Библиографический список
1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М., 1982.
2. Кондратьев, Н.Д. Избранные сочинения. - М., 1993.
3. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М., 1989.
4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л.С. Барютин [и др.] под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. -
М., 2004.
5. Ефремов, А.Н. Совершенствование инновационного механизма локального рынка нефти и нефтепродуктов (на примере Ставропольского края): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2008.
Bibliography
1. Shumpeter, Yj. Teoriya ehkonomicheskogo razvitiya. - M., 1982.
2. Kondratjev, N.D. Izbrannihe sochineniya. - M., 1993.
3. Prigozhin, A.I. Novovvedeniya: stimulih i prepyatstviya (socialjnihe problemih innovatiki). - M., 1989.
4. Osnovih innovacionnogo menedzhmenta. Teoriya i praktika: uchebnik / L.S. Baryutin [i dr.] pod red. A.K. Kazanceva, L.Eh. Mindeli. - M., 2004.
5. Efremov, A.N. Sovershenstvovanie innovacionnogo mekhanizma lokaljnogo rihnka nefti i nefteproduktov (na primere Stavropoljskogo kraya): avtoref. dis. . kand. ehkonom. nauk. - Stavropolj, 2008.
Статья поступила в редакцию 20.09.12
УДК 336.7
KotenevA.D. THE IMPROVEMENT OF PRODUCTION AND TRANSPORTATION SYSTEM REGION UNDER IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT SHS AGRICULTURE. The paper also focused on the causes hindering the development of regional agriculture.
The analysis of the transport and logistics system in the region as part of the Concept of development of foreign trade of agriculture.
Key words: region, trading activities, agriculture, transport and logistics complex, the concept of development.
А.Д. Котенев, преподаватель ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВТД АПК
В статье акцентировано внимание на причинах препятствующих развитию регионального агропромышленного комплекса. Проведен анализ транспортно-логистической системы региона в рамках реализации Концепции развития внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: регион, внешнеторговая деятельность, агропромышленный комплекс, транспортно-логистический комплекс, концепция развития.
Проблема дальнейшего развития экономики агропромышленного комплекса (далее - АПК) является многогранной, сложной, ибо главными причинами экономического отставания комплекса по нашему мнению являются следующие:
1. Сельское хозяйство в ходе так называемых аграрных реформ лишилось генерального заказчика на свою продукцию, которым, как известно, являлось государство. К примеру, в Германии, которая является полноправным членом ВТО, государство по-прежнему является главным заказчиком на сельскохозяйственную продукцию.
2. Государство лишило себя функций, забот по формированию справедливых цен на продукцию сельского хозяйства.
3. Вопреки современной мировой практике, государство фактически самоотстранилось от эффективной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей во всех сферах - инвестиционной, кредитной, налоговой, внешнеторговой.
Таким образом, следует подойти дифференцированно к каждой составной части проблемы. Это связано с необходимостью чёткого разграничения проблем, неподъёмных для края и решаемых на уровне Правительства РФ проблем, которые решаются местными органами власти. Оценку социально-экономических последствий реализации Концепции развития ВТД АПК региона следует рассмотреть в контексте совершенствования производственно-транспортной системы.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры необходимо в целях раскрытия имеющегося у Северо-Кавказского федерального округа потенциала, являющегося частью не только региональной, но и международной транспортной системы. В настоящее время уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края не позволяет наращивать интеграционные процессы региона с иностранными государствами, и, прежде всего со странами СНГ.
Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края должна предполагать решение следующих задач:
1) совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию инвестиционной активности в транспортной отрасли края;
2) создание условий для активизации научных работ в транспортной сфере;
3) создание принципиально новых транспортно-логистических центров на территории края, сочетающих в себе функции не только перевозчика, но также и частично переработчика продукции;
4) комплексной обновление транспортных перевозчиков края обслуживающих помимо прочего сельскохозяйственных товаропроизводителей, путем проведения технологической модернизации имеющихся объектов транспортной инфраструктуры;
5) более широкое применение экологически безопасных транспортных объектов;
6) пересмотр форм и методов управления транспортно-логистическим комплексом региона.
Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пассажиров и 15,0 млн. тонн грузов.
Железнодорожный транспорт Ставропольского края представлен Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги и Армавирским филиалом ОАО «Мир» Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невин-номысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.
На территории Ставропольского края доминирующее положение среди авиаперевозчиков занимает федеральное государственное авиационное предприятие «Кавминводыавиа» со своим ставропольским филиалом. Кроме этого на территории края (Международный аэропорт Ставрополь) действуют ряд других авиаперевозчиков: «Грозный Авиа», «Сибирь», «ЮТэйр», «Рус-Лайн», «Донавиа», «Саратовские авиалинии», «Аэрофлот», «Глобус», «Таймыр» и др. Объемы пассажиро- и грузоперевозок осуществленных авиаперевозчиками работающими в Ставропольском крае представлены в таблице 1.
Автомобильный транспорт Ставропольского края представлен работой 66 автотранспортных предприятия различных форм собственности. Автобусный парк занимает более 50% от общего числа автомобилей в этих предприятиях.
Таблица 1
Объемы пассажиро- и грузоперевозок осуществленные авиаперевозчиками представленными в Ставропольском крае
№ п!п Наименование аэропорта Грузоперевозки (человек) Пассажироперевозки (тонн)
2008 2009 2010 2011 2008 2009 2010 2011
1. Международный аэропорт Минеральные Воды 864608 706896 609760 888100 7272 7352 6760 8976
2. Международный аэропорт Ставрополь 108076 88362 76220 110151 909 919 845 1122
Итого: 972684 795258 685980 998251 8181 8271 7605 10098
Таблица 2
Показатели совокупного социально-экономического эффекта от реализации КЦП «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы»
№ п!п Наименование показателя Единица изме- рения Годы
2009 (базовый) 2010 2011 2012 2013 2014 2015
1. Коэффициент грузооборота - 0,95 0,86 0,86 0,86 0,86 0,86
2. Грузооборот тыс. т.км. 1380000,00 1130082,00 974130,70 974130,70 839700,60 723821,90 623934,50
3. Экономическая эффективность грузооборота тыс. т.км. - - 128478,00 347357,30 561076,30 775009,80 994803,70
4. Себестоимость перевозки грузов руб/км 1,73 1,83 1,94 2,06 2,18 2,31 2,45
5. Суммарный годовой экономический (транспортный) эффект тыс. руб. - - 668533,60 1744020,50 2966942,30 4389797,20 6063222,20
Развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края направлено на развитие транзитного потенциала региона, а также повышение доступности услуг транспортных предприятий для сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Кроме этого, развитие транспортной инфраструктуры Ставропольского края способствует его экономическому росту, а также качественному переходу АПК региона к инновационному пути развития.
В рамках реализации краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011-2015 годы» [1] прогнозируемые показатели совокупного социальноэкономического эффекта от реализации мероприятий программы представлены в таблице 2.
Уменьшение издержек организаций, осуществляющих автомобильные перевозки, создает возможность для снижения тарифов на перевозки грузов и пассажиров, что влияет на стоимость товаров, работ и услуг в промежуточном и конечном по-
Библиографический список
1. Постановление Правительства Ставропольского края от 11.10.2010 № 318-п «Об утверждении краевой целевой программы «Развитие транспортной системы Ставропольского края на 2011» // СПС «Консультант-плюс».
Bibliography
1. Postanovlenie Praviteljstva Stavropoljskogo kraya ot 11.10.2010 № 318-p «Ob utverzhdenii kraevoyj celevoyj programmih «Razvitie transportnoyj sistemih Stavropoljskogo kraya na 2011» // SPS «Konsuljtant-plyus».
Статья поступила в редакцию 31.08.12
УДК 332.02
Morozova O.P. THE BASIC APPROACHES TO STRATEGY DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISE. The possibility of using the proposed method based on systematic approaches to the strategic development of the industrial enterprises with the contemporary processes of globalization, uncertainty and fierce competition.
Key words: strategy, competition, management, information.
О.П. Морозова, науч. сотрудник Новосибирского филиала ФАОУ ДПО ГАСИС, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
треблении и ведет к снижению себестоимости производства, позволяя увеличить добавленную стоимость, создаваемую в отраслях, или способствует снижению цен производителей, что приводит к увеличению спроса на произведенные товары и услуги. Эти факторы приводят к росту реального валового внутреннего продукта Ставропольского края.
Экономический эффект реализации отмеченных мероприятий заключается в решении следующих задач:
• снижение транспортных издержек при перевозке грузов;
• строительство транспортно-логистического центра международного масштаба, выполняющего роль перевалочной базы, а также центра по первичной переработке и предпродажной подготовки грузов;
• повышение качества предоставляемых транспортных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям;
• расширение рынков сбыта продукции, произведенной региональными сельскохозяйственными товаропроизводителями.