ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2014. № 4
м.А. лушечкина, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ*
роль и.н. якимова в становлении криминалистики как учебной дисциплины
В статье рассмотрен подход профессора И.Н. Якимова к преподаванию криминалистики в высших юридических учебных заведениях. Основное внимание уделено анализу стенограммы лекций по курсу криминалистики, прочитанных И.Н. Якимовым на юридическом факультете МГУ в 1949 г. Текст лекций рассмотрен с позиций содержания, а также дидактических приемов, использованных лектором.
Ключевые слова: И . Н. Якимов, криминалистика, система криминалистики, учебная дисциплина, преподавание, дидактика .
The article covers the ways of university teaching by Professor Ivan Nikolaevich Ya-kimov. The main attention is given to the analysis of the verbatim report of the lectures in criminalistics given by I.N. Yakimov at the law faculty of the Moscow Lomonosov State University in 1949. The text is being analysed by its content and didactic methods of the lecturer as well.
Keywords: I . N . Yakimov, criminalistics, system of criminalistics, study discipline, teaching, didactics .
В 2011 г . отечественные криминалисты отметили знаменательную дату — 100 лет преподавания криминалистики в высших учебных заведениях России . Этому событию была посвящена крупная научно-практическая конференция, состоявшаяся в стенах Московского государственного университета имени М . В . Ломоносова и собравшая представителей десятков отечественных юридических вузов — как классических университетов, так и ведомственных юридических учебных заведений1 . Годом раньше прошла не менее представительная конференция, посвященная 60-летию образования кафедры криминалистики юридического факультета МГУ — первой в России университетской кафедры данного профиля2 В центре внимания ученых и педагогов, участников обеих конференций было состояние и перспек-
* таппа1и@уаМех. гц
1 См .: Криминалистика . 100 лет преподавания в высших учебных заведениях России / Под общ . ред. С. П . Кушниренко . СПб ., 2001.
2 См.: Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: Материалы конференции: В 2 т . М ., 2010 .
тивы развития криминалистики не только как науки, вида практической деятельности, но и как учебной дисциплины .
Вопросы преподавания криминалистики, определение ее места в структуре юридического образования сегодня как никогда актуальны: переход на новую систему высшего образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу потребовал от криминалистов активной работы по отстаиванию своих позиций и доказыванию необходимости сохранения криминалистики в профессиональном цикле базовой части основных образовательных программ высшего юридического образования В результате криминалистика сохранила свою самостоятельность и статус обязательной учебной дисциплины В то же время в новых условиях первостепенной задачей остается дальнейшее совершенствование преподавания криминалистики В связи с этим следует внимательно проанализировать все этапы, которые прошла отечественная криминалистика как учебная дисциплина за 100 лет своего существования, чтобы в эпоху очередной «образовательной революции» не утратить накопленный положительный опыт и поднять его на новый уровень В контексте этой задачи представляется целесообразным обратиться к опыту тех, кто стоял у истоков формирования криминалистики как учебной дисциплины и ее преподавания Без сомнения, первым в этом ряду следует назвать Ивана Николаевича Якимова, 130 лет со дня рождения которого отмечается в июне 2014 г .
Роль И . Н . Якимова в становлении и развитии отечественной криминалистики переоценить невозможно: криминалист-практик, криминалист-ученый, криминалист-педагог — в каждом из этих направлений профессиональной деятельности он достиг высочайшего уровня Именно в этом трехкратном сочетании его опыта проявился, как сегодня сказали бы, «синергетический эффект», что позволило И . Н . Якимову, выпускнику Санкт-Петербургского, а впоследствии профессору Московского университета, сформировать концепцию криминалистики как учебной дисциплины и реализовать ее на практике
В архиве кафедры криминалистики юридического факультета МГУ, которую создавал и первым заведующим которой был И . Н . Якимов, сохранилась стенограмма прочитанного им в 1949 г. полного курса лекций по криминалистике3 . Лекции читались студентам Московского университета в период с 31 октября по 6 декабря . До настоящего времени была возможность непосредственно изучать лишь опубликованные печатные труды И . Н . Якимова и судить о педагогическом мастерстве профессора по многочисленным отзывам его учеников . Эти отзывы большей частью носят эмоциональный характер и раскрывают в основном высокий уровень ораторского мастерства И . Н . Якимова. Стенограмма его лекций дает нам преимущество, которое позволяет
3 Текст стенограммы лекций занимает 185 стандартных машинописных страниц .
судить и о содержании прочитанного курса, и об арсенале дидактических приемов, которыми пользовался И Н Якимов в процессе обучения студентов Представляется, что все это не может не вызвать интереса у сегодняшних криминалистов
Анализу формы и содержания лекций И . Н . Якимова необходимо предпослать несколько вступительных замечаний Прежде всего надо отметить, что эти лекции следует воспринимать в контексте того времени и тех обстоятельств, в которых они читались При этом надлежит отталкиваться от двух существенных факторов — субъективного и объективного характера
Субъективный фактор связан с личностью самого лектора И . Н . Якимову в 1949 г., когда читались лекции, исполнилось 65 лет. Он находился на пике своего развития во всех отношениях — как личность, как криминалист с опытом практической работы, как ученый, как педагог . К этому времени написаны и изданы все основные монографии И Н Якимова, готовится к выходу 3-е издание знаменитого двухтомного учебника криминалистики (1935/36 г . ), одним из авторов которого он являлся4 . Кстати, именно к этому учебнику, его 2-му изданию (1938 г. ), И . Н . Якимов отсылает студентов по ходу чтения лекций . Опыт педагогической работы И . Н . Якимова к 1949 г. насчитывал уже почти 25 лет . Юридический факультет МГУ в это время стоял на пороге создания самостоятельной кафедры криминалистики, до ее открытия оставался всего лишь один год . Совершенно очевидно и нет ни малейшего сомнения, что в 1949 г . у И . Н . Якимова сложилась достаточно четкая модель криминалистики как учебной дисциплины
Объективный фактор, который обязательно должен быть принят во внимание, имеет несколько составляющих . Первая — это тот уровень развития науки криминалистики и практической криминалистики, который был достигнут к концу 40-х гг. В лекциях И . Н . Якимова активно используются достижения как зарубежной, так и отечественной криминалистики, он опирается на исследования криминалистов- «первопроходцев» — Г . Гросса, Р .А. Рейсса, Э . Локара, Е . Ф . Буринского, В . И . Лебедева, а также своих современников — С . М . Потапова, Б . М . Шавера и А. И . Винберга5 .
Вторая составляющая объективного фактора — это особенности той целевой аудитории, которой были адресованы лекции На студен-
4 Криминалистика . Кн . 1: Техника и тактика расследования преступлений / Под . ред . А.Я . Вышинского . М ., 1935; Криминалистика . Кн . 2: Методика расследования отдельных видов преступлений / Под . ред . А. Я . Вышинского . М ., 1936 .
5 Следует иметь в виду, что если с конца XIX в . до 1917 г . российские криминалисты имели возможность довольно активно знакомиться с достижениями криминалистики в ведущих странах Европы, то в советское время по понятным политическим причинам связь с зарубежными криминалистами прервалась на долгие годы и восстановилась лишь во второй половине XX в ., да и то лишь в рамках стран социалистического лагеря . Упоминая в лекциях имена «буржуазных» криминалистов, И . Н . Якимов проявлял достаточную смелость в эпоху борьбы с космополитизмом .
ческой скамье Московского университета (как и многих других вузов) в 1949 г . сидели преимущественно фронтовики — люди взрослые, психологически зрелые, сознательно выбравшие юридическую профессию, мотивированные на учебу . Работать с такой аудиторией было интересно и самому И . Н . Якимову. В то же время у этой категории студентов был большой перерыв в обучении, обусловленный войной, им требовалось восстанавливать в памяти многое из забытого после окончания школы . Как и другие преподаватели, И . Н . Якимов не мог не учитывать этого обстоятельства, выстраивая содержание своих лекций и выбирая приемы подачи материала .
Третья составляющая — это задачи, определявшиеся внутренними социальными условиями того периода . Важнейшая из них вытекала из острой необходимости подготовки новых кадров для послевоенной правоохранительной системы, т е прежде всего практиков — следователей, прокуроров, судей .
Последним обусловлена первая и главная особенность лекционного курса криминалистики, прочитанного И Н Якимовым, — его исключительно практическая направленность Вторая заметная особенность — исключительная доступность изложения самого сложного материала . Это прослеживается от первой до последней лекции . В тексте лекций нет сложных определений и конструкций, их язык прост и понятен . Известно, что И . Н . Якимов был прекрасным оратором, и стенограмма лекций отчетливо демонстрирует, что в своей работе он строго следовал очень важному правилу: нельзя говорить, как пишешь, и нельзя писать, как говоришь6 . Устная и письменная речь — это важнейшие профессиональные инструменты любого юриста, и И Н Якимов, как показывает анализ текстов его научных письменных трудов и стенограммы лекций, умело ими пользовался . Стенограмма весьма подробно зафиксировала лекторский стиль И Н Якимова, обороты его устной речи: она не идентична письменной, так как И Н Якимов четко понимал, что различие восприятия текста «глазом» и восприятия речи «на слух» обусловлено психологическими закономерностями, которые нельзя игнорировать
В преподавании криминалистики И Н Якимов подчеркивал особую роль практических занятий . Он считал необходимым увеличить курс криминалистики в юридических вузах «с непременным индивидуальным участием каждого слушателя в цикле практических занятий»7 . Этот важный дидактический принцип — соединение теоретического обучения в форме лекций с последующим развитием практических навыков на специальных занятиях, которому четко следовал И Н Яки-
6 См .: Хазова О. Искусство юридического письма. М ., 2011 . С . 27 .
7 Якимов И.Н. Стенограмма лекций, прочитанных на юридическом факультете МГУ в 1949 г. // Архив кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М В Ломоносова С 12
мов, нашел прочное закрепление в процессе преподавания криминалистики в российских вузах8 .
Построение курса лекций И Н Якимова, как он сам отмечает, соответствует не сложившейся системе науки криминалистики, включающей три раздела — технику, тактику и методику, а действующей на момент преподавания программе криминалистики как учебной дисциплины, предусматривавшей лишь перечень тем . В результате эти темы (их 23) в учебном процессе выстраиваются в несколько иной последовательности, нежели в системе науки . Так, темы «Словесный портрет» и «Идентификация и регистрация преступников» оказываются между «Допросом» и «Планированием предварительного расследования» . В остальном темы следуют в традиционном порядке
Анализируя содержание лекций, следует отметить несколько ключевых моментов Какой представляет криминалистику студентам И . Н . Якимов? Прежде всего динамично развивающейся наукой: отмечая уже установившиеся положения, он по ходу лекций неоднократно обращает внимание на то, что криминалистика должна гибко реагировать на все изменения в характере преступности, совершенствовать свои методы
И Н Якимов подчеркивает самостоятельность криминалистики и ее особый характер, заключающийся в том, что криминалистика широко использует достижения других, не правовых наук: «Криминалистика, заимствуя из других наук научные данные, перерабатывает их в соответствии со своими целями и приспособляет их к задачам расследования преступлений В результате такого освоения и переработки криминалистика развилась в совершенно самостоятельную научную дисциплину, выработавшую свои собственные научные приемы и способы для рассмотрения и расследования преступлений в целом и для раскрытия их отдельных обстоятельств в частности»9 Нельзя не отметить, что в курсе лекций И Н Якимов не раз делает акцент на необходимость установления причин совершения преступлений и на такой важной, по его мнению, задаче криминалистики, как предупреждение преступлений, ставя ее в один ряд с задачами раскрытия и расследования
Примечательно, что уже тогда в 1949 г ., характеризуя криминалистику как науку о расследовании преступлений (он относит ее к судебному праву), И . Н . Якимов обращает внимание на то, что криминалистика обслуживает не только уголовно-правовую сферу, но и гражданский процесс, и в качестве примера приводит использование криминалистических методов при экспертизе документов, при розы-
8 См., напр.: Коломацкий В.Г. Курс криминалистики . Дидактика и методика. М .,
1991
ске имущества, на которое обращено взыскание по гражданским спорам . Таким образом, он показывает значение криминалистических знаний не только для тех студентов, которые ориентированы на следственную работу, но и для тех, кто тяготеет к цивилистике
Раздел криминалистической техники (выше отмечено, что как таковые разделы криминалистики в структуре курса не выделялись) представлен всеми ее традиционными отраслями, которые на тот момент сформировались: судебная фотография, трасология, судебная баллистика, исследование документов (почерковедение и технико-криминалистическое исследование документов), «словесный портрет», уголовная регистрация Любопытно суждение И Н Якимова по поводу объема преподавания вопросов судебной экспертизы Он категоричен в своем мнении: «... следует разграничить криминалистику и криминалистическую экспертизу, что пока не делается и ведет только к излишней перегрузке учебников вовсе ненужным для судебных работников материалом. Не надо забывать, что криминалистика — это наука о расследовании преступлений, о научном производстве следствия, что это наука для судебных следователей (следователей, прокуроров и судей), а вовсе не для экспертов, которые являются в большинстве случаев выходцами из самых разнообразных профессий, с самой различной научной подготовкой, но не юристами»10 И действительно, в своих лекциях И . Н . Якимов практически не затрагивает методику проведения криминалистических экспертиз, ограничиваясь перечнем вопросов, которые могут быть поставлены перед экспертом В лекции по тактике были включены осмотр (места происшествия и вещественных доказательств), следственный эксперимент, обыск и выемка, допрос, производство экспертизы (здесь подробно освещены общие вопросы тактики назначения экспертиз, классификации экспертиз, выбора эксперта и взаимоотношений с ним следователя, сбора материалов для сравнительного исследования, оценки экспертного заключения)
Особый интерес представляет содержание темы «Планирование предварительного расследования» По сути, в этой лекции излагаются не только принципы и техника планирования, но и отдельные вопросы общей части методики расследования с описанием типовых следственных ситуаций на начальном этапе расследования И Н Якимов косвенно подходит здесь и к понятию криминалистической характеристики преступления Конечно, он не использует этот термин, как и термин «следственная ситуация», однако говорит следующее: «. расследование преступления ведут таким образом, что единое уголовное дело искусственно разделяют на части, соответствующие его наиболее важным обстоятельствам, и расследуют каждую из них как в отдельно-
сти, так и во взаимной связи с другими его частями»11 . Представляется, что под уголовным делом здесь понимается не само расследуемое преступление, а искусственное, т е мысленное разделение на части — не что иное, как выделение и описание наиболее существенных элементов криминалистической характеристики В последующих лекциях, посвященных методике расследования отдельных видов преступлений, явно просматривается такое описание личности преступника, способа совершения преступления, обстановки, механизма . Здесь же И Н Якимов продолжает: «В зависимости от установленных обстоятельств дела расследование получает определенное направление, но вновь открывшееся во время расследования обстоятельство может потребовать после тщательного его изучения нового, ранее непредвиденного направления дела»12 . Накопление криминалистически значимой информации, ставящее перед следователем задачу ее оценки и принятия решений о дальнейшем направлении расследования, — это не что иное, как «перетекание» процесса расследования из одной ситуации в другую
Из частных методик расследования в лекциях рассмотрены следующие: расследование хищений государственного и общественного имущества, взяточничества, спекуляции, выпуска недоброкачественной продукции, убийств, хищений и насильственного завладения собственностью граждан Этот выбор обусловлен, конечно, социально-экономическими и политическими факторами послевоенного времени В связи с этим уместно заметить, что курс лекций в определенной мере политизирован, но надо понимать, что иначе в 1949 г . быть не могло . В лекциях есть цитаты из работ и выступлений В . И . Ленина, И . В . Сталина, А.А. Жданова, однако И . Н . Якимов употребляет их не часто и уместно, прежде всего там, где речь идет об общественной опасности тех или иных видов преступления, на борьбу с которыми мобилизуются правоохранительные органы с учетом исторического момента . Есть в лекциях и обязательная для того времени критика «буржуазной» криминалистики В первой лекции, посвященной предмету советской криминалистики, ей посвящен один из девяти рассмотренных вопросов При этом И Н Якимов отмечает допустимость заимствования некоторых технических научных достижений у буржуазной криминалистики13 и по ходу дальнейших лекций отдает должное исследованиям Г . Гросса, Р .А. Рейсса, Э . Локара .
Еще одна дидактическая задача, которую решал И Н Якимов, преподавая криминалистику, — это развитие общего научного кругозора студентов, привлечение необходимых смежных знаний В лекциях по криминалистической технике он доходчиво объяснял, напри-
11 Там же . С . 140 .
12 Там же .
13 Там же . С . 10 .
мер, сложные физические и химические явления, лежащие в основе фотографических процессов, обеспечивая не просто запоминание, но понимание их сущности Можно привести цитату и из лекции по дактилоскопии, где по ходу рассмотрения вопроса о частоте встречаемости основных типов папиллярных узоров — дуговых, петлевых и завитковых (по терминологии того времени — круговых) И . Н . Якимов делал небольшой экскурс в анатомию и антропологию: «Исследования показали, что узоры у людей распределены неравномерно, самых простых узоров, дуговых — всего 5%, больше всего петлевых узоров — 60%, и среднее место занимают круговые узоры — около 35% . Возможно, что сейчас у нас возникнет вопрос, почему это так? Почему самых простых узоров мало, а сложных много? Вспомним, что говорилось о строении кожи Мы говорили, что в коже, в ее сосочковом слое имеются нервные окончания, тельца Мейснера Всякий легко поймет, что на одной и той же поверхности при кривых линиях будет гораздо больше нервных окончаний, чем при прямых линиях . Значит, чем сложнее узоры, тем чувствительнее кожа. Для чего существуют узоры у человека? Для увеличения трения Если вы обратили внимание на строение узоров, то вы легко это поймете Наш предок, лесной человек, жил на деревьях и там устраивал свои гнезда . Он часто перемещался с ветви на ветвь и мог легко сорваться, если не было бы кожных складок, а была бы гладкая поверхность ладоней. Вот каковы роль и значение этих папилляров, и, конечно, вторым их значением является чувствительность, осязание, которым обладает наша кожа»14 . Эта цитата также позволяет судить о лекторском стиле И Н Якимова, для которого была характерна простота изложения и постоянное обращение к аудитории, обеспечивавшее живой контакт со слушателями
В заключение следует отметить, что стенограмма лекций, прочитанных И . Н . Якимовым, является еще одной иллюстрацией, подчеркивающей, насколько значителен вклад И Н Якимова в формирование криминалистики как учебной дисциплины В то же время надо понимать, что это обусловлено не только чтением лекций по криминалистике, а всей его профессиональной деятельностью — научной, практической, написанием монографий и учебников Нельзя пройти и мимо того факта, что И Н Якимов, формируя криминалистику как науку уголовно-правового цикла, дал толчок к ее мощному развитию и превращению в науку, способную разработать ряд методик, пригодных практически для всех сфер юридической деятельности Это подтверждает целесообразность преподавания криминалистики всем студентам-юристам вне зависимости от их отраслевой специализации
список литературы
1. КоломацкийВ.Г. Курс криминалистики .Дидактика и методика. М . , 1991.
2 . Криминалистика . Кн . 1: Техника и тактика расследования преступлений / Под . ред. А. Я . Вышинского . М . , 1935.
3 . Криминалистика . Кн. 2: Методика расследования отдельных видов преступлений / Под. ред. А.Я . Вышинского . М . , 1936 .
4 . Криминалистика . 100 лет преподавания в высших учебных заведениях России / Под общ . ред. С. П . Кушниренко . СПб . , 2001.
5 . Роль кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М . В . Ломоносова в развитии криминалистической науки и практики: Материалы конференции: В 2 т. М . , 2010 .
6 . Хазова О. Искусство юридического письма. М . , 2011.
7 . Якимов И.Н. Стенограмма лекций, прочитанных на юридическом факультете МГУ в 1949 г // Архив кафедры криминалистики юридического факультета МГУ имени М В Ломоносова