5. Гоч В.П., Кулиниченко В. Л. Жизнь и причинность. - К.: Сфера, 2004. - 165с.
6. Діагностичні підходи до визначення стану духовного і морального здоров’я особистості: Навч. посібник для проведення практичних занять / Укл. проф. М.С.Гончаренко, доц. Е.Т.Карачинська, В.Є.Новіков. - Х.: ХНУ ім.В.Н.Ка-разіна, 2006. - 158 с.
7. Избранные труды Школы Причинности. - Тюмень: Истина, 2004. - 256 с.
8. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия. - М., ОЛМА -ПРЕСС ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006. - 848 с.
9. Ниши К. Золотые правила здоровья. - СПб.: ИК Книжный дом «Невский проспект», 2005. - 122 с.
10. Причинность и экология: Международная научно-практическая конференция. Сб. научн. статей. - М.: «Звезда утренняя», 2006. - 296 с.
Поступила в редакцию 22.08.2007г.
РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕМЬИ: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Елизарова С. В.
Валеологический центр «Эльфэль», г. Одесса
Аннотация. В статье рассматриваются аспекты здоровых семейных отношений, уровень духовного, морально-нравственного и физического здоровья. Раскрываются направления формирования здоровых семейных отношений через процесс обучения духовному развитию в рамках научной Школы Причинности. Исследовано и проанализировано качество здорового образа жизни и уровень гармоничного развития семьи, приводится оценка духовного развития семьи.
Ключевые слова: валеология, научная Школа Причинности, качество здорового образа жизни, духовное развитие семьи.
Анотація. Єлізарова С. В. Роль і завдання родини: ва-леологічні аспекти здорових сімейних відносин. У статті розглянуті аспекти здорових сімейних відносин, рівень духовного, морального і фізичного здоров’я. Розкрито напрямки формування здорових сімейних відносин через процес навчання у рамках наукової Школи Причинності. Досліджена і проаналізована якість здорового способу життя і рівень гармонійного розвитку сім’ї, дана оцінка духовного розвитку сім’ї.
Ключові слова: валеологія, наукова Школа Причинності, якість здорового способу життя, духовний розвиток сім’ї.
Annotation. Elyzarova V.P. The role and problems of the family: the valeological aspects of healthy family relations. The aspects of healthy family relations, the level of spiritual, moral and physical health are examined in this article. The directions of forming of healthy family relations are opened through the spiritual development training in the borders of scientific School of Causality. The merits of the healthy life-style and the level of harmonious development of the family were investigated and analyzed and the valuation of the spiritual development is brought.
Keywords: valeology, the scientific School of Causality, the merit of the healthy life-style, spiritual development of the family.
Введение.
Большая часть населения нашей страны объединена в семьи; семья - наиболее древнее из социальных объединений людей. Можно сказать, что, несмотря на изменения, произошедшие с семьёй на протяжении всей её истории, особенно в ХХ веке, она достаточно жизнеспособна и актуальна в настоящее
время. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.
Семья - продукт государственной системы, она изменяется со сменой этой системы, всегда выступая моделью конкретного исторического периода развития государства со всеми его экономическими, моральными и духовными противоречиями. Современные экономические перепады, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности семьи.
Перед молодыми семьями в Украине стоят острые проблемы материального, экономического и жилищно-коммунального характера. Неопределенность в будущем, нестабильность заработной платы, неподготовленность к семейной жизни и приспособление к этим условиям негативно сказывается не только на демографической ситуации в Украине, но и на внутрисемейных процессах, характере взаимоотношений между членами семьи, ее взаимосвязи с окружающей средой, воспитании детей, организации свободного времени.
Социологи отмечают, что количество разведенных пар выросло больше, чем количество зарегистрированных браков. Таким образом, возможно, что разводы у нас, превратились в более легкий и распространенный опыт сглаживания серьезных семейных конфликтов, которые существовали всегда.
Большое количество разводов в первые годы семейной жизни, подтверждает отсутствие семейной грамотности у молодых людей, часто сегодня можно наблюдать у молодых людей удивительное дилетантство в жизненных вопросах. Все эти перемены, которые проходит современная семья на данном этапе, существенно влияют на здоровье всех членов семьи, как физическое, так и психологическое и духовное. По данным исследователей 1/3 населения Украины находятся в состоянии хронического психоэмоционального стресса и нуждаются в психокоррекции. [15].
Во всем мире политики выделяют здоровье, как главный фактор безопасности нации. Состояние здоровья населения Украины на данном этапе развития выглядит следующим образом: в течение последних 10-12 лет Украина стала наистарейшей страной, т.е. у нас наблюдается самая большая смертность. Продолжительность жизни женщин уменьшилась на 2,5 года, а мужчин на 4 года. Увеличился уровень психических заболеваний. Женщины болеют больше мужчин на 35%, репродуктивное здоровье женщин требует особого внимания, так высокий уровень здоровья имеют только 2,9% всех женщин на Украине. Бесплодие женщин возросло в 3 раза по сравнению с 1989 годом. Здоровье человека характеризуется сегодня не только уровнем физического развития, наличием заболеваний или дефектами развития, а в большей степени уровнем морально-волевых и ценностных установок. Управление здоровьем должно начинаться с духовной составляющей. Без понимания высших аспектов Бытия, т.е. смысла жизни, ее
цели, согласия со своей совестью, невозможно формирование здоровья в целом. Неудовлетворенность своей жизнью всегда порождает нездоровье
- через психические эквиваленты. Сегодня перед государством стоит самая главная задача - вырастить и выучить здоровое поколение. А без знаний человека о себе невозможно построить крепкое общество. Сегодня наука валеология выступает не только как безальтернативная стратегия нового направления в образовании, основанного на осознанном, ответственном поведении человека то есть на валеоэтике. Валеологическое образование на сегодняшний день является самым эффективным в нынешних условиях, с помощью которого люди получают возможность решения своих самых актуальных вопросов, одним из которых является построение здоровых семейных отношений. Целью валеологического воспитания и образования является повышение уровня физического, психического и духовного здоровья нации. Крепкая, гармонично развивающаяся семья, является тем фундаментом , на котором может строиться стабильное процветающее общество и государство.
Одна из главных задач состоит в том, чтобы создать системы формирования здорового образа жизни с ориентацией на новое понимание взаимоотношений человека и окружающего мира, смысла жизни, судьбы человечества, отношения к своему здоровью. Именно поэтому все усилия должны быть направлены на воспитание творческого человека с новым мировоззрением, новым сознанием, который сможет решать проблемы современного общества. Решение этих задач возлагаются на Валеологию, которая дает знания о человеке во всех его проявлениях, природных и социальных факторах влияния на него, условиях и средствах его формирования, сохранения, укрепления и передачи последующим поколениям. В вопросах познания и оздоровления Валеология на первое место ставит духовность [5, 6]. Именно на сохранение и укрепление семьи, на формирование здоровых семейных отношений, и направлены валеологические положения о семейном образовании и воспитании. Они основываются на неразрывной связи человека с природой, на наличие энергоинформационного обмена между ними, на развитии сознания человека, как решающего фактора в формировании здоровых семейных отношений.
Работа выполнена в соответствие с практическими задачами Одесского Валеологического Центра « Эльфэль».
Формулирование целей работы.
Все нарастающий кризис в семейных отношениях поставил вопрос о приоритете развития сознания и поднятия уровня духовности, каждого члена семьи. И поэтому вопрос: «Какие валеологичес-кие аспекты могут помочь в формировании и укреплении здоровых семейных отношений?» сегодня является очень своевременным и актуальным.
Раскрытие этого вопроса и является основ-
ной целью данной работы.
Рассмотрим в данной работе, как валеоло-гическое образование и воспитание, направленное на расширение сознания, на повышение уровня духовности, гармонизирует семейные отношения.
Цель нашей работы состояла в раскрытии направлений формирования здоровых семейных отношений через процесс обучения духовному развитию в рамках научной Школы Причинности.
Исходя из цели исследования, мы сформулировали следующие задачи:
- исследовать качество здорового образа жизни семьи.
- исследовать уровень гармоничного развития семьи;
- оценить уровень духовного развития семьи;
Предмет исследования - семейные отношения, уровень духовного, морально-нравственного и физического здоровья в двух типах семей: тех, которые становятся на путь познания, путь творческого развития, изучают Теорию Причинности как важную часть валеологии и основу эниовалеологии, и тех, кто не занимается никакими специальными практиками и технологиями, ведут традиционный образ жизни.
Объектом исследования являются семейные пары в возрасте от 30 до 55 лет, с разным стажем семейной жизни, разным социальным положением и мировоззрением. Исследование проводилось на двух группах семейных пар, в количестве 10 пар в каждой группе. Группа 2 проходила обучение в научной Школе Причинности, в течение двух лет посещала образовательные семинары, на занятиях группа получала знания о структурной организации Мироздания, об энергетических взаимодействиях между людьми, о механизмах появления причин, ведущих к разрушению семейных отношений. Проходила обучающие семинары, на которых раскрывалась суть женщины, суть мужчины, посещала лекции по этике и культуре семейных отношений. Так же семейные пары в течение двух лет на практических семинарах знакомились с темами: о свойствах Пространства и Времени, об особенностях наступившего Нового Времени, о состоянии времени человека и живых систем и нарушениях производимые человеком во времени, о свойствах психических и духовных энергий, о формировании духовных отношений между людьми, об уровнях сознания и о причинах дефектов сознания, о причинных дефектах в пространстве и т.д. В группу 1 были включены семьи, которые не занимаются в Школе Причинности, т.е. ведут традиционный образ жизни, как большинство семей.
Результаты исследований.
Как показывают результаты исследования, посредством анкетирования, одной из основных причин дисгармонии в семейных отношениях является отсутствие семейной грамотности, т.е. знаний, духовно - нравственных знаний, основанных на тес-
ном взаимодействии и неразрывной связи человека с окружающим миром, позволяющие гарантированно создать счастливую семью.
А практика работы на семинарах, где присутствуют семейные пары, показывает, что формирование мировоззрения, формирование сознания, рост духовности приводит к созданию и формированию живого организма семьи. Семья, как живая система, становится более устойчивой к внешним изменениям и катаклизмам, т. к. повышается уровень сознания и происходит понимание многих жизненных процессов, а вследствие этого, отношения внутри системы становятся более гармоничными и не напряженными. Посредством обучения в валео-логических центрах, консультаций на основе знаний Теории Причинности, наблюдается постепенное улучшение взаимоотношений между супругами, появляется терпение и понимание по отношению друг к другу, а это, в свою очередь, укрепляет семью, как ячейку социальной, государственной структуры, делая ее более устойчивой к многочисленным социальным изменениям.
Как показывает практика, среди множества существующих технологий по развитию и укреплению семьи, наиболее эффективными являются, на сегодняшний день, технологии на основе духовного совершенствования, а именно технологии Теории Причинности.
Выполненный в Теории Причинности синтез достижений западной науки и восточных духовных традиций вылился в целостный холистический подход к человеку как к многоуровневому биологическому объекту, который имеет не только физический, но и более тонкий энергоинформационный аспект. Уникальность технологий Теории Причинности заключается в совершенно новом подходе к причинам болезней человека; к вопросам построения взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми [7, 8].
Теория Причинности показывает, что причины каких-либо событий формируются и хранятся в виде голограмм, записанных в жидкостной среде организма человека, его крови. А вся совокупность голографических записей образует информационное (Причинное или Каузальное) тело человека. Источником всех информационных записей является сам человек, а их количество определяется направленностью его мыслей, жизненных приоритетов и ценностей. Теория Причинности показывает, что корни проблем во взаимоотношениях и всех болезней находятся в информационном плане, который является нижним планом Духовного Мира [5, 6]. Отсюда следует, что причины всех проблем в семейных отношениях и в здоровье человека кроются в бездуховности. Более чем пятнадцатилетний опыт работы специалистов Научной Школы Причинности показал, что если человек познает механизмы формирования и развития причин, возникающих проблем в семейных отношениях, то это дает человеку ключи управления своим поведением, своими эмоция-
ми, своими внутренними и внешними движениями и наконец-то позволяет перейти от выяснения отношений, от борьбы, непонимания и претензий в семейной жизни к пониманию того, что привело к ухудшению семейных отношений и позволяет восстановить здоровые отношения в семье. Разработанные технологии Теории Причинности позволяет по-новому взглянуть на семейные отношения и рассмотреть их гармонизацию с принципиально новых позиций. Теория Причинности дает возможность показать возможности познания и снятия причин, отягощающих путь человека и дающих тяжелые следствия. Ответственность за обеспечение своего будущего и здоровья сегодня лежит на самом человеке. Корни болезней и семейных конфликтов уходят в нарушения и преступления Законов Бытия, а затем проявляются по цепи причинно-следственной связи. Борьба с конфликтами в семье, только как со следствиями, без устранения причин, породивших конфликтные ситуации, неэффективна, потому что действующая причина повторит устраненное следствие [7, 8].
Таким образом, с помощью этих групп, стало возможным провести сравнительное исследование:
• здорового образа жизни семьи;
• гармоничного развития семьи;
• уровня духовного развития семьи.
Исследование качества здорового образа жизни семьи проводилось с помощью метода анкетирования. За основу взята «Валео-педагогическая квалиметрия здорового способа жизни школьников». Использовался материал учебного пособия для проведения практических занятий: «Диагностические подходы к определению состояния духовного и морального здоровья личности»” [9]. Для получения информации, касающейся оценки здорового способа жизни семьи, анкета дополнена вопросами, касающимися оценки уровня взаимоотношений в семье.
Общее предназначение данного метода, состоит в том, чтобы выяснить, как влияет валеологи-ческое обучение методам духовного развития, в частности обучение семейных пар в научной Школе Причинности на формирование здорового образа жизни семьи и здоровых семейных отношений.
В результате факторного анализа, данных валео-квалиметрии здорового способа жизни семьи, выяснилось следующее: у семейных пар, которые занимаются в научной Школе Причинности, занимаются духовным развитием, познанием происхождения и зарождения причинно-следственных связей, в целом лучше состояние здоровья, меньше вредных привычек, это можно проследить на следующих показателях в таблице:
Сведенная таблица, содержащая результаты проведенного системного исследования, где показан уровень здорового образа жизни современной украинской семьи по состоянию на 2007 год.
Исследование качества здорового образа жизни семьи
Таблица 1
Валео-квалиметрия здорового образа жизни семьи
По 5-бальной системе Не занимающиеся (группа 1) Занимающиеся (группа 2)
1 2, 60 3, 00
2 2,40 3,50
3 2,30 3,00
4 2,20 2,80
5 2,20 3,20
6 2,60 2,80
7 2,20 3,00
8 2,00 3,80
9 2,60 3,40
10 2,30 3,60
общая сумма 23,40 32,10
средняя величина по группе 2,34 3,21
Здесь и далее в первой колонке таблиц 1-3 подаются данные о семьях, не проходящих курс обучения в Школе Причинности, не повышающих свой уровень духовного развития, то есть ведущих традиционный образ жизни. В дальнейшем эта группа респондентов будет обозначаться как «группа 1», те же опрашиваемые семьи, которые проходят обучение в Школе Причинности, посещают семинары по этике семейных отношений, повышают свой духовный уровень, будут обозначаться как «группа 2».
Ниже приводятся диаграммы со сведенными данными обеих опрашиваемых групп респондентов по всем основным темам анкетирования валео-квалиметрии здорового образа жизни семьи. Диаграммы отображают средний результат по каждой группе респондентов.
Из приведенных результатов (рис. 1) хорошо видно, как заметно отличается в лучшую сторону качество сна, качество питания, физическая активность, отношение к работе, намного лучше становятся взаимоотношения в семье, качество отдыха выше и гораздо меньше вредных привычек, семьи, которые получают валеологические знания, выше оценивают свое состояние здоровья.
Заметно лучше взаимоотношения в семье, если оценивать по 5-ти бальной системе, то уровень взаимоотношений в семьях, которые занимаются в Школе Причинности, составляет 4,3 балла, а в семьях, которые не занимаются, составляет 3,4 балла. Хотя, как можно увидеть, и в первой группе уровень взаимоотношений в семье не максимально высокий, но уже приближается к норме, а вторая, контрольная, группа респондентов явно нуждается в валеологи-ческой помощи и консультации по построению здоровых семейных отношений.
Исследование уровня гармоничного развития семьи проводилось с помощью метода анкетирования. Использовался материал учебного пособия для проведения практических занятий: «Диагностические подходы к определению состояния духовного и морального здоровья личности»” [9]. За основу взята «Комплексная оценка, как метод диагностики раз-
вития школьников». Для получения данных, касающихся гармоничного развития семьи, анкета была дополнена соответствующими вопросами, что не противоречит условием диагностики (рис.2).
Таблица 2
Комплексная оценка гармоничного развития семьи ____________(по 5-ти бальной системе)____________
Г руппа1 Группа 2
3,70 4,60
4,50 4,40
3,50 4,20
3,00 3,80
4,50 4,40
3,80 4,60
3,80 4,20
2,90 4,40
3,80 4,30
3,10 4,40
сумма 36,60 43,30
средняя величина 3,66 4,33
Исследование уровня духовного развития семьи проводилось с помощью метода анкетирования. Использовался материал из тестового задания: “На пути к духовному росту ”, - Л. П. Сергеева [10]. Тестовое задание, было изменено и дополнено некоторыми вопросами для более полной и достоверной оценки уровня духовного развития семьи (рис.3).
Таблица 3
Оценка уровня духовного развития семьи (макси-
мальный результат 100 баллов)
Г руппа 1 Г руппа 2
32,50 72,50
77,50 63,50
40,50 77,50
77,00 77,00
50,50 86,50
45,50 95,50
63,50 58,50
35,50 95,50
50,50 69,00
53,50 77,50
сумма 526,50 773,00
средняя величина 52,65 77,30
Выводы.
Из проведенной работы мы можем сделать следующие выводы:
1. В результате духовного роста семейная пара естественным образом приходит к необходимости здорового образа жизни. Результаты тестирования наглядно показывают улучшение параметров сна, питания, физической активности, отдыха, взаимоотношений в семье (отношение
□ группа не занималась □ группа занималась
Рис. 1. Развернутая валео-квалиметрия здорового способа жизни семьи
Рис. 3. Оценка уровня духовного здоровья семьи 62
с родителями, с детьми, взаимопонимание между мужем и женой, сексуальные отношения), отношения к своему здоровью и уменьшения вредных привычек.
2. Выявлена следующая закономерность: если семейная пара идет по пути духовного развития, то у нее с одинаковой потенциальностью улучшаются все аспекты, характеризующие гармоничные отношения (культура взаимоотношений, духовное развитие, творческое развитие и физическая культура).
3. Уровень духовного развития семьи напрямую зависит от тех знаний, которые получает семья в процессе обучения. Эффективными в этом смысле являются знания, которые предлагает Теория Причинности (с помощью семинаров, лекций, индивидуальных консультаций).
Сейчас семьи как никогда нуждаются в ва-леологической помощи, консультациях, обучении, и расширение валеологического образования сейчас должно быть одной из основных задач в нашей стране. Критическая ситуация, сложившаяся на Украине со здоровьем нации и её жизнеспособностью, может решиться только через создание валеологи-ческой системы образования, которая направлена на формирование здорового образа жизни с ориентацией на новое понимание взаимосвязей человека и окружающего мира, смысла жизни, предназначения человечества. В первую очередь обществу необходимо заниматься развитием морально-нравственного и духовного потенциала нации.
На современном этапе развития валеологи-ческое образование в школах, в семьях создало бы крепкую основу для подготовки здоровых социальных резервов для нашего государства, а это основа и залог национального роста и процветания Украины. Те семейные пары, которые занимаются самосовершенствованием и духовным развитием, обладают такими качествами как: оптимизм, вера в будущее, доверие к своему государству. Органы государственной власти должны обратить внимание на приоритетность направления духовного развития населения. Сегодня необходимо поставить валеоло-гию в основу педагогики, в основу семейного воспитания и многих других образовательных программ, думается, положительные результаты не заставят себя долго ждать.
На основании полученных данных можно говорить о необходимости и даже о государственной важности введения валеологического образования на Украине: создании валеологических центров по работе с населением, создании валеологических центров помощи и образования для семей. Такие образовательные программы повлияли бы на улучшение катастрофически падающего уровня здоровья нации, в том числе и репродуктивного. Такие программы улучшили бы состояние взаимоотношений в семьях, укрепили бы семью как социальную ячейку общества. Эти образовательные семинары необходимо посещать молодым людям, которые только окончили шко-
лу и должны сделать правильный выбор в дальнейшей жизни. Всё это является фундаментом, залогом дальнейшего развития и процветания нации, народа Украины и нашего государства.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем духовного развития человека.
Литература
1. Акимов А.Е., Шипов Г.И. Сознание и физическая реальность. - М.: Наука, 1996. - 172 с.
2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. -К.: Здоровье. - 1998. - 125 с.
3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л: Наука, 1987. - 125 с.
4. Валеология и энивалеология - УІІ: Сб. научн. статей. ТІ. -Севастополь, Севастопольский Валеологический центр «Лаукар», 2004. - 310 с.
5. Гончаренко М.С. Валеологический словарь. - Х., 1999. -316с.
6. Гончаренко М.С. Валеология в схемах. - Х.: Бурун книга,
2005. - 138 с.
7. Гоч В.П., Белов С.В. Теория причинности. - Севастополь, 2003. - 338 с.
8. Гоч В.П., Черноокий М.С. Новые ключи к здоровью. -СПб.: «Айзорель», 2007. - 144 с.
9. Діагностичні підходи до визначення стану духовного і морального здоров’я особистості: Навч. посібник для проведення практичних занять / Укл. проф. М.С.Гончаренко, доц. Е.Т.Карачинська, В.Є.Новіков. - Х.: ХНУ ім.В.Н.Ка-разіна, 2006. - 158 с.
10. Избранные труды Школы Причинности. - Тюмень: Истина, 2004. - 256 с.
11. Казначеев В.П., Михайлова Л.П. Сверхслабые излучения в межклеточных взаимодействиях. - Новосибирск: Наука, 1981. - 143с.
12. Некрасов А. Семья - начало мудрости. - М.: Амрита-русь,
2006. - 240 с.
13. Татаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М: Мысль, 1987. -352с.
14. Шипов Г.И. Теория физического вакуума. - М.: Наука, 1997. - 170 с.
15. Эдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2001. - 656 с.
Поступила в редакцию 22.08.2007г.
МЕТОДИЧНІ ПІДХОДИ ПРИ ЛІКАРСЬКО-ПЕДАГОГІЧНИХ СПОСТЕРЕЖЕННЯХ ЗА СПОРТСМЕНАМИ, ЩО ЗАЙМАЮТЬСЯ ШОРТ-ТРЕКОМ У ПІДГОТОВЧИЙ ПЕРІОД
Зайцев В.П., Джигалова-Філатова Л.С., Манучарян С. В.
Харківська державна академія фізичної культури
Анотація. У статті викладені результати обстеження і спостереження лікарем, тренером, методистом за шорт-треківцями на кафедрі рекреації і фізичної реабілітації і спортивних базах протягом червня-липня 2007 року. Представлені рекомендації по вдосконаленню навчально-тренувального заняття.
Ключові слова: шорт-треківці, обстеження, тестування, тренувальне заняття, лікарсько-педагогічні спостереження, рекомендації.
Аннотация. Зайцев В.П., Джигалова-Филатова Л.С., Манучарян С.В. Методические подходы при врачебнопедагогических наблюдениях за спортсменами, которые занимаются шорт-треком в подготовительный период. В статье изложены результаты обследования и наблюдения врачом, тренером, методистом за шорт-треков-цами на кафедре рекреации и физической реабилита-