Научная статья на тему 'Роль и место русской демократической общественной мысли в творчестве С. М. Михайлова'

Роль и место русской демократической общественной мысли в творчестве С. М. Михайлова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С.М. МИХАЙЛОВ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / В.Н. ТАТИЩЕВ / М.М. ЩЕРБАТОВ / Н.М. КАРАМЗИН / ЧУВАШСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ / ИСТОРИЯ / S.M. MIHAJLOV / V.N. TATISCHEV / M.M. SHCHERBATOV / N.M. KARAMZIN / EDUCATION / THE CHUVASH EDUCATOR / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зенцов Павел Михайлович

Дан сравнительный анализ творчества С.М. Михайлова и творчества трёх знаменитых русских учёных В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина. Цель сравнения выявление внутренних связей и идей, которые мог почерпнуть С.М. Михайлов в работах этих учёных. В ходе исследования найдена общая идея, идея просвещения и борьбы с неграмотностью населения. Сделан вывод о важной роли идеи просвещения в творчестве С.М. Михайлова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF RUSSIAN DEMOCRATIC PUBLIC THOUGHT IN S.M. MIHAJLOV'S CREATIVITY

In article the author makes the analysis of creativity of S.M. Mihajlov and compares it to creativity of three well-known Russian scientifics: V.N. Tatischev, M.M. ShCherbatov and N.M. Karamzin. The comparison purpose is revealing of internal communications and ideas which S.M. Mihajlov in works of these scientists could gather. During research the general idea, idea of education and struggle against illiteracy of the population is found. In a final part the conclusion about the important role of idea of education in S.M. Mihajlov's creativity becomes.

Текст научной работы на тему «Роль и место русской демократической общественной мысли в творчестве С. М. Михайлова»

УДК 930.1

П.М. ЗЕНЦОВ

РОЛЬ И МЕСТО РУССКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ В ТВОРЧЕСТВЕ С.М. МИХАЙЛОВА

Ключевые слова: С.М. Михайлов, просвещение, В.Н. Татищев, М.М. Щербатов,

Н.М. Карамзин, чувашский просветитель, история.

Дан сравнительный анализ творчества С.М. Михайлова и творчества трёх знаменитых русских учёных В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина. Цель сравнения - выявление внутренних связей и идей, которые мог почерпнуть С. М. Михайлов в работах этих учёных. В ходе исследования найдена общая идея, идея просвещения и борьбы с неграмотностью населения. Сделан вывод о важной роли идеи просвещения в творчестве С.М. Михайлова.

P.M. ZENTSOV

ROLE AND PLACE OF RUSSIAN DEMOCRATIC PUBLIC THOUGHT IN S.M. MIHAJLOV'S CREATIVITY

Key words: S.M. Mihajlov, education, V.N. Tatischev, M.M. ShCherbatov, N.M. Karamzin, the Chuvash educator, history.

In article the author makes the analysis of creativity of S.M. Mihajlov and compares it to creativity of three well-known Russian scientifics: V.N. Tatischev, M.M. ShCherbatov and N.M. Karamzin. The comparison purpose is revealing of internal communications and ideas which

S.M. Mihajlov in works of these scientists could gather. During research the general idea, idea of education and struggle against illiteracy of the population is found. In a final part the conclusion about the important role of idea of education in S.M. Mihajlov's creativity becomes.

Каждый учёный, являясь самостоятельным членом научного сообщества, принадлежит к определённой ступени развития общества, в котором присутствуют социальные взгляды и идеи, характерные для общественного сознания этого времени. В начальный период своей научной деятельности учёный, как правило, опирается на огромный пласт знаний, накопленных предшествующими поколениями. Мы намерены обосновать роль и место прогрессивных учений выдающихся русских мыслителей XVIII-XIX вв. в творчестве известного чувашского просветителя своего народа С.М. Михайлова (1821-1861). В осуществлении этой идеи мы исходили из наследия трех знаменитых русских учёных: В.Н. Татищева, М.М. Щербатова и Н.М. Карамзина, чьи идеи унаследованы С.М. Михайловым.

Его жизненный путь может стать примером стремления к науке и просвещению. Спиридон Михайлович Михайлов (Яндуш) родился 28(16) декабря 1821 г. в околотке Юнгапоси дер. Юнго-Ядрино Янымовского сельского общества Татаркасинской волости Козьмодемьянского уезда Казанской губернии (ныне дер. Юнгапоси Моргаушского района Чувашской Республики). Восьми лет Спиридон был отдан на воспитание и обучение в город Козьмодемьянск к купцу Т.Ф. Михееву. Но сам учёный позже отмечал, что купец мало занимался его обучением. Первой наставницей С.М. Михайлова в Козьмодемьянске была жившая у Михеева русская женщина Анна Кузьминична Дворникова. С ее помощью Спиридон начал понимать и разговаривать по-русски, выучил азбуку и научился читать. Потом его на учебу отдали к мещанину, служившему в городовом магистрате. Однако эта учеба не удовлетворяла Спиридона [1, с. 18].

Документальных данных об окончании С.М. Михайловым какого-либо учебного заведения нет. Однако, как писал В.К. Магницкий, работавший инспектором школ Казанской губернии и собравший много материалов о жизни и деятельности С.М. Михайлова, он обучался в какой-то школе. В архивных документах имеются сведения о намерениях С.М. Михайлова в 1834 г. отправиться в Казань для продолжения своего образования. Это признание С.М. Михайлова не может не свидетельствовать о завершении им курса обучения в одном из учебных заведений Козьмодемьянска и получении в подтверждение этого официального документа. Но

мечта не осуществилась из-за того, что дальнейшее продолжение образования без покровительства в то время было невозможно. Образование тогда тоже требовало не только духовных, но и материальных затрат, поэтому С.М. Михайлову пришлось наниматься на работу очень рано [4, с. 43]. Работая штатным переводчиком в Козьмодемьянске, он продолжает научную и творческую деятельность.

Он принимает активное участие и в работе различных научных организаций России. Так, в 1853 г. С.М. Михайлов избирается членом-сотрудником Российского географического общества, а с 1856 г. стал членом-корреспон-дентом Казанского губернского статистического комитета, который являлся одним из крупных научных центров страны по изучению Среднего Поволжья. Большое внимание Яндуш (С.М. Михайлов) уделяет теоретической разработке и реализации идеи просвещения. Девизом всей его творческой деятельности можно считать выражение: «Все мои мысли, все мои желания клонят к тому, чтобы ... своих единоплеменцев повлечь за собой. Будет уже жить им в невежестве!» [1, с. 27]. Но мысли о просвещении народа как о способе борьбы за социальную справедливость не могли возникнуть на пустом месте. В своём стремлении Спиридон Михайлов опирался на опыт учёных мыслителей XVIII-XIX вв. Одним из выдающихся учёных-историков, чьи идеи просвещения проходят сквозь всю его творческую деятельность, был В.Н. Татищев.

Василий Никитич Татищев (1686-1750), несомненно, самая крупная фигура в русской историографии XVIII в. Ему принадлежит семитомная «История Российская», составленная на основе редких и несохранившихся до наших дней источников, а также ряд сочинений по географии, экономике, политике и философии [7, с. 12].

Термин «история» понимается Татищевым как дела, деяния или приключения, охватывающие как человеческие, так и природные (или даже сверхъестественные) происшествия. С «историей наук и ученых» связана развиваемая Татищевым теория всемирного умопросвещения, разделяющая исторический процесс на этапы «просвясчения ума»: до изобретения письменности, от изобретения письменности до пришествия Христа, от пришествия Христа до «обретения теснения книг» и от изобретения книгопечатания до современности [7, с. 23]. Периодизация и классификация истории, приводимые Татищевым, не случайны; они отражают существенное для просветительской философии представление о порядке. Прежде всего, порядок знаменует строй истины и, соответственно, порядок истории - это истинная форма познания прошлого. Для Татищева идея просвещения была тесно связана с понятием науки в общем и истории в частности. О пользе грамотности и науки в целом для просвещения общества писал и Спиридон Михайлов. Идеи просвещения проникли в творчество многих учёных, и у каждого они имели свои определённые особенности.

Например, знаменитый учёный М.М. Щербатов в своих работах проводил идею просвещения через сатирическое высмеивание пороков человека. Князь Михаил Михайлович Щербатов (1733-1790), являлся автором «Истории российской с древнейших времен». М.М. Щербатову принадлежат произведения политического, сатирического и утопического характера, в частности, памфлет «О повреждении нравов в России», сочетающий историческое исследование с мемуарами и сатирой, и утопия «Путешествие в землю Офирскую г. С., шведского дворянина» [2, с. 41].

М.М. Щербатов объяснял исторические события путём исследования психологического состояния действующих в истории лиц. Такая история получила название прагматической. Прагматическая историография оперирует экстраординарными мотивами, т.е. аффективно-волевыми состояниями сознания. На основе психологической причинности М.М. Щербатов пытался раскрыть внутренний детерминизм исторических событий, т.е. увидеть в калейдоскопе эмпирических фактов проявле-

ние единой и неизменной человеческой природы. На конкретных исторических примерах человеческая природа раскрывается через нравы и страсти исторического деятеля, руководствующегося в своих поступках не только разумом, но и сердцем. Значение нравов и страстей в истории поясняется понятиями добродетели и порока. Так, добродетели - это нравы, приводящие к укреплению государства, пороки - нравы, повреждающие государство [2, с. 43]. Автор пытается с помощью сатиры акцентировать внимание читателей на пороках современного ему общества.

Сатирический элемент в произведениях М.М. Щербатова был конкретизирован и сравнением истории с современностью. Предметом просветительской сатиры также стали нравы и предрассудки, которые посредством высмеивания и посрамления должны быть исправлены. В основе сатирического взгляда на историю лежит убеждение в неизменности человеческой природы, благодаря которой между историческими и современными событиями устанавливается смысловое тождество. Во многих своих произведениях Спиридон Михайлов с помощью сатиры выявлял пороки современного ему общества.

Но и просвещение ума у Татищева, и исправление нравов у Щербатова, не в состоянии дать сущность характера реализации идеи просвещения, без творчества Николая Михайловича Карамзина. Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766-1826), реализовано созданием таких произведений, как «Письма русского путешественника» (1791-1792), «Записка о древней и новой России» (1811) и двенадцатитомной «Истории государства Российского» (1818-1829). В них он сформулировал свои общественно-политические взгляды и философско-исторические пристрастия. Впрочем, более корректно говорить не о философии истории Н.М. Карамзина, а скорее о его историческом мировоззрении. Ориентиром для Н.М. Карамзина в этом плане был М.М. Щербатов. Изложение истории оба учёных ведут по князьям и царям. Главная их идея - дать портрет исторических деятелей, описать «действия и характеры» исторических лиц, представить их «нравственную физиономию» [6, с. 29]. Основным их приемом становится психологизм. Основная философско-историческая установка сводится к нравоучительности и назидательности истории. Именно в этом стремлении в Карамзине наиболее удачно сошлись ученый-историк и писатель-художник. Но моральное значение история может иметь только для настоящего. Отсюда связь истории с современностью: в истории сконцентрирован опыт прошлого, она - основа для объяснения настоящего и пример для будущего. Цель истории вполне утилитарна: «питая нравственное чувство упрочивать счастье человека и пользу общества» [6, с. 29]. Нравоучительность истории сказывается в способности историка анализировать прошлое и делать выводы о нравственности того или иного поступка. Так, Н.М. Карамзин, прежде всего, берет исторических деятелей для иллюстрации добродетелей или пороков. В то же время история принадлежит к вещам возможным и является предметом нашего воображения, поэтому она «расширяет пределы нашего собственного бытия» [6, с. 31]. Таким образом, просвещение у Карамзина имеет назидательно-воспитывающий характер. В своё время «История государства Российского» Н.М. Карамзина и его мнение о роли истории и науки в целом в просвещении народа и ликвидации безграмотности повлияли на Спиридона Михайлова [3, с. 94]. Опираясь на опыт учёных, предшествовавших ему, Спиридон Михайлов создал своё виденье просвещения, где сатирические и воспитывающие произведения дополнялись обширной практической деятельностью по искоренению безграмотности.

Просветительская деятельность С.М. Михайлова проходила в следующих направлениях: глубокое изучение состояния просвещения и школьного дела среди чувашей и других нерусских народов Поволжья и раскрытие важнейших причин неудовлетворительной постановки обучения и воспитания детей трудящихся; борьба за открытие школ для чувашских и марийских детей; разработка

организационных мер для улучшения воспитательной работы в школах; работа по созданию художественных произведений и дидактических рассказов для детей и молодежи; исследование истории, этнографии чувашей, марийцев, русских и распространение научных знаний среди молодежи; разработка теоретических вопросов воспитания и образования чувашской молодежи [5, с. 28].

С.М. Михайлов на протяжении всей своей жизни интересовался состоянием просвещения, сущностью школьной работы и бытом детей. Он читал литературу по этим вопросам, внимательно изучал педагогический опыт народа по воспитанию детей, непосредственно знакомился с работой школ на местах, встречался с учителями, родителями, советовался с ними. Большое место в его деятельности занимал вопрос выяснения причин безграмотности чувашского народа и способов их ликвидации [5, с. 29].

Чувашский просветитель понимал, что из-за отсутствия школ дети трудового народа из чувашей вообще не имеют никакой возможности для получения даже начального образования. В деревнях, населенных чувашами, почти не было грамотных людей, умеющих хотя бы читать и писать. С.М. Михайлов, сам с большими трудностями сумевший получить образование в уездном городе Козьмодемьянске, анализируя состояние образования среди чувашей к началу 30-х годов XIX в., писал: «В тогдашнее время чуваши грамотность считали за великую науку, совершенно недоступную их детям, так как между чувашами грамотеев почти не было, а если были кое-какие, то волостные писаря. отдавали их в солдаты для искоренения грамотности между чувашами» [5, с. 29].

Таким образом, Спиридон Михайлов воспринял идею просвещения и применил её на практике, для борьбы с безграмотностью. Идея просвещения ума как способа преодоления безграмотности, заложенная В.Н.Татищевым, в творчестве Спиридона Михайлова была усилена и выразилась в практических действиях по просвещению чувашского народа, таких, как открытие школ и создание чувашского букваря. Во многих своих произведениях и всей своей творческой деятельностью он доказывал, что просвещение и наука есть стержень для создания общества социальной справедливости.

Щербатовское внимание к порокам и добродетелям представляет собой другую грань просветительской деятельности. Через выявление пороков, их сатирическое усиление М.М. Щербатов, а затем и Спиридон Михайлов, боролись с этими проявлениями человеческой натуры, и их произведения становились не только просветительской, но и назидательной литературой.

Идея просвещения, выраженная в творчестве Н.М. Карамзина, включала в себя и просвещение ума через занятия наукой, и борьбу с пороками. Основной же смысл просвещения по Карамзину - воспитание потомков через изучение истории. Н.М. Карамзин использует деяния предков для воспитания у молодёжи мировоззрения, способствующего социальному прогрессу. В творчестве Спиридона Михайлова воспитательный аспект присутствует во многих произведениях.

Таким образом, общественно демократическая мысль в творчестве Спиридона Михайлова выразилась идеей просвещения народных масс. Просвещение ума, сатирическое изображение пороков и воспитательное воздействие истории вошли в произведения Спиридона Михайлова как комплексный элемент его творчества, став незаменимой частью мировоззрения автора.

Литература и источники

1. Димитриев В.Д. О Чувашском учёном и писателе середины XIX века С.М. Михайлове и его сочинениях о чувашах, марийцах и русских Волжско-Сурского края: учеб. пособие / В.Д. Димитриев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2003. 218 с.

2. Дмитриева И.А. Щербатов М.М. // Историки России. Биографии / под ред. А.А. Чернобае-ва / И.А. Дмитриева. М.: Рос. полит. энциклопедия, 2001. С. 41-48.

3. Данилова А.П. Литературно-публицистическая деятельность С.М. Михайлова // Духовность и научное наследие С.М. Михайлова (Яндуша): сб. науч. ст. / А.П. Данилова, И.Я. Тенюшев. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С. 74-97.

4. Егоров Д.Е. Спиридон Михайлович Михайлов: истор. пед. очерк / Д.Е. Егоров. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1968. 9о с.

5. Егоров Д.Е. Просветительская деятельность С.М. Михайлова // Духовность и научное наследие С.М. Михайлова (Яндуша): сб. науч. ст. / Д.Е. Егоров. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. С.21-30.

6. Шмидт С.О. Карамзин Н.М. // Портреты историков: время и судьбы: в 2 т. Т. 1. Отечественная история / С.О. Шмидт. М.; Иерусалим: Университетская книга^еБИапп, 2000. С. 25-38.

7. Юхт А.И. Василий Никитич Татищев // Портреты историков: время и судьбы: в 2 т. Т. 1. Отечественная история / А.И. Юхт. М.; Иерусалим: Университетская книга, Gesharin, 2000. С. 11-25.

ЗЕНЦОВ ПАВЕЛ МИХАЙЛОВИЧ - аспирант кафедры философии и политологии, Марийский государственный университет, Россия, Йошкар-Ола ([email protected]).

ZENTSOV PAVEL MIHAYLOVICH - post-graduate student of chair of philosophy and political science, Mari State University, Russia, Yoshkar-Ola.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.