УДК 378; 373.3
йО! 10.23951/2307-6127-2021-3-186-196
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ СЕБЯ: ОПЫТ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УМЕНИЙ В ДИСТАНЦИОННОМ УЧЕНИИ И ПРЕПОДАВАНИИ
К. Б. Егоров, В. А. Захарова
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
Дается независимая оценка преимуществам и недостаткам в формировании регулятивных умений младших школьников и умений самоорганизации учителей в дистанционном обучении в период пандемии в 2020 г. Экстренный переход на дистанционное обучение вызвал трудности в преподавании и учении. Во многом эти сложности обусловлены недостаточным уровнем регулятивных умений учеников и учителей.
Сопоставляются результаты двух эмпирических исследований, проведенных Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом: диагностики регулятивных умений младших школьников в 2018-2021 гг. и оценки учителями начальных классов проблем самоорганизации в период дистанционного обучения в 2020 г. По итогам независимой оценки предложены рекомендации по развитию профессиональных компетенций учителей начальных классов.
Ключевые слова: независимая оценка в образовании, дистанционное образование, высшее образование, начальная школа, функциональная грамотность.
Необходимость самоизоляции в период пандемии СОУГО-19 вызвала экстренный переход на дистанционное обучение. Начальная школа также была вынуждена освоить дистанционные образовательные технологии.
Преимущества и недостатки дистанционного образования обсуждались и до начала пандемии [1]. Неожиданное введение дистанционного обучения потребовало внести существенные изменения в процессы преподавания и учения. Учителя и ученики оперативно изучали новые инструменты и ресурсы. Педагоги учились проводить видеоуроки и давать задания в электронном формате. Ученики осваивали компьютер и мобильные приложения. Активизировалась работа на интернет-платформах, в виртуальных классах. Этим аспектам дистанционного обучения посвящены научные публикации [2-5]. Рассматривались проблемы совместного использования учителями интернет-ресурсов [6]. Обсуждался вопрос о стрессе у учителей, учащихся и родителей, вызванном сложностями вхождения в дистанционное обучение [7].
Многие трудности дистанционно обучения, на наш взгляд, связаны с организационными (регулятивными) умениями. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [8, 9] предусматривает формирование у младших школьников регулятивных умений: принять и понять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать, выбирать эффективные способы достижения цели, корректировать ошибки. Указанные умения - важные результаты начальной школы и предпосылки функциональной грамотности [10].
Анализ научных источников показал, что проблема формирования регулятивных умений учащихся обсуждается особенно в аспекте оценочных умений [11, 12]. Рассматривает-
ся проблема формирования регулятивных умений педагогов применительно к преподаванию в обычных условиях [13, 14]. В материалах Национального центра образования и экономики США выдвигается предположение, что дистанционное обучение школьников будет способствовать формированию умений саморегулируемого учения [4].
Можно признать, что проблема регулятивных умений учеников и учителей в период вынужденного дистанционного обучения мало исследована. В это время проявились дефицитные умения у школьников и педагогов. Выявление дефицитных умений путем независимой оценки мотивировано потребностью получить объективную оценку [15, 16]. Считаем целесообразным подвергнуть результаты дистанционного обучения именно независимой оценке.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства просвещения России в рамках договора между Министерством просвещения Российской Федерации и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом (ПГГПУ) о реализации прикладного научно-исследовательского проекта «Условия развития функциональной грамотности среди обучающихся в рамках реализации образовательных программ начального общего образования».
В статье использованы материалы двух исследований, проведенных ПГГПУ: 1) исследования регулятивных умений младших школьников; 2) самооценки учителей начальных классов в период дистанционного обучения во время пандемии СОУГО-19.
Исследование регулятивных умений младших школьников проведено в 2018-2021 гг. Выборка сформирована случайным образом в количестве от 159 до 894 учеников 2, 3, 4-х классов общеобразовательных организаций, участвующих в проекте «Кластер качества ПГГПУ». Исследование проведено с использованием критериально-ориентированной диагностики, выстроенной на основе практических ситуаций в логике оценки функциональной грамотности. В качестве критериев выступали регулятивные умения, представленные в проекте новой редакции ФГОС НОО [9]. Анализ результатов проведен и визуализирован с использованием автоматизированной системы на сайте проекта «Кластер качества ПГГПУ».
Самооценка профессиональных преимуществ и недостатков учителей начальных классов в период дистанционного обучения во время пандемии СОУГО-19 проводилась с использованием частично структурированной анкеты. В исследовании приняли участие 79 учителей с различным стажем работы: 1-5 лет - 1 человек (1 %), 6-14 лет - 8 (10 %), 15-24 - 19 (24 %), более 25 лет - 51 человек (65 %). Выборка сформирована как фокус-группа из числа участников онлайн-семинаров. Результаты подвергнуты математической обработке, кластерному и контент-анализу.
Исследование регулятивных умений младших школьников содержало оценку результатов (табл. 1): по среднему результату и на основе критериев по группам умений.
В целом диагностика показала снижение результатов в 2020/2021 учебном году после дистанционного обучения. Наибольшая отрицательная динамика отмечена у учеников 2-х и 3-х классов, ориентированных на внешний контроль:
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 72 %, в 2019-2020 г. - 65 %, в 2020-2021 г. - 63 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 г. - 60 %, в 2019-2020 г. - 54 %, в 2020-2021 г. - 47 %;
- в 4-м классе: в 2018-2019 г. - 58 %, в 2019-2020 г. - 66 %, в 2020-2021 г - 56 %.
Критериальный анализ результатов учеников по группам регулятивных умений позволил получить дифференцированные данные.
Таблица 1
Динамика результатов оценки регулятивных умений младших школьников
2018-2019 2019-2020 2020-2021
Класс
2-й 3-й 4-й 2-й 3-й 4-й 2-й 3-й 4-й
Принимает учебную задачу, сохраняет ее в процессе учебной деятельности
84 % 83 % 58 % 83 % 78 % 88 % 67 % 14 % 63 %
Планирует способы решения учебной задачи, намечает операции, с помощью которых можно получить
результат, выстраивает последовательность операций
73 % 69 % 66 % 45 % 45 % 53 % 77 % 59 % 46 %
Оценивает способы достижения результата, определяет более эффективные
44 % 97 % 44 % 69 % 45 % 57 % 50 % 69 % 38 %
Устанавливает причины успеха/неудач деятельности. Корректирует свои учебные действия
для преодоления ошибок
83 % - 79 % 61 % 73 % 76 % 70 % 48 % 62 %
Контролирует результаты и процесс деятельности
75 % 53 % 43 % 68 % 31 % 56 % 50 % 46 % 73 %
Итого
72 % 60 % 58 % 65 % 54 % 66 % 63 % 47 % 56 %
Критерий 1. Умение принимать практическую/учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности. Во всех классах результаты после дистанционного обучения стали ниже:
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 84 %, в 2019-2020 г. - 83 %, в 2020-2021 г. - 58 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 г. - 83 %, в 2019-2020 г. - 78 %, в 2020-2021 г. - 14 %;
- в 4-м классе: в 2018-2019 г. - 58 %, в 2019-2020 г. - 88 %, в 2020-2021 г. - 63 %. Наибольшая отрицательная динамика отмечена у учеников 2-х классов, которые не
смогли преодолеть переход от практических к учебным задачам.
Критерий 2. Умение планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать их последовательность. Выявлена положительная динамика во 2-х и 3-х классах после дистанционного обучения, отрицательная в 4-х классах.
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 73 %, в 2019-2020 г. - 69 %, в 2020-2021 г. - 66 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 г. - 45 %, в 2019-2020 г. - 45 %, в 2020-2021 г. - 59 %;
- в 4-м классе: в 2018-2019 г. - 66 %, в 2019-2020 г. - 53 %, в 2020-2021 г.- 46 %. Снижение результатов отмечено в 4-х классах, учителя которых ориентированы на
предметные результаты в ожидании Всероссийских проверочных работ. Возможно, положительная динамика результатов во 2-х и 3-х классах связана с алгоритмизацией дистанционного обучения.
Критерий 3. Умение оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них. Результаты диагностики показали положительную динамику в 3-х классах после дистанционного обучения, отрицательную динамику во 2-х и 4-х классах:
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 44 %, в 2019-2020 г. - 69 %, в 2020-2021 г. - 50 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 г. - 97 %, в 2019-2020 г. - 45 %, в 2020-2021 г. - 69 %;
- в 4-м классе: в 2018-2019 г. - 44 %, в 2019-2020 г. - 57 %, в 2020-2021 г. - 38 %. Отрицательная динамика в 4-х классах, вероятно, вызвана ориентацией на предметные
результаты. Снижение результатов во 2-х классах - несформированностью оценочных умений. В 3-х классах, скорее всего, ученики имели возможность выбирать варианты решения.
Критерий 4. Устанавливать причины успеха/неудач деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Выявлена положительная динамика во 2-х классах, отрицательная - в 3-х и 4-х классах:
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 83 %, в 2019-2020 г. - 61 %, в 2020-2021 г.- 70 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 - не оценивалось, в 2019-2020 г. - 73 %, в 2020-2021 г. -48 %;
- в 4-м классе в 2018-2019 г. - 79 %, в 2019-2020 г. - 76 %, в 2020-2021 г. - 62 %.
Причиной отрицательной динамики результатов в 3-х и 4-х классах может быть то,
что учителя не владели приемами дистанционной организации такой работы. Повторяющиеся оценочные процедуры после корректировки учащихся связаны с затратами времени учителя.
Критерий 5. Умение контролировать результаты и процесс деятельности. Результаты показали положительную динамику в 3-х и 4-х классах после дистанционного обучения, отрицательную - во 2-х классах:
- во 2-м классе: в 2018-2019 г. - 75 %, в 2019-2020 г. - 68 %, в 2020-2021 г. - 50 %;
- в 3-м классе: в 2018-2019 г. - 53 %, в 2019-2020 г. - 31 %, в 2020-2021 г. - 46 %;
- в 4-м классе: в 2018-2019 г. - 43 %, в 2019-2020 г. - 56 %, в 2020-2021 г. - 73 %.
Причиной отрицательной динамики у учеников 2-х классов могло стать недостаточное количество эталонов для сопоставления, отсутствие возможностей взаимоконтроля и сравнения разных результатов решения задачи. Повышение результатов в 3-х и 4-х классах можно объяснить освоением механизмов самоконтроля на этапах обучения лицом к лицу.
Исследование профессиональных преимуществ и недостатков учителей начальных классов в период дистанционного обучения во время пандемии СОУГО-19. Раскроем результаты ответов учителей на вопросы:
1. Ответы на вопрос «Что оказалось самым сложным в аспекте формирования регулятивных умений у младших школьников в условиях дистанционного образования?» показали, что значительные трудности вызвали процессы контроля и оценки, планирования и корректировки:
- 28 (35 %) педагогов отметили сложность контроля: «Ребенка не видишь, видишь его работу, ребенок не всегда видит свои ошибки, часто приходится самому учителю указывать на них. Разрабатывать контрольно-измерительные материалы каждому ученику, использовать их систематически»;
- 18 (28 %) педагогов отметили сложность планирования как в отношении ученика, так и в отношении учителя: «Самым сложным, думаю, оказалось планировать ежедневно свой день, так как дети отправляли задания не вовремя, запутались в сроках, в платформах, сейчас намного организованнее», «Многие дети не умеют планировать свою деятельность». Примечателен ответ: «Развитие умения планировать! Самое сложное, но и наиболее хорошо формирующееся!»;
- 4 (5 %) педагога отметили сложность, связанную с коррекцией: «Умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок».
Один педагог отмечает трудность и важность начального этапа в работе с учеником: «Понимать учебную задачу, планировать свои действия».
2. Обработка ответов на вопрос «Как изменился Ваш взгляд на процесс формирования регулятивных умений при переходе на дистанционное обучение?» проведена методом кластерного анализа: выделены трудности и сомнения педагогов (табл. 2), преимущества (табл. 3).
Таблица 2
Трудности и сомнения в условиях дистанционного обучения
Затруднения Примеры ответов учителей
Трудности учащихся: как изменилась жизнь учеников, как изменились ученики (7 ответов) «Ребенок оказался в такой ситуации, когда ему самому необходимо понимать учебную задачу, планировать свои действия, контролировать, оценивать, находить пути исправления ошибок. Очень ярко видно стало, понимает ли ребенок учебную задачу»; «Я думаю, что дети сейчас стали организованнее. При переходе на дистанционное обучение им необходимо систематически выполнять домашние задания, ожидая этого, надо планировать свой день, отправлять задания, контролировать себя, ставить цель «Что сегодня я сделаю?» и т. д.»; «Увеличился объем самостоятельной работы. У части детей выросла ответственность за результат, детям приходится планировать учебную деятельность, организовывать себя, контролировать, оценивать свою работу. Часть детей (2-й класс) не ждут взрослых, не ждут проверки, сами принимают решение, самостоятельно отправляют работы, задают вопросы по материалу»; «Дети стали более самостоятельны, в работах видно индивидуальное начало, научились планировать свою деятельность в течение дня»
Трудности учителей: как необходимо изменить свою деятельность (10 ответов) «Нужно более точно спланировать свою деятельность, чтобы уложиться во времени»; «С детьми первого класса процесс формирования универсальных учебных действий замедлился, поэтому на начальном этапе формирования регулятивных умений лучше дистанционное обучение не использовать»; «Вызывает затруднение формирование универсальных учебных действий при дистанционном обучении, так как основная работа стала направленной на освоение предметного материала»; «Очень важно целенаправленно работать над формированием регулятивных умений с первых дней обучения в школе»; «Процесс обучения усложнился. Стал более индивидуален»; «Сложно проектировать деятельность по индивидуальному подходу к формированию универсальных учебных действий (требует больших временных затрат учителя)»; «Умение разрешать возникающие проблемы в процессе дистанционного обучения»
Сомнения педагогов: потеря инструментов контроля и оценки со стороны учителя (14 ответов) «Процесс формирования регулятивных умений усложнился в некоторых случаях, так как... нельзя быть уверенным, что все задания ребенок выполняет самостоятельно»; «Не все родители понимают, как правильно помочь ребенку, берут на себя роль исполнителя, учителю сложно объективно оценить данный процесс»; «Чрезмерная помощь родителей. Когда взрослый не передает ответственность ребенку за учебный результат (хотя бы частично)»; «Самое сложное, на мой взгляд, научить детей самодисциплине и ответственности. Когда контролировать ребенка есть возможность только на расстоянии, когда нет школьного распорядка дня, такого знакомого и привычного, самое сложное -мотивировать ребенка начальной школы на качественное выполнение заданий»; «В условиях дистанционного обучения сложнее работать над осуществлением самоконтроля и объективности контроля некоторых этапов выполнения работы и полученного результата»; «Формирование коррекции: сложно вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта»; «Невозможность отследить, умеет ли ребенок корректировать свои действия в результате неуспеха»
Трудности формирования и диагностики регулятивных умений (7 ответов) «Достаточно сложно отследить процесс формирования регулятивных умений»; «В основном задания для выполнения направлены на освоение обучающимся темы урока, т. е. предметный. Ограничения времени, условий для выполнения заданий метапредметного характера»
Педагоги оценили преимущества формирования регулятивных умений: проявились скрытые дефициты, стали заметны перспективы профессионального развития, освоены новые компетенции (табл. 3)
Таблица 3
Преимущества дистанционного обучения для формирования регулятивных умений
младших школьников
Преимущества Примеры ответов учителей
Проявились ранее скрытые дефициты (9 ответов) «Выявились проблемные точки, над которыми нужно работать»; «Регулятивные умения способствуют формированию самостоятельности ребенка в условиях дистанционного обучения»; «Еще больше осознала их важность, успешными остались те ученики, у которых регулятивные умения были сформированы в должной степени»; «Я всегда считала формирование регулятивных умений очень важным процессом в обучении, данное время ярко показывает значимость регулятивных умений»; «Для успешного обучения, в условиях дистанционного обучения, школьник должен обладать умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность. Для того чтобы это произошло, у него должны быть сформированы регулятивные умения, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее»; «Можно отследить, кто из учащихся четко планирует свою деятельность при выполнении заданий»
Стали заметны перспективы (2 ответа) «Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами»; «Внимание к регулятивным умениям со стороны педагога должно носить системный характер с включением заданий по их формированию в режиме дистанционного обучения»
Освоены новые компетенции (1 ответ) «При дистанционном обучении встал вопрос о самостоятельном успешном усвоении новых знаний и компетенций (умения учиться), пришлось искать еще другие средства, способы обучения, методические приемы»
3. Ответы на вопрос «Какие умения в аспекте формирования регулятивных умений необходимы учителю в новых условиях в первую очередь?» позволили выявить актуальные компетенции педагога. Необходимость приобретения новых умений отметили 47 % учителей (табл. 4).
Таблица 4
Актуальные регулятивные умения в условиях дистанционного обучения
Примеры ответов учителей
Умения учащихся Компетенции педагога
Умение поставить или принять цель или учебную задачу
«Умение формировать у обучающихся умение учиться, то есть главное принимать учебную задачу, планировать действия, выполнять задание по плану»; «Сохранение учебной задачи на протяжении всего урока»; «Понимать учебную задачу» «Правильно ставить задачи, а затем помогать и направлять ребенка»; «Ставить конкретную цель»
Умение планировать
«Умение учиться, то есть планировать действия, выполнять задание по плану»; «Научить планированию и коррекции»; «Планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат, выстраивать последовательность выбранных операций» «Планирование и подбор учебного материала»; «Последовательное планирование»; «Умение организовывать правильно этапы освоения материала в условиях дистанционного обучения»; «Умение по-новому планировать урок»
Окончание табл. 4
Умения учащихся Компетенции педагога
Умения контроля и оценки
«Выстраивание самостоятельной деятельности обучающихся, самоконтроля деятельности и результата»; «Саморегуляция»; «Умение контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности» «Новые формы педагогического контроля»; «Создавать дистанционные формы контроля и оценивания результатов обучающихся»; «Важно помочь ребенку и родителю в самоорганизации самостоятельной учебной деятельности»; «Инструмент, с помощью которого можно проследить промежуточные действия, а не только конечный результат»; «Умение организовать контрольно-оценочную деятельность и рефлексию»
Умения установления причин неудач и корректировка деятельности
«Умение устанавливать причины успеха/неудач деятельности»; «Умение корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок»; «Научить планированию и коррекции» «Корректировать свои действия в сложившейся ситуации»; «Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей»; «Умение быстро ориентироваться и выстраивать работу в новых условиях»; «Умение проанализировать свою деятельность и детей»
Умение оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них
«Искать различные способы для достижения результатов» «Предвидеть трудности у ребят в самостоятельном обучении»; «Умение предвосхищать результат, в том числе уровня усвоения знаний, его временных характеристик»; «Прогнозировать возможные ситуации»; «Умение отбора методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий»; «Умение планировать и использовать различные способы и формы работы с детьми по формированию регулятивных умений, выявлять и систематизировать наиболее эффективные из них»
Таким образом, по результатам исследования можно констатировать:
- учителя начальной школы оказались не готовы к дистанционному преподаванию;
- увеличились затраты времени педагога, вызванные необходимостью освоения новых технологий и особенностями саморегуляции в новых условиях;
- обозначилась необходимость специальной работы над формированием регулятивных умений обучающихся;
- выявлены группы регулятивных умений учащихся, важных для дистанционного обучения: планирование, самоконтроль и самооценка, выбор эффективных способов действия;
- выявлены проблемы подготовки учителя: формирование оценочных умений учащихся, использование инструментов автоматизированного контроля, формирование умений само- и взаимооценки учащихся в цифровой среде.
Независимая оценка регулятивных умений в дистанционном преподавании и учении позволяет признать необходимость внесения изменений в программы подготовки учите-
лей. Заказчиком изменений могут выступить органы управления образованием, кафедры вузов, образовательные организации-работодатели.
Изменения в программы подготовки учителей могут включать аспекты: методики дистанционного преподавания предметов, освоение информационных технологий, овладение приемами формирования регулятивных умений младших школьников, освоение цифровых инструментов формирования действий планирования, контроля и оценки, выбора эффективных способов действий учащимися. Подготовка учителей может быть реализована через программы повышения квалификации. Изменения в образовательную программу высшего образования могут быть внесены через специализированные модули, программы практик, курсы по выбору, программы формирования цифровых компетенций. Формирование соответствующих компетенций позволит оптимизировать временные затраты педагогов, организовать конструктивное взаимодействие школы и семьи обучающихся, создать условия для формирования у младших школьников регулятивных умений.
Список литературы
1. Belaya T. I. Е-learning: advantages and disadvantages in the modern world // Colloquium-journal. 2020. № 2-5 (54). С. 45-46. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42359802 (дата обращения: 05.03.2021).
2. Назаров В. Л., Жердев Д. В., Авербух Н. В. Шоковая цифровизация образования: восприятие участников образовательного процесса // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. C. 156-201. URL: https://www. researchgate.net/publication/348553367_Shock_digitalisation_of_education_The_perception_of_participants_ of_the_educational_process (дата обращения: 05.03.2021).
3. How Did the World's Highest Performing Education Systems Approach Distance Learning? National Center on Education and the Economy. Washington. NCEE. 2020. 7 p. URL: https://ncee.org/wp-content/uploads/2020/06/ NCEE-Top-Performers-Distance-Learning-June-2020Final.docx.pdf (дата обращения: 05.03.2021).
4. Sara Willermark. Who's There? Characterizing Interaction in Virtual Classrooms// Journal of Educational Computing Research. 2021. 0(0). P. 1-20. URL: https://doi.org/10.1177/0735633120988530 (дата обращения: 05.03.2021).
5. Leia Raquel Almeida, Carla Spagnolo. Inventiveness in Basic Education during pandemic times: learning from the virtual (actual) classroom // Dialogia. 2020. № 36. P. 22-34. URL: https://periodicos.uninove.br/dialogia/article/ view/18338 (дата обращения: 05.03.2021).
6. Jingxian Wang, Dineke E. H. Tigelaar, Wilfried Admiraal, Rural teachers' sharing of digital educational resources: From motivation to behavior// Computers & Education. 2021. V. 161. 104055. URL: https://doi.org/10.1016/j. compedu.2020.104055 (дата обращения: 05.03.2021).
7. Cassandra R. Davis, Jevay Grooms, Alberto Ortega, Joaquin Alfredo-Angel Rubalcaba, and Edward Vargas. Distance Learning and Parental Mental Health During COVID-19 // Educational Researcher. Vol. 50 No. 1. P. 61-64. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.3102/0013189X20978806 (дата обращения: 05.03.2021).
8. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (дата обращения 05.03.2021).
9. Проект новой редакции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94553 (дата обращения 05.03.2021).
10. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, О. О. Петрашко, В. Ю. Романова, О. А. Рыдзе, И. С. Хомякова. М.: Российский учебник, 2018. 288 с.
11. Скрипова Ю. Ю., Шабалина О. В. Особенности применения формирующего оценивания в коррекционно-развивающей деятельности учителя начальных классов // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 3. С. 36-48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44310778 (дата обращения: 05.03.2021).
12. Мосина М. А. Инструменты формирующего оценивания в практике работы современной школы // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 1. С. 18-27. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44261054 (дата обращения: 05.03.2021).
13. Мзокова Л. А. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к развитию регулятивных УУД // Сб. избранных ст. по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург. 2019. С. 199-205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37118458 (дата обращения: 05.03.2021).
14. Белоус О. В. Формирование осознанной саморегуляции педагогической деятельности как фактор становления профессионала // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 5-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12912906 (дата обращения: 05.03.2021).
15. Ефремова Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психол. журн. 2017. Т. 14, № 2. С. 227-244. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461341 (дата обращения: 05.03.2021).
16. Егоров К. Б., Захарова В. А. Кластерное взаимодействие школ и вуза как инновационный механизм управления качеством общего образования // Инновации в образовании. 2018. № 11. С. 48-56. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=35670746 (дата обращения 05.03.2021).
Егоров Константин Борисович, кандидат исторических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ул. Сибирская, 24, Пермь, Россия, 614990). E-mail: egorov@pspu.ru
Захарова Вера Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (ул. Сибирская, 24, Пермь, Россия, 614990). E-mail: zaharova_va@pspu.ru
Материал поступил в редакцию 02.04.2021
DOI 10.23951/2307-6127-2021-3-186-196
HOW TO ORGANIZE YOURSELF: EXTERNAL EVALUATION OF DISTANCE LEARNING AND DISTANCE TEACHING
K. B. Egorov, V. A. Zakharova
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russian Federation
The purpose of the article is an external evaluation of the advantages and disadvantages of the primary school students' self-management skills and teachers' self-management skills during the distance learning time of pandemic-2020.
The emergency transition to distance learning has caused difficulties in teaching and learning. Probably these difficulties are due to the insufficient level of students' and teachers' self-management skills.
Data includes the results of two empirical studies carried out by the Perm State Humanitarian Pedagogical University. First, results of diagnostics of the primary school students' self-management skills in 2018-2021 years. Students of the 2nd, 3rd and 4th grades of Perm region schools participated in the diagnosis. Criterion-oriented diagnostics based on everyday situations in the logic of functional literacy assessment. Secondly, primary school teacher's self-assessment of the problems of organizing distance learning during the pandemic-2020. A focus group of 79 primary school teachers took part in the semi-structured Internet survey.
The results of the study show that primary school teachers were not ready for distance teaching. The teachers' work time has increased, caused by mastering distance tools and new conditions for self-regulation. The need of special attention for self-management students' skills was identified. Certain students' self-management skills were important for distance learning, such as planning, self-control and self-esteem, the choice of effective methods of action. The teacher' training also is required to be focused on assessment skills, applying of automated control tools, developing of students' self- and peer- assessment skills in a digital
environment. Based on the results of an external evaluation, the authors suggest developing the primary school teachers' professional competencies.
Keywords: external evaluation in education, distance education, higher education, primary school, functional literacy.
References
1. Belaya T. I. Е-learning: advantages and disadvantages in the modern world. Colloquium-journal, 2020, no. 2-5 (54), pp. 45-46 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42359802 (accessed 5 March 2021).
2. Nazarov V L., Zherdev D. V, Averbukh N. V. Shokovaya tsifrovizatsiya obrazovaniya: vospriyatiye uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa [Shock digitalisation of education: The perception of participants of the educational process]. The Education and Science Journal, 2021, no. 23(1), pp. 156-201 (in Russian). DOI: 10.17853/19945639-2021-1-156-201. URL: https://www.researchgate.net/publication/348553367_Shock_digitalisation_of_ education_The_perception_of_participants_of_the_educational_process (accessed 05 March 2021).
3. How Did the World S Highest Performing Education Systems Approach Distance Learning? National Center on Education and the Economy. Washington. NCEE. 2020. 7 p. URL: https://ncee.org/wp-content/uploads/2020/06/ NCEE-Top-Performers-Distance-Learning-June-2020Final.docx.pdf (accessed 5 March 2021).
4. Sara Willermark. Who's There? Characterizing Interaction in Virtual Classrooms. Journal of Educational Computing Research, 2021, no. 0(0), pp. 1-20. DOI: 10.1177/0735633120988530. URL: https://doi. org/10.1177/0735633120988530 (accessed 5 March 2021).
5. Leia Raquel Almeida, Carla Spagnolo. Inventiveness in Basic Education during pandemic times: learning from the virtual (actual) classroom. Dialogia, 20121, no. 36 (2020), pp. 22-34. DOI: 10.5585/dialogia.n36.18338. URL: https://periodicos.uninove.br/dialogia/article/view/18338 (accessed 5 March 2021).
6. Jingxian Wang, Dineke E. H. Tigelaar, Wilfried Admiraal, Rural teachers' sharing of digital educational resources: From motivation to behavior. Computers & Education, vol. 161, 2021, 104055. ISSN 0360-1315. DOI: 10.1016/j. compedu.2020.104055. URL: https://doi.org/10.1016Zj.compedu.2020.104055 (accessed 5 March 2021).
7. Cassandra R. Davis, Jevay Grooms, Alberto Ortega, Joaquin Alfredo-Angel Rubalcaba, and Edward Vargas. Distance Learning and Parental Mental Health During COVID-19. Educational Researcher, vol. 50, no. 1. pp. 61-64. DOI: 10.3102/0013189X20978806. URL: http://journals.sagepub.com/doi/10.3102/0013189X20978806 (accessed 5 March 2021).
8. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 N 373 (red. ot 31.12.2015) "Ob utverzhdenii i vvedenii v deystviye federal'nogogosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education and Science of Russia of 06.10.2009 no 373 "On the approval and implementation of the federal state educational standard of primary general education"] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ (accessed 5 March 2021).
9. Proekt novoy redaktsii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Draft of the new edition of the federal state educational standard for primary general education] (in Russian). URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=94553 (accessed 5 March 2021).
10. Vinogradova N. F., Kochurova E. E., Kuznetsova M. I., Petrashko O. O., Romanova V Yu., Rydze O. A., Khomyakova I. S. Funktsional'nayagramotnost'mladshego shkol'nika. Didakticheskoye soprovozhdeniye. Kniga dlya uchitelya [Functional literacy of a younger student. Didactic accompaniment. Teacher's book]. Moscow, Rossiyskiy uchebnik Publ., 2018. 288 p. (in Russian).
11. Skripova Yu. Yu., Shabalina O. V Osobennosti primeneniya formiruyushchego otsenivaniya v korrektsionno-razvivayushchey deyatel'nosti uchitelya nachal'nykh klassov [Features of the use of formative assessment in the correctional and developmental activities of a primary school teacher]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika i psikhologiya, 2020, no 3, pp. 36-48 (in Russian). DOI: 10.24412/2712-827X-2020-3-36-48. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=44310778 (accessed 5 March 2021).
12. Mosina M. A. Instrumenty formiruyushchego otsenivaniya v praktike raboty sovremennoy shkoly [Tools for formative assessment in the practice of a modern school]. Gumanitarnye issledovaniya. Pedagogika ipsikhologiya, 2020, no 1, pp. 18-27 (in Russian). DOI: 10.24411/2712-827X-2020-10102. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=44261054 (accessed 5 March 2021).
13. Mzokova L. A. Formirovaniye gotovnosti budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov k razvitiyu regulyativnykh UUD [Formation of readiness of future primary school teachers to the development of the regulatory OOD].
Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII "Natsrazvitiye"[Сollection of selected articles on the materials of scientific conferences of STI "Natsrazvitie"]. Saint Petersburg, 2019, pp. 199-205 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37118458 (accessed 5 March 2021).
14. Belous O. V. Formirovaniye osoznannoy samoregulyatsii pedagogicheskoy deyatel'nosti kak faktor stanovleniya professional [Formation of the conscious self-control pedagogical activity as the factor of becoming a professional]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta - TSPUBulletin, 2009, no. 7 (85), pp. 5-9 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12912906 (accessed 5 March 2021).
15. Efremova N. F. Motivatsionnyy aspekt nezavisimogo otsenivaniya dostizheniy obuchayushchikhsya [The motivational aspect of the independent assessment of academic achievement]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal - Russian Psychological Journal, 2017, vol. 14, no. 2, pp. 227-244 (in Russian). DOI: 10.21702/ rpj.2017.2.13. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29461341 (accessed 5 March 2021).
16. Egorov K. B., Zakharova V. A. Klasternoye vzaimodeystviye shkol i vuza kak innovatsionnyy mekhanizm upravleniya kachestvom obshchego obrazovaniya [Cluster interaction of schools and universities as an innovative mechanism for managing the quality of school education]. Innovatsii v obrazovanii - Innovation in Education, 2018, № 11, pp. 48-56 (in Russian). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35670746 (accessed 5 March 2021).
Egorov K. B., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Rector of the Perm State Humanitarian Pedagogical University (ul. Sibirskaya, 24, Perm, Russian Federation, 614990). E-mail: egorov@pspu.ru
Zakharova V. A., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Head of the Center for Independent Assessment of the Quality of Education (ul. Sibirskaya, 24, Perm, Russian Federation, 614990). E-mail: zaharova_va@pspu.ru