Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОТ АЛГОРИТМА К ТВОРЧЕСТВУ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОТ АЛГОРИТМА К ТВОРЧЕСТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
834
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ УСТРАНЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугин Сергей Сергеевич, Громова Любовь Анатольевна

На основе результатов эмпирического исследования, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы на базе академических площадок, доказывается эффективность модернизации учебных заданий с целью использования их для формирования функциональной грамотности младших школьников. Рассматриваются примеры упражнений, направленных на повышение мотивации, стимулирование самостоятельности, осмысленности выполнения учебной работы, позволяющих снизить потенциальные риски и затруднения педагога в формировании функциональной грамотности младших школьников .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF LEARNING TASKS FOR THE FORMATION OF THE FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL PUPILS: FROM ALGORITHM TO CREATION

The article deals with the substantiation of the efficiency of the modernization of the learning tasks aimed at their use for the formation of the functional literacy of primary school pupils on the basis of the results of the empirical study obtained in the process of pilot testing based on the academic platforms. There are considered the examples of the exercises directed to the raise of motivation, the stimulation of self-independence and the meaningfulness of the fulfilment of the academic work allowing to reduce the potential risks and teacher’s difficulties in the formation of the functional literacy of primary school pupils.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОТ АЛГОРИТМА К ТВОРЧЕСТВУ»

С.С. ПИЧУГИН, Л.А. ГРОМОВА (Москва)

модернизация учебных заданий для формирования функциональной грамотности младших школьников: от АЛГОРитМА к творчеству

На основе результатов эмпирического исследования, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы на базе академических площадок, доказывается эффективность модернизации учебных заданий с целью использования их для формирования функциональной грамотности младших школьников. Рассматриваются примеры упражнений, направленных на повышение мотивации, стимулирование самостоятельности, осмысленности выполнения учебной работы, позволяющих снизить потенциальные риски и затруднения педагога в формировании функциональной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: модернизация учебных заданий, педагогические приемы устранения трудностей.

Общеобразовательная школа как модель отражения общества призвана сегодня готовить детей к реальной жизни завтра, поэтому нет никаких сомнений в том, что модель образования future-ing (будущее - сегодня) должна учитывать, в каком мире будут жить и работать школьники буквально через несколько лет, какие тенденции станут характеризовать мировой и отечественный рынок труда. Динамика изменений актуальности профессиональных компетенций свидетельствует о росте востребованности конкурентоспособных специалистов, реализующих модель life-long learning (обучение через всю жизнь), готовых выполнять нерутинную высокоинтеллектуальную работу, опираясь на непрерывно обновляющиеся технологии. Совершенно ясно, что в настоящий момент наша страна серьезно заинтересована в том, чтобы школьники обладали не просто огромным объемом кристаллизовавшихся знаний, но и сформированными навыками самообразования, поскольку чем выше в стране процент людей, нацеленных на перманентное самостоятельное обучение, тем короче путь от появления технологий до их практической реализации. Поэтому пе-

дагогический дизайн современного школьного образования поступательно дрейфует от образования знаний к образованию компетенций XXI в., которые существенно меняют подходы к освоению, рефлексии, контролю, коррекции и оценке знаний, умений, навыков [1; 3; 8; 13].

о недостаточности только предметных знаний для жизни человека еще в середине прошлого века заговорили западные специалисты и исследователи в области образования, которым удалось обосновать инновационную модель перманентного «образования человека, включающую в себя четыре ключевых блока компетентностей, связанных со знанием (to know), с действием (to do), существованием (to be), с жизнью в обществе (to live together)» [16, с. 6]. Высококвалифицированный учитель, безусловно, может сделать все возможное, чтобы грамотно определить глубокое содержание материала, выбрать наиболее релевантную форму организации работы, активизировать подходящие методы и приемы работы с детьми на уроке и в рамках внеурочной деятельности. Но все это раз за разом будет разбиваться о рифы недостатков и пробелов в функциональной грамотности - фундаменте самостоятельности младших школьников.

Соглашаясь с мнением ряда исследователей [4; 16; 18], отметим, что грамотность не является чисто техническим навыком, поскольку связана с такими понятиями, как «общение» и «вовлеченность», и встроена в собственный социальный контекст. Человека можно считать грамотным, если он, с одной стороны, способен понимать в разных областях то, что ему сообщают другие, с другой - готов в разных сферах сообщать другим то, что они способны понять. С изменениями в этих областях трансформацию претерпевают язык и инструменты, необходимые для развития собственных возможностей их использования.

В соответствии с психологической теорией Р.Б. Кэттелла, интеллект человека можно условно разделить на кристаллизовавшийся и подвижный. Кристаллизовавшийся интеллект - это накопленный опыт и способность использовать усвоенные знания и навыки; он отвечает за знания, которые собираются в картину мира в нашей голове. Подвижный интеллект - это способность логически мыслить, анализировать ситуацию и решать задачи, выходящие за пределы имеющегося опыта; он отвечает за способность принимать решения и расставлять верные приоритеты [19]. Учиты-

О Пичугин С.С., Громова Л.А., 2021

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вая тот факт, что подвижный интеллект в большей мере формируется при непосредственном взаимодействии с педагогами, родителями и сверстниками, стремительно возрастает в этих условиях роль учителя, который должен реально, а не декларативно персонализировать процесс обучения, простроить индивидуальную образовательную траекторию. Наставник должен стать дизайн-конструктором образовательного процесса, нацеленного на сбалансированное и гармоничное развитие обучающегося. Учителю крайне важно понять, каким образом реформировать привычный процесс обучения, направленный на запоминание и заучивание, отказаться от секвестирования детской пытливости и когнитивной самостоятельности, чтобы повлиять на результат - сформировать функционально грамотную личность младшего школьника.

Среди главных недочетов отечественной системы образования специалисты называют низкий уровень владения обучающимися смысловым чтением и навыками работы с моделями, умения анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, а у младших школьников - отсутствие возможности выразить собственную точку зрения, обосновывать гипотезу решения задачи в условиях неопределенности, когда нет единственно верного ответа. Причиной такого неутешительного положения дел можно считать складывавшуюся годами пагубную традицию начальной школы проектировать и реализовывать образовательный процесс на основе репродуктивного подхода, нацеленного на механическое воспроизведение заученного, а не осмысленного материала программы. Около 70% учебных заданий, адресованных обучающимся начальной школы, предполагают лишь операции, воспроизводящие учебный материал [9; 18].

Именно поэтому начальная школа сегодня остро нуждается в обновленной системе амбивалентных учебных заданий, моделирующих реальные жизненные ситуации с недостающими или избыточными данными. Другими словами, на смену формальному набору данных в привычном условии задачи «В коробке 4 ряда по 5 бисквитов в каждом. Сколько всего бисквитов в коробке?» должны прийти задачи, которые дают возможность находить ответ не только на вопрос «Что я буду делать?», но и научиться отвечать на вопрос «Как я буду делать?», гарантированно снижая риск ригидности мышления детей младшего школьного возраста.

На день рождения пришли 15 гостей. Хватит ли одной коробки с бисквитами (рис. 1)? Поясни-

те свои ответ.

Рис. 1

По нашему мнению, наиболее действенный способ формирования и развития функциональной грамотности - рассматривать учебное задание как симулятор реального мира; погружать младших школьников в максимально правдоподобно смоделированные ситуации, где придется принимать самостоятельные сложные решения, учиться сотрудничать и работать в команде, стратегически решать учебные задачи и глобальные проблемы, рефлексировать по поводу своих побед и неудач, давать оценку своим действиям [2; 12].

очерчивая краткий исторический экскурс понятия «функциональная грамотность», можно утверждать, что чаще всего с этим определением традиционно связывают совокупность умений читать, писать и считать для решения повседневных житейских проблем, что, на наш взгляд, в эпоху постиндустриального развития общества качественно трансформируется и становится своеобразным драйвером дальнейшего непрерывного развития личности. В этой связи нам близка обновленная характеристика определения функциональной грамотности обучающихся младшего школьного возраста: «функциональная грамотность - базовое образование личности, представленное:

• готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

• возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

• способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этиче-

скими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

• совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее» [18, с. 16-17].

О функциональной грамотности как способности школьников применять знания для решения повседневных задач говорят все чаще, что вполне логично в мире с перманентно нарастающим потоком информации, поэтому успешность современного ученика определяется прежде всего умением обнаруживать, анализировать, обобщать информацию, определять ее актуальность и истинность, экстраполировать на собственный опыт. Следовательно, учителю, оценивая достижения своих учеников, необходимо руководствоваться параметрами не объема знаний по предмету, а метапредметными компетенциями, позволяющими решать учебные и жизненные задачи. Соглашаясь с мнением ряда ученых, заметим, что на современном этапе развития системы образования приоритетной задачей является, с одной стороны, развитие актуальных компе-тентностей (латеральное мышление, взаимодействие с другими людьми), с другой - формирование базовой грамотности (умение читать, считать, составлять алгоритм и действовать по нему).

В активной повестке дня по-прежнему остаются специальные знания и умения (финансы, экология, право и др.). Такой подход позволяет обучающимся стать самостоятельными в принятии решений и быть максимально готовыми к новым вызовам времени [2; 3; 8; 16].

Обобщенные результаты оценки Международной организации экономического сотрудничества и развития (OECD) позволяют признать наличие угрожающе высокого количества (10%) российских школьников, не способных справиться с элементарными заданиями по математике и естествознанию, проанализировать, извлечь и интерпретировать информацию из предложенных текстов: лишь 9% обучающихся могут самостоятельно отличать мнение от фактов. С точки зрения канадского ученого, одного из основоположников Международного мониторингового исследования навыков и компетенций (PIAAC) Скотта Мюррея, подобная ситуация потенциально может стать весомым препятствием на пути к более ощутимым экономическим успехам страны. Острый дефицит людей, владею-

щих третьим уровнем базовых компетенций, способствует снижению производительности труда и ВВП, увеличению затрат на пособия по безработице и повышению уровня преступности и заболеваемости [7].

Анализ открытых данных международного исследования PISA в нашей стране дает основание говорить о том, что каждый десятый школьник функционально неграмотен по чтению, математике, естествознанию. Каждый третий обучающийся не осваивает минимум образования по тем или иным предметам учебного плана. Если же взять функциональную неграмотность по одному из ключевых предметов школьной программы, то функционально неграмотным можно будет считать каждого третьего школьника в России. Осенью 2020 г. прошел очередной этап исследования в рамках проекта PISA-for-Schools (PISA для школ), который позволяет получать данные, сопоставимые с международной шкалой, используя инструментарий PISA вне основной фазы международного исследования. По итогам первого цикла, обнародованным Рособрнадзором 27 ноября 2020 г., была зафиксирована прямая зависимость успешности выполнения заданий PISA от развития системы профориентации, кружковой, внеурочной и проектной деятельности школьников, уровня их мотивации, познавательной активности, дисциплинированности и уверенности в своих собственных силах [11; 14].

Представленные в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИС ОКО) итоги осеннего этапа Всероссийских проверочных работ в 2020 г. указывают на то, что наименее успешно выпускники начальной школы - обучающиеся пятых классов овладели:

1) логическими операциями (умение анализировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с аналогиями);

2) умениями самостоятельно строить рассуждения (объяснять, доказывать, строить прогноз и формулировать вывод);

3) работой с информацией (осуществлять поиск, сбор, интерпретацию и презентацию актуальных для решения конкретного задания данных);

4) способами изучения природы (планировать и осуществлять наблюдения, проводить несложные исследования, ставить небольшие опыты) [10].

Результаты исследования TIMSS, которые были представлены в Париже 8 декабря

^^ Прочитай отрывок из сказки Николая Носова «Винтик, Шпунтик и пылесос».

Они стали чистить штанишки Пончика. А у Пончика е карманах всегда лежали конфеты. Пылесос был такой мощный, что даже конфеты повысасывал из карманов.

^^ Какой коротышка назван в этом отрывке по имени? Отметь его имя.

карман Пончик конфета Пылесос Рис. 2

Где стоит путешественник? А где фотограф? Перечитай предложение и рассмотри фотографию.

Так видит путешественник:

По обеим сторонам длинного жёлтого дома высились белокаменные соборы, направо — пятиглавый Успенский, налево — одноглавый Дмитриевский.

Размести на схеме путешественника и фотографа. Перетащи фигурки.

о о

Рис. 3

Так видит фотограф:

2020 г., свидетельствуют о том, что Российская Федерация улучшила показатели, войдя в шестерку стран лидеров. По уровню математической грамотности российские выпускники начальной школы заняли 6-е место в мире, уступив сверстникам из Сингапура, Гонконга, Кореи, Тайваня и Японии, а по естественнонаучной грамотности оказались на 3-м месте, где более высокие результаты смогли продемонстрировать школьники Сингапура и Кореи. Заметим, что по результатам предыдущего цикла международного исследования TIMSS, проходившего в 2015 г., у представителей России было 7-е место по математике и 4-е - по естествознанию [15].

Стремление нашей страны занять достойное место в международных рейтингах качества школьного образования (PIRLS, TIMSS, PISA и др.) неслучайно и детерминирова-

но необходимостью «обеспечения вхождения России в число десяти стран-лидеров по качеству общего образования» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. Это определяет запрос на формирование функциональной грамотности обучающихся, однако направленного на это качественного методического инструментария, увы, нет.

Особо заметим, что основополагающие исследования методологов теории развивающего обучения Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, получившие свое научное развитие в работах Д.Б. Богоявленской, Н.Ф. Виноградовой, А.К. Дусавицкого, А.В. Запорожца, С.Д. Максименко, Н.А. Мен-чинской, В.С. Мухиной, В.В. Репкина, Н.Ф. Талызиной, Д.И. Фельдштейна и др., нашли свое

практическое подтверждение в результатах международных сравнительных исследований качества общего образования PIRLS, TIMSS, PISA, которые указывают на весомую корреляцию качества учебных заданий и образовательную успешность школьников. Другими словами, уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся - стратегия действий, которую они потенциально могут демонстрировать в возможных ситуациях реальной жизни, напрямую зависит от содержания учебных заданий, с которыми они взаимодействуют на уроке.

Характер стремительных изменений в психологии младшего школьника, расширение его актор-деятельностного репертуара невозможно не учитывать при организации современного образовательного процесса. Содержание учебных заданий, формы, методы и средства, используемые педагогом, должны соответствовать требованиям времени, а не становиться препятствием, не превращаться в вериги, сдерживающие полноценное развитие обучающегося, ибо «представляя неотъемлемую часть общества, Детство полагает постоянное изменение растущего человека в его расширяющейся, углубляющейся деятельности (игровой, учебной, трудовой, художественной, организационной), но одновременно выступает как особый обобщенный субъект многоплановых, разнохарактерных отношений с Миром взрослых» [17, с. 5].

Анализ современной ситуации позволяет говорить о наличии дискретного набора методических пособий, адресованных учителю начальных классов, в которых педагогу чаще всего предлагается самостоятельно разрабатывать такие задания. Интересным примером оказания методической поддержки в решении этого сложного вопроса можно считать марафон по функциональной грамотности для I-IV классов цифровой платформы для обучения основным школьным предметам «Яндекс. Учебник», в котором младшие школьники учатся ориентироваться в тексте, извлекать необходимую информацию, работать с недостающими данными.

Приведем пример карточки с отрывком из сказки Н.Н. Носова «Винтик, Шпунтик и пылесос» для обучающихся первого класса (см. рис. 2), работа с которой позволяет оценить, пользуется ли младший школьник навыком просмотрового чтения и может ли прибегнуть к самопроверке или же находит элементы информации по формальным признакам (заглавная буква - имя собственное).

Примером задания для обучающихся четвертого класса может служить карточка со схемой, на которой необходимо расположить фигурки фотографа и туриста (см. рис. 3).

Выполнение этой работы дает основание судить, насколько успешно младшие школьники умеют синтезировать информацию, полученную из разных источников (рассмотреть фотографию, прочитать текст и проанализировать схему). Такие упражнения могут быть интегрированы в содержание учебного материала на уроках русского языка, математики или окружающего мира, поскольку являются мета-предметными и построены на работе с информацией.

Итоги опытно-экспериментальной работы, проводимой в рамках академических площадок АСОУ на базе общеобразовательных организаций Московской области (МАОУ Лицей № 13 (Аэрокосмический Лицей) г.о. Химки, МОУ Гимназии № 16 «Интерес» г.о. Люберцы, ЧУ НОУ «ШколЯр» г.о. Черноголовка, МБОУ СОШ им. В.М. Комарова с УИАЯ, ЗАТО г.о. Звездный городок), позволяют утверждать, что формированию функциональной грамотности младших школьников способствует активное использование в практике работы учителя начальных классов тарге-тированных учебных заданий и упражнений, которые мы находим в современных учебно-методических комплектах. Анализ учебников математики учебно-методической системы «Начальная школа XXI века» дает основание говорить о наличии в их содержании подобных дивергентных заданий, не только ориентированных на развитие у обучающихся начальной школы компетенций, востребованных в реальной жизни, но и направленных на повышение внутренней мотивации, стимулирование самостоятельности и осмысленности выполнения учебной работы.

Кроме того, опытно-экспериментальная работа дала возможность определить ряд шагов, позволяющих учителю начальных классов более вдумчиво подходить к оценке учебных заданий сквозь призму формирования функциональной грамотности обучающихся.

1. Актуализируем внутреннюю мотивацию. Вовремя заданный на этапе целепола-гания вопрос «Зачем нам это нужно уметь?» (или «Где мы этим сможем воспользоваться в жизни?») позволяет побудить обучающихся к самостоятельному размышлению о том, что может дать тот или иной навык, умение, знание. Это может стать хорошей основой соб-

ственной мотивации младшего школьника к самообразованию. Приведем пример таких практико-ориентированных заданий для обучающихся четвертого класса.

Задача 157. Рассмотри рисунок (рис. 4). Какова масса одного яблока? [6, с. 55].

Рис. 4

Задача 6 . Вещи и продукты, изображенные на рисунке (рис. 5), надо распределить между тремя мальчиками так, чтобы общие массы груза, доставшегося каждому, были равны [Там же, с. 95].

Рис. 5

При этом не стоит упускать возможность организации флешбэков, позволяющих периодически напоминать ученику о потенциальной пользе сделанных им ранее самостоятельных открытий.

Задача 8. Какую массу показывают весы (рис. 6)? Что может столько весить? [5, с. 62].

Задача 294. Определи на глаз длину каждого предмета на рисунке (рис. 7). Проверь себя, выполнив измерение [5, с. 108].

□ см

□ СМ

Рис. 7

2. Стимулируем развитие самостоятельности. Тотальный и всеобъемлющий контроль со стороны родителей и учителей должен уступить место здравому, оправданному волнению за успехи младшего школьника и готовности прийти на помощь в нужную минуту, оказать ему необходимую поддержку. На наш взгляд, необходимо задавать два вектора в решении этого вопроса.

Первый - оцениваем усилия обучающегося в достижении поставленной цели, старания в работе над самим собой. Второй - оставляем право на ошибку, что позволит снизить уровень тревожности и преодолеть известный родительский комплекс «идеальной работы». Приведем пример таких проектно-ис-следовательских заданий для выпускников начальной школы.

Задача 248. Основаниями призмы служит четырехугольник с равными сторонами, но не квадрат. Развертка такой призмы изображена на рисунке (рис. 8). Начерти развертку по указанным на рисунке размерам и склей из нее призму [6, с. 92].

Рис. 6

Рис. 8

Неоценимую помощь в этом направлении могут оказать исследования, построенные на практической опытно-экспериментальной работе.

Вместимость [6, с. 138-139].

Возьми два одинаковых листа плотной бумаги, например, из альбома для рисования. Приготовь также ножницы, клейкую ленту, пакет с пшеном (или любыми мелкими предметами, например с мелкими камушками).

Опыт первый. Сложи первый лист пополам и разрежь по линии сгиба на две равные части. Сделай из них две разные цилиндрические трубочки. Для этого один лист сверни по длине, а другой -по ширине. Скрепи их края клейкой лентой (как на рис. 9).

07

Рис. 9

Одинакова ли вместимость этих трубочек? Для этого засыпь в одну их трубочек пшено, а затем, придерживая дно подносом или листом бумаги, пересыпь его в другую трубочку. Уместилось ли все пшено? Нужно ли досыпать? Какая из трубочек вместительнее: та, что выше, но уже, или та, что ниже, но шире?

Опыт второй. Возьми второй лист бумаги и точно так же разрежь его на две равные части. Сделай из них два разных короба в форме параллелепипеда. Для этого один лист перегни дважды по длине, а другой - дважды по ширине. Сверни из каждого листа по параллелепипеду, в основании которого квадрат. Скрепи края клейкой лентой (как на рис. 10).

Рис. 10

Одинакова ли вместимость таких коробов? Повтори опыт с пшеном. Какой из коробов вместительнее - высокий или широкий?

Опыт третий. Точно так же ты можешь сравнить вместимость высокого короба и высокой трубочки из первого и второго опытов (или широкого короба и широкой трубочки) (рис. 11).

3. Наполняем привычные задания интересным смыслом. Даже такую рутинную и однообразную механическую работу первоклассника, как написание цифр, всегда можно превратить в увлекательное занятие по украшению спинки сказочного барашка завитушками из цифры 6 или 9. Не менее интересным занятием станет оформление поздравительной открытки для дедушки и бабушки, сделанной своими руками. Текст в ней необходимо написать так красиво и аккуратно, чтобы они смогли его прочитать, несмотря на плохое зрение.

Новым интересным смыслом может быть наполнено задание, в котором выполнение знакомой младшему школьнику операции измерения превращается в самостоятельное и увлекательное исследование.

Задача 69. Как найти длину отрезка с помощью линейки (рис. 12), у которой отломано начало? [6, с. 23].

7 8 9 10 11 12 13

Рис. 12

Задача 89. По международному стандарту площадь футбольного поля должна быть равной 7 140 м2 при длине 105 м (рис. 13). Определи ширину футбольного поля [Там же, с. 33].

Рис. 11

Рис. 13

По-настоящему самым важным дидактическим уроком 2020 г. для педагогической общественности в нашей стране стало осознание того, что классические постулаты и положения «Великой дидактики» основоположника педагогики Я. А. Коменского оказались не вечны и потеряли свою безапелляционность, разрушились, как карточный домик. Практически

у всех на глазах рассыпались привычные модели достижения и оценки планируемых результатов на уровне начального общего образования, а вполне устоявшиеся форматы общения «учитель - ученик - родители» утратили свою прежнюю надежность и эффективность.

В свою очередь, мы вынуждены признать, что существенным ингибитором развития функциональной грамотности сегодня стали возможности самих участников образовательных отношений в использовании цифровых технологий. Очередная волна пандемии медленно, но верно трансформирующаяся в очередной период дистанционного обучения, как яркий прожектор, высветила все недочеты отечественной системы образования. Опуская техническую сторону вопроса, отметим, что и методическая канва все еще требует активной коррекции и доработки. Учителя при всем их профессиональном стремлении и трудолюбии не смогут поставить на конвейер превращение череды обычных офлайн-уроков в широкий поток увлекательных онлайн-блокбастеров и туториалов, от которых бы невозможно было оторвать обучающихся.

Участники образовательных отношений пришли к пониманию того, что наступило время не просто инновационного педагогического дизайна или новой архитектуры урока, пришло осознание того, что в условиях непредсказуемости и неопределенности современного мира обучающимся не хватает самого важного - самостоятельности как основополагающего качества поведения, имеющего прямое отношение к функциональной грамотности. Стремление к самообразованию, как известно, возможно лишь при способности обучающегося к самостоятельности, и в особой, трепетной опеке в этом вопросе нуждаются дети младшего школьного возраста, у которых уровень самостоятельности и самоорганизации развит не слишком высоко, поэтому значительно возрастает роль паритетного партнерства педагогической и родительской общественности в организации надежного патроната обучающихся начальной школы.

Результат этой важной работы, на наш взгляд, будет зависеть от организации продуманной системы работы учителя и качества учебных заданий, которые потенциально могут быть предложены младшим школьникам для самостоятельной работы. Мы глубоко убеждены в том, что современный учитель-профессионал может сделать верный выбор в пользу метапредметных развивающих заданий, позволяющих задавать необходимый вектор, направленный на формирование и разви-

тие функциональной грамотности детей младшего школьного возраста в рамках учебной и внеурочной деятельности.

список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Громова Л.А. Трудовое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2018. N»10. С. 28-31.

2. Громова Л.А. Функциональная грамотность учителя при реализации задач национального проекта «Образование» // Конференциум АСОУ: сб науч. тр. и материалов науч.-практ. конф. М., 2020. Вып. 2-2. С. 32-37.

3. Зайцева С.А., Колесова О.В., Тивикова С.К. Формирование творческого мышления младших школьников в процессе решения нестандартных арифметических задач // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67-1. С. 298-300.

4. Кулакова Н.В. Роль лингвистических способностей в становлении функционально грамотной языковой личности // Начальная школа. 2020. № 3. С. 22-27.

5. Математика: 4 класс: учебник: в 2 ч. / С.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе; под ред.

B.А. Булычева. М., 2019. Ч. 1.

6. Математика: 4 класс: учебник: в 2 ч. /

C.С. Минаева, Л.О. Рослова, О.А. Рыдзе; под ред. В.А. Булычева. М., 2019. Ч. 2.

7. Мюррей С. Российское образование работает лучше, чем рынок труда [Электронный ресурс] // РИА. 2011. 5 окт. URL: https://ria.ru/20111005/449830 147.html (дата обращения: 27.01.2021).

8. Пичугин С.С. Универсальные учебные действия: как прервать константу неуспешности // Начальная школа. 2019. № 7. С. 42-49.

9. Пичугин С.С. Методические подходы к изучению диаграмм в начальном курсе математики // Начальная школа. 2020. № 7. С. 49-61.

10. Пичугин С.С. Анализ результатов всероссийских проверочных работ в начальной школе: выводы, рекомендации и подходы к совершенствованию работы учителя // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 101-110.

11. Пичугин С.С. Результаты, итоги и уроки PISA-2018: от начальной школы к «Life long learning» // Учебный год. 2020. № 4(62). С. 34-37.

12. Пичугин С.С. Организация дистанционного обучения младших школьников: инновационный дидактический гайд для учителя начальных классов // Актуальные проблемы организации образовательного процесса в начальной школе: сб. науч. ст. / отв. ред. В.И. Бычков. Чебоксары, 2020. С. 224-234.

13. Пичугин С.С. Методическое обеспечение работы учащихся начальной школы с информацией, представленной в виде диаграмм // Начальное образование. 2020. № 6. С. 30-34.

14. Результаты исследования PISA-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (дата обращения: 27.01.2021).

15. Результаты исследования TIMSS-2019 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/timss-2019 (дата обращения: 27.01.2021).

16. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, KA. Баранников, И.М. Реморенко. М., 2018.

17. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. Воронеж, 2009.

18. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 2018.

19. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth,

and action. New York: Houghton Mifflin, 1971. * * *

1. Gromova L.A. Trudovoe vospitanie v nachal'noj shkole // Nachal'naya shkola. 2018. №10. S. 28-31.

2. Gromova L.A. Funkcional'naya gramotnost' uchitelya pri realizacii zadach nacional'nogo proekta «Obrazovanie» // Konferencium ASOU: sb nauch. tr. i materialov nauch.-prakt. konf. M., 2020. Vyp. 2-2. S. 32-37.

3. Zajceva S.A., Kolesova O.V., Tivikova S.K. Formirovanie tvorcheskogo myshleniya mladshih shkol'nikov v processe resheniya nestandartnyh arifmeticheskih zadach // Problemy sovremennogo pedago-gicheskogo obrazovaniya, 2020. № 67-1. S. 298-300.

4. Kulakova N.V. Rol' lingvisticheskih sposob-nostej v stanovlenii funkcional'no gramotnoj yazy-kovoj lichnosti // Nachal'naya shkola. 2020. № 3. S. 22-27.

5. Matematika: 4 klass: uchebnik: v 2 ch. / S.S. Minaeva, L.O. Roslova, O.A. Rydze; pod red. V.A. Bulycheva. M., 2019. Ch. 1.

6. Matematika: 4 klass: uchebnik: v 2 ch. / S.S. Minaeva, L.O. Roslova, O.A. Rydze; pod red. V.A. Bulycheva. M., 2019. Ch. 2.

7. Myurrej S. Rossijskoe obrazovanie rabotaet luchshe, chem rynok truda [Elektronnyj resurs] // RIA. 2011. 5 okt. URL: https://ria.ru/20111005/449830147. html (data obrashcheniya: 27.01.2021).

8. Pichugin S.S. Universal'nye uchebnye dejst-viya: kak prervat' konstantu neuspeshnosti // Na-chal'naya shkola. 2019. № 7. S. 42-49.

9. Pichugin S.S. Metodicheskie podhody k iz-ucheniyu diagramm v nachal'nom kurse matemati-ki // Nachal'naya shkola. 2020. № 7. S. 49-61.

10. Pichugin S.S. Analiz rezul'tatov vserossij-skih proverochnyh rabot v nachal'noj shkole: vyvody, rekomendacii i podhody k sovershenstvovaniyu ra-boty uchitelya // Nizhegorodskoe obrazovanie. 2020. № 1. S. 101-110.

11. Pichugin S.S. Rezul'taty, itogi i uroki PISA-2018: ot nachal'noj shkoly k «Life long learning» // Uchebnyj god. 2020. № 4(62). S. 34-37.

12. Pichugin S.S. Organizaciya distancionnogo obucheniya mladshih shkol'nikov: innovacionnyj di-dakti-cheskij gajd dlya uchitelya nachal'nyh klassov // Aktual'nye problemy organizacii obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole: sb. nauch. st. / otv. red. V.I. Bychkov. Cheboksary, 2020. S. 224-234.

13. Pichugin S.S. Metodicheskoe obespechenie raboty uchashchihsya nachal'noj shkoly s informaci-ej, predstavlennoj v vide diagramm // Nachal'noe obrazovanie. 2020. № 6. S. 30-34.

14. Rezul'taty issledovaniya PISA-2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fioco.ru/pisa-2018 (data obrashcheniya: 27.01.2021).

15. Rezul'taty issledovaniya TIMSS-2019 [Elektronnyj resurs]. URL: https://fioco.ru/timss-2019 (data obrashcheniya: 27.01.2021).

16. Universal'nye kompetentnosti i novaya gra-motnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya / I.D. Frumin, M.S. Dobryakova, K.A. Barannikov, I.M. Remorenko. M., 2018.

17. Fel'dshtejn D.I. Sushchnostnye osobennosti sovremennogo Detstva i zadachi teoretiko-metodo-logicheskogo obespecheniya processa obrazovaniya. Voronezh, 2009.

18. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya / N.F. Vinogradova, E.E. Kochurova, M.I. Kuznecova i dr.; pod red. N.F. Vinogradovoj. M., 2018.

Modernization of learning tasks for the formation of the functional literacy of primary school pupils: from algorithm to creation

The article deals with the substantiation of the efficiency of the modernization of the learning tasks aimed at their use for the formation of the functional literacy of primary school pupils on the basis of the results of the empirical study obtained in the process of pilot testing based on the academic platforms. There are considered the examples of the exercises directed to the raise of motivation, the stimulation of self-independence and the meaningfulness of the julfil-ment of the academic work allowing to reduce the potential risks and teacher's difficulties in the formation of the functional literacy of primary school pupils.

Key words: modernization of learning tasks, pedagogical techniques of elimination of difficulties.

(Статья поступила в редакцию 18.02.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.