Научная статья на тему 'Оценка современного состояния и перспективы развития грузового автомобильного транспорта в Ставропольском крае'

Оценка современного состояния и перспективы развития грузового автомобильного транспорта в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
633
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мякишев В. С.

В статье на основе анализа и обобщения современных представлений, изложенных в трудах ведущих ученых, рассмотрены сущность, место, особенности и существующие методы стратегического планирования грузовой автотранспортной организации; проанализирована динамика показателей развития грузового автомобильного транспорта, а также рассмотрены возможности стратегического планирования; сформулированы выводы и предложения по совершенствованию стратегического планирования на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка современного состояния и перспективы развития грузового автомобильного транспорта в Ставропольском крае»

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

В.с. мякишев

ставропольский технологический институт сервиса (филиал Южно-российского государственного университета экономики и сервиса)

Транспорт является важнейшим элементом производственно-социальной инфраструктуры как государства в целом, так и любого региона в отдельности. Поэтому транспорт как часть инфраструктуры общественного производства, создающая условия для его функционирования, имеет исключительное значение для интеграционных процессов в экономике. При этом в российских условиях автомобильный транспорт можно считать не только одним из основных видов транспорта, но и выражением интегрирующих функций последнего, так как он в наибольшей степени обладает способностью непосредственно связывать производителя с потребителем.

Наличие оптимального механизма своевременной, надежной и качественной доставки груза по назначению имеет особенно важное значение для развития малого и среднего бизнеса, составляющего основной элемент функционирования рыночной экономики [1,2]. Сложившаяся в Ставропольском крае ситуация на грузовом автомобильном транспорте напрямую зависит от общего социально-экономического состояния в стране, находящейся в период становления рыночных отношений. Это обусловлено тем, что транспор-тно-дорожный комплекс и его автотранспортная

составляющая находятся в тесной связи со всеми отраслями экономики и предприятиями.

В транспортной системе Ставропольского края автомобильный транспорт занимает ведущее место по объемам перевозок грузов. Современное состояние грузового автомобильного транспорта общего пользования характеризуется следующими основными тенденциями:

1. Падение объемов перевозок, плавно переходящее в рост. Темпы падения объема грузовых перевозок составили в 2004 г. 52,9 % по сравнению с 2000 г. Начиная с 2001 г. объемы перевозок грузов стабильны до 2003 г., но в 2004 г. происходит их снижение. В 2005 г. наблюдается рост объема перевозок. Грузооборот при этом незначительно изменяется на протяжении всего периода с 2000 г. по 2005 г. [3] (табл. 1).

Основными причинами сокращения объемов перевозок являются прежде всего:

• падение объемов производства и сдвиги в отраслевой структуре народного хозяйства вследствие этого — снижение спроса на автотранспортные услуги;

• инфляция, рост стоимости и, соответственно, ограничение возможностей приобретения необходимых типов подвижного состава, запчас-

Таблица 1

Динамика объема грузооборота и перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования

по Ставропольскому краю

Вид транспорта Показатели работы транспорта 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Автомобильный Объем перевозок, тыс. т 7131 4485,1 4613,9 4599,2 3775,7 4791,6

Грузооборот, млн т/км 427,1 370,3 347,9 374,9 455,7 467,5

Железнодорожный Объем перевозок, тыс. т 6569,0 8018,0 8822,0 7708,6 8490,5 18122,8

Грузооборот, млн т/км 4193,5 4754,8 5199,5 5478,7 6126,1 6883,8

Воздушный Объем перевозок, тыс. т 2,9 3,0 3,5 3,3 2,3 2,7

Грузооборот, млн т/км 8,0 7,8 8,4 7.3 5,6 6,6

тей, горюче-смазочных материалов и других ресурсов;

• неполное отражение в статистической отчетности объемов транспортной работы, выполняемой автомобилями, находящимися в аренде и частной собственности;

• непрерывный рост цен на услуги по перевозке, обусловленны прежде всего возрастанием стоимости эксплуатационных материалов. А результатом увеличения тарифов является вынужденный отказ клиентуры в условиях существенного дефицита платежных средств от услуг автомобильного транспорта общего пользования.

Сокращение доходов и рост расходов вызывают необходимость жесткого контроля за их величиной и источниками.

2. Сокращение размеров автотранспортных организаций и изменение структуры парка подвижного состава. Снижение объемов перевозок привело к сокращению размеров автотранспортных предприятий и изменению структуры парка подвижного состава. Сокращение размеров автотранспортных организаций происходит в основном за счет невосполнимого списания изношенного подвижного состава. В большинстве АТО происходит увеличение среднего срока службы автомобилей. Поступление новых автомобилей сдерживается низкой обеспеченностью объемами работ, высокой

ценой подвижного состава, чрезмерно высокими процентными ставками по кредитам.

Динамика автотранспортных организаций общего пользования в Ставропольском крае по числу в них автомобилей приведена в табл. 2 [3]. За 2000 — 2004 гг. снизилась доля крупных организаций с числом более 100 автомобилей на 42,9 %. Уменьшается также и общее количество подвижного состава в автотранспортных организациях. Происходит их разукрупнение.

Таким образом, согласно имеющимся данным налицо старение парка подвижного состава (очень высока степень физического и морального износа основных фондов автотранспортных организаций) и их выбытие: увеличивается количество автомобилей со сроками службы, превышающими амортизационный пробег. «Средний возраст» грузового автомобиля общего пользования составляет 12 лет при нормативном сроке службы 8 лет (табл. 3).

Также происходит старение и других основных фондов автотранспортных организаций. Заметны изменения в структуре парка автомобилей по грузоподъемности: увеличивается доля автомобилей средней грузоподъемности — до 5 т и большой — более 8 — 10 т.

3. Увеличение количества транспортных фирм и владельцев автотранспортных средств. Несмотря на сокращение объемов перевозок и размеров парков автотранспортных организаций, происходит увели-

Таблица 2

Группировка автотранспортных организаций общего пользования по числу автомобилей в их собственности в Ставропольском крае

Год Число АТО Число автомобилей в АТО Число автомобилей

1 - 9 10 - 24 25 - 49 50 - 99 100 и >

АТО Авт. АТО Авт. АТО Авт. АТО Авт. АТО Авт.

2000 75 5310 4 18 5 70 23 819 22 1570 21 2835

2001 66 4596 7 41 5 84 14 493 24 1754 16 2224

2002 64 4158 6 40 8 152 14 525 22 1558 14 1883

2003 67 3932 10 55 8 138 11 376 28 1940 10 1423

2004 65 3680 6 32 15 235 13 498 22 1504 9 1411

2005 59 2511 8 36 17 228 15 421 16 1224 3 602

Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Грузовые автомобили (%), всего

в том числе:

находившиеся в эксплуатации, лет 100 100 100 100 100 100

до 2 1,8 1,8 2,2 2,8 3,3 4,5

2,1 - 5 4,7 3,5 3,9 4,9 5,9 6,2

5,1 - 8 13,6 9,9 6,8 5,7 5,7 5,4

8,1 - 10 19,8 16,8 12,6 9,5 8,0 6,6

10,1 - 13 27,8 29,5 28,3 25,2 21,6 17

более 13 32,3 38,5 46,2 51,9 55,5 60,3

Таблица 3

«Возрастная» структура подвижного состава Ставропольского края за 2000—2005 гг.

чение количества фирм и отдельных частных лиц, занимающихся транспортной деятельностью.

Большая часть грузов перевозится собственным транспортом отраслей экономики (более 80 %). Доля грузов, перевозимых на коммерческой основе, подвержена значительным колебаниям из-за нестабильности экономической обстановки и продолжения процесса формирования рынка грузовых перевозок. Например, в 2005 г. организациями всех отраслей экономики было перевезено автомобильным транспортом 39,1 млн т, из них доля перевозок автотранспортом подотрасли «Автомобильный транспорт» составила 3 %, остальные перевозки осуществлялись организациями других отраслей экономики, из них 1,9 % выполненны на коммерческой основе.

Подобная картина наблюдается за последние 5 лет. Сокращение перевозочной деятельности специализированных автотранспортных предприятий связано с увеличением подвижного состава у предприятий других отраслей экономики и собственного грузового автотранспорта у предпринимателей, особенно малотоннажного, и отказом в связи с этим от услуг более дорого коммерческого транспорта.

Это в значительной степени обусловлено ростом мелкого бизнеса и увеличением числа торговых точек, обслуживание которых осуществляется за счет частного транспорта их владельцев. Нередко обслуживание таких перевозок производится на легковых автомобилях, не приспособленных для такого вида деятельности. Этому способствуют небольшие партии таких перевозок, совмещение должностей водителя, грузчика, а иногда и владельца автомобиля и торговой точки, высокие цены на транспортное обслуживание. При этом отпадает необходимость получения лицензии на осуществление перевозок (необходимой для

грузовых автомобилей), а также уплаты налога на транспортное средство. Учесть объем таких перевозок практически невозможно.

4. Акционирование автотранспортных организаций. Завершился процесс акционирования на автомобильном транспорте. В настоящее время большинство (более 90 %) автотранспортных организаций преобразовано в акционерные общества открытого типа.

Происходит увеличение хозяйственной и экономической самостоятельности организаций в условиях фактической ликвидации вертикальных связей и роста конкуренции (табл. 4). Обостряется конкуренция на рынке автотранспортных услуг вследствие приватизации госсобственности и децентрализации перевозок (потребители транспортной продукции выбирают более «дешевых» перевозчиков).

В общем объеме коммерческих перевозок, выполняемых организациями отрасли, по-прежнему преобладающая часть приходится на крупные и средние АТО. Однако доля малых предприятий и индивидуальных предпринимателей как по объему перевозок, так и по грузообороту постепенно увеличивается. В условиях рынка развиваются перевозки, выполняемые предпринимателями — владельцами грузовых автомобилей. Их доля в общем объеме перевозок постепенно растет. Предпринимателями выполняется значительная часть перевозок в междугородном сообщении.

5. Диверсификация производства. Диверсификация стала получать все более широкое распространение в организациях автомобильного транспорта. Для того чтобы уменьшить степень риска и стабилизировать финансовое положение фирмы в течение длительного периода времени, организации стали расширять область деятельности за счет других сфер бизнеса.

Таблица 4

Динамика численности автотранспортных организаций по формам собственности

в Ставропольском крае

Форма собственности 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Всего АТО 76 66 64 68 66 59

в том числе:

государственная 6 6 5 7 6 6

в том числе: федеральная 5 5 4 5 4 4

субъектов Федерации 1 1 1 2 2 2

муниципальная 9 11 12 9 9 6

общественных объединений (организаций) 1 2 2 2 2 2

частная 44 32 33 38 31 31

смешанная российская (без иностранного участия) 16 15 12 12 12 10

иностранная (с российским участием) - - - - - -

иностранная (без российского участия) - - - - 1 1

Расширение сфер деятельности АТО идет за счет родственных функций, близких или связанных с автомобильным транспортом. Это чаще всего торговля автомобилями и запасными частями к ним, техническое обслуживание и ремонт автомобилей частных владельцев, организация погрузочно-разгрузочных работ, услуги по складированию и экспедированию грузов, организация платных стоянок автомобилей.

Вместе с тем, ряд организаций выполняет работы и услуги, не связанные с их основной деятельностью, такие, как сдача в аренду производственных и административных помещений, торгово-посред-нические операции, строительство, производство строительных материалов (кирпича, шлакоблоков) и другие работы. В последнее время АТО принимают меры к расширению объема сервисных и других услуг для грузоотправителей и грузополучателей.

6. Сложное финансовое положение. У большинства грузовых АТО имеется значительная дебиторская и кредиторская задолженность, что осложняет их текущее финансовое состояние и снижает инвестиционные возможности для модернизации производственной базы и обновления парка подвижного состава [3].

Перевозка грузов АТО отрасли осуществляется в основном на рынке малодоходных массовых перевозок торговых, строительных и других социально значимых грузов, причем обслуживается постоянная клиентура. Поэтому многие АТО имеют убытки или вынуждены работать с минимальным уровнем рентабельности, хотя обладают избыточными провозными возможностями. Малая доходность таких перевозок и высокие издержки производства затрудняют для организаций изыскание средств на обновление подвижного состава, что мешает им обеспечивать высокое качество транспортного обслуживания и не позволяет выходить на более выгодные сегменты рынка транспортных услуг [3]. В условиях сложного финансового положения АТО и возможности свободного регулирования тарифов на грузовые перевозки в соответствии с действующим законодательством себестоимость перевозок грузов в Ставропольском крае увеличилась в 2 раза за период 2000 - 2005 гг. Повышение себестоимости вызвало повышение тарифов на перевозки. Однако повышение тарифов не смогло обеспечить безубыточную работу грузового автотранспорта из-за повышения цен на топливо, запасные части и материалы в 1,5 - 2 раза.

7. Отсутствие продуманной стратегии развития организаций. Один из негативных стереотипов,

сложившийся у многих руководителей АТО в последние годы, связан с отрицанием необходимости планирования в условиях рыночной экономики. Это вызвано трудностью составления прогнозов в условиях нестабильной экономической ситуации, а также тем, что руководство АТО озабочено решением острых текущих проблем, простым выживанием организации. Результаты исследования показывают, что стратегическое планирование имеет низкий статус по сравнению с другими видами управленческой деятельности.

С другой стороны, это может быть следствием непонимания этого вида управленческой деятельности со стороны руководящих работников АТО, низким уровнем подготовки кадров к работе в рыночных условиях. Однако отказ от планирования ведет к потере ориентиров и неспособности организации приспособиться к изменениям во внешней среде, а отсутствие продуманной стратегии и маркетинговой политики снижает конкурентоспособность, приводит к утрате рыночных позиций и усугублению и без того сложного финансового положения.

Основным фактором, определяющим интенсивность и характер развития автомобильного транспорта, является состояние экономики России. Подъем экономики, развитие торговли и бизнеса практически всегда стимулируют рост объемов перевозок.

В настоящее время наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, постепенно нормализуется положение в финансовой и кредитной сферах. Спрос на услуги автомобильного транспорта находится примерно на одном и том же уровне. Немаловажным фактором увеличения объемов автомобильных перевозок в дальнейшем можно считать развитие внешнеэкономических связей России. Однако развитие автомобильного транспорта будет происходить в дальнейшем не только за счет роста объемов, но и за счет качественных изменений.

Положительно следует оценить то обстоятельство , что возникли, как показывает анализ практики хозяйствования, объективные условия для повышения предпринимательской активности, уровня конкуренции и формирования на автомобильном транспорте транспортных и транспортно-экспеди-ционных организаций нового типа, ориентированных на эффективную рыночную деятельность, на использование внутренних резервов по повышению эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, на реализацию современных управленческих и организационно-технологических решений.

Следовательно, основным фактором качественных изменений на грузовом автомобильном транспорте в Ставропольском крае является формирование конкурентной среды. Происходит увеличение количества небольших автотранспортных фирм и частных перевозчиков, которые лучше приспособлены к работе в условиях рыночных отношений. Большие, узкоспециализированные организации, ориентированные на массовые перевозки вынуждены сокращать объемы перевозок, т. к. они в данных условиях утратили основное свое преимущество — экономию на масштабах производства. Формирование конкурентной среды на рынке автомобильных перевозок заставит такие организации проводить оптимизацию внутренних структур и поддерживать режим экономии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бережной В. И. и др. Формирование стратегии развития автотранспортного предприятия в условиях нестабильной экономической среды / В. И. Бережной, Е. В. Бережная, В. А. Фурсов, А. В. Березовская. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2002. - 200 с.

2. Кривокора Ю. Н. Методические основы управления развитием автотранспортных предприятий: дис. на соискание уч. степ. канд. экон. наук / Кривокора Юрий Николаевич. — СПб., 2002. — 217 с.

3. Транспорт в России. 2005: Стат. сб. / Росстат. — М., 2005. — 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.