Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1677
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культур / поиск информации и понимание прочитанного / преобразование / интерпретация и оценка информации / формирование умений / information culture / information search and reading comprehension / transformation / interpretation and evaluation of information / formation of skills

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Власова Ирина Николаевна

Описаны возможные подходы к формированию информационной культуры школьников и педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов для педагога. Рассмотрены понятия «информационная культура» и «информационная грамотность», определены основные умения, составляющие эти категории. В условиях возрастающих объемов информации все труднее становится ориентироваться, получать и преобразовывать нужную информацию. Пробелы в умениях по работе с информацией приводят подростка к неуспешному освоению учебных дисциплин, неосознанному выбору профессиональной подготовки. Поэтому знакомство с основами информационной грамотности должно начинаться в начальной школе, затем системно и целенаправленно продолжаться в основной, так как запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других. Современный человек должен уметь работать с информацией на протяжении всей жизни, поэтому информационная грамотность является не только необходимым условием успешного обучения в школе, но и особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности человека. Обосновывается поэтапность развития умений по работе с информацией обучающихся основной школы. В соответствии с нормативными документами определены основные умения, уровни овладения детьми способами работы с текстами. Автором показаны различные типы заданий для взаимодействия со школьниками, поэтапное использование которых приводит к успешному решению задач данного направления образовательного процесса. Чтобы педагоги смогли составлять задания самостоятельно, для каждого умения была сформулирована характеристика деятельности обучающегося для полного понимания его сути и для избежания ошибок при составлении заданий. В начале формирования каждого умения рекомендуется предлагать обучающимся простые задания только на проверку этого умения или даже одной-двух операций из этого умения. Информационная культура учителя является не только необходимым инструментом для его непрерывного образования, но и объектом непрерывного образования каждого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Власова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INFORMATION PROCESSING SKILLS IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION

The article describes possible approaches to the formation of information culture of schoolchildren and teachers in the context of the implementation of Federal State Educational Standards and Professional Standards for teachers. The concepts of "information culture" and "information literacy" are considered, and the main skills that make up these categories are defined. In the context of increasing volumes of information it becomes increasingly difficult to navigate, receive and transform the necessary information. Gaps in the skills of information processing lead a teenager to unsuccessful development of academic disciplines, an unconscious choice of professional training. Therefore, familiarity with the basics of information literacy should begin in primary school, then systematically and purposefully continue in the main school, since the belated formation of some structural components of information literacy due to the psychological characteristics of personal development may lead to the impossibility of developing others. Modern people should be able to process and deal with information throughout their life, so information literacy is a necessary condition not only for successful learning at school, but also a special aspect of social life, necessary as a subject, means and result of social activity. The article substantiates the stage-by-stage development of skills for dealing with information of primary school pupils. In accordance with the normative documents, the main skills and levels of children's mastery of the ways of working with texts are defined. The author presents various types of tasks for interaction with students, the gradual use of which leads to the successful solution of problems in this area of the educational process. In order for teachers to be able to compose tasks independently for each skill, a characteristic of the student's activity was formulated to fully understand the essence of a given skill, and to avoid mistakes when composing tasks. At the beginning of the formation of each skill, it is recommended to offer students simple tasks, only to test the skill or even one or two operations representing this skill. The teacher's information culture is not only a necessary tool for continuous education, but also an object of continuous education for every teacher.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.214 UDC 371.214

Власова Ирина Николаевна*

Кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151957 (477), e-mail: vlasova@pspu.ru

Vlasova Irina Nikolaevna

Ph. D. (Education), Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia,

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

FORMATION OF INFORMATION PROCESSING SKILLS

IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация

Описаны возможные подходы к формированию информационной культуры школьников и педагогов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов для педагога. Рассмотрены понятия «информационная культура» и «информационная грамотность», определены основные умения, составляющие эти категории. В условиях возрастающих объемов информации все труднее становится ориентироваться, получать и преобразовывать нужную информацию. Пробелы в умениях по работе с информацией приводят подростка к неуспешному освоению учебных дисциплин, неосознанному выбору профессиональной подготовки. Поэтому знакомство с основами информационной грамотности должно начинаться в начальной школе, затем системно и целенаправленно продолжаться в основной, так как запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других. Современный человек должен уметь работать с информацией на протяжении всей жизни, поэтому информационная грамотность является не только необходимым условием успешного обучения в школе, но и особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности человека. Обосновывается поэтапность развития умений по работе с информацией обучающихся основной школы. В соответствии с нормативными документами определены основные умения, уровни овладения детьми способами работы с текстами. Автором показаны различные типы заданий для взаимодействия со школьниками, поэтапное использование которых приводит к успешному решению задач данного направления образовательного процесса. Чтобы педагоги смогли составлять задания самостоятельно, для каждого умения была сформулирована характеристика деятельности обучающегося для полного понимания его сути и для избежания ошибок при составлении заданий. В начале формирования каждого умения рекомендуется предлагать обучающимся простые задания только на проверку этого умения или даже одной-двух операций из этого умения. Информационная культура учителя является не только необходимым инструментом для его непрерывного образования, но и объектом непрерывного образования каждого педагога.

© Власова И. Н., 2020

Abstract

The article describes possible approaches to the formation of information culture of schoolchildren and teachers in the context of the implementation of Federal State Educational Standards and Professional Standards for teachers. The concepts of "information culture" and "information literacy" are considered, and the main skills that make up these categories are defined. In the context of increasing volumes of information it becomes increasingly difficult to navigate, receive and transform the necessary information. Gaps in the skills of information processing lead a teenager to unsuccessful development of academic disciplines, an unconscious choice of professional training. Therefore, familiarity with the basics of information literacy should begin in primary school, then systematically and purposefully continue in the main school, since the belated formation of some structural components of information literacy due to the psychological characteristics of personal development may lead to the impossibility of developing others. Modern people should be able to process and deal with information throughout their life, so information literacy is a necessary condition not only for successful learning at school, but also a special aspect of social life, necessary as a subject, means and result of social activity. The article substantiates the stage-by-stage development of skills for dealing with information of primary school pupils. In accordance with the normative documents, the main skills and levels of children's mastery of the ways of working with texts are defined. The author presents various types of tasks for interaction with students, the gradual use of which leads to the successful solution of problems in this area of the educational process. In order for teachers to be able to compose tasks independently for each skill, a characteristic of the student's activity was formulated to fully understand the essence of a given skill, and to avoid mistakes when composing tasks. At the beginning of the formation of each skill, it is recommended to offer students simple tasks, only to test the skill or even one or two operations representing this skill. The teacher's information culture is not only a necessary tool for continuous education, but also an object of continuous education for every teacher.

Ключевые слова: информационная культур, поиск информации и понимание прочитанного, преобразование, интерпретация и оценка информации, формирование умений.

Key words: information culture, information search and reading comprehension, transformation, interpretation and evaluation of information, formation of skills.

Введение

Одной из важных задач современного образования является формирование умений работать с информацией как неотъемлемой части информационной культуры человека, живущего в XXI в. Сегодня информация стала не только основным условием для экономического и политического развития, но и базовым компонентом развития личности каждого человека. Информация, являясь ресурсным элементом для образования на всех уровнях, в том числе и для включения обучающихся в исследовательскую, проектную и творческую деятельность, создает условия для развития науки, техники и искусства.

Поэтому неслучайно именно в НИИ информационных технологий социальной сферы была разработана концепция формирования информационной культуры личности. Главный тезис этой концепции в том, что повышение уровня информационной культуры общества возможно лишь при организации специального обучения, направленного на формирование «информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий» [Гендина 2010: 56; Фундаментальное ядро содержания общего образования 2009].

Понятие «информационная культура» достаточно общее и включает в себя понятие «информационная грамотность», которая является особым аспектом социальной жизни, необходимым в качестве предмета, средства и результата социальной активности человека, отражает характер и уровень практической деятельности людей [Лау 2006: 8].

Целью статьи является описание одного из возможных подходов к формированию информационной грамотности обучающихся основной школы в условиях реализации стандартов второго поколения.

Основная часть

Под термином «информационная грамотность» будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему работать с разными источниками информации, находить информацию, выбирать нужную, критически ее оценивать, преобразовывать и интерпретировать [Полонский 2004]. Период обучения в школе - особенно значим для начала формирования информационной грамотности ребенка. Школьный возраст является наиболее сензитивным периодом в восприятии нового: именно в это время развивающийся человек обретает способность сначала обдумывать, а затем делать. Именно в основной школе происходит развитие познавательных способностей и формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений. Поэтому знакомство с основами информационной грамотности должно начинаться на пропедевтическом уровне в начальной школе и системно, целенаправленно продолжаться в основной, так как запоздалое формирование одних структурных компонентов информационной грамотности в силу психологических особенностей развития личности может привести к невозможности развития других.

Современный человек должен уметь работать с информацией на протяжении всей жизни. Идея непрерывного образования, лежащая в основе федеральных государственных образовательных стандартов от дошкольного до высшего образования, направлена на преодоление одного из основных противоречий современной системы образования -противоречие между стремительным ростом объема знаний, информации и ограниченными возможностями их усвоения, переработки, переосмысления человеком за время обучения. В связи с необходимостью разрешения этого противоречия на первый план выдвигается задача формирования умения учиться, самостоятельно работать с информацией, извлекая из нее полезные знания [Об образовании Российской Федерации... 2013; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования].

В ходе исследования были проанализированы нормативные документы по реализации стандартов второго поколения начального, основного и среднего образования, а также проекты новых стандартов общего образования. Все они описывают группу новых требований к освоению основной образовательной программы - метапредметные результаты [Примерная основная образовательная программа .; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Формирование универсальных учебных действий. 2010].

Задача педагога в новых условиях работы заключается не только в наглядности и доступности учебной информации, но и в организации деятельности детей, способствующей формированию таких качеств личности, как самообразование, самоорганизация и рефлексия. Ни одно из них невозможно без умения работать с информацией - находить ее и оценивать, преобразовывать, выбирать адекватные средства ее поиска, знать разные ее источники и т. п.

Анализ данных внешнего мониторинга по метапредметным результатам показал достаточно низкий уровень сформированности информационной грамотности обучающихся школ города Перми и Пермского края. Поэтому возникла необходимость разработки и проведения цикла практико-ориентированных методических семинаров и курсов для педагогов-предметников по теме «Формирование метапредметного результата "Поиск и преобразование информации" средствами предметного обучения», где педагоги являлись активными слушателями и разработчиками банка заданий, направленных на формирование этого метапредметного результата у обучающихся на уроках [Власова 2018: 228].

Анализ школьных учебников, включенных в федеральный перечень допущенных изданий, показал, что многие из них содержат следующие виды заданий: сделайте сообщение по теме «Название»; составьте сравнительную таблицу о свойствах (признаках, особенностях) двух объектов (параллелограмма и квадрата; монархии и республики; сильные и слабые кислоты и т.д.); подготовьте презентацию по теме «Название».

Эти виды заданий направлены на работу с информацией, но для их выполнения обучающийся должен знать разные источники и ориентироваться в них, уметь находить информацию в популярных, научных и учебных изданиях, отбирать и структурировать сведения. Однако эти умения не формируются сами по себе, они состоят, как любое действие, из нескольких операций, которые школьник должен осваивать постепенно и целенаправленно в течение всего периода обучения в школе. Поэтому перед педагогом, реализующим Федеральный государственный образовательный стандарт, стоит задача «узнавать» действия, связанные с поиском информации, и детализировать их.

В ходе исследования были выделены шесть умений, составляющих метапредметный результат «Поиск и преобразование информации» [Фещенко 2012]:

1) владеть разными источниками информации;

2) уметь работать с разными печатными источниками;

3) уметь работать с различными электронными источниками;

4) уметь работать с текстом;

5) уметь работать с информацией из разных текстов;

6) уметь преобразовывать информацию.

Так, например, умение работать с текстом является одним из часто проверяемых в российских и международных исследованиях (PISA, PIRLS) [Результаты исследования PISA 2018; Результаты PIRLS]. Также при изучении любых учебных предметов в основной школе обучающиеся должны совершенствовать приобретенные в начальной школе умения по работе с текстами и пополнять их, так как по всем учебным предметам подростки начинают знакомиться с научными, адаптированными текстами в учебниках, энциклопедиях, справочниках и других источниках. Однако результаты выполнения заданий комплексной работы по оценке сформированности читательской грамотности у учащихся 9-го класса показали достаточно низкий уровень сформированности ряда умений, таких как:

- умение находить в тексте примеры, утверждения, иллюстрирующие то, что было описано в тексте, либо соответствующие содержанию текста. Например, «на основе прочитанного текста сформулируйте определение диофантова уравнения». Это умение продемонстрировали около 35 % выпускников;

- умение интерпретировать или обобщйъ информацию, представленную в тексте, например, «представьте, что вам надо объяснить другу, в чем суть метода спуска. Дайте краткое объяснение». Это умение сформировано у 27 % школьников;

- умение использовапт информаци. из текста в новой ситуации, для решения другой проблемы, например: «Действующий в России закон "О рекламе" запрещает обманывать потребителя. Запрещает ли он тем самым языковую манипуляцию? Ответ обоснуйте». Это умение показали около 20 % выпускников [Метапредметные результаты 2018; Формирование и оценка ... 2020].

Несформированность как всей совокупности, так и отдельных умений по работе с информацией, в том числе по работе с текстом, может значительно повлиять на успешность продолжения обучения.

В ходе исследования каждое умение по работе с информацией было детализировано. Так, результатами освоения умения «работать с текстом с целью поиска информации» являются действия: находить информацию в текстах учебников, книг, энциклопедий, сайтов и других источников (воспроизводить информацию, не выученную ранее, а взятую сейчас из

текста); находить информацию и оценивать ее (верная / неверная; нужная / ненужная; главная / второстепенна); работать с текстом - младший школьник - до одной страницы, шестиклассник - до трех страниц; девятиклассник - до пяти страниц научно-популярного текста.

Для того чтобы эти действия формировались системно, каждый учитель должен использовать задания определенного вида, задания-шаблоны [Фещенко 2012]. Примерами таких задний являются следующие:

1. Найти в тексте информацию о ... (чем-то, ком-то); выделить определение, свойство, утверждение и т.п.).

2. Составить вопрос по тексту, составить вопросный план (умение выделять логическую структуру текста).

3. Определить последовательность частей так, чтобы получился связный текст.

4. Составить вопросы по тексту или его фрагменту: простые (воспроизвести информацию); уточняющие (т. е. ты говоришь, что.?»); объясняющие («почему?», «зачем?», «что из этого получилось?»); творческие (элементы условности, прогноза, фантазии, «что бы изменилось, если бы.?»); оценочные (выяснение критериев оценки «почему что-то хорошо, а что-то плохо?»); практические (на установление взаимосвязи теории с практикой, «как бы вы поступили в этой ситуации (на месте героя)»).

5. Выделить смысловые части текста; определить, что представлено в каждой его части?

6. Объект (термин, определение, свойство или утверждение) представлен в тексте несколькими способами, найти их и записать в тетради. Если изменить символическую запись, то изменится ли текстовая формулировка?

7. Выделить главную информацию в абзаце (тексте).

8. Обсудить заголовок параграфа, текста (или картинку, если есть). О чем пойдет речь? Почему такая картинка (схема, рисунок, таблица, диаграмма) представлена в данном тексте?

9. Сформулировать предположение, гипотезу по фрагменту текста, по заголовку.

10. Сделать вывод, заключение на основе представленной информации.

11. Составить конспект, отзыв, аннотацию, эссе, резюме, тезисы (это комплексное сложное задание, для выполнения которого необходимо знать структуру и назначение каждой формы представления информации, чем аннотация отличается от эссе и т.п.).

Также в ходе исследования и работы с педагогами на практико-ориентированных курсах по формированию умений работать с информацией в предметном обучении были разработаны задания с учетом возрастных особенностей обучающихся и требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Детям начальной школы можно предлагать следующие задания по работе с текстами из энциклопедий и книг для чтения по математике, окружающему миру, музыке, безопасности жизнедеятельности и т. д.:

1) Найдите в тексте предложения, в которых содержится информация о том, как «читать» карту. Поставьте знак «+», если вы это умеет делать, и «-», если не умеете.

2) Разделите текст на смысловые части, придумайте название для каждой. Составьте простой план текста.

3) Расставьте пункты плана по порядку в соответствии с последовательностью событий, описанных в тексте (текст познавательный).

4) Расположите предложения в определённом порядке так, чтобы получился правильный (связанный) текст.

5) Какие вопросы не относятся к этому тексту? Уберите лишние вопросы и объясните, почему они лишние.

6) Какие картинки (таблицы, схемы) не относятся к тексту.

7) Используя текст, дайте полный ответ на вопрос. Обоснование подтвердите фразами из текста.

8) Найдите иллюстрации к соответствующей части текста.

Обучающиеся 5-6-х классов, на наш взгляд, должны в первую очередь научиться работать с текстами в учебниках по математике, биологии, географии, так как это тексты разные по структуре (например, в математическом есть примеры решений, формулы в рамках), отличаются по стилю от текстов в энциклопедиях, а также содержат научные термины. Школьникам можно предложить следующие задания:

1. Найдите в тексте ответ на вопрос и отметьте значком, соответствующим номеру вопроса. Значком «!» отметьте факты, значком «?» - спорные суждения (вызывающие недоверие).

2. Составьте на основе простого плана - сложный (развернутый) план.

3. Подчеркните в тексте слова, которые бы вы могли включить в синквейн по теме «Пропорция» (или в кластер).

4. Разделите текст по теме «Пропорция» в учебнике по математике на смысловые части. Какая информация (о чем?) представлена в каждой части? Какая часть вам особенно пригодится для выполнения домашнего задания?

5. Какая информация в учебнике выделена другим цветом (жирным шрифтом)? Почему? Свой ответ поясните на примере текста «Уравнения».

6. На уроках математики и истории вы работаете с текстами в учебниках. Чем отличаются эти тексты (кроме содержания)? Как важная информация обозначена в этих учебниках? Почему в учебниках математики есть схемы (рисунки), такие же ли рисунки встречаются в учебниках по истории (географии)? Текст в учебнике по математике больше похож на текст в учебнике по истории или по русскому языку? Объясни, почему ты так считаешь.

7. При чтении текста поставьте букву «П» там, где описываются причины произошедшего события, и букву «У» - условия.

8. Восстановите деформированный текст: «В одних словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, а в других - разъясняются лексические значения слов, указываются нормы их правописания, произношения. Все слова и фразеологизмы составляют лексическое богатство языка. Из слов и фразеологизмов учеными-языковедами составляются особые книги, называемые словарями».

9. Закончите предложение, опираясь на текст:

- фразеология - раздел науки о..., изучающий устойчивые сочетания слов;

- в Яндекс-энциклопедиях опубликованы виртуальные «аватары» целых ... энциклопедий;

- лохмотья, отрепья, ..., ..., вретище.

10. Сопоставив информацию в тексте и данные таблицы из текста, найдите, какая информация не вошла в таблицу.

11. В данном научно-популярном тексте о числах в школе Пифагора найдите ответы на вопросы:

- Какие числа назывались дружественными?

- Будут ли числа 6 и 9 дружественными? Ответ поясните.

- Можно ли, зная одно число из пары дружественных, назвать второе? Ответ поясните.

12. Подчеркните (выпишите) ключевые слова из текста, соответствующие иллюстрации, схеме, картинке.

13. Найдите статистические данные в таблице в тексте, которые подтверждают его содержание:

- диаметр Солнца больше диаметра Земли;

- масса Земли больше массы Венеры;

- расстояние от Солнца до Земли больше, чем от Солнца до Луны.

14. Верно ли, что в тексте учебника по математике:

- есть информация, представленная символами;

- всегда есть пример решения новой задачи (уравнения, неравенства);

- картинки не имеют отношения к тексту;

- части текста можно переставлять местами.

Свой ответ подтвердите информацией из текста.

Школьники 7-9-х классов в процессе обучения уже должны совершенствовать полученные умения и применять их при работе с другими источниками информации -журналами, различными словарями и энциклопедиями, в том числе электронными, поэтому рекомендуется использовать как типы заданий, представленные выше, так и следующие:

15. Составьте цитатный (или вопросный) план текста.

16. В соответствии с содержанием текста постройте высказывания вида, используя предложения (информацию) из текста:

«Если..., то...»;

«...- это факт»;

«...- это причина события»;

«... это произойдет, потому что...».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Восстановите порядок следования абзацев, чтоб получился связанный текст.

18. Используя текст доказательства теоремы, восстановите правильный порядок предложений в рассуждении: если провести высоту из вершины равнобедренного треугольника, то образуется два треугольника. Треугольники равны по гипотенузе и катету. Треугольники прямоугольные. В этих треугольниках вторые катеты тоже будут равны. Значит высота, проведенная из вершины, является медианой.

19. Найдите в тексте аргументы (предложения), подтверждающие точку зрения: автора, оппонента, вашу, вашего одноклассника.

20. После прочтения текста определите, какие проблемы (термины, объекты, условия и т.п.) в нем не обсуждались.

21. Сформулируйте предположение / гипотезу по фрагменту текста. Проверьте свое предположение по второй части текста.

22. На основании информации в тексте составьте прогноз развития события / процесса.

23. Вы знакомы со многими числовыми множествами (натуральные, целые, рациональные). Что будет описано в параграфе «Действительные числа»? Сколько подтем вы определили? Проверьте, просмотрев параграф.

Детализация умения и составление заданий были сделаны к каждому из шести умений, а затем состоялась апробация материалов.

В ходе работы были сформулированы методические рекомендации для педагогов по формированию умения работать с информацией:

- перечисленные умения и выделенные в них единицы знания (знания, умения, операции) не претендуют на абсолютно полный и завершенный список;

- несмотря на разделение всех действий на шесть умений, нельзя всегда однозначно сказать, куда относятся некоторые операции, например, действие «составлять план текста» относится к умениям 4 и 6, так как зависит от сложности текста (текст в учебнике или научно-популярной книге);

- умения 1-6 расположены в иерархическом порядке, так, например, без знания различных источников информации и способов работы с ними невозможно качественно выполнить большинство перечисленных действий, в том числе найти в тексте нужную

информацию - надо знать (иметь представление), как и какая информация представлена в разных источниках (толковом словаре и энциклопедии для школьника).

Для того чтобы педагоги смогли составлять задания самостоятельно, для каждого умения была сформулирована характеристика деятельности обучающегося для полного понимания сути данного умения, для недопущения распространенной ошибки при составлении заданий - формулирование более сложного задания, которое проверяет несколько умений по работе с информацией, например, подготовка реферата. Такие задания мы назвали комплексными и включаем их в процесс как формирования умения, так и диагностики. Однако в начале формирования каждого умения рекомендуется предлагать обучающимся простые задания только на проверку этого умения или даже одной-двух операций из этого умения.

На следующем этапе нашего исследования будет проводиться подготовка к мониторингу сформированности данных умений, разработка критериев оценивания. Промежуточные результаты по формированию умения работать с информацией педагоги представляли на районных научно-практических конференциях в течение двух лет. К данной работе активно подключились не только учителя начальной школы, но и библиотекари, логопеды, которые внесли важные замечания по особенностям работы с текстами разной направленности.

Заключение

Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной деятельности. Педагогам, как и другим специалистам, в сегодняшних изменяющихся условиях (дистанционная форма работы, новые платформы для коммуникации, другие технологии оценивания и т.п.) необходимы не только навыки работы с компьютером и хорошее знание своего предмета, но и новые подходы к отбору содержания, организации активной учебной деятельности «на расстоянии» [Власова 2018: 227]. Информационная культура учителя является не только необходимым инструментом для его непрерывного образования, но и объектом непрерывного образования педагога.

Список литературы

Власова И. Н. Методические семинары учителей математики как средство формирования профессиональных умений педагога // Н. И. Лобачевский и математическое образование в России: материалы Международного форума по математическому образованию, посвященного 225-летию Н. И. Лобачевского / отв. ред. Л. Р. Шакирова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. Т. 1. С. 228-231.

Власова И. Н. Освоение методических компетенций при обучении в магистратуре будущих учителей математики // Российское математическое образование в XXI веке: материалы XXXVII Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов / Набережночелнинский государственный педагогический университет. Набережные Челны, 2018. С. 227-230.

Гендина Н. И. Информационная культура личности и задачи инновационного образования // Университетская книга. 2010. № 4. С. 56-62.

Лау Х. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни [Электронный ресурс]: пер. с англ. М.: Информация для всех, 2006. 45 с. иЯЪ: https://ifap.ru/library/book101.pdf (дата обращения 25.09.2020).

Метапредметные результаты: стандартизированные материалы для оценки читательской грамотности: 9-й класс: пособие для учителя / Г. С. Ковалева, В. В. Барабанов, Н. Н. Богданова [и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой. М.; СПб.: Просвещение, 2018. 176 с. (ФГОС: оценка образовательных достижений).

Об образовании Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2013 года № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.08.2020).

Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_282455/ (дата обращения: 29.08.2020)

Результаты PIRLS [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/Contents/Item/ Display/2201476 (дата обращения: 29.09.2020).

Результаты исследования PISA-2018 [Электронный ресурс]. URL: https://fioco.ru/ PISA-2018-results (дата обращения: 29.09.2020).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http:standart.edu.ru (дата обращения: 29.08.2020).

Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Человек и образование. 2012. № 2. С. 56-62.

Формирование и оценка метапредметных результатов: поиск и преобразование информации: пособие для учителя / авт.-сост. И. Н. Власова (отв. за вып.), А. Р. Потапова. Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2020. 141 с.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 178 с.

Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 48 с. (Стандарты второго поколения)

References

Vlasova I. N. Metodicheskie seminary uchitelei matematiki kak sredstvo formirovaniia professional'nykh umenii pedagoga [Methodical seminars for teachers of mathematics as a means of forming professional skills of a teacher]. N. I. Lobachevskii i matematicheskoe obrazovanie v Rossii. Materialy Mezhdunarodnogo foruma po matematicheskomu obrazovaniiu, posviashchennogo 225-letiiu N. I. Lobachevskogo. Kazan', Kazanskii (Privolzhskii) federal'nyi universitet, 2017, vol. 1, pp. 228-231. (In Russ.)

Vlasova I. N. Osvoenie metodicheskikh kompetentsii pri obuchenii v magistrature budushchikh uchitelei matematiki [Mastering methodological competencies in the course of training future teachers of mathematics in the magistracy]. Rossiiskoe matematicheskoe obrazovanie v XXI veke. Materialy XXXVII Mezhdunarodnogo nauchnogo seminara prepodavatelei matematiki i informatiki universitetov i pedagogicheskikh vuzov. Naberezhnye Chelny, Naberezhnochelninskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2018, pp. 227-230. (In Russ.)

Gendina N. I. Informatsionnaia kul'tura lichnosti i zadachi innovatsionnogo obrazovaniia [Information culture of the individual and the tasks of innovative education]. Universitetskaia kniga, 2010, no. 4, pp. 56-62. (In Russ.)

Lau Kh. Rukovodstvo po informatsionnoi gramotnosti dlia obrazovaniia na protiazhenii vsei zhizni [A Guide to information literacy for lifelong learning]. Moscow, Informatsiia dlia vsekh, 2006, 45 p. available at: https://ifap.ru/library/book101.pdf (accessed: 25 August 2020). (In Russ.)

Kovaleva G. S., Barabanov V. V., Bogdanova N. N. et al. Metapredmetnye rezul'taty: standartizirovannye materialy dlia otsenki chitatel'skoi gramotnosti: 9 klass [Metasubject results: standardized materials for assessing reading literacy: grade 9]. Ed. G. S. Kovaleva. Moscow, Saint Petersburg, Prosveshchenie, 2018, 176 p. (FGOS: otsenka obrazovatel'nykh dostizhenii). (In Russ.)

Ob obrazovanii Rossiiskoi Federatsii [On the formation of the Russian Federation]. Federal'nyi zakon Rossiiskoi Federatsii ot 29 December 2013 no. 273-ФЗ, available at: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (accessed: 29 August 2020). (In Russ.)

Polonskii V. M. Slovar' po obrazovaniiu i pedagogike [Dictionary of education and pedagogy]. Moscow, Vysshaia shkola, 2004, 512 p. (In Russ.)

Primernaia osnovnaia obrazovatel'naia programma osnovnogo obshchego obrazovaniia. Osnovnaia shkola [Approximate basic educational program of basic general education. Primary school], available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282455/ (accessed: 29 August 2020). (In Russ.)

PIRLS Results, available at: https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201476 (accessed: 29 August 2020). (In Russ.)

PISA-2018 survey results, available at: https://fioco.ru/PISA-2018-results (accessed: 29 August 2020). (In Russ.)

Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart osnovnogo obshchego obrazovaniia [Federal State Educational Standard of Basic General Education], available at: http:standart.edu.ru (accessed: 29 August 2020). (In Russ.)

Feshchenko T.S. Umenie rabotat's informatsiei kak osnova nepreryvnogo obrazovaniia [Ability to work with information as the basis of lifelong education]. Chelovek i obrazovanie, 2012, no. 2, pp. 56-62. (In Russ.)

Vlasova I. N., Potapova A. R. Formirovanie i otsenka metapredmetnykh rezul'tatov: poisk i preobrazovanie informatsii [Formation and evaluation of metasubject results: search and transformation of information]. Perm: Perm State Humanitarian Pedagogical University, 2020, 141 p. (In Russ.)

Formirovanie universal'nykh uchebnykh deistvii v osnovnoi shkole: ot deistviia k mysli: sistema zadanii [Formation of universal educational actions in basic school: from action to thought: system of tasks]. Ed. A. G. Asmolov. Moscow, Prosveshchenie, 2010, 178 p. (In Russ.)

Fundamental'noe iadro soderzhaniia obshchego obrazovaniia: proekt [The fundamental core of the content of general education: the project]. Ed. V. V. Kozlov, A. M. Kondakov. Moscow, Prosveshchenie, 2009, 48 p. (Standarty vtorogo pokoleniia). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.