РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ
THE ROLE AND PLACE OF SOCIAL NETWORKS AND MOBILE APPLICATIONS IN THE FORMATION OF MOTIVATION FOR SPORTS
Губенков Андрей Олегович
кандидат юридических наук кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России
имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Gubenkov Andrey Olegovich
Ph. D.
department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Николаев Сергей Анатольевич
старший преподаватель кафедра огневой подготовки и деятельности органов внутренних дел в особых условиях Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России
имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Nikolaev Sergey Anatolyevich senior lecturer department of fire training and activities internal affairs bodies in special conditions Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В данной статье изложена информация о мотивационной составляющей жизни человека при возникновении желания вести здоровый образ жизни и зани-маться спортом. Рассматривается специфичность мотиваторов к спортивному образу жизни, существующих сегодня, их особенности, функциональные возможности, методы и способы применения, позволяющие использовать их наиболее эффективно, а также направления их применения. Особое внимание уделено сети «Интернет» и телекоммуникационным технологиям, которые предоставляют множество ресурсов и источников, популяризирующих здоровый образ жизни и спорт не только среди молодежи, но и старшего поколения. Значительное внимание уделяется современным технологиям, которые упрощают тренировки, что делает тренировочный процесс более приятным. Также автором обозначены некоторые проблемы современных мотиваторов и предложены пути их решения.
Abstract. This article presents information about the motivational component of a person's
life when there is a desire to lead a healthy lifestyle and play sports. The specificity of motivators for a sports lifestyle that exist today, their features, functionality, methods and methods of application that allow them to be used most effectively, as well as the directions of their application are considered. Special attention is paid to the Internet and telecommunication technologies, which provide many resources and sources that popularize a healthy lifestyle and sports not only among young people, but also the older generation. Considerable attention is paid to modern technologies that simplify training, which makes the training process more enjoyable. The author also identifies some problems of modern motivators and suggests ways to solve them.
Ключевые слова: мотивация; мотиватор; спорт; здоровый образ жизни; современные технологии.
Keywords: motivation; motivator; sport; healthy lifestyle; modern technologies.
Здоровый образ жизни является основным фактором укрепления здоровья человека. Он оказывает положительное влияние не только на физическое состояние личности, но и на его душевное и социальное благополучие. Спорт и занятие физической культурой совершенствуют функциональные и двигательные возможности человеческого организма, а систематичное занятие таким родом деятельности приводит к сохранению молодости и долголетия.
Одним из главных критериев эффективности и результативности занятия спортом и физической культурой выступает мотивация человека. Без сознательного отношения невозможно саморазвитие и совершенствование личных результатов, поэтому в основе каждой программы, направленной на физическое развитие индивидуума, лежит принцип постоянной мотивации, который побуждает человека к действию. Благодаря качественно выстроенной мотивации человек способен достичь больших результатов в любом виде деятельности.
Для того, чтобы достичь желаемого результата в каком-либо деле человеку в первую очередь необходимо побудить себя к совершению действий в желаемом направлении, такого рода стремление называется мотивацией. В своих трудах А. Ю. Афонин определяет, что мотивация - это психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость [1]. Мотивация же к спорту - это заинтересованность личности в здоровом образе жизни и физической активности, направленной на достижение оптимального результата в физической подготовке, который каждый человек определяет для себя сам. Такого рода мотивация бывает кратковременной и долговременной. Их отличие заключается в продолжительности воздействия на личность. Кратковременная мотивация является своего рода толчком, который зарождает в человеке идею на изменение образа жизни и занятие спортом, но со временем такая мотивация может приводить к спаду заинтересованности в спорте. Долговременная мотивация в свою очередь позволяет выработать привычку к спорту и сохраняет желание им заниматься [2]. Применяя эти виды мотивации вместе, человек приходит к тому, что занятие спортом становится неотъемлемой частью его жизни.
На сегодняшний день интернет и телекоммуникационные технологии являются неотъемлемой частью жизни человека. Они оказывают влияние на все сферы общества и спорт не остался в стороне. Различного рода интернет-ресурсы и платформы являются отличным способом популяризации здорового образа жизни и спорта, что,
несомненно, оказывает воздействие на их пользователей и мотивирует на занятие физической культурой. Помимо этого, сегодня огромную популярность приобрели фитнес-приложения, в функции которых входит подсчет калорий, выстраивание правильного рациона и времени употребления пищи, предоставление видео-тренировок и создание плейлиста с музыкой, подходящего для любого вида спорта. Данные приложения находят свое применение как среди новичков, так и среди профессиональных спортсменов. Все эти инновации в какой-то степени оказывают положительное влияние на мотивацию человека заниматься спортом, так как упрощают путь к здоровому образу жизни. Из этого следует, что они являются мотиваторами, то есть факторами, способными дать личности удовольствие от выполняемой деятельности за счет удовлетворения потребности в повышении уровня здоровья и физического состояния.
К эффективным мотиваторам спорта и здорового образа жизни также можно отнести социальные сети, которые являются отличным способом пропаганды здорового образа жизни, так как они связаны почти с каждым человеком. На их просторах существует множество групп и страниц, освещающих тему спорта. Данные ресурсы в большинстве своем подразделяются по критерию их авторства. Так, например, авторами могут быть профессиональные спортсмены, которые публикуют свои программы тренировок как на возмездной, так и на безвозмездной основе или же люди, не обладающие профессиональными знаниями в данной сфере, но которым нравится вести здоровый образ жизни и делится этим с другими. Группы в социальных сетях посвящаются как отдельным видам спорта, например, сообщество фанатов хоккея или футбола, так и спортивному образу жизни в целом. Огромным плюсом является то, что информация в таких ресурсах распространяется достаточно быстро, что происходит благодаря функции лайков и репостов. Также бесплатная регистрация и свободное ведение социальной сети обеспечивают общедоступность к необходимой информации, то есть спорту и здоровому образу жизни. Примерами наиболее популярных социальных сетей являются «Вконтакте», «Одноклассники» и другие.
Кроме социальных сетей есть видеохостинги, обеспечивающие пользователям возможность хранения, показа и доставки видео, наиболее популярным из них сегодня является «YouTube». Страницы в данном сервисе именуются каналами, на которых пользователь может выкладывать видео на интересующую его тематику. Каналов, публикующих спортивную сферу огромное количество, из их разнообразия каждый найдет для себя наиболее ему подходящий по его интересам в спорте. Удобство таких сервисов заключается в наглядности и простоте поиска необходимого материала. Видео с физическими упражнениями и спортивными соревнованиями имеют огромную популярность, что показывает, насколько люди заинтересованы данной сферой. Существуют также и специальные ролики, целью которых является повышении мотивации не только в спорте, но в достижении любой цели, например, мотивация на учебный или рабочий процесс, мотивация на прочтение книг или мотивация на достижение успеха.
Также примером сервиса мотивирующим на занятие спортом является «ШТок». Эта социальная сеть появилась относительно недавно и за короткий промежуток времени набрала огромную популярность. Главной ее особенностью является то, что
в ней публикуются короткие видео, не отнимающие большого количества времени на просмотр. Страницы в данной социальной сети представляют собой своего рода сборник, опубликованных видео конкретным пользователем. Многие профессиональные спортсмены, зарегистрированные на платформе «TikTok» выкладывают видео со спортивных мероприятий, тренировок, при этом, достаточно подробно и за короткий промежуток времени рассказывают и показывают физические упражнения, их правильность выполнения и количество подходов оптимальных для какой-либо группы мышц. Также публикуются видео на тему здорового образа жизни, в которых рассматриваются вопросы правильного питания и вредности некоторых продуктов. В целях упрощения соблюдения правильного рациона питания выпускаются ролики с рецептами полезных блюд. Пользователи могут сохранять эти видео для того, чтобы воспользоваться ими в будущем. Просмотр таких видео также мотивирует на занятие спортом и здоровый образ жизни, а также популяризирует спортивную сферу среди молодежи.
Несмотря на огромное количество плюсов групп, видео, страниц, публикаций, посвященных спорту, существует один существенный минус. Он заключается в том, что не все люди, которые пропагандируют здоровый образ жизни в интернете, являются знатоками этой сферы. Поэтому нередки случаи, когда, прислушиваясь к таким «экспертам» человек наносит своему здоровью вред, приводящий лишь к ухудшению результатов и болезням. В целях избегания подобного контента необходимо проверять получаемую информацию в нескольких источниках и прислушиваться к квалифицированным спортсменам [3].
Приложения, посвященные спорту и здоровому образу жизни как уже было упомянуто ранее являются отличными мотиваторами и помощниками в улучшении здоровья и повышении уровня физического развития личности. Рассмотрим некоторые из них более подробно. Приложение «MapMyFitness» предназначено для отслеживания любой физической активности от обычной ходьбы при походе в магазин до тренировки в зале или дома. Оно фиксирует статистику пройденного расстояния и времени активности, что позволяет постепенно улучшать результаты. Приложение «MyFitnessPal» помогает считать калории и выстраивать рацион питания. Приложение устанавливает норму употребляемых калорий в день, сравнивая ее количеством калорий, которые человек сжигает в течении дня. Благодаря таким данным добиться установленной цели становится гораздо проще. Приложение «Fit Radio» предоставляет своим пользователям музыку для тренировок, а также видеотренировки. Плейлист может адаптироваться под любой ритм тренировки и вид выполняемых упражнений, то есть включит музыку, которая больше подходит к бегу или силовым тренировкам. Таким образом, вы сможете тренироваться с большей эффективностью, придерживаясь темпа, задаваемого «Fit Radio». «Nike Run Club» является одним из популярных приложений для бега. Оно предлагает своим пользователям достаточно удобный способ подсчета пройденного расстояния, затраченных калорий, а также темпа и скорости при беге. Приложение ведет статистику пробежек и фиксирует все результаты, сравнивая их с предыдущими. Благодаря системе достижений и вызовов спортсмен может ставить цели прямо в приложении и постепенно идти к ним. «Nike Run Club» также каждодневно может уведомлять вас о времени пробеж-
ки для того, чтобы достичь поставленной цели в срок. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что фитнес-приложения оказывают достаточно большое содействие человеку при занятии спортом, а также являются отличными мотиваторами на повышении физической активности и ведение здорового образа жизни [4].
Современные технологии также являются отличными средствами повышения мотивации занятия спортом. Инновации обеспечивают более удобное и приятное течение тренировочного процесса, что позволяет получать удовольствие от очередной тренировки или пробежки. Примером подобных технологий являются умные часы, представляющие собой компактное устройство и не мешающие проведению тренировки, они фиксируют ее продолжительность, затраченные калории, а также пульс спортсмена во время физических нагрузок. Ведущими брендами производства таких часов являются «Apple», «Sumsung», «Xiaomi». Более простым вспомогательным устройством при тренировке является фитнес-трекер, основной целью которого является отслеживание прогресса тренирующегося. Он предоставляет весь спектр необходимой информации о ходе тренировки, независимо от того, бег это или вело-тренировка, или даже ходьба. Помимо электронной техники на сегодняшний день к современным технологиям можно отнести и экипировку спортсмена. Удобная спортивная одежда также способна замотивировать на тренировку, так как, чем более удобна, например, обувь, тем больше желания у тренирующегося скорее выйти на пробежку или пойти в тренажерный зал [5].
Подводя итог можно сделать вывод, что мотивация является одним из основных факторов достижения успеха в любом деле. Бесспорно, что ведение здорового и спортивного образа жизни во многом зависят от стимула и заинтересованности в этом процессе личности. В спортивной сфере мотивацию можно определить, как состояние личности, которое формируется в результате сопоставления собственных возможностей и способностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления цели, выраженной в достижении максимального результата в данный момент времени. Невозможно не согласиться с тем, что в современном мире с развитием научно-технического прогресса, спортивная сфера претерпела множественные положительные преобразования и спорт приобрел большую популярность, а благодаря таким инновациям как телекоммуникационные технологии, социальные сети по типу «Вконтакте», видеохостинги «YouTube» или «TikTok», а также спортивным приложениям, заниматься им стало гораздо удобнее и безопаснее. Мотиваторы к спорту также видоизменились и не уступают ранее существующим источникам спортивной мотивации, а все также продвигают спорт в массы и привлекают новых людей к здоровому образу жизни и физической активности.
Литература
1. Афонин А. Ю. Понятие и значение мотивации и мотивационного процесса // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2013. № 17. С. 105-112.
2. Демеева К. К., Лопаткин Д. С. Современные инструменты интернет-маркетинга высокотехнологичной продукции (на примере рынка смарт-часов)//Успехи в химии и химической технологии. 2018. № 4 (200). С. 87-89.
3. Лобанова М. А. Актуальность использования мобильных приложений для занятий физической культурой [Электронный ресурс] // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междуна-родной научной конференции (г. Казань, 20-23 января 2022 г.). Казань : Молодой ученый. 2022. С. 61-65. URL: https://moluch.ru/conf/stud/ archive/416/16954/(дата обращения 15.04.2022).
4. Миляева Е. А. Роль социальных сетей на продвижение здорового образа жизни и спорта // Студенческий научный форум - 2019 : материалы XI Международной студенческой научной конференции (г. Москва, 23 мая 2019 г.). Москва : Академия Естествознания, 2019. С. 31-33.
5. Слепченко А. Л., Краснов Р. К., Вольский В. В. Мотивация как компонент занятий физической культурой [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2019. № 19 (257). URL: https://moluch.ru/archive/257/58864/ (дата обращения 15.04.2022).
References
1. Afonin A. Yu. Ponyatie i znachenie motivatsii i motivatsionnogo protsessa [The concept and meaning of motivation and the motivational process]. Intellektual'nyy potentsial XXI veka: stupeni poznaniya - Intellectual potential of the XXI century: stages of cognition, 2013, no. 17, pp. 105-112.
2. Demeeva K. K., Lopatkin D. S. Sovremennye instrumenty internet-marketinga vysokotekhnologichnoy produktsii (na primere rynka smart-chasov) [Modern tools for Internet marketing of high-tech products (on the example of the smartwatch market)]. Uspekhi v khimii i khimicheskoy tekhnologii - Successes in chemistry and chemical technology, 2018, no. 4 (200), pp. 87-89.
3. Lobanova M. A. [The relevance of using mobile applications for physical education]. Issledovaniya molodykh uchenykh. Materialy XXXI Mezhduna-rodnoy nauchnoy konferentsii (g. Kazan', 20-23 yanvarya 2022 g.) [Research of young scientists. Materials of the XXXI International Scientific Conference (Kazan, January 20-23, 2022)]. Kazan, Young Scientist Publ., 2022, pp. 61-65. Available at: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16954/ (accessed 15.04.2022). (In Russia).
4. Milyaeva E. A. [The role of social networks in promoting a healthy lifestyle and sports]. Studencheskiy nauchnyy forum - 2019. Materialy XI Mezhdunarodnoy studen-cheskoy nauchnoy konferentsii (g. Moskva, 23 maya 2019 g.) [Student Scientific Forum - 2019. Materials of the XI International Student Scientific Conference (Moscow, May 23, 2019)]. Moscow, Academy of Natural Sciences Publ., 2019, pp. 31-33. (In Russia).
6. Slepchenko A. L., Krasnov R. K., Vol'skiy V. V. Motivatsiya kak komponent zanyatiy fizicheskoy kul'turoy [Motivation as a component of physical culture classes]. Molodoy uchenyy -Young scientist, 2019, no. 19 (257). Available at: https://moluch.ru/archive/257/58864/(accessed 15.04.2022).