МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070 УДК 351
В.К.Терзиев, 12 Е.Н Стоянов 1
'Национальный военный университет им. Васила Левского,
Велико Тырново, Болгария 2Руссенский университет имени Ангела Кънчева,
Руссе, Болгария
РОЛЬ И МЕСТО СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
В современном общественно-экономическом и политическом пространстве приобрел популярность феномен, называемый социальное программирование. Для того, чтобы прояснить его сущность и значимость с точки зрения теории и практики управления в публичном секторе, мы ссылаемся на этимологию термина „программирование", корни которого имеют древнегреческое происхождение („про"- предварительно, до того, и „грамма"- пишу, обозначаю). Отсюда и его проявление в существительном „программа", обозначающем „рецепт", „уведомление", „план работы, деятельность... основные задачи и цели политическая партия, социальная организация, общественный деятель и другие... краткие изложение содержания... учебного предмета.. "2а
В своем развитии понятие „программирование" в своем классическом виде используется в математике, как набор методов для создания алгоритма работы электронно-вычислительной машины... комплексный вычислительный процесс, который целит оптимизацию определенного математического выражения при данных математических условиях. Применимым в его разновидностях линейное программирование (метод для нахождения максимума или минимума линейной ограничительной функции при наличии линейных ограничительных условий) и нелинейное программирование (совокупность математических методов для нахождения наибольшего и наименьшее значение нелинейной функции при наличии ограничительных условий)21, в современном мире информационных технологий это понятие является ключевым в компьютерной сфере (отождествляется с кодировкой). Более того, в широком смысле слова, понятие „программирование" связано с кругом действий в письменном виде, выражающим прогнозирование, предвещание, предупреждение, заявление, провозглашение, предписание, распоряжение
В этой палитре значений понятия „программирование" общим является то, что оно выражает определенную сторону человеческой деятельности, а именно предварительное планирование будущих действий и мероприятий, с указанием их ограничений. И именно эта сторона имеет общественный характер, который проявляется в необходимости, с одной стороны, от принятия решений, а с другой- от разработки программы, выражающей определенное предписание и публичное уведомление. В этом смысле программирование является процессом разработки программ, которые воспринимаются как конкретная модель целенаправленной деятельности для достижения данной цели общественно-экономического и политического развития в новом мировом порядке.
Современное пояснение понятия „программирование" определяет его как общий принцип управления, на основе которого субъект выводит свои действия с помощью определенных средств в направлении к поставленной цели, в соответствии с динамичными изменениями окружающей его среды. Иначе говоря, на конкретное содержание, структуру и динамику цели, оказывают влияние действия, направленные на ее достижение, которые зависят от проблем среды, в которой функционирует система, от степени их познания и в зависимости от субъекта, его ценностной ориентации, приоритетов, возможностей, которыми он располагает, выбранных форм и методов для достижения желаемого результата. Это больше, чем когда-либо определяет необходимость в альтернативных решениях и выбора оптимального варианта, способствующего
20 Словарь иностранных слов в болгарском языке С. 1982 с.693.
21 Опять там с. 694
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
управлению по результатам. На этой основе возникает и, так называемый, программно-целевой подход к управлению, который проявляется в „Planning-Programming-Budgeting-System" (PPBS)22.
Возникший в середине 60-х годов в США, как система планирования, программирования и составления бюджета, программно-целевой подход управления в первую очередь применяется в американской армии. Основан на идее ускорения процессов раскрытия потенциала системы при предварительно заданных целях, программно-целевой подход в конце 60-х и начале 70-х годов быстро входит в гражданскую жизнь (первоначально в нематериальную, а в последствии и в материальную сферу)23. Это является причиной PPBS рассматривать его как прогресс в составлении бюджета и управленческое „чудо". В подтверждение этому являются слова бывшего президента США Джонсона, согласно которому: „Эта система должна обеспечить выполнение новых задач быстрее, лучше и дешевле, путем большего объема и более качественной информации обеспечить генерирование возможности более эффективных решений... Наш процесс принятия решений должен быть такого же уровня, как и тот, который связан с вооружением и обороной. Коротко и ясно говоря, мы должны заменить наши ослиные тележки грузовиками, и наши старые пушки новыми ракетами"24.
То, что делает уникальным этот подход для применения, заключается именно в интеграции его трех основных компонентов - цели, программы, программно-целевая структура. И если эти цели связаны с миссией (стратегией) и отсюда с необходимостью в „единстве целей в рамках организации и обеспечения базы для распределения организационных ресурсов"25, следовательно, и раскрытие организационного потенциала, то программы представляют собой конкретизацию способов, которыми должны использоваться ресурсы для реализации целей. В этом контексте любая программа содержит набор задач, распределенных во времени и отнесенных к соответствующим исполнителям. Отсюда следует, что каждый из компонентов PPBS выражает определенные управленческие фазы. Таким образом, планирование определяет долгосрочные цели, указывая на то, о чем имеется твердое намерение реализации.
Программирование ассоциируется с анализом и оценкой способов и возможностей реализации целей (разработкой и выбором альтернативных программ) в соответствии с анализом „затратами-эффектами (пользами)" и применением количественных методов управления. Иначе говоря, программа- это план с установленными сроками (датами), тем самым указывается время, когда будет выполнено то, о чем имеется твердое намерение реализации. Составление бюджета (финансирование) связано с выбором наиболее выгодных и наиболее эффективных программ и их включением в бюджет для финансирования и реализации. И так как бюджет является именно программой с расчетными ценами, он дает представление о том, сколько средств нужно и когда следует их обеспечить, для реализации возможности осуществления того, о чем имеется твердое намерение и в нужное время реализации.
С помощью системного подхода указанные управленческие этапы интегруются в единую систему на взаимосвязанном основании, в определенной связи и в зависимости с финансированием. Это является причиной того, что один из наиболее авторитетных специалистов в области программного управления-Чарльз Хитч (бывший президент Калифорнийского университета и бывший помощник министра обороны США) определил PPBS, как „программное финансирование", основанное на принципах, характерных для современной управленческой практики. Первостепенное значение имеют следующие принципы: ■ долгосрочность целей и ожидаемых конечных результатов;
22 Терзиев, В. Воздействие политик рынка труда для обеспечения занятости. Дема-прес Русе 2013 с.23-28. Терзиев, В. Возможности повышения эффективности социальной адаптации военнослужащих, уволенных из рядов военной службы. Примакс-Русе, 2014, с.48-56.
Димитрова, С. Управление ресурсами обороны в секторе безопасности. В. Т., 2011, с.47-53.
Димитрова, С. Менеджмент ресурсов в динамически изменяющейся среде безопасности. Примакс-Русе 2014, с.96-104. Стоянов, В. Основы финансов, том первый, С. 2001, с.522-525.
Новое в теории и практике управления производством США. Прев. Англ. М. 1971 с.120.
23 Due J. and A. Friedlander. Government Finance Nomewood Illinois, 1977, p.139-145.
24 Dickermann D. und andere. Das Rationale Budget Kolner Universitats-Verlag 1971, р.137.
25 Strategie Planning aug Policy-N. Y. 1979, 68.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
■ приоритетность и последовательность деятельностей и сортировка ресурсов в условиях их ограниченности;
■ комплексный подход при изучении любой проблемы- рассмотрение любого вопроса или отдельной области деятельности, как системы. Отсюда и пояснение любой системы, как составной части системы верхнего разряда и подчинение целей и задач отдельным подсистемам общей цели системы;
■ разнообразие вариантов решений, путей и способов для достижения данной цели, что требует определения альтернативных вариантов действий;
■ оценка и сопоставление эффективности отдельных альтернатив на основе объективных критериев, с помощью системного анализа и его инструментария (моделирования, экономических -математических методов исследования и анализа величин, стоимости- эффективности и стоимости-полезности, метода операционных исследований, машинной и игровой имитации и т.д.);
■ непрерывность планирования или использования, так называемый, непрерывный горизонт планирования и осуществления необходимых корректировок планов и программ в процессе их реализации;
■ сочетание программно-целевого подхода в управлении финансирования программ в соответствии с уровнем достижения целей.
Отсюда следует, что базой для функционирования PPBS является применение экономического подхода к любой деятельности- объекту управления, управлению на основе системного подхода и анализа, финансированию на программно-целевой основе, которые по своей природе представляют собой три фундаментальные теоретические и методологические положения. Это доказывает и определяет PPBS, в качестве управленческой концепции с конкретными целями и задачами. Более существенными из них являются:
■ определение национальных целей
■ координация деятельностей на различных уровнях с этими целями;
■ анализ и стоимостная оценка возможных альтернативных действий;
■ повышение роли и эффективности контроля посредством финансирования.
Реальная координация деятельности управленческого аппарата и его направление на реализацию заранее определенных целей, является содержанием программирования. Стоимостная оценка возможных альтернатив, а также и их анализ и повышение роли, значения и эффективности контроля, все это связано с предоставлением средств, т.е. с финансированием, которое поясняется как самый существенный элемент системы. Это предполагает положительные характеристики PPBS, выраженные в:
■ возможности координации планирования и подготовки бюджета;
■ применения метода непрерывного планового горизонта, на основе которого становится возможным соподчинение и централизация процесса подготовки решений;
■ проведение многолетнего анализа, который позволяет оценить преимущества и недостатки каждого возможного решения (глобального и рационального), а отсюда следует и выбор адекватной целям альтернативы;
■ экономическое пояснение принятых решений с точки зрения полезности и целесообразности расходов;
■ зависимость реализации принятых решений с их финансированием, что является выражением одновременной экономии и эффективного использования ресурсов.
Делает впечатление, что PPBS представляет бюджет как выражение генеральной политики, которая определяет ресурсы, необходимые для реализации конечных целей управления. При этом система рассматривает деятельности, как промежуточный этап трансформации ресурсов в услуги и полезность каждой программы. А это, по своей природе, является выражением зависимости „затраты - эффекты", или основой для управления по результатам.
Конечно PPBS не лишена и недостатков. В виду того, что некоторые из целей и задач, имеют специфический характер, по мнению специалистов „главная трудность и главная слабость всей системы состоит в том, что из общих и общепризнанных культурно-специфических значений таких, как мир, свобода, безопасность, справедливость, образование и здравоохранение можно трудно сформулировать такие
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
подцели, которые могут служить в качестве результатных операционных инструментов текущей политики"26.
Помимо указанного, из политико-юридической точки зрения, система расширяет возможности и прерогативы исполнительной власти, в то время как законодательные такие снижаются. А это является основанием для возникновения конфликтов между ними.
Кроме всего этого, необходимо взять под внимание и то обстоятельство, что система PPBS не связана с годовым циклом составления бюджета. В результате этого не является необычной практикой дублирование решений, принятых на основе программ, синтезированных из различных аналитических исследований и определения будущих целей. Не всегда, однако, они являются согласованными с приоритетами и изменениями среды.
Не в последнюю очередь необходимо отметить, что большой документопоток и документооборот создают административные неудобства и усиливают бюрократические процессы. Это явилось причиной того, что в конце 60-х, в начале 70-х годов заимствованная из американской армии, система PPBS в гражданских структурах осталась на доктринальном и экспериментальном уровне развития.
В современных условиях, независимо от того, что ее популярность уменьшилась, модифицированные варианты системы PPBS оставили прочные следы в практике бюджетирования. Она была принята для применения и в странах - новых членах НАТО.
Одновременные адекватные различия между фазами управления - планирование, программирование и бюджетирование, анализ и соответствующая оценка их взаимодействия, действуют в пользу выбора этих стран. Речь идет об одном непреходящем достоинстве системы PPBS, что не следует недооценивать. Кроме того, она требует особого внимания и к соотношению между доходами и расходами. В частности, принимается во внимание фактическая цена трансформированных ресурсов, необходимых для достижения предопределенного результата, определенного как возможность или исполнение обязательства, которое заключается в поддержке управления по результатам, роле и месте программирования в управлении общественными процессами. Управление использует определенный инструментарий, необходим для воздействия на людей, который включает:
■ иерархию, организацию, в которой способ воздействия (по отношению к власти) заключается в подчинении, давлении сверху на человека с помощью принуждения, контроля над распределением ресурсов и так далее;
■ культуру, как выражение созданных и признанных обществом и организациями, групп ценностей, социальных норм, установок и стереотипов поведения, ритуалов, которые требуют поведения людей строго определенным образом;
■ рынок, выраженный сетью равных по горизонтали отношений, основанных на купле-продаже различных благ, на отношении к собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя. В действующих, реальных хозяйственных и общественных системах, они почти всегда есть. Важно установить, на что ставится приоритет и на что делается ставка больше всего.
И так как программирование сопровождается использованием указанного инструментария управления, обстоятельства, которое обеспечивает организацию, которая сама по себе является иерархической, с характерными отношениями к власти, подчинению и т.д., в которой есть „систематическое, сознательное объединение действий людей, ставящих перед собой задачу достижения определенных целей"27 поддерживает теорию, что оно является общим принципом управления. И то управления, ориентированного на результаты.
Более того, это обеспечение организации путем программирования может быть представлено как набор определенных составляющих компонентов. Речь идет о:
26 Dickerman D. и др. цит. изд. с.144.
27 Терзиев, В. Воздействие политикит на рынок труда для обеспечения занятости. Издательство „Дема Прес - Русе" 2013.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
■ связь цели с возможными средствами для достижения, выбора варианта и утверждение его в качестве необходимого;
■ изготовление, воспроизведение и настройка опережающего алгоритма или прототипа действий, ведущих к достижению цели;
■ структурирование этих действий определенным образом, придание им целесообразности и последовательности, без которых сами действия были бы только отдельные, фрагментарные действия, не связанные в единый процесс;
■ связь программы с агентами, мониторингом их действий по ее исполнению.
Отсюда следует, что программирование является важным элементом целенаправленной системы, особой разновидностью которой являются организационные системы.
По своей сути, организационная система - это такая система, назначением которой является координация действий целеустремленных частей, какими являются социальные группы и личности, и целенаправленность (средств и предметов деятельности) с глобальной целью, а именно получение определенного результата (конечного продукта).
Иначе говоря, программирование определенным образом и способом связывает целеустременную часть организационной системы со средствами и предметами деятельности. Таким образом, в организационной системе возникает иерархия, распределение властных -распорядительный и исполнительных функций между субъектами программы28.
В центре внимания, необходимо поставить сильную взаимосвязь между формами организационной системы и программирования. „Жесткая" (условно именуемая „административно-командная") организационная система, как правило, обуславливает соответствующие формы программирования и виды программ типа директивного плана. „Мягкая" („либерально-демократическая") система определяет только общие ориентиры и рекомендации для их достижения. На практике, однако, мы можем встретить и различные комбинации между „жесткими" и „мягкими" системами в многообразных формах
29
программирования29.
Это одна сторона взаимосвязи между формами организационной системы и программирования. Не следует игнорировать и другую сторону, при которой проявление выражается в противоположном воздействии на форму программирования и его продукты-программы на организационную систему. Изготовленная и зафиксированная в определенном виде программа может быть определена в форме системы. Изменения в программе (коррекции), как правило, приводят и к соответствующим изменениям в самой системе.
Программирование имеет непосредственное отношение и к другому исторически сформировавшемуся подходу управленческого воздействия. Речь идет о культуре. Здесь также просматривается глубокая взаимосвязь, коренящаяся в сути культуры. Она, культура, рассматривается как „специфический человеческий способ деятельности", как „совокупность устойчивых форм деятельности". Она лежит в основе жизнедеятельности отдельных индивидов или личной культуры, культуры социальной группы или классовой культуры, или культуры общества в целом. Такой подход дополняется аксиологической или ценностной сущностью, чье проявление состоит в том, что культура рассматривается как „совокупность человеческих ценностей", как все то, что возвышает, облагораживает, очеловечивает жизнь и человеческие отношения.
В последние годы все большее развитие находит социологический подход к культуре, согласно которому она понимается как „специфическая, генетически не наследуемая совокупность средств, методов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей с окружающей средой обитания, которую они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения".
28 Теория и методика социальной работы М. 1996. Теория социального управления К. 1996.
29 Теория и методика социальной работы М. 1996. Теория социального работы М.1996.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
С точки зрения социологического подхода, культура рассматривается как „система коллективно принятых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей... Культура - это коллективное программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы от другой".
Во внимание следует взять то, что общий уровень и особенности культуры в данном обществе оказывают существенное влияние на формы и содержание социального программирования.
Социальное программирование в его культурном выражении (аспекте), основывается на том, что только социальные отношения, способствующие развитию человеческой личности, могут создать все необходимые „предпосылки для „алгоритма культуры", как способа деятельности, ее приведения к последовательной рациональной, побеждающей стохастическую субъективность, стихийность неконтролируемость и могут стать предпосылкой тому, чтобы свободная человеческая деятельность постоянно обеспечивала выход на эти „алгоритмы", к возвышению способов деятельности, восстановленных собственными человеческими проявлениями творческих способностей".
В этом заключается и полное проявление сущности социального планирования- в его творческом воздействии на социальную действительность, обеспечение ее практического преобразования, в соответствии с адекватными познаваемыми ценностями человеческого мира.
Подход к культуре, как к кодифицированной системе (как правило, отражается на носителях различного рода) образцов и норм имеющих регулирующую и контрольную функцию в обществе, углубляет понимание ее взаимосвязи с социальным программированием.
Разработка имиджа и образа (модели) к действию, проявление которых заключается в программах во всех элементах, начиная от обнаружения цели и заключая проверкой полученного результата, на основе ценностей, ориентации субъектов, осознания и выбора наиболее значимых потребностей и одних или других способов их удовлетворения. Это в свою очередь, связано с нормативной стороной культуры, которая посредством программирования получает регулятивное управленческое решение. И здесь проявляется неоднозначность связи между программированием и рынком, путем его „невидимой руки".
На первый взгляд, делает впечатление противоречие между двумя категориями. Программирование, с его имманентным свойством к вводу систематизации, структурирования процессов, формализации воздействия на них и рынок, с его классическим свойством стихийного переплетения и столкновения различных общественных сил30.
При более углубленном рассмотрении сущности этих двух категорий, выделяется ряд моментов, которые их связывают. Прежде всего, следует различать социальное программирование с помощью рынка, как социального института и государственное программирование экономики, рыночного характера, а через нее и социальной сферы.
Первое из них выступает как социальное программирование, с помощью „невидимой руки рынка", открытое еще Адамом Смитом. „Невидимая рука рынка", программируя эгоистические интересы производителей и потребителей, направляет их к цели, согласно их намерений. Преследуя свои собственные интересы, они принимают такие меры, которые служат интересам общества31.
В соответствии с этим, эффективные социальные программы должны предусматривать выгоды от вложений в ту или иную их составляющую. Полностью финансируемые из государственного бюджета, публичные программы не являются эффективными, ни в экономическом, ни в социальном смысле, поскольку экономика в целом определяет благосостояние общества по существу.
Программно, Адам Смит выражает это утверждение принципом „Laisser faire", в соответствии с которым отдельные люди и предприятия должны действовать в экономике без вмешательства государства. В практике общественно-исторического развития того времени, в абсолютном виде ни в одной стране это положение не реализовано. Однако вмешательство государства в экономику до 20-го века является
30 Теория и методика социальной работы М. 1996. Теория социального работы М.1996.
31 Теория и методика социальной работы М. 1996. Теория социального работы М.1996.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
„пассивным", случайным и в большинстве случаев носит характер чрезвычайных мер во время войн или
" 32
косвенного регулирования с помощью законодательства и денежно-кредитной системы32.
В 20-м веке увеличивается системное вмешательство государства в экономическую и другие сферы общественный жизни. В этой общей тенденции одно из центральных мест занимает вопрос о соотношении государственного регулирования и рыночного саморегулирования. Опыт выделяет три принципа (модели) в процессе решения данного вопроса, а именно: СССР, группа стран Центральной и Юго-Восточной Европы, Центральной и Юго-Восточной Азии, известные как социалистические страны. Согласно общепринятой терминологии, „коммунистический блок" до начала 90-х годов, под влиянием марксистской доктрины и ее модификаций, реализовывал модель централизованного, директивно планированного экономического и социального развития, пренебрегающего влияние рынка. При этом в процессе секуляризации экономики все больше увеличивается значение сфер общественной жизни, прямо или твердо регулируемых данной
33
системой33.
В рамках этой модели были обнаружены ряд методов, в частности балансовый и нормативный, применимые практически в любой форме программирования. Конкретно, можно сказать, что эта модель дает толчок для разработки методологии и накопления ценного опыта социального планирования, социального проектирования и других форм социального программирования.
В принципиально другом направлении - до 30-х годов, развивается практика „пассивного" участия государства в экономике других стран, где термин „планирование", согласно замечанию Фридриха Поллок, это плохое слово (ругань). По его мнению „...глубокий экономический кризис 30-х годов, начался после бесчисленных других бедствий, и потряс основы западной системы производства, а также произвел революцию в экономическом мышлении"34.
Эта революция, связанная с использованием доктрины Дж. Кейнса, предполагает „активное" вмешательство государства, в том числе с помощью программирования экономической сферы. В начале 30-х годов в разных странах появляются проекты публичных программ, целью которых является понижение уровня безработицы и смягчение других проявлений кризиса (в частности, „план Папен" в Германии, „план Марке" и „План мобилизации экономики для создания нового социального порядка" во Франции), „Программа развития долины реки Теннесси в США" и др.35
Программирование начинает активно применяться в деятельности отдельных фирм, в заводах Форд, в компании „ Локхийд" и др.36.
Особый импульс программирования наблюдается после Второй мировой войны в Западной Германии (в связи с „планом Маршалла"), во Франции (Государственный план развития национальной экономики 1947г.-1952г.), в Японии и еще ряде других стран37.
В дальнейшем развитии государственного программирования в странах с рыночной экономикой, наблюдаются противоречивые явления, связанные то с усилением, то с сокращением государственного вмешательства в определенные социально-экономические и политические ситуации. В целом, „соединение" рыночных факторов с программированием становится одной из ведущих тенденций общественного развития.
32 Теория социальной работы М.1996.
33 Теория и методика социальной работы М. 1996. Теория социального работы М.1996.
34 Васильев, В. П. Социологическая проблема управления и социальной защиты. Социологические исследования//1999 №11.
Василюк, Ф. Е. Типология переживания различных критических ситуаций//Психологич. Журнал. 1995-№5 Т. 16, с. 104114.
35 Васильев, В. П. Социологическая проблема управления и социальной защиты. Социологические исследования//1999 №11.
Теория социального работы М.1996.
36 Васильев, В. П. Социологическая проблема управления и социальной защиты. Социологические исследования//1999 №11.
Теория социального работы М.1996.
37 Теория социальной работы М.1996.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
Тем не менее, тезис „Laisser faire" не забыт и не выброшен из политического лексикона. Он действует, как правило, на те общественные силы, которые содержат имманентные возможности каждой страны, способные покорить всех и все. Практически в каждой компании разрабатываются перспективные и текущие „бизнес-планы", маркетинговые проекты, программы для работы с персоналом и т. д.
В рамках программирования открываются и разрабатываются такие технологии, как „индикативное планирование", „планирование-программирование-бюджетирование" (PPBS) и др. Под эгидой международных организаций (ООН, Юнеско, ЕС, Всемирной организации труда и др.) разрабатываются международные социальные программы, ведущие отчетность рыночных условий при их реализации. В этой сложной структуре, даже на национальном уровне, не реализуется „закон о планомерном и пропорциональном развитии", согласно которому создается система тотального государственного директивного планирования. Она представляет систему, которая дает возможность развития определенной организации взаимодействия между заинтересованными участниками общественно значимых мероприятий.
Программирование- это механизм, который относится к классу очень сложных систем, в которых составляющие их элементы обладают достаточно большой свободой поведения. Взаимосвязь между элементами, а также самой системы с окружающей средой, отличается гибкостью и неустойчивостью. Порядок меняется стихией. Состав и структура системы не определены точно, а границы не обозначены конкретно. С объективной точки зрения, большая неопределенность и высокая степень неопределенности, характерные для системы, дают посредственное и „искаженное" представление и ее восприятие обществом. Это дает нам основания определить этот процесс как последовательно-стихийный.
Независимо от того это понятие выходит из плоскости политических и идеологических рассуждений с предметом „быть или нет" и используется в области общественного управления с требованием глубокой теоретической и методической переработки и методико-технологического осмысления, проявлением которого является разработка программ, как проявление предписательной (деонтической) стороны человеческой деятельности.
© Терзиев В.К., Стоянов Е.Н, 2016
УДК33
Э.Ю.Хиревич,
Студент С.В.Швейцер,
Студент
ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Российская Федерация
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Аннотация
В числе опасностей экономической безопасности стоит выделить криминальные угрозы, которые исходят от теневой экономики и экономической преступности. Главная роль по выявлению, предупреждению и раскрытию экономических преступлений относится к органам внутренних дел. МВД России проводится активная политика реструктуризации своих структурных подразделений.
Ключевые слова
Национальная безопасность, экономическая безопасность, Министерство внутренних дел России, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции, экономические преступления.