Научная статья на тему 'Возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений и особенности маркетинговой деятельности в нефтегазовой компании'

Возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений и особенности маркетинговой деятельности в нефтегазовой компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / МОНОПОЛИЗАЦИЯ / МАРКЕТИНГ / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивах А. В.

Рассмотрена экономическая ситуация России в условиях нестабильности мировой экономики. Обозначенывозможности маркетинга и маркетинговой деятельности в преодолении кризисных явлений нефтегазовой компании. Обозначены возможности и особенности маркетинговой деятельности в нефтегазовой отрасли. Представлены стратегические маркетинговые альтернативы поведения в условиях нестабильной экономики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивах А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений и особенности маркетинговой деятельности в нефтегазовой компании»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

Анализ ситуации, сложившейся на рынке труда за последние годы, выявил ряд тенденций, характеризующих динамику спроса на профессии. Во-первых, наблюдается увеличение числа вакансий по всем группам профессий, что является показателем экономической стабилизации и некоторого экономического подъема.

Во-вторых, проявляется стабильный дефицит специалистов рабочих профессий. Эта тенденция находится в явном противоречии с профессионально-образовательными намерениями выпускников школ, которые в основной своей массе ориентируются на получение профессий, предполагающих средний и высший уровень профессионального образования [1, 2].

Таким образом мы видим, что престижность профессии - это категория очень условная, так как очень сильно связана с тенденциями рынка труда и предложениями вузов. Особое значение здесь уделяется не столько престижу профессии, сколько престижу профессионализм и компетентности выпускника. Список использованной литературы:

1. Алеева Е. К., Кондратова С. А. Самые востребованные выпускники России // Деньги. 2016. № 12. С. 5658.

2. Перевозова О.В. Стратегический менеджмент. Учебное пособие. Челябинск: Челябинский Дом печати. 2015.144с.

3. Перевозова О.В. Экономика и образование: тест на совместимость / Новейшие достижения в науке и образования: отечественный и зарубежный опыт. Сборник научных трудов по материалам Международной практической конференции 31 октября 2015 г. В 2-х частях. Часть 1. Смоленск: ООО «НОВАЛЕНСО», 2015.151 с.

4. Перевозова О.В., Возилова Е.В. Риски управленческой некомпетентности: источники и причины / Инновационная наука. 2015. Т.1. № 3. С. 40 - 42

5. Перевозова О.В. Формирование компетентности как фактор развития конкурентоспособности менеджеров / Современная высшая школа: инновационный аспект. 2009. № 4. С. 24 - 27.

© Залецкая А.П., 2016

УДК 339.138

Ивах А.В.,

аспирант,

Кубанский государственный технологический университет

ВОЗМОЖНОСТИ МАРКЕТИНГА В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ И ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НЕФТЕГАЗОВОЙ КОМПАНИИ

Аннотация

Рассмотрена экономическая ситуация России в условиях нестабильности мировой экономики. Обозначенывозможности маркетинга и маркетинговой деятельности в преодолении кризисных явлений нефтегазовой компании. Обозначены возможности и особенности маркетинговой деятельности в нефтегазовой отрасли. Представлены стратегические маркетинговые альтернативы поведения в условиях нестабильной экономики

Ключевые слова

Маркетинговое поведение; нефтепродукты; конкуренция; монополизация; маркетинг; нефтегазовая отрасль; маркетинговая деятельность

Российская экономика на современном этапе переживает существенное снижение темпов экономического роста, повышение инфляции, спад инвестиционной активности, сокращение импорта. Этап

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

высоких темпов роста экономики в 2003-2008 гг., которому способствовали высокие цены на нефтепродукты и возрастающий спрос на продукцию российского экспорта, завершился кризисом 20082009 гг. Кризис - процесс развития конфликта экономической системы с окружающей ее в ней рыночной средой, в рамках которого и происходит это событие [1]. Данные о структуре ВВП России за период 20022012 гг. свидетельствуют о негативных тенденциях, характеризующих структурные сдвиги в экономике России. Так, доля сельского хозяйства снизилась за этот период на 2,2 %, доля обрабатывающих производств - на 2,2 %, торговли и пр. - на 3,3 %, транспорта и связи на 2,1 % [2, с. 36]. В последние годы наша страна переживает период уменьшающегося роста, несущий в себе опасность стагнации (темпы роста ВВП в 2010-2013 гг. снизились с 4,5% до 1,2%) [2, с. 56]. Вследствие высокого уровня экономической зависимости российской экономики от мировой для России экономический кризис оказался достаточно глубоким [3, с. 55]. В 2014 г. рост ВВП составил всего 0,7% [4]. Международный валютный фонд в 2015 г. оценил перспективы падения российского ВВП на 9 % [5, с. 3], в то время как фактическое падение составило 3, 7 %. Российская экономика стала жертвой условий нестабильной мировой экономики и политики. В 2016 г. за I квартал падение российского ВВП составило 0, 3%. Ответ на санкции западных стран и Америки повлекли за собой ограничения в поставках газа и спровоцировали падение цен на нефть. Падение цены на нефть практически в два раза сократило финансовые поступления в бюджет российского государства, в котором большую часть составляют нефтегазовые доходы. Российская экономическая система отреагировала на происходящие изменения продуцированием проблем в сфере предпринимательства и сфере удовлетворения потребительского спроса. Импортозамещение, требующее больших денежных средств, не привело пока к получению серьезных результатов в решении проблем удовлетворения потребностей потребителей. Ухудшение общей конъюнктуры на потребительских рынках, усиление кризисных явлений требуют от бизнеса пересмотра своего маркетингового поведения на этих рынках, включения рациональных адаптационных механизмов и активизации инновационной и коммуникационной деятельности субъектов, а также совершенствования регулятивно-управленческой (в том числе надзорно-контрольной) деятельности органов государственной и муниципальной власти[6-11]. Нестабильность современных рыночных отношений, деформация экономического пространства требует формирования набора инструментов для регулирования отраслевого рынка и выработку единого механизма регулирования организационно-экономических отношений между бизнес-структурами [12].

В современных экономических условиях становление рыночных отношений в России обеспечивают природные ресурсы, в числе которых преобладают топливно-энергетические - важнейший фактор устойчивого развития российской экономики. Экономические проблемы решаются благодаря функционированию собственной минерально-сырьевой базы, которая впоследствии оказывает влияние на состояние окружающей природной среды. Россия - одна из крупнейших минерально-сырьевых держав мира. Средняя суммарная стоимость сырья, ежегодно извлекаемая из недр России, составляет около500 млрд долл. Ежегодно в Российской Федерации добывается минерального сырья на сумму, составляющую не менее 5-5,5% суммарной стоимости минерального сырья, добываемого в мире [13]. Для обеспечения эффективного использования природных ресурсов и удовлетворения возрастающих запросов потребителя необходимо регулировать протекающие производственные процессы и рыночные отношения. Одним из инструментов регулирования любой хозяйственной деятельности, в том числе нефтегазовых компаний, выступает маркетинг. Маркетинг предусматривает систематизацию информации о состоянии рынка, о ценах и имеющемся внутреннем потенциале компаниив интересах минимизации неопределенности на рынке и принятиярациональных управленческих решений [14].

Для нефтяной и газовой отраслей существуют особенности развития, поэтому и маркетинговый анализ, как в целом рынка, так и отдельных его участников имеет специфику. Основными показателями величины рынка являются емкость рынка и рыночная доля компаний.В качестве показателей используют количество и размер нефтяных и газовых компаний, действующих на рынке, а также долю, занимаемую ими на рынке. Размер нефтяного и газового рынка определяется объемом продажи нефти и нефтепродуктов, газа. Емкость нефтегазового рынка характеризует возможный объем реализации добытых нефти и газа на локальном рынке в течение определенного периода времени, а также возможный объем

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

реализации продуктов переработки нефти и газа [15]. Необходимо учитывать перспективы будущих продаж нефтепродуктов на внутреннем российском рынке илина мировом рынке. Для их регулирования необходимо проводить разработку критериев и индикаторов оценки состояния рынков[16]. Их выбор основан на определении целей и задач регулирования, с одной стороны, и позволяет корректировать указанные цели, - с другой. Основными индикаторами выступают вклад отрасли в валовой региональный продукт, процент и размер поступлений в бюджеты всех уровней в стоимостной оценке [17].

Центральным вопросом рыночной ориентации нефтяной и газовой компании является выявление потребительского спроса на конечную отраслевую продукцию - нефтепродукты [18]. Одной из главных задач, решение которой напрямую зависит от уровня цен на рынке, степени удовлетворенности потребителей, состояния конкурентной среды, является достижение баланса интересов потребителей и поставщиков нефтепродуктов [19]. Потребитель всегда ориентирован на реальные предложения со стороны производителя нефтепродуктов, а производитель, - на покупательский спрос, который является самым главным двигателем экономики [20, с.11]. Покупательский спрос должен умеренно опережать производственные возможности. И если этого нет, то инвестиции не идут на развитие отрасли. Кроме того, если доходы населения падают, то производитель пытается найти такие маркетинговые решения, которые позволили бы ему экономить на самых различных составляющих его производственной и маркетинговой деятельности [21]. А именно, на рекламу и PR, на стимулировании сбыта, на технологических процессах, на качестве продукции и др. Производители готовы к определенным манипуляциям во всех составляющих звеньях деятельности для увеличения потребительского спроса и на принятие эффективных решений по продвижению продукции [22].

В период кризисных явлений, когда государство и отрасли, в частности нефтяная и газовая, не располагают большим количеством финансовых ресурсов, особенно важно оценить перспективные направления деятельности бизнес-структур. Поведение хозяйствующего субъекта в различных экономических ситуациях связано, с одной стороны, с завоеванным им рыночном положением в конкретном маркетинговом коммуникационном пространстве, а с другой, — с состоянием ресурсного потенциала самого субъекта [23]. Нужно найти пути выхода из кризисной ситуации с наименьшими потерями. Ведь во время экономического кризиса внимание компании к роли маркетинга усиливается: грамотный маркетинг в кризисных условиях способствует выживанию компании и даже ее росту. Маркетологи оценивают и снижают риски компании, а также правильно используют новые возможности на рынке за счет поиска новых ниш, перестройки политики, поиска новых резервов и новых точек приложения усилий (точек роста). Поэтому необходимо разрабатывать антикризисные маркетинговые программы, которые позволили бы компаниям выживать в условиях кризиса, существовать и развиваться.

Можно выделить несколько основных маркетинговых стратегий, благодаря которым возможен выход из кризисной ситуации с наименьшими потерями. Первой является стратегия недобросовестной конкуренции, суть которой заключается в компенсации снижающегося объема продаж за счет повышения цены для покупателей или снижения цены для поставщиков. Эта стратегия не ориентирована на потребителя. Тем не менее, на российских рынках бензина и других нефтепродуктов, контролируемых монополистами, эта альтернатива является реальностью. Второй является стратегия кризисной адаптации: предусматривает обеспечение конкурентного преимущества в более низком ценовом сегменте за счет снижения издержек, сокращения ассортимента, снижения качества продукции и т.д. С одной стороны, стратегия ориентирована на учет снижающегося платежеспособного спроса, а с другой, —на уход в более низкий ценовой сегмент, который губителен для бренда и имиджа. Третьей является стратегия развития:ориентирована на обеспечение конкурентоспособности за счет увеличения ценности продукции для потребителя при сохранении цены на прежнем уровне. Стратегия представляет наибольший интерес, ведь именно она реализует ключевую функцию маркетинга - обеспечение развития компании в изменяющихся условиях.

Важной частью маркетингового исследования в нефтегазовой отрасли является оценка уровня монополизации и конкуренции. Уровень монополизации рынка можно измерить с помощью таких показателей, как коэффициент концентрации (CR) и индекс Генфиндаля-Хиршмана (HHI).

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

Коэффициент концентрации (CR) рассчитывается по следующей формуле

CR = у + у * 100%, (1)

где S - выраженные в процентах доли продаж фирм в отрасли, определяемые как отношение объёма продаж фирмы к объёму всех продаж отрасли

51 — удельный вес самого крупного предприятия;

52 — удельный вес следующего по величине предприятия [24].

Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) демонстрирует степень монополизации отрасли. Чем меньше коэффициент HHI, тем слабее конкурентная позиция отдельных субъектов. На олигополистическом рынке, каким является рынок нефтепродуктов, значение этого коэффициента стремится к 10000. Расчет коэффициента должен осуществляться по следующей формуле

HHI =s2 + S22+S32+...+S2 , (2)

[иимяряда][имя [имя ряда][имя категории^ рии] категории];

[имя ряда] [имя [пр°дан°]цент]

категории]; \

[имяроцент] категории]; [процент]

[процент]

[имя категории]; [процент]

[имя ряда] [имя категории]; [процент]

[имя ряда] [имя категории]; [процент]

Рисунок 1 - Рыночные доли российских нефтегазовых компаний за 2015 г.

Эти показатели широко используются антимонопольной службой для оценки конкурентной среды рынка [12]. Данные показатели позволяют оценить состояние рынка в полном объеме, а также выявить параметры рынка, которые поддаются регулирующему воздействию. Понимание состояние рынка позволяет разработать меры (направления) по повышению эффективности маркетингового поведения конкретного предприятия на нефтегазовом рынке.

В настоящее время в России для увеличения объемов продаж и привлечения новых клиентов нефтегазовые компании используют разные маркетинговыеподходы. Некоторые из них являются действенными, другие не дают эффективного результата. В практике российской рыночной деятельности часто встречается искаженное понимание маркетинга. Маркетинг многие воспринимают только как исследование рынка, отождествляют с рекламой или агрессивными формами продажи. Между тем, они -лишь элементы маркетинговой системы. Детальное рассмотрение маркетинговой системы возможно проиллюстрировать на примере маркетинговой деятельности нефтегазовой компании. В качестве примера взята ОАО НК «Роснефть» - лидер исследуемой отрасли и крупнейшая нефтегазовая компания мира. Продажа нефти и газа - основной источник дохода в России, обеспечивающий 40% бюджета. Миссия компании- инновационное, экологически безопасное и экономически эффективное удовлетворение потребности общества в энергоресурсах. Ключевым звеном в маркетинговой деятельности компании является организация сбыта продукции. Также компания проводит активную политику в регионах, подписывая соглашения о сотрудничестве с администрациями российских областей и республик в области реализации нефти и нефтепродуктов, строительства нефтебаз, АЗС и производственных объектов. Сектор сбыта представляет особую важность для компании с точки зрения наличия гарантированных каналов реализации [25]. Развивая этот сектор, «Роснефть» преследует цель создания дополнительной стоимости путем продажи своей продукции конечному потребителю по максимально возможной на рынке цене, а

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

также стабилизации денежных потоков за счет снижения ценовой волатильности. Общий объем реализации нефти в 2015 г. составил 111,2 млн т, включая 8,8 млн т нефти, проданной на внутреннем рынке. Объем экспорта нефти составил 102,4 млн т. Среди экспортных направлений реализации нефти экономически наиболее привлекательным для компании является восточное направление — поставки по трубопроводу в Китай, реализация в портах Козьмино и Де-Кастри. Рост поставок нефти в восточном направлении по сравнению с 2014 г. составил 41% [13]. В современных условиях нестабильности рыночной экономики и растущей конкуренции особо обострены проблемы финансовой устойчивости, созданы угрозы выживаемости нефтегазовой компании. Выход состоит в создании научно обоснованного подхода устойчивого развития нефтегазовых компаний. Суть подхода - целевая ориентация на одновременное и взаимосвязанное увеличение ресурсно-производственного потенциала, повышение финансовых результатов, обеспечение социальной и экологической безопасности. Это означает, что долгосрочное и стабильное увеличение прибыли компании, как критерий успеха в условиях рыночной экономики, должно иметь прочное, постоянно укрепляемое ресурсно-производственное основание, придающее рост финансовым результатам в деятельности. При этом обязательным условием является решение социальных задач. Социальная направленность маркетинговой политики «Роснефть» - один из залогов устойчивого развития, способствующий упрочнению репутации надежного и ответственного работодателя, партнера. Компания осуществляет рад масштабных социальных и благотворительных проектов, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий труда, решений жилищных проблем, профессиональное обучение сотрудников, материальная поддержка ветеранов и пенсионеров. Так, «Роснефть» является спонсором многих благотворительных мероприятий, мероприятий социальной направленности, а также строго следит за экологической безопасностью. Основой выбора пути устойчивого развития исследуемой компании является стратегический маркетинг с оценкой перспектив динамики спроса, предложения и цен на нефть и нефтепродукты. Уровень спроса и его динамика - это наиболее мощный внешний фактор, определяющий устойчивость развития нефтегазовой компании [19]. В условиях экономического кризиса слабый платежеспособный спрос на внутреннем рынке России - главное препятствие на пути устойчивого развития нефтегазовой компании. Что касается спроса на внешних рынках, то на сырую нефть такой спрос есть. Общий объем реализации сырой нефти в 2015 г. составил 30,4 млн т [13]. В целом, с учетом динамики спроса и разницы внутренних и мировых цен, еще на многие годы вперед наращивание экспорта нефти -основа устойчивости финансового положения «Роснефть».

Каждое новое явление порождает новые ситуации, чем раньше в компании будет применена технология антикризисного урегулирования, тем более устойчивым и быстрым будет его выход из кризиса. Для этого потребуется переосмысление целей, миссии и стратегии развития компании, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Важную роль в разработке плана выхода компании из кризиса играет подсистема управления маркетингом, исследующая рынок, и текущее положение компании на рынке, развивающая прямые и обратные коммуникационные каналы с целью повышения эффективности адаптации компании к различным факторам рыночной среды и достижения лояльности целевых аудиторий в различных ситуациях. При этом действия подсистемы управления маркетингом в процессе антикризисного планирования должны быть согласованы с действиями других подсистем управления компании и подчинены общей цели. Возможности маркетинга в преодолении кризисных явлений заключаются: а) в анализе основных характеристик рынка; б) изучении тенденций деловой активности ближайшего маркетингового окружения; в) использовании политики, стратегии, тактики, методов ценообразования и способов продвижения производимых продуктов; г) возможности краткосрочного и долгосрочного прогнозирования объемов реализации товаров. Таким образом, использование возможностей маркетинга в преодолении кризисных явлений является мощнейшим инструментом регулирования деятельности снижения рисков, а также позволяет избежать стратегических ошибок и обозначить наиболее перспективные направления преодоления кризисных явлений.

Список использованной литературы: 1. Щепакин М.Б., Губин В.А. Теоретико-методические аспекты управления экономической системой в условиях кризисной угрозы // Региональный научный журнал «экономика устойчивого развития». - 2012. —

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

№ 9. - С. 64-67.

2. Экономическая система современной России: Анатомия настоящего и альтернативы будущего / Под ред. С. Д. Бодрунова, А.А. Пороховского.-2-изд, перераб. и доп. - М.: ЛЕНАНД, 2015.- 416 с.

3. Мишулин Г.М. К вопросу о механизме формирования резервов материальных ресурсов в концепции устойчивого развития // Энергосбережение и водоподготовка. — 2006. — № 3. - С. 25-26.

4. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www.gks.ru/wps/connect/rosstat/ru/statistics/

5. Настоящий кризис еще впереди? // Мир новостей. - 2015. - № 33 (1129). - С. 3.

6.Щепакин М.Б., Мишулин Г.М. Методологический подход к преодолению системного кризиса в России // Философские исследования. — 2000. — № 3. — С. 63-78.

7. Щепакин М.Б., Мишулин Г.М., Багрий А.Г. К теоретико-методологическим основам управления развитием общественно-экономической системы // Экономические науки. — 2001. — № 3. — С. 45-57.

8. Щепакин М.Б. Предпринимательство как связующий элемент макро- и микросред экономического пространства // Известия ВУЗов «Пищевая технология». - 1996. — № 3-4. - С. 9-13.

9. Щепакин М.Б., Аксаев Э.Е. Предпринимательство в "интерьере" Российской экономики: монография. -Ростов н/Д:Изд-во СКНЦВШ,1997.-144 с.

10. Щепакин М.Б., Бенхаддад Т.Ю., Аксаев Э.Е. Поведенческие аспекты действий предпринимательских структур в условиях формирующегося рынка // Известия ВУЗов "Пищевая технология". - 1996. — № 5-6. -С. 9-12.

11. Щепакин М.Б., Евтеев А.С., Щепакин М.М. Маркетинговые аспекты производственно-сбытовой деятельности пищевых предприятий // Известия высших учебных заведений "Пищевая технология". - 1998. — № 4 (245). - С. 24-26.

12. Щепакин М.Б, Солкина А.А. Методические аспекты оценки эффективности регулирования регионального рынка нефтепродуктов // Научные труды КубГТУ. - 2015. - № 2. - С. 79-95.

13. Роснефть [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.rosneft.ru

14. Медведева Т.В., Егорушкина Т.Н. Аудит маркетинговой деятельности как инструмент контроля в системе управления предприятием // Концепт. - 2015. - № 09. -C. 46-49.

15. Щепакин М.Б., Солкина А.А. К разработке индикаторов состояния регионального рынка нефтепродуктов и интегрального показателя эффективности его регулирования // Экономика и предпринимательство. - 2015. -№ 2 (55). - С. 345-352.

16. Щепакин М.Б., Кузнецова О.А. Формирование концепции рационального и социально справедливого управления ресурсами в развивающихся социально-экономических системах // Экономика и предпринимательство. - 2015. — № 12 (ч.3)(65 - 3). - С. 238-245.

17. Щепакин М.Б., Боровиков В.Г., Маштаков А.И. Методологические и организационно-экономические аспекты обеспечения устойчивого развития депрессивного региона: монография. - Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный ун-т, 2012. - 170с.

18. Солкина А.А. Методы отраслевого регулирования территориального рынка нефтепродуктов // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. -2008. - № 9. -С. 11-13.

19. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Субъектно-диагностическая парадигма построения сбалансированного экономического пространства // Экономика и предпринимательство. - 2015. — № 2.2 (16). - С. 305-314.

20. Обед и ужин отдай врагу // Версия (28.12.2015-03.01.2016). - № 50 (525). - С. 11.

21. Щепакин М.Б, Хандамова Э.Ф. Маркетинговая мимикрия как инструмент воздействия хозяйствующего субъекта на поведение потребителя// Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 1-1 (66-1). - С. 10901097.

22. Щепакин М.Б., Хандамова Э.Ф. Экономика рекламной деятельности: учебн. пособие для вузов /М.Б. Щепакин, Э.Ф. Хандамова. - 3-е изд., доп. иперераб. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2010. - 493 с.

23. Щепакин М.Б. Модель управления поведением хозяйствующего субъекта в изменяющемся маркетинговом пространстве // WschodnioeuropejskieCzasopismo Naukowe (EastEuropeanScientificJournal) |

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х

ekonomia. - 2016. —№ 6. - С. 110 - 116.

24. Щепакин М.Б., Солкина А.А. Индикаторы оценки состояния регионального отраслевого рынка нефтепродуктов // Поиск моделей эффективного развития: экономико-правовые аспекты социохозяйственной модернизации на постсоветском пространстве. - 2015. - С. 373-384.

24. Антониади Д.Г., Кошелев А.Т. Проблемы повышения добычи нефти в условиях месторождений России // Нефть. Газ. Инновации. - 2012.

25. Щепакин М.Б., Евтеев А.С., Щепакин М.М. Маркетинговые аспекты производственно-сбытовой деятельности пищевых предприятий // Известия вузов. Пищевая технология. - 1998. — № 4. - С. 24-26.

© Ивах А.В., 2016

УДК 65.01

С.В. Ижгузина

Финансовый университет при Правительстве РФ,

Челябинский филиал, г. Челябинск, Российская Федерация E- mail: [email protected]

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Аннотация

В статье анализируется необходимость разработки систем управления предприятием для успешного создания и внедрения инноваций, снижения риска от инновационной деятельности. Рассматриваются цели управления инновациями и возможные проблемы. Определяются ключевые моменты для успешной разработки систем управления инновационным предприятием.

Ключевые слова

Система управления, инновации предприятия, управление инновациями, менеджер.

Цель создания и внедрения инноваций для предприятия — получение прибыли [1]. Сами же инновации при этом должны быть социально ориентированы, то есть должны улучшать жизнь людей и общества в целом, не наносить вреда окружающей среде, а скорее, наоборот уменьшать вредное воздействие [1].

Инновационная деятельность действующего предприятия предполагает оптимизацию и модернизацию того, что уже существует и ликвидацию устаревшего. Чтобы достичь цели, инновациями необходимо управлять. Именно поэтому сегодня многие руководители предприятий по-новому взглянули на менеджеров и на их прямое влияние на качество и эффективность управленческих процессов [2]. На протяжении становления менеджмента как науки можно выделить различные направления управления инновациями. Основные направления развития управления инновациями: увеличение производительности; улучшение качества продукции; ориентация на инновации; современные методы управления инновациями [3].

Можно сделать вывод, что на современном этапе инновации не происходят сами по себе, единично. Они системны и беспрерывны. Чтобы предприятию удерживать конкурентные преимущества, понятие «управление предприятием» должно быть идентично понятию «управление инновациями» [4]. Улучшать эффективность деятельности, повышать качество продукции недостаточно. Необходимо постоянно изменяться.

Управление инновациями ориентировано на создание и внедрение инноваций и на управление организацией при помощи инноваций и основывается на следующих ключевых моментах:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.