Научная статья на тему 'Проектирование и реализация методики преподавания дисциплины «Общевоинские уставы» на военных кафедрах при гражданских вузах'

Проектирование и реализация методики преподавания дисциплины «Общевоинские уставы» на военных кафедрах при гражданских вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
736
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ / ARMED FORCES / MILITARY EDUCATION / DEPARTMENT OF DEFENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев А. Р.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the challenge of moral psychological component as being the most important in defining the potential of the officer. Taking into consideration the alterations of the social environment and reorganization processes going on in the Armed forces of the Russian Federation the article considers the problems and most typical mistakes that happen to take place with the students graduating from a military school. The aim of this investigation is to elaborate ideas of essential alterations in the complex system of training the prospective officers and to reveal the psychological and pedagogical preconditions of raising the moral and psychological preparedness of the students to their potential professional activity.

Текст научной работы на тему «Проектирование и реализация методики преподавания дисциплины «Общевоинские уставы» на военных кафедрах при гражданских вузах»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 355.23

А. Р. Горячев

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕВОИНСКИЕ УСТАВЫ»

НА ВОЕННЫХ КАФЕДРАХ ПРИ ГРАЖДАНСКИХ ВУЗАХ

Ключевые слова: Вооруженные силы, военное образование, Министерство Обороны.

В настоящее время нашим государством проводится курс по реорганизации Вооруженных Сил, важнейшей составной частью которой является последовательное интегрирование военных учебных заведений в многоуровневую структуру высшего образования России и обеспечение высокого качества подготовки офицерских кадров.

Key words: Armed Forces, military education, Department of Defense.

The article reveals the challenge of moral psychological component as being the most important in defining the potential of the officer. Taking into consideration the alterations of the social environment and reorganization processes going on in the Armed forces of the Russian Federation the article considers the problems and most typical mistakes that happen to take place with the students graduating from a military school. The aim of this investigation is to elaborate ideas of essential alterations in the complex system of training the prospective officers and to reveal the psychological and pedagogical preconditions of raising the moral and psychological preparedness of the students to their potential professional activity.

Военная служба - важнейшая обязанность граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества. В силу её особой значимости государство законодательно закрепило основные положения, регламентирующие её содержание и порядок прохождения, права, обязанности и ответственность военнослужащих.

Видное место в решении по защите Отечества принадлежит офицерским кадрам.

Выполнение служебного долга офицером органически связано с жизнью и деятельностью солдат, сержантов и товарищей по офицерскому коллективу. В силу занимаемого служебного положения офицер несёт ответственность за выполнение обязанностей подчиненного ему лица.

Сегодня наиболее успешно справляются со своими функциональными обязанностями, умело обучают и воспитывают подчинённых те офицеры, которые неустанно совершенствуют методику обучения, проявляют творчество при проведении занятий. Умелое сочетание различных форм и методов обучения и воспитания позволяет им успешно решать поставленные задачи.

Требования к офицерским кадрам, развитие военного дела, теории обучения и воспитания предопределяют важность повышения качества общевоенной подготовки и одной из основных её дисциплин - общевоинских уставов. Общевоинскими уставами регламентируются вопросы конкретной служебной деятельности военнослужащих, их быта, учёбы и повседневной жизни.

Ничто так не влияет на состояние воинской дисциплины, службу войск, а в конечном итоге и на уровень боеготовности подразделения и части, как знание и практическое применение в повседневной жизни требований общевоинских уставов офицерами и в целом всем личным составом.

Традиционные методы обучения, как бы интенсивно они не применялись, не дают в целом существенного повышения эффективности подготовки студентов как будущих офицеров запаса. Необходим новый подход к самому процессу обучения, т.е. необходимо

усилить его практическую направленность. Как показывает опыт, механическое заучивание и зубрежка статей уставов не дают твёрдых знаний. Надо добиваться осмысленного усвоения студентами сути требований, формировать у них навыки и умения в действиях в любо служебной обстановке.

Среди общевоинских дисциплин, назначение которых - подготовить из гражданского юноши «военного человека» со всеми присущими качества офицера - воспитателя, общевоинские уставы занимают особое место. Это обусловлено тем, что общевоинские уставы как нормативно-правовой документ, регламентирующий взаимоотношения между военнослужащими и правило проведения их в различных ситуациях, аккумулировать в себе богатейший опыт вооруженных организаций в различных государственных формациях [1].

Первый опыт системного изложения правовых норм, выработки единого порядка несения военной службы в различных условиях обстановки, проявился в России в 1557 году. В 1557 году воевода М.И. Воротинский составил « Боярский приговор о столичной и сторожевой службе». Затем в 1607 году войско познакомилось с «Уставом ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки...», автором которого был О. Михайлов (Родишевский). Уставом определялись способы действий войск в различных видах боя, а в 1647 году появилось новое издание - «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». В нём, кроме способов действий войск в различных видах боя, изучались организация войск, походные и боевые порядки, приёмы действия с оружием, порядок охранения и другие вопросы. Эти своды нормативно-правовых документов учитывали отечественный и боевой опыт. Около полувека армия руководствовалась Уставом 1647 года. Упомянутые документы излагали преимущественно функциональные обязанности военных людей. А их права практически не учитывались.

Впервые обязательства перед военными по защите их преимущественных и прочих интересов были обнародованы «Соборным Уложением 1649 года», однако, это были далёкие от совершенства, формальные, декларированные параграфы.

В 1716 году под руководством Петра I издаётся Устав воинский. В нём закреплялись результат военной реформы и излагались положения об организации и комплектования армии, правила выполнения походов, расквартирования, несения караульной службы, обучения и воспитания, производства смотров, а также положения, касающиеся воинской дисциплины и внутренней службы.

Под влиянием идей полководцев А.В. Суворова и П. А. Румянцева в 1770 году, с учётом опыта Великой Отечественной войны 1812 года, был разработан «Воинский устав о пехотной службе». В начале ХХ века устав дорабатывался, а также были введены новые - Строевой пехотный устав, Устав пехотной службы.

В 1918 году армия получила Устав внутренней службы и Устав гарнизонной службы. В начале 1919 года были утверждены Полевой устав, а также Дисциплинарный и Строевой уставы.

За время существования Вооружённых Сил общевоинские уставы неоднократно изменялись, дополнялись и совершенствовались.

Ныне действующие общевоинские уставы Вооруженных Сил занимают особое место. Они изданы на основании и во исполнение законов Российской Федерации.

«Общевоинские уставы» - одна из основных общевоинских дисциплин. В ходе её изучения студенты получают теоретические знания и практические навыки, крайне важные для их становления как офицера. именно знание, понимание и практическое выполнение уставов обеспечивают привитие студентам таких качеств, как сила воли, высокая нравственность, дисциплинированность, организованность, культура поведения. У них складывается правильное и чёткое представление о военной службе.

Целью изучения дисциплины является подготовка офицера запаса способного в объёме занимаемой должности успешно решать задачи по обучению, воспитанию и поддержанию твердого уставного порядка и воинской дисциплины в подразделении.

Обучение общевоинским уставам является мощным средством морального и правового воздействия на сознание и чувства студентов, способствует воспитанию их в духе беззаветной преданности своему народу, своей Родине, в духе высокой организованности и дисциплины, любви к профессии офицера [2].

В результате изучения дисциплины выпускник должен иметь представление о положении общевоинских уставов в полном их объёме.

Знать и уметь использовать:

- методы поддержания высокой воинской дисциплин и твёрдого порядка в подразделении;

- требования Конституции Российской Федерации, законов, военной присяги, общевоинских уставов в воспитательной работе с личным составом подразделения;

- требования общевоинских уставов, руководящих документов по организации караульной и внутренней служб в подразделении и контролю за её несением.

- Владеть: методикой организации и проведения занятий с личным составом по общевоинским уставам.

Иметь опыт (навык):

- организации и проведения занятий по общевоинским уставам с личным составом;

- организации служб суточного наряда в подразделении;

- поддержания правопорядка, высокой воинской дисциплин в подразделении.

Исходя из этого, главная задача обучения и воспитания, в процессе преподавания

дисциплины заключается в том, чтобы вооружить будущего офицера глубокими знаниями общевоинских уставов, умеющего предъявлять высокую требовательность к себе и подчинённым в образцовом выполнении функциональных обязанностей.

Общевоинские уставы на военной кафедре изучаются в течение всего периода обучения студентов. Изучение студентами общевоинских уставов в первые месяцы обучения занимает особое место. В это время у них закладывается прочный фундамент знаний и вырабатываются навыки и умения уставного поведения военнослужащих. Поэтому в этот период внимание следует уделить не только тому, чтобы студенты изучали и знали уставные положения, но глубоко осознали необходимость выполнения их требований. на достижение этих целей направленно комплексное планирование изучения общевоинских уставов с такими дисциплинами, как гуманитарная и строевая подготовки.

Практика обучения и воспитания студентов показывает, что наиболее эффективными видами занятий по общевоинским уставам являются: групповые занятия, практические занятия, самостоятельная работа студентов, в том числе под руководством преподавателя.

Руководитель готовит обучаемых к занятию накануне. Он указывает им, на какие вопросы надлежит обратить внимание при подготовке к занятию, что надо изучить, какие приёмы и действия тренировать, когда и как подготовить форму одежды.

Проведение занятий является результатом подготовки руководителя к занятию, а также проявлениям его педагогических и личностных качеств. по этому вопросу очень образно высказал мысль военный педагог генерал Драгомиров: «Офицер сам должен обладать всем тем, чему он хочет научить своих подчинённых. Такой офицер будет близок солдату, и солдат будет верить такому офицеру безгранично». Речь идёт о том, чтобы руководитель занятия мог своими действиями вызвать у студентов интерес, активность и потребность в изучении предмета или выполнении определённого приёма или действия. Поэтому при проведении занятия руководитель обязан:

1. иметь на занятии методическую разработку по теме занятия и план его проведения;

2. быть по форме и аккуратно одетым. Подавать пример студентом своей подтянутостью, строевой выправкой, молодцеватостью и энергичностью действия в ходе занятий;

3. твёрдо знать общевоинские уставы, руководящие приказы и директивы, касающиеся изучаемого вопроса, излагать их содержание на память, образцово показывать

приёмы и действия;

4. стремиться к интенсификации занятий путём практической направленности и индивидуализации обучения, напряжённости работы на занятиях;

5. повышения активности студентов, привлечения на должности командиров наибольшего числа студентов;

6. соблюдать последовательность изучения и отработки учебных вопросов и добиваться достижения учебных и воспитательных целей занятия;

7. при объяснениях находиться лицом к аудитории (обучаемым), избегать бесцельного хождения и излишней жестикуляции;

8. излагать свои мысли ясно, кратко, убедительно и эмоционально;

9. умело использовать на занятиях ТСО, схемы, плакаты и другие средства материального обеспечения. Не выставлять сразу все средства наглядности, это отвлекает обучаемых;

10. для выполнения обучаемыми практических действий и устранения недостатков подавать команду или выставить задачу;

11. быть внимательным и терпеливым при ответах обучаемых и при выполнении ими практических действий;

12. поддерживать строгую дисциплину во время занятий, следить за соблюдением элементов воинской этики, за их внимательностью и настроением;

13. о недостатках обучаемых говорить не вообще, а только тех, которые конкретно имеют место, к тому они непосредственно относятся;

14. замечания делать тактично и по существу, строго соблюдать уставные формы обращения с подчиненными. Не возмущаться непонятливостью обучаемых, не смеяться над неправильными ответами (действиями) и не допускать, чтобы студенты смеялись друг над другом;

15. заботиться о соблюдении требований безопасности при обращении с оружием;

16. прививать студентам командирские и методические качества;

17. итог занятия подводить кратко и целенаправленно, поощрять отличившихся. Выполнение этих требований позволит руководителю занятия более качественно решить учебно-воспитательные цели занятия.

Литература

1. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. М.: ГК СВ, 2006. - 21 с.

2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации // Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2011. - 472 с. (Уставы ВС РФ).

3. Иванов, В.Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /

В.Г Иванов., Р. А. Ахметгареев // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 4. - С. 242-245.

© А. Р. Горячев - ст. препод. военной кафедры факультета военного обучения КНИТУ, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.