Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / МАТЕМАТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА / ТЕКСТОВАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенникова Н. Л., Косцова С. А., Никитина В. Р.

Статья посвящена вопросу активизации интереса к математике у обучающихся начальных классов. В статье показано, что развитие у младших школьников интереса к математике можно осуществлять посредством составления текстовых задач регионального характера на внеурочных занятиях. Авторы приводят примеры организации такой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING INTEREST IN MATHEMATICS THROUGH INCLUDING A REGIONAL COMPONENT OUT OF LESSON WORK

The article is devoted to the activation of interest in mathematics among primary school students. The article shows that the development of interest in mathematics among younger schoolchildren can be carried out by composing text tasks of a regional nature in extracurricular classes. The authors give examples of the organization of such work.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ»

- mental reproduction of music by heart;

- reading from notes with the maximum approximation of the mental sound to the real one;

- vocal and choral performance of the work;

- alternation of mental and real performance.

So, in choral lessons, through the use of methods and mechanisms for the development of musical thinking, the educational process lends itself to analysis and comprehension, and the level of musical thinking becomes an indicator of the development of the spiritual personality as a whole. Its directed development in the process of vocal and choral activity opens up wide opportunities for creating value attitudes, creative abilities and for the development of the spiritual culture of students.

Bibliography:

1. Aranovskiy MG, Problems of Musical Thinking. Digest of articles. Publishing house "Music". Moscow. 1974.S. 15-19. (In Russian).

2. Asafiev BV, Musical form as a process. Publishing house "Music". Leningrad. 1971.S. 26-31. (In Russian).

3. Beloborodova VK, Rigina GS, Aliev Yu. B. Musical perception of schoolchildren. Edited by M.A.Rumer. Publishing house "Pedagogy,". Moscow. 1975.S. 112-122. (In Russian).

4. Gajim IF, Music as a great pedagogy. Music and pedagogical education at the turn of the XX and XXI centuries. Materials of the VIII International Conference. Moscow. 2004.S. 9-10. (In Russian).

5. Kushnir MB, Comprehensive methodology for the development of musical thinking. Problems of the development of the system of music education: Sat. tr. no. 87 / GMPI them. Gnesins. Moscow. 1986.S. 3-9. (In Russian).

6. Medushevsky VV, On the patterns and means of artistic influence of music. Publishing house "Music". Moscow. 1976.S. 119-156. (In Russian).

7. Mikhailov, M.K. Methodological culture of a teacher-musician. On some psychological mechanisms of musical thinking. Ed. E.B. Abdullina. Publishing house "Academy". Moscow. 2002.S. 66-98. (In Russian).

8. Orlova EM, Asafiev's intonation theory as a teaching about the specifics of musical thinking: History. Becoming. Essence. Publishing house "Music". Moscow. 1984.S. 45-78. (In Russian).

9. Sokhor AN, Social conditioning of musical thinking and perception // Problems of musical thinking. Publishing house "Music". Moscow. 1974.S. 41-50 (In Russian).

10. Gagim I.F., §tiinta §i arta educatiei muzicale. Editura ARC. Chi§inau. 1996. С. 19-27. (In Romanian).

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО

КОМПОНЕНТА ВО ВНЕУРОЧНУЮ РАБОТУ

Гребенникова Н.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент

Косцова С.А. Старший преподаватель Никитина В.Р.

Студентка факультета педагогики и психологии Стерлитамакский филиал «Башкирский государственный университет»

г. Стерлитамак, Россия

DEVELOPING INTEREST IN MATHEMATICS THROUGH INCLUDING A REGIONAL COMPONENT OUT OF LESSON WORK

Grebennikova N.L.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

S.A. Kostsova Senior Lecturer Nikitina V.R.

Student of the Faculty of Pedagogy and Psychology Sterlitamak branch «Bashkir State University»

Sterlitamak, Russia

Аннотация. Статья посвящена вопросу активизации интереса к математике у обучающихся начальных классов. В статье показано, что развитие у младших школьников интереса к математике можно осуществлять посредством составления текстовых задач регионального характера на внеурочных занятиях. Авторы приводят примеры организации такой работы.

Abstract. The article is devoted to the activation of interest in mathematics among primary school students. The article shows that the development of interest in mathematics among younger schoolchildren can be carried

out by composing text tasks of a regional nature in extracurricular classes. The authors give examples of the organization of such work.

Ключевые слова: начальная школа, математика, региональный компонент, внеурочная работа, текстовая задача.

Keywords: primary school, mathematics, regional component, extracurricular work, word problem.

В настоящее время значительно увеличивается важность математики, математическое образование обретает особенную роль, так как происходит информатизация общества. Все больше выпускники школ поступают в высшие учебные заведения с технической направленностью. Именно по этой причине важно развивать интерес к математике у школьников, начиная с первых лет обучения. Удобнее всего для данной цели подойдет внеурочная работа по математике.

Внеклассная работа составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Важно, чтобы первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами порождало интерес и любовь к предмету, развивало способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку, что вносило бы оживление в преподавание [1, с. 28].

Чаще всего на внеклассной работе по математике используются такие виды заданий, которые нацелены на то, чтобы усилить энтузиазм ребенка к математике, содействовать формированию у него наблюдательности, сообразительности, наполнить их свободное время увлекательными играми, интересными познавательными исследовательскими заданиями математического содержания.

Умелое применение регионального материала во внеурочной деятельности по математике несомненно вызывает у младших школьников интерес к такому достаточно сложному предмету, облегчает усвоение математического материала, развивает творческое мышление, помогает углубить знания обучающихся. Помимо перечисленного еще и содействует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, народу, его традициям и обычаям.

Н. Л. Гребенникова и С. А. Косцова так же подчеркивают, что «стандарт второго поколения (ФГОС-2) нацеливает учителей начальных классов на комплексное решение задач воспитания подрастающего поколения, «...на необходимость включения в программу духовно-нравственного развития младших школьников и базовых национальных ценностей» [2, с. 80].

Региональный компонент во внеурочной работе активизирует интерес у младших школьников благодаря прочной связи практики с жизнью, изучению особенностей родного края в цифрах, творческой направленности.

Во внеурочной деятельности по математике мы предлагаем заниматься с младшими школьниками составлением текстовых задач, так как на это на уроках отводится очень маленький процент времени. А ведь умение составлять задачи является одним из главных и сложных, так как это процесс творческий, требующий продуктивной деятельности, смекалки, логического мышления.

Составленная учеником текстовая задача с региональным компонентом может послужить отличным мотивом для изучения математики, так как при ее составлении ребенок чувствует себя новатором, ученым и иногда экспедитором, исследующим природу, достопримечательности, традиции, обычаи, экономику родного края.

Организовать составление таких задач можно, к примеру, отправившись с учителем на прогулку в парк или лес возле школы. Младшие школьники, вооруженные рулетками, карандашами, тетрадями изучают сколько высота и ширина определенной части памятника (доступной для их роста), посчитают сколько в парке или определенной части леса деревьев каждого вида, длину дорожек в парке или лесных тропинок, протяженность части реки (например, Ольховки) и т.д. Во время подобной прогулки ученики слушают рассказ от учителя о парке, лесе, речке, достопримечательностях и т.п. Затем в классе учитель уже предлагает дополнительные источники информации: книги, видео, интернет. Используя информацию об изученных объектах, текстовую и обнаруженную практическим путем, составляют условие задачи и вопрос. Учитель проверяет, чтобы задача была составлена верно и предлагает решить ее другим ученикам. По такому же алгоритму можно организовать экскурсию в известный в городе завод. Ученики подобным образом собирают количественную информацию о производстве на заводе, его исторические данные. Далее младшие школьники уже могут составить задачи, связанные с экономической сферой края.

Можно организовать внеурочное занятие по математике, посвященное национальным блюдам народов родного края. Приведем на примере Башкортостана такое занятие, организованное нами. Обучающимся предлагался текст с информацией о кухне башкир, русских, чуваш и татар, населяющих республику. По ходу беседы с обучающимися по представленной информации обсуждалась история кулинарного искусства народов республики, изучались рецепты их основных блюд, которые обусловлены условиями проживания каждого из народов и основным занятием. На основе рецептов блюд совместно с детьми были составлены следующие задачи:

-Для приготовления бишбармака на 6 порций понадобится баранина - 600 грамм, 4 луковицы, 2 моркови, 54 грамм лапши. Приправы добавляются по вкусу. К вам в гости придут друзья, которые очень любят башкирскую кухню. Сколько граммов лапши и мяса понадобиться на 5 порций блюда?

-Вы решили самостоятельно приготовить тесто для настоящего национального блюда татар -кыстыбыя. Для его приготовления необходимо 300 грамм муки, молока - 130 мл, яиц - 1 шт, сливочного масла - 50 гр. Из данного теста получится 12 лепешек. Яйца и масло есть в запасе, а сколько нужно докупить муки и молока, если нужно испечь 18 лепешек?

-На чувашский национальный праздник решили испечь хуплу. Для её приготовления необходимо на 1 килограмм слоеного теста, курицы на 300 г меньше, чем теста, а картофеля в 2 раза меньше, чем курицы. Сколько необходимо курицы и картофеля, чтобы испечь курник?

-Бабушка попросила помочь посчитать на сколько порций хватит ингредиентов для щей, если на 6 порций необходимо говядины 450 грамм, картофеля - 6 штук, капусты 300 грамм. А на столе лежит в 2 раза меньше говядины, 2 клубня картофеля и 200 грамм капусты. Хватит ли бабушке ингредиентов, чтобы накормить двух внуков?

Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что составление текстовых задач регионального характера на внеурочных занятиях по математике способствует развитию интереса к такому сложному предмету у младших школьников, позволяет углубить знания учеников по краеведению и по математике, развитию творческого, логического мышления, а также воспитанию любви к родному краю.

Библиографический список

1.Абдуллина Л.Б., Малкина А.А. Развитие интереса к математике средствами внеурочной работы // Сборник статей V Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы педагогики», Пенза, 5 февраля 2021года. Пенза: Наука и Просвещение, 2021. С. 26-28.

2.Гребенникова Н. Л., Косцова С. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к реализации стандартов второго поколения: Учебная монография. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2012. 245 с.

References

1. Abdullina L.B., Malkina A.A. Development of interest in mathematics by means of extracurricular work // Collection of articles of the V International scientific and practical conference «Actual problems of pedagogy», Penza, February 5, 2021. Penza: Science and Education, 2021. pp. 26-28.

2. Grebennikova N.L., Kostsova S.A. Preparation of future primary school teachers for the implementation of second generation standards: Educational monograph. - Sterlitamak: Sterlitamak. state ped. Academy named after Zainab Biisheva, 2012. 245 p.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН

РОССИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Пичугин Максим Борисович

преподаватель кафедры боевой и физической подготовки, Кузбасского института ФСИН России г. Новокузнецк

PHYSICAL PREPARATION OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FSIN OF

RUSSIA IN THEIR SPARE TIME

Pichugin Maxim Borisovich

teacher of the department of combat and physical training, Kuzbass institute of the Federal Penitentiary Service of Russia Novokuznetsk

Аннотация. Данная статья рассматривает важность занятий по физической подготовке специалистов институтов подведомственных ФСИН, предусмотренные учебными проектами и программами. А также причины необходимости расширения возможности санкционированными самостоятельными занятиями обучающихся во вне учебное время.

Abstract. This article considers the importance of physical training classes for specialists of institutions under the jurisdiction of the Federal Penitentiary Service, provided for by educational projects and programs. As well as the reasons for the need to expand the possibility of authorized independent classes of students in extracurricular time.

Ключевые слова: физическая подготовка; курсанты ФСИН России; самостоятельная подготовка; сотрудники уголовно-исполнительной системы; служебная деятельность

Keywords: physical training; cadets of the Federal Penitentiary Service of Russia; independent training; employees of the penitentiary system; official activities

Физическая подготовка вследствие своей особенности представляет собой методологическую и практическую базу интегративной оздоровительной деятельности. Она позволяет человеку понять помимо телесной, также и социальную важность. Занятиями физическими упражнениями занимают важное место в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.