Научная статья на тему 'Роль и место военного образования и военной науки в строительстве Вооруженных Сил государства'

Роль и место военного образования и военной науки в строительстве Вооруженных Сил государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3615
450
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жаксылыков Руслан Фатихович

В данной статье рассматриваются роль и место военного образования и военной науки в строительстве Вооруженных Сил государства. Автор рассматривает сущность военного образования и военной науки, анализирует проблемы организации учебного процесса и подготовки военных кадров в военных (специальных) учебных заведениях, определяет пути реализации требований к подготовке военных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место военного образования и военной науки в строительстве Вооруженных Сил государства»

УДК 355/359+378

Жаксылыков Руслан Фатихович

Кандидат педагогических наук, Командующий Внутренними войсками МВД Республики Казахстан, генерал-майор, [email protected], Астана

роль и место военного образования и военной науки в строительстве вооруженных сил государства

Аннотация. В данной статье рассматриваются роль и место военного образования и военной науки в строительстве Вооруженных Сил государства. Автор рассматривает сущность военного образования и военной науки, анализирует проблемы организации учебного процесса и подготовки военных кадров в военных (специальных) учебных заведениях, определяет пути реализации требований к подготовке военных кадров.

Ключевые слова: система военного образования, военное образование, военное строительство, военная безопасность.

Zhaksylykov Ruslan Fatikhovich

Candidate ofpedagogical Science, Commander of interior army of the MIA of the Republic of Kazakhstan, Major-General, [email protected], Astana

THE ROLE AND PLACE OF MILITARY EDUCATION AND MILITARY SCIENCE IN FORMATION OF ARMED FORCES OF THE STATE

Abstract. In the article the role and place of military education and military science in formation of Armed Forces of the state are considered. The author considers essence of military education and military science, analyzes some problems of organization of educational process and training of military personnel in military (special) educational institutions, determines the ways of realization of demands to the training of military personnel.

Keywords: system of military education, military education, military formation, military security.

Качество подготовленности Вооруженных Сил государства зависит от военного образования и военной науки.

Под военным образованием принято понимать совокупность систематизированных знаний по фундаментальным (общественным, физико-математическим, химическим и другим) и специальным военным наукам и навыков, необходимых офицерам и другим военнослужащим для практической деятельности.

На наш взгляд, данная формулировка не позволяет раскрыть в полной мере особенности и содержание военной науки. В этой связи предлагается иная трактовка понятий «система военного образования» и «военное образование».

Система военного образования является составной частью всей общей системы профессионального образования государства и решает специфические задачи подготовки военных кадров в интересах обеспечения

военной безопасности государства, всего общества.

Военное образование - строго регламентированный, плановый процесс обучения и воспитания гражданина с целью подготовки его для защиты национальных интересов государства.

В широком плане оно должно осуществляться со всеми гражданами в общеобразовательных учебных заведениях, трудовых коллективах в соответствии с законодательством государства.

Военное образование - целенаправленный, комплексный процесс, предусматривающий подготовку военного профессионала, обладающего глубокими и обширными знаниями, твердыми навыками в сфере своей профессии и способного к применению результатов своих знаний, навыков в самых экстремальных ситуациях.

Исследование проблем организации учебного процесса и подготовки военных кадров

в военных (специальных) учебных заведениях Казахстана предполагает: разработку общетеоретических положений обучения и воспитания; определение целесообразной системы подготовки, рационального объема знаний и соотношения между общей, специальной подготовкой и изучаемыми дисциплинами; поиск эффективных методов обучения и воспитания, путей совершенствования и развития учебно-материальной и научно-экспериментальной базы; достижение высокопрофессионального уровня преподавательского состава, офицеров и генералов, непосредственно принимающих участие в подготовке военных кадров и др. [1, с. 114-116].

Одними из важных требований к подготовке военных кадров являются воспитание высоких моральных, нравственных и боевых качеств, готовности и способности выполнять профессиональные обязанности, умения эффективно решать боевые задачи по защите Родины. Система подготовки военных кадров должна быть направлена, прежде всего, на качественную сторону обучения, обеспечение глубокого усвоения обучаемыми знаний о современных способах ведения войны, операций и боя, эффективном применении современного оружия и защиты от него.

Реализация этих требований осуществима по следующим направлениям. Во-первых, нуждается в переосмыслении сама система подготовки военных кадров. До сих пор она ориентирована на военную практику, прикладные знания и навыки. Требуется определение четкой комплексной системы подготовки офицеров, генералов и адмиралов.

Во-вторых, необходима рациональная программа обучения и воспитания, основанная на системном анализе, учете всех факторов, ее определяющих, на умении правильно определять соотношение между изучаемыми дисциплинами, установлении приоритетов в этом деле, на своевременном обеспечении программ подготовки высококачественной учебно-материальной базой.

В-третьих, обеспечение максимума новых знаний, навыков в единицу времени. Решающее направление в достижении этой цели - технизация, компьютеризация учебного процесса, боевой и оперативной подготовки на всех уровнях их организации и проведения.

В-четвертых, требуется активнее внедрять в учебный процесс, научную работу прогрессивные методы обучения и воспитания, максимально использовать достижения других наук, особенно психологии, педагогики и т.д. Поэтому поиск, своевременная реализация новых методов подготовки военных кадров - важная задача научных работников и практиков.

В военно-образовательном процессе следует использовать не только теоретические установки и достижения военной науки, но и богатейший опыт прошлых войн, особенно Великой Отечественной войны, потребовавшей пересмотра системы подготовки военных кадров. Одной из возникших проблем стало создание и совершенствование системы восполнения офицерских кадров младшего и среднего звена, убывавшего в непропорциональном исчислении в первые годы оборонительных боев и отступлений.

В этих условиях решение политического и военного руководства СССР об открытии курсов по подготовке младшего комсостава, в том числе в Казахстане, было весьма своевременной и эффективной мерой, направленной на восполнение потерь офицерских кадров первых месяцев войны. В октябре 1941 года на фронтах и в армиях создаются трехмесячные курсы младших лейтенантов, младших политруков, а затем и курсы усовершенствования начальствующего состава. В дальнейшем происходит реорганизация системы подготовки среднего комсостава путем создания более крупных военно-учебных центров и курсов. Еще одним шагом руководства страны в решении данной проблемы стало введение военной подготовки студентов. Это позволило значительно увеличить корпус офицеров запаса. К началу 1944 года эту задачу выполняли уже 31 высшее учебное заведение, 220 военных училищ и 2000 различных курсов переподготовки [3, с. 31].

В послевоенное время возрастание масштабов подготовки военных кадров сопровождалось качественными изменениями в объеме и содержании их обучения, которые, прежде всего, определялись уровнем развития Вооруженных Сил и состоянием технического оснащения войск. Наиболее существенные, коренные изменения в содержании учебного процесса ВВУЗов и про-

филях подготовки специалистов произошли в связи с вооружением армии и флота ракетно-ядерным оружием и продолжаются в настоящее время на базе современных достижений технического прогресса и новых положений военной науки.

Система подготовки военных кадров должна учитывать также возможные изменения служебной деятельности офицеров и обеспечить им необходимый для этого уровень и объем теоретических знаний и профессиональных умений.

Следует подчеркнуть, что принятая в Вооруженных Силах СССР система подготовки военных кадров в полной мере отвечала перечисленным выше требованиям.

Принципиальной особенностью этой системы является то, что она фактически включает две стадии обучения, обеспечивающие офицерам в зависимости от их дальнейшего предназначения после окончания соответствующего ВВУЗа, фундаментальную общую, военную или военно-специальную подготовку. Академия Генштаба и курсы усовершенствования офицерского состава лишь повышают уровень и масштаб знаний офицеров и генералов на базе уже имеющейся у них военной и военно-специальной подготовки и практического опыта работы.

Наравне с военным образованием Советской Армии развивалась и военная наука.

Именно военная наука, опираясь на достижения научно-технического прогресса, экономические, социально-политические и моральные возможности государства, результаты и выводы других наук, определяет военно-стратегические концепции по обороне страны, требования к ее подготовке для отражения возможной агрессии. Особое же внимание она уделяет познанию и исследованию закономерностей, тенденций, принципов, форм и способов вооруженной борьбы. Эти категории рассматриваются и познаются в неразрывной связи с общими законами войны, общественно-экономическими и социально-политическими факторами [1, с. 3].

Военная наука, на наш взгляд, в современных условиях должна исследовать характер возможных войн, законы войны и способы её ведения. Она разрабатывает теоретические основы и практические рекомендации по вопросам строительства Вооружённых

Сил, их подготовки к войне, определяет принципы военного искусства, наиболее эффективные формы и способы ведения военных действий группировками Вооружённых Сил, а также всестороннего их обеспечения. Исходя из политических целей, оценки вероятного противника и своих сил, научно-технических достижений и экономических возможностей государства и его союзников.

Военная наука в единстве с практикой определяет пути совершенствования имеющихся и создания новых средств вооружённой борьбы.

Военная наука является основой развития военного образования. Данная формулировка позволяет видеть важную роль военной науки в сфере военного строительства и обеспечения военной безопасности страны.

Согласно многочисленным исследованиям в области военной науки ход и исход войн определяются совокупностью материальных и духовных сил государства и общества. Эти силы группируются в потенциалы, количество и перечень которых ученые определяют по-разному.

Научный потенциал - это «способность и готовность науки эффективно решать текущие задачи, встающие перед обществом». В области обороны это «способность и готовность науки определять процессы укрепления обороноспособности страны, повышать боевую мощь вооруженных сил». Научный потенциал оказывает воздействие на рост и совершенствование экономики, ее технического уровня. Он является важнейшим условием развития военной техники, оружия и боеприпасов. Через них научный потенциал вносит изменения в тактику и оперативное искусство, организационноштатную структуру войск, систему управления ими и в военно-теоретическую и боевую подготовку личного состава Вооруженных Сил страны [4, с. 212].

Собственно военный потенциал и его сердцевина - боевая мощь Вооруженных Сил - во многом зависят от эффективности использования конечного «продукта» военной науки, т.е. системы знаний о законах и характере вооруженной борьбы, о подготовке страны и Вооруженных Сил к войне, способах их использования для достижения политических целей [2].

Известный казахский военный мыслитель и писатель Баурджан Момыш-улы, исследуя роль и значение военной науки, основное внимание обращает на вопросы организации и ведения обороны, способной отражать атаки танков и моторизованной пехоты противника, поддержанной авиацией. «Военная наука, - пишет он, - это теория военного дела, система знаний, включающая в себя как общетеоретические проблемы войны в целом, так и проблемы операции и боя, организации, боевой подготовки и воинского воспитания личного состава армии» [4, с. 153]. По своему характеру военная наука занимает особое место в системе наук и в научном потенциале. Она изучает закономерности развития военного дела во всех аспектах.

Генерал армии М. А. Гареев отмечает роль военной науки в годы войны: «Большую роль сыграла военная наука, отражавшая военно-теоретические взгляды, и военное искусство - область их практического воплощения в деятельности по подготовке и ведению вооруженной борьбы» [2, с. 32].

Военная наука сегодня так же ответственна за безопасность государства, как и непосредственные учреждения и лица, несущие за это ответственность перед страной.

На выводах военной науки формируется и базируется Военная доктрина государства, поэтому возникает необходимость приведения военной доктрины в соответствие с основными положениями науки. Военная доктрина разрабатывается политическим и военным руководством страны и отражает актуальные проблемы войны и мира, учитывая складывающиеся в мире тенденции, историю своего народа, геополитическое положение страны и перспективы международных отношений, экономику и военностратегическое положение.

Анализ современной обстановки в мире свидетельствует о том, что угрозы развязывания мировой войны и применения ядерного и других видов оружия массового поражения снижены, развивается тенденция формирования многополярного мира, серьезные сдвиги сделаны в области контроля за вооружением, укрепления стабильности и безопасности в мире.

Президент Республики Казахстан

Н. А. Назарбаев при встрече с профессор-

ско-преподавательским составом и слушателями Военной академии Вооруженных Сил подчеркнул: «Суверенитет и территориальная целостность - вот первые неотъемлемые признаки любой страны, и поэтому я, как глава государства и как Верховный Главнокомандующий, выступая перед вами - защитниками Отечества, прежде всего, подчеркиваю необходимость неукоснительного сохранения этих завоеваний. Но не бряцанием оружия, не игрой мускулов перед миром, а наличием боеготовой армии миролюбивого государства, а в то же время готового дать достойный отпор любым посягательствам на независимость, честь и достоинство страны» [5, с. 1].

Такую армию, как и военную организацию государства в целом, не удастся создать без глубокого научного анализа всех явлений и процессов, связанных с обеспечением военной безопасности, и, естественно, без налаженной системы военного образования, соответствующего требованиям современности. Это и определяет ведущую роль военной науки и место военного образования в военном строительстве государства.

Библиографический список

1. Военная наука. Теоретический труд / под ред. И. Н. Родионова. - Москва: ВАГШ, 1992. -191 с.

2. Гареев М. А. Полководцы Победы и их военное наследие (очерки о военном искусстве полководцев, завершивших Великую Отечественную войну) // Вестник АВН РФ. - 2005. - № 1. -С. 3-12.

3. Глазунов В. К. Военные кадры в годы Великой Отечественной войны // Коммунист Вооруженных Сил. - М., 1969. - № 1. - С. 31.

4. Муханбеткалиев Х. С. Боевой путь и военно-теоретическое наследие Баурджана Мо-мыш-улы: исторический анализ: дис. ... докт. ист. наук. - Уральск, 2009. - 319 с.

5. Назарбаев Н. А. О системе национальной безопасности и военной доктрине // ^азак;стан сарбазы. - 1997. - 12 сент. - С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.