УДК 336.2
Абакарова Рабият Шамсудиновна
методист налогового факультета Дагестанского государственного университета народного хозяйства [email protected]
Роль и место особых экономических ЗОН
В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
Rabiyat Sh. Abakarova
Methodologist Tax Faculty Dagestan State University of National Economy [email protected]
The role and place of
THE SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY
Аннотация. В статье обращено внимание на создание особых экономических зон (ОЭЗ) в РФ. Их целью является обеспечение диверсификации экономики и государственной поддержки инновационной деятельности посредством развития перерабатывающего производства и наукоемких производств, коммерциализации научных разработок, конкурентоспособных на внутреннем рынке РФ и на мировых рынках.
В современной России зоны с особыми условиями хозяйствования рассматриваются как один из инструментов достижения открытости национальной экономики миру, стимулирования экономического сотрудничества, развития новых рыночных форм территориальной организации свободного предпринимательства.
Ключевые слова: развитие, особые экономические зоны, налоговые льготы, модернизация экономики, инвестиции, технологии.
Annotation. The article highlighted the creation of special economic zones (SEZ) in the Russian Federation, Their purpose is to ensure the diversification of the economy and the state support of innovative activity through the development of processing industry and high-tech industries, the commercialization of research, competitive on the domestic market and on world markets.
In modern Russia the zones with special conditions of managing are considered as one of the instruments for openness of the national economy to the world, promote economic cooperation, development of new market forms of the territorial organization of free enterprise.
Keywords: development, special economic
zones, tax incentives, modernization of economy, investment, technology.
Современная политика стимулирования развития отраслей народного хозяйства базируется на таких финансово-экономических инструментах, как льготное налогообложение и кредитование, предоставление государственных гарантий, предложение определенного набора льгот и преференций инвесторам, государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки, предоставление инвесторам всей необходимой инфраструктуры для производства конкурентоспособных на мировых рынках товаров. При этом важно обеспечить комплексное и взаимоувязанное использование перечисленных инструментов. Одним из эффективных путей решения этой проблемы является создание свободных экономических зон (СЭЗ).
Свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, сколько часть национального экономического пространства, где введена и применяется определенная система льгот и стимулов для бизнеса, не используемая в других его частях [1].
Любая ОЭЗ, независимо от места ее расположения, цели создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Суверенитет госу-
дарства, на территории которого создается зона, и осуществление его суверенных прав при этом не затрагиваются. Это означает то, что ОЭЗ - хозяйственные, а не политические образования, государственная власть в них будет осуществляться органами власти и управления [4].
Главными видами ОЭЗ, связанными с модернизацией экономики, являются технико-внедренческие и промышленно-производственные зоны. Эти два типа особых экономических зон следует рассматривать одновременно, несмотря на то, что они принципиально отличаются. Промышленнопроизводственные зоны создаются для всестороннего развития производственных мощностей, направленных на импортозамещение и увеличение экспорта высокотехнологичной продукции. Создание техниковнедренческих ОЭЗ предполагает развитие инновационной экономики за счет улучшения условий хозяйственной деятельности инновационного бизнеса и создания условий для развития конкурентных преимуществ в области науки, образования и передовых технологий. Оба типа зон представляют собой неотделимые элементы национальной инновационной системы [5].
159
Функционирование ОЭЗ способствует социально-экономическому развитию региона, поскольку
получают развитие новые технологии, улучшается социальная инфраструктура, происходит рост благосостояния и занятости населения региона и снижение уровня безработицы. Происходит существенное увеличение доходной части регионального бюджета, что способствует успешному развитию бизнеса; стимулируются инновации, активизируя информационный обмен между участниками, что в итоге определяет повышение конкурентоспособности региона.
Таким образом, развитие особых экономических зон как важного элемента инновационной инфраструктуры будет способствовать развитию национальной инновационной системы и повышению конкурентоспособности не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом [6].
Для привлечения иностранного капитала необходимо проведение комплекса мер по развитию инфраструктуры территории. При этом нужно ориентироваться на уровень инфраструктурного обслуживания, достигнутый в развитых странах. Необходимо учитывать влияние социальноэкономических эффектов на региональную и национальную экономику. Оно будет положительным в случае достижения определенного критического числа СЭЗ при наличии внутренней экономической стабильности. Хозяйственная деятельность СЭЗ должна осуществляться на основе общего законодательства страны с определенными дополнениями, устанавливающими льготный режим для инвестора.
Факторами, способствовавшими широкому распространению ОЭЗ, стали: развитие инновации; усиление конкурентной борьбы за рынки сбыта сырья, товаров и услуг, в результате чего на путь экономического развития вступило несколько регионов, где созданы и функционируют свободные экономические зоны.
Создание СЭЗ, в значительной степени, определяется географическим расположением территории, на которой предполагается ее развивать [3].
Особая экономическая зона как элемент региональной политики государства создается в целях развития экспортного потенциала страны, укрепления конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке, повышения степени сотрудничества национальной экономики с мировым хозяйством. Именно интегрирова-
Литература:
1. Джерелейко И. С. Особые экономические зоны в России как финансовый инструмент социально - экономического развития // Балтийский экономический журнал. 2010. № 2. С. 29-36.
2. Залибекова Д.З. Налоговый механизм в обеспечении социальной ответственности бизнеса // Гуманитарные, социально - экономические и общественные науки. 2014. № 12-3. С. 67-69.
3. Крюкова Е.В. Факторы развития зон с особым экономическим статусом в регионах России //
ние в мировое хозяйство через ОЭЗ, как считают некоторые специалисты, выступает в качестве ведущей цели создания особых зон.
Свободные экономические зоны используются как развитыми, так и развивающимися странами, регионами для решения широкого комплекса социально-экономических проблем.
Опыт зонирования в региональных хозяйственных системах позволяет выявлять характерную тенденцию: решение государства по созданию СЭЗ, как правило, проводится в рамках государственной социально-экономической политики и единой экономической стратегии с целью эффективного развития региональной хозяйственной системы и решения социальных проблем, стоящих перед регионами.
Особые экономические зоны сегодня - это один из наиболее эффективных инструментов привлечения прямых иностранных инвестиций в Россию.
Развитие бизнеса всегда связано с использованием нововведений. В условиях современной конкуренции инновации играют ключевую роль в обеспечении устойчивого развития экономики [2].
ОЭЗ как территории развития оказывают регенерирующее воздействие: восполняют технологические и управленческие пробелы, стимулируют модернизацию различных отраслей региональной экономики.
Создание и функционирование свободных экономических зон - одна из форм реализации территориальных приоритетов, когда обнаруживается, что в данном географическом месте складываются наилучшие условия для эффективного движения капитала и ускорения экономического роста.
Таким образом, создание и функционирование зон с особым экономическим статусом направлено на решение собственно региональных и общенациональных задач: придание импульса экономического развития региону с активным использованием иностранных инвестиций; решение проблем занятости населения; роста экспортного потенциала территории и страны; организации производства и поставок на внутренний рынок высококачественных импортозамещающих товаров.
Literature:
1. Dzhereleyko I.S. Special economic zones in Russia as a financial instrument of socio - economic development of the Baltic // Economic Journal. 2010. № 2. Р. 29-36.
2. Zalibekova D.Z. Tax mechanism to ensure social responsibility // Humanities, socio - economic and social sciences. 2014 № 12. № 3. Р. 67-69.
3. Kryukov E. V. Factors of development zones with special economic status in the regions of Russia //
160
Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2013. № 4. С. 140-146.
4. Прохорова В.В. Особая экономическая зона как инструмент развития территории. Бизнес в законе / В.В. Прохорова, Н.П. Кравченко // Экономико -юридический журнал. 2010. № 3. С. 322-325.
5. Севрюк Н.Л. Особые экономические зоны как инструмент модернизации экономики и экономического роста // Социальная политика и социология. 2010. № 6. С.130-137.
6. Филатов Ю.Н. Роль особых экономических зон в социально - экономическом развитии регионов / Ю.Н. Филатов, Е.А. Горчакова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2012. № 3. С. 338-340.
The Caspian region: politics, economy, culture. 2013. № 4. P. 140-146.
4. Prokhorov V. V. Special Economic Zone as a tool for development of the territory. Business Law / V.V. Prokhorov, N. Kravchenko // Economic - Law Journal. 2010. № 3. Р. 322-325.
5. Sevryuk N.L Special economic zones as an instrument of economic modernization and growth. // Social Policy and Sociology. 2010. № 6. Р. 130-137.
6. Filatov Y.N. The role of special economic zones in the socio - economic development of regions / Y.N. Filatov, E.A. Gorchakov // Economy and Management: New Challenges and Perspectives. 2012. № 3. Р. 338-340.
161