УДК339.972, 316.4.066
А. И. Тухватуллин, Е. А. Чуракова
ДИАЛЕКТИКА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Ключевые слова: социальная безопасность, национальная безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность, глобализация.
В статье дается теоретический анализ взаимосвязи социальной безопасности и национальной безопасности Российской Федерации, а также сравнение с эволюцией развития данного понятия в Соединенных Штатах Америки. Аналитическая работа проводится, как с точки зрения социологических подходов, так и с помощью теоретико-экономических методов оценки. Рассматривается влияние социального аспекта национальной безопасности на состояние экономики. Используются различные подходы к толкованию социальной безопасности.
Keywords: social security, national security, military security, economic security, globalization.
The article gives a theoretical analysis of the relationship of social security and national security of the state,and the comparison with the evolution of this concept in the United States of America. Analytical work is conducted, both from the point of view of sociological approaches, and with the help of theoretical-economic evaluation methods. Discusses the impact of the social aspect of national security on the state of the economy. Different approaches to the interpretation of social security
В современной экономической науке понятие национальной безопасности выводится на основе синтетического соединения, взаимодействия внешней и внутренней политики любого государства во всем многообразии международной жизни.
Принято считать, что первым употребил понятие безопасности государства президент США Т. Рузвельт в 1904 году, а первое определение безопасности государства, связанное с национальными интересами, дал американский журналист и политолог Уолтер Липпман - «государство находится в состоянии безопасности, когда ему не приходится приносить в жертву свои законные интересы с целью избежать войны и когда оно в состоянии защитить при необходимости эти интересы путем войны». Как отмечала в своих исследованиях И. Прохоренко: национальная безопасность - это «такое сочетание внутренних и внешних обстоятельств, воздействующих на жизнь государства, при котором отсутствуют угрозы критического характера и в то же время сохраняется полноценная способность государства адекватно реагировать на эти угрозы, коль скоро они возникнут». И в первом, и во втором случаях безопасность как состояние и политика выводятся из двух главных оснований - национальных интересов и государственной мощи [1].
Эволюционный подход к определению национальной безопасности предполагает ретроспективный взгляд на данное понятие. Как мы уже отметили первые упоминания о национальной безопасности, в современном ее понимании, берут свои истоки в начале 20 века. Именно в этот период обостряется и проблема ее обеспечения. Это обострение вызвано, прежде всего, угрозами возникновения мировой войны. На политической арене всерьез заговорили о проблемах национальной безопасности после окончания Первой мировой войны и одним из первых политических шагов в данном направлении стало создание «Лиги Наций». Однако кардинального решения проблемы обеспечения безопасности государств не последовало, доказательством этому
послужило начало Второй мировой войны, а в последствии и Холодной войны, а также множества вооруженных конфликтов на всех континент.
Первые решения по законодательному закреплению концепции национальной безопасности США берут свою историю со специального послания президента Г. Трумэна конгрессу (декабрь 1945 г.), где он высказал свои соображения по поводу организации системы национальной безопасности. Ключевыми вопросами доклада были объединение вооруженных сил и создание Совета национальной безопасности. Впоследствии Белый дом опубликовал программу национальной безопасности, в которой большое внимание уделялось развитию возможных видов вооружения и всеобщей воинской повинности. В целях координации, при разработке единой политики национальной безопасности в разведывательной деятельности и вопросах военной, промышленной и гражданской мобилизации предусматривалось создание Совета национальной безопасности, Центрального разведывательного управления и Управления ресурсов национальной обороны. Таким образом, первый Закон о национальной безопасности под номером 253 от 1947 года вступил в силу [2].
В течение всего периода Холодной войны и вплоть до распада Советского Союза, в научной и правовой среде, концепция национальной безопасности США основывалась лишь на ликвидации военной угрозы со стороны СССР и стран Варшавского договора. И только в 1990 году американскими учеными, а потом и политическими лидерами были пересмотрены основные установки национальной безопасности. В результате чего были положены совершенно новые основания в понимание национальной безопасности, а именно: во главу угла теперь поставлена экономика [3].
Уже в 2002 году в анализе стратегии национальной безопасности США, проведенном Р.Л. Каг-лером были выделены следующие основные направления, на которых он предложил сосредоточить основное внимание, а именно:
- отстаивание стремления к уважению человеческого достоинства;
- содействие развитию, путем укрепления открытого общества и демократии [4].
С точки зрения А. Ларсона, концепция национальной безопасности США 2008 года выделяет следующие приоритетные направления:
- развитие диверсифицированных и надежных источников энергии;
- обеспечение международной транспортной безопасности;
- блокировка финансовых источников терроризма;
- обеспечение стабильности мировой финансовой системы и экономической стабильности ключевых союзников;
- поддержание курса на открытость рынков
[5].
Итак, основные положения концепции национальной безопасности США с течением времени претерпели ряд изменений, приоритет теперь отдается завоеванию господства на мировой экономической арене, интересы государства в области обеспечения национальной безопасности сместились с преимущественно военных в пользу экономически и общественно значимых. Анализируя эволюцию понимания национальной безопасности можно говорить о выделении четырех главных составляющих национальной безопасности:
- территория;
- население;
- материально-техническое богатство (господство);
- цивилизованность.
Согласно стратегии национальной безопасности США, основными угрозами для национальной безопасности государства являются:
- терроризм;
- опасные виды вооружений;
- геноцид и массовое уничтожение людей по национальным, религиозным, этническим, конфессиональным и другим признакам;
- угрозы, связанные с нарушениями международных обязательств;
- угроза проведения политики протекционизма в ряде стран, сдерживающую развитие торговли и экономический рост;
- угроза дефицита федерального бюджета;
- угроза безопасности информационному и киберпространству;
- угроза распространения инфекционных заболеваний [6].
В последней стратегии национальной безопасности США уделено внимание социальному аспекту национальной безопасности, впервые отмечается важное значение экономических прав и свобод, избавление от бедности. Данная стратегия повторяет формулировку Ф. Рузвельта - «свобода от нужды», без которой не могут процветать «базисные права человека».
Теперь рассмотрим основные этапы развития понятия национальная безопасность в России. Так на первом этапе (конец XIX - начало XX вв.)
Понятие национальная безопасность выражало состояние защищенности интересов личности, общества и государства, в различных сферах жизнедеятельности через такие понятия как внешняя безопасность, безопасность промыслов, безопасность на воде, имущественная безопасность и т.д. На втором этапе развития (1917-1985 гг.) данное понятие отождествлялось с безопасностью государства (политическая безопасность, военная безопасность) и международной безопасностью (внешняя безопасность). Третий этап развития понятия национальная безопасность в России (1986-1991 гг.) характеризовался включением в данное понятие помимо политической и военной составляющих, еще и экономических, экологических, гуманитарных и других элементов. Четвертый этап развития понятия национальная безопасность (1992 г - наше время). На данном этапе развития данное понятие впервые стало закреплено законодательно 5 марта 1992 года был принят Закон «О безопасности», согласно этого закона безопасность начала рассматриваться как национальная безопасность. 17 декабря 1997 года Указом Президента РФ была утверждена Концепция национальной безопасности. 10 января 2000 года была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности. Также необходимо отметить, что политика в области национальной безопасности ежегодно уточняется в ежегодных посланиях Президента Федеральному собранию.
Анализируя историю развития понятия, национальная безопасность в России, заметим, что на современном этапе данное понятие утратило значение так называемого отраслевого определения и стало носить преимущественно интегральный характер, объединив в себя все известные ныне виды безопасности. На современном этапе понятие национальной безопасности включает в себя такие сферы жизнедеятельности как оборона, социальная жизнь общества, международная политика, экология, экономика, политика, права и свободы личности и многое другое [7].
В настоящее время, согласно Закона РФ «О безопасности», под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних, внешних и трансграничных угроз, а также устойчивого существования и прогрессивное развитие страны [8].
Другим основополагающим документом определяющим основные направления развития национальной безопасности в России является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Согласно которой национальная безопасность определяется как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [9]. Помимо всего прочего данный документ дает четкое определение понятию угроза
национальной безопасности, согласно Стратегии под угрозой понимается прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства [10].
Данная Стратегия определяет в качестве приоритетных направлений национальной безопасности следующие:
- развитие демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;
- обеспечение незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации;
- обеспечение национальной обороны, государственной и общественной безопасности;
- повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
- обеспечение экономического роста, за счет развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
- развитие науки, технологии, образования, здравоохранения и культуры, посредством укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
- обеспечение экологической безопасности живых систем и рационального природопользования, за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
- обеспечение стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства, за счет активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
Согласно Стратегии Национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года основными угрозами национальной безопасности являются:
- угрозы международной безопасности;
- терроризм;
- угроза распространения оружия массового поражения и биологического оружия;
- экологические угрозы;
- националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм, насильственный экстремизм, религиозный радикализм;
- угрозы неконтролируемой и незаконной миграции;
- транснациональная преступность;
- угроза кризисных явлений в мировой и региональной экономиках
- угроза усиления конкуренции в борьбе за дефицитные продовольственные, энергетические и другие виды ресурсов;
- угроза сохранения экспортно-сырьевой модели развития российской экономики;
- угроза зависимости от внешних сфер внешнеэкономической конъюнктуры;
- угроза неравномерного развития регионов и трудонедостаточность;
- угроза недостаточного государственного регулирования национальной экономики;
- угроза возникновения дефицита государственного бюджета;
- угроза отставания в развитии науки, технологии, образования;
- угроза возникновения масштабных эпидемий и пандемий, распространения ВИЧ-инфекции, туберкулеза, наркомании и алкоголизма;
- угроза засилья продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев населения [11].
Как видно из вышеизложенного, эволюция понятия национальная безопасность в США и России проходила в схожих направлениях, и имело четко выраженную периодизацию. Для каждого исторического периода развития данного понятия свойственно и свое, особое его понимание. Как мы видим, с начала прошлого века до наших дней понятие национальная безопасность государства претерпело ряд изменений, а именно, оно эволюционировало от чисто военно-политической безопасности до интегрального определения, включающего в себя обеспечение безопасности большинства сфер общественной жизнедеятельности.
Литература
1. М.А. Мунтян Основы теории международных отношений, 2007 //http://uchebnik-besplatno. com/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/ natsionalnaya-mejdunarodnaya-bezopasnost.html
2. Н.С. Леонов Основы национальной безопасности //http://www.pravoslavie.ru/ analit/ rusideo/bezopasn.htm
3. В.Л. Васильев Уровни экономической безопасности: анализ методических подходов// Вестник Казан. технол. ун-та, 17,18, 272-277 (2014)
4. Г. К. Ахвердян Концепция национальной безопасности в контексте глобализационных процес-сов//http://credonew.ru/content/view/915/62/
5. А.П. Ларсон Экономические приоритеты Стратегии национальной безопасности. Электронный ресурс // http //www.if.tsu.ru/Sokol/ USA2.htm
6. National Security Council. The National Security Strategy of the United States of America.
7. Р.М. Нуртдинов, А.Р. Нуртдинов Макроэкономическая динамика России на этапе восстановительного роста // Вестник Казан. технол. ун-та,17,12, 284 -290 (2014)
8. Закон РФ «О безопасности» // http//www. consultantplus.
9. Washington, DC: US Government Printing Office, 2002
10. А.И. Тухватуллин Анализ состояния социального аспекта национальной безопасности России на современном этапе// Вестник Казан. технол. ун-та,16, 12, 331-338 (2013)
11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
© А.И. Тухватуллин - ст. препод. каф. государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента, факультет экономики и управления, НХТИ КНИТУ, ahat-nk@rambler.ru; Е. А. Чуракова - ст. препод. той же кафедры, elena7б11@bk.ru.
©A. I. Tukhvatullin - senior lecturer of the Department of state and municipal management, sociology and management, faculty of Economics and management, NCHTI KNRTU, ahat-nk@rambler.ru; E. A. Churakova - senior lecturer in the same department, elena7б11@bk.ru.