Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ «НАУКИ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ» С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ «НАУКИ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ» С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
495
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьник / естественнонаучная грамотность / качество образования / исследовательские проекты / экологическая культура / национально-региональный компонент / junior school student / natural science literacy / quality of education / research projects / environmental culture / national and regional component.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.П. Бугаева, О.Г. Кротова

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием идеи понимания «науки как способа познания» с учетом национально-региональных условий Республики Саха (Якутия). Выделяется необходимость формирования естественнонаучной грамотности у младшего школьника с учетом специфики Севера, которая носит природосообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации. Обосновывается необходимость использования активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый подход, способствующий формированию у обучающихся потребности к творческой исследовательской деятельности. Целью статьи является расширение практики формирования естественнонаучной грамотности на внеурочных кружковых занятиях, раскрытие возможностей национально-регионального компонента в экологическом воспитании посредством систематического обогащения эмпирическими представлениями народа саха по вопросам экологической культуры, а также реализации исследовательских проектов на базе реальных условий, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие повседневной жизни регионального общества, на кружковых занятиях “Я – исследователь Севера”. В заключение представлены итоги тестирования, показывающие положительную динамику развития уровня формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.П. Бугаева, О.Г. Кротова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY BASED ON THE UNDERSTANDING OF “SCIENCE AS A WAY OF KNOWLEDGE” TAKING INTO ACCOUNT THE NATIONAL AND REGIONAL SPECIFICS OF THE NORTH

The article is dedicated to the problem of formation of natural science literacy of primary school children using the idea of understanding “science as a way of knowledge” taking into account the national and regional conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The author emphasizes the need to form natural science literacy in primary school children, taking into account the specifics of the North, which has a natural, ecological character characteristic of the circumpolar civilization. The article substantiates the need to use active forms and methods of teaching and upbringing that have a problem-searching approach that contributes to the formation of students’ needs for creative research activities. The purpose of this article is extension of forming natural-science literacy – after school group lessons, the disclosure of national-regional component in environmental education through systematic enrichment of the empirical beliefs of the Sakha people on environmental culture, as well as research projects of the real conditions underlying those or other various natural phenomena which are closest to the everyday life of the regional society groups in the classroom “I am an Explorer of the North”. In conclusion, the results of testing are presented, which show positive assessment of the dynamics of development of the level of formation of natural science literacy of primary school children.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ «НАУКИ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ» С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРА»

Таким образом, несмотря на неожиданность всеобщего дистанционного обучения, ряд учебных заведений, в том числе Московский городской педагогический университет, весьма достойно завершили учебный год и готовы как к продолжению работы в дистанционном формате, так и к смешанному обу-

Библиографический список

чению, ибо полный возврат к тому, что было до периода пандемии, вряд ли возможен. Ибо те возможности, которые предоставляет MOODLE, а особенно Microsoft Teams, необходимо регулярно использовать в образовательном процессе.

1. Антонова Н.Н., Володина С.А. Психолого-педагогические аспекты организации дистанционного образования в педагогическом вузе. Мир науки, культуры, образования. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

2. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009; № 94: 236 - 240.

3. Шатурновский В.Л., Шатурновская Е.А. Ещё раз о дистанционном обучении (организация и обеспечение дистанционного обучения). Вестник науки и образования. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Леган М.В., Яцевич Т.А. Комбинированная модель обучения на базе системы дистанционного обучения. Высшее образование в России. 2014; № 4: 136 - 141.

5. Холодкова И.В. Организация дистанционного обучения на основе интеграции очных и дистанционных форм обучения. Информатика и образование. 2009; № 1: 87 - 88.

6. Антонова Н.Н., Банникова Л.В. Использование балльно-рейтинговой системы оценивания как средства мотивации студентов к учению. Мир науки, культуры, образования. 2016; № 5 (60): 8 - 11.

References

1. Antonova N.N., Volodina S.A. Psihologo-pedagogicheskie aspekty organizacii distancionnogo obrazovaniya v pedagogicheskom vuze. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2017; № 5 (66): 60 - 62.

2. Sharov V.S. Distancionnoe obuchenie: forma, tehnologiya, sredstvo. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni A.I. Gercena. 2009; № 94: 236 - 240.

3. Shaturnovskij V.L., Shaturnovskaya E.A. Esche raz o distancionnom obuchenii (organizaciya i obespechenie distancionnogo obucheniya). Vestniknauki i obrazovaniya. 2020; № 9-1 (87): 53 - 56.

4. Legan M.V., Yacevich T.A. Kombinirovannaya model' obucheniya na baze sistemy distancionnogo obucheniya. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2014; № 4: 136 - 141.

5. Holodkova I.V. Organizaciya distancionnogo obucheniya na osnove integracii ochnyh i distancionnyh form obucheniya. Informatika iobrazovanie. 2009; № 1: 87 - 88.

6. Antonova N.N., Bannikova L.V. Ispol'zovanie ball'no-rejtingovoj sistemy ocenivaniya kak sredstva motivacii studentov k ucheniyu. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016; № 5 (60): 8 - 11.

Статья поступила в редакцию 26.08.20

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ivaya@mail.ru

Krotova O.G., MA student, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov; teacher, Mokhsogollokh Secondary School with In-Depth Study of Individual

Subjects (Yakutsk, Russia), E-mail: oksy_krotova@mail.ru

FORMATION OF NATURAL SCIENCE LITERACY BASED ON THE UNDERSTANDING OF "SCIENCE AS A WAY OF KNOWLEDGE" TAKING INTO ACCOUNT THE NATIONAL AND REGIONAL SPECIFICS OF THE NORTH. The article is dedicated to the problem of formation of natural science literacy of primary school children using the idea of understanding "science as a way of knowledge" taking into account the national and regional conditions of the Republic of Sakha (Yakutia). The author emphasizes the need to form natural science literacy in primary school children, taking into account the specifics of the North, which has a natural, ecological character characteristic of the circumpolar civilization. The article substantiates the need to use active forms and methods of teaching and upbringing that have a problem-searching approach that contributes to the formation of students' needs for creative research activities. The purpose of this article is extension of forming natural-science literacy - after school group lessons, the disclosure of national-regional component in environmental education through systematic enrichment of the empirical beliefs of the Sakha people on environmental culture, as well as research projects of the real conditions underlying those or other various natural phenomena which are closest to the everyday life of the regional society groups in the classroom "I am an Explorer of the North". In conclusion, the results of testing are presented, which show positive assessment of the dynamics of development of the level of formation of natural science literacy of primary school children.

Key words: junior school student, natural science literacy, quality of education, research projects, environmental culture, national and regional component.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск,

Е-mail: ivaya@mail.ru

О.Г. Кротова, магистрант, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, учитель МБОУ Мохсоголлохская средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, г. Якутск, Е-mail: oksy_krotova@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА ОСНОВЕ ПОНИМАНИЯ «НАУКИ КАК СПОСОБА ПОЗНАНИЯ» С УЧЕТОМ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКИ СЕВЕРА

Статья написана в рамках научного проекта РФФИ №19-013-00730.

Статья посвящена проблеме формирования естественнонаучной грамотности младших школьников с использованием идеи понимания «науки как способа познания» с учетом национально-региональных условий Республики Саха (Якутия). Выделяется необходимость формирования естественнонаучной грамотности у младшего школьника с учетом специфики Севера, которая носит природосообразный экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации. Обосновывается необходимость использования активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый подход, способствующий формированию у обучающихся потребности к творческой исследовательской деятельности. Целью статьи является расширение практики формирования естественнонаучной грамотности на внеурочных кружковых занятиях, раскрытие возможностей национально-регионального компонента в экологическом воспитании посредством систематического обогащения эмпирическими представлениями народа саха по вопросам экологической культуры, а также реализации исследовательских проектов на базе реальных условий, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие повседневной жизни регионального общества, на кружковых занятиях "Я - исследователь Севера". В заключение представлены итоги тестирования, показывающие положительную динамику развития уровня формирования естественнонаучной грамотности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, естественнонаучная грамотность, качество образования, исследовательские проекты, экологическая культура, национально-региональный компонент.

В настоящее время перед образованием поставлены непростые цели - повышение качества школьного образования, обеспечение конкурентоспособности в мировом пространстве, где стремление к творчеству и умение решать исследовательские задачи рассматриваются как главный фактор движения страны к высокому уровню жизни.

Российские школьники задействованы в международных сравнительных исследованиях в области образования, таких как TIMSS, PISA, PIRLS. Данные международные исследования дают большую и разнообразную информацию об особенностях содержания образования, учебных программах, требованиях к образовательным достижениям учащихся, организации учебного процесса, о различных факторах, влияющих на образовательные достижения учащихся.

С 2003 года учащиеся 4 классов нашей страны участвуют в исследовании TIMMS, где оценивается математическая и естественнонаучная грамотность учащихся 4-х и 8-х классов. В последнем исследовании TIMSS-2015 приняли участие более 630 000 учащихся начальной и основной школы из 57 стран [1].

В материалах PISA дается определение естественнонаучной грамотности, включающее три основные компетенции: научное объяснение явлений; применение методов естественнонаучного исследования; интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Не менее важно -и это также отражено в определении, что эти компетенции нужны человеку для того, чтобы в качестве активного гражданина интересоваться естественнонаучными идеями и участвовать в обсуждении вопросов, связанных с естественными науками и технологиями [2].

В своих работах А.Ю. Пентин отмечает, что набор компетенций, определяющих естественнонаучную грамотность, остается неизменным:

- научное объяснение явлений;

- понимание основных особенностей естественнонаучного исследования;

- интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов [4, с. 87].

Учащиеся 4-х классов нашей страны по естествознанию в TIMSS-2015 находятся на 4 позиции со средним баллом 567 (3,2). Только у учащихся Сингапура, Республики Корея, Японии баллы оказались выше, чем у российских школьников. В аналитическом отчете по результатам исследования качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе (4 и 8 классы) TIMSS-2015 выделено, что «при наметившейся положительной тенденции повышения качества математической и естественнонаучной подготовки учащихся 4 классов сохраняются проблемы при переходе из начальной школы в основную, которые были выявлены на предыдущих этапах исследования:

- значительное расхождение в программах по математике и естествознанию для начальной школы (около 60% заданий международного теста соответствуют российским программам начального образования)» [1].

Опыт стран-лидеров по качеству естественнонаучного образования Сингапура, Республики Корея, Японии, показывает, что главной идеей в естественнонаучном развитии является понимание «науки как способа познания мира», где дети приобретают знания о природе на основе собственных исследований, применяют исследовательские умения. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества (любознательность, креативность, честность, настойчивость, ответственность), необходимые для научной деятельности.

Российский подход к изучению естественнонаучных предметов, как выделено в статье авторов А. Ю. Пентина, Г. С. Ковалевой, Е. И. Давыдовой, Е. С. Смирновой [5], больше ориентирован на воспроизведение знаний, а не на их применение или освоение способов действий, присущих естественным наукам: исследования и научной аргументации.

Для реализации идеи понимания «науки как способа познания мира» большое значение имеет содержание предметов, наполнение учебными заданиями, которые должны быть связаны с практическими проблемными жизненными ситуациями. В учебном процессе необходимо уделить время формированию поиска альтернативных способов решения задач, обновлению методов обучения: максимальное увеличение исследований и выполнение групповых проектов.

Цель нашей статьи: раскрыть возможности национально-регионального компонента в формировании естественнонаучной грамотности посредством систематического обогащения содержания образования традициями воспитания народа саха в области экологической культуры; использования региональных исследовательских проектов, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие к повседневной жизни младших школьников, на кружковых занятиях "Я - исследователь Севера", апробированные на базе МБОУ «Мохсоголлохская средняя общеобразовательная школа» с углубленным изучением отдельных предметов (учитель-экспериментатор Кротова О.Г). В исследовании принимало участие 25 младших школьников.

В Республике Саха (Якутия) доля сельских школ составляет 73%. При этом около 30% общеобразовательных организаций являются малочисленными или малокомплектными [6]. В условиях нашей республики, которая очень сильно отличается в силу географического положения природно-климатическими условиями, исследовательские умения в начальной школе необходимо формировать с учетом специфики Севера, которая носит природосообразный, экологичный характер, свойственный приполярной цивилизации.

Каждый этнос имеет самобытные экологические традиции. Основной постулат этнопедагогики саха - «соблюдай закономерности развития природы и

культурные традиции общества». Профессор Портнягин И.С. отмечает: «Учение айыы в первую очередь предполагает любовь к родной природе, ее неповторимой и удивительной красоте. Любовь к родным местам сочетается с любовью к жизни» [7, с. 34]. «Гармония с природой» - основной принцип, выбранный древними культурами, сформировавший и мировоззрение народа саха. В постулате айыы говорится о том, что все люди - дети природы, ее маленькая частица (табл. 1). Основная идея менталитета народа саха: «Человек - дитя природы. Природа - дом человека». В наше время, когда в мире остро стоит проблема «устойчивого развития», очень своевременна необходимость выработки стратегии выживания на планете. Это выделено в доктрине духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования, разработанной Суб-бето А.И., где одним из положений является утверждение о том, что «ноосферная духовность - это такая духовность, которая поднимает смысл жизни человека до уровня Ответственности за все Живое на Земле, поднимает его Любовь до уровня понимания Любви как явления космического, как носителя Добра для всех живых разумных существ в Космосе» [8, с. 98]. Только укорененный человек в родной культуре, в своих предках, «корневой человек» может быть ноосферным человеком. Поэтому в первую очередь, необходимо было нам в процессе формирования естественнонаучной грамотности привить любовь к природе посредством традиций народного воспитания.

Таблица 1

Влияние компонентов экологической культуры якутов на развитие нравственных аспектов личности

Компоненты экологической культуры Содержание экологической культуры якутов и их влияния на нравственное развитие

Экологические знания, умения Взаимосвязи в природе, полезные свойства растительного и животного мира. Ориентирование в лесу, предсказание погоды

Экологически оправданное поведение Промысловые традиции якутов требуют строгого соблюдения обрядовых правил для сохранения баланса и жизненности природы. Промысловый культ якутов сложился из комплекса представлений о священных животных и их душах, обрядах и запретах магического характера. Отношение к лесу - с самого рождения учат детей природоохранному поведению, объясняя, что в лесу все имеют души, поэтому нельзя громко кричать, чтобы не беспокоить их, следует любоваться красотой леса и просить у него силы

Ценностные ориентации Народный фольклор, народные промыслы, песен-но-музыкальное искусство, обычаи, традиции якутов связаны с природой. Описание нравственной личности идет во взаимосвязи с природой: «Куох оту тосту уктээбэт» (в переводе - «и травку не обидит»), - говорят о добром человеке

Экологическое мышление Якуты называют себя детьми солнца и природы, верят в духов земли

Тематика исследовательских проектов, которые проводили младшие школьники, касалась различных аспектов и жизненных ситуаций из реальной жизни, объясняющих те или иные разнообразные природные явления, наиболее близкие к повседневной жизни регионального общества, вызывающие интерес. Например, в условиях нашей Республики Саха (Якутия) исследовать младшие школьники могут (см. табл. 1):

- сезонные изменения, особенности времен года: долгая зима, поздняя весна, короткое и жаркое лето, ранняя осень;

- явления природы: первый снег (октябрь), первый лед, появление тумана, самые холодные дни (-60°), таяние последнего снега (май), ледоход на реке, первые заморозки (август), летняя жара (+35°); полярная ночь, северное сияние, белые ночи;

- особенности грунта в условиях Севера (процессы таяния и промерзания в вечной мерзлоте) и т.д.;

- приготовление национальных блюд народами Севера с использованием низких естественных температур (чохоон, тон балык, тон быар и др.);

- природные сообщества своего региона; влияние человеческой деятельности на многообразие пород растений, животных и их роль в природе и жизни людей; редкие и исчезающие виды растений, животных, значение Красной книги Якутии в сохранении редких и исчезающих растений, условия произрастания растений, жизни животных; сезонные изменения у растений, животных, среда обитания и способы приспособлений групп растений, животных к условиям тундры, лесотундры, тайги (на примере Якутии);

- практический опыт применения агрегатных состояний веществ народами Севера;

- снег - индикатор загрязнения и т.д.

Таблица 2

Тематика исследовательских проектов

Направление Темы проектно-исследовательской деятельности Специализированные лаборатории

Сезонные изменения, особенности времен года долгая зима Полевые лаборатории

поздняя весна

короткое и жаркое лето

ранняя осень

Явления природы первый снег (октябрь), первый лед Лаборатория метеоисследований

появление тумана

самые холодные щии--ое°)

таяние последнего снега (май)

ледоход на реке

первые заморозки (август), летняя жара (+35°)

северное сияние

белые ночи

полярная ночь

Особенности грунта в условиях Севера процессы таяния и промерзания в вечной мерзлоте Полевые лаборатории

Приготовление национальных блюд народов Севера с использованием низких естественных температур чохоон, тон балык, тон быар, и др Химическая лаборатория

Природные сообщества своего региона влияние человеческой деятельности на многообразие растений, животных и их роль в природе и жисте людсв Цифровая лаборатория по экологии

редкие и исчезающие виды растений, животных, значение Красной книги Якутии в сохранении редких и исчеиающих [энсхеаимусловияпрютзрай-тания растений, жизни животных

сезонные изменекиодхшссееей, ждтоиных, соеда оОо^н^чнм спесаОы приспособлений групп растений, животных к условиям тундры, лесотундры, тайги (на примере Якутии)

Экология снег - индикатор загрязнения Химическая лаборатория

Большое значение в формировании естественнонаучной грамотности младших школьников имеет внедрение инновационных образовательныхтех но-логий, предусматривающих использование активных форм и методов обучения и воспитания, имеющих проблемно-поисковый характер, способствующих формированию у обучающихся потребности к творческой исследовательскей дехтехь-ности, развивающих личностные качества, таких как любознательность, интерес к природе, стремление исследовать.

Одной из действенных технологий формирования умений может стать проектная деятельность. Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и учащихся, совокупность приемов и действий в их определенной последовательности, направленной на достижение поставленной цееи -решинее конкретной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Как и любая деятельность, проект имеет свою структуру Дляудобного запоминания детей мы пользуемся приемом пять П: проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация. При разработке проекта мыичетывали региональную специфику Проживая на территории Республики Саха (Якутия), изучали условия, характерные именно для нашего региона. При посещении местного зоопарка «Орто-Дойду» мы увидели северного оленя, у ребят возникло много вопросов, и мы решили создать исследовательский проект «Северныйолень». Цель проекта: узнать, кто такой северный олень? На дополнительных занятиях по окружающему миру мы разработали и внедрили исследование по заданной теме. Используя прием пять П, мы получили следующую структуру проекта:

1. Проблема. Кто изображен на картинке? Что ты можешь рассказать о северном олене? Что ты знаешь о нем? (Используется прием «Корзинка идей).

2. Планирование:

1. Изучить среду обитания.

2. Узнать о потомстве северного оленя, его питании и строении.

3. Исследовать интересные факты, связанные с жизнью животного.

4. Создать макет и буклет о северном олене.

5. Презентовать свое исследование.

3. Поиск информации.

4. Продукт (буклет).

5. Презентация (родительский вечер).

На первом занятии при постановке проблемы дети узнали красивую легенду. (На фоне спокойных напевов народов Севера). «Существует легенда, будто в стране северного ветра живут счастливые люди. И нипочем им ни темные ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз. И одежда у них из звериных шкур, и едят они звериное мясо, но дух их не звериный, а человечий. Летом нипочем людям в оленьих шкурах ни комариный рой, ни гнус, ни болота, ни великая вода, ни дремучий бор...». Так живут люди Севера. Основная их профессия - оленевод. Как вы думаете, чем они занимаются?

Ответы детей: они разводят, выращивают, откармливают оленей. Затем мыыырыступи ли кйалхнейшей работе. Дея того чтобы ушнатв.гео об и -тает северный олень, ребятам нужно было найти ответы на вопросы: - где живет северный олень? (На севере);

-севйрочейьриз нтофаоее , 1 — тампрархда, кнознйеш?(/-/ееейеое есть тундра, тайга, горы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прхтическйезединие: йзыескослхпиеьеаношафы Севеыт: ддндыа, тайга, горы, можно добавить ватой снег.

Пролитй, еmoФьыонеmа.■ (можоаосеольыеать пшиом«инсерт»Ы Дети с удовольствием изучают литературу, самостоятельно добывая знания, ийпомьйуатрйем ди нсехт-унутсткуя еебымастоящимм иыслхдшвомеояти , Расставляют в макете растительность по зоне произрастания. Домашнее исследование: найди в энциклопедиях, книгах и сети Интернет као обтает рядомс оыено, кхкоо жииотхые и паи» япыютмя «ооиедямс» северного оленя, приготовить рисунок или макет 1 - 2 животных или птиц.

Н а вооуом зоняаии нашего проекта нами было запланировано исследование «Определить, чем питается северный олень». Разобрать домашнее исследо-вание,ьоделеееся меениеми п новр1мт зранияеи,к олыням добокиаьизгоаовюн-ные дома, макеты животных. Игра «Соседи оленя» (разные фигурки животных, в момчисме необрнающимна Се вере).

Пользуясь приемом «Зигзаг», ребята добывали знания о строении, питании и потомстве северного оленя.

Иера по г^ппамяКокиы д^аытм?»

Карточки с картинками (следы, вешалка, боксерская перчатка, младенец, трава, листья, рыба, ягоды, мох, лишайники, грибы, заяц, комар, упряжка, одежда, весы).

Задание: распределите карточки.

Подведение итогов, обсуждение.

Третье занятие исследовательского проекта было посвящено изучению интересных фактов из жизни северного оленя. Для этого нами был заготовлен «Сундук опытов». В сундуке находились коробочки с заданиями.

Исследование № 1. Ребята доставали карточку, на которой было написано: «Ты уже знаешь, что северный олень очень тяжелый. Ответь на вопрос: так почему он не проваливается в снег?». Юные исследователи сами ставили цель, гипотезу.

Цель: исследовать, что помогает передвигаться северному оленю по снегу?

Гипотеза: может, у оленя особое строение копыт?

Проверь свою гипотезу:

1. Тебе понадобится емкость с рисом. Представь, что рис - это снег. Давай попробуем шагать пальчиками по «снегу». Что происходит?

2. А если погрузить ладонь вертикально? Наблюдай. А если горизонтально? Что произошло? А если попробовать «шагать» кулачком? Проваливается или нет? Почему это произошло?

3. Подтвердили ли результаты твою гипотезу?

Запиши выводы.

Информационная справка. Копыто оленя широкое и покрыто волосками, что делает их еще шире и дает возможность передвигаться без проблем, как «на лыжах», по снегу и даже болоту, не вязнуть в болотистых местах. Чем меньше площадь опоры, то есть чем уже копыта, тем они глубже проваливаются в снег. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны.

Исследование № 2

Ответь на вопрос: Как думаешь, олень умеет плавать? Ты уже знаешь, что северный олень очень тяжелый, тогда как он плавает, почему не тонет?

Цель: исследовать, что помогает северному оленю плыть?

Гипотеза: может, у оленя есть специальные приспособления для плавания?

Вторая коробочка в сундуке - внутри трубочки.

Проверь свою гипотезу:

1. Тебе понадобится емкость с водой и трубочки. Расскажи о своих предположениях, может, олени любят пить сок?

2. В емкость с водой кладут трубочки, они не тонут. Попробуем дуть, рассмотрим, потрогаем (трубочки не тонут). Почему? (Потому что легкие полые внутри, пустые).

3. Подтвердили ли результаты твою гипотезу?

Запиши выводы.

Информационная справка. Шерсть оленя очень похожа на эти трубочки, каждый волосок полый, наполнен воздухом. Такое уникальное строение позволяет защититься от холода и удержаться на воде.

Исследование № 3

Ответь на вопрос: как ты думаешь, зачем оленю рога?

Цель: исследовать, для чего северному оленю рога?

Гипотеза: может, для красоты?

Открывают третью коробочку, в ней щит и меч.

Мозговой штурм: «Почему внутри щит и меч?». Сравни с рогами лося, расскажи свои догадки.

Запиши выводы.

Информационная справка. Прочитай, чтобы знать. Используй прием «ин-серт».

Библиографический список

Потому что рога для оленя - и щит, и меч. Своими рогами олень может и защищаться, и нападать, и отбиваться от хищника или побеждать в схватке.

Олень-самец к зиме сбрасывает рога, потому что они становятся очень тяжелыми. А к весне вырастают новые. У северного оленей, в отличие от других, рога имеют и самки, и самцы.

Молодые рога называются панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога о деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».

Домашнее задание: синквейн по теме изученного сегодня.

Четвертая П нашего исследовательского проекта «Северный олень» подразумевает производство продукта. Нами было запланировано следующее:

1. Макет.

2. Рисунки о животных севера (дома).

3. Составление буклета (северный олень - один из представителей Красной книги, так как количество с каждым годом значительно уменьшается).

Ребята записывали, зарисовывали, составляли схемы по изученным темам и освоенным техникам и приемам.

Последним шагом нашей работы стало представление, презентация проекта на родительском вечере, который является традиционным мероприятием.

Эффективность работы выявляли, опираясь на достижение обучающихся определенного уровня при выполнении заданий. Задания условно делятся на три группы (результаты см. в табл. 3):

- задания, демонстрирующие уровень знаний о свойствах отдельных организмов и материалов, явлений и процессов, естественнонаучных терминов и единиц измерения;

- задания, направленные на решение задач с различными жизненными ситуациями, интерпретацию данных таблиц и схем, диаграмм и графиков, проведение экспериментальных работ;

- задания, выявляющие навыки логического и системного мышления учащихся, требует от школьников объяснения тех или иных явлений, аргументации обоснованных выводов, обобщения и интегрирования знаний различных областей естествознания.

Таблица 3

Знание Применение Рассуждение

43% 39% 18%

Довольно низкий процент освоения заданий, нацеленных на поиск решения нестандартных, жизненных ситуаций, достаточно предсказуем. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся. Опора на опыт практической деятельности, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения, работа с моделями, таблицами, блок-схемами, диаграммами, учебными и научно-популярными текстами для детей этого возраста являются непростыми заданиями, данные умения находятся в процессе становления.

Таким образом, развитие естественнонаучной грамотности младших школьников способствует не только приобретению знаний и умений, но и воспитывает нравственного человека с высокой экологической культурой, помогает овладению способами умственных действий, ведет к закреплению и превращению их в компетенции, что должно повысить качество образования, а самое главное - обеспечить адаптацию личности в быстро изменяющемся мире.

1. Аналитический отчет по результатам исследования качества математического и естественнонаучного образования в начальной и основной школе (4 и 8 классы) TIMSS-2015. Available at: fioco.ru

2. Основные результаты международного исследования PISA-2015. Центр оценки качества образования ИСРО РАО (2016a). Available at: www.centeroko.ru

3. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. Современная аналитика образования. 2018; № 2 (19). Available at: https://ioe.hse.ru/ data/2018/07/12/ 1151646087/2_19.pdf

4. Пентин А.Ю. От задачи формирования естественнонаучной грамотности к необходимым компетентностям учителей естественнонаучных дисциплин. Естественные науки (интернет-издание для учителей), 2012. Available at: https://www.pedalmanac.ru/wp-content/uploads/reshenie-kontekstnyh-zadach-dlja-razvitija-estestvennonauchnoj-gramotnosti-1.docx

5. Пентин А.Ю., Ковалева Г.С., Давыдова Е.И., Смирнова Е.С. Состояние естественнонаучного образования в российской школе по результатам международных исследований TIMSS и PISA. Вопросы образования. 2018; № 1: 79 - 109.

6. О комплексной программе РС (Якутия)«Социально-экономическое развитие арктических и северных районов РС (Якутия) на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года. Постановление Правительства РС (Якутия) от 15.08.2014 № 251. Available at: http://docs.cntd.ru/document/432880477

7. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. Москва: Academia,1998.

8 Субетто А.И. Доктрина духовно-нравственной системы ноосферного человека и ноосферного образования. Санкт-Петербург - Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2008.

9. Климанова Е.В., Шумакова Н.Б., Авдеева Н.И., Развитие исследовательских умений младших школьников. Москва: Просвещение, 2011.

10. Сабиева К.У., Корчевский В.Е. Развитие функциональной грамотности на уроках естественно-математических дисциплин: методические рекомендации. Петропавловск: филиал АО «НЦПК «брлеу» «ИПК ПР по СКО», 2014.

11. Сеть творческих учителей. Available at: http://it-n.ru

12. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе как исполнение требований ФГОС. Available at: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r

References

1. Analiticheskij otchet po rezul'tatam issledovaniya kachestva matematicheskogo i estestvennonauchnogo obrazovaniya v nachal'noj i osnovnoj shkole (4 i 8 klassy) TIMSS-2015 Available at: fioco.ru

2. Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO (2016a). Available at: www.centeroko.ru

3. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspeha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendenciyah transformacii shkol'nogo obrazovaniya. Sovremennaya analitika obrazovaniya. 2018; № 2 (19). Available at: https://ioe.hse.ru/ data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf

4. Pentin A.Yu. Ot zadachi formirovaniya estestvennonauchnoj gramotnosti k neobhodimym kompetentnostyam uchitelej estestvennonauchnyh disciplin. Estestvennye nauki(internet-izdanie dlya uchitelej), 2012. Available at: https://www.pedalmanac.ru/wp-content/uploads/reshenie-kontekstnyh-zadach-dlja-razvitija-estestvennonauchnoj-gramotnosti-1.docx

5. Pentin A.Yu., Kovaleva G.S., Davydova E.I., Smirnova E.S. Sostoyanie estestvennonauchnogo obrazovaniya v rossijskoj shkole po rezul'tatam mezhdunarodnyh issledovanij TIMSS i PISA. Voprosy obrazovaniya. 2018; № 1: 79 - 109.

6. O kompleksnoj programme RS (Yakutiya) «Social'no-'ekonomicheskoe razvitie arkticheskih i severnyh rajonov RS (Yakutiya) na 2014 - 2017 gody i na period do 2020 goda. Postanovlenie Pravitel'stva RS (Yakutiya) ot 15.08.2014 № 251. Available at: http://docs.cntd.ru/document/432880477

7. Portnyagin I.S. 'Etnopedagogika «Kut-Syur»: pedagogicheskie vozzreniya naroda saha. Moskva: Academia,1998.

8 Subetto A.I. Doktrina duhovno-nravstvennoj sistemy noosfernogo cheloveka inoosfernogo obrazovaniya. Sankt-Peterburg - Kostroma: KGU imeni N.A. Nekrasova, 2008.

9. Klimanova E.V., Shumakova N.B., Avdeeva N.I., Razvitie issledovatel'skih umenij mladshih shkol'nikov. Moskva: Prosveschenie, 2011.

10. Sabieva K.U., Korchevskij V.E. Razvitie funkcional'noj gramotnosti na urokah estestvenno-matematicheskih disciplin: metodicheskie rekomendacii. Petropavlovsk: filial AO «NCPK «6rleu» «IPK PR po SKO», 2014.

11. Set' tvorcheskih uchitelej. Available at: http://it-n.ru

12. Proektno-issledovatel'skaya deyatel'nost' v nachal'noj shkole kak ispolnenie trebovanij FGOS. Available at: http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r

Статья поступила в редакцию 20.08.20

УДК 37.014

Bugaeva A.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: ivaya@mail.ru

DIFFERENTIATED APPROACH AS A MEANS OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL WORK IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS IN PRIMARY SCHOOL. The article studies a problem of introducing the differentiated approach into Russian language lessons in primary schools. The author emphasizes the need to use this approach to create the most favorable conditions for the development of each child. The article substantiates the need to use a system of exercises and tasks in the Russian language, developed taking into account the individual characteristics of students, as well as the level of training, i.e. the educational process is built "from the student", where the child is given an opportunity to pass the program material in the Russian language through reflection, reasoning, reference schemes and signal cards. The purpose of the article is to reveal the implementation of a differentiated approach to teaching Russian as a means of correctional and developmental work based on differentiation by levels in dynamic groups, where the child chooses tasks and can move from one level to another, thereby creating a situation of choice and success for each child. In conclusion, the results of testing are presented, which allow us to conclude that the used set of differentiated tasks played a role in the correctional and developmental work and increased the level of learning in the Russian language in students of the second class.

Key words: differentiated approach, correctional and developmental work, junior school student, Russian language, level differentiation, learning, individual development.

А.П. Бугаева, канд. пед. наук, доц., Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск, E-mail: ivaya@mail.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО

КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья посвящена проблеме внедрения дифференцированного подхода на уроках русского языка в начальной школе. Выделяется необходимость использования данного подхода для создания наиболее благоприятных условий с целью развития каждого ребенка. Обосновывается необходимость внедрения системы упражнений и заданий по русскому языку, разработанной с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также уровня обученности, т.е. выстраивается учебный процесс «от ученика», где ребенку дается возможность посредством размышления, рассуждения, опорных схем и сигнальных карточек проходить программный материал по русскому языку. Целью статьи является раскрытие особенностей внедрения дифференцированного подхода при обучении русскому языку как средства коррекционной и развивающей работы на основе объединения по уровням в динамические группы, где ребенок выбирает задания и может переходить из одного уровня в другой, тем самым создается ситуация выбора и успеха каждого ребенка. В заключение представлены итоги тестирования, которые позволяют сделать вывод о том, что использованный комплекс дифференцированных заданий сыграл положительную роль в коррекционно-развивающей работе и повысил уровень обученности по русскому языку у обучающихся второго класса.

Ключевые слова: дифференцированный подход, коррекционно-развивающая работа, младший школьник, русский язык, уровневая дифференциация, обученность, индивидуальное развитие.

Современная гуманистическая парадигма образования определяет приоритетную задачу - становление личности, а также максимальное удовлетворение ее образовательных потребностей. Дифференцированное обучение актуально в наше время как никогда, и необходимость его внедрения связана с объективно существующими противоречиями между общими для всех обучающихся целями, содержанием обучения и индивидуальными возможностями каждого ребенка; между коллективной формой учебного процесса и индивидуальным характером усвоения учебного материала и психологическим развитием детей. Данной проблемой в настоящее время занимается Институт стратегии развития образования РАО. В феврале этого года институтом был проведён семинар учителей и завучей начальных классов православных школ Московской области по теме «Дифференцированное обучение в современной начальной школе».

Разработкой теоретических основ дифференциации обучения занимались и занимаются ученые: И.Э. Унт, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, А.В.Терещенко, Н.М. Осмоловская, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Е.А. Ямбург и др. В методическом аспекте проблема дифференциации обучения рассматривается в работах Ю.И. Дика, В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, М.В. Рыжакова, С.А. Бешенкова, ПВ. Дорофеева, Н.Н. Петровой, В.В. Фирсова, В.А. Орлова, СБ. Суворовой, Л.В. Кузнецовой и др.

В докторской диссертации «Теория и практика разноуровневого дифференцированного обучения в средней школе» Шишмаренков В.К. дифференциацию обучения рассматривает «как педагогическую систему, позволяющую расчленить учебный материал по его сложности в зависимости от типа учебного предмета, разделять учащихся по способностям, интересам и наклонностям, выделять в технологиях обучения адекватные усвоению учебного материала средства для достижения оптимальности и эффективности образовательного процесса» [1].

Цель нашей статьи: раскрыть особенности использования дифференцированного подхода в начальной школе для развития всех учеников на уроках, способствующего успешному раскрытию индивидуальных особенностей, повышению мотивации и обученности младших школьников по русскому языку. Опытно-экспериментальная работа проводилась в рамках магистерской диссертации по данной теме и апробировалась на базе МОБУ СОШ № 7 г. Якутска учителем-экспериментатором Наумовой М.В., магистрантом программы «Начальное образование» (научный руководитель Бугаева А.П.) ФПАОУ «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В исследовании принимали участие 29 обучающихся 2 «Е» класса.

На основании проведенных исследований и полученных результатов на констатирующем этапе 2 класс в количестве 29 человек был поделен на 3 группы по трём уровням: I группа - высокий уровень: обучающиеся с высоким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.