Научная статья на тему 'Духовное развитие человека основа формирования здоровья'

Духовное развитие человека основа формирования здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8914
287
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЕОЛОГИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДУХОВНОСТЬ / ТЕОРИЯ ПРИЧИННОСТИ / ВАЛЕОЛОГіЯ / ЗДОРОВИЙ СПОСіБ ЖИТТЯ / ДУХОВНіСТЬ / ТЕОРіЯ ПРИЧИННОСТі / VALEOLOGY / HEALTHY LIFE-STYLE / SPIRITUALITY / THE THEORY OF CAUSALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Елизаров В. П.

В статье рассматривается здоровье человека как сложный комплекс взаимосвязанных характеристик (нравственных, духовных, психологических, интеллектуальных, социальных, культурных, экологических, физических). Основное внимание уделяется духовному развитию человека, как основополагающему в формировании физического здоровья. Приведены и проанализированы данные исследования духовного здоровья людей с различным уровнем сознания по методологии Теории Причинности и Методу работы в Причине (посредством анкетирования).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Елизаров В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The intellectual development is the basis of health forming

The men's health is seen in this article as complicated complex of interconnected behaviors (moral, spiritual, psychological, intellectual, social, cultural, ecological, physical). The core attention is devoted to the intellectual development of a man, as a basic in forming of physical health. The research information of spiritual health of people with different level of consciousness was brought and analyzed by the Theory of Causality and the Causality-work Method (with the aid of questionnaire design ).

Текст научной работы на тему «Духовное развитие человека основа формирования здоровья»

Издательский центр «Академия», 1997. - 112 с.

26. Платонов В.Н. Адаптация в спорте. - К.: Здоров’я, 1988. -216 с.

27. Платонов В.Н., Булатова М.Н. Физическая подготовка спортсмена. - К.: Олимпийская литература, 1995. - 320 с.

28. Рыбковский А.Г. Управление двигательной активностью человека (системный анализ). - Донецк: ДонГУ, 1998. -300 с.

29. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 184 с.

30. Сергієнко Л.П. Тестування рухових здібностей школярів.

- К.: Олимпийская литература, 2001. - 439 с.

31. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. - Т.1. Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2002. - 448 с.

32. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Т.Ю.Круцевич. - в 2-х томах. - К.: Олимпийская литература, 2003. - Т. 1. - 423 с.

33. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: Учеб. пособие / Авторы-составители О.Э. Аксенова, С.П. Евсеев / Под ред. С.П.Евсеева. - М.: Советский спорт, 2004. - 296 с.

34. Физическая реабилитация детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Под ред. Н.А.Гросс и др.

- М.: Советский спорт, 2000. - 224 с.

35. Фіцула М.М. Педагогіка: Підручник для студ. пед. інститутів і університетів. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2003. - 254 с.

36. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.

37. Чудная Р.В. Адаптивное физическое воспитание. - К.: Наукова думка, 2000. - 380 с.

38. Шиян Б.М. Теорія і методика фізичного виховання школярів. - Частина 1. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2001. - 272 с.

39. Russell D., Rosenbaum P., Gowland C. and al. Gross motor function measure manual: McMaster universal children’s development rehabilitation program, Chedoke-McMaster hospital and Hugh McMillan rehabilitation center. - N.Y., 1990. - 68 p.

Надійшла до редакції 14.08.2007р.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА -ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

Елизаров В. П.

Валеологический центр «Эльфэль», г. Одесса

Аннотация. В статье рассматривается здоровье человека как сложный комплекс взаимосвязанных характеристик (нравственных, духовных, психологических, интеллектуальных, социальных, культурных,

экологических, физических). Основное внимание уделяется духовному развитию человека, как основополагающему в формировании физического здоровья. Приведены и проанализированы данные исследования духовного здоровья людей с различным уровнем сознания по методологии Теории Причинности и Методу работы в Причине (посредством анкетирования). Ключевые слова: валеология, здоровый образ жизни, духовность, Теория Причинности.

Анотація. Єлізаров В.П. Духовний розвиток людини -основа формування здоров’я. У статті розглядається здоров’я людини як комплекс взаємозв’язаних характеристик (моральних, духовних, психологічних, інтелектуальних, соціальних, культурних, екологічних, фізичних). Особлива увага приділяється духовному розвитку людини, як основному у формуванні фізичного здоро-

в’я. Наведені та проаналізовані дані дослідження духовного здоров’я людей із різним рівнем свідомості за методологією Теорії Причинності та Методу роботи у Причині (за допомогою анкетування).

Ключові слова: валеологія, здоровий спосіб життя, духовність, Теорія Причинності.

Annotation. Elyzarov V.P. The intellectual development is the basis of health forming. The men’s health is seen in this article as complicated complex of interconnected behaviors (moral, spiritual, psychological, intellectual, social, cultural, ecological, physical). The core attention is devoted to the intellectual development of a man, as a basic in forming of physical health. The research information of spiritual health of people with different level of consciousness was brought and analyzed by the Theory of Causality and the Causality-work Method (with the aid of questionnaire design ). Keywords: valeology, healthy life-style, spirituality, the Theory of Causality.

Введение.

Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня очевидным является тот факт, что в мире сложилась необходимость преимущественного достижения духовного развития человека для преодоления кризиса на этапе духовного пути человечества.

Здоровье можно рассматривать как сложный комплекс взаимосвязанных характеристик, определяемых нравственным, духовным, психологическим, интеллектуальным, социальным, культурным, экологическим, физическим состоянием и качеством жизни.

Рост болезней, преступности, смертности, это, к сожалению, то, чем сегодня располагает наше общество. В результате резкого спада рождаемости наша страна переживает демографический кризис. Показатели уровня здоровья молодежи и детей, в том числе и рождающихся, далеки от нормы. Современный период развития характеризуется отсутствием моральных и духовных ориентиров человека.

Направление на здоровый образ жизни не находит своего отражения в средствах массовой информации, напротив там царит полный хаос. Пресса, радио, телевидение, реклама, кино, видеоклипы, сопровождающие современные песни, заряжены негативными образами и информацией и способствуют агрессии, безнравственности, жестокости, что в свою очередь сказывается на состоянии здоровья всех людей и больше всего молодежи и детей.

Первоочередная задача состоит в том, чтобы создать системы формирования здорового образа жизни с ориентацией на новое понимание взаимоотношений человека и природы, смысла жизни, судьбы человечества, отношения к своему здоровью. Именно поэтому все усилия должны быть направлены на воспитание творческого человека с новым мировоззрением, новым сознанием, который сможет решать проблемы современного общества.

„Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества” [8, 826].

Решение этих задач возлагаются на Валео-

логию, которая дает знания о человеке во всех его проявлениях. В вопросах познания и оздоровления Валеология на первое место ставит духовность. В структуре модели человека и ее внешних определяющих составных на первом месте духовная составная - высшие духовные законы, законы морали, общечеловеческие ценности.

Таким образом, духовность человека является основой здоровья.

Предметом нашего исследования являются технологии духовного здоровья, среди которых основное внимание уделено методологии Теории Причинности.

Никогда еще люди не болели столько, сколько теперь. Именно бездуховность приводит к катастрофическому ухудшению здоровья людей, наносит вред физическому и психологическому здоровью.

Чтобы исследовать здоровье, необходимо понять феномен человека, принципы его организации. Но этого понимания до последнего времени не могла дать медицинская наука, ориентированная на исследование преимущественно физического тела.

Кризис в медицине вызвал интерес к народным, традиционным способам лечения и поставил вопрос о приоритете духовности в здоровье человека.

Человек должен научиться видеть, слышать и ощущать Духовный Мир, т.е. он должен получить определенные знания. Опыт таких знаний в мире накоплен достаточно большой.

Поэтому для сохранения здоровья существует ряд требований к экологии пространства человека - общего и малого, в котором он живет, работает, отдыхает. Эти особенности тоже должны учитывать врачи.

Знания о необходимости целостного подхода к человеку для достижения его полного здоровья были известны и в мировой философии и медицине еще в древности.

В Священном Писании приводятся наставления и указания, относящиеся ко всем сферам внутренней и внешней жизни людей, соблюдение которых сохранит жизнь и открывает путь, а здоровье является высшим благом во все времена.

О роли духовности в достижении здоровья мы находим в древнекитайской медицине. Базовыми принципами китайской философии являются единство этического и духовного. Восточная культура не знает противопоставления бытия сознанию, а медицина не мыслится вне связи с философией.

Древнеиндийское представление о человеке характеризуются холистическим подходом, восприятием человека как целостного в самом себе и единого с Миром. Они и сегодня перекликаются с современными научными взглядами. Тибетская медицина и Аюрведа говорят, что причины наших болезней лежат в дефектах сознания.

Кацузо Ниши рассматривает человеческий организм как саморегулирующую систему, поэтому нужно помочь ему пробудить целительные силы и

не мешать их действию. Но он говорит о том, что ни один метод сохранения здоровья не может быть практическим и рациональным средством, пока не будет основываться на принципе - понять причину.

Сегодня нужны другие знания и другое сознание человека, чтобы понять, что с ним происходит. Сложная информационно - энергетическая система человека большей частью состоит из малоизвестных нам энергоинформационных слоев подсознания и лишь несколько процентов занимает физическое тело и сознание. Вот почему при решении вопросов здоровья человека и предупреждения болезней необходимо в первую очередь причины их возникновения видеть в духовном и интеллектуальном несовершенстве человека.

Исследование различных методологий духовного развития человека показывает, что наиболее перспективной и наиболее эффективной технологией в достижении духовного здоровья человека является методология Теория Причинности и Метод работы в Причине проф. В. П. Гоча.

В Теории Причинности рассматриваются вопросы бытия, законы материи и духа, пространства и времени, исследуются общие законы Причинности, как основания любого вида теоретической и практической деятельности; конкретные взаимодействия человека, конкретные механизмы его жизнедеятельности. Человек, получая определенные знания, становится на новый Путь, который достигается работой в Причине, это путь мудрости творчества и здоровья.

Работа выполнена в соответствие с практическими задачами Одесского Валеологического Центра « Эльфэль».

Формулирование целей работы.

Одесский Валеологический Центр «Эль-фэль», занимающийся духовно-просветительской работой на основании методологий Теории Причинности и работы в Причине посредством анкетирования слушателей Центра провел исследование динамики основных технологий духовного развития человека в формировании уровня духовного сознания и здоровья на разных этапах обучения.

В исследовании приняли участие четыре группы слушателей Одесского Валеологического Центра «Эльфэль» в возрасте от 21 до 65-ти лет мужчины и женщины (80 чел.) по 20 человек в каждой группе.

Все группы состояли из людей с различным уровнем сознания. Сравнительный анализ во времени с одними и теми же людьми, не проводился, проводилось тестирование каждой группы в от -дельности.

Уровни знаний каждой группы позволяют сказать, что они представляют разные технологии усовершенствования познания духовного мира.

1 -я группа состояла из людей пришедших впервые в Центр, ее участники приняли участие в анкетировании до занятий по Теории Причинности, они имели представление о духовности из раз-

ных источников и обучающих программ, занимались другими методологиями духовного здоровья.

Участники второй группы прошли обучение по методологии Теория Причинности - первый уровень - познание всеобщих законов и проявления Причинности (обучающий семинар 8 дней).

Слушатели третьей группы проходили дальнейшее обучение по методологии Работа в Причине - второй уровень и принимали участие в практических занятиях, проводимых в Центре в течение 1 года.

Участники четвертой группы в процессе дальнейшего обучения, тренингов, практических занятий, семинаров получали знания по методологии исследования конкретных проявлений Причинности - третий уровень (1-3года).

Цель данного исследования заключалась в том, чтобы показать динамику духовной трансформации личности в процессе приобретения знаний, изменения сознания, очищения души, налаживанием правильных взаимодействий с окружающим миром.

Показать возможности и преимущества Теории Причинности как наиболее эффективной новой технологии в формировании здоровья на основе духовного развития и совершенствования человека для выхода его на более высокий и качественный уровень своей жизни.

За основу исследования мы брали знания о структурной организации человека, обусловленные холистическим подходом, в пределах понимания механизмов функционирования и взаимодействия сознания, души и тела как единого целого.

Для исследования было использовано пособие для проведения практический занятий «Диагностические подходы к определению уровня духовного и морального здоровья личности», утвержденного на заседании ученого совета фило-

софского факультета Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина (протокол №4 от 3 октября 2006 года).

Основными методами оценки духовного здоровья явилось анкетирования, опрос и тестирование участников с использованием вопросников, анкет и тестов, к которым прилагаются конкретные рекомендации относительно определения качества и количественной составной здоровья.

Для обработки диагностических данных по тесту «Оценка жизненных ценностей» мы использовали таблицу 1, в которой структурируются ценности, присущие определенным уровням сознания.

Результаты исследований.

В результате проведенного исследования были получены следующие результаты (табл. 2).

Нумерация в данном тесте (от 1 до 16) производится по порядку уменьшения ценностей, т.е. все, что на первых местах - это играет главную роль в жизни человека. Ценности определяются по сумме мест - чем меньше сумма, тем выше уровень данной группы.

В результате проведенного исследования (рис.1) посредством обработки диагностических данных было выявлено, что люди входящие в группу 1, т.е. не прошедшее обучения по методологии Теория Причинности, отдают предпочтение семейным ценностям, духовные ценности по сумме всех мест - на втором месте.

Вторая группа, приняв участие в семинаре по методологии Теории Причинности, участвует в тестировании с учетом того, что ими принято, понято и осознанно и соответственно расставляет приоритеты ценностей: на первое место - духовные ценности, на второе место - семейные.

На первом месте у слушателей третьей группы, как и в предыдущей, стоят духовные ценности, но предпочтение здесь отдается доброжелательнос-

Таблица 1

Ценности, присущие определенным уровням сознания

Индивидуалистиче ские ценности Семейные ценности Социальные ценности Духовные ценности

Разнообразные удовольствия Семейное благополучие Социальная справедливость Верность

Признание и популярность Выгодный брак Порядок в государстве Доброжелательность

Власть и влияние Послушные дети в семье Взаимопонимание между гражданами Помощь, кто в ней нуждается

Собственная безопасность Спокойная старость Благополучие страны Гармония с природой с природой

Ух = У2 = Уз = У4=

Таблица 2

Результаты тестирования «Оценка жизненных ценностей»

Жизненные ценности 1 группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

Индивидуалистические ценности 728,00 816,00 926,00 953,00

Семейные ценности 571,00 641,00 684,00 845,00

Социальные ценности 739,00 724,00 721,00 680,00

Духовные ценности 683,00 546,00 399,00 262,00

Таблица 3 Результаты тестирования «Ценности, присущие определенным уровням сознания»

Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа

1 место 1 место 1 место 1 место

семейные духовные духовные духовные

2 место 2 место 2 место 2 место

духовные семейные семейные социальные

3 место 3 место 3 место 3 место

индивид. Социальные. Социальные. Семейные

4 место 4 место 4 место 4 место

социальные индивид. Индивид. Индивид.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 группа 2 группа 3-я группа 3 группа

□ Индивидуалистические □ Семейные □ Социальные □ Духовные

Рис. 1. Динамика изменения жизненных ценностей

ти и гармонии с природой.

Слушатели четвертой группы показывают явный приоритет духовных ценностей и на первые места ставят: - гармония с природой, помощь тем, кто в ней нуждается. Что же касается семейных ценностей, то они отдвигаются на третье место, а социальные ценности получают приоритет.

Тест «Оценка уровня духовного здоровья» Сумма баллов 40 и более свидетельствует о высоком уровне духовности; - от 20 до 39 - о среднем уровне, от 0 до 19 - о низком уровне духовности.

Исследование результатов данного анкетирования (рис.2) показывают, что высокого уровня духовного развития достигают: 25 % участников анкетирования после 8-дневного начального курса обучения по методологии Теории Причинности;- 60 % - занимающиеся в течение года; и 100 % участников анкетирования, которые являются слушателями Центра год и более. По мере обучения слушателей сумма баллов увеличивается при ответах на вопросы; 4. Нравится ли вам делиться тем, что у вас есть? 2. Учитываете ли вы в каждодневной жизни интересы других людей? 9. Присуще ли вам чувство любви к Человечеству?

Тест «На пути к духовному росту»

Сумма баллов от 0 до 59 - высокий уровень духовного роста, от 60 до 83 - средний уровень, от 84 до 180 - низкий уровень.

Данное исследование (рис.3) показывает, что

участники тестирования первой группы - до занятий по методологии Теории Причинности показали низкий уровень духовного роста, после 8-ми дней обучения - средний уровень, занимающиеся в Центре слушатели в течение 1 года - 60 % - высокий уровень, 40% средний и слушатели, занимающиеся в Центре год и более - 100% высокий уровень.

Исследование ответов по каждому вопросу теста показывает, как меняется человек по мере получения им знаний, как повышается его сознание и приходит понимание его взаимодействия с окружающим миром, родными и близкими и самого себя. Здесь проявлено понимание, что судьба человека целиком и полностью зависит только от него самого; что такое творчество - это созидание и вклад, который человек вносит в общее дело. По мере обучения слушатели показывают правильное восприятие жизненных ситуаций, личную ответственность за порученное дело.

Тест «Определение духовной составляющей здоровья»

Сумма баллов от 0 до 89 свидетельствует о высоком уровне духовности, от 90 до 178 - средней уровень, от 179 до 265 - низкий уровень духовности.

Результаты исследования тестирования (рис.4) по определению духовной составляющей здоровья по сумме баллов:

■ участники группы 1 (до занятий) - 65% - сред-

Результаты тестирования «Оценкауровня духовного здоровья»

1 -я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

Суммарные места

337,00 704,00 938,00 1042,00

1200

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4

Группы

Рис. 2. Динамика результатов анкетирования уровня духовного здоровья участники группы 1 (до занятий) - 65% - низкий уровень, 35 % средний; слушатели 2 группы - 75 % - средний; 25 % - высокий; слушатели 3 группы - 40 % - средний, 60 % - высокий; слушатели 4 группы - 100 % - высокий уровень.

Таблица 5

Результаты тестирования «На пути к духовному росту»

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

2360,00 1370,00 1018,00 490,00

2500

группа 1 группа 2 группа 3 группа 4

Г руппы

Рис. 3. Результаты анкетирования «На пути к духовному росту»

Результаты тестирования Таблица 6 «Определение духовной составляющей здоровья»

1-я группа 2-я группа 3-я группа 4-я группа

3330,00 2105,00 1675,00 975,00

2

х

а

«

и

5000

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

группа 1 группа 2 группа 3

Группы

группа 4

□ высокий

□ средний

□ низкий

Рис. 4. Результаты анкетирования «Определение духовной составляющей здоровья»

ний уровень, 35 % - низкий;

■ слушатели 2 группы - 99 % - средний, 1% - высокий;

■ слушатели 3 группы - 60 % - высокий; 40 % -средний

■ слушатели 4 группы - 100 % - высокий уровень.

Таким образом, наблюдается общая тенденция: чем дольше респондент занимается изучением духовных практик, в частности технологий Теории причинности, тем духовные ценности приобретают для него более важное значение, становятся приоритетными. Рост уровня духовного развития участников групп по мере обучения технологиям Теории Причинности Работы в Причине вырастает с 25% высокого уровня после 8-ми дневного обучения до 100 % у занимающихся один год и более.

Анкетирование уровня духовного здоровья участников первой группы показало низкий уровень духовного развития. Не смотря на наличие у них опыта, различных духовных практик не позволил сформировать у них не сформировалось представление о поведении, основанном на духовных проявлениях.

Выводы.

Обобщение полученных материалов показало динамику развития духовного здоровья у исследуемых групп по мере их освоения знаний на разных уровнях обучения технологии Теории Причинности и Работы в Причине, совершенствование духовного познания привело всех участников к осознанию потребности заниматься повышением своего духовного уровня, формировать духовное

здоровье.

Проведенное исследование состояния духовного здоровья, позволило выделить ведущие педагогические методологии по динамике духовной трансформации, изменения сознания, основанного на детальном изучении духовной сферы, а именно технологии Теории Причинности.

Динамика духовного роста демонстрирует эффективность Теории Причинности, поскольку она содержит усвоенный опыт человечества в вопросах духовности и является новым шагом в познании и методах оздоровления, что позволяет ей стать основой технологии здоровья.

Полученные результаты дают основания полагать, что технология Теории Причинности и Метод работы в Причине В. П. Гоча должны найти свое место в валеологической практике Украины для использования в процессе учебно-педагогической работы и для индивидуального валеологического консультирования.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем духовного развития человека.

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. -К.: Здоровье, 1998. - 125 с.

2. Банкова В.В. Биоинформация и здоровье. - М., 2000. - 89 с.

3. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье.

- Л: Наука, 1987. 125 с.

4. Гоч В.П., Белов С.В. Теория причинности. - Севастополь, 2003. - 338 с.

5. Гоч В.П., Кулиниченко В. Л. Жизнь и причинность. - К.: Сфера, 2004. - 165с.

6. Діагностичні підходи до визначення стану духовного і морального здоров’я особистості: Навч. посібник для проведення практичних занять / Укл. проф. М.С.Гончаренко, доц. Е.Т.Карачинська, В.Є.Новіков. - Х.: ХНУ ім.В.Н.Ка-разіна, 2006. - 158 с.

7. Избранные труды Школы Причинности. - Тюмень: Истина, 2004. - 256 с.

8. Мудрость тысячелетий: Энциклопедия. - М., ОЛМА -ПРЕСС ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2006. - 848 с.

9. Ниши К. Золотые правила здоровья. - СПб.: ИК Книжный дом «Невский проспект», 2005. - 122 с.

10. Причинность и экология: Международная научно-практическая конференция. Сб. научн. статей. - М.: «Звезда утренняя», 2006. - 296 с.

Поступила в редакцию 22.08.2007г.

РОЛЬ И ЗАДАЧИ СЕМЬИ: ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЫХ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Елизарова С. В.

Валеологический центр «Эльфэль», г. Одесса

Аннотация. В статье рассматриваются аспекты здоровых семейных отношений, уровень духовного, морально-нравственного и физического здоровья. Раскрываются направления формирования здоровых семейных отношений через процесс обучения духовному развитию в рамках научной Школы Причинности. Исследовано и проанализировано качество здорового образа жизни и уровень гармоничного развития семьи, приводится оценка духовного развития семьи.

Ключевые слова: валеология, научная Школа Причинности, качество здорового образа жизни, духовное развитие семьи.

Анотація. Єлізарова С. В. Роль і завдання родини: ва-леологічні аспекти здорових сімейних відносин. У статті розглянуті аспекти здорових сімейних відносин, рівень духовного, морального і фізичного здоров’я. Розкрито напрямки формування здорових сімейних відносин через процес навчання у рамках наукової Школи Причинності. Досліджена і проаналізована якість здорового способу життя і рівень гармонійного розвитку сім’ї, дана оцінка духовного розвитку сім’ї.

Ключові слова: валеологія, наукова Школа Причинності, якість здорового способу життя, духовний розвиток сім’ї.

Annotation. Elyzarova V.P. The role and problems of the family: the valeological aspects of healthy family relations. The aspects of healthy family relations, the level of spiritual, moral and physical health are examined in this article. The directions of forming of healthy family relations are opened through the spiritual development training in the borders of scientific School of Causality. The merits of the healthy life-style and the level of harmonious development of the family were investigated and analyzed and the valuation of the spiritual development is brought.

Keywords: valeology, the scientific School of Causality, the merit of the healthy life-style, spiritual development of the family.

Введение.

Большая часть населения нашей страны объединена в семьи; семья - наиболее древнее из социальных объединений людей. Можно сказать, что, несмотря на изменения, произошедшие с семьёй на протяжении всей её истории, особенно в ХХ веке, она достаточно жизнеспособна и актуальна в настоящее

время. Семья играет огромную роль в жизни, как отдельной личности, так и всего общества.

Семья - продукт государственной системы, она изменяется со сменой этой системы, всегда выступая моделью конкретного исторического периода развития государства со всеми его экономическими, моральными и духовными противоречиями. Современные экономические перепады, демографические проблемы, кризис в политике, культуре - все это отражается на жизнедеятельности семьи.

Перед молодыми семьями в Украине стоят острые проблемы материального, экономического и жилищно-коммунального характера. Неопределенность в будущем, нестабильность заработной платы, неподготовленность к семейной жизни и приспособление к этим условиям негативно сказывается не только на демографической ситуации в Украине, но и на внутрисемейных процессах, характере взаимоотношений между членами семьи, ее взаимосвязи с окружающей средой, воспитании детей, организации свободного времени.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологи отмечают, что количество разведенных пар выросло больше, чем количество зарегистрированных браков. Таким образом, возможно, что разводы у нас, превратились в более легкий и распространенный опыт сглаживания серьезных семейных конфликтов, которые существовали всегда.

Большое количество разводов в первые годы семейной жизни, подтверждает отсутствие семейной грамотности у молодых людей, часто сегодня можно наблюдать у молодых людей удивительное дилетантство в жизненных вопросах. Все эти перемены, которые проходит современная семья на данном этапе, существенно влияют на здоровье всех членов семьи, как физическое, так и психологическое и духовное. По данным исследователей 1/3 населения Украины находятся в состоянии хронического психоэмоционального стресса и нуждаются в психокоррекции. [15].

Во всем мире политики выделяют здоровье, как главный фактор безопасности нации. Состояние здоровья населения Украины на данном этапе развития выглядит следующим образом: в течение последних 10-12 лет Украина стала наистарейшей страной, т.е. у нас наблюдается самая большая смертность. Продолжительность жизни женщин уменьшилась на 2,5 года, а мужчин на 4 года. Увеличился уровень психических заболеваний. Женщины болеют больше мужчин на 35%, репродуктивное здоровье женщин требует особого внимания, так высокий уровень здоровья имеют только 2,9% всех женщин на Украине. Бесплодие женщин возросло в 3 раза по сравнению с 1989 годом. Здоровье человека характеризуется сегодня не только уровнем физического развития, наличием заболеваний или дефектами развития, а в большей степени уровнем морально-волевых и ценностных установок. Управление здоровьем должно начинаться с духовной составляющей. Без понимания высших аспектов Бытия, т.е. смысла жизни, ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.