Научная статья на тему 'Роль и значение анализа конкуренции в управлении современными промышленными предприятиями'

Роль и значение анализа конкуренции в управлении современными промышленными предприятиями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ / АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОВ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ / COMPETITION / ANALYZE OF COMPETITION / INDUSTRY / ANALYZE OF COMPETITORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалько В. А., Глущенко Т. Е., Ходаринова Н. В.

Научная статья посвящена исследованию значения анализа конкуренции в управлении промышленными предприятиями. Дифференцировано содержание анализа конкуренции и анализа конкурентов, охарактеризованы основные характеристики конкуренции как объекта анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SENSE OF ANALYZEZ OF COMPETITION IN INDUSTRIAL MANAGEMENT

The article is devoted to description of role of analyze of competition in industry’s management. The authors was differentiated analyze of competition and analyze of competitors and give the characteristic of competition as the object of analyze.

Текст научной работы на тему «Роль и значение анализа конкуренции в управлении современными промышленными предприятиями»

Проблемы экономики и менеджмента

В.А. Беспалько

к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации»

Т.Е. Глущенко

соискатель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Н.В. Ходаринова

соискатель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА КОНКУРЕНЦИИ В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию значения анализа конкуренции в управлении промышленными предприятиями. Дифференцировано содержание анализа конкуренции и анализа конкурентов, охарактеризованы основные характеристики конкуренции как объекта анализа.

Ключевые слова: конкуренция, анализ конкуренции, анализ конкурентов, промышленностью.

V.A. Bespalko, Krasnodarsky Cooperative Institute

T.E. Gluschenko, Kuban State University

N.V. Hodarinova, Kuban State University

THE ROLE AND SENSE OF ANALYZEZ OF COMPETITION IN INDUSTRIAL MANAGEMENT

Abstarct. The article is devoted to description of role of analyze of competition in industry’s management. The authors was differentiated analyze of competition and analyze of competitors and give the characteristic of competition as the object of analyze.

Keywords: competition, analyze of competition, analyze of competitors, industry.

Для принятия рациональных, обоснованных управленческих решений по поводу использования экономических объектов необходимы сведения о том, как существовал и развивался объект в периоды, предшествующие настоящему. Лишь получив достаточно полную и достоверную информацию о деятельности объекта в прошлом, о сложившихся тенденциях в его функционировании и развитии, можно вырабатывать уверенные бизнес-планы и программы развития объектов на будущие периоды [7, с. 481].

Современные подходы к организации стратегического рыночного управления свидетельствуют о необходимости формирования и использования стратегического видения, позволяющего повысить уровень обоснованности и скорости принятия управленческих решений. Стратегическое видение - это представление будущей стратегии или стратегий. Видение определяет направление и цели для промежуточных стратегий и стратегических действий [1, с. 40].

Одна из важнейших ролей системы стратегического рыночного управления на различных уровнях народнохозяйственной системы - ускорение принятия стратегических решений в условиях риска и неопределенности. Критическим этапом здесь обычно оказывается распознавание потребности в стратегической реакции. Роль стратегического рыночного управления не ограничивается выбором одного из нескольких вариантов решений, но предполагает их предварительную идентификацию (на что направлена

№ 1 (5) - 2012

17

Проблемы экономики и менеджмента

основная часть проводимого анализа) [1, с. 41].

Неопределенность - недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений, осуществления действий на всех уровнях экономической системы [2, с. 575].

Современное понимание системы уровней неопределенности в конкурентной бизнес-среде промышленных предприятий приведено Кортни Х., Керкленд Д., Вигери П. Они отмечают, что «даже самая неопределенная бизнес-среда содержит много полезной информации для выбора правильной бизнес-стратегии. Во-первых, почти всегда можно идентифицировать явные тенденции и на их основе прогнозировать спрос на будущие изделия или услуги. Во-вторых, всегда существуют такие факторы, о которых мы пока не знаем, однако они вполне познаваемы при условии грамотного анализа» [7, с. 13].

Одним из значимых факторов неопределенности внешней среды промышленного предприятия является конкуренция. По мнению Ю.С. Гудий, экономическая деятельность промышленных предприятий реализуется в условиях неоднозначности протекания реальных социально-экономических процессов, многообразия возможных состояний и ситуаций реализации решения, в котором в будущем может оказаться хозяйствующий субъект. Риск объективно составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежная характеристика условий хозяйствования. В момент принятия решения не всегда невозможно получить полные и точные знания об отдаленной во времени среде реализации решения, обо всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах. Объективно существует и неустранимая неопределенность, имеющая место при принятии решений, приводящая к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Следствием этого является неуверенность в достижимости поставленной цели, и в результате реализации выбранного решения намеченная цель в большей или меньшей степени не достигается.

Источников неопределенности несколько, но, прежде всего - это неполнота, недостаточность наших знаний об экономической сфере, окружающем мире. С подобного рода неопределенностью человек столкнулся очень давно, когда стал принимать осмысленные решения. Неосведомленность о законах природы мешала производственной деятельности, не позволяла эффективно вести хозяйство.

Другой источник неопределенности - это случайность, то, что в сходных условиях происходит неодинаково, что заранее нельзя предугадать. Спланировать каждый данный случай невозможно. Выход оборудования из строя и внезапное изменение спроса на продукцию, неожиданный срыв поставки сырья - все это проявление случайности.

Есть и третья причина неопределенности - противодействие, т.е. собственно конкуренция [4]. Одним из значимых принципов конкуренции, рассматриваемой в рамках поведенческого подхода как взаимодействие конкурентного поведения производителей (выраженное в масштабе и целях конкурентных стратегий) и потребителей (выраженное в объеме конкурентного платежеспособного спроса)[9, с. 12] является принцип неопределенности Гейзенберга, согласно экономической трактовке которого, зная направления и масштабы конкурентных стратегий производителей и размеры и особенности платежеспособного спроса потребителей промышленной продукции невоз-

18

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

можно с высоким уровнем достоверности спрогнозировать конкурентное распределение рынка и прибыль производителей на конкурентном рынке с последующей оценкой их конкурентоспособности.

Таким образом, стратегический анализ является основой выработки, реализации корректировки конкурентной стратегии промышленного предприятия в условиях конкуренции.

Анализ современных определений конкуренции указывает на необходимость комплексного подхода к исследованию и анализу конкуренции на основе синтеза трех существующих трактовок к определению ее содержания:

- поведенческая трактовка, рассматривающая конкуренцию как борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей;

- структурная трактовка конкуренции предусматривает анализ структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке (формы рынка) и способа выхода из него;

- функциональная трактовка конкуренции - конкуренция как процесс внедрения инноваций [3, с.7].

Значимым шагом в развитии содержательного значения конкуренции промышленных предприятий является концепция конкурентной среды Н.А. Овчаренко. которая рассматривала конкурентную среду как носитель процессов конкуренции и определяла ее как систему субъектов конкуренции и отношений между ними, имеющую в качестве объективной основе конкурентное поведение потребителей, выраженное в объеме конкурентного платежеспособного спроса и направленную на обеспечение результативности и эффективности конкурентных процессов [9].

Таким образом, современную конкуренцию в авторском понимании можно охарактеризовать как комплекс действий по реализации конкурентного замысла, который включает в себя методы добросовестной и недобросовестной конкуренции, направлен на состязательность за объекты конкуренции и включает в себя процессы поисковоконкурентной деятельности, инновационно-конкурентной деятельности, недобросовестной конкуренции и ограничивающих конкуренцию действий субъектов рыночной среды. Конкуренция выступает механизмом развития экономической системы и ее секторов за счет синхронизации конкурентного поведения покупателей и продавцов, что обеспечивает взаимовыгодное достижение их экономических целей.

Конкурентное поведение потребителей выражается в их деятельности, направленной на изучение всех возможных конкурентных предложений, их оценку на основании критериев потребительского выбора и выбор наиболее конкурентоспособной продукции, товаров, работ, услуг. При этом в качестве критериев конкурентоспособности может выступать соотношение «цена-качество», пороговые величины отдельных параметров качества и т.д. [9].

С точки зрения анализа конкуренция - это определенное состояние внешней среды предприятия, характеризующееся следующими особенностями:

- повышенным уровнем неопределенности конъюнктуры потребительского спроса, связанным с многочисленными нескоординированными и дифференцированными попытками модификации потребительского поведения со стороны промышленных предприятий-конкурентов, преследующих собственную выгоду и конкурирующих «против всех»;

№ 1 (5) - 2012

19

Проблемы экономики и менеджмента

- необходимостью понесения дополнительных издержек на укрепление собственной клиентской базы и ее расширение, в том числе за счет конкурентов, либо за счет изменения (роста) масштабов рынков важнейшей промышленной продукции;

- проявлениями добросовестной и недобросовестной конкуренции и необходимостью мониторинга, анализа и оценки содержания и динамики конкурентных процессов в этом аналитическом срезе;

- протеканием процессов конкуренции в разновидности внешней среды предприятия - конкурентной среде, состав и взаимодействие факторов в архитектуре которой во многом определяют интенсивность, направленность и последствия конкурентной борьбы промышленных предприятий;

- многоуровневостью субъектов конкурентной борьбы: на микроуровне - это промышленные предприятия, на мезоуровне - стратегические группы промышленных предприятий; на макроуровне - отрасли промышленного производства, промышленные кластеры и сектор промышленности в целом. При этом для целей стратегического отраслевого управления в промышленности применяется термин «отрасль промышленности» как «объективно обособившаяся ее часть, объединяющая предприятия, производящие однородную, специфическую продукцию, имеющую однотипные технологии и широкий, но все-таки ограниченный круг потребителей», в то время как для целей статистического мониторинга, а значит, анализа, используется понятие «вид экономической деятельности» - «сочетание действий, приводящих к получению определенного перечня продукции. Это достигается тогда, когда объединяются ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье и материалы) и производственный процесс для создания конкретных товаров и услуг» [2, с. 675].

Нами охарактеризованы следующие особенности конкуренции как явления, требующего анализа и оценки в целях учета при разработке, реализации и корректировке конкурентной стратегии промышленных предприятий, стратегических групп, отраслей, промышленных комплексов:

- отсутствие дифференциации понятий «анализ конкуренции» и анализ «конкурентов», подмена содержательного значения анализа конкурентов функцией мониторинга конкурентов;

- применение преимущественно эвристических (описательных) методов исследования конкуренции;

- отсутствие апробированных количественных аналитических показателей, пригодных для создания корпоративных и отраслевых аналитических моделей конкуренции;

- широкое распространение в теории и практике исследования конкуренции показателей ретроспективной оценки конкуренции и конкурентоспособности, отсутствие в научной печати аналитических схем формирования показателей состояния конкуренции;

- недостаточный уровень разработки и использования показателей анализа конкуренции для прогноза конкурентной конъюнктуры.

При этом анализ конкуренции и анализ конкурентов не исключают, а взаимодополняют друг друга, позволяя создать адекватную реальности аналитическую модель конкурентной стратегии предприятия, учитывающую дифференцированный характер конкуренции в различных сегментах рынков сбыта продукции и обеспечивающую необходимый уровень обоснованности и точности при прогнозировании объемов продаж

20

№ 1(5) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

и прибыли промышленных предприятий.

Таким образом, существующие подходы к определению значения и роли анализа конкуренции в разработке и реализации конкурентной стратегии промышленных предприятий отталкиваются преимущественно от показателей мониторинга конкурентов, в то время как анализ конкуренции представляет собой самостоятельное направление научных и практических исследований, связанное с выделением структурных элементов системы конкурентных отношений, взаимосвязей между ними и оценке их тесноты.

Анализ конкуренции является важным направлением внешнего анализа, осуществляемого на этапе стратегического анализа, который в свою очередь, является базой для дальнейших действий по разработке и апробации конкурентной стратегии на корпоративном и отраслевом уровне.

Результаты анализа конкуренции призваны существенно уточнить результаты анализа конкурентов и анализа рынков работы предприятия за счет понимания взаимосвязей между конкурентными преимуществами субъектов конкурентной среды, предпринимаемой ими конкурентной активностью и конечными результатами работы промышленных предприятий на рынках со свободной и ограниченной конкуренцией с последующей оценкой их конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. СПб., 2011.

2. Большой экономический словарь /под ред. А.Н. Азрилияна. М., 2004.

3. Воронов А. А., Дегтярев А.Н. Предприятия и банки: конкурентоспособная интеграция. Краснодар, 2002.

4. Гудий Ю.С. Понятие неопределенности и риска. URL:

http://nbene.narod.ru/econom/feconom19.htm

5. Данилина В.Н. Стратегии конкурентной борьбы на мировом рынке. М., 2003

6. Кортни Х., Керкленд Дж., Вигери П. Стратегия у условиях неопределенности // Управление в условиях неопределенности. М., 2006.

7. Курс экономики /под ред. Б. А. Райзберга. М., 2006. С. 481.

8. Максимова М.И. Пути повышения эффективности мониторинга конкурентов в маркетинговой деятельности торговых центров. Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. Краснодар, 2012.

9. Овчаренко Н.А. Формирование и развитие конкурентной среды в промышленности: теоретические и методологические аспекты. Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2011.

10. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М,, 2005.

11. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М., 2007.

12. Султанова Д.Ш. Теория и методология активизации инновационной деятельности в нефтеперерабатывающей отрасли на основе развития конкурентной среды: ав-тореф. дисс. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008.

List of references:

1. Aaker D. Strategic market management. SPb., 2011.

2. Big economical dictionary /under the editorship of A.N. Azrilijan. M., 2004.

3. Voronov A.A., Degtjarev A.N. Enterprises and banks: competition integration. Krasnodar, 2002.

№ 1 (5) - 2012

21

Проблемы экономики и менеджмента

4. Gudij J.S. The determine of uncertainty and risk. URL: http://nbene.narod.ru/econom/feconom19.htm

5. Danilina V.N. Strategies of competition on world’s market. M., 2003.

6. Kortny X., Kerkland G., Vigery P. Strategy in uncertainty // Management in uncertainty. M., 2006.

7. Course of economy / under the editorship of B.A. Rajzberg. M., 2006.

8. Maksimova M.I. The ways of increasing of efficiency for competitor’s monitoring in market activity of trade centers. Author's abstract of dissertation ... candidate of science in economic. Krasnodar, 2012.

9. Ovcharenko N.A. Formation and increasing competition environment in industry: the theory and methodology. Author's abstract of dissertation ... doctor of science in economic. SPb., 2012.

10. Porter M. Competition’s strategy: The methodic of analyze of industrial sectors. M., 2005.

11. Rajzberg B.A., Lozovsky L.Sh., Starodubcheva E.B. Actual economical dictionary. M., 2007.

12. Sultanova D.Sh. The Theory and methodology of activization of innovation function in oilprocessing industry on base of increasing of competition’s environment. Author's abstract of dissertation ... doctor of science in economic. SPb., 2008.

Л.Н. Гажева

к.э.н., ГОУ ВПО « Адыгейский Государственный университет» (аул Кошехабль)

А. С. Коцуба

Черноморо-Азовское управление ФСБ России, г. Новороссийск

СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Аннотация. В статье рассмотрена система измерений количественной и качественной оценки устойчивого развития региона.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, индексы и индикаторы оценки, рейтинг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

L.N. Gazheva, Adigian State University, v. Koshekhabl

A.S. Kotsuba, The chernomoro-Azov management of FSB of Russia, Novorossiysk

MEASURES FOR THE QUANTITATIVE AND QUALITY STANDARD OF THE STEADY REGION DEVELOPMENTS

Abstract. In the article measures quantitative and quality standard of a sustainable development of region are considered.

Keywords: region, a sustainable development, indexes and estimation indicators, rating.

Регион служит составным элементом экономической системы и является одним из ключевых объектов организационно-экономических и политико-правовых отношений, направленных на организацию региональной экономики, формирование благоприятных условий жизни и удовлетворение потребностей населения с учетом специфики его развития [1].

Система измерений (индексов и индикаторов) для количественной и качественной оценки устойчивого развития региона представлена в таблице 1.

Основные индикаторы характеризуют ключевые параметры развития регио-

22

№ 1(5) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.