Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1006
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

В статье проанализированы условия применения цифровизации при обучении младших школьников. Рассмотрены педагогические риски цифровизации начального общего образования. Предложены пути преодоления этих рисков, позволяющие нивелировать недостатки дистанционного обучения детей младшего школьного возраста и приблизиться к решению проблемы организации цифровой образовательной среды в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна, Красноперова Вита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF DIGITALIZATION IN THE FORMATION OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN PRIMARY SCHOOL

The article analyzes the conditions for the use of digitalization in teaching younger schoolchildren and considers the pedagogical risks of digitalization of primary general education. The authors propose the ways of overcoming these risks, which make it possible to level down the disadvantages of distance learning for primary school children and get closer to solving the problem of high-quality organization of digital educational environment in primary school.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ЦИФРОВИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

�вательной среды в начальной школе

ребенка, помогает при затруднениях. При дистанционном обучении это может быть родитель или другой родственник. Причем его квалификация не обязательно должна быть высокой. Главное, чтобы новые знания и умения получали личностный отклик (например, в виде похвалы, если ребенок сумел сделать то, что не смог сделать родитель).

Диверсификация содержания занятий предполагает включение в урок разнообразных практических заданий. Несомненно, в структуру занятий в режиме дистанционного обучения важно вставлять самостоятельные опыты, наблюдения и несложные исследования, например мини-путешествия, разнообразные творческие задания, которые предоставляют младшим школьникам возможность развивать креативное мышление [8]. При этом нельзя забывать об организации обсуждения после выполнения творческих заданий и опытов. Результаты ребенка обязательно должны быть поддержаны учителем и одноклассниками. Только в том случае если ученик получит опыт самостоятельной презентации и самооценивания таких работ, будет достигнута цель заданий — формирование учебной деятельности. Иначе подобные упражнения будут восприняты ребенком как развлечение, не имеющее учебной ценности.

Для современных детей важна дифференциация образовательной траектории. Нельзя считать цифровым урок, на котором происходит демонстрация учителем презентации в PowerPoint. В объяснение материала важно включать интерактивные задания. Такие задания поддерживают ответные действия ребенка, стимулируют его к тому, чтобы задавать и отвечать на вопросы. Необходимо включать в структуру урока материал разного уровня сложности, он должен быть интерактивным и занимательным, то есть подразумевать общение учеников и обсуждение представленных знаний. При проектировании урока учителю начальных классов следует обратить особое внимание на дивергентные задания с противоречием в условии или неопределенностью в постановке вопроса. Для преемственности обучения на разных уровнях общего образования необходимо уже в самом начале закладывать основы критического мышления. Помимо предметного обучения такие задания будут способствовать развитию функциональной грамотности младшего школьника [18].

Следует подчеркнуть особую роль рефлексии образовательных результатов. Современный педагог — независимый учебный аналитик, способный получать и анализировать данные, чтобы в случае необходимости скорректировать образовательный процесс и помочь младшим школьникам успешно достичь планируемых результатов, поэтому ему необходимо продумать разнообразные варианты обратной связи для проверки знаний, навыков и компетенций, организации рефлексии и самооценки [7; 12; 14]. Альтернативой привычным заданиям может стать их трансформация в формат презентации самостоятельно выполненных про-

ектных задач. Но включать такие задания можно только тогда, когда все ученики класса обучены создавать такие презентации, иначе работа по выполнению проектов ляжет на родителей.

Для учителей начальных классов опыт дистанционного образования стал мощным стимулом к освоению интерактивных обучающих платформ. Такие цифровые ресурсы позволяют обнаруживать и анализировать затруднения в освоении учебного материала, организовывать самостоятельную работу младших школьников в индивидуальном темпе, налаживать качественную и устойчивую рефлексию. Они стимулируют поиск эффективных цифровых образовательных инструментов, способствующих выстраиванию взаимодействия педагогов и родителей. Цифровизация образования — это не только вызов для учителей и родителей, но и максимально широкая палитра возможностей для младших школьников, поэтому педагогический дизайн цифровизации начальной школы должен быть разнообразным, а дидактическая архитектура уроков — разнообразной и креативной.

Государственная программа развития образования на 2018-2025 годы предусматривает создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей эффективные саморазвитие и самообразование обучающихся образовательных организаций всех видов [1]. Но эпидемиологический кризис, связанный с коронавирусной инфекцией (COVID-19), потребовал ускорения запланированного процесса. В самом начале пандемии стало ясно, что самая уязвимая ступень общего образования — это начальная школа [4; 13]. И ситуация кризиса лишь выявила профессиональные дефициты некоторых педагогов, прежде всего это относится к тем учителям начальной школы, которые до сих пор, как ни прискорбно, не смогли расстаться с устаревшей формулой «знания, умения, навыки».

Начальная школа закономерно подошла к тому, чтобы серьезно подвергнуть ревизии педагогические технологии, которые успешно применялись в условиях очного образования. Возникает неотложная необходимость актуализации инновационных методов обучения и способов онлайн-ком-муникации, разработки новой структуры урока и внеурочного занятия.

Прежде всего, важно не забывать цель обучения ребенка в начальных классах — научиться учиться. Именно в начальной школе закладываются основы умения организовывать свою учебную работу. А для этого надо не просто сообщать сумму знаний с экрана компьютера, но и формировать у учеников навыки самостоятельной работы. Те пятнадцать минут, которые допустимо потратить на конкретную тему, важно использовать для знакомства каждого ребенка со средствами обучения, а главным средством в нашей школе является учебник. И тут возникают две проблемы — професси-

78

Инновационные проекты и программы в образовании № 6, 2021

ональный дефицит учителя, который привык сам указывать ученикам, на какой странице и в каком порядке надо выполнять задания, и, к сожалению, отсутствие в некоторых учебных комплектах методических возможностей для самостоятельной работы ребенка. Обе проблемы можно преодолеть только путем усиленной работы всего педагогического коллектива начальной школы и методического объединения.

В качестве пособия для самостоятельной внеурочной деятельности можно предложить рабочие тетради, входящие в комплект методического обеспечения программы по комплексной организации внеурочной деятельности «Развивающие задания для школьников» издательства «Планета» [11]. Тетради для учеников, входящие в комплект, разработаны для самостоятельной и совместной работы учащихся дома и в школе и направлены на достижение планируемых личностных и метапред-метных результатов. Все задания, учитывающие возрастные особенности учеников конкретной параллели начальной школы, должны способствовать социализации школьников и формированию у них личностных и универсальных учебных действий. При дистанционном обсуждении результатов работы с такой тетрадью дети могут не только высказать свое мнение, но и порассуждать, поспорить, что способствует формированию и развитию их критического мышления.

Особенность начального общего образования (выделяющая его из всей совокупности ступеней обучения в средней школе) — его определяющая роль в развитии социальной компетентности ребенка. Именно в это время происходит первичное формирование социальных навыков, позволяющих маленькому человеку адекватно и безболезненно включиться в жизнь школы как первого социального института [5]. Конечно, цифровое образование не может полностью решить эту задачу, но именно в этом случае неоценима помощь родителей и других родственников младшего школьника, как участников образовательной среды. Их совместная деятельность, например при создании проекта «История моей семьи», поможет решить такую задачу начального образования, как становление гражданской идентичности ребенка — основы развития гражданского общества, гражданского и патриотического воспитания обучающихся.

Еще одна серьезная проблема, которая возникает при переходе на цифровое обучение младших школьников, это организация коррекционной работы. В первую очередь, конечно, это касается ликвидации затруднений с усвоением нового материала. Большое значение здесь имеет цифровая грамотность самого учителя, а также обеспеченность образовательного процесса эффективными цифровыми образовательными инструментами и стабильный доступ к сети Интернет [9; 15]. Для того чтобы обнаружить отставание ученика в конкретной области, надо иметь не просто контакты в социальной сети, но и возможность проведения

видеоконференции с конкретным учеником, которая обеспечит обратную связь высокого качества. Такая работа играет основополагающую роль в достижении учеником планируемых результатов начального общего образования. Кроме того, этот способ проведения коррекционной работы может стать прекрасным ресурсом для работы с часто болеющими детьми, а также с детьми в рамках инклюзивного образования.

Однако есть еще одна область коррекционной работы, на которую почти не обращают внимания современные педагоги. Это несформированность у большинства первоклассников ведущей деятельности дошкольного возраста [19]. Этой ситуации века гаджетов часто не придают значения не только родители или воспитатели, но и учителя начальной школы. Один из авторов статьи участвовал в работе всероссийской конференции, на которой научный сотрудник уважаемого высшего педагогического учебного заведения утверждал, что в дошкольном возрасте ведущей является не игровая, а учебная деятельность. При этом многие исследования свидетельствуют о том, что значение формирования и развития игровой деятельности нельзя преуменьшать, поскольку ее ущербность откладывает отпечаток на различные стороны формирующейся личности на долгие годы. Так, предметная игра, в которой ребенок осуществляет манипулирование с предметами, способствует развитию воображения. В сюжетно-ролевой игре ребенок воспроизводит отношения между взрослыми, присваивая себе определенную роль. Это имеет определяющее значение в развитии способности человека к эмпатии, формировании эмоционального интеллекта. Игра с правилами содействует социализации ребенка, его готовности принимать и интериоризировать общественные установки и правила [5].

Ребенок, пришедший в школу с несформиро-ваной игровой деятельностью, испытывает большие затруднения при адаптации к образовательной среде. Тем более такой ребенок оказывается не готов к обучению в условиях дистанционного образования. Часто в школе ему поспешно ставят диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности, хотя при развитии его игровой деятельности эти проблемы могут исчезнуть. Но использование в учебном процессе так называемых обучающих компьютерных игр только ухудшает ситуацию. Дело в том, что компьютерные игры не способствуют социализации ребенка, наоборот, вызывают агрессию и даже «цифровой аутизм». У детей происходит деформация социальных связей, когда они много времени проводят в Интернете и социальных сетях. Потребность в общении замещается на суррогатную форму коммуникации. Таким детям будет тяжело выстраивать дружеские, партнерские или семейные отношения. Умение адекватно реагировать на конфликты, жертвовать чем-то ради другого человека — это оказывается совсем невозможно [3]. Именно поэ-

Пичугин С. С., Громова Л. А. , Красноперова В. Ф.

Роль и место цифровизации в формировании образовательной среды в начальной школе

тому цифровое обучение детей с несформирован-ной игровой деятельностью должно в основном осуществляться с помощью интерактивных (но не игровых) заданий, предполагающих включение ученика во взаимодействие с реальными партнерами, а не с героями компьютерной игры, пусть даже обучающей.

В начальной школе, на этапе перехода от дошкольного к школьному детству, источником детской социализации, инициативности и самостоятельности может стать понятийная игра [9]. Нарративный сюжет понятийной игры помогает детям, еще не обладающим системным мышлением, удерживать целостность, связность отдельных заданий учителя, окрашивает их эмоционально, придает дополнительные смыслы каждому действию ученика. Для того чтобы определить содержание понятийной игры, необходимо в первую очередь выделить те отношения, которые стоят за

понятиями, причем это не предметные, а человеческие отношения, то есть перенести потребность в развитии социальных отношений в область изучаемого предмета. Такую игру вполне можно развивать дистанционно. Мало того, она будет способствовать развитию креативного мышления ребенка и на дальнейших этапах образования.

В процессе образования и присвоения общечеловеческих, культурных ценностей человек приобретает готовность и способность к осуществлению свободного и осознанного выбора, самостоятельного и ответственного решения, способность к творческому созиданию и инновациям. Основы этих способностей закладываются на ступени начального общего образования. Именно поэтому развитием таких метапредметных действий в первую очередь должна сопровождаться цифро-визация обучения в начальной школе.

Литература

1. Государственная программа «Развитие образования» 10. [на 2018-2025 гг.]: утверждена постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8 f71513a2c02086a3/aownload/1337/ (дата обращения: 31.08.2021). 11.

2. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 (ред. от 22 мая 2019 г.). — URL: https://docs.cntd.ru/ document/9022563 (дата обращения: 31.08.2021). 12.

3. Абраменкова, В. В. Цифровизация воспитания как угроза безопасному развитию детства / В. В. Абраменкова // Психологическая газета: [сайт]. — 2021. — URL: https://psy.su/feed/9194/ (дата обращения: 31.08.2021).

4. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной 13. школе: причины, диагностика, комплексная помощь /

М. М. Безруких. — Москва: ЭКСМО, 2009. — 464 с. — (Растим первоклашку). — ISBN 978-5-699-31065-4.

5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: краткий

курс / Л. С. Выготский. — Москва: Работник просве- 14.

щения, 1926. — URL: http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1926/VPp-348.htm#$p1 (дата обращения: 31.08.2021).

6. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учебное 15. пособие / О. Л. Гнатюк. — Москва: Проспект, 2013. —

359 с. — ISBN 978-5-392-13392-5.

7. Громова, Л. А. Роль и место цифровизации в достижении планируемых результатов начального общего образования / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Вопросы педагогики и психологии: монография / гл. ред. 16. Ж. В. Мурзина. — Чебоксары: Среда, 2021. — С. 94-103.

8. Громова, Л. А. Модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших 17. школьников: от алгоритма к творчеству / Л. А. Громова, С. С. Пичугин // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2021. — 18. №3 (156). — С. 38-46.

9. Громова, Л. А. Проблемы достижения планируемых результатов начального образования в условиях дистанционного обучения / Л. А. Громова // Инструменты и ресурсы открытого образования и дистанционного об- 19. учения на русском языке. Материалы Международного педагогического форума. 4 декабря 2020 г. / под редакцией М. М. Шалашовой, Н. Н. Шевелёвой. — Москва: Парадигма, 2020. — С. 51-57.

Методические рекомендации по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. — URL: https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152b d199507ffaa15f77c58/ (дата обращения: 13.11.2021). Методическое обеспечение программы по комплексной организации внеурочной деятельности. Методическое пособие. 4 класс. / Т. П. Хиленко, С. Г. Батырева,

B. Ф. Красноперова, Л. А. Громова, Г. С. Кузьмина; под ред. Р. Ш. Мошниной. — Москва: Планета, 2021. — 280 с. — (Учение с увлечением). — ISBN 978-5-90728163-9.

Пичугин, С. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ в начальной школе: выводы, рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2020. — №1. — С. 101-110.

Пичугин, С. С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ: от совершенствования преподавания учебных предметов к повышению качества подготовки младших школьников / С. С. Пичугин // Сибирский учитель. — 2020. — №3. — С. 16-25. Пичугин, С. С. О результатах Всероссийских проверочных работ / С. С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — № 12. — С. 11-19.

Пичугин, С. С. Организация дистанционного обучения младших школьников: первый опыт и таргетные пути решения дидактических проблем / С. С. Пичугин // Образование и педагогика: перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Чебоксары: Среда, 2020. — С. 185-188. Пичугин, С. С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности / С. С. Пичугин // Начальная школа. — 2019. — №7. — С. 42-49. Пичугин, С. С. Формирование и развитие УУД младших школьников на уроках математики / С. С. Пичугин // Нижегородское образование. — 2016. — №1. — С. 47-53. Формирование функциональной грамотности в начальной школе / С. С. Пичугин, Л. А. Громова, В. А. Сам-кова, В. Ф. Красноперова // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2021. — № 3 (75). —

C. 49-56.

Цукерман, Г. А. Игра и учение: встреча двух ведущих деятельностей / Г. А. Цукерман // Культурно-историческая психология. — 2016. — Том 12, № 2. — С. 4-13.

80

HHHOBapoHHbie npoeiubi h nporpaMMM B oQpa3üBaHHH № 6, 2021

References

2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

Gosudarstvennaia programma «Razvitie obrazovaniia» [na 2018-2025 gg.]: utverzhdena postanovleniem Pravitel-stva RF ot 26 dekabria 2017 g. № 1642 [State program "Education Development" [for 2018-2025]: approved by the Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1642. Retrieved August 31, 2021 from https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f-8f71513a2c02086a3/download/1337/ Ob utverzhdenii SanPiN 2.4.2.2821-10 «Sanitarno-epi-demiologicheskie trebovaniia k usloviiam i organizatsii obucheniia v obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniiakh»: postanovlenie Glavnogo gosudarstvennogo sanitarnogo vracha RF ot 29 dekabria 2010 g. № 189 (red. ot 22 maia

2019 g.) [On the approval of SanPiN 2.4.2.2821-10 "Sanitary and epidemiological requirements for the conditions and organization of training in educational institutions": Resolution of the Chief State Sanitary Doctor of the Russian Federation of December 29, 2010 No. 189 (as amended on May 22, 2019)]. Retrieved August 31, 2021 from https://docs.cntd.ru/document/9022563 Abramenkova, V. V. (2021, August 1). Tsifrovizatsiia vospi-taniia kak ugroza bezopasnomu razvitiiu detstva [Digitali-zation of education as a threat to the safe development of childhood]. Psikhologicheskaia Gazeta. Retrieved August 31, 2021 from https://psy.su/feed/9194/ Bezrukikh, M. M. (2009). Trudnosti obucheniia v nachal-noi shkole: prichiny, diagnostika, kompleksnaia pomoshch [Learning difficulties in primary school: causes, diagnosis, comprehensive assistance]. Moskva: EKSMO.

ootsky, L. S. (1926). Pedagogicheskaiapsikhologiia: krat-s [Educational psychology: a short course]. Moskva: Rabotnik prosveshcheniia, 1926. Retrieved August 31, 2021, from http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1926/VPp-

10.

kii kurs [Educational psychology: a short course]. Mosk-hcheniia, 19

http://

348.htm#$p1

Gnatiuk, O. L. (2013). Osnovy teorii kommunikatsii: ucheb-noe posobie [Fundamentals of communication theory: a study guide]. Moskva: Prospekt.

Gromova, L. A. & Pichugin S. S. (2021). Rol i mesto tsi-frovizatsii v dostizhenii planiruemykh rezultatov nachalno-go obshchego obrazovaniia [The role and place of digitali-zation in achieving the planned results of primary general education]. In boot Murzina Zh. V. (Ch. Ed.). Voprosy ped-agogiki ipsikhologii: monografiia [Issues of psychology and pedagogy] (pp. 94-103). Cheboksary: Sreda. Gromova, L. A. & Pichugin S. S. (2021). Modernization of learning tasks for the formation of the functional literacy of primary school pupils: from algorithm to creation. Iz-vestiia Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 3 (156), 38-46.

Gromova, L. A. (2020). Problemy dostizheniia planirue-mykh rezultatov nachalnogo obrazovaniia v usloviiakh distantsionnogo obucheniia [Problems of achieving the planned results of primary education in the context of distance learning]. Instrumenty i resursy otkrytogo obrazovaniia i distantsionnogo obucheniia na russkom iazyke. Materialy Mezhdunarodnogo pedagogicheskogo foruma. 4 dekabria 2020 g. [Tools and resources of open education and distance learning in the Russian language. Proceedings of the International Pedagogical Forum. December 4, 2020] (pp. 51-57). M. M. Shalashova, N. N. Sheveleva (Eds.). Moskva:Paradigma, 2020.

Metodicheskie rekomendatsiipo ratsionalnoi organizatsii za-niatii sprimeneniem elektronnogo obucheniia i distantsionny-

11.

12.

13.

14.

15.

kh obrazovatelnykh tekhnologii [Guidelines for the rational organization of classes using e-learning and distance learning technologies]. (2020, March 20). Minprosveshcheniia Rossii Ofitsialnyi Internet-Resurs [Ministry of Education of Russia Official Website]. Retrieved November 13, 2021, from https://docs.edu.gov.ru/document/26aa857e0152bd 199507ffaa15f77c58/

Khilenko, T. P., Batyreva, S. G., Krasnoperova, V. F., Gromova, L. A. & Kuzmina G. S. (2021). Metodicheskoe obespechenie programmy po kompleksnoi organizatsii vneurochnoi deiatelnosti. Metodicheskoe posobie. 4 klass [Methodological support of the program for the integrated organization of extracurricular activities. 4th grade]. R. Sh. Moshnina (Ed). Moskva: Planeta. Pichugin, S. S. (2020). Analiz rezultatov vserossiiskikh proverochnykh rabot v nachalnoi shkole: vyvody, re-komendatsii i podkhody k sovershenstvovaniiu raboty uchitelia [Analysis of the results of all-Russian verification work in elementary school: conclusions, recommendations and approaches to improving the work of teachers]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 1, 101-110. Pichugin, S. S. (2020). Analiz rezultatov vserossiiskikh proverochnykh rabot: ot sovershenstvovaniia prepoda-vaniia uchebnykh predmetov k povysheniiu kachestva podgotovki mladshikh shkolnikov [Analysis of the results of all-Russian verification works: from improvement of teaching to increasing the quality of preparation of primary school students ]. Sibirskiiuchitel, 3, 16-25. Pichugin, S. S. (2019). O rezultatakh Vserossiiskikh prover-ochnykh rabot [On the results of all-Russian verification works]. Nachalnaia shkola, 12, 11-19. Pichugin, S. S. (2020). Organizatsiia distantsionnogo obu-cheniia mladshikh shkolnikov: pervyi opyt i targetnye

perience and targeted ways of solving didactic problems]. Obrazovanie i pedagogika: perspektivy razvitiia. Materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Education and pedagogy: development prospects. Materials of the all-Russian scientific conference] (pp. "

185-188). Chebok-

sary: Sreda.

16. Pich ugin, S. S. (2019). Universalnye uchebnye deistviia: kak prervat konstantu neuspeshnosti [Universal educational actions: how to interrupt the constant failure]. Nachalnaia shkola, 7, 42-49.

17. Pichugin, S. S. (2016). Formirovanie i razvitie UUD mladshikh shkolnikov na urokakh matematiki [The formation and development of universal educational actions in primary school students at mathematics lessons]. Nizhe-

forodskoe obrazovanie, 1, 47-53.

'ichugin, S. S., Gromova, L. A., Samkova, V. A. & Krasnop-erova V. F. (2021). Formirovanie funktsionalnoi gramotno-sti v nachalnoi shkole [The formation of functional literacy in primary school]. Innovative projects and programs in edu-catrin, 3 (75), 49-56.

19. Tsukerman, G. A. (2016) Igra i uchenie: vstrecha dvukh ve-dushchikh deiatelnostei [Play and learning: how the two leading activities meet]. Kulturno-istoricheskaia psikholo-" 12, 2, 4-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.