Научная статья на тему 'Влияние монополий на эффективность рынка в современных условиях'

Влияние монополий на эффективность рынка в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2667
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИЯ / MONOPOLY / РЫНОК / MARKET / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чехлатова Е.А.

В статье рассматривается положение монополий на рынке, их влияние на экономику страны. Эффективность монополий, их преимущество перед конкурентными предприятиями. Влияние монополий на национальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of monopolies on the market efficiency in modern conditions

The article discusses the situation of monopolies in the market, their impact on the economy. The efficiency of monopolies, is their advantage over the competitive companies. The impact of monopolies on the national economy.

Текст научной работы на тему «Влияние монополий на эффективность рынка в современных условиях»

Новый университет

Экономика и право 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

УДК 339.13.012.434

Е.А. Чехлатова*

ВЛИЯНИЕ МОНОПОЛИИ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматривается положение монополий на рынке, их влияние на экономику страны. Эффективность монополий, их преимущество перед конкурентными предприятиями. Влияние монополий на национальную экономику.

Ключевые слова: монополия, рынок, эффективность, конкурентоспособность.

© Чехлатова Е.А., 2017 Б01: 10.15350/2221-7347.2017.1

*Чехлатова Елена Анатольевна - студент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

Научный руководитель: Семенова Евгения Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Россия.

Существует две точки зрения, рассматривающие экономическое влияние на эффективность рынка.

Большинство экономистов считает, что монополии снижают экономическую эффективность по трем основаниям:

1.Объем производства, увеличивающий прибыль монополиста, ниже, а цена - выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Таким образом, не достигается максимальная производственная эффективность.

2.Являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. Монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

3.Присутствуют существенные барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли. [1, с. 255]

У монополий отсутствует необходимость использовать наиболее передовую технологию, обновлять производство. Продукция, необходимая обществу, не производится, а ресурсы общества используются не в полном объеме. Монополисты тратят большие силы и средства для сохранения места на рынке, что влияет на снижение экономической эффективности. Отсутствует возможность прихода новых идей на рынок.

Другое мнение об эффективности монополии на рынке представлено Й. Шумпетером и Дж. Гелбрейтом. Допуская отрицательные стороны, они выделяют и преимущества. Эти преимущества заключаются в следующем:

1.Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессив-

ных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у отдельной фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль.

2.Характерны для монополий барьеры входа новых фирм в отрасль. [1, с. 255] Они предоставляют монополиям гарантии долгосрочной экономической прибыли и продолжительной отдачи.

3.Наиболее высокая прибыль дает возможность участвовать в инновационной деятельности. Если бы всегда за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4.Монополии стимулируют конкуренцию. [1, с. 256] Высокая прибыль монополистов вызывает тяготение предприятий войти в эту же отрасль.

5.В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия). [1, с. 256] Наличие конкуренции на данном рынке привело бы к понижению эффективности и росту издержек.

Монополиям присуще иметь высокую экономическую эффективность, они располагают хорошими финансовыми ресурсами и технологическим прогрессом. Они способны влиять на конкуренцию, а также содействуют снижению издержек.

Поскольку естественные монополии занимают специфическое положение в национальной экономике любой страны, государство становится силой, способной оказывать наибольшее воздействие на деятельность субъектов монопольного рынка. Это определяет приоритетную роль формальных институтов, которые взаимодействуют с естественными монополиями. При этом государ-

New university

Economics & Law 2017. № 1 (71)

ISSN 2221-7347

ство выступает и в качестве субъекта, определяющего и контролирующего институциональную среду, и в качестве субъекта экономических отношений. [2, с. 110]

Существуют ценовые и неценовые методы регулирования естественных монополий. В пределах ценового метода существует фиксированная цена и ее максимальный уровень, а также устанавливается норма прибыли. А неценовой метод устанавливает приоритет на удовлетворение потребностей. В рамках этого метода устанавливается состав потребителей и определяется минимальный уровень удовлетворения спроса при невозможности полного обеспечения.

Никакое, даже самое совершенное ценовое регулирование не приведет к успеху без восстановления государственного влияния в принадлежащих ему субъектах естественных монополий.

Отрасли естественных монополий оказывают прямое воздействие на уровень благосостояния населения, уровень развития общества и экономики в целом.

Так ОАО «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его выручка от продаж за три месяца, закончившихся 30 июня 2016 года, составляет 1327008 млн руб. [3] ОАО «Газпром» принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортным и газораспределительными системами.

Реструктуризация естественных монополий очень перспективна для России. Ценовой произвол естественных монополистов здесь приводит к усилению регионализации национального и локализации местных рынков. Это усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры, отсутствием или

слабостью информации. Но главное - государственное регулирование деятельности естественных монополий в принципе несовершенно и неэффективно.

Из зарубежного опыта известно, что субъект естественной монополии может сталкиваться с конкуренцией со сторон предприятий, использующих при производстве такой же или аналогичной продукции принципиально другую технику или технологию. Например, для многих предприятий открылась возможность самостоятельного строительства достаточно крупных электрогенераторов. Естественно, в таком случае регулировать тарифы на электроэнергию и ее передачу становится нецелесообразным. Идентичная ситуация может возникнуть при транспортировке нефти и газа, железнодорожных перевозках.

Итог роли естественных монополий в Российской Федерации. Первое - естественные монополии являются крупнейшими налогоплательщиками государства, а значит значительная доходная часть бюджета формируется ими. Второе - естественные монополии обеспечивают национальную необходимыми благами и услугами при минимальных издержках, хоть и не исчезает фактор Х-неэффективности. Третье - несмотря на определенные негативные моменты, государство не может отказаться от естественных монополий, естественный выход лишь сократить их влияние определенными секторами, выделив возможные рыночные. [4, с. 8]

В сегодняшний день естественные монополии выступают неким средством разрешения противоречий национального хозяйства, возникшее в свою очередь в местах наиболее тесного переплетения экономических интересов различных хозяйствующих субъектов, создавая условия для развития других сфер экономической системы. [5, с. 45]

Библиографический список

[1] Булатов А.С. Экономика: учебник. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. - 255 с.

[2] Щербак А.А. Формирование конкурентной среды в сфере естественных монополий // Вопросы экономической теории. Макроэкономика. - 2015. - №2. - С. 110.

[3] URL: http://www.gazprom.ru (дата обращения 11.01.2016)

[4] Иманбаев Э.Э. Снижение форм государственного участия в естественных монополиях // Экономика. Экономические науки. - 2015. - №2. - 7-9 с.

[5] Жучков А.Ю. Роль естественных монополий в национальной экономике // Социально экономические явления и процессы. - 2013. - №9. - 42-46 с.

***

UDC 339.13.012.434

E.A. Chekhlatova

THE IMPACT OF MONOPOLIES ON THE MARKET EFFICIENCY IN MODERN CONDITIONS

The article discusses the situation of monopolies in the market, their impact on the economy. The efficiency of monopolies, is their advantage over the competitive companies. The impact of monopolies on the national economy. Keywords: monopoly, market, efficiency, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.