Научная статья на тему 'Роль и влияние социального фактора на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире'

Роль и влияние социального фактора на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
880
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОРОНАВИРУС COVID-19 / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толстых Владимир Владимирович

В статье раскрывается роль и место социальной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и проводится анализ социальных факторов, влияющих на безопасность страны с учетом появления новых вызовов и угроз в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и влияние социального фактора на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ФАКТОРА НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИЦЕНТРИЧНОМ МИРЕ

Толстых В.В.

Толстых Владимир Владимирович - кандидат военных наук, Военный институт (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается роль и место социальной безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и проводится анализ социальных факторов, влияющих на безопасность страны с учетом появления новых вызовов и угроз в современном мире.

Ключевые слова: демографическая ситуация, информационные технологии, коронавирус COVlD-19, национальная безопасность, пандемия, социальная безопасность, социально-экономическое развитие, факторы.

В современных условиях содержание, формы и методы обеспечения национальной безопасности определяются условиями геополитического характера, а также военно-политическими, социально-экономическими и культурно-историческими факторами развития конкретного общества, особенностями нравственной и правовой культуры народа, системой государственного устройства, принципами управления и т.д.

В связи с этим, на первый план помимо политической, экономической, военной, информационной, духовной и других видов безопасности страны выходит социальная безопасность, как один из основополагающих факторов здорового функционирования общества и государства в целом. Она обозначает представление каждому члену общества социальных благ и максимально комфортных для жизнедеятельности условий, а также защиту их жизни, здоровья, деятельности и собственности в стране.

Классическое определение социальной безопасности - это совокупность мер по защите интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальной структуры и отношений в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни в соответствии с потребностями прогресса, нынешних и будущих поколений [1].

Правовой основой обеспечения социальной безопасности России является, прежде всего, ст. 7 Конституции Российской Федерации, определяющая нашу страну в качестве социального государства, политика которого связана с тем, чтобы создать условия, направленные на обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, где устанавливается, что «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов» [2].

Таким образом, социальная безопасность входит в тот разряд высших ценностей, которые наиболее полно отражают потребности и надежды общества, государства любой исторической эпохи.

Тем не менее, тенденции, происходящие в современном мире и влияющие на социальную сферу, вынуждают обратиться к проблемам обеспечения безопасности.

Россия, как и любая другая страна, также сталкивается с широким спектром проблем в данной сфере. Например, в наши дни перед многими государствами остро встает проблема социального неравенства или так называемой поляризации общества. Проявляется эта проблема, во-первых, в постоянно растущем разрыве в доходах высоко обеспеченных граждан и наименее обеспеченных, и во-вторых, в постепенном исчезновении среднего класса. Резкая потеря среднего класса способно привести к серьезным экономическим и социальным последствиям, так как его исчезновение сокращает экономическое производство, обеспечивает вступление экономики в период стагнации.

Как отмечает кандидат социологических наук, профессор Д.Л. Галиуллин «наиболее остро стоит вопрос, связанный с новыми формами бедности, возникающими вследствие роста технического прогресса, а в более широком смысле - качеством жизни и здоровьем детей, лиц старших возрастов, отдельных лиц и групп населения, сталкивающихся с экономическими и социальными проблемами. Решать эти вопросы становится все сложнее в условиях меняющихся моделей трудовой и семейной жизни, а также социальных связей» [3].

Поэтому для государства важным становится вопрос по обеспечению социальной безопасности, а именно:

- поддержка экономически слабых слоев населения;

- защита населения от различного рода социальных рисков путем пенсионного обеспечения по старости, инвалидности и потере кормильца, поддержка минимального дохода семьи, страхование от безработицы, болезни и т.п.

- сохранение и поддержание жизненного уровня населения;

- формирование среднего класса, модернизация образования и здравоохранения, обеспечение решения экологических проблем;

- регулирование сверхдоходов отдельных граждан через введение прогрессивной системы налогообложения [4].

В связи с этим, в 2019 году в Послании Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации было преимущественно отражены вопросы внутреннего социально-экономического развития. Так в Послании были затронуты темы демографии, здравоохранения, образования, борьбы с бедностью, поддержки национальной экономики и бизнеса и другие актуальные темы.

По словам Президента России, одной из первостепенных задач является сбережение народа. Для решения этого вопроса, подготовлен пакет мер по поддержке семей, среди них - расширение числа семей, получающих выплаты на детей; повышение пособия по уходу за детьми с инвалидностью и инвалидами с детства; увеличение федеральных льгот по налогам на недвижимость и землю для многодетных семей; частичное погашение ипотеки при рождении в семье 3-го и последующих детей; поддержка индивидуального жилищного строительства и т.д. [5]. Наиболее актуальной эта задача стала именно сегодня, когда количество смертей от случаев заражения СОУГО-19 продолжает расти в геометрической прогрессии.

В связи с этим, правительство страны должно найти такой баланс между защитой здоровья людей от коронавируса и реализацией других ключевых задач государства, который позволит минимизировать проблемы в экономике и социальной сфере.

Другой важной задачей, по мнению главы государства, является преодоление бедности. Президент России В.В. Путин предлагает решать ее с помощью таких мер, как социальный контракт, ипотечные каникулы, наведение порядка на рынке микрокредитования.

Вопрос бедности населения на сегодняшний день становится наиболее остро во всем мире и связан он, в первую очередь, с влиянием кризисных ситуаций, происходящих в последнее время, в том числе с пандемией коронавируса СОУГО-19.

Каждое государство рано или поздно сталкивается с подобными сложностями и ищет пути выхода из ситуации. Известно, что бедность как глобальная проблема может привести к ухудшению ситуации как внутри страны, так и во всем мире. Поэтому вопросы социальной безопасности государства выходят на первый план.

Опыт многих государств в мире говорит о том, что главным условием поддержания общественной стабильности, прогрессивного социально-экономическое развитие и обеспечения приемлемого уровня социальной безопасности является создание достаточно влиятельного среднего класса.

Однако в этих сложных условиях, вызванных пандемией СОУЮ-19, именно средний класс примет на себя основной удар по скатыванию в бедность. Эта тенденция, в первую очередь, касается экономики услуг, в том числе интеллектуальных. При этом стоит отметить, что по заявлению Президента России В.В. Путина, в нашей стране к среднему классу можно отнести более 70% населения [6].

По прогнозу ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова «есть два сценария развития, разработанные экспертами Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»:

- базовый предполагает, что уровень безработицы в стране составит в 2020 году 8 % (по данным Минтруда, на начало года он был 4,6 %). И наибольшие потери стоит ждать в некорпоративном секторе экономики - до 1,5 млн. человек, т.е. это тот самый малый и средний бизнес.

- в пессимистическом сценарии работу в текущем году потеряет до 9,5 % экономически активного населения, и до 9,8 % - в году будущем.» [7].

В этом случае особую актуальность должна приобрести социальная политика, направленная либо на ликвидацию, либо на недопущение возникновение такой ситуации. Для этого необходимо:

- во-первых, получать и использовать объективную информацию о создавшейся ситуации;

- во-вторых, иметь альтернативные варианты решения проблемы, которая может привести к риску;

- в-третьих, в комплексе использовать все имеющиеся средства для предотвращения рисков;

- в-четвертых, необходимо разрабатывать и внедрять специальные целевые программы.

Еще одним фактором, способным повлиять на социальную безопасность в стране, становится появление новых информационных технологий, бурно развивающихся в период пандемии коронавирусной инфекции СОУЮ-19 и значительно влияющих на технологическое развитие общества. В связи с этим, серьезной трансформации подвергается социальная функция государства, особенно рынок труда и занятости населения.

Согласно Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является развитие человеческого потенциала, обеспечение безопасности граждан и государства; повышение роли России в мировом гуманитарном и культурном пространстве; развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики [8, п. 20]. Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти [9].

Данное обстоятельство создает новую гуманитарную проблему в виде изменения структуры занятости населения, значительная часть которого будет связана с массовым производством информационных товаров и услуг различного назначения.

Внедрения и применения современных информационно-коммуникационных технологий уже приводит к существенному сокращению количества рабочих мест и росту безработицы, в дальнейшем приведет к социальному расслоению, появятся новые формы социального неравенства, в числе которых будут доминировать информационное, образовательное и интеллектуальное неравенство и все это станет серьезной социальной проблемой как для России, так и для всего мирового сообщества [10].

В настоящее время существуют и другие факторы, существенно влияющие на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире, а именно:

- демографический кризис (сокращение населения на 2,6 млн человек, до 144,1 млн в среднем за 2035 год);

- высокий уровень общей смертности населения (показатель смертности: 12,5 на 1000 человек по состоянию на 2019 год. В 2017 году показатель составлял 12,4 человека);

- низкая продолжительность жизни (в 2019 году составила 72 года, в том числе 68,5 лет для мужчин, 78,5 лет для женщин, по этому показателю Россия занимает 109-е место в мире) [11].

Действительно, на сегодняшний день одной из важных проблем развития российского государства является восстановление положительной динамики в процессах воспроизводства населения и противодействия негативного воздействия последствия провала в демографической сфере в 1990-х и первой половине 2000-х годов, так как по проведенному Федеральной службой государственной статистики (Росстат) расчетам, динамика снижения численности населения Российской Федерации сохранится в ближайшие 10-15 лет [12].

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. В этот период началось стабильное сокращение численности населения. В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2-1,5 млн. человек [12].

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше стала отдаляться от экономически развитых стран. Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации стала высокая смертность граждан трудоспособного возраста. Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 % из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, составляющая 55 % смертности от всех причин, в России в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 %) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи [13].

Стоит также отметить, что на фоне негативных последствий пандемии СОУГО-19 страну ждет новый провал по числу рождений, глубина которого будет зависеть от длительности и тяжести кризиса. Как утверждают демографы из Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС): «опыт предыдущих эпидемий показывает, что после них наступает «пауза в беременностях»: число рождений сокращается на 15-25 % от среднего ежемесячного показателя. Есть надежда, что такой провал окажется временным, но скорость его преодоления зависит от многих факторов, в том числе экономических» [14].

Поэтому дальнейшее развитие ситуации с COVID-19 потребует от государства решения вопросов демографической безопасности, а именно обеспечение стабильности и устойчивости процессов воспроизводства населения и достойных условий жизни и развития личности, что должно выразится в следующих условиях:

- в возможности постоянно поддерживать на уровне не ниже минимально допустимых норм основные показатели рождаемости, смертности, естественного прироста населения и т.д., что позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны;

- в возможности обеспечивать достойный уровень и качество жизни населения современным мировым стандартам в данной области, что позволит сохранять популяцию и обеспечивать устойчивый экономический рост;

- в возможности поддерживать необходимые параметры качества социальной среды, напрямую влияющие на безопасность личности и общества (преступность, безопасность жизнедеятельности и др.);

- в возможности сохранять высокий уровень здоровья населения страны [15]. Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что именно человеческий

фактор, т.е. количество и качество населения, следует отнести к числу неблагоприятных факторов, усиливающих возможность социальной напряженности в современном государстве. Поэтому сегодня, правительства всех стран принимают беспрецедентные меры и ограничения по борьбе с распространяющейся эпидемией, введение которых раннее казалось невозможным, но в настоящее время они становятся важным звеном в обеспечении социальной стабильности в государстве.

В этих сложных условиях Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социальной стабильности. Однако, не стоит забывать, что обеспечение социальной безопасности - приоритетная задача государства, приводящая к устойчивому развитию экономики страны и стабильному росту уровня жизни общества.

Поэтому проводимая государством социальная политика, особенно в условиях распространения COVID-19, должна быть направлена на выполнении двух основных функций: экономической - стимулирование различных видов экономической деятельности и социальной - создание объективных, социально-экономических предпосылок для сохранения стабильности в обществе.

Список литературы

1. Зеркалов Д.В. Политическая безопасность. В трех книгах. Книга 2. К.: Основа, 2009. 659 с.

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 16.04.2020).

3. Галиуллин Д.Л. Социальная составляющая экономической безопасности // Вестник тихоокеанского государственного университета. 2008. № 3(10). С. 115-126.

4. Лига М.Б. Социальная безопасность и качество жизни: концептуальный анализ // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2013. № 4 (51). С. 170-177.

5. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.

6. Путин: в России доля среднего класса уверенно выше 70 % // Свободная Пресса. 18.03.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://svpressa.ru/economy/artide/264040/. (дата обращения: 02.05.2020).

7. Нищие и больные: Коронакризис оставит Россию без среднего класса // Коммерсантъ. 29.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.kommersant.ru/doc/4292217. (дата обращения: 30.04.2020).

8. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 26.04.2020).

9. Тихонова С.В. На пути к политико-правовому развитию информационного общества: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг.» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2017. Том 17. № 4. С. 452-457.

10. Колин К.К. Технологическое общество: глобальные тенденции, вызовы и угрозы // Стратегические приоритеты. 2017. № 1(13). С. 4-15.

11. Статистика смертности по данным Росстат: официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://rosinfostat.ru/smertnost/. (дата обращения: 25.04.2020).

12. Демографический прогноз до 2035 года. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.rosstat.gov.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ demography/#. (дата обращения: 26.04.2020).

13. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351) Справочно-правовая система «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71673/7a46cb 13de731db3 3 33fcd77a4f 7887e468287e3/.

14. Башкатова А. Коронавирус толкает Россию в новую демографическую яму // Независимая. 20.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: https://www.yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.ng.ru%2Feconomics%2F202 0-04-20%2F1_7848_demography.html. (дата обращения: 22.04.2020 г.).

15.Добрышина Л.Н. Социально-экономическая безопасность: сущность, эволюция, факторы // Транспортное дело России. 2011. № 10. С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.