Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ'

МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
27
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PETROLEUM INDUSTRY MARKET MODEL OF REGIONAL MARKETS REGULATION / SET OF INDICATORS / EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF OIL MARKET CONDITIONS / THE CHOICE OF SCENARIO / ОТРАСЛЕВОЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / МОДЕЛИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ / НАБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОСТОЯНИЯ РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ / ВЫБОР СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щепакин Михаил Борисович, Солкина Анна Александровна

Обосновано влияние рынка нефтепродуктов как системообразующего звена на развитие российской экономики. Рассмотрены различные модели регулирования региональных рынков и обозначены их недостатки. Предло-жена модель регулирования отраслевого рынка нефтепродуктов. Дополнен набор показателей для оценки эффективности состояния регионального рынка нефтепродуктов. Обозначены этапы выбора рационального сценария развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF REGULATION OF REGIONAL INDUSTRIAL MARKET OF OIL PRODUCTS

It is proved the impact of the oil products market as a system-level on the development of the Russian economy. Various models of regional markets regulation and marked their shortcomings. A model of regulation of industry petroleum product market. Complemented by a set of indicators to assess the effectiveness of the state of the regional market of petroleum products. Marked steps of selecting a rational scenario of the regional branch of the market of pe-troleum products.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА НЕФТЕПРОДУКТОВ»

МОДЕЛЬ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА

НЕФТЕПРОДУКТОВ

Щепакин Михаил Борисович

доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой маркетинга и управления предприятием, ФГБОУ ВПО «Кубанский

государственный технологический университет» Солкина Анна Александровна старший менеджер, ООО «ЛЛК Интернешнл»

Обосновано влияние рынка нефтепродуктов как системообразующего звена на развитие российской экономики. Рассмотрены различные модели регулирования региональных рынков и обозначены их недостатки. Предло-жена модель регулирования отраслевого рынка нефтепродуктов. Дополнен набор показателей для оценки эффективности состояния регионального рынка нефтепродуктов. Обозначены этапы выбора рационального сценария развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов.

Ключевые слова: отраслевой рынок нефтепродуктов, модели регулирования региональных рынков, набор показателей, оценка эффективности состояния рынка нефтепродуктов, выбор сценария развития

MODEL OF REGULATION OF REGIONAL INDUSTRIAL MARKET OF OIL PRODUCTS

Shchepakin М.В.

doctor of economics, professor, head of the department marketing and business management, Kuban state technological university

Solkina Anna senior Manager, OOO "LLK International"

It is proved the impact of the oil products market as a system-level on the development of the Russian economy. Various models of regional markets regulation and marked their shortcomings. A model of regulation of industry petroleum product market. Complemented by a set of indicators to assess the effectiveness of the state of the regional market of petroleum products. Marked steps of selecting a rational scenario of the regional branch of the market of pe-troleum products.

Key words: petroleum industry market model of regional markets regulation, a set of indicators, evaluation of the effectiveness of oil market conditions, the choice of scenario.

Региональный рынок представляет собой совокупность отраслевых и локальных рынков, отличающихся их уровнем развития, характером выстраиваемых отношений между различными рыночными субъектами (государством, бизнесом, обществом, населением, индивидами), состоянием эффективности их регулирования, ресурсными и иными возможностями для обеспечения устойчивого развития отраслей и сфер деятельности российской экономики в условиях кризисных явлений и обострения конкурентной среды [6,7,27,28,30, 29 ].

Значимость приобретают разработка концептуального подхода к регулированию региональных рынков, учитывающих отраслевые особенности, а также построение методического и инструментального обеспечения такого регулирования для адаптации маркетингового поведения бизнеса к удовлетворению экономических и социальных потребностей развивающейся экономики [11,17]. Через регулирование отраслевых рынков можно изменить поведение хозяйствующих субъектов [9,20, 12], создать условия для совершенствования технологических, технических и инновационных составляющих их деятельности [8,14] прийти к росту конкурентоспособности бизнеса посредством актуализации мотивационных, коммуникационных и организационно-функциональных инструментов [8, с. 26; 15, 18, 21,22]. Рынок нефтепродуктов - такой рынок, где должны решаться вопросы рационального и социально-справедливого управления ресурсами в условиях ограниченности и необходимости обеспечения ус-тойчивого роста национальной экономики [24].

Рынок нефтепродуктов можно рассматривать как один из системообразующих элементов рыночной среды регио-

на, обеспечивающий развитие других подсистем региональной экономики. Различными авторами предлагались как отдельные оценки эффективности регионального рынка, так и разнообразные модели его регулирования. Одни авторы предлагают усовершенствовать систему индикаторов оценки состояния регионального рынка нефтепродуктов следующим образом: 1) включить количественно-качественные показатели оценки его конъюнктуры; 2) сгруппировать локализованные зоны в сфере нефтепотребления и выявить динамику их развития. Комплексная методика мониторинга конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов, по мнению этих авторов, включает: а) дескриптивный анализ состояния конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов; б) структурный анализ региональной системы нефтепродуктообеспечения; в) многофакторную оценку конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов; г) позиционирование субъектов хозяйствования на рынке нефтепродуктов в регионах [1, с.11].

Другие авторы разработали адаптированную модель использования опционов в качестве инструмента формирования равновесия на региональном рынке нефтепродуктов и проанализировали основные модели участия государства в регулировании исследуемого рынка. Используя функцию Гроссмана-Хелпмана, они показали, что при использовании модели субсидирования возникают наименьшие чистые потери для общества среди вариантов, обеспечивающих устойчивое равновесие на региональных рынках нефтепродуктов [4, с.18]. Элементами опционной модели участия государства на рынках нефтепродуктов являются: законодательная фиксация владения государства опционом, то есть наделение правом требования на поставку нефтепродуктов

70

© Щепакин М. Б., Солкина А. А., 2016

с нефтеперерабатывающего завода; существенное условие вступления в силу опциона - повышение средних за неделю цен на сырую нефть на мировых биржах к такой же средней цене за предыдущую неделю; площадка для последующей реализации полученного в рамках опциона нефтепродукта - биржа нефтепродуктов с местом отгрузки на нефтеперерабатывающем заводе-поставщике. В этом случае будут эффективно использоваться сверхплановые доходы бюджета при повышениях цены на нефть, а в рамках администрирования налога на до-бычу полезных ископаемых будет реали-зовываться механизм контроля за ценой сырой нефти.

В работе А.А. Рябикиной в свою очередь исследуется только одна ха-рактеристика рынка - цена нефтепродукта. Автор является сторонником жестко регулируемых цен. При этом система ценообразования на нефтепродукты должна взаимодействовать со смежными экономическими системами и инструментами (антимонопольное регулирование, регулирование внешнеэкономической деятельности, налогообложение, кредитование и др.).

Главная цель предложения - снижение себестоимости нефтепродуктов на первом этапе товаропроводящей цепи, что выступает в качестве основы снижения цены во всех последующих звеньях [3, с.13]. При этом перечень критериев эффективности регионального рынка нефтепродуктов дополняется таким показателем, как соотношение оптовых цен производителей, или оптовых продавцов к фактическим розничным ценам:

[(Рн от - Рн баз) / Рн баз]*[(Рб от - Рб баз) / Рб баз)] > 0

(1)

где Рн от - средняя цена нефти в отчетном периоде;

Рн б - средняя цена нефти в базисном периоде;

Рб от - средняя розничная цена нефтепродукта в отчетном периоде;

Рб б - средняя розничная цена нефтепродукта в базисном периоде.

Региональный рынок нефтепродуктов в сложившейся системе налогообложения и производственной цепочке будет эффективным в случае однонаправленного изменения розничных цен на нефтепродукты вслед за изменениями цен на нефть при соблюдении условия применения данного расчета. Инструментом обеспечения эффективности розничного регионального рынка нефтепродуктов может быть законо дательное регулирование розничной наценки. Этот подход уточняет сложившуюся систему оценки эффективности регионального рынка, базирующуюся на изучении и контроле цены продукта.

Собственную модель развития регионального рынка нефтепродуктов предлагает А.О. Проскурин. Особенностью его подхода является прогнозирование таких параметров, как цена и объем реализации на основе мультипликативной тренд-сезонной модели. В качестве базового ориентира автор рассматривает максимизацию прибыли производителя, которая достигается с учетом ряда ограничений (налоговая политика государства, технологические издержки переработки и др.) [2, с. 15]. Все рассмотренные модели обладают определенными достоинствами, позволяя анализировать те или иные аспекты состояния регионального рынка. Вместе с тем, их общим недостатком является «ограниченность» критериев состояния рынка, на основе которых предлагается тот или иной механизм его регулирования. Анализ существующих подходов к регулированию отраслевого рынка нефтепродуктов региона и оценка состояния рынка и фак-

торов, на него влияющих, позволил предложить организационно-экономическая модель регулирования отраслевого рынка нефтепродуктов, представленную на рисунке 1. Предлагаемая модель регулирования регионального рынка нефтепродуктов включает четыре основных блока: ресурсный блок, индикативный блок, рыночный блок и предпринимательский блок. Ру-ководствуясь данной моделью можно четко устанавливать приоритетные векторы развития отраслевого регионального рынка при различных вариантах кризисных угроз.

Рассмотрим данную модель более подробно. Социальные и экономические аспекты функционирования и развития рынка нефтепродуктов состоят в том, что он адекватно отражает влияние различных факторов, и в первую очередь тех, которые связаны с преобразованием рыночных отношений в производственной сфере предпринимательства. На рынке нефтепродуктов сталкиваются интересы предпринимателей, наемных работников, государства и общества. Предпринимательство является системообразующим элементом рынка, а рынок нефтепродуктов - его сопряженным звеном, приобретающим свойства системообразующего, когда предпринимательство начинает ак-тивно реализовывать весь спектр своих свойств и качеств. Между ними возникает взаимодействие, направленное на удовлетворение потребностей общества. Для этого в систему обменных процессов вовлекаются различные ресурсы: их соотношения определяет рациональность их использования, а также эффективность функционирования и развития экономической системы в целом. Совокупность различных ресурсов формирует ресурсона-полняющие факторы, вовлекаемые в оборот предпринимательской сферы в том объеме, в каком это необходимо для удовлетворения имеющихся потенциальных потребностей. Проведенный анализ влияния производственной сферы предпринимательства на рынок нефтепродуктов позволил авторам установить, что их взаимодействие сказывается на характере и потенциале развития системы и может способствовать созданию условий для обеспечения устойчивости этого развития. В модели учитывается набор тех факторов, которые связаны в первую очередь с состоянием предпринимательства и которые определяют состояние рынка нефтепродуктов. Из модели видно, что нехватка нефтепродуктов или их избыток свидетельствует о тех или иных возможностях предпринимательства решать собственные проблемы и вместе с тем формировать условия для устойчивого развития системы. Предпринимательство, сопоставляя свои собственные мотивации в отношении энергетических ресурсов, а также в отношении характера использования иных ресурсов формирует запрос на ресурсонаполняющие факторы (по их количеству, качеству, характеру пополнения). В частности, ресурсонаполняющие факторы характеризуются: наличием ресурсов (человеческих, материальных, финансово-экономических, информационных и т.д.); качеством ресурсов; характером распределением первичных ресурсов. Рациональность использования ресурсов определяет в конечном итоге эффективность функционирования предпринимательства и перспективы развития экономической системы в целом. Рынок нефтепродуктов предполагает предложение энергетических ресурсов в нужном объеме, нужного качества, с нужным характером его пополнения, и тем самым по существу определяет потенци-

EKONOMIA

71

ал развития регионального субъекта хозяйствования. Он обратной связью воздействует на микросреду и воспроизводит требования к ресурсонаполняющим факторам. В модели рынок нефтепродуктов представлен как система многообразных экономических, правовых, социальных отношений самостоятельных экономических субъектов предпринимательской и иных сфер в процессе производства, распределения и потреблении товаров, ресурсов, услуг, а также как совокупность физических, духовных, инновационных и иных способностей индивидуумов. Региональным субъектам хозяйствования в данной модели отводится особое место в решении проблем устойчивого развития экономической системы. Характер преобразований и развития региональных субъектов хозяйствования зависит также и от рынков нефтепродуктов. Так в обозначенном механизме региональные субъекты хозяйствования и рынок нефтепродуктов взаимосвязаны через возникающую и удовлетворяемую потребность в энергетических ресурсах. Потребность в других ресурсах (через механизм спроса и предложения) выступает интегрирующим фактором, поскольку увязывает требования различных рынков в единый блок «мотивации» субъектов рыночных отношений в части ресурсов. Государство определяет приоритеты развития экономической системы, которые принимаются предпринимательской и иными сферами как первооснова в построении стратегий и поведения своих субъектов. Государство обозначает набор факторов регулирования рынка нефтепродуктов, который через механизм саморегулирования формирует факторы, определяющие возможности и перспективы позитивных преобразований производственного сектора экономики в направлении обретения им предпосылок для устойчивого экономического роста в рамках тех или иных региональных субъектов хозяйствования. Модель представлена на рисунке 1. В рамках разработанной модели регулирования отраслевого рынка нефтепродуктов возможно выбирать рациональные варианты развития регионального рынка. Выбор таких решений предполагает определенную этап-ность.

Основные этапы выбора рационального решения в отношении сценария развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов:

1. Понятийный этап. На данном этапе была выявлена экономическая природа отраслевого регионального рынка нефтепродуктов, включающая экономические отношения между компаниями производителями, посредническими структурами и покупателями. Данные взаимосвязи складываются в процессе производства, продвижения на рынок и продажи определенных групп товаров. Участники рынка мотивированы на рациональное распределение первичных ресурсов, укрепление конкурентных позиций, обретение по-тенциальных преимуществ в межрегиональном, коммуникационном и экологическом пространствах. Раскрытие экономической природы данного понятия создаёт благоприятные условия для формирования и реализации рациональных управленческих решений по управлению таким значимым звеном экономики региона как

отраслевые рынки.

2. Субъектный. На данном этапе необходимо установить состав участников взаимодействия и выявить прямые и обратные связи между ними. Участники - это производители, оптовые и розничные торговые организации, специалисты по маркетингу, различные группы потребителей, обособленные собственники, которым принадлежат права владения, использования и распоряжения нефтепродуктами, домохозяйства и отдельные личности, а также различные государственные органы.

3. Ресурсный. На данном этапе происходит сбор статистической ин-формации, характеризующей региональный отраслевой рынок за определенный период; определение набора первичных ресурсов. Систематизируются данные об емкости рынка нефтепродуктов, о динамике продаж в регионе, структуре продаж, динамике цен в крае и в целом по Российской федерации, изменениях мировых цен на нефть, структуре участников рынка, об инфляции, курсе валют, о финансовом состоянии компаний нефтегазового сектора, о новых инвестиционных проектах в регионе.

4. Исследовательский. На данном этапе для выявления предпочтений потребителей необходимо провести различные опросы и маркетинговые исследования, результаты которых будут использованы на следующем этапе.

5. Аналитический. На данном этапе необходимо проанализировать абсолютные и относительные показатели, характеризующие динамику изменения рассмотренных показателей: а) вклад отрасли в ВРП; б) размер поступлений в бюджет; в) степень исполнения налоговых обязательств; г) уровень рыночной концентрации; д) долю предприятий, имеющих сертификат ISO 14000; е) коэффициент Лернера; ж) коэффициент энтропии; и) индекс Герфиндаля-Гирш-мана; к) долю нефтепродуктов на региональном рынке; л) соответствующее экологическим стандартам; м) индекс потребительского оптимизма; н) уровень цен.

6. Индикативный. На данном этапе необходимо провести поэлементный расчет следующих индикаторов состояния рынка нефтепродуктов: индекс потребительского оптимизма; уровень рыночной концентрации; индикатор отклонения цены нефтепродуктов; индикатор доли предприятий отрасли имеющих сертификат ISO; индикатор Лернера; индикатор исполнения налоговых обязательств.

7. Интегральный. На данном этапе необходимо рассчитать инте-гральный показатель оценки состояния регионального отраслевого рынка нефтепродуктов.

8. Корректирующий. На данном этапе необходимо определить и обосновать значимость элементов регулирования регионального отраслевого рынка в модели и при необходимости провести корректировку параметров.

9. Результирующий. На данном этапе происходит выбор решения в отношении сценария развития регионального отраслевого рынка.

Основные этапы выбора рационального варианта по регулированию регионального отраслевого рынка нефтепродуктов представлены на рисунке 2.

Этап понятийный

Выявление экономической природы отраслевого регионального рынка нефтепродуктов, как экономической категории

субъектный

ресурсный

исследовательский

аналитический

индикативный

интегральный

корректирующий

результирующий

Установление состава участников взаимодействия и обозначение прямых и обратных связей между ними

Определение набора первичных ресурсов

Исследование регионального отраслевого рынка нефтепродуктов

т

Достижение баланса интересов органов власти и поставщиков.

- вклад отрасли в ВРП,%;

поступле-бюджет,

-размер ния в млн.руб.;

-степень исполнения налоговых обзательств,%

Достижение баланса интересов потребителей и поставщиков.

-оптовая цена, розничная цена;

- уровень рыночной концентрации,%;

- индекс Герфиндаля-Гиршмана; -коэффициент энтропии;

-коэффициент Лер-нера;

-индекс потребительского оптимизма

Сохранение экосистемы региона.

-доля нефтепродуктов, соответствующих стандарту ЕВРО в общем объеме производства и продаж в регионе %; -доля предприятий имеющих сертификат ISO 14000 ; -доля нефтепродуктов на рынке, соответствующая экол. стандартам.

1

Индикатор исполнения налоговых обязательств.

г л

Индикатор отклонения цены нефтепродуктов.

Уровень рыночной концентрации, индикатор Лернера,

Индикатор доли предприятий отрасли имеющих сертификат ISO 14000

Интегральный показатель оценки состояния регионального отраслевого рынка нефтепродуктов

Корректировка параметров регулирования отраслевого рынка

Выбор рационального решения по развитию регионального отраслевого рынка нефтепродуктов

Рисунок 2 - Этапы выбора рационального решения по сценарию развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов

Оптимизационные расчеты по выбору рационального сценария развития отраслевого рынка должны производиться в предположении, что бизнес осуществляет адаптацию своего маркетингового поведения к интересам потребителя, государства и общества, функционирующих в рамках конкретных маркетинговых коммуникационных

полей [10,16,17,18,19,20, 21, 23].Последниесоздаются его инициаторами в границах отдельных территорий, в которых осуществляется построение бизнес-процессов и управление ресурсами посредством интеграции усилий многих участников в интересах получения совокупного интегра-тивного эффекта [19,20,21,22,25,26]. Рынок нефтепродук-

тов даже в большей мере, чем другие рынки, подвержен влиянию маркетинговых интересов рыночных субъектов, реализующих свои возможности в переговорном процессе между всеми участниками рыночных отношений, втягиваемых бизнесом в этот процесс в ходе построения рыночных обменов и поиска рациональных решений по его развитию. Без эффективного регулирования рынка нефте-продуктов не представляется возможным добиться устойчивого развития национальной экономики.

Таким образом, нами предлагается определенная этап-ность выбора рационального решения по сценарию развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов. Она предусматривает выделение следующих этапов: понятийного, субъектного, ресурсного, исследовательского, аналитического, индикативного, интегрального, корректиру-

ющего и результирующего. Целесообразность выделения этапов связана с необходимостью выявления тех звеньев цепи взаимоотношений между различными рыночными агентами, которые имеют резервы для достижения требуемого уровня интегрального показателя оценки состояния регионального отраслевого рынка нефтепродуктов. Изменяя состав участников взаимодействия этого рынка, корректируя параметры их отношений, активизируя отдельные стороны рыночных обменов и собствен-но обозначая точки роста и точки противоречий между рыночными субъектами (в том числе государством, обществом и населением), можно обеспечить достижения сбалансированности интересов всех сторон и создать предпосылки для устойчивого развития регионального отраслевого рынка нефтепродуктов при минимуме затрат на его регулирование.

Библиографический список:

1. Щепакин М.Б., Солкина А.А. К разработке индикаторов состояния регионального рынка нефтепродуктов и интегрального показателя эффективности его регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - С. 347-352.

2. Щепакин М.Б., Солкина А.А. Рынок нефтепродуктов как системообразующий элемент рыночной среды региона // Современная экономика России: опора на внутренние резервы и поворот на Восток // Материалы международной науч-но-практ. конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2015.- Том 1. - С. 190-195.

3. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном пространстве // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3(56). - С. 894-899.

4. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Формирование интегративного мультипликативного эффекта в маркетинговом коммуникационном поле под воздействием коммуникационного резонатора // Экономика и менеджмент систем управления . - 2015. - Т.16. - № 2.3. - С. 400-408.

5. Солкина А.А., Щепакин М.Б. Методические аспекты оценки эффек-тивности регулирования регионального рынка нефтепродуктов // Научные труды КубГТУ - 2015. - № 2. (Режим доступа: http://ntk.kubstu.ru/file/335 )

6. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально-справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 12 (ч.3). - С. 238-245.

7. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф., Фицурина М.С. Управление произ-водственным предприятием в условиях его адаптации к требованиям рынка: монография. - Ростов н/Д: Изд. ЮФИ, 2008. - 355 с.

8. Щепакин М.Б., Виноградова Н.А., Фойгель М.А. Адаптация предприятий к рыночным воздействиям в условиях отраслевой неоднородности // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. - 1997. - № 2-3. - С. 11-14.

9. Щепакин М.Б. Управление поведением хозяйствующего субъекта в условиях изменений различного характера // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 3.2(17). - С. 308-318.

10. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как ин-струмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1 (ч.1)(66-1). - С. 1090-1097.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Модуляция маркетинговых воздей-ствий субъекта хозяйствования на участников маркетингового коммуникаци-онного пространства // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 4(ч.2) (57-2). - С. 912-915.

12. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Управление создаваемой ценностью посредством маркетинговых инъекций в составляющие деятельности хозяй-ствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 3.1(17). - С. 196-204.

13. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Инновационный потенциал - системообразующий фактор обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 2(16). - С. 87-92.

14. Щепакин М.Б., Кривошеева Е.В. К формированию системы управления конкурентоспособностью производственных предприятий в меняющейся рыночной среде // Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: материалы междунар. научно-практ. конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013. - С. 184-193.

15. Хандамова Э.Ф., Щепакин М.Б. Развитие мотивационно-коммуникационной концепции маркетинга // Экономика и предприниматель-ство. - 2015. - № 8(2) (61-2). - С. 968-973.

16. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Хараджян Л.В. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций (часть 1) // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8(37). - С. 398-495.

17. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Хараджян Л.В. К разработке методического подхода к оценке конкурентоспособности корпораций в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций (часть 2) // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 9(38). - С. 344-352.

EKONOMIA

75

18. Щепакин М.Б., Солкина А.А. К разработке индикаторов состояния регионального рынка нефтепродуктов и интегрального показателя эффективности его регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 2(55). - С. 347-352.

19. Михайлова Н.А. Технология маркетинговых исследований конъюнктуры регионального рынка нефтепродуктов: автореф. дис.....канд. экон. наук. - Волгоград, 2008. - 27 с.

20. Чижевский С.А. Стратегирование устойчивого равновесия на регио-нальных рынках нефтепродуктов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Ижевск, 2007.- 26 с.

21. Рябикина А. А. Ценообразование на рынке нефтепродуктов: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - СПб., 2000. - 26 с.

22. Проскурин А.О. Моделирование и анализ регионального рынка нефтепродуктов (на примере Ивановской области): автореф. дис.....канд. экон. наук. - Иваново, 2008. - 28 с.

23. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия: дисс.....докт.

экон. наук. - Краснодар, 2013.

24. Щепакин М.Б. Хандамова Э.Ф. Управление ресурсами хозяйствую-щих субъектов в условиях обострения внешних и внутренних противоречий в рыночном пространстве // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 6(ч.3)(59-3). - С. 1163-1168.

25. Хандамова Э.Ф. Формирование и развитие маркетингового коммуникационного поля предприятия. Дисс. докт. экон. наук. Краснодар, 2013.

26. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Субъектно-диагностическая парадигма построения сбалансированного экономического пространства // Экономика и менеджмент систем управления. - 2015. - № 2.2(16). - С. 305-314.

27. Щепакин М.Б. Мотивационные аспекты организационно-поведенческого менеджмента // Первая международная научно-практ. конф. "Проблемы и перспективы российского менеджмента на пороге XXI века" (апрель 1997, Сочи) / Материалы конф. - Краснодар: Изд-во КубГТУ, 1998. - С. 131-144.

28. Щепакин М.Б., Солкина А.А. Индикаторы оценки состояния регио-нального отраслевого рынка нефтепродуктов // Поиск модели эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. Сборник статей междунар. научно-практ. конференции / Под ред. Г.Б. Клейнера, Э.В. Соболева, В.В. Сорокожердьева. - Краснодар, 2015. - С. 373-384.

29. Экономический словарь терминов. URL: http://abc.informbureau.com/

30. Губин В.А., Щепакин М.Б. Теоретико-методологические аспекты управления экономической системой в условиях кризисной угрозы // Регио-нальный научный журнал «Экономика устойчивого развития». - 2012. - № 9. - С. 64-67.

31. Щепакин М.Б,, Солкина А.А. К разработке системы регулирования регионального рынка нефтепродуктов Краснодарского края // Альтернативные пути преодоления глобального экономического кризиса: Материалы междунар. науч-но-практ. конф. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. М.Б. Щепакина. - Краснодар: Изд. КЦНТИ, 2013. - С. 140-150.

РОЛЬ И МЕСТО МОНОПОЛИЙ В ЭКОНОМИКЕ РФ

Старкова Надежда Олеговна

кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» Кохановская Екатерина Андреевна Кубанский государственный университет, магистрант кафедры мировой экономики и менеджмента, ФГБОУ ВО

«Кубанский государственный университет»

Охарактеризованы основные достоинства и недостатки монополий с точки зрения их воздействия реализацию экономических и политических функций государства. Оценена роль и определено место монополий в социально-экономической и политической сфере РФ. Определены аспекты взаимодействия государства и монополий в РФ, обоснованы направления государственного регулирования деятельности монополистов.

Ключевые слова: монополия, естественная монополия, конкуренция, рынок, государство, внешняя политика, регулирование.

ROLE AND PLACE OF MONOPOLIES IN RUSSIAN ECONOMY

Starkova Nadezhda Olegovna

candidate of science in Economics, associate professor of International economics and management department Kuban State University

Kohanovskaya Ekaterina Andreevna

undergraduate of International economics and management department, Kuban State University

Main advantages and disadvantages of monopolies in terms of their exposure to implementation of economic and political functions of state have been described. Role and place of monopolies in socio-economic and political spheres of Russian Federation have been presented. Aspects of interaction between state and monopolies in Russian Federation have been identified, directions of state regulation of monopoly activities have been substantiated.

Key words: monopoly, a natural monopoly, competition, market state, foreign policy, regulation.

76

© Старкова Н. О., Кохановская Е. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.