Научная статья на тему 'Роль и место системы оценки экологической безопасности строительства в структуре обеспечения экологической безопасности страны'

Роль и место системы оценки экологической безопасности строительства в структуре обеспечения экологической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
3587
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА / СИСТЕМА ОЭБС / СОЭБС

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Большеротов А.Л., Колчигин М.А., Шакиров А.Ю., Харькова И.Е.

Материалы данной статьи являются продолжением статьи, опубликованной в журнале «Жилищное строительство» № 7-2011, о создании в Российской Федерации общегосударственной системы экологической безопасности, основной частью которой является система оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место системы оценки экологической безопасности строительства в структуре обеспечения экологической безопасности страны»

Экологическое строительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

УДК 556

А..Л. БОЛЬШЕРОТОВ, канд. техн. наук, М.А. КОЛЧИГИН, А.Ю. ШАКИРОВ, И.Е. ХАРЬКОВА, инженеры, Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ)

Роль и место системы оценки экологической безопасности строительства в структуре обеспечения экологической безопасности страны

Материалы данной статьи являются продолжением статьи, опубликованной в журнале «Жилищное строительство» № 7-2011, о создании в Российской Федерации общегосударственной системы экологической безопасности, основной частью которой является система оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС).

Ключевые слова: экологическая безопасность строительства, система оценки экологической безопасности строительства, система ОЭБС, СОЭБС.

Необходимость создания общегосударственной системы экологической безопасности давно назрела [1]. Экологические проблемы стали глобальными и затрагивают уже всю человеческую цивилизацию. Однако создание эффективного механизма управления экологической безопасностью остается в перспективе, в том числе и в России. В основе государственной системы экологической безопасности находятся отраслевые системы экологической безопасности различных видов деятельности человека, таких как сельское хозяйство, транспорт, строительство и др. [2].

Экологическая безопасность строительства в этой структуре занимает ключевую роль - так любой вид деятельности человека начинается, как правило, с создания материальных объектов инфраструктуры, с их строительства. И именно на стадии проектирования объекта любого назначения, любой отрасли проводится первая оценка экологической безопасности будущего объекта.

Система оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС) является, в свою очередь, основным звеном в системе экологической безопасности строительства (СЭБС).

Для эффективного управления системой ОЭБС, для обеспечения оценки непрерывно во времени и пространстве необходимо создание межрегиональной, внетеррито-риальной структуры, обеспечивающей в комплексе все, что связано с экологической безопасностью, от выделения земельного участка под застройку до устранения возникших экологических проблем и привлечения к ответственности виновных в этом [3].

Территориальная привязка функционирования системы ОЭБС основывается на территории биотопа как минимальной территории естественной экосистемы (так как проводить оценку экологической безопасности без привязки к биотопу, равно как в медицине лечить часть заболевшего органа) и единице административной территории искусственной экосистемы.

Любое техногенное воздействие на окружающую среду должно оцениваться в комплексе, не только в месте возник-

новения экологической проблемы, но и с учетом самых отдаленных последствий на весь организм живой природы. Для решения такой задачи нужен большой объем разносторонних знаний.

Поэтому в основе функционирования системы ОЭБС должна лежать развитая система экологической информации. На основе этой информации оценивается экологическая ситуация в потенциальной точке территории, предполагаемой к застройке, и величина воздействия строительства минимум на биотоп или экосистему, в которой находится строительная площадка.

Но на предполагаемой территории ведется не только строительная деятельность, и не только строительство оказывает воздействие на состояние окружающей среды. Поэтому экологический фон территории складывается из суммарного воздействия различных видов человеческой деятельности. Суммирующая экологическая информация от всех видов деятельности, например сельского хозяйства, транспорта и т. д., должна накапливаться и обрабатываться в информационном межрегиональном, внетерриториальном центре. Структура информации должна складываться из фактических данных о состоянии окружающей среды и прогнозных данных о предстоящем воздействии по трем основным направлениям:

1. Данные экологического мониторинга обслуживаемой территории.

2. Данные общегосударственной системы экологической информации, например о возможном трансграничном воздействии или возможном воздействии с соседних территорий.

3 Данные предварительной прогнозной оценки предполагаемых видов деятельности. Например, о предполагаемом строительстве промышленного предприятия, предполагаемом сельскохозяйственном освоении земель, о предполагаемом сведении лесов при коммерческой лесозаготовке и т. д.

Эта информация является основой для оценки экологического потенциала и для оценки уровня экологической без-

Научно-технический и производственный журнал

Экологическое строительство

опасности территории. Кроме того, сводная информации о состоянии окружающей среды или возможном потенциальном воздействии на нее различных видов деятельности поступает в низшее звено системы экологической безопасности - в отраслевые информационные центры, например строительства, где учитывается при планировании хозяйственной деятельности, в частности нового строительства.

Обмен информацией между всеми звеньями государственной системы экологической безопасности позволяет обеспечить полноценный и достаточный уровень экологической информации на всей территории страны, необходимый для полного контроля состояния окружающей среды и принятия решений.

В настоящее время такая единая государственная система отсутствует. Но за состоянием окружающей среды наблюдают во многих структурах государственного и негосударственного надзора. Собираемая информация от различных ведомств и источников не обобщается и не используется полноценно. Наиболее слабым звеном в существующей системе обеспечения экологической безопасности является исполнение существующего природоохранного законодательства, а практически неуправляемой частью этого звена является устранение экологических и природоохранных нарушений.

К примеру, ценные земли сельскохозяйственного назначения запрещены к постоянной застройке. Однако существует законодательно установленный механизм, позволяющий любые сельскохозяйственные земли переводить в категории земель другого назначения, например под жилищное строительство. В результате ценнейшие сельскохозяйственные угодья уничтожаются строительством. Более того, застроенные незаконно земли практически нельзя вернуть в первоначальное положение. Во-первых, очень сложен юридический механизм возврата земель, во-вторых, уничтоженные строительством черноземы уже не будут плодоносить.

Кроме того, имеется множество нарушений Водного, Лесного, Воздушного, Земельного кодексов РФ, эти нарушения носят фактически массовый характер. Действительно, очень привлекательным является строительство жилищных, лечебных, рекреационных и прочих объектов на берегах рек, водоемов, в экологически чистых лесных массивах. Но существуют ограничения, связанные с санитарной безопасностью водных и лесных объектов, с безопасностью эксплуатации воздушного транспорта, с безопасностью эксплуатации газопроводов высокого давления и т. д. Кроме того, в соответствии со ст. 36 Конституции РФ каждый гражданин имеет право пользоваться общедоступными природными ресурсами для отдыха и разрешенной деятельности: лесными угодьями, водными объектами, воздушным пространством, землями общего назначения. Существуют и законодательно установленные нормы, обеспечивающие эти права, например общедоступная или охранная зона для водных объектов может быть от 5 м для любых малых рек длиной менее 10 км до нескольких сотен метров для более крупных объектов. Но в настоящее время эти нормы игнорируются и при выделении землеотво-дов под строительство, и особенно при строительстве и эксплуатации объектов. Запретная зона водного объекта незаконно включается в полученный недалеко землеотвод, и тем самым нарушаются и права граждан о пользовании водным объектом, предоставленным Конституцией РФ, и законодательная норма, установленная Водным и Земель-

ным кодексами, и санитарные нормы пользования водными объектами. Во многих регионах страны существуют берега рек, озер, морей, к которым полностью закрыт доступ на километры. Это противоправное явление носит настолько массовый характер, что превратилось в норму. Реагировать на такие нарушения практически некому. В системе надзора в стране отсутствует структура, которая обязана была бы пресекать любые нарушения еще на стадии земле-отвода и восстанавливать нарушенный порядок. Существующие надзорные органы могут заметить нарушение, а могут и не заметить. Никто не обязан обеспечивать 100% экологический порядок на территории. Более того, любые надзорные органы имеют территориальную принадлежность, взаимосвязь с местными властными структурами, с той или иной зависимостью от различных местных органов власти. Поэтому из-за коррупции существующей вертикали власти нельзя бороться с нарушениями внутри вертикали власти, будучи ее составной частью.

Для того чтобы система обеспечения экологической безопасности была независима от внешнего влияния и свободна в своей деятельности, ее организационная структура обязательно должна иметь независимый межрегиональный, внетерриториальный принцип организации.

Экологическая безопасность страны не менее важна, чем государственная безопасность в целом, обеспечиваемая Федеральной службой безопасности, Министерством внутренних дел, Министерством обороны и другими ведомствами. То же самое должно относиться и к органам экологической безопасности. Ведь принципиально нет никакой разницы, от чего умирать цивилизации - от ядерной угрозы или от загрязненной окружающей среды. Поэтому в системе обеспечения экологической безопасности, раз речь идет о безопасности, должны быть соответствующие права и полномочия органов, обеспечивающих ее.

Наиболее эффективным было бы сосредоточение в одних руках всех прав, полномочий и ответственности по обеспечению всех сторон экологической безопасности, от зем-леотвода до ликвидации объекта. В настоящее время все процедуры, связанные со строительством, находятся в разных, независимых друг от друга ведомствах. Рассмотрим существующий порядок (табл. 1), связанный со строительной деятельностью, его недостатки и сравним с предлагаемым порядком (табл. 2) организации системы экологической безопасности.

Существующий порядок обеспечения экологической безопасности строительства не выполняет поставленной задачи. Основная причина - отсутствие единого подхода к данной проблеме и отсутствие организационной структуры, реализующей поставленную задачу в полном объеме и при полной ответственности за результат.

Кроме того, крайне негативную роль играет в существующем порядке обеспечения экологической безопасности тот факт, что лицо, заинтересованное в реализации проекта строительства и в получении прибыли (или планируемого результата), одновременно должно обеспечить максимальную безопасность проекта. Это противоречие между двумя разнонаправленными целями и приводит в итоге к негативному результату.

При всех существующих системах обеспечения экологической безопасности строительства в разных странах, при всех попытках получить положительный результат в охране окружающей среды успехи невысоки.

Экологическое строительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Таблица 1

Этап Наименование этапа Примечание Недостатки Исполнитель

1 Выбор площадки Административный подход Без учета экологической целесообразности Заказчик + администрация территории

2 е и ен ^ 2 из Оценка существующего уровня (фона) экологической безопасности Не производится Не учитывается качество экологического состояния окружающей среды -

3 о со Расчет степени концентрации Не производится Не учитывается к,к -

4 о о о Ч £ ао 3 с 8 § [= О ср м о \о Экспертиза местоположения Производится с градостроительной, социальной, экономической позиций Не учитывается экологическая составляющая Заказчик, проектировщик

5 * и со е ит со е т Правовая экспертиза Производится только с позиций законности землеотвода и строительства Отсутствует законодательство по экологическим условиям застройки Заказчик

6 ва о е СБ и Экономическая экспертиза Обосновывает выгоду от строительства Не учитываются интересы экологии Заказчик

7 ит о о ва о СБ Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Делается с позиции обоснования безопасности строительства Необъективна, преследует цель доказательства возможности строительства Заказчик, проектировщик

8 о гД \о о ро 1= Экологическая экспертиза (ЭЭ) Формальное согласование ОВОС Формальность процедуры Государственная экологическая экспертиза

9 о в О Контроль экологической безопасности строительства Целенаправленно не ведется Инспекция экологических вопросов только по заявлению Государственная экологическая экспертиза

10 о е Контроль реакции экосистемы Не проводится Отсутствие контроля -

11 ои тр О Меры по предотвращению негативного воздействия В соответствии с проектом Незаинтересованность исполнителей Заказчик, подрядчик

12 и тс тс ии аи со Контроль воздействия на окружающую среду Контроль проектных показателей Не учитывает реакцию экосистемы на воздействие объекта Минприроды

13 О Контроль реакции экосистемы Не проводится Отсутствие контроля -

14 Ответственность за состояние экологии экосистемы Отсутствует Отсутствие ответственности порождает безнаказанность -

С одной стороны, прилагается достаточно много усилий по снижению негативного давления на окружающую среду, а с другой - ситуация постоянно ухудшается.

Для обеспечения поставленной международным сообществом цели «устойчивого развития» необходимо передать вопросы обеспечения экологической безопасности специализированной структуре, заинтересованной только в экологической безопасности, со всеми правами, обязанностями и полномочиями. Увязать вместе и получение максимальной прибыли от реализации проекта строительства, и максимальной экологической безопасности этого проекта невозможно. Надо жертвовать или прибылью, или экологией. Поэтому если в цели проекта стоит получение прибыли или какого-то иного результата, в жертву будут принесены вопросы экологии.

Рассмотрим и сравним существующий и предлагаемый порядок по обеспечению экологической безопасности строительства.

Принципиальное отличие состоит в том, что в первом случае различные этапы, связанные с экологической безопасностью строительства в период жизненного цикла объекта строительства (недвижимости), выполняются разными исполнителями или самим заказчиком объекта. Во втором предлагаемом варианте во всех этапах участвует единая организационная структура (СОЭБС), заинтересованная только в экологической безопасности и отвечающая за нее по закону. Это аналог любой развитой в современном обществе системы обеспечения необходимого результата - системы здравоохранения, отвечающей за здоровье населения; системы правопорядка, отвечающей за безопасность граждан и страны и т. д.

Любая идея строительства не может быть реализована без наличия площадки строительства. На этом первом этапе критерием выбора площадки строительства при существующем порядке реализации проекта, как правило, является экономический фактор. Местоположение площадки строительства должно обеспечить наибольшую экономическую эффективность проекта. Подбор площадки в связи с этим осуществляется заказчиком. Выбранная территория согласуется с местными органами власти, также заинтересованными в реализации проекта. Это и поступление налогов, и решение социальных и других задач административной единицы. Вопросы экологии при выборе площадки с точки зрения ее ухудшения при реализации проекта рассматриваются только в том случае, если они могут помешать реализации задуманного или существует явная угроза здоровью населения.

До настоящего времени при выборе площадки не учитывается экологический фон территории (величина экологического резерва, величина порога экологической безопасности) [4], из-за того что таких комплексных данных не существует и нет специализированного источника, способного предоставить такую информацию.

До настоящего времени при всей очевидности проблемы не учитывается уже имеющаяся концентрация объектов строительства (недвижимости) в районе выбранной площадки строительства. В результате такого подхода к выбору площадки на территории застройки появляется объект, которого по объективным экологическим показателям быть не должно.

Существующая система выбора площадки строительства, кроме того, имеет высокую коррупционную составляющую. Торговля земельными участками наиболее доходная

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Экологическое строительство

Таблица 2

Этап Наименование этапа Примечание Недостатки Исполнитель

1 о в Выбор площадки Экологический подход СОЭБС + заказчик при согласовании с Администрацией территории Учет экологической целесообразности

2 ео л г е з Оценка существующего уровня (фона) экологической безопасности Перманентный контроль Служба мониторинга СОЭБС Учитывается величина экологического фона территории

3 ие си л Расчет степени концентрации Производится Информационный центр СОЭБС Учитывается степень концентрации к*

4 о ель о адк оща Экспертиза местоположения Производится с градостроительной, социальной, экономической и экологической позиций СОЭБС Учитывается экологическая составляющая

5 ос м и ж ^ со д е ит р ва е р С ло р о Вы Правовая экспертиза Производится с позиций законности землеотвода и строительства, в т. ч. экологического Заказчик, СОЭБС Учет экологических требований

6 ва тс те ит о ^ ва Экономическая экспертиза Обосновывает выгоду от строительства Заказчик, СОЭБС Предусматривают затраты на обеспечение экологической безопасности

7 ро о так о р и Ё е Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Делается с позиции безопасности строительства СОЭБС Объективная оценка экологической безопасности строительства

8 е гД \о о л ро Экологическая экспертиза (ЭЭ) Отсутствует необходимость - Сокращение сроков, упрощение процедуры

9 ик ц о в Контроль экологической безопасности Непрерывный контроль Служба мониторинга СОЭБС Оперативный, непрерывный контроль

10 си зн ль е Контроль реакции экосистемы Непрерывный контроль Служба мониторинга СОЭБС Оперативный, непрерывный контроль

11 и ит о р О Меры по предотвращению негативного воздействия Оперативное реагирование Служба оперативного реагирования СОЭБС Оперативная реакция и предотвращение негативного воздействия

12 и я я аи Контроль воздействия на окружающую среду Непрерывный контроль Служба мониторинга СОЭБС Учитывается фактическое воздействие объекта

13 1 * О Контроль реакции экосистемы Непрерывный контроль Служба мониторинга СОЭБС Учитывается реакция экосистемы на воздействие объекта

14 Ответственность за состояние экологии экосистемы Полная ответственность СОЭБС Заинтересованная ответственность

Примечание. В табл. 1 и 2 красным цветом отмечены этапы, которые не выполняются при существующем порядке обеспечения экологической безопасности; желтым - частично выполняются; зеленым - полностью выполняются при существующем и предлагаемом порядке обеспечения экологической безопасности.

статья многих современных чиновников, и этот фактор отрицательно сказывается на экологической обстановке.

К этапу выбора площадки относится и проведение правовой экспертизы, которая должна установить законность предоставления земельного участка под данный вид строительства и законность самого строительства в рамках существующего законодательства. В связи с отсутствием необходимого экологического законодательства, устанавливающего экологические нормы при застройке территории, такая экспертиза проходит успешно при любой степени опасности объекта строительства.

Предлагаемый порядок этапа выбора площадки строительства лишен существующих недостатков и имеет ряд преимуществ.

В первую очередь меняется субъект права выбора. Это право должно быть передано организационной структуре СОЭБС, обеспечивающей экологическую безопасность данной территории. Накопленные данные в информационном центре СОЭБС о состоянии окружающей среды подотчетной территории показывают состояние ее экологического фона, а также степень концентрации застройки. Соответственно и наличие свободных площадок, где возможно дополнительное строительство, определяется по показателям экологического фона и степени концентрации. Свободные площадки предлагаются заказчику и при его согласии на застройку предварительно согласовываются с ад-

министрацией территориальной единицы. Ответственность структуры СОЭБС, в том числе юридическая за экологическую безопасность территории, обеспечивает максимальный учет экологических интересов и исключает коррупционную составляющую при выборе площадки строительства и землеотводе.

После выбора площадки строительства проводится проектирование объекта, и в рамках проектирования проводятся экономическая (технико-экономическое обоснование проекта) и экологическая экспертиза.

Экономическая экспертиза при существующем порядке проводится с целью оценки экономической эффективности проекта на стадии проектирования проектной организацией.

Экологическая оценка проводится в два этапа. На первом этапе заказчик выполняет оценку воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС), затем результаты ОВОС передаются на экологическую экспертизу в соответствующие государственные органы, где принимается окончательное решение.

Такая двухступенчатая система оценки экологической безопасности является неэффективной из-за организационного механизма ее проведения. ОВОС выполняется по заказу заказчика и за счет заказчика. Несмотря на то что к процедуре ОВОС должны привлекаться независимые эксперты, окончательные результаты ОВОС являются необъ-

Экологическое строительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

ективными. От ОВОС и экспертов, проводивших ее, требуется доказать безопасность намечаемого проекта и возможность его реализации, даже если есть какие-то потенциальные опасности. Поэтому работа независимых экспертов строится на необходимости доказательства экологической безопасности проекта и возможности его реализации. В противном случае при отрицательном результате теряется весь смысл оценки, так как пропадает смысл обязательной дальнейшей экологической экспертизы. Таким образом, при проведении ОВОС предопределен общий положительный результат, который может не совпадать с истинным состоянием дел.

Материалы ОВОС содержат в лучшем случае перечень воздействующих факторов с численными значениями количественных характеристик. Полностью отсутствуют комплексные показатели экологического фона территории, так как такая информация на сегодняшний день отсутствует, как и отсутствуют характеристики экосистемы, на которую предполагается воздействовать. В результате самый безобидный в экологическом плане объект может стать той последней каплей, при которой требуемая устойчивость и сбалансированность техногенной и природной окружающей среды будет нарушена.

После проведения ОВОС материалы проекта с разделом ОВОС передаются на экологическую экспертизу. Экспертиза должна подтвердить положительные выводы ОВОС или усомниться в них. Как правило, преобладает формальный подход: если все требования к ОВОС соблюдены и ее выводы положительные, то и нет оснований отказывать в согласовании проекта.

В предлагаемой системе оценки экологической безопасности недостатки существующей системы на этапе экономической и экологической экспертиз будут ликвидированы, а процедура экологической экспертизы упрощена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территориальная организационная структура системы ОЭБС, заинтересованная и юридически ответственная за экологическую безопасность обслуживаемой территории, берет на себя проведение экологической экспертизы всех намечаемых на ее территории проектов. Как экологический хозяин территории система ОЭБС заинтересована в безопасности всех проектов, что предполагаются к реализации. Система ОЭБС также заинтересована в сохранении существующей безопасности подконтрольной территории. Информационный центр СОЭБС обладает информацией обо всех необходимых параметрах окружающей среды, что дает возможность оценить допустимость реализации любого проекта на данной территории при ее экологических характеристиках.

Проведение экологической экспертизы силами СОЭБС при задаче не допустить реализацию экологически опасных проектов и юридической ответственности за принятое решение полностью отменяет какую-либо дополнительную экспертизу. Таким образом, экологическая оценка проводится в одну стадию, что сокращает сроки согласования проектов и упрощает данную процедуру.

Участие СОЭБС предполагается и в экономической экспертизе проекта, но в части подготовки технических условий для безопасной реализации намечаемого проекта, затраты на которые должны быть учтены в технико-экономическом обосновании проекта.

ИАЦЛОИЛПЬНЫ" ИССПЕГ.ОВАТЕПЬСКИа

М И 1 с и

А

МГСУ

90 ЛЕТ

Национальный исследовательский университет —

Московский Государственный Строительный Университет

проводит работы и научные исследования по комплексной экологической безопасности территорий и отдельных строительных объектов на базе современного высокоточного оборудования -мобильной экологической лаборатории анализа атмосферы, воды и почвы: оперативный контроль загрязнения воздуха промышленными выбросами, автомобильным транспортом и др. источниками;

контроль загрязнения акватории водных объектов, подземных и грунтовых вод;

оперативный анализ воды;

анализ загрязнения почвенного покрова;

оперативная оценка воздействия на окружающую среду различных физических факторов: теплового загрязнения, радиации, шума, излучений и т. д.

Для нового жилищного, рекреационного строительства и развития туризма:

разработка и создание экологического паспорта территорий; выявление и сертификация эталонных экологических территорий;

оценка степени концентрации строительства (недвижимости) урбанизированных территорий.

Е-mail: stae@mgsu.ru Тел.: (499) 183 25 83; (499) 188 05 03 лама Москва, Ярославское шоссе, 26

Научно-технический и производственный журнал

Экологическое строительство

Теоретически возможна реализация любого самого опасного проекта в любом месте, но при условии выполнения дополнительных работ, предусмотренных техническими условиями СОЭБС, по нейтрализации опасного воздействия. Однако выполнение технических условий СОЭБС может быть самым затратным в проекте, и экономическая экспертиза покажет его неэффективность.

После прохождения всех согласований и экспертиз наступает этап реализации проекта - непосредственного строительства.

В существующей системе обеспечения экологической безопасности на этом этапе не предусматривается никакого контроля и проверки, заложенных в ОВОС, экологических показателей. Весь контроль на этапе строительства сводится к инспектированию объекта рядом инспектирующих организаций разного профиля, не имеющих отношения к экологическим проблемам. В регламенте инспекций нет ни одной организации или ведомства, осуществляющего непосредственно экологический контроль. И за весь период строительства, а он может длиться годами, в существующем порядке обеспечения экологической безопасности не предусмотрено никаких мероприятий.

При наличии функционирующей системы ОЭБС период строительства объекта находится под постоянным контролем службы мониторинга СОЭБС, которая отслеживает любые отклонения от проектных показателей воздействия строительства на окружающую среду и одновременно контролирует реакцию экосистемы на это воздействие. В случае отклонения от нормы службы немедленного реагирования СОЭБС [2] принимают необходимые меры к восстановлению экологической безопасности. Это могут быть меры административного, экономического, технического и другого воздействия к виновнику нарушения. Службы системы ОЭБС соответственно должны иметь необходимые права и полномочия, предоставленные законом.

По завершении периода строительства объекта наступает период его эксплуатации. В это время необходимо проверить соответствие прогнозных показателей воздействия на окружающую среду, рассчитанных в ОВОС и фактических в эксплуатационный период.

При существующей системе контролю подвергаются в основном промышленные предприятия, которые по технологиям производства, заложенным в проекте, являются источниками загрязнения окружающей среды. Контроль осуществляется подразделениями Минприроды и местными экологическими, часто общественными организациями. Реакцию экосистемы на воздействие промышленного объекта, что является показателем точности прогнозных расчетов при разработке проекта предприятия, никто не учитывает и не анализирует. Но надо иметь в виду, что кроме загрязнения экосистемы еще существует обратная реакция живой природы на техногенное воздействие любого объекта, даже самого безопасного. К примеру, создание водохранилища при, казалось бы, чистом гидротехническом строительстве делит биотоп естественной экосистемы на две не связанные друг с другом части. Соответственно с изменением площади территории, с уменьшением кормовой базы меняется биоценоз экосистемы в качественном и количественном плане, происходит деградация экосистемы, вплоть до ее гибели [5, 6].

Региональное подразделение системы ОЭБС, ответственное за экологическую безопасность подконтрольной территории, обеспечивает непрерывный контроль состояния окружающей среды методами мониторинга, отслеживает реакцию экосистемы на техногенное воздействие всех объектов и каждого в отдельности в месте эксплуатации и обеспечивает немедленное реагирование в случае ухудшения экологической обстановки.

Эффективность обеспечения экологической безопасности строительства основывается на централизации всех вопросов, связанных с экологической безопасностью в одной, заинтересованной в обеспечении этой безопасности организационной структуре - системе ОЭБС. Возложенные на систему ОЭБС функции полностью охватывают жизненный цикл строительного объекта. А мотивация и заинтересованность в обеспечении экологической безопасности, базирующиеся на принципах функционирования, функциональных обязанностях СОЭБС, обеспечивают эффективную реализацию данного проекта.

Актуальность создания систем экологической безопасности, в том числе систем оценки экологической безопасности, обеспечивается необходимостью полноценного контроля экологической ситуации и эффективного управления ею. Понимание несовершенства существующего порядка обеспечения экологической безопасности в разных странах, в разных отраслях человеческой деятельности находит отражение в документах, в резолюциях различных международных, общероссийских форумов, конференций, семинаров, проводимых в последние годы. Так, в мае 2009 г. указом Президента РФ принята Доктрина национальной безопасности, в которой впервые появился специальный раздел экологической безопасности. Обеспечение экологической безопасности базируется на создании единой государственной системы оценки и создании организационных экологических структур.

Предлагаемая система оценки экологической безопасности строительства является своевременной и соответствует стратегии государственной политики в области охраны окружающей среды.

Список литературы

1. Большеротов А.Л. Система оценки экологической безопасности строительства. М.: АСВ, 2010. 216 с.

2. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Комплексная система экологической безопасности строительства // Жилищное строительство. 2010. № 12. С. 2-5.

3. Большеротов А.Л. Научные основы и подходы к формированию системы оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС) // Жилищное строительство. 2011. № 7. С. 44-47.

4. Большеротов А.Л., Большеротова Л.В. Методология оценки экологической безопасности техноприродных систем. М.: ГОУ ВПО МГУП. 2010. 398 с.

5. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Классификация уровней безопасности и качественного состояния экосистем. Ч. 1. Естественные экосистемы // Промышленное и гражданское строительство. 2010. № 12. С. 52-54.

6. Большеротов А.Л. Классификация уровней безопасности и качественного состояния экосистем. Ч. 2. Искусственные экосистемы // Вестник МГСУ. 2010. № 4. Т. 1. С. 57-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.