Актуальность рассмотрения конструкта «антиципатия» трудно переоценить. Что видел в окне человек при рождении в давние времена? Он видел проезжающую телегу. А что видел в окне человек, когда он умирал? Он видел проезжающую телегу, т.е. из поколения в поколение жизнь не менялась. Практически не менялось и образование. Что мы видим сейчас? На наших глазах появляются новые информационные технологии, новые гаджеты, новые средства доставки информации и т.д. Об этом радикальном ускорении красноречиво свидетельствуют данные google: десять самых востребованных профессий в 2014 году еще не существовали в 2008 году. Отсюда вывод - мы должны сейчас готовить обучающихся для работ, которые еще не существуют, использовать технологии, которые еще не изобретены для решения проблем, которых тоже пока нет [1, с. 7].

В образовании всегда - а сейчас особенно - осознается необходимость предвидения, как необходимого звена в постановке целей, определении ценностных смыслов, мировоззренческих позиций. Это связано с отсроченным результатом и предвидением перспективы в развитии государственности и социума. Использование методов антиципатии в педагогических исследованиях, несомненно, обогатит педагогическую науку.

В настоящее время в педагогике идет поиск методов антиципатии, которые соответствовали бы исследованию содержания образования, обеспечивающего отсроченный результат. Научный метод позволяет овладеть истиной, получить новые знания или извлечь новую информацию.

В антиципативных исследованиях образования может успешно применяться метод форсайта (от латинского слова foresight - взгляд в будущее), который дает продуктивные результаты исследования в других отраслях знания. Метод позволяет выделить преимущество технологий, идей, проектов, построить гипотетические варианты будущего и актуализировать цели и принимаемые решения в настоящем. Форсайт исследует предлагаемые возможные варианты, условия их реализации, при которых возможно достижение цели [1, с.143].

В образовании реализации целей служат программы. Образовательная программа должна быть адекватна антиципативным целям и методам ее реализации. Проведенный нами анализ более 100 программ развития образовательных организаций Южного федерального округа позволил сделать вывод, что инновации в них пока только декларируются. Поэтому мы предприняли попытку создания программы на принципах форсайт метода. Особенностью этой программы является внимание к потребностям личности и общества, акцент на содержании, которое может быть востребовано в будущем, на формировании ценностей на гуманистической основе.

Название программы: «Образовательный форсайт»

Цель программы: освоение эффективной технологии «образовательный форсайт» в современной управленческой деятельности.

Применение опережающих прогнозных действий обеспечивает инновационное развитие педагогической системы. Благодаря этому в экспериментальной школе гимназии станицы Азовской Краснодарского края мы видим следующие результаты:

- на базе школы открыта экспериментальная лаборатория непрерывного образования, разработавшая комплексную программу педагогических исследований «педагогика разумного баланса»;

- гимназия является базовым учреждением по реализации федерального эксперимента по реструктуризации сети сельских школ;

- по заказу департамента образования и науки края лабораторией непрерывного образования гимназии разработана краевая экспозиция «Кубанское образование в федеральных экспериментах», удостоенная диплома на Всероссийском образовательном форуме в Сокольниках;

- инновационный проект «профильное обучение в малокомплектной сельской школе» удостоен губернаторского гранта и успешно реализован в разных регионах России;

- по заказу Северского районного управления образования был разработан удостоенный гранта губернатора проект «Муниципальная модель профильного обучения в сельской школе;

- на базе гимназии начала работу краевая экспериментальная площадка по реализации природосообразного обучения языку в начальной школе, разработанная и реализуемая совместно с НИИ школьных технологий (Москва, директор А.М. Кушнир);

- гимназия получила статус экспериментальной площадки федерального Института развития образования Министерства образования РФ.

С 2012 года организация работает как гуманитарная гимназия. Школа дважды становилась победителем конкурса «Лучшие школы России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 и 2008 гг. Таким образом, на основе антиципативных решений на базе гимназии интенсивно происходит разработка новейшей системы в образовании, сопряженная с мировой практикой. Данный процесс характеризуется изменениями в педагогическом мышлении и практике образовательного процесса. Наблюдается усовершенствование системы с новым содержанием, подходами, поведением и педагогическим менталитетом. Благодаря своевременным упреждающим мерам руководство гимназии формирует результативный инновационный потенциал и создает адекватную систему мотивации инновационной деятельности, учитывающей особенности воздействия как внутренних, так и внешних факторов среды.

Устойчивость деятельности коллектива обусловлена следующими результатами:

- стабильностью социального заказа родителей, учащихся, педагогической общественности города на специализированные формы и методы обучения одаренных и «проблемных» детей;

- созданием синергийного эффекта взаимодействия разных групп подростков и педагогов;

- уникальностью педагогического коллектива, сформированного в процессе инновационной работы, образовательной среды, а также психологической атмосферы, сложившейся в процессе работы;

- наличием апробированных, валидных, достоверных диагностических методик, программ мониторинговых исследований, что позволяет объективно отслеживать инновационные процессы, в случае необходимости их корректировать;

- воспроизводимостью, технологичной возможностью формализации опыта;

- полной поддержкой родителями всех направлений работы коллектива;

- возможностью трансляции опыта в иные условия и на другие категории детей, обеспеченной подготовкой пакета нормативных, учебно-методических, педагогических документов, позволяющих тиражировать материал.

- традициями коллектива (проведение мероприятий и программ по поддержанию дружеской обстановки в коллективе, стимулирование взаимопонимания);

- включением детей в совместную деятельность;

- действующим активом - организацией самоуправления.

Таким образом, даже в условиях рисков и неопределенности мы должны оценить и предвидеть и влияние наших инноваций с позиций изменений в обществе XXI века. Антиципативная педагогика может объединить исследования по изучению недостатков и обоснованию достоинств имеющихся программ в образовании. Мы исходим из того, что изменения в системе - это процесс постоянный, следовательно, и программы не могут быть косными. В XXI веке система образования нуждается в существенных инновационных изменениях, что неизбежно связано с рисками и необходимостью предвидения. Рыночные процессы требуют активизации антиципативного управления для успешности и обеспечения конкурентных преимуществ образовательных организаций.

Можно предположить, что ближайшие 20-30 лет станут периодом значительной реорганизации рынка образовательных услуг. Чтобы эти изменения носили позитивный и продуктивный характер, укрепляли нравственные ценности, необходимо дальнейшее развитие антиципативной педагогики, как отрасли науки, предвосхищающей, определяющей, конструирующей, моделирующей результаты изменений в образовании, необходимые обществу в будущем. Суммируя вышесказанное, приходим к выводу о том, что ориентация современного российского общества на стабилизацию, устойчивое прогрессивное развитие требует выработки долгосрочных проектов, направленных на объединение усилий общества по обеспечению его культурного, научного воспроизводства. Поэтому использование основных составляющих антиципации позволят наиболее качественно подойти к процессу управления, будут способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности руководителей и формированию у них общей способности к быстрому опознанию антиципативных признаков значимых событий и своевременному принятию упреждающих мер [7, с. 32].

Литература и источники

1. Анисимова Т.С., Маслак А.А., Лукьяненко М.А. Стратегия антиципативной педагогики и образовательной практики. Монография. М.: ИД Академии Естествознание, 2016. С.205.

2. Кузьмина Н.В. Предмет науки акмеологии и фундаментальная теория продуктивности и национальной системы образования в свете единого критерия ее качества // Акмеология. 2005. № 1. С.12-17.

3. Анисимова Т.С. Изменение латентных переменных в образовании. Монография. М., 2004.

4. Анисимова Т.С., Гладких В.В. Влияние экономического закона конкуренции на инновационное развитие образования и прогнозирование конкурентных рисков // Факторы и условия искоренения коррупции и других негативных явлений в образовании: психолого-педагогический аспект. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Славянск-на-Кубани: Филиал КубГУ в г. Славянск-на-Кубани, 2016. С.72-77.

5. Анисимова Т.С. Новая отрасль педагогики и анализ влияния объективных законов на ценностные основания и смыслообразующие конструкты в образовании // Право и практика. 2016. № 2. С. 222-226.

6. Анисимова Т.С., Асеева, Е.Н., Вареникова, Л.В. Восстановление доверия как ресурс преодоления негативных явлений в образовании// Известия Южного федерального университета. Педагог. науки. 2015. №3. С. 23-30.

7. Жамалова А.Р. Антиципация в управлении образовательными организациями Материалы III Всероссийской научно-практической конференции (25-26 октября 2016 года). Краснодар: Издательский Дом - Юг, 2016. С.32.

8. Вареникова Л.В. Анисимова Т.С. Влияние образовательных стандартов на управлении качеством образования // Концепт. Научно-методический электронный журнал. 2016. № 3. С.21-25.

9. Анисимова Т.С. Асеева Е.Н. Ошибки модернизации системы образования в контексте объективных законов// Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации. Мат-лы VIII Всероссийской научно-практ. конференции. Славянск-на-Кубани: Филиал ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани, 2015. С 9-12.

АНИСИМОВА ТАТЬЯНА СЕМЕНОВНА - доктор исторических наук, профессор филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

ЖАМАЛОВА АНАСТАСИЯ РУСЛАНОВНА - магистрант филиала Кубанского государственного университета в городе Славянске-на-Кубани.

ANISIMOVA, TATIANA S. - Doctor of History, Professor, Kuban State University, branch in the city of Slavyansk-on-Kuban (anisimova_ts@mail.ru).

ZHAMALOVA, ANASTASIA R. - graduate student, Kuban State University, branch in the city of Slavyansk-on-Kuban (zhamalova.anastasiya@mail.ru).

УДК 37.033

ЗИНЯТОВ А.Н., ПРОКОПЦЕВА Н.В. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: экологическое образование, экологическая ответственность, среда обитания, преступность в сфере охраны окружающей среды, устойчивый экологический менталитет.

В статье проанализированы роль и значение экологического воспитания личности, определена взаимосвязь экологического воспитания с совершением преступлений в сфере экологии, обращено внимание на слабое или полное отсутствие экологического воспитания в отдаленных деревнях и поселках. Для получения устойчивой положительной динамики в ходе реализации экологического воспитания аргументирована необходимость использования современных технологий образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.