Научная статья на тему 'Основные подходы к разработке стратегии развития промышленного предприятия'

Основные подходы к разработке стратегии развития промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / STRATEGY / COMPETITION / MANAGEMENT / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова О. П.

Исследованы возможности применения предложенного метода на базе систематизации подходов к стратегическому развитию промышленного предприятия с учетом современных процессов глобализации, неопределенности и жесткой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BASIC APPROACHES TO STRATEGY DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE

The possibility of using the proposed method based on systematic approaches to the strategic development of the industrial enterprises with the contemporary processes of globalization, uncertainty and fierce competition.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к разработке стратегии развития промышленного предприятия»

Таблица 1

Объемы пассажиро- и грузоперевозок осуществленные авиаперевозчиками представленными в Ставропольском крае

№ п/п Наименование аэропорта Грузоперевозки (человек) Пассажироперевозки (тонн)

2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011

1. Международный аэропорт Минеральные Воды 864608 706896 609760 888100 7272 7352 6760 8976

2. Международный аэропорт Ставрополь 108076 88362 76220 110151 909 919 845 1122

Итого: 972684 795258 685980 998251 8181 8271 7605 10098

Таблица 2

Показатели совокупного социально-экономического эффекта от реализации КЦП «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы»

№ п/п Наименование показателя Единица изме- рения Годы

2009 (базовый) 2010 2011 2012 2013 2014 2015

1. Коэффициент грузооборота - 0,95 0,86 0,86 0,86 0,86 0,86

2. Грузооборот тыс. т.км. 1380000,00 1130082,00 974130,70 974130,70 839700,60 723821,90 623934,50

3. Экономическая эффективность грузооборота тыс. т.км. - - 128478,00 347357,30 561076,30 775009,80 994803,70

4. Себестоимость перевозки грузов руб/км 1,73 1,83 1,94 2,06 2,18 2,31 2,45

5. Суммарный годовой экономический (транспортный) эффект тыс. руб. - - 668533,60 1744020,50 2966942,30 4389797,20 6063222,20

Развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края направлено на развитие транзитного потенциала региона, а также повышение доступности услуг транспортных предприятий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Кроме этого, развитие транспортной инфраструктуры Ставропольского края способствует его экономическому росту, а также качественному переходу АПК региона к инновационному пути развития.

В рамках реализации краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы» [1] прогнозируемые показатели совокупного социальноэкономического эффекта от реализации мероприятий программы представлены в таблице 2.

Уменьшение издержек организаций, осуществляющих автомобильные перевозки, создает возможность для снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном по-

Библиографический список

1. Постановление Правительства Ставропольского края от 11.10.2010 № 318-п «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011» // СПС «Консультант-плюс».

Bibliography

1. Postanovlenie Praviteljstva Stavropoljskogo kraya ot 11.10.2010 № 318-p «Ob utverzhdenii kraevoyj celevoyj programmih «Razvitie transportnoyj sistemih Stavropoljskogo kraya na 2011» // SPS «Konsuljtant-plyus».

Статья поступила в редакцию 31.08.12

УДК 332.02

Morozova O.P. THE BASIC APPROACHES TO STRATEGY DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE. The possibility of using the proposed method based on systematic approaches to the strategic development of the industrial enterprises with the contemporary processes of globalization, uncertainty and fierce competition.

Key words: strategy, competition, management, information.

О.П. Морозова, науч. сотрудник Новосибирского филиала ФАОУ ДПО ГАСИС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

треблении и ведет к снижению себестоимости производства, позволяя увеличить добавленную стоимость, создаваемую в отраслях, или способствует снижению цен производителей, что приводит к увеличению спроса на произведенные товары и услуги. Эти факторы приводят к росту реального валового внутреннего продукта Ставропольского края.

Экономический эффект реализации отмеченных мероприятий заключается в решении следующих задач:

• снижение транспортных издержек при перевозке грузов;

• строительство транспортно-логистического центра международного масштаба, выполняющего роль перевалочной базы, а также центра по первичной переработке и предпродажной подготовки грузов;

• повышение качества предоставляемых транспортных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям;

• расширение рынков сбыта продукции, произведенной региональными сельскохозяйственными товаропроизводителями.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Исследованы возможности применения предложенного метода на базе систематизации подходов к стратегическому развитию промышленного предприятия с учетом современных процессов глобализации, неопределенности и жесткой конкуренции. Ключевые слова: стратегия, конкуренция, управление, информация.

Вхождение России в ВТО требует применения комплекса современных аспектов стратегического развития предприятия, направленные на усиление собственных конкурентных позиций на рынке. Успешная деятельность предприятия в новых условиях предполагает необходимость тщательного изучения рынка, внесении изменений в товарный ассортимент, проведение гибкой ценовой политики, реорганизацию закупочной и сбытовой деятельности, перестройку организационной структуры управления.

Основные подходы к разработке стратегии развития промышленных предприятия применяют в различных сферах хозяйственной деятельности: производстве, сбыте, маркетинге, финансах, контроле. Современным предприятиям необходимо учитывать ряд важнейших факторов, влияющих на эффективность их развития, а именно: те из них, которые обусловлены внешним и внутренней средой, силой и активностью конкурентной борьбы, потенциалом маркетинга и менеджмента.

Для обеспечения эффективной деятельности предприятия и достижения определенных конкурентных преимуществ подходы к разработке стратегии развития определяются на основе системного изучения рынка, поведения потребителей, их требований к качеству продукции. Это требует совершенствования системы планирования и управления предприятием, развития маркетинговой деятельности и внедрения оперативного

контроля.

Современные условия конкуренции на внутренних и внешних рынках требуют от отечественных предприятий формирования и развития своих конкурентных преимуществ на основе использования методов стратегического управления и планирования, разработки стратегических направлений оптимизации затрат на производство продукции и повышение ее качества, определении рациональных условий поставок и обслуживания, чему посвящены исследования в данном направлении [1 - 4].

Систематизация факторов, влияющих на эффективность развития отрасли и отдельного предприятия, в последнее время приобретает все большую актуальности. Необходимо дальнейшее развитие методов стратегического планирования и управления предприятиями, адаптированных к проблемам развития экономики России в условиях ее трансформации с учетом современных процессов глобализации, неопределенности и жесткой конкуренции.

Основной целью статьи является упорядочение подходов, которые определяют конкурентные преимущества предприятия, формируют принципы соответствующей стратегии развития, обеспечивают согласование факторов, которые являются составными модели управленческой деятельности предприятия.

В деятельности предприятия можно выделить несколько наиболее важных объектов управления, от состояния которого

Рис. 1. Формирование системы стратегического развития промышленного предприятия

во многом зависит финансовый результат и возможности его стратегического развития. Для предприятия, функционирующего в конкурентной среде, конкурентные преимущества могут быть достигнуты на основе экономических, технических, организационных, инновационных и информационных составляющих подходов, которые формируют систему его стратегического развития (рис.1).

Рассмотрим подробнее приведенные аспекты, определяющие направления стратегического развития предприятия.

Экономические аспекты. Оценка типа и структуры рынка, учета барьеров входа и выхода из него, определения величины и возможностей рост определенного сегмента, предсказуемость рынка, эластичность цен, цикличность и сезонность спроса -учет всех этих факторов способствует укреплению позиций предприятия и обеспечивает перспективы его развития. Как известно, любая предпринимательская деятельность нацелена на получения прибыли. Прибыль отечественных предприятий определяется масштабами и характером производства. Экономическая целесообразность изготовления того или иного вида продукции и необходимые капиталовложения оговариваются ее доходностью и определяются системой экономических показателей и обеспечивают достижение предприятием определенного социально-экономического развития.

Технологические. Уровень индустриального развития отрасли и использования современных технологий определяет соответствие продукции предприятия определенным стандартам, что, в свою очередь, способствует укреплению его конкурентных преимуществ в современных условиях хозяйствования.

Организационные аспекты. Главная цель создания предприятия и средства ее достижения формируются в его уставе, соответственно целесообразно обеспечить возможность диверсификации производства, ориентацию на производство рентабельных видов продукции, определения границ экономической самостоятельности. В современных условиях функционирования одной из определяющих стратегий деятельности и развития каждого предприятия является маркетинг. Он обеспечивает рыночную направленность предприятия, определяет характеристики продукта; предусматривает выбор и формирование целевого рынка, номенклатуру и ассортимент продукции. В формировании маркетинговой стратегии предприятия определяющим является спрос на рынке.

Соответствующая организация маркетинга, стабильность, надежность контрагентов, своевременность их расчетов с предприятием также является залогом стабильного стратегического развития предприятия.

Уставная деятельность и организация маркетинга определяют систему управление затратами и ценой. Такая система, прежде всего, должна быть направлена на обеспечение реализации стратегических задач предприятия в условиях динамичного и неопределенного предпринимательской среды на основе оптимального использования существующего потенциала предприятия.

Опираясь на [4], следует отметить, что стратегическое управление затратами и ценой должно осуществляться не по факту, а по прогнозу; необходима системность и периодичность

Библиографический список

стратегического управления затратами и ценой; прозрачность стратегического управления для всех уровней; стратегическая направленность решения проблем предприятия (все решения должны приниматься с учетом стратегических интересов предприятия в целом); стимулирования персонала и обеспечение заинтересованности в эффективном стратегическом управлении затратами; постоянный управленческий учет текущего состояния и контроль над основными показателями затрат и цены; постоянное совершенствование и обновление методов управления затратами.

Акцентирование внимания на системе управления затратами связано с тем, что она в первую очередь определяет ценовую конкурентоспособность продукции, характеризующую возможности оптимизации деятельности и необходимый «запас прочности» в случае ухудшения рыночной конъюнктуры, определяет возможности гибкого ценообразования в ходе конкурентной борьбы и возможности выхода предприятия на новые рынки. Итак, расходы непосредственно определяют возможности развития предприятия [5].

Инновационные аспекты. Своевременность обновления продукции, организация ее жизненного цикла с применением научно-технических разработок отрасли способствующих укреплению стратегических позиций предприятия в пределах соответствующего рыночного сегмента.

Создания новых изделий, завоевания новых или модификация существующих рынков сбыта, повышение технического уровня производства требует затрат соответствующих ресурсов. Выбирая тот или иной курс действий, предусматривающий привлечения ресурсов к производству на длительный период, руководство предприятия должно знать, каких затрат потребует этот курс и каким образом возможные изменения внешней среды повлияют на перспективы его развития.

Информационные аспекты. Для успешного стратегического развития промышленное предприятие должно использовать обратные связи, а именно - информацию о неконтролируемой внешней среде, показатели достижений предприятий-конкурентов, степень удовлетворенности потребителей, тенденции развития отрасли, нормативно-законодательную базу, состояние макроэкономики, наличие или дефицит ресурсов, СМИ информацию, динамику статистических данных сбыта и прибыли и т.д. [6].

Таким образом, перспективы развития предприятия зависят от комплексной оценки основных аспектов его функционирования. Принимая управленческие решения в процессе реализации стратегии, руководство предприятия моделирует факторы, влияющие, прежде всего на уровень расходов в краткосрочном периоде. Реализация таких управленческих решений должно обеспечить достижение поставленной цели предприятия, а получаемые денежные поступления - удовлетворить потребности всех заинтересованных в экономических результатах производства лиц: собственников, кредиторов, руководителей, работников.

Перспективы дальнейших разработок в данном направлении. Дальнейшие исследования в данном направлении могут быть направлены на упорядочение гибких инструментов развития в условиях постоянных изменений рыночной конъюнктуры.

1. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М., 2003.

2. Аакер, Д.А. Стратегическое рыночное управление. - СПб., 2002.

3. Виссема, Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания. - М., 2000.

4. Гертман, М. Стратегический менеджмент / под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб., 2003.

5. Инвестиционная политика / под ред. Ю.Н. Лапыгина. - М., 2005.

6. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: курс лекций/ В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова. - Новосибирск, 2005.

Bibliography

1. Tompson, A.A. Strategicheskiyj menedzhment. Koncepcii i situacii dlya analiza / A.A. Tompson, A.Dzh. Striklend. - M., 2003.

2. Aaker, D.A. Strategicheskoe rihnochnoe upravlenie. - SPb., 2002.

3. Vissema, Kh. Strategicheskiyj menedzhment i predprinimateljstvo: vozmozhnosti dlya buduthego procvetaniya. - M., 2000.

4. Gertman, M. Strategicheskiyj menedzhment / pod red. D.O. Yampoljskoyj. - SPb., 2003.

5. Investicionnaya politika / pod red. Yu.N. Lapihgina. - M., 2005.

6. Markova, V.D. Strategicheskiyj menedzhment: kurs lekciyj/ V.D. Markova, S.A. Kuznecova. - Novosibirsk, 2005.

Статья поступила в редакцию 31.08.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.