Научная статья на тему 'Роль и перспективы развития института таможенного представителя в современной таможенной системе Российской Федерации'

Роль и перспективы развития института таможенного представителя в современной таможенной системе Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1993
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РЫНОК ОКОЛОТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ / КАДРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CUSTOMS REPRESENTATIVE / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / MARKET OF RELATED CUSTOMS SERVICES / INNOVATIVE INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денисова Наталья Андреевна

В статье рассмотрены проблемы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, предложены основные направления его совершенствования. Автором произведен анализ составляющих ценность для государства и бизнеса категорий услуг таможенного представителя, определены перспективы развития института таможенного представителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Денисова Наталья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PROSPECTS OF THE INSTITUTION OF CUSTOMS REPRESENTATIVE DEVELOPMENT IN THE MODERN CUSTOMS SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the problems of the functioning of the institution of customs representative in the Russian Federation and there are suggested the main directions for its improvement. The author made an analysis of the categories constituting the value of customs representative services for the state and business, as well as the prospects for the development of the customs representative institution in the future are determined

Текст научной работы на тему «Роль и перспективы развития института таможенного представителя в современной таможенной системе Российской Федерации»

2 л

н и о

X

л

<

W

н t*

W <

'S

0 X X

W

S

¡s

W S

1

W £

С

^

S t* S

я

$

S I

2S

о

УДК 338.242.2

РОЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Денисова Наталья Андреевна

Северо-Западный институт управления - филиал ФГБОУВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», старший преподаватель кафедры таможенного администрирования, e-mail: natali_ki@mail.ru

В статье рассмотрены проблемы функционирования института таможенного представителя в Российской Федерации, предложены основные направления его совершенствования. Автором произведен анализ составляющих ценность для государства и бизнеса категорий услуг таможенного представителя, определены перспективы развития института таможенного представителя

Ключевые слова: таможенный представитель; внешнеэкономическая деятельность; рынок околотаможенных услуг; кадровые компетенции; инновационные информационные технологии

ROLE AND PROSPECTS OF THE INSTITUTION OF CUSTOMS REPRESENTATIVE DEVELOPMENT IN THE MODERN CUSTOMS SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Denisova Natalya A.

The North-West Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Senior Lecturer of Department of Customs Administration, e-mail: natali_ki@mail.ru

The article considers the problems of the functioning of the institution of customs representative in the Russian Federation and there are suggested the main directions for its improvement. The author made an analysis of the categories constituting the value of customs representative services for the state and business, as well as the prospects for the development of the customs representative institution in the future are determined

Keywords: customs representative; foreign economic activity; market of related customs services; personnel competencies; innovative information technologies

Для цитирования: Денисова Н.А. Роль и перспективы развития института таможенного представителя в современной таможенной системе Российской Федерации // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 18-22.

За последние годы Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России) обеспечила на современном уровне взаимодействие таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в том числе таможенных представителей. Значительные меры, направленные на совершенствование таможенного администрирования и развитие электронных технологий, заложены в проект Стратегии развития таможенной службы до 2030 года [1]. Также в нем определены ключевые направления развития таможенной службы: цифровизация и автоматизация, содействие в развитии экспортно-ориентированных секторов национальной экономики, обеспечение прозрачности совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности и инвестиционного климата в России, создание благоприятной среды для деятельности участников ВЭД и ряд других [2].

Можно констатировать, что в Стратегии впервые сформулирована миссия таможенной службы, которая предполагает «содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, полноты

взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД».

Однако в рядах таможенных представителей растет обеспокоенность не только в отношении будущего своих компаний, но и дальнейшего существования данного сектора околотаможенных услуг в целом.

При этом анализ судебной практики показал, что трудности с решением вопросов по солидарной обязанности таможенных представителей в случаях доначисления таможенных платежей и проблемы при повторном включении в реестр ФТС России возникают даже у организаций, имеющих реальное финансовое обеспечение, которые по всем позициям соответствуют требованиям, предъявляемым ведомством к данной категории участников рынка околотаможенных услуг [3].

В то же время, можно сказать, что критерии подходов в этих вопросах могут быть более точными, прозрачными и понятными для всех заинтересованных сторон. Так, работающему на рынке таможенному представителю, который не только отвечает по своим обязательствам реальными активами, но и способствует существенному

пополнению государственного бюджета, крайне невыгодно изобретать или участвовать в схемах по занижению подлежащих уплате таможенных платежей.

При этом следует признать, что проблемы таможенных представителей в определенной части носят и объективный характер, ведь их деятельность в своем изначальном виде неуклонно уходит в прошлое. На смену классическим таможенным представителям приходят многопрофильные интегрированные компании, объединяющие в себе широкий функционал. Они могут одновременно выполнять функции таможенного представителя, склада временного хранения, перевозчика и экспедитора, являться поручителем и даже иметь статус уполномоченного экономического оператора. Этот перечень можно продолжить и расширить. Можно констатировать факт, что в последнее время многие компании стараются выстраивать свою практическую работу именно в таком современном ключе.

ФТС России сейчас стала более открытой для диалога с деловыми кругами. Сегодня у профессиональных объединений и ассоциаций есть несколько путей, как донести свою позицию до ФТС России, вместе с тем можно утверждать, что основная роль в выстраивании диалога между таможенной службой и бизнесом отводится Общественному совету, который является постоянным совещательно-консультативным органом при ФТС. В 2020 г. Общественный совет планирует провести во всех субъектах РФ серию выездных заседаний, организовать семинары, конференции и иные мероприятия, на которых состоится обсуждение наиболее актуальных для местного бизнеса проблем. На них планируется пригласить представителей региональных таможенных органов и ФТС России. Для повышения эффективности работы и получения конкретного результата следует знать и четко понимать, что больше всего волнует участников ВЭД. Таким образом, среди приоритетных задач Общественного совета можно выделить необходимость обеспечения обратной связи, которая позволит получать актуальную и объективную информацию из регионов. Ведущая роль, по мнению автора, в данном направлении взаимодействия со стороны таможенных представителей должна быть отведена Национальной Ассоциации таможенных представителей (брокеров) и Ассоциации СРО «Национальное объединение таможенных представителей».

В данном контексте, применительно к ситуации в нашей стране, чтобы не просто в очередной раз обозначить имеющиеся проблемы, но и выработать реальные и обоснованные пути их решения, следует создать единый международный портал, который стал бы дискуссионной онлайн-площад-кой, где участники рынка могли бы консолидировать свой профессиональный и интеллектуальный потенциал, обсуждать возникающие вызовы, коллективно вырабатывать действенные и наиболее эффективные пути их преодоления. При этом

важно подчеркнуть, что ресурс должен быть общедоступным. Понятно, что по отношению друг к другу участники рынка являются конкурентами, которые в первую очередь стараются защитить свои интересы. Однако стоит принимать во внимание, что в современных реалиях, для достижения общей цели таможенным представителям необходимо в какой-то мере поступиться собственными интересами и объединиться [4].

Можно констатировать факт, что, являясь важной составной частью системы таможенного администрирования, институт таможенных представителей примерно с 2010-2011 гг. практически перестал развиваться. При этом мировой опыт наглядно демонстрирует обратное, отводя важное место деятельности профессионалов в сфере таможенного дела, поскольку именно они в состоянии обеспечить эффективность государственного контроля и прозрачность цепочки поставок. В странах с передовой экономикой этому сектору уделяется должное внимание, так, процентное соотношение деклараций, оформляемых профессиональными операторами за рубежом, составляет 60-80 % от всего декларационного массива [2].

К одной из ключевых проблем развития деятельности таможенного представителя можно отнести вопрос повышения кадровых компетенций. В ходе исследования автором было выявлено следующее противоречие. С одной стороны, возросла роль информационных технологий, их активное внедрение обуславливает необходимость предъявления к профессиональным качествам работников таможенных представителей новых требований. Помимо наличия знаний в области таможенного дела, юриспруденции, экономики необходимо быть грамотным специалистом в сфере информационных и цифровых технологий, поскольку уровень компетентности при использовании цифровых технологий, работы с базами данных, несомненно, будет влиять на имидж таможенных представителей. Вместе с тем, Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» кардинально изменил некоторые аспекты ведения бизнеса в сфере организации таможенного дела в нашей стране и, среди прочего, упразднил процедуру периодической обязательной аттестации специалистов по таможенным операциям (СПТО) [5].

Анализ ситуации на рынке показал, что даже в новых условиях добросовестные и ответственные участники ВЭД считают необходимым поддерживать квалификацию своих сотрудников на должном уровне. Так, недостаточная компетентность сотрудников отрицательно влияет на имидж компании, несет в себе риски для бизнеса и может приводить к серьезным убыткам.

Для разработки концептуальной модели совершенствования института таможенного представителя, по мнению автора, целесообразно использовать модель БЖОТ-анализа, которая позволяет

оценить потенциал развития данного института на территории ЕАЭС (см. таблицу).

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что ценность услуг таможенного представителя для государства и бизнеса составляют четыре основных категории, которые схематично показаны на рисунке.

Далее кратко поясним каждую из представленных на рисунке категорий.

Участие России в международных цепочках разделения труда постоянно возрастает, вследствие чего сама структура товарооборота усложняется. Если раньше мы экспортировали сырьевые ресурсы, а импортировали готовую продукцию, то сейчас в результате импортозамещения и стимулирования экспорта, многие российские участники ВЭД одновременно и экспортируют и импортируют различные товары. Все шире они используют различные экономические процедуры, в том числе и процедуры переработки. В связи с этим потребность в необходимых компетенциях в области таможенных правил и технологий резко возрастает. Таможенные представители на рынке участников ВЭД и аккумулируют в себе эти компетенции. Например, по мнению большинства участников рынка в последнее время существенно увеличилось число споров по классификации товаров. Как следствие, возросла потребность в профессиональной компетенции в этой области. Ответом Гильдия «ГЕРМЕС» издала методическое пособие по правилам классификации товаров.

Как известно, эффективный товарооборот невозможен без эффективных технологий. А это не только электронные, но и организационные

технологии. Например, у Гильдии «ГЕРМЕС» накоплен богатый опыт по реализации различных инновационных технологий в Большом порту Санкт-Петербург [6], а именно:

- выпуск до выгрузки (когда контейнер, который только выгружают с судна, уже завершил таможенную очистку и находится в свободном обращении);

- ускоренный транзит (когда время на оформление транзита сокращается до нескольких часов);

- совмещение электронного декларирования и бумажного оборота сертификата формы «А», который на основе действующих международных документов должен предоставляться в бумажном виде.

На основе разработанной совместно с Балтийской таможней технологии, позднее ФТС России был утвержден общий порядок выпуска товаров до выгрузки. Это пример того, как таможня и бизнес вместе вырабатывают подходы, которые направлены на ускорение товарооборота, снижение издержек бизнеса [7].

Поскольку процесс таможенного оформления, декларирования в связи с усложнением структуры товарооборота постоянно изменяется, эффективная современная деятельность невозможна без стандартизации. Таможенным представителям необходимо своевременно реагировать на требования, которые предъявляют новые стандарты регулирования ВЭД. В данном контексте стоит отметить положительный опыт, когда для устранения пробелов в таможенном законодательстве, которые не успевает разъяснить ЕЭК, таможенные представители совместно с таможенным

Таблица

SWOT-анализ концептуальной модели развития таможенного представителя

Сильные стороны Слабые стороны

- предоставление наиболее прозрачного таможенного администрирования; способность к быстрому и эффективному перемещению грузов; принятие успешного участия в разработке законов с целью стимулирования и упрощения международной торговли; предоставление профессионального консультирования участникам ВЭД; прямой доступ к административному ресурсу. - риски осуществления незаконной деятельности лиц, оказывающих услуги при таможенном оформлении товаров и зарегистрированных в качестве таможенных представителей; неэффективность некоторых организаций, предоставляющих услуги таможенного представителя.

Благоприятные возможности Возможные угрозы

- упрощение таможенных операций и содействие торговле, а также создание эффективной системы таможенного контроля и таможенного администрирования при осуществлении юридическими лицами посреднических операций в сфере ВЭД; ускорение процесса совершения таможенных операций, что позволяет оптимизировать расходы, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС; конструктивное сотрудничество с таможенными органами РФ в области организации таможенного оформления и контроля, пропаганды соблюдения таможенного законодательства, подготовки кадров; развитие конкурентоспособной сферы услуг в таможенном деле. - монополизация рынка услуг, и, как следствие, рост цен на услуги таможенного представителя; повышенное стремление компаний к самостоятельному осуществлению внешнеторговой деятельности, включая таможенное оформление, что может привести к снижению спроса на услуги, предоставляемые таможенным представителем.

Категории, составляющие ценность услуг таможенного представителя для государства и бизнеса

ведомством разрабатывают методические рекомендации и пособия для декларантов. Например, Гильдия «ГЕРМЕС» в сотрудничестве с Балтийской таможней разработала два методических пособия для декларантов, которые в свое время решили две значимые проблемы: улучшили показатели по авторегистрации и сократили количество ошибок в части валютного контроля [6].

И, наконец, об ответственности. Как известно, таможенные представители несут солидарную ответственность с декларантами, имея финансовые гарантии перед государством на эквивалент пятисот тысяч евро [8]. Вместе с тем, можно констатировать, что таможенные представители - единственные участники рынка, которые имеют финансовую ответственность перед своими клиентами в форме страхования [7]. В этих условиях они являются гарантами качества работы как перед государством, так и перед бизнесом.

Таким образом, рассмотренные четыре категории указывают на направления, которые должны стать основой для развития института в будущем и его более глубокого инкорпорирования в общее экономическое пространство нашей страны.

Целесообразно в ближайшей перспективе сформировать единый общесоюзный Центр компетенций в сфере ВЭД и таможенного дела. Выработку порядка и правил его создания следует возложить на международную рабочую группу, созданную из числа руководителей профессиональных бизнес-ассоциаций, объединений и ведущих организаций, являющихся международными экспедиторами, перевозчиками и таможенными представителями в странах ЕАЭС.

Необходимо создать общедоступный единый международный портал, который мог бы стать дискуссионной онлайн-площадкой и на которой участники рынка и таможенные представители могли бы консолидировать свой профессиональный и интеллектуальный потенциал, обсуждать возникающие проблемы и вызовы, коллективно вырабатывать действенные и наиболее эффективные пути их решений.

Возросшая роль информатизации и активное внедрение цифровых технологий с целью упрощения таможенного администрирования обусловила необходимость предъявления к профессиональным качествам сотрудников компаний таможенных представителей новых требований. На второе место в системе профессиональной подготовки специалистов в области таможенного дела, после профессиональных знаний таможенного законодательства, выходят знания в области информационных технологий, умения и навыки программирования и работы с базами данных [9]. Таким образом, для предотвращения риска недостаточной подготовленности кадров в рамках перехода на работу в условиях автоматизации процессов необходимо обеспечить повышение квалификации и переподготовку лиц, работающих в компаниях таможенных представителей [10].

Итак, стоит отметить, что только при соответствующем взаимодействии с коллегами и иными участниками ВЭД таможенные представители могут включиться в работу по консолидации предложений, поступающих от компаний и участников рынка, входящих в реестры ФТС России, по изложенным выше предложениям.

Библиографический список:

1. Алексеев А.Н. МТФ-2019: задан новый вектор развития // Таможенные новости 2019. № 10 (249). С. 4-7.

2. Виртуальная таможня. На МТФ-2019 обсудили перспективы развития института таможенных представителей. URL: http://vch.ru/event/ view.html?alias=na_mtf 2019_obsudili_perspektivy_ razvitiya_instituta_tamoghennyh_predstavitelei/ (дата обращения: 18.01.2020).

3. Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: https:// sudac t.ru/

4. Иванов С.И. Таможенный представитель: пора одиночек прошла // Таможенные новости 2019. № 9 (248). С. 16-17.

5. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 32 (ч. I ). Ст. 5082.

6. Гильдия «ГЕРМЕС» специально для ТН. Таможенным представителям нужна поддержка // Таможенные новости. 2019. № 6 (246). С. 4.

7. Официальный сайт Национального объединения таможенных представителей. URL: http://notp.ru/ (дата обращения: 19.01.2020).

8. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 15.09.2017 № 64 «О размере обеспечения исполнения обязанностей таможенного представителя» // Официальный Интернет-портал правовой информации. URL: http: // www.pravo.gov.ru.

9. Снигирь А.А. Изменение подходов к подготовке специалистов в области таможенного дела в связи с изменением характера таможенного администрирования в условиях цифровизации деятельности таможенной службы // Перспективы развития таможенного администрирования в условиях цифровизации деятельности таможенных служб: сборник докладов международной межвузовской научно-практической конференции. СПб: Изд-во СЗИУ РАНХиГС. 2019. С. 137-148.

10. Васильева С.Н. Потребность в специалистах осталась // Таможенные новости 2019. № 3 (243). С. 26-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.