Научная статья на тему 'Особенности транзакционного подхода в анализе межбанковской конкуренции'

Особенности транзакционного подхода в анализе межбанковской конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
341
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖБАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ТРАНЗАКЦИОННЫЙ ПОДХОД / TRANSACTION'S APPROACH / МЕХАНИЗМ МЕЖБАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / КЛАССИФИКАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ СИТУАЦИЙ МЕЖБАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ / BANKING COMPETITION / MECHANISM OF BANKING COMPETITION / CLASSIFICATION OF COMPETITION SITUATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цаплев Д.Н.

Научная статья посвящена исследованию возможностей применения транзакционного подхода к исследованию масштабов и интенсивности межбанковской конкуренции. Предложена авторская трактовка механизма межбанковской конкуренции и классификации конкурентных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF TRANSACTION APPROACH IN ANALYZE OF BANKING COMPETITION

The article is devoted to study of features of transaction’s approach to research of scale and intensity of banking competition. There are the author’s definition of mechanism of banking competition ad classification of competition situation.

Текст научной работы на тему «Особенности транзакционного подхода в анализе межбанковской конкуренции»

Проблемы экономики и менеджмента

Структурирование сделок по проектному финансированию доказывает, что даже в кризисных условиях при тесном взаимодействии банка и заемщика и обдуманном подходе участников проектного финансирования возможно структурирование проектного финансирования таким образом, что обе стороны сделки находят эффективное решение, минимизируя риски.

Список литературы:

1. Пилякина В.С. «Банковское проектное финансирование: сущность и система» // Финансы и кредит. 2009. №30 (366). С. 65

2. Щеглов С.В. «Применение вексельных операций в процессе финансирования инвестиционного проекта» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 10. С. 130-135

List of references:

1. Pilyakiva V.S. Banking project finance: nature and system // Finance and credit. 2009. 30 (366). P.65

2. Tcheglov S.V. Application of promissory notes schemes in the process of investment project financing // Actual problems of humanitarian and natural science. 2010. 10. Page 130-135.

Д.Н. Цаплев

соискатель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

ОСОБЕННОСТИ ТРАНЗАКЦИОННОГО ПОДХОДА В АНАЛИЗЕ МЕЖБАНКОВСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию возможностей применения транзакционного подхода к исследованию масштабов и интенсивности межбанковской конкуренции. Предложена авторская трактовка механизма межбанковской конкуренции и классификации конкурентных ситуаций.

Ключевые слова: межбанковская конкуренция, транзакционный подход, механизм межбанковской конкуренции, классификация конкурентных ситуаций межбанковской конкуренции.

D.N. Caplev, Kuban State University

THE FEATURES OF TRANSACTION APPROACH IN ANALYZE OF BANKING COMPETITION

Abstract. The article is devoted to study of features of transaction’s approach to research of scale and intensity of banking competition. There are the author’s definition of mechanism of banking competition ad classification of competition situation.

Keywords: banking competition, transaction’s approach, mechanism of banking competition, classification of competition situation.

Транзакционный подход, известный также под названием контрактного подхода, исторически был первым, не только поставившим вопрос о том, почему существуют фирмы, но и давшим такой ответ на него, который определил отправной пункт целого нового направления в экономической теории, существенно изменившего ее облик и

80

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

предпосылки. Речь идет о знаменитой статье Р. Коуза «Природа фирмы» [2]. Суть ответа заключалась в том, что фирмы в силу своего особого контрактного устройства обеспечивают экономию транзакционных издержек при координации использования ресурсов по сравнению с координацией, обеспечиваемой действием механизма цен, т.е. рынком.

Будучи существенно продвинутым в 1970-х - 1980-х гг. целым рядом исследователей [Alchian, Demsetz, 1972; Cheung, 1983; Demsetz, 1988], и в первую очередь О. Уильямсоном [Williamson, 1975], который ввел понятие оппортунистического поведения и создал тем самым предпосылки для применения к изучению фирм агентской модели.

В рамках транзакционного подхода понятие «коммерческий банк» - это просто краткое описание способа организовать деятельность в рамках контрактной структуры, отличающейся от обычных рынков продукции». Квинтэссенцией такого отношения к банку как объекту исследования можно считать ставшее широко употребляемым выражение «фирма как совокупность контрактов» (firm as a nexus of contracts), введенное М. Дженсеном и У. Меклингом для характеристики корпорации [Jensen, Meckling, 1976].

Адаптация транзакционного подхода под нужды мониторинга и развития конкурентных процессов была проведена Н.А. Овчаренко, представившей расширенную концепцию поведенческого подхода к проблемам конкуренции. Она отмечает, что несмотря на декларирование принципа конкуренции в организации хозяйственных связей в рыночной модели хозяйствования не все транзакции, осуществляемые на рынке между предприятиями и их потребителями носят конкурентный характер. Существующие исследователи проблем конкуренции делают значимую методологическую ошибку, рассматривая в качестве объема рынка все транзакции, имеющие место на рынке, в то время как необходимо четко дифференцировать конкурентный и неконкурентный сектора рынка, оценивать их размеры и особенности функционирования. В этом случае повышается объективность управленческой оценки благоприятности конкурентной среды, емкости и основных особенностей рынков сбыта, повышается качество прогнозирования результативности и эффективности конкурентных стратегий предприятий. [1, с. 64]

Отметим также, что существование неконкурентного сектора в работе предприятий является объективной реальностью и может стать следствием роста их конкурентоспособности. Покупатели достаточно часто становятся лояльными под воздействием таких управленческих воздействий, как программы лояльности, личные знакомства топ-менеджеров, опыт сотрудничества и других, абсолютно не рыночных факторов. При этом неконкурентный сектор, обеспечивающий безубыточность предприятия, может считаться для предприятия благом, поскольку позволяет организовать поисковую и инновационноконкурентную деятельность даже при наличии вероятности полной потери ресурсов, в них вложенных. В неуправляемой конкурентной среде даже самое добросовестное и конкурентоспособное предприятие может быть вытеснено с рынка и ликвидировано вследствие, например, циклических колебаний экономики или антиконкурентных действий контактных аудиторий. Задачей же стратегического управления конкурентными процессами в экономике страны является создание и администрирование такой конкурентной среды, которая,

№ 4 (8) - 2012

81

Проблемы экономики и менеджмента

с одной стороны, обеспечивала бы естественный селективный отбор, обеспечивая постоянную конкурентную активность предприятий, а с другой - поддерживала предпринимательскую инициативу, позволяла предприятиям устойчиво развиваться, принося тем самым экономический эффект народнохозяйственной системе страны [1, с. 65].

Следует признать, что такой научный синтез поведенческого и транзакционного подхода к проблемам исследования конкуренции позволяет перейти от эфемерного соперничества коммерческих банков, имеющего место в большинстве современных определений межбанковской конкуренции, к вполне реальному рассмотрению масштабов и интенсивности конкуренции на основе рассмотрения не только коммерческого банка, но и потребителей банковских услуг как совокупности осуществленных за определенный период времени банковских транзакций, дифференцировав их по уровню конкурентности и определив реальные масштабы и значимость конкуренции в деятельности коммерческих банков.

На основе проведенного анализа стало возможным предложить авторское определение межбанковской конкуренции, позволяющее адаптировать транзакционный подход к деятельности коммерческих банков и расширить научную методологию исследования сущности и проявлений конкуренции в банковской сфере страны. Под межбанковской конкуренцией мы предлагаем понимать дуалистический процесс соперничества коммерческих банков за ограниченный объем платежеспособного спроса на финансовом рынке, представляющий собой комплекс транзакций клиентов, осуществляемых посредством традиционных и инновационных банковских инструментов, который возможен на основе реализации клиентами позитивистского типа экономического поведения. Применение позитивистского типа поведения означает реализацию рационального процесса принятия потребительского решения о выборе коммерческого банка в качестве посредника для реализации транзакции, суть которого состоит в формировании клиентом достаточно большого числа конкурентных альтернатив (банковских продуктов и коммерческих банков, их предлагающих) и последующем логически обоснованным выбором конкретного банковского продукта и коммерческого банка -поставщика на основе ранжирования критериев конкурентоспособности.

Термин «дуалистический» означает, что для реализации принципа конкуренции при осуществлении банковских транзакций необходимо пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру [3]. Такими принципами в межбанковской конкуренции является конкурентное поведение коммерческих банков и конкурентное поведение их клиентов. Конкурентное поведение коммерческих банков может быть рассмотрено в двух аспектах:

- соперничество за клиента путем предоставления ему традиционных банковских услуг и продуктов;

- соперничество за клиента путем разработки и предоставления инновационных банковских услуг и продуктов.

При этом объективной основой процессов конкуренции между коммерческими банками является наличие рационально настроенных клиентов, осуществляющих обос-

82

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

нованный выбор между услугами и конкретными банками на основе логического сравнения конкурентных предложений и выбора наиболее конкурентоспособного из них. Пассивность поведения потребителей на рынке банковских услуг, случайный или наоборот, чрезмерно устойчивый характер выбора ими конкретных банковских продуктов или банков являются реальными препятствиями к активизации конкурентных процессов и повышению роли конкуренции как резерва интенсивного развития национальной банковской системы. Именно поэтому развитие конкурентной культуры потребительского поведения на рынке банковских услуг должно стать основой повышения роли межбанковской конкуренции в эволюции национальной банковской системы.

Соперничество за ограниченный объем платежеспособного спроса означает, что если клиент воспользовался услугами конкретного коммерческого банка при совершении транзакции, то он не будет ее дублировать посредством других коммерческих банков, т.е. получение прибыли за конкретную транзакцию одним коммерческим банком приводит к невозможности ее получения остальными банками-конкурентами. Такое определение является основой для понимания содержательного значения механизмов конкурентного развития и конкурентного отбора, в сумме составляющих механизм межбанковской конкуренции.

Авторское определение позволяет расширить современные научные представления в части природы межбанковской конкуренции, использовать основные положения транзакционного подхода для разработки и применения количественных методов оценки ее масштабов и динамики, заложить базу для разработки конкретных мероприятий тактического и стратегического уровня по повышению значимости межбанковской конкуренции в развитии банковского сектора России.

Содержательная трактовка механизма межбанковской конкуренции, основанная на использовании транзакционного подхода, приведена на рис. 1.

Из приведенного рисунка видно, что конкурентная среда деятельности коммерческих банков находится под непрерывным воздействием комплекса изменений, включающих в себя изменения внешней и внутренней среды коммерческих банков, а также изменения модели поведения потребителей банковских услуг и продуктов.

Внутри конкурентной среды, основными субъектами которой являются коммерческие банки, небанковские кредитные организации и финансовые институты (предоставляющие взаимозаменяемые продукты и услуги) непрерывно идут процессы формирования рыночного предложения, включающие разработку и введение на рынок банковских и финансовых услуг и продуктов традиционного и инновационного типа. Непосредственно взаимодействуя с целевыми группами потребителей банковских и финансовых услуг и продуктов, коммерческие банки используют логику конкурентного поведения потребителей, которая сводится к особенностям потребительского выбора конкретной банковской услуги (продукта) и банка, ее предоставляющего. В условиях отсутствия конкурентной активности потребителей возможно два типа конкурентного поведения:

№ 4 (8) - 2012

83

Проблемы экономики и менеджмента

Рисунок 1 - Содержание механизма межбанковской конкуренции

(разработано автором)

84

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

нансовая организация, финансовая организация) удовлетворен качеством оказываемых банковских услуг и предоставляемых продуктов и осуществляет повторные лояльные транзакции с помощью одного и того же коммерческого банка. В этом случае межбанковская конкуренция как явление отсутствует, а коммерческим банкам-конкурентам необходимо применение специальных инструментов непосредственно конкурентной борьбы, направленных либо на снижение уровня лояльности клиентской базы банка-конкурента, либо на их прямое переманивание;

- когнитивное поведение, когда конкретный потребитель не видит необходимости конкурентного выбора банковских услуг и продуктов и осуществляет случайные транзакции в ближайшем коммерческом банке (примером могут служить операционные кассы коммерческих банков, расположенные в местах, характеризующихся значительным потоком не повторяющихся потребителей - например, многофункциональные центры регистрации сделок недвижимости, центры регистрации транспортных средств и т. д.).

Именно конкурентная активность потребителей, выраженная в рациональном выборе конкретной банковской услуги (продукта) и коммерческого банка- поставщика является исходным моментом начала межбанковской конкуренции. Отсутствие конкурентной культуры выбора коммерческих банков, высокий уровень доверия к кредитным организациям с государственным участием, традиционные банковские бренды (например, АКБ «Сбербанк России»), с одной стороны, стабилизируют рынок, препятствуя разрушительной и хищнической конкуренции, а с другой - реально препятствуют даже продуктивной конкуренции, снижая стимулы банков к разработке и внедрению инноваций и не позволяя запустить механизмы конкурентного развития и конкурентного отбора, в совокупности составляющие суть механизма конкуренции.

Действие механизма конкурентного отбора проявляется в игнорировании рационально настроенными потребителями неконкурентоспособных банковских услуги продуктов, которое приводит к снижению результатов деятельности неконкурентоспособных банков и сокращению их ресурсной базы. Для коммерческого банка, преимущественно использующего заемные средства как основу собственных активных операций, такая конъюнктура означает перспективу убыточной деятельности, потери платежеспособности и ликвидации (либо санации).

Действие механизма конкурентного развития проявляется в перераспределении спроса на банковские услуги и продукты в пользу конкурентоспособных коммерческих банков. В этом случае за счет подобной динамики конкурентоспособный коммерческий банк получает дополнительные стимулы к развитию за счет роста результатов деятельности и ресурсной базы, роста рентабельности банковских транзакций и последующего ускоренного развития традиционного и инновационного конкурентных типов за счет высвобождения ресурсной базы неконкурентоспособных кредитных организаций.

Авторское видение механизма межбанковской конкуренции позволяет более точно, чем до сих пор, охарактеризовать его действие, выраженное в совместной реализации механизмов конкурентного развития и конкурентного отбора в деятельности

№ 4 (8) - 2012

85

Проблемы экономики и менеджмента

коммерческих банков, определить необходимые исходные элементы его функционирования и обеспечить таргетированное воздействие на них с целью реальной активизации процессов межбанковской конкуренции и связанных с этим положительных экономических последствий.

Актуальной исследовательской задачей является развитие классификационного подхода в части ситуаций межбанковской конкуренции, позволяющего с высокой долей надежности определять особенности конкретной конкурентной ситуации и формировать предложения по участию в ней, либо отказу коммерческого банка от конкурентной борьбы. уже известные в этой области классификационные подходы и критерии классификации конкурентных ситуаций, предложенные автором, приведены в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация банковских транзакций по видам конкуренции

Классификационный признак Виды межбанковской конкуренции Описание

i 2 3

По степени однородности субъектов межбанковской конкуренции Отраслевая Между коммерческими банками

Межотраслевая Между коммерческими банками, небанковскими кредитными учреждениями и финансовыми институтами

По количеству участников, конкурирующих в ходе конкретной транзакции Единичная Между отдельными коммерческими банками

Групповая Между объединениями (постоянными и временными) коммерческих банков

По характеру применяемых инструментов конкуренции Ценовая Установление минимальных тарифов на банковские услуги и продукты

Неценовая Формирование уникальной и большей, чем у конкурентов ценности банковских услуг и продуктов

По признаку структуры рынка Совершенная Бесконечное множество равноценных продавцов и покупателей; однородность и делимость услуг; отсутствие барьеров для входа или выхода с рынка; равный и полный доступ всех участников к информации (цены товаров)

Несовершенная Монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия

По виду регулирования конкурентных транзакций на банковском рынке Государственное регулирование Федеральная антимонопольная служба, Центральный Банк России

Негосударственное регулирование Коммерческие банки и их саморегулируемые объединения

По степени добросовестности предпринимаемых действий Добросовестная конкуренция Мероприятия по росту собственной конкурентоспособности коммерческих банков - участников конкурентной борьбы

Недобросовестная конкуренция Мероприятия по снижению эффективности конкурентных действий других банков-конкурентов и потребителей

По степени традиционности применяемых инструментов конкурентной борьбы Конкуренция традиционными услугами и продуктами Использование традиционного набора депозитных и кредитных банковских продуктов, инструментов расчетно-кассового обслуживания, валютных операций, межбанковских операций

Конкуренция инновационными услугами и продуктами Инфотехнологические, продуктовые и организационные банковские инновации

86

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

По признаку состава целевых групп клиентов Конкуренция на рынке физических лиц Привлечение денежных средств физических лиц во вклады, открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов, инкассация и кассовое обслуживание, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады драгоценных металлов, выдача банковских гарантий, осуществление переводов, прочие операции

Конкуренция на рынке нефинансовых организаций Привлечение денежных средств юридических лиц во вклады, открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов, инкассация и кассовое обслуживание, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады драгоценных металлов, выдача банковских гарантий, осуществление переводов, кредитование, аренда сейфов, лизинг, прочие операции

Конкуренция на рынке финансовых организаций Межбанковское кредитование, выдача гарантий и поручительств, консультационные и информационные услуги, прочие операции

По признаку наличия конкурентной стратегии коммерческого банка Активная конкурентная стратегия Комплекс мероприятий по привлечению рациональных потребителей банковских услуг и продуктов, переманиванию клиентов других коммерческих банков, программы лояльности в отношении собственной клиентской базы

Пассивная конкурентная стратегия Разрозненные мероприятия в отношении основных целевых групп потребителей, демонстрирующих конкурентное поведение

Отсутствие конкурентной стратегии Отсутствие разработки и реализации специальных мероприятий конкурентного характера

По отношению к коммерческому банку -субъекту межбанковской конкуренции Конкуренция между отдельными подразделениями коммерческого банка Конкуренция между отдельными отделами и службами коммерческого банка, предлагающими схожие банковские услуги и продукты (например, лизинг и проектное финансирование)

Конкуренция между подразделениями коммерческих банков и их объединений Конкуренция между коммерческими банками как равноправными субъектами межбанковской конкуренции

По направленности конкурентных действий коммерческих банков Привлечение рациональных клиентов, осуществляющих Формирование и предложение на рынок конкурентоспособных банковских услуг и продуктов

Снижение лояльности клиентской базы банков-конкурентов Мероприятия по предоставлению клиентам других банков преференций и льготных условий с целью смены ими банка-поставщика

Повышение лояльности собственной клиентской базы Мероприятия по удержанию лояльных клиентов

По региональному признаку конкурентных транзакций Локальные Конкуренция между локальными коммерческими банками на локальном рынке

Региональные Конкуренция между локальными и региональными коммерческими банками на локальных и региональном рынке

Национальные Конкуренция между национальными, региональными и локальными банками на локальных, региональных и национальном рынке

Глобальные Конкуренция между отечественными и иностранными банками на национальном и глобальных рынках

№ 4 (8) - 2012

87

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблемы экономики и менеджмента

К числу традиционных классификационных признаков, известных в теории банковской конкуренции и применяющихся в практике банковского менеджмента относятся:

- признак однородности субъектов межбанковской конкуренции;

- признак количества коммерческих банков, конкурирующих в конкретной транзакции;

- признак характера применяемых инструментов межбанковской конкуренции (ценовая, неценовая);

- признак структуры конкурентного банковского рынка (совершенная и несовершенная конкуренция и ее разновидности);

- признак вида регулирования межбанковской конкуренции;

- признак добросовестности конкурентных действий коммерческих банков;

- признак традиционности применяемых инструментов межбанковской конкуренции;

- признак состава целевых групп клиентов, чей ограниченный платежеспособный спрос на банковские услуги является предметом межбанковской конкуренции.

Мы предлагаем расширить этот список за счет включения в него следующих классификационных признаков:

- признак наличия конкурентной стратегии (позволяет содержательно охарактеризовать предпринимаемые действия коммерческих банков-конкурентов и выстроить ассиметричную конкурентную стратегию);

- признак выделения внутренней и внешней конкуренции, позволяющий охарактеризовать конкурентные усилия отдельных структурных подразделений одного и того же коммерческого банка, могущих участвовать в конкурентной борьбе за конкретного клиента в виде отдельных субъектов межбанковской конкуренции;

- признак направленности конкурентных действий (позволяет идентифицировать цели отдельных мероприятий конкурентной стратегии и спрогнозировать их результативность и экономическую эффективность);

- признак регионального характера банковских транзакций (позволяет достоверно идентифицировать масштаб межбанковской конкуренции на конкретном рынке, определить состав ее участников, их конкурентные преимущества и спрогнозировать развитие конкурентной ситуации).

Предлагаемые нами классификационные признаки позволяют усовершенствовать действующий методический подход к классификации конкурентных ситуаций, обеспечивают реализацию управленческого подхода к реализации мероприятий межбанковской конкуренции, призваны способствовать более точной и содержательной классификации конкурентной конъюнктуры и конкурентных транзакций, что в свою очередь направлено на повышение объективности оценки потребности в конкурентной стратегии коммерческого банка и исследованию ее результативности и экономической эффективности.

Подводя итог сказанному, сформулируем следующие выводы:

88

№ 4 (8) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

- под межбанковской конкуренцией предлагается понимать дуалистический процесс соперничества коммерческих банков за ограниченный объем платежеспособного спроса на финансовом рынке, представляющий собой комплекс транзакций клиентов, осуществляемых посредством традиционных и инновационных банковских инструментов, который возможен на основе реализации клиентами позитивистского типа экономического поведения. Применение позитивистского типа поведения означает реализацию рационального процесса принятия потребительского решения о выборе коммерческого банка в качестве посредника для реализации транзакции, суть которого состоит в формировании клиентом достаточно большого числа конкурентных альтернатив (банковских продуктов и коммерческих банков, их предлагающих) и последующем логически обоснованным выбором конкретного банковского продукта и коммерческого банка - поставщика на основе ранжирования критериев конкурентоспособности;

- действие механизма межбанковской конкуренции заключается в интегральном действии механизмов конкурентного развития и конкурентного отбора. Действие механизма конкурентного отбора проявляется в игнорировании рационально настроенными потребителями неконкурентоспособных банковских услуги продуктов, которое приводит к снижению результатов деятельности неконкурентоспособных банков и сокращению их ресурсной базы. Действие механизма конкурентного развития проявляется в перераспределении спроса на банковские услуги и продукты в пользу конкурентоспособных коммерческих банков. В этом случае за счет подобной динамики конкурентоспособный коммерческий банк получает дополнительные стимулы к развитию за счет роста результатов деятельности и ресурсной базы, роста рентабельности банковских транзакций и последующего ускоренного развития традиционного и инновационного конкурентных типов за счет высвобождения ресурсной базы неконкурентоспособных кредитных организаций;

- предлагаемые нами классификационные признаки (признак наличия конкурентной стратегии, признак выделения внутренней и внешней конкуренции, признак направленности конкурентных действий, признак регионального характера банковских транзакций) позволяют усовершенствовать действующий методический подход к классификации конкурентных ситуаций, обеспечивают реализацию управленческого подхода к реализации мероприятий межбанковской конкуренции, призваны способствовать более точной и содержательной классификации конкурентной конъюнктуры и конкурентных транзакций, что в свою очередь направлено на повышение объективности оценки потребности в конкурентной стратегии коммерческого банка и исследованию ее результативности и экономической эффективности.

Список литературы:

1. Овчаренко Н. А. Методология создания и развития конкурентной среды в промышленности. Краснодар, 2011.

2. Economicus.ru - Галерея экономистов. Роналд Гарри Коуз. URL: http://economicus.ru/cgiise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/coase/works/coase_w

№ 4 (8) - 2012

89

Проблемы экономики и менеджмента

1.txt&img=works_small.gif&name=coase

3. Дуализм. URL: кйр://т^йре^а.о^^й/Дуалгом

List of references:

1. Ovcharenko N.A. Methodology of made and increasing of competition’s environment in industry. Krasnodar, 2011.

2. Economicus.ru - Gallery of economists. Ronald Harry Coase. URL:

http://economicus.ru/cgiise/gallery/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/coase/works/coase_w1.txt&img=works_ small.gif&name=coase

3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Dualizm

90

№ 4 (8) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.