УДК 330.01
Е. Л. Толокина 1, В. В. Демина 2
1 Московский государственный областной университет ул. Радио, 10, Москва, 105005, Россия E-mail: [email protected]
2 Ставропольский технологический институт филиал Национальный исследовательский технологический университет МИСиС мкр. Макаренко, 42, Старый Оскол, 309516, Россия E-mail: [email protected]
РОЛЬ И МЕСТО СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
В информационном обществе изменяется мотивация творческого типа работника. Стимулирование и нормирование труда при помощи свободного времени приобретает особое значение. В работе рассмотрена и проанализирована идея «урочной оплаты труда» в условиях «эластичного рабочего дня».
Ключевые слова: информационное общество, знания, стимулирование, свободное время, методика «урочной оплаты труда», самонормирование.
Информационное общество меняет значение человека в производстве вследствие коренного изменения содержания труда, обусловленного резким усилением роли знаний. По мнению экспертов ООН, экономика, основанная на знаниях, - это экономика, в которой знания создаются, распространяются и используются для обеспечения хозяйственного роста и международной конкурентоспособности страны. При этом знания обогащают всех участников экономических процессов. Высокий уровень образования и квалификации работника является необходимостью как для самого работника, так и для работодателя, а в целом становится источником экономического роста и общественного прогресса. Но для повышения квалификации необходимо свободное от работы время.
В документах Всемирного научного форума, организованного ЮНЕСКО и Международным советом по науке в ноябре 2003 г. в Будапеште, определяется: «Общество, основанное на знаниях, - это инновационное общество, базирующееся на концепции непрерывного обучения в течение всей жизни» [1. С. 31]. При стабильном экономическом развитии у современного работника, занятого в первую очередь насущными задачами предприятия, его текущими проблемами, постоянными авралами, не хватает времени на повышение квалификации и саморазвитие. Таким образом, свободное время вследствие возрастающих потребностей производства в высококвалифицированной рабочей силе становится жизненной потребностью общества. Свободное время превращается в одно из условий получения высокой прибыли.
Эксперты Всемирного банка выделяют четыре основы экономики, основанной на знаниях: образование и обучение, динамичная инновационная инфраструктура, инновационные системы, институциональный режим и экономические стимулы [2].
По отношению к современному работнику творческого типа, по сравнению с работником индустриальной эпохи, изменяются формы и методы побуждения к труду. Система стимулирования человека определяется интеллектуальным уровнем, вследствие чего включенность в деятельность зависит от ряда особенностей. Творческая направленность личности не может быть управляема ни с помощью экономических методов, ни путем жесткого внеэкономического принуждения. Еще полвека назад социологи зафиксировали зарождение тенденции, проявившейся позже значительно: нематериальные интересы начали превалировать над
ISSN 1818-7862. Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Том 10, выпуск 4 © Е. Л. Толокина, В. В. Демина, 2010
материальными (вещественно-денежными). Если учесть, что подавляющее большинство потребляемых цивилизованным человечеством материальных благ (70-80 %) удовлетворяет не столько насущные материальные потребности, сколько призваны играть демонстрационную роль, являясь атрибутами социального положения, престижа или роскоши, то можно предположить, что при переходе подобных явлений материального мира в мир компьютерных технологий производство этого большинства, без которого новый человек новой экономики вполне сможет обойтись, станет бессмысленным в связи с изменением исходной мотивации.
В условиях экономического кризиса (когда работники становятся в очередь за рабочим временем) проблема увеличения свободного времени как в обществе, так и для отдельного индивида выглядит не столь актуально. Но долгосрочная перспектива развития хозяйства требует воспользоваться арсеналом исследований свободного времени, накопленным в конце ХХ в. Это необходимо сделать по следующим причинам:
1) переход к постиндустриальному, пострыночному развитию - объективная тенденция современного хозяйства;
2) кризис - явление временное, а стадии оживления и подъема ставят вопрос о применении стимулирования свободным временем, чтобы не допустить перегрева экономики;
3) жесткое внешнее регулирование трудовых процессов (и планомерное, и рыночное) не отвечает мотивационному поведению современного работника.
Экономисты, исследующие информационное общество, исходя из нового назначения свободного времени и пытаясь решить проблему его нехватки в информационном обществе, предлагают использовать его в качестве мотивации и стимула труда. Аргументируя данный тезис, ряд авторов замечают, что глубокие изменения, происходящие в технике, технологии, в организации труда, рост общеобразовательного и культурного уровня населения приводит к изменению всей системы ценностей и потребностей трудящихся. Одновременно с этим возникает проблема удовлетворения духовных потребностей, а следовательно, происходит возрастание потребности трудящихся в свободном времени (и в росте духовного производства), причем делается вывод о том, что «потребность в свободном времени велика, и все говорит за то, что она будет продолжать расти. Именно это обстоятельство делает возможным использовать его в качестве стимула трудовой деятельности» [3. С. 61].
Проблемы стимулирования и нормирования труда при помощи свободного времени достаточно интенсивно разрабатывались в период 80-90-х гг. ХХ в. в контексте реформирования хозяйственного механизма развитого социализма. Наиболее значительным результатом последней явилась методика применения стимула «свободное время» как инструмента внестоимостной редукции труда в общественном производстве. Мы остановимся на нем поподробнее.
Исследование стимула «свободное время» как инструмента нормирования труда основано на идее Б. М. Раковского. Идея получила название «урочной оплаты труда» в условиях «эластичного рабочего дня» (ЭРД). В развитие этой идеи была доказана возможность редуцирования труда в непосредственных часах рабочего времени. Для этого надо использовать особый стимул - прибавочное или льготное время - причем в его ежедневной форме. Другие апробированные в народном хозяйстве не только бывших соцстран, но и Канады, Италии формы стимулирования «свободным временем» связаны с дифференциацией длины отпуска, рабочей недели, но они могут стать основой нормирования труда лишь для особых категорий трудящихся, в основном сложного творческого труда (конструкторы, ученые), задания которым планируются не по дням, а по кварталам, годам. Кроме того, эффективность стимулирования льготным временем в ежедневной форме, на наш взгляд, выше в силу незамедлительности вознаграждения.
Рассматриваемый нами метод «урочной оплаты труда» имеет ограничения, но исключений немного. Связаны они с деятельностью, при которой интенсивность труда задана ритмом оборудования, т. е. не зависит от личных усилий работника, и с чисто повременными работами (секретарь, библиотекарь, дежурный). Бывают виды труда, где возможны варианты. Например, если работник по технологии должен отработать рабочий день без учета качества работы, метод урочной оплаты непригоден. Так, более умелый продавец может получить в качестве вознаграждения дополнительное свободное время, продав весь товар быстрее, чем за установленный рабочий день.
Урочная оплата - это работа с неполным рабочим днем, но при сдельной оплате труда. Здесь есть условие: каждый работник в обязательном порядке выполняет индивидуальное задание, установленное коллективным самонормированием. Льготное время работник зарабатывает более интенсивным трудом, не снижая ни качества, ни количества сделанного.
В процессе исследований стимулирования свободным временем был решен вопрос о наличии объективных факторов для увеличения интенсивности с целью расширения льготного времени. Как ни парадоксально, главным резервом оказалось само уменьшенное рабочее время. Современные ученые, используя математическую модель урочной оплаты, установили такое соотношение: час уменьшения рабочего времени увеличивает сменную выработку на 6,25 % [4]. А в практических исследованиях середины 80-х гг. ХХ в. обнаружились следующие данные: рабочие-обувщики пенсионного возраста, трудясь полный рабочий день, имеют часовую выработку на 16 % ниже, чем рабочие трудоспособного возраста, а работающие неполный рабочий день - лишь на 7 % [5].
Следующий объективный фактор, дающий возможность увеличения индивидуальной интенсивности труда, - ориентация норм выработки не на лучшего, а на среднего работника. Это закон нормирования.
Третий фактор возникает под воздействием НТР. Рост разделения и кооперации труда имеет своим следствием объективно объяснимые различия в загрузке персонала на рабочих местах. Это и есть предпосылки для появления «дифференциальной ренты свободным временем», зависящие от личных усилий.
В начале перестройки метод стимулирования свободным временем применялся стихийно на ряде предприятий страны. Затем работа по поиску каких-либо форм стимулирования, кроме денежных, отпала по известным причинам. Но наука не может ориентироваться на временные обстоятельства, тем более что привлекательность урочной оплаты как стимула для науки не так значима, как использование льготного времени в качестве инструмента нормирования труда. В сегодняшней России преобладает материально ориентированная система ценностей, что объясняется и объективно невысоким жизненным уровнем среднестатистического россиянина, и субъективно внедряемой в сознание соотечественников системы потребительских стандартов, превосходящих доходы большинства. Да и в странах «почти победившего информационного общества» людей, движимых нематериалистическими мотивами и стимулами, пока меньшинство; однако именно они составляют социальную группу, определяющую направление развития общества и противостоящую остальной части общества.
Использование методики урочной оплаты труда в процессе установления норм выработки происходит следующим образом.
Все работники предприятия переводятся в установочный период на режим свободного окончания работы. Задача, которую ставят перед собой нормировщики, - привести зарплату и нормы выработки в соответствие с личным трудовым вкладом. Первоначально сохраняются прежние нормы выработки на данную зарплату. В ходе контрольных замеров фиксируется фактическое время работы каждого. В результате получаются данные о зависимости трех факторов: сменной нормы, рабочего времени для ее выполнения, заработной платы. По окончании установочного периода пересматривают, если это оказывается необходимо, нормы выработки для каждой зарплатной группы, участвующих в эксперименте групп работников. Добавление (снятие) трудовых функций или количества вырабатываемого продукта проводится с целью привести фактическое среднее время работников, получающих одинаковую зарплату, к заданному. Последнее находят следующим образом: принимают время для группы работников, получающих на данном предприятии максимальную зарплату, за 8 часов, а время остальных «зарплатных групп» так относится к восьми, как зарплата группы относится к «местному» максимуму (если максимальное рабочее время по закону не более восьми часов, а минимум по условиям эксперимента не ограничен). Получаем шкалу норм выработки, переводим ее в натуральные величины и предъявляем работнику как норму, обязательную к исполнению.
В чем здесь самонормирование? Норма оказывается результирующей величиной от общественного действия работников предприятия (учреждения). Они являются полноправными участниками и соавторами эксперимента, а не подопытными кроликами для проверки расче-
тов, сделанных в кабинетах (неважно, администрацией завода или ученого мужа). Они могут сами выбрать или увеличение свободного времени, или снижение интенсивности труда, и этот их выбор отразится в фактическом рабочем времени группы и в новой норме. Объективным здесь является стимул «свободное время». Насколько интенсивно он стимулирует, т. е. насколько велика потребность в свободном времени (общественная или личная), настолько увеличится (снизится) общественная интенсивность труда при широком применении данной методики. У нас она проявляется через личную, индивидуальную интенсивность и лишь потом усредняется по группе работников, получающих одинаковую зарплату.
Описанная математическая модель «урочной оплаты труда» предполагает, что потребность в зарплате и свободном времени развиты одинаково (т. е. работник заинтересован в равной степени в увеличении и заработка, и свободного времени). Большинство экономистов сходится во мнении, что чем больше доход, тем больше проявляется потребность в свободном времени. Причины: необходимость использования этого дохода, пространством для чего служит именно свободное время. Последнее в таком случае получает материальное обеспечение. Однако в данном случае наблюдается однобокий подход к свободному времени. Оно выступает лишь как объект использования. А ведь сначала его следует «заработать». И с этой точки зрения взаимосвязь «доход - свободное время» выглядит иначе: чем больше свободного времени, тем, как правило, меньше зарабатывается денег. Но если взять золотую середину, то можно достаточно качественно распорядиться и заработком, и свободным временем.
Если же потребность в заработке выше, чем в свободном времени, то хотя материальные условия и позволяют хорошо тратить последнее, но времени на это не хватает. И вместо всестороннего развития в данном случае работник вынужден ограничиваться простым восстановлением рабочей силы. Отечественные коммерческие структуры исповедуют именно эту модель. Пренебрежение к отпускам, выходным дням, ненормально большой рабочий день характерен не только для высшего слоя, но и для наемных работников. Уровень смертности в России достаточно высок по сравнению с другими развитыми странами. Основная причина смертности в России - ухудшение уровня жизни после распада Советского Союза: экономический кризис, низкий уровень медицины, социальный стресс и др. Несмотря на то, что по официальным данным уровень жизни начал расти (хотя в рейтинге стран по уровню жизни, по данным 2008 г., мы занимаем 57-е место 1), смертность среди населения остается на достаточно высоком уровне.
После того, как при помощи стимула «свободное время» установлены новые нормы на существующую зарплату (они должны оказаться либо выше, либо ниже существующих, поскольку методика призвана упорядочить соотношение зарплата - норма), они, как уже было сказано, предъявляются исполнителю в натуральных измерителях. Когда новые нормы предъявлены исполнителю, контроль за временем труда может быть совсем снят. Остается контролировать качество.
Проблемы контроля за качеством необходимо решать и в рыночном хозяйстве. Урочная оплата обладает в этой области своим собственным потенциалом. «Льготное время», получаемое работником, служит своеобразным инструментом самоконтроля качественного труда. Качество, как известно, во многом зависит от количества переделок. Поэтому важно, чтобы каждый узел сдавался с первого предъявления. Работник, стимулируемый дополнительным увеличением свободного времени в условиях эластичного рабочего дня (ЭРД), будет вынужден переделывать брак за счет своего «личного» времени. При жестком восьмичасовом рабочем дне работник, чья индивидуальная интенсивность превышает средний уровень, имеет резерв времени, которое можно использовать и для переделки брака. Свободное же время, поступающее в распоряжение работника, целиком и сразу же мобилизует на устранение внутрисменных потерь, зависящих от него самого, и никаких административных усилий здесь уже не требуется. Это доказывает принадлежность метода не к административным формам управления, а к экономическим, но не стоимостным (почему-то не только в обыденном сознании, но и в специальной литературе последние отождествляются). Конечно, при слабом контроле качества, урочная оплата может и ухудшить продукцию, поскольку работ-
1 См.: Рейтинг стран по уровню жизни. БЯЬ: http://clck.yandex.ru/.
ник будет торопиться уйти домой. Но здесь можно в разовом порядке применить административное воздействие. Работник, допустивший брак, на время может быть лишен свободного окончания рабочего дня, т. е. переведен на жесткий восьмичасовой день. Как показал опыт, в результате планка самоконтроля сразу повышается, если индивидуальная потребность в свободном времени у работника достаточно высока. Напомним, кстати, что классическая задача любого контроля - административного, рыночного, внестоимостного - это не ловля провинившегося, а выработка у работников навыков самоконтроля за выполнением своих обязанностей. Однако окончательные выводы насчет роли урочной оплаты труда в улучшении качества работы можно будет сделать, проанализировав итоги экономического эксперимента по введению предлагаемого метода в народное хозяйство.
В результате применения этого метода час труда всех категорий работников оказывается часом равнонапряженным (именно этот особый час и предлагают сделать единицей измерения рабочего времени при урочной оплате и назвать ее «ЭРД»). Остановимся на этой единице подробнее. Почему именно этот час становится часом одинаковых затрат человеческого труда?
Поясним это на простой математической модели. Заработная плата как плата за затраты физической, психической и умственной энергии человека представляется как произведение часовой интенсивности труда на фактическое время труда. От прибавочного времени мы здесь отвлекаемся, поскольку исследуется категория более конкретного уровня:
Y = IX T ,
где Y - зарплата; I - часовая интенсивность; Т - время.
Так определяется зарплата для любой зарплатной группы. Например, группа работников на предприятии получает 800 тыс.:
Y(800) = I(800) X T(800). (1)
Для тех, кто работает 8 часов и получает максимальную зарплату, формула выглядит так:
Y(max) = I(max) X T(max). (2)
Мы хотим, чтобы I(800) = I(max) , т. е. чтобы часовая интенсивность у всех оказалась одинакова. Тогда из формул (1) и (2) необходимо выполнение следующего равенства:
Y Y Y T
Y (800) Y (max) Y(max) T (max)
- или -
Т Т У Т
Т (800) Т (тах) х (800) Т (800)
А это и есть основное условие урочной оплаты труда, где заданное время для каждой зарплатной группы во столько же раз меньше восьми часов (Т(тах)), во сколько раз меньше
зарплата этой группы трудящихся по сравнению с максимальной зарплатой на предприятии [6].
Что обозначает получение часа равноинтенсивного труда для всех категорий работников предприятия? Это означает возможность измерить труд при помощи астрономического часа. Конечно, мы сразу же подпадаем под огонь критики тех, кто считает, что различные конкретные виды труда невозможно измерять рабочим временем, что это изобретение из серии «вечных двигателей».
Итак, мы хотим обратить внимание на отождествление качественной стороны деятельности с конкретным трудом. По нашему мнению, абстрактный труд имеет не только количественную, но и качественную сторону (это труд определенного качества - общественный средний труд), благодаря чему он и может выступать мерой труда, так и конкретный труд имеет и качественную, и количественную сторону. Напомним известное положение К. Маркса и Ф. Энгельса, что «различие в продолжительности самого труда является единственным различием, свойственным ему», предполагая данное его качество [7. С. 15]. Например, если измерить конкретный труд одинакового вида, выполняемый работниками одинаковой квалификации, то можно сделать это с помощью астрономического часа. Но это будет частным случаем. В общем же случае, если берется категория «конкретный труд», его час сам по себе,
считают теоретики, мерой труда никак не может стать. «...Не существует такого конкретного труда, чьей длительностью было бы общественно необходимое рабочее время. Оно является количественной мерой того, что К. Маркс назвал абстрактным трудом. Но последний не есть реальный материальный процесс, и его количественная мера не есть реальное время» [8. С. 47]. Переход от астрономического времени к времени труда связан с процессом его «приведения».
Приведение к единой мере - процесс абстрактный, но вместе с тем вполне реальный. Как писал К. Маркс, «сведение всех товаров к рабочему времени есть не большая, но вместе с тем и не менее реальная абстракция, чем превращение всех органических тел в воздух» [7. С. 17]. Более того, эта абстракция относится лишь к одному историческому этапу развития человеческого хозяйства - товарному производству, где сведение к универсальным экономическим часам - деньгам происходит за спиной производителя в процессе обмена и не выглядит реальностью для отдельного человека. Но уже в плановом хозяйстве была сделана попытка с помощью нормирования, тарифной и квалификационной системы сознательно научиться приведению рабочего времени к мере труда, т. е. человечеству уже известен как стихийный, так и сознательный механизм этого процесса. Надо признаться, что полностью справиться с задачей определения равной меры оплаты за равный труд не смогла ни та, ни другая система. Видимо, человечеству еще неизвестны важные факторы, составляющие процесс приведения. Кроме того, на наш взгляд, указанная неудача связана с насильственной формой навязывания нормы производителю. Рынок столь же внешняя для последнего система, как и централизованное планирование, хотя общепризнанно, что рынок учитывает экономические отношения полнее и тоньше. Это связано с достаточно низкой в настоящее время степенью сознательности (умение пользоваться собственным сознанием).
За спиной стихии тысячелетия. Сознание значительно «моложе». Однако XX в. настоятельно требует перехода к ненасильственному нормированию. Производитель в обществе, основанном на знаниях, должен сам нормировать свой труд.
Именно с таким моментом добровольного нормирования - от себя, от своих способностей и потребностей - к общей норме, а не наоборот, мы сталкиваемся в урочной оплате труда. Это один из путей - причем современный, учитывающий и изменившуюся технику, и изменившегося работника - приведения реального рабочего времени к мере труда. Таким образом, второй наш аргумент в возможности измерения трудовых затрат в астрономических часах звучит так: мы привели конкретный труд различного вида к единой мере в результате применения методики урочной оплаты труда.
Как это происходит конкретно, мы сейчас покажем. Равно интенсивный час труда получается в результате общественного действия самих работников, находящихся под воздействием объективного экономического стимула, и только в той мере, в какой стимул этот будет оказывать свое влияние, час труда при урочной оплате сохранит свои свойства непосредственного измерителя трудового вклада. Причем если в обществе установится примерно равная потребность в зарплате и свободном времени, то часовая интенсивность приблизится к общественно нормальной. Увеличение (относительно зарплаты) потребности в свободном времени приводит к увеличению общественной интенсивности труда, уменьшение - к уменьшению. Время, освобожденное от времени работы, можно потратить на получение знаний, удовлетворение других духовных потребностей, эффектом которого станет повышение интенсивности труда.
Список литературы
1. Арыстанбекова А. Х. Экономика, основанная на знаниях // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 6. С. 30-33.
2. The Knowledge-Based Economy. P., 1996. P. 9.
3. Прошкин Б. Г., Поварич И. П. Основы теории и практики стимулирования труда: Учеб. пособие. Кемерово, 1988. 87 с.
4. Краснов В. Н., Раковский Б. М. Использование гибкого рабочего дня и повышение производительности труда // Совершенствование планирования и управления в народном хозяйстве Украинской ССР. Киев, 1985. С. 64.
5. Население и формы занятости. М., 1985. С. 19.
6. Толокина Е. Л. Стимулирование свободным временем // Экономические науки. 1987. № 5. С. 81-87.
7. Маркс К., Энгельс Ф. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. М., 1959. Т. 13.
8. Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени // Вопросы философии. 1988. № 1. С. 45-51.
Материал поступил в редколлегию 08.06.2010
E. L. Tolokina, V. V. Dyomina
THE IMPORTANCE OF SPARE TIME IN MODERN ECONOMY
The motivation of innovative-thinking workers is changing in information society. Spare time dominates the processes of stimulation and regulation of labor. The given work analyzes the idea of «fixed payment» in terms of «elastic working hours».
Keywords: information society, knowledge, stimulation, spare time, fixed payment, self-control.