Научная статья на тему 'Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning'

Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
865
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / IT / E-LEARNING / TEACHER / TUTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Александр Александрович

Обсуждаются роли и компетенции преподавателей вузов в образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role and problems of the teacher in e-learning environment

Тhe role and the competence of teachers of higher educational institutions in conditions of filling the educational environment with means of information and communication technologies are discussed.

Текст научной работы на тему «Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning»

MOSCOW

EDUCATION

ONLINE

ORGfoMOSCOWLDLIOMlONONLINLCOM WWWMOSCOW-EDUCA 110N-ONLINI.COM tel./fax: +7 (495) 785-39-71 +7(495) 360-95-30

Четвертая Международная конференция по вопросам обучения с примененном технологии e-leaming

29 сентября - 1 октября 2010 г. Гостиничный Комплекс "Альфа'

А.А. АНДРЕЕВ, профессор Московская финансовопромышленная академия

Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning

Обсуждаются роли и компетенции преподавателей вузов в образовательной среде, насыщенной средствами информационных и коммуникационных технологий. Ключевые слова: преподаватель, e-Learning, высшая школа.

Современная педагогическая действительность позволяет вполне резонно задаться провокационным вопросом: «А нужен ли сегодня преподаватель вообще? » -и предложить сообществу тему в манере известной ТУ-передачи: «В среде

е-Ьеагшгщ педагогу места нет».

Педагогика... без педагога. Некоторые серьезные основания для такой постановки вопроса есть, т.е. образовательная реальность, сформированная Ш-Ьише (высокими социогуманитарными) технологиями, действительно разрешает ставить такие вопросы. Какие аргументы приводятся?

• Питер Друкер : «Потребность в традиционном очном высшем образовании отпадет в течение ближайших тридцати лет». Научному авторитету мирового уровня в области современного менеджмента можно доверять. Значит, если высшего образования в его нынешней форме в ближайшем будущем не будет, то не у дел окажутся и преподаватели высшей школы.

• Важной особенностью современного образования является смещение вектора образовательной деятельности в сторону самостоятельной работы, на чем, кстати, акцентируется внимание в ФГОС. Эту тенденцию в мировом образовании отмечал Г. Драйдент: «Обучение очень быстро будет превращаться в самообучение - самостоятельно направляемое и самостоятель-

но выполняемое учащимися» [1]. Для убедительности приведем и высказывание по этому поводу Джима Рона, всемирно известного «философа бизнеса», который разрабатывал стратегию работы компаний Coca-Cola, IBM, Xerox, General Motors: «Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху».

• Информальное образование в информационном обществе, где по некоторым признакам мы находимся, спонтанно реализуется за счёт собственной активности индивидов в окружающей его культурно-образовательной среде (общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д.). Оно проявляется особенно ярко в социальных сетях Интернета, где население, особенно школьники, проводят значительную часть времени. Здесь наличие преподавателя исключено в принципе.

• Открытые образовательные ресурсы (Open Source) эффективно поддерживают непрерывное образование (LLL) в части реализации самообразования и представляют собой безграничную сферу самообразования. Идеология OS - своего рода «образовательный коммунизм», девиз которого: «Все для блага человека, все во имя человека» - стремительно набирает силу в мировой системе образования [2]

42

Высшее образование в России • № 8/9, 2010

и опять же не предполагает наличия преподавателя.

Думается, что перечисленного достаточно, чтобы в будущем в ИКТ-насыщен-ной образовательной среде отказаться от преподавателя или серьезно пересмотреть его функции с акцентом на роль менеджера учебного процесса. При этом знание существа предмета уходит на второй план. Никого же не удивляет тот факт, что человек, обладающий хорошими компетенциями менеджера, может с успехом управлять предприятиями различной специализации: авиационными, железнодорожными, медицинскими и т.д. Так и в образовании: преподавателю не обязательно знать свой предмет досконально, главное - организовать на основе последних достижений электронной педагогики (педагогического дизайна) учебный процесс с использованием ИКТ.

Стали очевидными, даже на интуитивном уровне, такие положения, как: преподаватель XXI века должен помогать выбирать индивидуальную образовательную траекторию, должен уметь вовлекать и встраивать в учебный процесс спонтанное знание, практический опыт, реализовывать индивидуальный подход, поощрять неформальную обстановку на занятиях, коллективную работу студентов и т.д. В перечисленном списке не проглядывает знание предмета, это чистой воды элементы педагогического менеджмента.

Иными словами, преподаватель призван учить самоорганизации под быстроменяю-щиеся задачи жизни. Знаменитую фразу основателя отечественной научной педагогики К.Д. Ушинского по поводу главного требования к преподавателю для успешной педагогической деятельности «Знай свой предмет ...» можно перефразировать так: «Знай основы управления учебной деятельностью в ИКТ-насыщенной среде.». Персональная образовательная среда (PLS), принципы которой рассматриваются в работе [3], позволяет реализовать такой подход в значительной мере.

Справедливости ради отметим, что инер-

ционный, устаревший взгляд на функции преподавателя в ИКТ-среде приводит к тому, что его заменяют кибернетической моделью, моделирующей действия традиционного преподавателя, которой для убедительности и правдоподобия придают облик человека. Активно появляются сообщения о разработке и апробации в России и за рубежом таких преподавателей-робо-тов (например: http://spb.kp.ru/daily/ 24316.4/509685; http://www.openclass.ru/ comment/197146; http://japantoday.ru/ index.php?dn=videos&id=10). Здесь, по нашему мнению, явно допускается типичная ошибка реализации новейшими средствами ИКТ устаревших ролей преподавателя, присущих традиционной очной классноурочной модели.

Результаты дискуссии мы обобщим и опубликуем, а пока займемся насущными делами подготовки корпуса преподавателей вузов, который насчитывает более 300 тыс. человек, к эффективной работе в ИКТ-насыщенной образовательной среде, причем надо учитывать, что преподаватели вузов в своем большинстве не имеют педагогического образования, что сказывается на качестве преподавательской деятельности. Действительно, в свое время Д.И. Менделеев отмечал, что качество университетского образования зависит от педагогической подготовки его преподавателей. Положение в современном вузе не особенно изменилось [4].

Чему же следует учить преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование и ведущих преподавательскую деятельность в ИКТ-образовательных средах? Перечень компетенций, которые вытекают из практики работы в таких средах, рассматривались во многих публикациях журнала, в том числе в работах автора.

Хотелось бы обратить внимание на такой показатель, как обязательное участие преподавателя в НИР, что следует из самого определения понятия «вузовский преподаватель». Две его трактовки - отечественную и зарубежную - приводим ниже.

Education Online

43

Преподаватель вуза - это научно-педагогический работник высшего учебного заведения, осуществляющий профессиональную преподавательскую деятельность в пределах своей специальности и квалификации, а также занимающийся научноисследовательской работой.

В Рекомендациях о статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования (Париж, 11 ноября 1997 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО, Преамбула.) говорится: «.под «преподавательскими кадрами учреждений высшего образования » понимаются все лица в учебных заведениях или программах высшего образования, которые в течение полного или неполного рабочего дня занимаются преподаванием и/ или научной работой, и/ или те, кто предоставляет образовательные услуги учащимся или обществу в целом ».

Кстати, если вспомнить, что педагог -это человек, имеющий специальную педагогическую подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью, то преподавателя вуза, не имеющего специального педагогического образования, нельзя именовать педагогом. Его правильно называть «преподаватель» (в англоязычном варианте teacher, instructor, lecturer; academic, professor, tutor)

Анализ и обобщение документов, а также многолетний личный опыт автора как преподавателя и заведующего кафедрой позволили сформировать минимальные практико-ориентированные требования к преподавателю вуза:

1) уметь формулировать цели учебной дисциплины и занятия;

2) знать структуру учебной программы дисциплины и уметь ее разработать;

3) знать дидактические и организационные характеристики традиционных и электронных занятий, а также уметь реализовать в учебном процессе их типовые виды;

4) выбирать и применять в учебном процессе всех форм получения образования дидактически обоснованные средства ин-

формационно-коммуникационных технологий (ИКТ), в том числе компьютер и Интернет;

5) знать и применять разнообразные педагогические формы контроля учебного процесса, в том числе в виде тестов;

6) знать характеристики образовательных ресурсов, в том числе Интернета, уметь искать и использовать их в учебном процессе;

7) уметь разрабатывать методические рекомендации и пособия для проведения учебных занятий;

8) знать основы нормативно-правового обеспечения учебного процесса и авторского права;

9) быть физически, психически и нравственно здоровым.

Любопытно, что требования к «цифровому» преподавателю с точки зрения зарубежных исследователей, оформленные в виде видеоклипа (выложенные в сервисе YouTube по адресу: http:// www.youtube.com/ watch?v=W2j9qw-A0NM&feature=player_embedded), созвучны перечисленным выше.

Ввиду актуальности и дискуссионности темы, возможно, у читателей появится необходимость провести дискуссию по этой проблеме. Ее можно организовать в Интернете на блоге автора по адресу: http:// blogs.mail.ru/ mail/ andreev_a_a, где размещен фрагмент текста этой статьи.

Сформированный набор требований из девяти пунктов был положен в основу авторского курса «Современная педагогика высшей школы», который позволит их в той или иной степени удовлетворить. Содержательная часть учебного курса представлена следующими темами:

1) особенности современного образования; 2) теоретические основы педагогики высшей школы; 3) учебно-методическое обеспечение для электронного обучения;

4) планирование и реализация учебного процесса; 5) программные средства для подготовки и проведения электронного обучения; 6) качество электронного обучения;

44

Высшее образование в России • № 8/9, 2010

7) преподаватель электронного обучения;

8) нормативно-правовое обеспечение.

В приведенной программе надо особо отметить важность подготовки преподавателей в области применения сервисов Интернета веб 2.0 в учебном процессе. Напомним, что сервисы 2.0 (Web 2.0) - это программы (программные среды, движки, оболочки), которые используются для организации совместной комфортной сетевой деятельности. Исследования показывают, что в российском образовании с той или иной степенью частоты находят применение сервисы, краткая дидактическая характеристика которых приведена ниже.

1. Блог (blog) - сервис для публикации материалов в сети с возможностью доступа к их чтению и комментариям зарегистрированными пользователями.

2. Вики (WikiWiki) - сервис для публикации материалов в сети с возможностью доступа к их чтению и редактированию зарегистрированными пользователями.

3. Делишес (delicious) - сервис для хранения закладок на веб-страницы (с описаниями и возможностью поиска).

4. Ютьюб (YouTube) - сервис для хранения, просмотра и обсуждения видеозаписей.

5. Фликр (flicr) - сервис для хранения, просмотра и обсуждения фото.

6. Твиттер (twitter) - микроблог.

Опыт показывает, что большинство вузовских преподавателей, особенно старшего поколения, затрудняются в использовании сервисов 2.0 и им требуется методическая помощь.

В настоящее время существует более 40 типов отечественных и зарубежных сервисов (инструментов) веб 2.0 в образовании, которые развиваются количественно и качественно. Особенность сервисов веб 2.0 заключается в том, что они широко применяются в образовании, хотя специально для него не разрабатывались.

Сервисы веб 2.0 постоянно совершенствуются, появляются новые, поэтому тре-

буется проводить научные исследования по обобщению теории и методик их применения, а также по оценке дидактической эффективности применения сервисов в учебном процессе. Может быть, имеет смысл разработать проект нового сервиса или усовершенствовать существующий, но теперь уже на основе педагогических требований к его функционированию. Следует иметь в виду, что средства ИКТ, в частности веб 2.0, к настоящему времени в определенной степени исчерпали свой дидактический потенциал, поэтому стоит обратить внимание (даже переключиться) на использование резервов человеческой психики и мозга.

Разработанный курс «Современная педагогика высшей школы» реализуется в учебном процессе Московской финансовопромышленной академии и используется полностью или частично на многочисленных курсах повышения квалификации преподавателей столичных (МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГИМО, МГСУ, МГППУ и др.) и региональных вузов (ПГТУ, СтГАУ и др.).

В заключение подчеркнем, что роль преподавателя в ИКТ образовательной среде скорее всего изменится в сторону уменьшения при непосредственной реализации электронного обучения, но возрастет при подготовке электронного учебно-методического обеспечения.

Литература

1. Драйдент Г., Вос Дж. Революция в обуче-

нии. М.: ПАРВИНЭ, 2003. 671 с.

2. Андреев А.А. Открытые образовательные

ресурсы // Высшее образование в России. 2008. № 9.

3. Стародубцев В.А., Федоров А.Ф., Киселёва

А.А. Возможности сервисов web 2 для формирования персональных образовательных сфер // Высшее образование в России. 2010. № 7.

4. См.: Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Компе-

тенции преподавателей вузов: мнение студентов // Высшее образование в России. 2009. № 12.

g

Education Online

45

ANDREEV A. THE ROLE AND PROBLEMS OF THE TEACHER IN E-LEARNING ENVIRONMENT

The role and the competence of teachers of higher educational institutions in conditions of filling the educational environment with means of information and communication technologies are discussed.

Keywords: educational environment, IT, e-Learning, teacher, tutor,

дн. крюков, ректор Информатизация вуза:

Южно -Ур альский

профессиональный институт Практи4ескии °пЫт

Статья посвящена актуальным проблемам информатизации вуза. Рассматривается опыт внедрения системы и технологии электронного управления вузом, а также использования 1Т в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: информатизация, электронное управление учреждением, информационное пространство, электронный практикум.

Информатизация учебных заведений и дистанционное образование - значимые тенденции последнего времени и «модная тема » очных и заочных дискуссий.

Сегодня уже не актуальны рассуждения о том, «нужно или не нужно» внедрять системы и технологии электронного управления в образовательные учреждения. В самом ближайшем будущем наличие системы онлайн-взаимодействия всех субъектов образовательного процесса («Электронная учебная часть », «Электронный деканат» и пр.) будет одним из конкурентных преимуществ образовательного учреждения. Электронное управление рассматривается сегодня как многообещающая стратегия вузовского менеджмента.

Среди ожидаемых последствий создания системы электронного управления вузом выделяются экономические (сокращение затрат на обслуживание студентов вуза), технические (появление необходимых технологий), социальные (повышение гражданской культуры основной массы студентов).

Безусловно, объективным условием актуализации концепции электронного управления образовательным учреждением стало развитие Интернета, ставшего удобным

и, что немаловажно, дешевым средством,

при помощи которого идеи перешли из области умозрительных конструкций в практическую область.

Электронное управление образовательным учреждением базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества; оно характеризуется направленностью на потребности обучающегося, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Как одно из следствий, оно явится действенным способом решения бюрократическихпроблем в вузе, поскольку обеспечит новую организацию деятельности административных подразделений образовательного учреждения и изменение всего комплекса отношений администрации с обучающимися и преподавателями [1].

Среди явных преимуществ электронного управления - не просто переход на электронный документооборот, а именно повышение уровня участия гражданского общества и его институтов в вопросах управления образованием на основе совершенствования процессов обмена информацией. Принципы такого вида управления подразумевают, что обучающийся, преподаватель и сотрудник учреждения получают реальную возможность доступа к инфор-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.