Научная статья на тему 'Экономический фактор как инструмент влияния на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире'

Экономический фактор как инструмент влияния на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПАНДЕМИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Владимир Владимирович

В статье раскрывается роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и проводится анализ экономических факторов, влияющих на безопасность страны с учетом появления новых вызовов и угроз в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономический фактор как инструмент влияния на национальную безопасность Российской Федерации в современном полицентричном мире»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИЦЕНТРИЧНОМ МИРЕ Толстых В.В.

Толстых Владимир Владимирович — кандидат военных наук, Военный институт (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье раскрывается роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности Российской Федерации и проводится анализ экономических факторов, влияющих на безопасность страны с учетом появления новых вызовов и угроз в современном мире. Ключевые слова: кризисная ситуация, национальная безопасность, пандемия, технологическая революция, технологии искусственного интеллекта, экономическая безопасность, факторы.

Национальная безопасность - важнейшее условие реализации конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие страны. Она включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности [1].

Стоит заметить, что на современном этапе развития нашего государства, наряду с положительными тенденциями в экономике наблюдаются и негативные последствия, вызванные, в первую очередь, принятыми США и ЕС антироссийскими санкциями, продолжающимся глобальным системным кризисом, начавшейся в 2020 году пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19 и историческим падением цен на нефть в апреле этого года, то все это создает реальную угрозу безопасности Российской Федерации.

Кроме этого, на состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные со стремлением США по формированию новой стратегии коренной трансформации и реформирования международного рынка углеводородных ресурсов, где США впервые в своей истории заявили о своей лидирующей роли в качестве основного продавца, а не потребителя; с глобальным изменением климата, способным вызвать дефицит продовольствия и пресной воды и обострившейся борьбой за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.

Поэтому, в условиях сегодняшнего кризиса, обеспечение экономической безопасности является одной из приоритетных задач государства. Как указывается в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2015 года, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз [1].

Как отмечается, угрозы экономической безопасности - это действия и процессы, оказывающие отрицательное воздействие на национальную экономику страны и каждого проживающего в ней гражданина, то перечисленные угрозы оказывают негативное влияние на экономику нашей страны, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои. Именно экономическая сфера жизнедеятельности, как российского общества, так и российского государства подвержена прямому воздействию колебаний мировой экономической и политической ситуации. Причем, как показывает практика последних лет, такое воздействие нередко носит негативный характер [2].

Поэтому обеспечение экономической безопасности является своего рода гарантией стабильности в стране, ее независимости и становится важнейшим национальным приоритетом.

Одним из основных факторов, влияющих на экономическую безопасность Российской Федерации - это низкие темпы роста. Однако текущий год не изменит данную ситуацию в лучшую сторону, и связано это, в первую очередь, с продолжающимся вирусно-экономическим кризисом, который стал набирать обороты как в мире, так и в России.

В условиях пандемии коронавируса COVID-19 Центральный банк Российской Федерации прогнозирует падение роста ВВП России на 4-6% в 2020 году. Ранее Международный валютный фонд спрогнозировал падение ВВП России на 5,5 % в 2020 году, рейтинговое агентства АКРА предполагает падение показателя на 4-4,5%, а агентство Fitch - на 3,3% [3].

Основными факторами, влияющими на рост российской экономики, в Банке России назвали ограничительные меры по борьбе с пандемией, падение спроса и снижение цен на нефть и на другие экспортные товары, снижение деловой активности в сфере услуг и обрабатывающей промышленности, а также ухудшение настроений и ожиданий бизнеса [3].

Стоит также отметить, что еще одной причиной снижения экономического роста российской экономики будет продолжающаяся зависимость нашей экономики от сырьевого сектора (Рисунок 1). По итогам 2018 года на долю нефти и газа приходится около 20% ВВП, 45% доходов федерального бюджета и почти 60% экспорта [4].

70

65

30

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ф Нефтегазовые доходы ф Остальное

Рис. 1. Структура доходов бюджета Российской Федерации

Однако за последние годы российские власти приложили значительные усилия для того, чтобы принципиально перестроить доходы страны в пользу других видов экспорта. Фактически наша страна находится на пути к исцелению от ресурсной зависимости - доля нефтегазовых поступлений в бюджет достигла всего лишь трети от общего уровня доходов, в частности, за счет бюджетного правила — специального механизма, снижающего зависимость федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители [4].

Другим фактором, влияющим на экономическую безопасность, можно определить наличие у государства больших запасов природных ресурсов, в первую очередь нефти и газа. В настоящее время, данный факт становится, прежде всего, проверкой на прочность экономической и политической системы государства, так как в современном мире сложилась устойчивая связь между природными ресурсами и вооруженными конфликтами.

Сегодня количество вооруженных конфликтов в мире, вызванных борьбой за природные ресурсы, настолько велико, что дает нам возможность утверждать, что наличие нефтегазовых запасов в слабо развитых в экономическом и военном отношении странах приводит к угрозе возникновения вооруженных конфликтов, ведь страны «третьего мира», находящиеся на периферии мировой экономики, могут предложить развитым странам только свои природные ресурсы. При этом, неоднозначную роль в этих конфликтах играют богатые страны и крупные международные корпорации, так как являются основными разработчиками и покупателями природных богатств и диктуют свои условия покупки природных ресурсов. Недобросовестные корпорации же в свою очередь заинтересованы в нестабильном состоянии в районах основной добычи полезных ископаемых (в первую очередь, на Ближнем Востоке (Сирия, Ливия, Ирак, Иран), так как это способствует удержанию цен на этот ресурс на максимальной высоте [5].

Таким образом, можем прийти к выводу, что вооруженная борьба становится перманентным состоянием для многих стран, участвующих в той или иной степени в конфликтах, связанных с природными ресурсами. Поэтому происходящие изменения на мировой арене могут существенно повлиять на экономическую безопасность России, при этом экономика страны может стать чувствительной перед внешними и внутренними угрозами, которые, как обычно, авторизуются при слабой роли государства в системе мирового экономического пространства.

Несмотря на принимаемые Правительством Российской Федерации меры, продолжается сохраняться высокая зависимость от иностранных технологий и низкая расположенность многих отраслей российской экономики к инновациям, особенно в сфере информационных технологий и цифровой экономики.

При этом стоит отметить, что в настоящее время в мире наблюдается переход к новой модели социально-экономического развития, основанной на передовых технологиях. Взрывное развитие и распространение новых технологий, их проникновение во все сферы человеческой деятельности приводят сегодня к быстрым и глубоким изменениям в экономике и социальной сфере. Происходящие изменения настолько значительны, что мир вступает, возможно, в крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста экономического развития любого государства. Совокупно эти изменения оцениваются как «новая технологическая революция», где технологическими процессами для всех видов производств становятся автоматизация и роботизация. Именно эти технологии должны обеспечить принципиально иное качество роста.

Не случайно в марте 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию отметил: «.. .скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она - эта волна - просто захлестнет, утопит. Затем Президент России отметил, что «Технологическое отставание, зависимость означают снижение безопасности и экономических возможностей страны, а в результате - потерю суверенитета» [6].

По прогнозам специалистов, пик новой технологической революции придется на 2020-2030-е годы. Многочисленные исследования показывают, что передовые технологии будут очень быстро разворачиваться и оказывать системное повсеместное влияние на все сферы жизнедеятельности общества и государства. Так, например, специалисты прогнозируют, что сама структура экономики в технологическом информационном обществе кардинальным образом изменится. На смену вертикальной структуре современной экономики, в которой доминируют крупные промышленные корпорации с традиционной иерархической структурой управления, придет горизонтальная структура «сетевой экономики». Ее основу будут составлять малые и средние высокотехнологичные производственные организации нового технологического уклада, взаимодействующие между собой и со своими потребителями по сети Интернет [7].

При этом стоит отметить, что события последних месяцев, связанные со стремительным распространением пандемии коронавируса COVID-19 и его пагубным влиянием на мировую экономику, скорее станет плюсом, чем минусом на пути к новой технологической революции. Существенные изменения в сфере здравоохранения и образования, переход компаний к новой структуре облачного типа, а розничной торговли в режим «он-лайн» - это только несколько перемен, которые ожидают общество в ближайшем будущем. Таким образом, пандемия коронавируса, несомненно, изменит наш взгляд на мир, а новые технологии сделают повседневную жизнь другой.

Еще одним фактором, существенно влияющим на экономическую безопасность нашей страны, могут стать новые информационно-коммуникационные технологии, а также успехи в области создания искусственного интеллекта.

Стоит отметить, что национальные стратегии в области искусственного интеллекта имеют в настоящее время все ведущие экономики мира. Едва начавшись, новое соперничество в данной области уже не уступает ядерной и ракетной гонкам XX века по размаху проводимых исследований и масштабу инвестиций.

В настоящее время лидерами вложений в технологии искусственного интеллекта являются США и Китай. Участники гонки спешат включиться в глобальные цепочки создания новой экономики, с гораздо более высокой производительностью труда. Оставшиеся в стороне страны будут все больше отставать от лидеров по уровню, качеству и продолжительности жизни с риском превратиться в «failed states»1. Суверенитет таких государств будет носить иллюзорный характер, так как все основные экономические решения будут приниматься без их участия и без учета их интересов.

1 Несостоявшееся государство, провалившееся государство (англ. Failed state) - термин, применяемый для обозначения государства, которое не может поддерживать свое существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица.

Сегодня для Российской Федерации открывается редкое окно возможностей - принять участие в становлении новой экономики и занять свои сектора в быстро растущих рынках, пока лидеры гонки искусственного интеллекта не ушли в отрыв.

Сегодня у США имеется существенный задел в этом вопросе, но это отнюдь не предопределяет их победу. Соединенными Штатами предусматривается реализация так называемой «Третьей компенсационной стратегии» или «Стратегии смещения», заключающейся в переходе от прямого соревнования с потенциальным противником на стимулирование направлений, позволяющих компенсировать его преимущества.

В технологическом плане стратегия предусматривает развитие искусственного интеллекта (автономные обучающиеся системы); взаимодействие человека и машины при принятии решений, помощь человеку в его действиях; пилотируемые и беспилотные системы; автономное оружие с сетевой поддержкой [8].

Другим направлением в интеллектуальной обработке данных является прогнозирование военно-политической ситуации и террористических угроз. Корпорацией Локхид-Мартин разработана Всемирная интегрированная система раннего предупреждения конфликтов (W-ICEWS), которая в автоматическом режиме собирает данные из разведывательных, новостных источников по всему миру и на основе моделей развития военных конфликтов оценивает и прогнозирует военно-политическую ситуацию [9].

На горизонте окончательная реализация стратегии предусматривается к 2050-2060 годам, где планируется полная роботизация боевых действий.

Стратегия Китая опирается на его естественные преимущества - лидерство в электронной торговле, высококонкурентную среду малого и среднего бизнеса.

В июле 2017 года Государственный совет Китая опубликовал стратегию по превращению Китая к 2030 году в «лидера и глобальный центр инноваций в области искусственного интеллекта» [10]. В данной Стратегии пристальное внимание было направлено на применение искусственного интеллекта в области автоматизации прогнозирования боевых действий.

Эрик Шмидт, бывший председатель совета директоров Google Alphabet отмечал: «Поверьте мне, китайцы очень хороши в искусственном интеллекте. И они будут использовать эту технологию, как для коммерческих, так и для военных целей со всеми возможными последствиями. К 2020 году они нас догонят, к 2025 году они будут лучше нас, а к 2030 году они будут доминировать в индустриях, связанных с искусственным интеллектом» [10].

Как видно, внедрение прорывных технологий - приоритетная задача для ведущих стран мира. Любое отставание нашей страной от вероятных противников увеличивает уязвимость, которую очень сложно компенсировать развитием традиционных вооружений. Кроме того, появление новых технологий ожидаемо приведет к революционным изменениям в стратегии, военном строительстве и строительстве вооруженных сил.

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что анализ экономических факторов, влияющих на национальную безопасность Российской Федерации, со всей очевидностью подтверждает вывод о первостепенной важности экономической независимости, внедрения в производство конкурентоспособных технологий и стабильности российского государства в условиях сложной геополитической ситуации.

Поэтому нашей стране для обеспечения экономической безопасности необходимо в полном объеме использовать все возможности для защиты национальных интересов с целью недопущения затяжных экономических потрясений и роста угроз национальной безопасности Российской Федерации.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения: 16.04.2020).

2. Анненков В.Г., Мягкова Т.Л., Агишев Р.А. К вопросу о понятии экономической безопасности в контексте новой Стратегии ее обеспечения в Российской Федерации // Вестник российского университета кооперации, 2019. № 1 (35). С. 4-7.

3. ЦБ ухудшил прогноз по росту ВВП России в 2020 году // Коммерсантъ. 24.04.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4331609?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=htt ps%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews/ (дата обращения: 24.04.2020).

104

4. Городищева Е. Пошли на поправку // Lenta.ru. 24.04.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2019/04/24/independence/ (дата обращения: 20.04.2020).

5. ЩербакА.Н. «Нефтяное проклятие» политического развития. М.: Дело, 2008. 350 с.

6. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957/ (дата обращения: 26.04.2020).

7. Колин К.К. Современные проблемы глобальной безопасности и научное наследие академика Н.Н. Моисеева // Сборник докладов и материалов Общероссийской (национальной) научной конференции «II Моисеевские чтения: Культура как фактор национальной безопасности России». Москва, 26 июня 2019 г. С. 35-49.

8. Кашин В.Б. Третья стратегия компенсации министерства обороны США / В.Б. Кашин, Ю.В. Магдалинская // Экспорт вооружений. Специальный выпуск, 2017. С. 5-15.

9. Птицын П., Плесецкий А. Взгляды военно-политического руководства США и Китая на применение искусственного интеллекта в военной сфере // Зарубежное военное обозрение, 2019. № 1. С. 11-15.

10. Плеханов И. Военные новости: искусственный интеллект, война и Китай // Россия Сегодня. 09.11.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/social/20171109/240711584.html/ (дата обращения: 21.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.