Научная статья на тему 'Определение инновационного механизма нефтяного кластера России'

Определение инновационного механизма нефтяного кластера России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / НЕФТЯНОЙ КЛАСТЕР / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННО-СЫРЬЕВАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIONS / OIL BRANCH / OIL CLUSTER / MODERNIZATION / INNOVATIVE AND RAW MODEL OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данилова О. В., Лесных Ю. Г.

В статье приводятся теоретические и методологические основы инновационного механизма нефтяного кластера страны-экспортера на примере Российской Федерации. Авторами предпринята попытка определить сущность инноваций в нефтяной отрасли, классифицировать их, исходя из принципов построения в России инновационно-сырьевой экономики, которая предполагает закрепление за нефтяным кластером роли локомотива модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEFINITION OF INNOVATIVE MECHANISM OF OIL CLUSTER RUSSIA

Theoretical and methodological bases of the innovative mechanism of an oil cluster of the export country are given in article on an example of the Russian Federation. Authors undertook attempt to define essence of innovations in oil branch, to classify them, proceeding from the principles of constructing innovative and raw economy of Russia which assumes fixing by an oil cluster the role of the modernization locomotive.

Текст научной работы на тему «Определение инновационного механизма нефтяного кластера России»

Раздел 9 ЭКОНОМИКА

Редакторы раздела:

ИННА НИКОЛАЕВНА САННИКОВА - доктор экономических наук, профессор, зав. каф. бухучета, аудита и анализа Алтайского государственного университета (г. Барнаул)

ВЕРА СТЕПАНОВНА СТАРОДУБЦЕВА - кандидат экономических наук, доцент (г. Горно-Алтайск)

УДК 330.311

Danilova O.V., Lesnikh Y.G. THE DEFINITION OF INNOVATIVE MECHANISM OF OIL CLUSTER RUSSIA. Theoretical and methodological bases of the innovative mechanism of an oil cluster of the export country are given in article on an example of the Russian Federation. Authors undertook attempt to define essence of innovations in oil branch, to classify them, proceeding from the principles of constructing innovative and raw economy of Russia which assumes fixing by an oil cluster the role of the modernization locomotive.

Key words: innovations, oil branch, oil cluster, modernization, innovative and raw model of economy.

О.В. Данилова, аспирант каф. «Финансы» ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»,

E-mail: fk2927@yandex.ru; Ю.Г. Лесных, канд. эконом. наук, доц. каф. «Финансы» ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», E-mail: lesnih-u@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА НЕФТЯНОГО КЛАСТЕРА РОССИИ

В статье приводятся теоретические и методологические основы инновационного механизма нефтяного кластера страны-экспортера на примере Российской Федерации. Авторами предпринята попытка определить сущность инноваций в нефтяной отрасли, классифицировать их, исходя из принципов построения в России инновационно-сырьевой экономики, которая предполагает закрепление за нефтяным кластером роли локомотива модернизации.

Ключевые слова: инновации, нефтяная отрасль, нефтяной кластер, модернизация, инновационно-сырьевая модель экономики.

Осуществляемые в нашей стране экономические преобразования, основная цель которых состоит в преодолении кризисных явлений в экономике и выходе на качественно новую ступень развития общества, затрагивает все сферы жизнедеятельности. Традиционно важная роль в осуществлении этих преобразований и обеспечении экономического роста отводится научно-техническому прогрессу, а в условиях, когда стабильность российского государства зависит от темпов и направления развития топливно-энергетического комплекса, значение инновационной перестройки отрасли сложно переоценить.

Нет необходимости повторять постулат о том, что наша страна имеет нефтедолларовый бюджет и «сырьевую» экономику. Дополнительные доходы от экспорта нефти позволили правительству реализовать национальные проекты, сами нефтяные компании инвестировали прибыли и в свою, и в смежные отрасли. Рост инвестиций в нефтяном секторе привел к росту спроса на продукцию металлургии и машиностроения, обеспечивающих нефтяников трубами и оборудованием. Кроме того, нефть долгое время была и по-прежнему остается политическим и экономическим оружием в борьбе политических систем.

В условиях фактического существования России в эпоху сырьевой доминанты, всем понятна необходимость переориентации отечественной экономики на наукоемкие отрасли. Однако нам представляется, что наиболее рациональный путь для развития страны - это инновационо-сырьевая модель, не отрицающая ведущую роль топливно-энергетического комплекса в обеспечении экономического роста, а предполагающая отечественный ТЭК в качестве локомотива модернизации и источника инноваций.

Следовательно, необходима разработка эффективных моделей совершенствования инновационного механизма нефтяного рынка, учитывающего региональные особенности локальных систем нефтепродуктообеспечения.

Основная цель отношений между участниками рынка нефтепродуктов состоит в полном, качественном и своевременном удовлетворении платежеспособного спроса при наиболее эко-

номически эффективном использовании имеющихся производственных ресурсов по всей технологической цепи в процессе нефтепродуктообеспечения, который в широком смысле охватывает добычу, переработку и сбыт.

Энергетическая система имеет многогранную связь с экономическими, экологическими и социальными аспектами развития отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом. Характер функционирования топливно-энергетического комплекса (ТЭК) во многом определяется политикой, осуществляемой как в данной отрасли, так и в экономике в целом. Процесс институциональной и законодательной реформ ТЭКа в развитых, развивающихся странах и странах с переходной экономикой открывает возможности для разработки и реализации инновационной политики устойчивого развития нефтяной отрасли.

Понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях культурологов еще в XIX веке. Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития» рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли [1].

Значительный вклад в исследование инноваций внес

Н.Д. Кондратьев, который доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом [2]. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научнотехническим новациям.

В исследованиях отечественных экономистов термин «инновация» стал широко применяться с переходом экономики к рыночным отношениям вместо «научно-технического прогресса (НТП)». На основе изучения в экономической литературе последних лет на предмет понятия «инновация» можно утверждать, что существует множество его определений.

По нашему мнению, применительно к нефтяному рынку инновации - это процесс разработки, освоения и эксплуатации

технических, технологических, организационно-управленческих новаций, способствующих развитию и повышению эффективности добычи, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов, а также организационно-экономические новшества на макроуровне с целью удовлетворения конкретных общественных потребностей и достижения ряда эффектов (экономических, научнотехнических, социальных, экологических).

В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков - по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации (рационализирующие). Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Приго-жин [3]: по распространенности, месту в производственном цикле, преемственности, охвату ожидаемой доли рынка, инновационному потенциалу и степени новизны. П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения и др. [4].

Ефремов А.Н. в работе, посвященной инновациях в нефтяной отрасли, утверждал, что «специфика нефтяного сектора, его роль в социально-экономической и финансовой системах определяют тот факт, что в данной отрасли ранжирование инноваций по критерию «первичности» для достижения запланированных Правительством страны темпов экономического роста должно идти от организационно-экономических инноваций (как инноваций высшего порядка) к технологическим и, затем, техническим (низший уровень)» [5].

Мы согласны с автором лишь отчасти - на данном этапе стало очевидно, что первичность должна быть закреплена именно за технико-технологическим перевооружением, хотя автор абсолютно прав, что оно будет достижимо лишь при изменении принципов государственного управления отраслью.

Поэтому в качестве научно-методологической основы оценки масштабов, новизны, инноваций, интенсивности инновационного изменения, экономических последствий инноваций и для обоснования управленческих решений в области инновацион-

ной политики предложена синтетическая классификация инноваций в нефтяной отрасли, отхватывающая такие характеристики как: предмет, сфера применения, уровень сложности, эффект, полученный в результате внедрения инноваций (рис. 1).

Конечная цель совершенствования инновационного механизма нефтяного кластера должна состоять в том, чтобы идентифицировать, проектировать и продвигать систематическое развитие территориально-производственных комплексов, обеспечивающих создание и поддержку энергетической системы, необходимой для экономического роста.

Таким образом, совершенствование инновационного механизма нефтяного кластера - это процесс создания, мобилизации, усиления, модернизации и преобразования существующих мощностей отрасли таким образом, чтобы достигнуть критериальных технико-экономических и социальных результатов в контексте устойчивого развития экономики страны.

Все участники процессов добычи, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов выполняют различные функции, поэтому необходимо рассмотреть их потребности, возможности и обязанности в территориально-производственных комплексах; а также на уровне муниципальных властей, наделенных специальными инструментами и соответствующими службами, провести мониторинг методов и механизмов обеспечения соответствия территориально-производственных энергетических систем потребностям устойчивого развития регионов, установить правила, гарантирующие, что либерализация энергетического рынка и конкурентная борьба его участников не будут негативно отражаться на достижении целей защиты окружающей среды и социальной политики.

Переход к инновационной экономике требует, чтобы крупный и малый бизнес сосредоточились в тех сферах, где они имеют явные конкурентные преимущества, постоянно кооперируясь друг с другом.

Полагаем, что именно перечисленные выше принципы должны лечь в основу Концепции развития инновационно-сырьевой модели экономики России.

Значимость в рамках Концепции инновационно-сырьевой модели экономики России Предмет, сфера применения Эффект, полученный в результате внедрения инноваций

Стратегические инновации ов н н аци и 1 -го порядка Технологические инновации Возникают при применении улучшенных, более совершенных способов добычи нефти, технологий переработки сырья и транспортировки сырья и готовой продукции в системе нефтепроводов Перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования, элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу

Инновации 2-го порядка Технические инновации Производство углеводородов с новыми/ усовершенствованными свойствами (экологические бензины и т.д.) Изменение количественных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций

Тактические инновации Инновации 3-го порядка Организационно-управленческие инновации Связаны с процессами оптимальной организации производства, транспортировки, снабжения и сбыта Адаптация элементов системы с целью взаимного приспособления

Инновации 2-го порядка Меняются все или большинство свойств системы, но базовая структурная концепция и функциональный принцип сохраняются Организационно-экономические инновации Внедряются на региональном уровне Цель: оптимизация субъектного состава, финансовоэкономических условий хозяйствования, методов государственного регулирования рынка, направленных на создание динамичных, гибких, способных к быстрой адаптации в меняющихся условиях нефтяных территориальнопроизводственных комплексов

Инновации 1-го порядка Высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип Внедряются на национальном уровне

Рис. 1. Классификация инноваций в нефтяной отрасли в рамках Концепции инновационно-сырьевой модели экономики России

Библиографический список

1. Шумпетер, Й. Теория экономического развития. - М., 1982.

2. Кондратьев, Н.Д. Избранные сочинения. - М., 1993.

3. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). - М., 1989.

4. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник / Л.С. Барютин [и др.] под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. -

М., 2004.

5. Ефремов, А.Н. Совершенствование инновационного механизма локального рынка нефти и нефтепродуктов (на примере Ставропольского края): автореф. дис. ... канд. эконом. наук. - Ставрополь, 2008.

Bibliography

1. Shumpeter, Yj. Teoriya ehkonomicheskogo razvitiya. - M., 1982.

2. Kondratjev, N.D. Izbrannihe sochineniya. - M., 1993.

3. Prigozhin, A.I. Novovvedeniya: stimulih i prepyatstviya (socialjnihe problemih innovatiki). - M., 1989.

4. Osnovih innovacionnogo menedzhmenta. Teoriya i praktika: uchebnik / L.S. Baryutin [i dr.] pod red. A.K. Kazanceva, L.Eh. Mindeli. - M., 2004.

5. Efremov, A.N. Sovershenstvovanie innovacionnogo mekhanizma lokaljnogo rihnka nefti i nefteproduktov (na primere Stavropoljskogo kraya): avtoref. dis. . kand. ehkonom. nauk. - Stavropolj, 2008.

Статья поступила в редакцию 20.09.12

УДК 336.7

KotenevA.D. THE IMPROVEMENT OF PRODUCTION AND TRANSPORTATION SYSTEM REGION UNDER IMPLEMENTATION OF DEVELOPMENT SHS AGRICULTURE. The paper also focused on the causes hindering the development of regional agriculture.

The analysis of the transport and logistics system in the region as part of the Concept of development of foreign trade of agriculture.

Key words: region, trading activities, agriculture, transport and logistics complex, the concept of development.

А.Д. Котенев, преподаватель ФГКОУ ВПО «Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России», г. Ставрополь, E-mail: kot_sasha81@mail.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВТД АПК

В статье акцентировано внимание на причинах препятствующих развитию регионального агропромышленного комплекса. Проведен анализ транспортно-логистической системы региона в рамках реализации Концепции развития внешнеторговой деятельности агропромышленного комплекса.

Ключевые слова: регион, внешнеторговая деятельность, агропромышленный комплекс, транспортно-логистический комплекс, концепция развития.

Проблема дальнейшего развития экономики агропромышленного комплекса (далее - АПК) является многогранной, сложной, ибо главными причинами экономического отставания комплекса по нашему мнению являются следующие:

1. Сельское хозяйство в ходе так называемых аграрных реформ лишилось генерального заказчика на свою продукцию, которым, как известно, являлось государство. К примеру, в Германии, которая является полноправным членом ВТО, государство по-прежнему является главным заказчиком на сельскохозяйственную продукцию.

2. Государство лишило себя функций, забот по формированию справедливых цен на продукцию сельского хозяйства.

3. Вопреки современной мировой практике, государство фактически самоотстранилось от эффективной финансовой поддержки сельских товаропроизводителей во всех сферах - инвестиционной, кредитной, налоговой, внешнеторговой.

Таким образом, следует подойти дифференцированно к каждой составной части проблемы. Это связано с необходимостью чёткого разграничения проблем, неподъёмных для края и решаемых на уровне Правительства РФ проблем, которые решаются местными органами власти. Оценку социально-экономических последствий реализации Концепции развития ВТД АПК региона следует рассмотреть в контексте совершенствования производственно-транспортной системы.

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры необходимо в целях раскрытия имеющегося у Северо-Кавказского федерального округа потенциала, являющегося частью не только региональной, но и международной транспортной системы. В настоящее время уровень развития транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края не позволяет наращивать интеграционные процессы региона с иностранными государствами, и, прежде всего со странами СНГ.

Модернизация транспортно-логистической инфраструктуры Ставропольского края должна предполагать решение следующих задач:

1) совершенствование нормативно-правовой базы, способствующей развитию инвестиционной активности в транспортной отрасли края;

2) создание условий для активизации научных работ в транспортной сфере;

3) создание принципиально новых транспортно-логистических центров на территории края, сочетающих в себе функции не только перевозчика, но также и частично переработчика продукции;

4) комплексной обновление транспортных перевозчиков края обслуживающих помимо прочего сельскохозяйственных товаропроизводителей, путем проведения технологической модернизации имеющихся объектов транспортной инфраструктуры;

5) более широкое применение экологически безопасных транспортных объектов;

6) пересмотр форм и методов управления транспортно-логистическим комплексом региона.

Транспортный комплекс Ставропольского края представляет собой структуру, включающую железнодорожный, воздушный и автомобильный транспорт. Здесь занято 6,6% работающего населения края, это около 39,0 тыс. человек. Ежегодно предприятиями транспорта общего пользования перевозится более 110,0 млн. пассажиров и 15,0 млн. тонн грузов.

Железнодорожный транспорт Ставропольского края представлен Минераловодским отделением структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги и Армавирским филиалом ОАО «Мир» Северо-Кавказского промышленного железнодорожного транспорта. На территории края находятся более 50 станций, объединенных в три опорных центра по организации перевозок (Ставрополь, Минеральные Воды, Невин-номысск), до локомотивных, одно вагонное депо и пять дистанций пути.

На территории Ставропольского края доминирующее положение среди авиаперевозчиков занимает федеральное государственное авиационное предприятие «Кавминводыавиа» со своим ставропольским филиалом. Кроме этого на территории края (Международный аэропорт Ставрополь) действуют ряд других авиаперевозчиков: «Грозный Авиа», «Сибирь», «ЮТэйр», «Рус-Лайн», «Донавиа», «Саратовские авиалинии», «Аэрофлот», «Глобус», «Таймыр» и др. Объемы пассажиро- и грузоперевозок осуществленных авиаперевозчиками работающими в Ставропольском крае представлены в таблице 1.

Автомобильный транспорт Ставропольского края представлен работой 66 автотранспортных предприятия различных форм собственности. Автобусный парк занимает более 50% от общего числа автомобилей в этих предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.