Научная статья на тему 'РОЛЬ И МЕСТО МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РФ'

РОЛЬ И МЕСТО МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / КОНКУРЕНЦИЯ / РЫНОК / ГОСУДАРСТВО / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ / MONOPOLY / NATURAL MONOPOLY / COMPETITION / MARKET STATE / FOREIGN POLICY / REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старкова Надежда Олеговна, Кохановская Екатерина Андреевна

Охарактеризованы основные достоинства и недостатки монополий с точки зрения их воздействия реализацию экономических и политических функций государства. Оценена роль и определено место монополий в социально-экономической и политической сфере РФ. Определены аспекты взаимодействия государства и монополий в РФ, обоснованы направления государственного регулирования деятельности монополистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND PLACE OF MONOPOLIES IN RUSSIAN ECONOMY

Main advantages and disadvantages of monopolies in terms of their exposure to implementation of economic and political functions of state have been described. Role and place of monopolies in socio-economic and political spheres of Russian Federation have been presented. Aspects of interaction between state and monopolies in Russian Federation have been identified, directions of state regulation of monopoly activities have been substantiated.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И МЕСТО МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РФ»

18. Щепакин М.Б., Солкина А.А. К разработке индикаторов состояния регионального рынка нефтепродуктов и интегрального показателя эффективности его регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - С. 347-352.

19. Михайлова Н.А. Технология маркетинговых исследований конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов: автореф. дис.....канд. экон. наук. - Волгоград, 2008. - 27 с.

20. Чижевский С.А. Стратегирование устойчивого равновесия на регио-нальных рынках нефтепродуктов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ижевск, 2007.- 26 с.

21. Рябикина А. А. Ценообразование на рынке нефтепродуктов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 26 с.

22. Проскурин А.О. Моделирование и анализ регионального рынка нефтепродуктов (на примере Ивановской области): автореф. дис. .. канд. экон. наук. - Иваново, 2008. - 28 с.

23. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия: дисс.....докт.

экон. наук. - Краснодар, 2013.

24. Щепакин М.Б. Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствую-щих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6(ч.3)(59-3). - С. 1163-1168.

25. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия. Дисс. докт. экон. наук. Краснодар, 2013.

26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Субъектно-диагностическая парадигма построения сбалансированного экономического пространства // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 2.2(16). - С. 305-314.

27. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Первая международная научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века" (апрель 1997, Сочи) / Материалы конф. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. - С. 131-144.

28. Щепакин М.Б., Солкина А.А. Индикаторы оценки состояния регио-нального отраслевого рынка нефтепродуктов // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. Сборник статей междунар. научно-практ. конференции / Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева. - Краснодар, 2015. - С. 373-384.

29. Экономический словарь терминов. URL: http://abc.informbureau.com/

30. Губин В.А., Щепакин М.Б. Теоретико-методологические аспекты управления экономической системой в условиях кризисной угрозы // Регио-нальный научный журнал «Экономика устойчивого развития». - 2012. - № 9. - С. 64-67.

31. Щепакин М.Б,, Солкина А.А. К разработке системы регулирования регионального рынка нефтепродуктов Краснодарского края // Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: Материалы междунар. науч-но-практ. конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013. - С. 140-150.

РОЛЬ И МЕСТО МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РФ

Старкова Надежда Олеговна

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Кохановская Екатерина Андреевна Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО

«Кубанский государственный университет»

Охарактеризованы основные достоинства и недостатки монополий с точки зрения их воздействия реализацию экономических и политических функций государства. Оценена роль и определено место монополий в социально-экономической и политической сфере РФ. Определены аспекты взаимодействия государства и монополий в РФ, обоснованы направления государственного регулирования деятельности монополистов.

Ключевые слова: монополия, естественная монополия, конкуренция, рынок, государство, внешняя политика, регулирование.

ROLE AND PLACE OF MONOPOLIES IN RUSSIAN ECONOMY

Starkova Nadezhda Olegovna

candidate of science in Economics, associate professor of International economics and management department Kuban State University

Kohanovskaya Ekaterina Andreevna

undergraduate of International economics and management department, Kuban State University

Main advantages and disadvantages of monopolies in terms of their exposure to implementation of economic and political functions of state have been described. Role and place of monopolies in socio-economic and political spheres of Russian Federation have been presented. Aspects of interaction between state and monopolies in Russian Federation have been identified, directions of state regulation of monopoly activities have been substantiated.

Key words: monopoly, a natural monopoly, competition, market state, foreign policy, regulation.

76

© Старкова Н. О., Кохановская Е. А., 2016

В настоящий период развития российской экономики у представителей научной общественности и экономистов-практиков все больше вопросов возникает по поводу формирования эффективной структуры экономики РФ, адаптивной к изменениям современного мирового рынка и международной политической ситуации. В контексте исследования данных аспектов формулируется проблема обоснования места и оценки роли и значимости монополий в экономической системе России. Известно, что доля естественных монополий в объеме ВВП РФ составляет порядка 20%. Наибольший процент монополизации наблюдается в сырьевых и производящих отраслях, формирующих до 35% национального бюджета [2].

В современной науке основы монополизма исследованы досконально, обоснованы все достоинства и недостатки данного экономического явления. На этом основании у большинства специалистов уже не осталось сомнения, что в настоящее время монополизм постепенно изживает себя, как устаревшая форма экономического устройства, являющаяся синонимом свободной конкуренции и прогрессивного развития предпринимательства, в том числе основных генераторов инновационных идей и технологий - малого и среднего бизнеса [5,10,12]. Рыночная власть таких фирм обусловлена достижением наименьших издержек на единицу выпускаемой продукции при удовлетворении всего отраслевого рыночного спроса. Помимо этого, теоретически обосновано и доказано что кроме сдерживания процесса инновационного развития экономики монополии также влияют на поддержание высоких темпов инфляции за счет контроля над ценами, что противоречит условиям конкурентного рынка. Однако, принимая во внимание и справедлива оценивая данные особенности монополии, стоит отметить, что они по-прежнему играю существенную роль в экономической и социальной жизни общества как в России, так и за рубежом, и в некотором смысле именно монополии гарантируют стабильность национальной экономической системы в условиях влияния различных негативных факторов, в том числе политических. В связи с этим возникает необходимость более подробного исследования и обоснования причин сохранения монополизма в крупных отраслях России.

Ориентируясь на данные исследований можно заключить, что, не смотря на положительный опыт и высокий уровень развития многих зарубежных экономических систем, вступивших в борьбу с монополиями методами государственного регулирования и реструктуризации [6, 9], наша страна, хоть и имеет данных механизм регулирования рынка, однако, не спешит прибегать к его повсеместному применению. Многие причины такого «бездействия» государства, которое регулирует, но в то же время и значительно поддерживает монополии, кроются в особенностях исторического пути становления структуры российской экономики [13].

Основные причина отличий особенностей функционирования российских монополий от зарубежных стран кроется в самой сущности их появления. В развитых зарубежных странах многие отрасли промышленности начинали свою деятельность в условиях свободной конкуренции, далее путем объединения и поглощения независимых фирм шло формирование зарубежных монополистов. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, концентрировавший боль-

шое количество капитала и контролировавший производство продуктов данной отрасли [1]. Перед Россией начала XX века, по словам министра финансов С.Ю. Витте, стояла задача быстрого превращения в индустриальную страну для преодоления экономического отставания от стран Запада. Страна стремилась к данной цели преимущественно за счет крупных монополий и их производства. В то же время уже в 1890 году конгрессом США был принят первый акт анти-трестового законодательства - Закон Шермана - против монополии в торговле и коммерческой деятельности. Так как в то время в этой стране 2/3 американской промышленности были под контролем 600 крупнейших фирм и принцип веры американского индивидуализма - равенство возможностей перестал существовать [1].

Особенности экономического устройства Россия во многом обосновываются большим размером занимаемой площади, богатыми запасами природных ресурсов, а также большими затратами на их добычу в суровых природно-климатических условиях и логистику. Совершенно очевидно, что принцип экономического управления при данных обстоятельствах было легче осуществлять централизовано с привлечением достаточно крупного капитала, поэтому в стране изначально сформировалось небольшое количество крупных предприятий, контролируемых узким кругом крупных капиталистов и государством. Еще с момента своего возникновения монополии стали обеспечивать связь между бизнесом и государством, обеспечивая целостность и устойчивость национальной экономической системы.

Примечательно, что даже изменение политического строя и экономической политики в России не повлияло на изменение роли монополий в государстве, так как они полностью удовлетворяли целям и принципам социалистической системы государства и его правительства. Более того в советский период монополизация отечественной экономики достигла наибольших масштабов. Так, в конце 1980-х годов более 1100 предприятий были полными монополистами в производстве своей продукции [13].

Переход российской экономики к рынку сопровождался коренными изменениями в ее экономической системе. В результате приватизации большинство крупных государственных предприятий были реструктурированы и переданы частному бизнесу, что значительно сократило долю монополий в экономике РФ, при этом стоит отметить, что последствия этих кардинальных мер для создания свободной конкурентной экономики, были весьма неоднозначны [7]. Однако в крупных бюджетообразующих отраслях, таких как газовая, нефтяная металлургия, машиностроение, жилищно-коммунальный сектор и т.д. сохранились монополии. При этом правительство совершенно взвешенно подошло к принятию решения о том, что в современной рыночной экономике России целостность и устойчивость экономической системы должна по-прежнему основываться на естественных монополиях.

Известно, что монопольная власть крупных фирм в условиях рыночной экономики чревата злоупотреблениями [4, 11]. Свобода установления цен и выбора объемов производства дают возможность менеджерам крупных фирм превышать свои полномочия и вести игру в сторону личного обогащения. Поэтому иногда можно обнаружить несоответствие законодательно закрепленного определения сфер деятельности естественной монополии и того, на что

ее деятельность распространяется в действительности. В федеральном законе Российской Федерации №147 «О естественных монополиях» акцентируется внимание на стратегической значимости, сетевом характере производства и доставки благ российских естественных монополи. Они представляют собой огромные холдинги, вертикально интегрированные структуры, объединяющие производство, обработку, доставку и реализацию товаров и услуг. Цены естественных монополий в значительной степени влияют на внутренние цены во всех отраслях и оказывают большое влияние на формирование отечественного внутреннего рынка, так как данные предприятия, контролируют такие отрасли, как нефтяная и газовая, электроэнергетика и газоснабжение, железнодорожных перевозок, и так далее. Иными словами, стоимость продуктов их деятельности ложится в основу издержек любого предприятия.

В нашей стране, в экономике которой значительную долю занимают естественные монополии, достаточно много внимания уделяется регулированию данной сферы. Государство занимается непосредственным установлением цен на продукцию естественных монополистов, регулирует тарифы, занимается мониторингом деятельности фирм, доля которых на рынке превышает 35%. В общем, стремясь к построению развитой рыночной экономики и не желая отставать от прогрессивных зарубежных стран, правительство России создает законодательную и институциональную основу защиты потребителей.

Наиболее представительными естественными монополиями в России являются ПАО «Газпром», ПАО «РЖД», энергетическая структура бывшего РАО «ЕЭС России». В настоящее время только одна из названных компаний -РАО «ЕЭС России» - была подвергнута глубокой реструктуризации, за счет выделения из ее состава межрегиональных распределительных сетевых компаний, оптовых генерирующих компаний и территориальных генерирующих компаний. То есть теперь энергия поступает не напрямую через ее производителя, а через посредника, а технологическое единство ЕЭС, делавшее ее системой, перестало существовать, что нельзя назвать благоприятным фактором развития отрасли. Целесообразность такой реформы вызывает много вопросов, так как конечные цены на электроэнергию в нашей стране резко выросли из-за злоупотреблений именно этих посредников, контроль над которыми осуществлять сложнее чем над монополией. Однако справедливости ради нужно отметить, что цены на газ как для предприятий, так и для населения тоже выросли и продолжают расти, при том, что у ПАО «Газпром», с его вертикально-интегрированной структурой [15, 18], посредников нет. Естественно такая ситуация вызывает обоснованное возмущение потребителей, систематически обращающихся с жалобами в Федеральную службу по тарифам [2].

Такая же ситуация наблюдается на рынке автомобильного топлива, цены на которое растут даже в условиях длительного падения цен на нефть на мировом рынке. В этой сфере завышенные цены могут объясняться налоговой нагрузкой, связанной с перекладыванием затрат на модернизацию отечественных НПЗ, на потребителей. Однако зачастую, причиной роста цен является также поведение общероссийских нефтяных компаний: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром» [17], и др. По мнению экспертов, российский топливный рынок является сговором монополистических нефтяных компаний, т.е. олигополией [2].

Таким образом, не смотря на государственное регулирование цен монополий, они все же растут, и далеко не низкими темпами, что вызывает вопрос, связанный с поиском причин такого привилегированного положения монополистов в нашей стране. Причины здесь скорее кроются в участии российских естественных монополий в реализации внешнеэкономической и внешнеполитической политики государства. Место и роль естественных монополий в российской экономике определяется, прежде всего, их функциями. Одной из важнейших функций является создание престижа страны на международной арене. Например, среди факторов, определяющих устойчивость позиций ПАО «Газпром» на мировом рынке, признана уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов [3]. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система еще недостаточно развита. В 2015 г. «Газпром» увеличил экспорт газа в дальнее зарубежье на 8% до 159,4 млрд куб. м. В абсолютном выражении экспорт вырос на 11,8 млрд куб. м, что сопоставимо с годовыми объемами поставок «Газпрома» в такие страны, как Франция (9,7 млрд куб. м в 2015 г.) и Великобритания (11,1 млрд куб. м). Объем поставок в Германию за 2015 г. вырос на 17,1%, в Италию - на 12,6%, во Францию - на 36,8%, в Великобританию - на 10,2%, в Австрию - на 11,5% [19]. Заметим, что это страны, которые объявили санкции в отношении нашей страны. «Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности» [18].

Так же известно, что Российская Федерация - страна, занимающая достаточно большую территорию, жителей которой необходимо обеспечивать продуктами питания, электричеством, топливом и т.д. Преимущества крупных фирм состоит еще в том, что они способны осуществлять массовое производство, в масштабах всей страны. Даже в США 34% мелких фирм производят всего 3,2% сельскохозяйственной продукции, тогда как 1,4% крупных хозяйств - 32% [13].

Естественные монополии, обладающие большим ресурсным потенциалом и достаточными финансовыми возможностями, должны двигать экономику нашей страны вперед, всячески помогать ее интенсивному развитию и способствовать поднятию качества жизни граждан [16]. Масштабы деятельности российских естественных монополий таковы, что имеют стратегическое значение для развития всей экономики страны, затрагивают интересы огромного количества людей. Так, важнейшими принципами в деятельности ПАО «Газпром» являются: внимательное отношение к интересам общества, содействие социально-экономическому развитию российских регионов, создание в них благоприятного делового климата, поддержание достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей. Эти принципы реализуются в многочисленных программах социального-экономического развития регионов, в которых осуществляет свою деятельность организация.

Так же можно выделить бюджетообразующую функцию, так как естественные монополии несомненно являются крупнейшими налогоплательщиками. По данным института независимой оценки почти 20% бюджета России фор-

78

EKONOMIA

мируются за счет налоговых платежей «Газпрома», до 30% другими естественными монополиями [2].

Таким образом, не смотря на дискуссионно сть оценки роли и вклада монополий в функционировании современной рыночной экономики, стоит признать, что в современных условиях монополии играют пусть неоднозначную, но важную роль в развитии российской социально-экономической системе. Благодаря своему масштабу, экономии на издержках и возможностям, они способны занимать лидирующие позиции на мировых рынках. Обладая большим потенциалом они способны развивать наукоемкие отрасли промышленности [10]. Вклад естественных монополий в реализацию внешней политики государства действительно неоценим, что крайне актуально для РФ в настоящее время, когда именно монополии позволяют соблюдать баланс политических интересов России путем экономических рычагов. Однако высокая роль и статус монополий в российской экономике позволяет им диктовать свои условия не только потребителям на внешнем и внутреннем рынке, но также правительству. Это выражается не только в формировании завышенных цен на их продукцию для конечных потребителей, но и в несправедливом перераспределении средств на поддержку отечественной экономики из национального бюджета, проведении инвестиционной политики и даже расходования средств Фонда национального благосостояния в пользу поддержки монополий [14]. Такое перераспре-

деление еще больше усугубляет ситуацию в других отраслях национальной экономики, субъекты которых лишены государственных субсидий на модернизацию и развитие [12], налоговых льгот и не имеют возможности развиваться при высоких переменных издержках на услуги все тех же естественных монополий. Такая ситуация ведет к неравномерности отраслевого развития РФ, что в том числе ухудшает экономическую безопасность государства [9,11].

Таким образом стоит заключить, что в настоящий период времени естественные монополии в РФ действительно играют очень важную социально-экономическую и политическую роль, однако их деятельность сопряжена с рядом весомых недостатков, ущемляющих права и интересы населения и других субъектов экономики Учитывая данные обстоятельства государственное регулирование монополий должно быть направлено, прежде всего, на сдерживание роста цен на продукцию (услуги) на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства. Также при правильно выбранной политике государства по стимулированию конкуренции и справедливому распределению государственных расходов может добиться максимально благоприятного эффекта от деятельности монополистов, не ущемляющей интересов других предприятий, функционирующих на высоко конкурентном рынке.

Список литературы:

1. Абросимова О.Ю., Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в современной России // Journal of Institutional Studies 2012. Т. 4. № 4. С. 117-132.

2. Артемьев И. За монополии платят все // Институт независимой оценки - URL: http://www.ippnou.ru/print/000587/

3. Газпром сегодня [Электронный ресурс] - URL: http://www.gazprom.ru/about/today/

4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. Микроэкономика теория и российская практика - Москва: КНОРУС, 2011. 401 с.

5. Джуха В.М., Боев В.Ю. Формирование инновационной системы развития малого предпринимательства в рамках стратегического развития территории // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 37. С. 142-149.

6. Козырь Н.С., Полиди А.А. Теоретические основы управления капитализацией на основе реструктуризации// Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 3-2. С. 128-130.

7. Коренькова Л.В., Козырь Н.С. Основные проблемы российской металлургической промышленности// Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 39. С. 107-112.

8. Кузьминов А.Н., Джуха В.М., Филиппов С.В. Инструменты обеспечения технико-экономической устойчивости производственных систем // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 1-2 (62). С. 173181.

9. Невская Н.А. Особенности промышленной политики в России // Научное обозрение. 2015. № 13. С. 257-260.

10. Никулина О.В. Стратегические ориентиры инновационного развития экономики: монография - Краснодар: Просвещение - Юг. 2010 - 190 с.

11. Листопад М.Е. Конкурентоспособность как определяющий критерий национальной экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 22. С. 56-60.

12. Плешакова М.В., Плешаков Г.Г. Основные направления развития среднего и малого бизнеса в России и за рубежом // Экономика: теория и практика. 2013. № 1 (29). С. 012-016.

13. Малыгина А.А., Шнякин К.В. Естественные монополии в российской экономике [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/pdf/14716.pdf

14. «Роснефть» национального благосостояния // Коммерсант [Электронный ресурс] - URL: http://www.kommersant. ru/doc/2568814

15. Стратегия // Официальный портал ОАО «Газпром» [Электронный ресурс] - URL: http://www.gazprom.ru/about/ strategy/

16. Строителева Т.Г., Вукович Г.Г. Особенности организации социально-экономической деятельности в корпоративном секторе промышленности // Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 160-164.

17. Шевченко И.В., Логинов А.Е. Энергетические стратегии в условиях глобализации //Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 6. С. 27-32.

18. Шевченко И.В., Коробейникова М.С. Новые интегрированные структуры как инновационные формы развития российской экономики: теория и практика //Экономика: теория и практика. 2014. № 3 (35). С. 13-21.

UJ

шши

19. Газпром в 2015 году увеличил экспорт газа на 8% // Вести. Экономика. [Электронный ресурс] - URL: http://www. vestifinance.ru/articles/66147

ROLE AND VALUE OF A MINERAL AND RAW COMPLEX FOR PROVIDING A SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF NATIONAL ECONOMY

D. A. Aytzhanova

leading researcher, Candidate of Economic Sciences, associate professor, Institute of economy of Committee of science, Ministries of

Education and Science of the Republic of Kazakhstan A. T. Tazhbenova

Undergraduate of 1 course, Institute of economy of Committee of science, Ministries of Education and Science of the Republic of

Kazakhstan, Almaty

Theoretical and practical aspects of value of a mineral and raw complex for providing a sustainable development of national economy of the Republic of Kazakhstan are researched.

Key words: mining and metallurgical complex, industry, production, export, index of physical amount, foreign trade turnover.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Исследованы теоретические и практические аспекты значения минерально-сырьевого комплекса для обеспечения устойчивого развития национальной экономики Республики Казахстан.

Ключевые слова: горно-металлургический комплекс, промышленность, производство, экспорт, индекс физического объема, внешнеторговый оборот.

The mining and metallurgical industry belongs to one of the most competitive and dynamically developing sectors of the industry of Kazakhstan. Over 200 thousand people are engaged in this sector of economy and export opportunities are effectively used. The Mining and Metallurgical Complex (MMC) of Kazakhstan is generally oriented to export of the made products. Russia, China and EU countries treat the main importing countries of the mining industry [1].

The industrial output of MMC has exceeded 3,6 trillion

tenges, i.e. approximately 1 part of production of all industry of RK. In Kazakhstan 30% of world reserves of chrome ore, 25% -manganese ores, 10% - iron ores are concentrated. Inventories of copper, lead and zinc constitute respectively 10% and 13% of world. General geological inventories and forecast resources of coals of Kazakhstan are estimated at 150 billion t. From 105 elements of the table of Mendeleyev in a subsoil of the country it is revealed 99, inventories on 70 are reconnoitered, more than 60 elements are involved in production [2].

Table 1

RK main minerals

Mineral Balance stocks, t The place in the world (on stocks) The place in the world (on the content in ore)

iron ore 18 600 000 000 6 7

manganese ore 635 200 000 4 10

chrome ore 382 700 000 2 1

bauxites 365 400 000 12 н/д

lead 17 200 000 5 41

zinc 39 800 000 5 40

copper 39 300 000 12 63

titan 24 100 000 10 15

tungsten 2 100 000 1 25

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

gold 2 232,6 15 2

silver 53 204 4 31

tin 69 300 10 23

uranium 1 600 000 2 н/д

coal 150 000 000 000 8 н/д

* There are no data

80

© Aytzhanova D. A., Tazhbenova A. T., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.