Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАННО-КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: НАУЧНЫЙ ОБЗОР'

РОЛЬ И МЕСТО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАННО-КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: НАУЧНЫЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
919
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАННО-КОНВОЙНАЯ СЛУЖБА / КОНВОИРОВАНИЕ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ЖАНДАРМЕРИЯ / СЛУЖБА МАРШАЛОВ США

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майоров В.И.

В статье на основе использования сравнительно-правового метода исследуются модели организации охранно-конвойных подразделений органов внутренних дел в России и зарубежных странах. Рассматривается опыт Франции, Испании, США, Казахстана, Украины. В качестве ключевых объектов сравнения выбраны ведомственная принадлежность, структура и функции подразделений, осуществляющих охрану и конвоирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных. Выявлены общие и особенные черты в моделях организации охранно-конвойных подразделений, их роль и место в правоохранительных системах рассмотренных стран. Определено, что в Российской Федерации охранно-конвойные подразделения имеются в составе нескольких федеральных органов исполнительной власти и выполняют задачи по охране и конвоированию различных категорий лиц. Правоохранительные системы стран ближнего зарубежья (Украины и Казахстана) обладают некоторым сходством с российской системой, однако функции по охране и конвоированию в них возложены на специальные подразделения национальных гвардий. В странах Западной Европы схожие функции в области охраны правопорядка выполняют полиция и жандармерия (гвардия). Наибольшей спецификой организации охранно-конвойной службы характеризуются США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND PLACE OF SECURITY AND CONVOY SERVICE UNITS IN THE LAW ENFORCEMENT SYSTEMS OF RUSSIA AND FOREIGN COUNTRIES: SCIENTIFIC REVIEW

By using comparative legal analysis, the author of the article studies the models of organizing the security and convoy service units of law enforcement agencies in Russia and foreign countries. The experience of France, Spain, USA, Kazakhstan, Ukraine is considered. Departmental affiliation, structure and functions of the units that carry out the protection and escort of persons suspected and accused of committing crimes, as well as convicts, are chosen as the key objects of comparison. Common and special features of the models of organizing the security and convoy service units, as well as their role and place in the law enforcement systems of the countries under consideration, are revealed. It is determined that in the Russian Federation security and convoy units are the part of several federal executive bodies and they carry out the tasks of protecting and escorting various categories of persons. The law enforcement systems of the neighboring countries (Ukraine and Kazakhstan) have some similarities with the Russian system, but the functions that concern protecting and escorting in these countries are assigned to special units of the National Guard. In Western Europe, the police and the gendarmerie (guard) perform similar law enforcement functions. The security and convoy service of the United States is characterized by the greatest specifics of its organization.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАННО-КОНВОЙНОЙ СЛУЖБЫ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: НАУЧНЫЙ ОБЗОР»

Раздел 7. Компаративистика и зарубежный опыт

МАЙОРОВ В.И., доктор юридических наук, профессор, 1955715@rambler.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, 625049, г. Тюмень, ул. Амурская, 75

MAYOROV V.I.,

Doctor of Legal Sciences, professor, 1955715@rambler.ru Chair of administrative activities of the internal affairs bodies; Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Amurskaya St. 75, Tyumen, 625049, Russian Federation

Роль и место подразделений охранно-конвойной службы в правоохранительных системах России и зарубежных стран: научный обзор

Аннотация. В статье на основе использования сравнительно-правового метода исследуются модели организации охранно-конвойных подразделений органов внутренних дел в России и зарубежных странах. Рассматривается опыт Франции, Испании, США, Казахстана, Украины. В качестве ключевых объектов сравнения выбраны ведомственная принадлежность, структура и функции подразделений, осуществляющих охрану и конвоирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также осужденных. Выявлены общие и особенные черты в моделях организации охранно-конвойных подразделений, их роль и место в правоохранительных системах рассмотренных стран. Определено, что в Российской Федерации охранно-конвойные подразделения имеются в составе нескольких федеральных органов исполнительной власти и выполняют задачи по охране и конвоированию различных категорий лиц. Правоохранительные системы стран ближнего зарубежья (Украины и Казахстана) обладают некоторым сходством с российской системой, однако функции по охране и конвоированию в них возложены на специальные подразделения национальных гвардий. В странах Западной Европы схожие функции в области охраны правопорядка выполняют полиция и жандармерия (гвардия). Наибольшей спецификой организации охранно-конвойной службы характеризуются США.

Ключевые слова: охранно-конвойная служба; конвоирование; структура; функции; национальная гвардия; жандармерия; Служба маршалов США.

Для цитирования: Майоров В.И. Роль и место подразделений охранно-конвойной службы в правоохранительных системах России и зарубежных стран: научный обзор // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2021. N 4 (58). С. 61-70.

The role and place of security and convoy service units in the law enforcement systems of Russia and foreign countries: scientific review

Annotation. By using comparative legal analysis, the author of the article studies the models of organizing the security and convoy service units of law enforcement agencies in Russia and foreign countries. The experience of France, Spain, USA, Kazakhstan, Ukraine is considered. Departmental affiliation, structure and functions of the units that carry out the protection and escort of persons suspected and accused of committing crimes, as well as convicts, are chosen as the key objects of comparison. Common and special features of the models of organizing the security and convoy service units, as well as their role and place in the law enforcement systems of the countries under consideration, are revealed. It is determined that in the Russian Federation security and convoy units are the part of several federal executive bodies and they carry out the tasks of protecting and escorting various categories of persons. The law enforcement systems of the neighboring countries (Ukraine and Kazakhstan) have some similarities with the Russian system, but the functions that concern protecting and escorting in these countries are assigned to special units of the National Guard. In Western Europe, the police and the gendarmerie (guard) perform similar law enforcement functions. The security and convoy service of the United States is characterized by the greatest specifics of its organization.

Keywords: security and convoy service; escorting; structure; functions; National Guard; Gendarmerie; the United States Marshals Service.

For citation: Mayorov V.I. The role and place of security and convoy service units in the law enforcement systems of Russia and foreign countries: scientific review // Legal Science and Law Enforcement Practice. 2021. No. 4 (58). P. 61-70.

Введение

Одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации является охрана и конвоирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - охрана и конвоирование). Реализация соответствующих задач в системе МВД России возложена на подразделения охранно-конвойной службы полиции.

В зарубежных странах существуют различные модели организации охранно-конвойных подразделений, характеризующиеся спецификой ведомственной принадлежности, подчиненности, структуры, а также выполняемых функций. В связи с этим актуально проведение сравнительно-правового исследования организации ох-ранно-конвойной службы и аналогичных структур, функционирующих в России и за рубежом.

Описание исследования

В Российской Федерации специфика деятельности конвойных подразделений состоит в том, что конвоирование является неотъемлемой частью не только уголовно-исполнительных, но и уголовно-процессуальных правоотношений, направленных на обеспечение возможности участия подозреваемого (обвиняемого) в следственных действиях и судебном рассмотрении уголовного дела [1, с. 23].

Функции конвоирования и охраны в нашей стране относятся к компетенции структурных подразделений нескольких органов, среди которых:

1. Подразделения охранно-конвой-ной службы полиции территориальных органов внутренних дел, находящиеся в подчинении МВД России. К ним относятся:

а) подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;

б) подразделения по охране и конвоированию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

в) подразделения по содержанию лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений*.

Порядок деятельности конвойных подразделений полиции определяется различными нормативными правовыми актами МВД России**. Система подразделений ОВД, осуществляющих содержание, охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых, по уровням управления имеет следующую структуру. На уровне МВД России функционирует Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, выполняющее управленческие, координационные и контрольные функции по содержанию, охране и конвоированию задержанных, подвергнутых административному аресту и заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений***' В субъектах Российской Федерации в территориальных

* Вопросы организации полиции: указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 10. Ст. 1336.

** Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел: приказ МВД России от 22 нояб. 2005 г. N 950; Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых: приказ МВД России от 25 мая 2004 г. N 309 и др. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

*** Об утверждении Положения о Главном управлении по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 18 июля 2011 г. N 849. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

органах МВД России в состав управлений (отделов) обеспечения общественного порядка входят управления (отделы) полиции по руководству охранно-конвойной службой. Низовые конвойные подразделения полиции по охране и конвоированию сформированы в виде полков, батальонов, рот, взводов - в зависимости от обслуживаемой территории и объема работы. На местном уровне в ОВД также функционируют изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в которых осуществляются прием, содержание, охрана и конвоирование данных лиц, надзор за их поведением, соблюдение режима содержания и изоляции.

2. Подразделения, выполняющие функции охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе (далее -УИС).

В 1997 году в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний началась передача УИС МВД России в ведение Минюста России*. В 2004-2005 годах была создана Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России)**, а в 2009 году - Управление охраны и конвоирования ФСИН России, являющееся специальным подразделением УИС по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам. На подразделения охраны и конвоирования ФСИН России приходится более 60 % от общего числа конвоируемых лиц [1, с. 25].

3. В структуре Министерства обороны Российской Федерации функции конвоирования выполняют воинские части или военные комендатуры гарнизонов для охраны «в военных судах лиц, содержащихся в дисциплинарных воинских частях, под стражей на гауптвахтах»***.

* О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД России: указ Президента Российской Федерации от 8 окт. 1997 г. N 1100 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. N 41. Ст. 4683.

** Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний: указ Президента Российской Федерации от 13 окт. 2004 г. N 1314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 42. Ст. 4109.

*** О военных судах Российской Федерации:

федер. конституционный закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. N 26. Ст. 3170.

Таким образом, полномочия по охране и конвоированию в Российской Федерации распределены между несколькими ФОИВ**** в зависимости от их компетенции, а также от категорий лиц, подлежащих конвоированию.

При изучении проблематики организации охранно-конвойной службы в Российской Федерации представляет интерес зарубежный опыт. Не вызывает сомнений то, что ведомственная принадлежность, структура и функции конвойных подразделений в той или иной стране отражают национальную специфику и складываются под влиянием исторического развития правоохранительной системы. В связи с этим в первую очередь необходимо проанализировать опыт организации охран-но-конвойных подразделений в странах ближнего зарубежья, среди которых для предметного исследования автором были выбраны Украина и Казахстан.

После распада СССР в рамках реформирования правоохранительной системы в Республике Казахстан и Республике Украина начался процесс поиска и апробации наиболее оптимальных способов устройства и правового регулирования системы охранно-конвойной службы. В конце советского периода актуальной была проблема ведомственной принадлежности, разграничения сфер деятельности и полномочий между внутренними (конвойными) войсками, действующими в системе исполнения наказаний, с одной стороны, и подразделениями конвойной службы милиции - с другой.

Истоки данной проблемы лежали во включении в 1968 году охранно-конвой-ных подразделений МВД СССР в состав внутренних войск, которые находились в двойном подчинении МВД СССР и Минобороны до 1989 года. В постсоветский период внутренние войска как воинские формирования с правоохранительными функциями были в том или ином виде воссозданы в государственно-правовых системах бывших советских республик, в том числе в Республике Украина и Республике Казахстан. При этом с определенными коррективами были реципированы многие положения советского законода-

**** ФОИВ — федеральный орган исполнительной власти.

тельства, касающиеся правового регулирования деятельности внутренних войск [2, с. 72].

В августе 1991 г. части внутренних войск МВД СССР, дислоцированные на Украине, были переведены под ее юрисдикцию*. На их основе были созданы, во-первых, Внутренние войска как особое воинское формирование в составе МВД Украины, на которое возлагались правоохранительные функции, в том числе по охране и конвоированию**, во-вторых, Национальная гвардия Украины*** (в 2000 году Национальная гвардия была расформирована).

Таким образом, на Украине, отражая преемственность опыта СССР, функции охраны и конвоирования осужденных, а также арестованных и подозреваемых в совершении преступлений, первоначально были возложены на специальные подразделения внутренних войск. В 1996 году был создан Государственный департамент Украины по вопросам исполнения наказаний (в 2010 году преобразован в Государственную пенитенциарную службу Украины) - структура, аналогичная ФСИН России. Департаменту были переданы полномочия надзора, а с 2000 года - и охраны в учреждениях исполнения наказаний. Однако полномочия по охране и конвоированию по-прежнему были закреплены за Внутренними войсками МВД Украины.

В результате реорганизации правоохранительной системы, начавшейся в стране в 2014 году, Внутренние войска были расформированы, а на их основе в системе МВД Украины создана Национальная гвардия Украины как военное

* О подчинении Украине внутренних войск, которые дислоцируются на ее территории: указ Президиума Верховной Рады Украины от 30 авг. 1991 г. N 1465-Х // Ведомости Верховной Рады Украины. 1991. N 44. Ст. 592.

** О войсках внутренней и конвойной охраны: закон Украины от 26 марта 1992 г. N 2235-Х // Там же. 1992. N 29. Ст. 397. (Утратил силу).

*** О порядке введения в действие Закона Украины «О Национальной гвардии Украины»:

постановление Верховной Рады Украины от

4 нояб. 1991 г. N 1775-XII. URL: https://zakon. rada.gov.ua (Утратило силу).

формирование с правоохранительными функциями и как правопреемник Внутренних войск МВД, к которому перешли полномочия по охране и конвоированию. Согласно законодательству на Национальную гвардию Украины возлагаются обязанности по конвоированию лиц, взятых под стражу и осужденных к лишению свободы, во время их экстрадиции в Верховный Суд и иные судебные органы, изоляторы временного содержания, а также по их охране в зале суда****. Перечень объектов конвоирования и категорий лиц, подлежащих конвоированию, определяется совместно министром внутренних дел Украины и соответствующими учреждениями исполнения наказаний. Для реализации данных функций в структуре Национальной гвардии Украины созданы специальные батальоны конвойной службы, находящиеся в подчинении МВД.

Вместе с тем некоторые функции по конвоированию и охране, в том числе по содержанию изоляторов временного содержания, были сохранены за милицией и пришедшей ей на смену с 2016 года Национальной полицией Украины. Необходимо констатировать, что на протяжении всего периода существования Украины как независимого государства для нее характерны перманентные изменения в структуре правоохранительных органов в целом и внутренних войск в частности. В полной мере это повлияло и на организацию охранно-конвойной службы.

Как и в Республике Украина, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 21 апреля 2014 г. N 807 внутренние войска МВД Республики Казахстан были преобразованы в Национальную гвардию Республики Казахстан, которая входит в систему органов внутренних дел наряду с полицией, УИС и военно-следственными органами*****.

**** О Национальной гвардии Украины: закон Украины от 13 марта 2014 г. N 876-VII // Законодательство стран СНГ: база данных. URL: http://base.spinform.ru

***** Об органах внутренних дел Республики Казахстан: закон Республики Казахстан от 23 апр. 2014 г. N 199-V. URL: https://online. zakon.kz

К числу полномочий Национальной гвардии Республики Казахстан, перешедших к ведомству от внутренних войск, относится конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также осуществление контроля и надзора за поведением лиц, содержащихся в учреждениях УИС*.

Осуществление конвойной деятельности в Республике Казахстан регламентируется Правилами конвоирования подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденными приказом МВД Республики Казахстан от 2 декабря 2016 г. N 1122**. Правила разграничивают компетенцию подразделений органов внутренних дел в рассматриваемой области, определяя, что основным субъектом, реализующим функции охраны и конвоирования, являются подразделения Национальной гвардии Республики Казахстан. Однако в случае отсутствия в населенном пункте по месту дислокации учреждения УИС таких подразделений конвоирование обвиняемых и осужденных осуществляется подразделениями Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Республики Казахстан.

Как отмечается в исследованиях, методология сравнительного правоведения помогает выявить типичное и уникальное в объектах сравнения, а после выявления типичного - сопоставить общее и особенное [3, с. 11].

Проведенный анализ позволяет определить в качестве общей черты правоохранительных систем Украины и Казахстана наличие Национальной гвардии как отдельной силовой структуры, созданной на базе внутренних войск и наделенной полномочиями по охране и конвоированию. Следует отметить, что в Российской Федерации в 2016 году также была создана Федеральная служба войск национальной гвардии (далее - Росгвар-

* О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан: указ Президента Республики Казахстан от 21 апр. 2014 г. N 807 / / Инф.-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан. URL: https:// adilet.zan.kz

** См.: Там же.

дия), ФОИВ, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в следующих сферах: деятельность войск национальной гвардии Российской Федерации, оборот оружия, частная охранная деятельность, частная детективная деятельность, вневедомственная охрана***.

Войска национальной гвардии Российской Федерации были сформированы на основе внутренних войск МВД России. В этом проявилась характерная для бывших республик СССР тенденция реформирования правоохранительной системы. Вместе с тем в Республике Украина и Республике Казахстан национальные гвардии входят в состав органов внутренних дел, при этом для Украины характерна система двойного подчинения - МВД и Министерству обороны. В свою очередь, Росгвардия - это организационно самостоятельный ФОИВ, который находится в прямом подчинении Президенту Российской Федерации****. Кроме того, в отличие от гвардий Украины и Казахстана, к функциям Росгвардии не относятся охрана и конвоирование, осуществляемые другими органами, -МВД России и ФСИН России.

Таким образом, в Казахстане и на Украине длительное время сохранялась преемственность опыта СССР в положении подразделений охранно-конвойной службы, которые находились в составе внутренних войск, а затем в 2014 году перешли в сформированные на их основе национальные гвардии. В Российской Федерации в 90-е годы прошлого века была проведена реорганизация правоохранительной системы, в результате которой служба по охране и конвоированию вошла в состав милиции общественной безопас-

*** О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30 сент. 2016 г. N 510 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru

**** Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 5 апр. 2016 г. N 157 // Там же.

ности*. В связи с этим при образовании на основе внутренних войск МВД России войск национальной гвардии осуществление охраны и конвоирования не вошло в полномочия последних.

В странах Западной Европы и США на процесс формирования и способ организации охранно-конвойных подразделений оказали большое влияние культурно-исторические особенности этих государств, а также фактор наличия централизованной или децентрализованной модели функционирования правоохранительной системы.

Исторически в США не сложилась единая система правоохранительных органов. Как отмечают А.Н. Мещеряков и Я.Л. Ванюшин, «в США существует более 140 всевозможных бюро, служб и управлений, относящихся к ведению федеральных министерств и занимающихся правоохранительной деятельностью» [4, с. 52]. Кроме того, сама структура правоохранительных органов включает четыре уровня, между которыми отсутствует какая-либо субординационная связь: федеральные правоохранительные органы, полиция штата, полиция округа, муниципальные органы полиции [5, с. 104]. Для каждого уровня характерна собственная юрисдикция, которая ограничивается территориально и отчасти функционально, поскольку, например, расследование нарушений федерального законодательства относится к исключительной компетенции органов федерального уровня.

Следует отметить, что в США на федеральном уровне имеется особое ведомство, к задачам которого относятся охрана и конвоирование различных категорий лиц - Служба маршалов США - структура, аналога которой нет в Российской Федерации и странах СНГ. Создание подобной службы как общефедерального правоприменительного органа с предельно широкими полномочиями было призвано компенсировать исторически сложившие-

* См.: О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 12 февр. 1993 г. N 209; О подразделениях милиции общественной безопасности: постановление Правительства Российской Федерации от 7 дек. 2000 г. N 926. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ся особенности политико-правовой системы США: низкий уровень централизации, значительный объем полномочий администраций штатов, слабость институтов федеральной власти.

Качественным своеобразием отличается ведомственная принадлежность Службы маршалов США и ее место в правоохранительной системе государства. Система органов безопасности США на федеральном уровне включает в себя пять самостоятельных ведомств: внутренней безопасности, юстиции, обороны, финансов и почты. Служба маршалов США является одной из трех спецслужб, наряду с Федеральным бюро расследований и Федеральным бюро тюрем входящих в состав Министерства юстиции США. Возглавляет Службу маршалов назначаемый Президентом США директор, который руководит деятельностью 95 окружных отделений Службы маршалов, охватывающих 350 населенных пунктов в 50 штатах. Главное управление Службы маршалов США расположено в Арлингтоне (штат Виргиния) [6, с. 66].

Столь разветвленная структура ведомства обусловлена централизованным характером деятельности Службы маршалов США и разнообразием выполняемых ею функций, часть которых совпадает с полномочиями охранно-конвойной службы полиции и конвойных подразделений ФСИН России: содержание под стражей и транспортировка заключенных; конвоирование подсудимых, содержащихся под стражей; содержание под стражей и перевозка арестованных, обвиняемых, осужденных по делам федеральной юрисдикции, до помещения их в исправительные учреждения; перевозка освобожденных из-под стражи граждан и др.

При этом основной круг полномочий Службы маршалов США связан с обеспечением функционирования судебной системы США. К таким полномочиям относятся: 1) охрана зданий федеральных судов; 2) поддержание порядка во время судебных заседаний; 3) обеспечение личной безопасности судей, присяжных, прокуроров и свидетелей; 4) транспортировка и содержание под стражей нарушителей федерального законодательства, начиная с момента ареста и до вынесения приговора [4, с. 54].

Служба маршалов США занимается судебными перевозками арестантов, а также осуществляет контроль и координацию деятельности Федерального бюро тюрем - федерального агентства, обеспечивающего исполнение наказаний по приговорам федеральных судов. Федеральное бюро тюрем ответственно за содержание и безопасность осужденных судами штатов, а также обвиняемых и подозреваемых, в отношении которых избрана такая мера пресечения, как арест [7, с. 87].

Одновременно Служба маршалов США занимается оперативно-следственной деятельностью - поиском беглых преступников и лиц, скрывающихся от проба ци и (особый режим, который должны соблюдать лица, условно осужденные и условно освобожденные); бежавших из-под надзора, а также других категорий граждан, скрывающихся от федерального правосудия. Таким образом, Служба маршалов США как своеобразный гибрид объединяет полномочия, которые в других странах распределены между различными учреждениями и подразделениями правоохранительных органов.

Причина уникального положения Службы маршалов в правоохранительной системе США состоит в том, что данный правовой институт изначально создавался как общефедеральное учреждение, призванное приводить в исполнение судебные решения и обеспечивать реализацию федеральных законов и указов президента США на всей территории страны. В настоящее время каждое правоприменительное ведомство Соединенных Штатов Америки в той или иной степени взаимодействует со Службой маршалов. Специфика ведомственной принадлежности Службы маршалов определяется тем, что орган, формально относящийся к структуре исполнительной власти (Министерство юстиции), фактически подчинен власти судебной, поскольку главная функция маршала и его помощников заключается в исполнении предписаний и распоряжений, отданных федеральным судом.

Полицейские органы на уровне штатов, округов, муниципалитетов США также осуществляют охрану и конвоирование -преимущественно подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц

- аналогично охранно-конвойной службе полиции Российской Федерации, однако выделение самостоятельных охранно-кон-войных подразделений, их задачи и функции зависят исключительно от нормативно-правового регулирования в конкретном штате США.

В европейских государствах исторически сложилась централизованная (или континентальная) модель полицейской системы, возникшая в странах континентальной Европы в конце XVIII - начале XIX века. В большинстве стран (прежде всего во Франции, в Италии и Испании) подобная модель предполагает наличие двухуровневой системы правоохранительных органов, имеющих особый правовой статус и различную ведомственную подчиненность: полиции и жандармерии [8, с. 74]. В свою очередь, по содержанию деятельность полиции и жандармерии подразделяется на судебную и административную. Судебная деятельность заключается в оказании содействия судебному следователю («следственному судье»), в том числе в розыске и конвоировании виновных и их передаче судебному следователю.

Функции, аналогичные тем, которые выполняют подразделения охранно-кон-войной службы Российской Федерации, в странах Западной Европы находятся в ведении либо специализированных подразделений полиции охраны общественного порядка, подчиненных МВД, либо жандармерии (гвардии), которая относится к органам двойного подчинения. Например, в ФРГ конвоирование арестованных и их охрана во время судебных заседаний относятся к компетенции полиции охраны общественного порядка. В то же время в Испании наряду с полицией действует Гражданская гвардия - национальная правоохранительная служба, первоначально находившаяся в двойном подчинении Министерства внутренних дел и Министерства обороны. В 1986 году был принят закон о Гражданской гвардии, в соответствии с которым, сохранив организационную обособленность, она окончательно перешла в подчинение МВД.

Данное ведомство обладает широкой компетенцией в области обеспечения общественной безопасности и правопорядка, однако выполняет свои функции

преимущественно за пределами городов - на различных объектах транспорта, автомагистралях, в сельской местности и др. Ряд функций, связанных с охраной и конвоированием, например конвоирование арестованных и их охрана во время судебных заседаний, осуществляется частями Гражданской гвардии совместно с полицией; однако задержанные и заключенные под стражу перевозятся исключительно силами Гражданской гвардии [9, с. 104].

Что касается Франции, то в юридической литературе подчеркивается высокий уровень централизации и одновременно дуалистичность системы полицейского управления, исторически оформившиеся в стране еще со времен Наполеона [10, с. 6; 11, с. 23-24]. В соответствии с Законом от 9 июля 1966 г. N 66-492 «Об организации национальной полиции»* все полицейские силы страны были объединены в рамках Национальной полиции. При этом функции конвоирования возложены на службу судебной полиции - структурное подразделение Национальной жандармерии Франции, которая является одним из ведущих учреждений в правоохранительной системе страны и органом двойного подчинения. Как правоохранительный орган Национальная жандармерия входит в структуру национальной (государствен -ной) полиции и подчиняется МВД, а как один из видов вооруженных сил находится в подчинении Минобороны. В этом можно провести аналогию как со спецификой организации внутренних войск в СССР, так и с особенностями ведомственной подчиненности Национальной гвардии Украины и жандармерий (гвардий), существующих в европейских странах. Исследователями подобный ведомственный дуализм оценивается преимущественно с позитивной стороны - как своеобразная страховка от возможных злоупотреблений силовых структур [12, с. 28-29].

Современный правовой статус Национальной жандармерии регулируется Законом от 3 августа 2009 г. N 2009-971 «О национальной жандармерии Франции», основывающимся на трех принципах: сосуществование внутри страны двух

* См.: Официальный портал законодательства Франции. 11К1_: https://www.legifrance.gouv.fr

сил безопасности; сохранение военного статуса жандармерии; организационное и функциональное присоединение жандармерии к МВД [13, с. 55].

Национальная жандармерия отличается сложной структурой, в которой присутствует четыре уровня управления. Важнейшим из них является Генеральная дирекция, включающая три службы, в том числе Службу оперативных органов. Именно на эту службу возложены функции по охране и конвоированию, которые реализует находящееся в ее составе Главное управление судебной полиции, действующее под руководством и контролем судебных органов. Согласно п. 1 Закона от 3 августа 2009 г. N 2009-971 «О национальной жандармерии Франции» «судебная полиция является важнейшей миссией жандармерии». К функциям судебной полиции относится: преследование и арест подозреваемых, ответственность за конвоирование заключенных в суды и их содержание под стражей. Также подразделения судебной полиции в интересах органов юстиции занимаются конвоированием осужденных к местам заключения, поэтому Национальная жандармерия координирует свою деятельность не только с МВД, но и с Минюстом.

Таким образом, во Франции сохраняется дуализм полицейской системы, включающей как полицию, так и Национальную гвардию. Неизменным остается и статус последней как органа двойного подчинения (МВД и Минобороны) в отличие от Гражданской гвардии Испании, полностью перешедшей в структуру органов внутренних дел.

Заключение

Проведенное компаративное исследование моделей организации охранно-конвойной службы в Российской Федерации и зарубежных странах позволяет сформулировать следующие выводы.

1. В системе органов внутренних дел всех рассмотренных стран имеются подразделения, выполняющие функции по охране и конвоированию, которые относятся к полиции или иным ведомствам, входящим в систему ОВД (национальные гвардии, жандармерии).

2. В таких странах, как Украина и Франция, национальные гвардии и ана-

логичные им структуры являются органами двойного подчинения, исполняющими распоряжения не только МВД, но и Минобороны.

3. Осуществление охраны и конвоирования тесно связано с задачами УИС, в связи с чем соответствующие подразделения либо входят в состав органов, подчиненных министерствам юстиции (Служба маршалов в США, ФСИН в России), либо осуществляют с ними постоянное взаимодействие.

4. По структуре и выполняемым функциям подразделения, осуществляющие охрану и конвоирование в Российской Федерации и зарубежных странах, можно разделить на следующие группы:

а) специализированные подразделения охранно-конвойной службы полиции, обладающие четко определенными функциями по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых и действующие обособленно от органов УИС. Подобные подразделения имеются в России (охран-но-конвойная служба полиции), ФРГ (полиция охраны общественного порядка), Испании (подразделения полиции Испании, осуществляющие конвоирование арестованных и их охрану в суде совместно с частями Гражданской гвардии);

б) особые конвойные части (подразделения) Национальной (Украина, Казахстан) или Гражданской (Испания) гвардии, выполняющие функции по охране и конвоированию подозреваемых, обвиняемых, осужденных и заключенных. К данной группе также следует отнести подразделения судебной полиции Франции, действующие в составе Национальной жандармерии;

в) отсутствие на территории страны единой полицейской структуры и, соответственно, централизованного регулирования деятельности полиции и ее подразделений, в том числе осуществляющих охрану и конвоирование различных категорий лиц. Такая модель сложилась в США, где наличие или отсутствие охранно-конвой-ных подразделений в структуре полиции полностью зависит от законодательства конкретного штата. Тем не менее децентрализацию правоохранительной системы компенсирует наличие Службы маршалов, обладающей значительным объемом полномочий в области содержания и конвоирования арестованных, обвиняемых, осужденных по делам федеральной юрисдикции, оперативно-следственной деятельности, обеспечения безопасности федеральных судов и др.

Таким образом, в результате сравнительного анализа ведомственной принадлежности, структуры и функций подразделений охранно-конвойной службы в России и ряде стран ближнего и дальнего зарубежья можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации сложилась одна из наиболее эффективных моделей организации охранно-конвойной службы, характеризующаяся четким разграничением ведомственной принадлежности, сфер деятельности и полномочий. При этом для Российской Федерации несомненный интерес представляет зарубежный опыт взаимодействия судебной власти и подразделений, осуществляющих функции охраны и конвоирования, в частности, деятельность института судебной полиции в европейских странах и Службы маршалов в США.

Список литературы

1. Кавокина С.Ю. Проблемы реализации функций конвоирования правоохранительными органами РФ // Уголовно-исполнительное право. 2010. N 1. С. 23-26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Микитюк Ю.В. Организация деятельности внутренних войск МВД Украины // Манускрипт. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 72-75.

3. Малиновский А.А. Методология сравнительного правоведения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2016. N 3. С. 10-24.

4. Мещеряков А.Н., Ванюшин Я.Л. Полиция зарубежных стран (основы организации): учеб. пособие. Челябинск: Челябинский юрид. ин-т МВД России, 2005. 95 с.

5. Курлович П.Н. Полиция в правоохранительной системе США // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2013. N 12. С. 104-110.

6. Левитан И.К. История становления и развития Службы судебных маршалов Соединенных Штатов Америки: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005. 173 с.

7. Место и роль пенитенциарной системы в государственном механизме Соединенных Штатов Америки / А.В. Быков, Л.Ф. Пертли, М.А. Калужина, Б.А. Спасенников // Пенитенциарная наука. 2015. N 3. С. 85-89.

8. Лазорин К.Б. Формирование полицейского государства в странах Европы в 18-19 вв. // Пробелы в российском законодательстве. 2013. N 6. С. 73-76.

9. Гасанов К.К., Саудаханов М.В. Национальная полиция Королевства Испания // Вестник Московского университета МВД России. 2017. N 5. С. 103-107.

10. Смирнов Л.Л. Организационно-правовые основы формирования и функционирования Национальной жандармерии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2003. 22 с.

11. Андреева И.А. Полицейская система Франции: генезис, формирование, развитие (вторая половина XVII - начало XXI вв.): дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2015. 396 с.

12. Быков А.В. Континентальная модель обеспечения внутренней безопасности государства // Российский следователь. 2007. N 8. С. 27-30.

13. Андреева И.А. На пути к радикальной полицейской реформе Франции. Объединение Национальной полиции и Национальной жандармерии // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. N 4. С. 55-59.

References

1. Kavokina S.Yu. Problems of the implementation of the functions of escorting by law enforcement agencies of the Russian Federation. Criminal executive law, 2010, no. 1, pp. 23-26. (In Russ.).

2. Mikityuk Yu.V. Organization of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Ukraine. Manuscript. 2019.Vol. 12. Issue 1. Рр. 72-75. (In Russ.).

3. Malinovskiy A.A. Methodology of Comparative Law. Bulletin of the University named after O.E. Kutafin, 2016, no. 3, pp. 10-24. (In Russ.).

4. Meshcheryakov A.N., Vanyushin Ya.L. Police of foreign countries (organization fundamentals). Chelyabinsk, Chelyabinsk Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2005. 95 p. (In Russ.).

5. Kurlovich P.N. Police in the US law enforcement system. Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, no. 12, pp. 104-110. (In Russ.).

6. Levitan I.K. History of the formation and development of the Service of Judicial Marshals of the United States of America. Cand. Diss. Ekaterinburg, 2005. 173 p. (In Russ.).

7. Bykov A.V., Pertli L.F., Kaluzhina M.A., Spasennikov B.A. The place and role of the penitentiary system in the state mechanism of the United States of America. Penitentiary Science, 2015, no. 3, pp. 85-89. (In Russ.).

8. Lazorin K.B. Formation of a police state in European countries in the 18-19 centuries. Gaps in Russian legislation, 2013, no. 6, pp. 73-76. (In Russ.).

9. Gasanov K.K., Saudahanov M.V. National Police of the Kingdom of Spain. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2017, no. 5, pp. 103-107. (In Russ.).

10. Smirnov L.L. Organizational and legal basis for the formation and functioning of the National Gendarmerie. Autoabstract Cand. Diss. Moscow, 2003. 22 p. (In Russ.).

11. Andreeva I.A. French police system: genesis, formation, development (second half of the 17th - early 21st centuries). Doct. Diss. Moscow, 2015. 396 p. (In Russ.).

12. Bykov A.V. Continental model of ensuring the internal security of the state. Russian investigator, 2007, no. 8, pp. 27-30. (In Russ.).

13. Andreeva I.A. Towards a radical police reform in France. Association of the National Police and the National Gendarmerie. Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011, no. 4, pp. 5559. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.