Научная статья на тему 'Роль и место приоритетного национального проекта «Здоровье» в развитии регионального рынка медицинской техники'

Роль и место приоритетного национального проекта «Здоровье» в развитии регионального рынка медицинской техники Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
313
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕХНИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вдовина С.Д.

Статья посвящена проблемам развития рынка медицинской техники в регионе в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Представлена информация о результатах реализации национального проекта «Здоровье» в части оснащения лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием. Обоснована необходимость в принятии дополнительных мер по развитию национального приоритетного проекта «Здоровье» в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и место приоритетного национального проекта «Здоровье» в развитии регионального рынка медицинской техники»

УДК 332.122

РОЛЬ И место приоритетного

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗдОРОВЬЕ»

в развитии регионального рынка медицинской техники

с. д. ВдОВИНА,

аспирант кафедры менеджмента Е-mail: svetlanaees@maM. ш Академия управления «ТИсБИ», г. Казань

Статья посвящена проблемам развития рынка медицинской техники в регионе в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Представлена информация о результатах реализации национального проекта «Здоровье» в части оснащения лечебно-профи-лактическихучреждений медицинским оборудованием. Обоснована необходимость в принятии дополнительных мер по развитию национального приоритетного проекта «Здоровье» в регионе.

Ключевые слова: региональный рынок, медицинская техника, национальный проект «Здоровье», здравоохранение, высокотехнологичная медицинская помощь.

В последнее время происходит переосмысление места и роли здравоохранения как в жизни общества, так и в экономике государства. Действительно, здравоохранение, с одной стороны, является самостоятельным крупным сектором экономики, который оказывает огромное влияние на социально-политическую систему, а с другой стороны — это социальная сфера и общественный институт, состояние которого находится в прямой зависимости от общей социально-экономической ситуации, сложившейся в стране.

Правомерно считать здравоохранение отдельной полноправной отраслью народного хозяйства страны, которой сейчас придается особый государственный статус. Сегодня еще нет полной определенности, к какой сфере — производственной или непроизводственной — следует отнести здравоохранение. Однако в последнее время наме-

тилась тенденция считать, что труд в сфере охраны здоровья по своему экономическому содержанию является производительным. Следовательно, здравоохранение — это отрасль, принимающая участие в создании национального дохода и, соответственно, валового внутреннего продукта. Стоит отметить, что сегодня деятельность в области здравоохранения стала настолько связанной с использованием разнообразных технических средств, что с экономической точки зрения ее можно называть медико-производственной, а саму медицину считать производственной отраслью экономики [1].

Однако постперестроечный период внес свои коррективы, что привело к снижению эффективности отечественной системы здравоохранения. Результатами этого структурного перекоса стали недостаточная обеспеченность участковыми врачами, низкая оснащенность лечебно-профилактических учреждений диагностическим оборудованием и проч. Эти факторы существенно снизили качество оказания первичной медицинской помощи, что привело к высокому уровню хронических и запущенных заболеваний, к инвалидизации населения.

К тому же постперестроечный период продиктовал новую эпоху развития России — переход к рыночным отношениям. Все, что когда-то было государственным, стало переходить в частные руки. Так появилось понятие «рынок медицинской техники». Причем основные условия возникновения рынка соблюдены. Есть покупатели

— лечебно-профилактические учреждения (около 80 %), население, доля которого в приобретении медицинской техники наименьшая по причинам технической простоты и невысокой стоимости продукции. Есть поставщики — заводы-изготовители, дистрибьюторы, крупные оптовые фирмы, мелкие оптово-розничные компании. Несмотря на наличие за рубежом крупных концернов, специализирующихся на производстве медицинских изделий, уровень консолидации в глобальном масштабе очень низок. Здесь нет доминирующих игроков, как в фармацевтике, а доля самых крупных и диверсифицированных производителей (Johnson & Johnson, Siemens, GE Healthcare) в общих продажах медицинского оборудования и инструмента не превышает 18 %.

Крупные компании в основном ориентированы на массовое производство стандартной продукции. Однако в медицине номенклатура используемого оборудования и материалов, во-первых, очень широка, и, во-вторых, очень быстро обновляется по мере развития медицинских исследований [3]. Действует Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Однако говорить о существовании рынка медицинской техники, а тем более регионального рынка, нужно осторожно. Все бюджетные деньги находятся в Минздраве РТ. Поэтому каждая закупка оборудования в лечебном учреждении зависит, в первую очередь, от выделенных денег. Стихийное принятие решения о покупке не позволяет бюджетным учреждениям поддерживать долгосрочные отношения с одним и тем же поставщиком. Поэтому говорить об уровне монополизации рассматриваемого рынка крайне сложно. Покупается что подешевле, а потом это оборудование простаивает из-за отсутствия денежных средств и договоров на постгарантийное обслуживание. Конечно, крупные медицинские центры, республиканские больницы оснащены хорошей техникой, но ведь речь идет и об обычных городских поликлиниках и больницах. Тем не менее рыночные отношения, на взгляд автора, какие бы они ни были, существуют, пусть и в стихийной форме.

В развитии здравоохранения в целом, и рынка медицинских изделий в частности, есть положительные моменты. Так, с 1 января 2006 г. стартовал проект «Здоровье», который получил статус «национального приоритетного проекта» и был разработан для реализации предложений Президента РФ по совершенствованию медицинской помощи

в Российской Федерации. Почему именно в это время были приняты такие масштабные меры в социальной сфере?

Акцент на повышении доступности и качества — не новые темы. Развитию таких отраслей, как здравоохранение, образование, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, уделялось существенное внимание, в частности в посланиях Президента России Федеральному Собранию в 2004 и 2005 гг. Заявленные Президентом России социальные инициативы являются продолжением курса на инвестиции в человека. Эти инициативы развивают проводимый экономический курс, определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики, сельского хозяйства. К 2005 г. для решения заявленных задач сложились благоприятные условия.

Во-первых, у государства появились финансовые ресурсы, которые в значительном объеме могли быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции.

Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности новая система избрания руководителей субъектов Федерации, создало новые административные возможности, а именно, обеспечение согласованных действий всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.

В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно — еще и на два последующих. Горизонты экономического планирования расширяются — у граждан растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи — большую четкость и детализацию.

В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, что именно на обозначенных приоритетах должны сосредоточиваться усилия государства [5].

Говоря о месте и роли национального проекта «Здоровье» в развитии рынка медицинской техники, необходимо отметить, что в рамках реализации национального проекта можно выделить три основных направления:

1) повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи;

2) усиление профилактической направленности здравоохранения;

3) расширение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

- 15

Основное внимание уделяется укреплению первичного медицинского звена (муниципальные поликлиники, участковые больницы). Одной из задач направления является укрепление материально-технической базы диагностической службы ам-булаторно-поликлинических учреждений, скорой медицинской помощи, женских консультаций.

Другое направление проекта — обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью, включающее в себя следующие основные задачи:

• увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

• строительство новых центров высоких медицинских технологий, подготовка для этих центров высококвалифицированных врачей и среднего медицинского персонала.

Из вышеизложенного следует, что основная цель приоритетного национального проекта «Здоровье» заключается в финансировании всех сфер здравоохранения, в т. ч. в части обеспечения лечебных учреждений медицинской техникой.

Реализация проекта в 2006 г. осуществлялась из средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов в соответствии с Федеральными законами — от 26.12.2005 № 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год», от 22.12.2005 № 171-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования» и от 22.12.2005 № 173-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования на 2006 год». На реализацию мероприятий проекта были предусмотрены в 2006 г. денежные средства в объеме 88,4 млрд руб. [4].

В 2006—2007 гг. в ходе реализации первого этапа приоритетного национального проекта в лечебно-профилактические учреждения было поставлено диагностического оборудования на сумму 14,3 млрд руб. (42,9 % — российского производства) и медицинского автотранспорта (скорая помощь, реанимобили) на сумму 3,7 млрд руб. (100 % — российского производства). В 2007 г. в лечебно-профилактические учреждения поставлено диагностического оборудования на сумму 15,5 млрд руб. (45,5 % — российского производства) и медицинского автотранспорта (скорая помощь, реанимобили) на сумму 3,7 млрд руб. (100 % — российского производства). Доля российской продукции по другим группам закупаемых в рамках приоритетного национального проекта изделий медицинской диагностической техники (электрокардиографы, ультразвуковая медицинская техника, эндоскопическая медицинская техника, лабораторная медицинская техника) — до 20 % [3].

16 -

Разработка проекта открыла широкие горизонты для развития как рынка медицинской техники, так и здравоохранения в целом.

Обращаясь к истории, следует вспомнить, что в России на государственном уровне производство медицинской техники (в основном медицинского инструмента) было организовано еще в начале XVIII в. в городе Санкт-Петербурге. Завод этот (в советское время названный «Красногвардеец») за 285 лет существования много чего вынес, самое памятное — это обеспечение мединструментом и другой медицинской техникой госпиталей и больниц во время войны в 1941—1945 гг. Завод много лет выпускал большое количество медицинских приборов, аппаратов и инструментов.

Однако в 1980-х гг. уровень оснащения здравоохранения медицинской техникой стал вызывать все больше нареканий как со стороны больниц, так и со стороны граждан. И вот 12 августа 1988 г. Совет министров СССР принимает беспрецедентное постановление № 997 «О первоочередных мерах по повышению технического уровня, увеличению производства изделий медицинской техники и улучшению обеспечения ими учреждений здравоохранения в 1989—1995 годах и в период до 2000 года». К сожалению, этому постановлению не суждено было воплотиться в жизнь [2]. Многое было передано в частные руки, заводы перестали функционировать.

Поэтому национальный проект «Здоровье» необходимо рассматривать как инструмент государственного воздействия на поддержание отечественного здравоохранения, ведь частный сектор инвестиций в здравоохранение (а тем более в медицинскую технику) практически не осуществляет. Основными ожидаемыми результатами реализации проекта выступают следующие:

• повышение престижа труда медицинских работников первичного звена здравоохранения, в участковую службу должны прийти молодые квалифицированные специалисты;

• повышение качества и доступности первичной медицинской помощи;

• повышение квалификации участковых врачей;

• оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений необходимым диагностическим оборудованием, а, следовательно, снижение сроков ожидания диагностических исследований;

• обновление автопарка больниц скорой помощи, вследствие чего повысится оперативность работы службы «скорой помощи»;

36 (93) - 2010

• организация дополнительной бесплатной иммунизации населения;

• организация массового обследования новорожденных детей на наследственные заболевания;

• снижение сроков ожидания и повышение доступности дорогостоящей высокотехнологичной медицинской помощи, особенно для жителей удаленных районов благодаря строительству новых медицинских центров, обеспечение прозрачности очереди на получение высокотехнологичной помощи

за счет введения системы «листов ожидания». Говоря об исполнении проекта в регионе в части поставок медицинской техники, нужно отметить, что только за 2006—2007 гг. в Республике Татарстан укрепление поликлиник оборудованием позволило улучшить следующие показатели (см. таблицу).

Всего же за это время по национальному проекту в республику поступило и освоено 432 единицы диагностического оборудования на сумму 424, 57 млн руб. (см. рисунок). В этот период на полученном диагностическом оборудовании проведено свыше 2 млн 845 тыс. исследований.

За 2007 г. по проекту «Здоровье» республика получила из федерального бюджета субвенций, субсидий, диагностического оборудования, санитарного транспорта, медицинских услуг, лекарственных и иммунобиологических препаратов, тест-систем, расходных материалов на сумму 2 млрд 691 млн руб., что составило 98,5 % от прогноза. В 2008—2009 гг. основные денежные средства по национальному проекту в РТ выделялись в основном на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.

Однако, обращаясь к программе проекта за период 2009—2010 гг. и вплоть до 2012 г., не находим статьи расходов, выделенных на оснащение лечеб-

Оснащение диагностическим оборудованием поликлиник Республики Татарстан в рамках проекта «Здоровье»

но-профилактический учреждений медицинским оборудованием. По направлению «Развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний» денежные средства выделены в основном на подготовку и переподготовку кадров, на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу первичного звена, на диспансеризацию взрослого населения, на профилактику инфекционных заболеваний, и на новое мероприятие — обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, профилактические мероприятия. А где же выделенные средства на новые флюорографы? Все ведь прекрасно понимают, что старая техника опасна как для пациентов, так и для врачей.

По направлению «Повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи» денежные средства выделены на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, однако, количество учреждений в целом по России, участвующих в данных мероприятиях составило в 2009 г. — 49, в 2010 г. — 48, в 2011 и 2012 гг. по плану 48 и 68 соответственно.

Влияние оснащения медицинским оборудованием на работу поликлиник

№ Показатель Результат

п/п Увеличение Сокращение

1 Пропускная способность До 30 %

2 Время ожидания приема врача — С 35 до 16 мин

3 Срок ожидания плановой госпитализации — 20 %

4 Число пациентов, пролеченных в круглосуточных и дневных стационарах — 3,6 %

5 Охват населения флюорографическим обследованием Составил 95 % —

6 Срок ожидания диагностических исследований — На 3 дня, составляет 1 неделю

На повышение доступности и качества оказываемой населению Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи в 2009 г. согласно Программе реализации приоритетных национальных проектов выделено 43 млрд руб., из них 9 млрд руб. — на введение в эксплуатацию 11 центров из 14 запланированных. В настоящий момент действуют 3 центра: Федеральные центры сердечно-сосудистой хирургии в г. Астрахани и г. Пензе, Федеральный центр травматологии, ортопедии и эндопротезирования в г. Чебоксарах. По плану до 2012 г. строительства новых центров не намечается (достроить бы заявленные).

Таким образом, цифры показывают, что реанимирование здравоохранения в целом, и медицинской промышленности в частности — возможно, приоритетный национальный проект «Здоровье» на данном этапе играет в нем практически последнюю роль.

Радует, что это направление получило развитие в рамках проекта, однако, заметим, что в 2009 г. Республика Татарстан не была профинансирована по данному проекту, имея при этом, к примеру, крупнейший республиканский онкологический центр. Да и в 2008 г. в Республику Татарстан поступило оборудование всего на сумму 3 099 тыс. руб.

Вновь обращаясь к Программе, видим, что в целях снижения смертности от онкологических заболеваний начнется оснащение лечебно-диагностическим оборудованием 6 федеральных онкологических центров и 47 онкологических учреждений субъектов Федерации. Продолжатся мероприятия по развитию службы крови и донорства, в том числе 119 учреждений службы крови будут оснащены современным оборудованием, будет создана единая информационная база доноров. В целях снижения смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в каждом субъекте Федерации будут созданы региональный сосудистый центр и три первичных сосудистых отделения, оснащенных современным медицинским оборудованием. В мероприятиях будет задействовано 213 учреждений здравоохранения [6].

Итак, проанализировав приоритетный национальный проект «Здоровье» с точки зрения его влияния на развитие регионального рынка медицинской техники, приходим к выводу, что начало было положено хорошее: грамотно расставлены приоритеты, выделены финансовые средства, определены новые рычаги власти. Об этом говорит и статистика. Однако, увы, каким был ярким старт, таким же стало яркое падение. И это в большей степени касается высокотехнологичной медицинской

18 -

помощи, а именно, строительство федеральных центров высоких медицинских технологий. И опять же статистика. С 2006 г. шло муссирование темы ввода в эксплуатацию 14 центров в Российской Федерации. Население надеется и ждет. Тем временем денежные средства выделяются, но «воз и ныне там». Как отмечалось выше, только 3 центра введены в эксплуатацию. Об остальных в средствах массовой информации сообщают, что они строятся, но где-то не хватает денег. Хотя ясно, что здравоохранение относится к такой отрасли социальной сферы, в которой порой промедление даже на минуту может обернуться смертью.

Подводя некоторый итог, отметим, что одними из препятствий в развитии регионального рынка медицинской техники является узкая направленность внутреннего рынка и слабые позиции российских производителей на внешнем рынке. Российский рынок медицинской техники слишком мал для генерации денежных средств в масштабе, который необходим для финансирования и реализации новых разработок. Без выхода на внешний рынок наши предприятия никогда не смогут составить серьезной конкуренции зарубежным производителям.

Согласно данным ВОЗ к 2007 г. общемировые затраты на приобретение медицинской техники достигли 240 млрд долл. (для сравнения: объем мирового рынка станкостроения оценивается примерно в 60 млрд долл.). На США, страны Европейского Союза и Японию приходится 82 % всех покупок медицинского оборудования в мире. Только в США в этой отрасли занято более 411,4 тыс. человек.

Базой для столь мощного «перекоса» служат сверхвысокие душевые затраты на здравоохранение, и медицинское оборудование в частности. Так, в 2006 г. США, Европейский Союз и Япония истратили на медицинское оборудование 287, 250 и 273 долл. на душу населения соответственно. В остальном мире такие расходы в среднем составляют порядка 6 долл. на душу населения, а в странах Африки к югу от Сахары — 2,5 долл. В этом ряду Россия, приобретающая медицинскую технику на сумму чуть более 20 долл. в год (на 1 человека), вполне может претендовать на роль «середняка». Даже с учетом небольшой разницы в ценах реальный физический разрыв в количестве оборудования (не говоря уже о качестве) составляет примерно 8 раз [3].

Поэтому, очевидно, остается надежда лишь на принятие дополнительных мер по развитию национального приоритетного проекта «Здоровье». Реальность удручает: невыделение денежных средств Республике Татарстан в последние годы

в рамках проекта отрицательно сказывается на функционировании системы регионального здравоохранения.

Список литературы

1. Виленский Ф. В., Федосеев В. Н. Российский медико-технический рынок: состояние, проблемы, перспективы // Экономический вестник фармации. 2002. Вып. № 10. С. 13—17.

2. Дощицын Ю. Ф. Задачи, стоящие перед медицинской промышленностью России, и пути их решения с учетом реализации национального проекта «Здоровье». URL: http://www. momt. info/association/bulletin/21/workassociation/ medtechnicsproductions/medproblems.

3. Медицинская промышленность. URL: http://www. minprom. gov. ru/activity/med/return/0.

4. Национальные проекты: их суть и ход реализации.

URL: http://www. rogwu-center. ru/doc/analitical_ detail. php?ID=346.

5. Почему именно сейчас предложены такие масштабные меры в социальной сфере? URL: http://www. rost. ru/main/what/02/02.shtml.

6. Программы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» на 2009—2012 годы. М.: Кремль, 2008.

7. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Республике Татарстан в 2006—2007 гг. Министерство здравоохранения Республики Татарстан / под ред. А. З. Фаррахова; А. Ю. Вафин, Р. С. Залалдинов, Р. Ф. Батыршин. Казань, 2008.

и полиграфические работы

ф

Тел.:8-499-166-61-80 http://dipak.ucoz.ru/

Издания любой сложности

• книги • журналы

• проспекты • буклеты

• рекламная продукция

Товаросопроводительная, деловая и представительская документация

Оперативность Высокое качество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.