Научная статья на тему 'Комплексная система экологической безопасности строительства'

Комплексная система экологической безопасности строительства Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
332
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Теличенко В.И., Большеротов А.Л.

Обоснована актуальность комплексной экологической безопасности строительства и необходимость создания системы управления экологической безопасностью. Приведен критерий оценки экологической безопасности степень концентрации строительства (недвижимости) на урбанизированных территориях и ее влияния на окружающую среду. Предложена организационная структура системы оценки экологической безопасности строительства и общая структура комплексной системы экологической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная система экологической безопасности строительства»

Экологическое строительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

УДК 556

В.И. ТЕЛИЧЕНКО, д-р техн. наук, академик РААСН, А.Л. БОЛЬШЕРОТОВ, канд. техн. наук (bark1091@mail.ru), Московский государственный строительный университет

Комплексная система экологической безопасности строительства

Обоснована актуальность комплексной экологической безопасности строительства и необходимость создания системы управления экологической безопасностью. Приведен критерий оценки экологической безопасности - степень концентрации строительства (недвижимости) на урбанизированных территориях и ее влияния на окружающую среду. Предложена организационная структура системы оценки экологической безопасности строительства и общая структура комплексной системы экологической безопасности страны.

Ключевые слова: комплексная система экологической безопасности строительства, концентрация строительных объектов (недвижимости), коэффициент степени концентрации.

Экологическая безопасность - это такой же важный составляющий элемент безопасности страны, жизни и здоровья людей, как и экономическая безопасность, как безопасность рубежей страны.

Если проблемы обороны страны, экономической безопасности решают специализированные структуры с раз-

витой системой управления (министерство обороны, экономики, другие ведомства), то управление экологической безопасностью, в том числе экологической безопасностью строительства - основного техногенного фактора воздействия на окружающую среду, на качество жизни и здоровье людей, до настоящего времени комплексно не решено.

Отдельные исследования и практические шаги в этом направлении давно предпринимаются, но накопленный опыт и научный потенциал не используются в полной мере, что реально ощущается в повседневной жизни каждым человеком. Особенно актуальны вопросы управления экологической безопасностью в крупных городах и промышленных центрах, где накал экологических проблем зачастую перерастает в социальные и политические проблемы.

Последние социально напряженные ситуации в Москве и Московской области, связанные с экологией, широко освещались в СМИ и привлекли внимание общественности, властей города. В противостоянии между застройщиком и жителями г. Химки по вопросу вырубки лесного массива под автомагистраль Москва-Санкт-Петербург вынужден был

Рис. 2. Схема сбора и обмена экологической информацией информационно-аналитического центра

2

122010

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Экологическое строительство

Таблица 1

Наименование этапа Недостатки

Выбор площадки Без учета экологической целесообразности

е и н ф II Оценка существующего уровня (фона) экологической безопасности Не учитывается качество экологического состояния окружающей среды

° га = Р * и 1 Расчет степени концентрации Не учитывается к3к

Экспертиза местоположения Не учитывается экологическая составляющая

о 0 1 и * и в ^ е ф ^ 1- -0 £ ш СС в е СП Правовая экспертиза Отсутствует законодательство по экологическим условиям застройки

03 ей т ф и Экономическая экспертиза Не учитываются интересы экологии

_а Ц е т з О ^ т о а Ё ф ^ ю н а в о £ е о Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) Необъективна, преследует цель доказательства возможности строительства

С Экологическая экспертиза (ЭЭ) Формальность процедуры

о § ^ о в т Контроль экологической безопасности строительства Инспекция экологических вопросов только по заявлению

н н ф н со _а е т и о Контроль реакции экосистемы Отсутствие контроля

* ^ т О Меры по предотвращению негативного воздействия Незаинтересованность исполнителей

М « я Контроль воздействия на окружающую среду Не учитывает реакцию экосистемы на воздействие объекта

¡и и ^ О ^ Контроль реакции экосистемы Отсутствие контроля

Ответственность за состояние экологии экосистемы Отсутствие ответственности порождает безнаказанность

Таблица 2

Наименование округов Москвы Коэффициент концентрации строительных объектов (недвижимости) квк

к, = 0,68* к, = 0,3**

Центральный АО 5,06 2,23

Северный АО 6,2 2,74

Северо-Восточный АО 3,41 1,5

Восточный АО 6,28 2,77

Юго-Восточный АО 3,09 1,36

Южный АО 4,59 2,03

Юго-Западный АО 5,28 2,33

Западный АО 2,74 1,36

Северо-Западный АО 5,11 2,25

Зеленоградский АО 4,02 1,77

Средний по Москве 4,58 2,03

* к1 = 0,68 отражает максимально возможное количество автомобилей на 1000 жителей, имеющих право управлять автомобилем (лица от 18 лет). В основе данного коэффициента фактическая демографическая структура населения России. ** к1 = 0,3 отражает современное количество автомобилей на 1000 жителей (для России около 300 автомобилей).

вмешаться даже Президент страны. Такое развитие событий в очередной раз выявило отсутствие в Москве и в стране в целом системы управления экологической безопасностью, которая могла бы решать без вмешательства высших органов власти экологические проблемы. А существующее в стране большое количество общественных организаций и даже политических партий экологической направленности подтверждает в очередной раз тот факт, что забота об экологии в значительной мере лежит на добровольцах.

Однако, некоторые элементы обеспечения экологической безопасности уже существуют. В Москве, Санкт-Петербурге, в Раменском районе Московской области около 10 лет работают службы экомониторинга, обеспечивающие получение информации о состоянии окружающей среды. Отдельные городские поселения страны, крупные предприятия с опасным производством создают собственные службы экологической безопасности. Получает развитие создание подразделений экомониторинга на базе мобильных лабораторий.

Существует и государственная система экологической оценки строительства, состоящая из двух этапов - разработки ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду) и на ее

основе экологической экспертизы. В 2009 г. в стране проведено 96 тыс. экологических экспертиз (но неизвестно ни одного факта отказа в строи тельстве по экологической причине).

Разрозненные усилия на местах и существующая система экологической оценки в итоге все же не обеспечивают необходимой экологической безопасности строительства. Проблема в том, что существующая система охватывает очень узкий отрезок жизненного цикла строительного объекта на стадии разработки ИРД (исходно-разрешительной документации) и стадии проектирования. В табл. 1 представлен существующий порядок обеспечения экологической безопасности строительства на разных этапах в течение жизненного цикла объекта строительства. Оранжевым цветом отмечены этапы жизненного цикла строительства, где управления экологической безопасностью строительства не существует; желтым цветом отмечены этапы, где вопросы экологии в какой-то мере рассматриваются хотя бы формально, контролируются общественными организациями, а зеленым отмечены этапы, где экологическая безопасность может быть предметом интереса специализированных по экологии структур. Но и в этом случае эти структуры не связаны друг с другом, относятся к разным независимым ведомствам и не имеют единого управления.

В качестве примера неэффективности существующей системы экологической безопасности можно рассмотреть этап выбора площадки строительства, оформления земле-отвода и подготовки ИРД.

На карте Москвы [1] (рис. 1) фиолетовым цветом отмечены территории, где загрязнение воздуха промышленными выбросами и выхлопными газами автотранспорта превышает предельно допустимую концентрацию (в отдельных случаях это превышение достигает нескольких десятков раз). Такое загрязнение наносит вред здоровью людей, проживающих или работающих на данных территориях. Соответственно строительства на этих территориях новых техногенных объектов быть не должно. Однако несмотря на неблагоприятный экологический фон территорий

Экологическое строительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 3. Схема управленческого взаимодействия СОЭБС

и опасность для здоровья людей, строительство ведется везде практически без ограничений.

Научные исследования, проводимые в МГСУ в области экологической безопасности строительства [2], позволили выявить важный критерий оценки экологической безопасности строительства - степень концентрации строительства

(недвижимости) на ограниченной территории [3]. Этот показатель не связан с плотностью застройки территорий и отражает возможность дополнительной строительной нагрузки на ограниченную территорию по разным показателям качества жизни людей, в том числе и по экологическим [4]. Проведенная оценка степени концентрации по районам

Экосистема

СЭБС

СОЭБС

ф

СЭБС/Х

СОЭБ Сельского ,'— хозяйства

СЭБТ

СОЭБ ранспорта

а

СОЭБ Других видов деятельности

Рис. 4. Комплексная система экологической безопасности

Б

аЭ

I О

рз

О ф & Ю

I- О

I 5

рн

£ §

о

£

ГосСЭБ

Государственная СОЭБ

Система информации о трансграничных воздействиях

4

12'2010

Научно-технический и производственный журнал

-------ЖИЛИЩНОЕ ---

СТРОИТЕЛЬСТВО

Экологическое строительство

Москвы и отдельным городам Московской области показала, что практически все территории перегружены строительством и любое новое строительство только ухудшает экологическую обстановку (табл. 2, норма к$к - до 1).

Характерным примером перегрузки территории застройки является территория Москва-Сити, где на площади около 1 км2 планируется разместить до 240 тыс. рабочих мест и 130 тыс. жителей. Оценочный коэффициент степени концентрации строительства (недвижимости) будет иметь значение от 14 до 18 с пропорциональной величиной экологических и транспортных проблем.

Возможным решением обеспечения экологической безопасности строительства является создание комплексной системы управления экологической безопасностью, объединение управления всеми аспектами экологической безопасности в рамках единой специализированной структуры. В основе управления должен быть информационный центр, который в непрерывном режиме получает информацию о состоянии экологии на подконтрольной территории (рис. 2), в частности, о состоянии экологического фона в каждой точке территории, о состоянии экосистемы, о степени концентрации строительства (недвижимости), о предполагаемом строительстве. Эта же структура управления экологической безопасностью осуществляет независимую оценку воздействия на окружающую среду нового заявленного к строительству объекта, выполняет экспертизу местоположения объекта строительства, определяет экологически безопасные границы выбранной площадки строительства, осуществляет правовую экспертизу строительных проектов, контроль соблюдения границ землеотвода, оперативное реагирование при нарушении правовых экологических

норм, при нарушении экологических параметров проекта строительства, привлечение к административной или уголовной ответственности при нарушениях законодательства (рис. 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система оценки экологической безопасности строительства (СОЭБС) должна быть построена по внерегионально-му, внеадминистративному принципу, для исключения давления органов административного управления территорий. А также осуществлять взаимодействие с отраслевыми и межгосударственными структурами управления экологической безопасностью (рис. 4).

Создание системы комплексной экологической безопасности позволит обеспечить экологический контроль строительства в течение всего жизненного цикла строительного объекта, от возникновения идеи до ликвидации объекта.

Список литературы

1. Экология крупного города (на примере Москвы) / Под общей ред. А.А. Минина. М.: Пасьва. 2001. 192 с.

2. Большеротов А.Л. Влияние концентрации строительства на экологическую безопасность // Вестник МГСУ. 2009. № 4. C. 49-54.

3. Теличенко В.И., Большеротов А.Л. Эффект экологического резонанса при концентрации строительства (недвижимости) // Промышленное и гражданское строительство. 2010, № 6. С. 14-16.

4. Большеротов А.Л. Методика расчета коэффициента степени концентрации строительства // Теоретические основы строительства: Сб. трудов XIX Польско-словацко-российского семинара. Словакия. г. Жилина, 12-16 сентября 2010 г. М.: АСВ, 2010. С. 389-396.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

м и . с и

д

МГСУ

90 ЛЕТ

Национальный исследовательский университет —

Московский Государственный Строительный Университет

проводит работы и научные исследования по комплексной экологической безопасности территорий и отдельных строительных объектов на базе современного высокоточного оборудования -мобильной экологической лаборатории анализа атмосферы, воды и почвы: оперативный контроль загрязнения воздуха промышленными выбросами, автомобильным транспортом и др. источниками;

контроль загрязнения акватории водных объектов, подземных и грунтовых вод;

оперативный анализ воды;

анализ загрязнения почвенного покрова;

оперативная оценка воздействия на окружающую среду различных физических факторов: теплового загрязнения, радиации, шума, излучений и т. д.

Для нового жилищного, рекреационного строительства и развития туризма: разработка и создание экологического паспорта территорий; выявление и сертификация эталонных экологических территорий;

оценка степени концентрации строительства (недвижимости) урбанизированных территорий.

Е-mail: stae@mgsu.ru Тел. (499) 183 25 83; (499) 188 05 03 лама Москва, Ярославское шоссе, 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.